- Валовые частные инвестиции в основной капитал Японии, 1970-2016
- Капитальные вложения Японии, 1970-2016
- Капитальные вложения Японии, 1970-1995 (рост)
- Капитальные вложения Японии, 1995-2016 (падение)
- Капитальные вложения Японии, 1970
- Капитальные вложения Японии, 1995
- Капитальные вложения Японии, 2016
- Инвестиции в страны Юго-Восточной Азии
- Инвестиционная политика стран Восточной Азии
Валовые частные инвестиции в основной капитал Японии, 1970-2016
- Экономика Японии
- ВВП Японии
- Потребительские расходы Японии
- Расходы домохозяйств Японии
- Государственные расходы Японии
- Частные инвестиции Японии
- Капитальные вложения Японии
- Экспорт Японии
- Импорт Японии
- Потребительские расходы Японии
- Добавленная стоимость Японии
- Сельское хозяйство Японии
- Промышленность Японии
- Переработка Японии
- Строительство Японии
- Торговля Японии
- Транспорт Японии
- Услуги Японии
- Национальный доход Японии
Капитальные вложения Японии, 1970-2016
За 1970-2016 гг. капитальные вложения Японии в текущих ценах увеличились на 1 064.1 млрд. долл. (в 14.6 раз) до 1 142.6 млрд. долл.; изменение произошло на 17.1 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 22.8 млн., а также на 1 047.0 млрд. долл. благодаря росту капитальных вложений на душу населения на 8 196.0 долларов. Среднегодовой прирост капитальных вложений Японии составил 23.1 млрд. долл. или 6.0%. Среднегодовой прирост капитальных вложений Японии в постоянных ценах был на уровне 1.8%. Доля в мире снизилась на 2.8%. Доля в Азии снизилась на 43.9%. Минимум капитальных вложений был в 1970 году (78.5 млрд. долл.). Максимум капитальных вложений был в 1995 году (1 609.8 млрд. долл.).
За 1970-2016 гг. капитальные вложения на душу населения в Японии увеличились на 8 196.0 долларов (в 12.0 раз) до 8 943.9 долларов. Среднегодовой прирост капитальных вложений на душу населения в текущих ценах равен 178.2 долларов или 5.5%.
Изменение капитальных вложений Японии описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=28.7x-56 402.2 , где y — расчетное значение капитальных вложений Японии, x — год. Коэффициент корреляции = 0.834. Коэффициент детерминации = 0.696.
Капитальные вложения Японии, 1970-1995 (рост)
За период 1970-1995 гг. капитальные вложения Японии в текущих ценах увеличились на 1 531.4 млрд. долл. (в 20.5 раз) до 1 609.8 млрд. долл.; изменение произошло на 16.0 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 21.5 млн., а также на 1 515.3 млрд. долл. благодаря росту капитальных вложений на душу населения на 11 990.5 долларов. Среднегодовой прирост капитальных вложений Японии был на уровне 61.3 млрд. долл. или 12.8%. Среднегодовой прирост капитальных вложений Японии в постоянных ценах равен 3.6%. Доля в мире повысилась на 13.2%. Доля в Азии выросла на 2.4%.
На протяжении 1970-1995 гг. капитальные вложения на душу населения в Японии увеличились на 11 990.5 долларов (в 17.0 раз) до 12 738.4 долларов. Среднегодовой прирост капитальных вложений на душу населения в текущих ценах составил 479.6 долларов или 12.0%.
Капитальные вложения Японии, 1995-2016 (падение)
В течение 1995-2016 гг. капитальные вложения Японии в текущих ценах снизились на 467.3 млрд. долл. (на 29%) до 1 142.6 млрд. долл.; изменение произошло на 17.5 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 1.4 млн., а также на -484.7 млрд. долл. из-за падения капитальных вложений на душу населения на 3 794.4 долларов. Среднегодовой прирост капитальных вложений Японии равен -22.3 млрд. долл. или -1.6%. Среднегодовой прирост капитальных вложений Японии в постоянных ценах равен -0.40%. Доля в мире снизилась на 16.0%. Доля в Азии снизилась на 46.3%.
За период 1995-2016 гг. капитальные вложения на душу населения в Японии увеличились на 3 794.4 долларов (на 29.8%) до 8 943.9 долларов. Среднегодовой прирост капитальных вложений на душу населения в текущих ценах равен -180.7 долларов или -1.7%.
Капитальные вложения Японии, 1970
Капитальные вложения Японии в 1970 году составляли 78.5 млрд. долл., занимали 3е место в мире. Доля капитальных вложений Японии в мире составила 9.0%.
Капитальные вложения на душу населения в Японии в 1970 году были равны 747.9 долларов, занимали 22е место в мире и были на уровне капитальных вложений на душу населения на Таити (758.8 долларов), капитальных вложений на душу населения в Бельгии (754.2 долларов), капитальных вложений на душу населения во Франции (735.3 долларов), капитальных вложений на душу населения в Исландии (720.1 долларов), капитальных вложений на душу населения на Бермудах (713.9 долларов), капитальных вложений на душу населения на Багамах (707.1 долларов). Капитальные вложения на душу населения в Японии были больше, чем капитальные вложения на душу населения в мире (235.8 долларов) на 512.1 долларов.
Сравнение капитальных вложений Японии и соседей в 1970 году. Капитальные вложения Японии были больше, чем капитальные вложения Китая (23.0 млрд. долл.) в 3.4 раз, капитальные вложения Южной Кореи (2.3 млрд. долл.) в 33.7 раз. Капитальные вложения на душу населения в Японии были больше, чем капитальные вложения на душу населения в Южной Корее (72.2 долларов) в 10.4 раз, капитальные вложения на душу населения в Китае (27.9 долларов) в 26.8 раз.
Сравнение капитальных вложений Японии и лидеров в 1970 году. Капитальные вложения Японии были больше, чем капитальные вложения Германии (63.0 млрд. долл.) на 24.5%, капитальные вложения Франции (38.3 млрд. долл.) в 2.1 раз, но были меньше, чем капитальные вложения США (227.8 млрд. долл.) на 65.6%, капитальные вложения СССР (154.6 млрд. долл.) на 49.3%. Капитальные вложения на душу населения в Японии были больше, чем капитальные вложения на душу населения во Франции (735.3 долларов) на 1.7%, капитальные вложения на душу населения в СССР (637.9 долларов) на 17.2%, но были меньше, чем капитальные вложения на душу населения в США (1 086.8 долларов) на 31.2%, капитальные вложения на душу населения в Германии (802.5 долларов) на 6.8%.
Потенциал капитальных вложений Японии в 1970 году. При показателе капитальных вложений на душу населения на таком же уровне, как капитальные вложения на душу населения в США (1 086.8 долларов), капитальные вложения Японии был бы 114.0 млрд. долл., что на 45.3% больше фактического уровня.
Капитальные вложения Японии, 1995
Капитальные вложения Японии в 1995 году составляли 1 609.8 млрд. долл., занимали 1е место в мире и были на уровне капитальных вложений США (1 594.0 млрд. долл.). Доля капитальных вложений Японии в мире составила 22.2%.
Капитальные вложения на душу населения в Японии в 1995 году составляли 12 738.4 долларов, занимали 3е место в мире и были на уровне капитальных вложений на душу населения в Швейцарии (12 145.0 долларов). Капитальные вложения на душу населения в Японии были больше, чем капитальные вложения на душу населения в мире (1 263.0 долларов) на 11 475.4 долларов.
Сравнение капитальных вложений Японии и соседей в 1995 году. Капитальные вложения Японии были больше, чем капитальные вложения Китая (243.8 млрд. долл.) в 6.6 раз, капитальные вложения Южной Кореи (209.4 млрд. долл.) в 7.7 раз, капитальные вложения России (84.9 млрд. долл.) в 19.0 раз. Капитальные вложения на душу населения в Японии были больше, чем капитальные вложения на душу населения в Южной Корее (4 622.3 долларов) в 2.8 раз, капитальные вложения на душу населения в России (572.3 долларов) в 22.3 раз, капитальные вложения на душу населения в Китае (196.5 долларов) в 64.8 раз.
Сравнение капитальных вложений Японии и лидеров в 1995 году. Капитальные вложения Японии были больше, чем капитальные вложения США (1 594.0 млрд. долл.) на 0.99%, капитальные вложения Германии (606.5 млрд. долл.) в 2.7 раз, капитальные вложения Франции (322.3 млрд. долл.) в 5.0 раз, капитальные вложения Китая (243.8 млрд. долл.) в 6.6 раз. Капитальные вложения на душу населения в Японии были больше, чем капитальные вложения на душу населения в Германии (7 465.4 долларов) на 70.6%, капитальные вложения на душу населения в США (6 000.1 долларов) в 2.1 раз, капитальные вложения на душу населения во Франции (5 376.5 долларов) в 2.4 раз, капитальные вложения на душу населения в Китае (196.5 долларов) в 64.8 раз.
Капитальные вложения Японии, 2016
Капитальные вложения Японии в 2016 году были равны 1 142.6 млрд. долл., занимали 3е место в мире. Доля капитальных вложений Японии в мире была равна 6.2%.
Капитальные вложения на душу населения в Японии в 2016 году были равны 8 943.9 долларов, занимали 27е место в мире и были на уровне капитальных вложений на душу населения в Новой Зеландии (9 507.4 долларов), капитальных вложений на душу населения в Гонг Конге (9 458.1 долларов), капитальных вложений на душу населения в Финляндии (9 344.8 долларов), капитальных вложений на душу населения в Брунее (9 258.5 долларов), капитальных вложений на душу населения в Нидерландах (9 138.0 долларов), капитальных вложений на душу населения в ОАЭ (8 895.6 долларов), капитальных вложений на душу населения в Германии (8 547.0 долларов). Капитальные вложения на душу населения в Японии были больше, чем капитальные вложения на душу населения в мире (2 488.2 долларов) на 6 455.7 долларов.
Сравнение капитальных вложений Японии и соседей в 2016 году. Капитальные вложения Японии были больше, чем капитальные вложения Южной Кореи (418.8 млрд. долл.) в 2.7 раз, капитальные вложения России (243.5 млрд. долл.) в 4.7 раз, но были меньше, чем капитальные вложения Китая (4 760.3 млрд. долл.) на 76%. Капитальные вложения на душу населения в Японии были больше, чем капитальные вложения на душу населения в Южной Корее (8 245.9 долларов) на 8.5%, капитальные вложения на душу населения в Китае (3 391.7 долларов) в 2.6 раз, капитальные вложения на душу населения в России (1 691.4 долларов) в 5.3 раз.
Сравнение капитальных вложений Японии и лидеров в 2016 году. Капитальные вложения Японии были больше, чем капитальные вложения Германии (700.1 млрд. долл.) на 63.2%, капитальные вложения Индии (637.5 млрд. долл.) на 79.2%, но были меньше, чем капитальные вложения Китая (4 760.3 млрд. долл.) на 76%, капитальные вложения США (3 631.9 млрд. долл.) на 68.5%. Капитальные вложения на душу населения в Японии были больше, чем капитальные вложения на душу населения в Германии (8 547.0 долларов) на 4.6%, капитальные вложения на душу населения в Китае (3 391.7 долларов) в 2.6 раз, капитальные вложения на душу населения в Индии (481.3 долларов) в 18.6 раз, но были меньше, чем капитальные вложения на душу населения в США (11 272.8 долларов) на 20.7%.
Потенциал капитальных вложений Японии в 2016 году. При показателе капитальных вложений на душу населения на таком же уровне, как капитальные вложения на душу населения в США (11 272.8 долларов), капитальные вложения Японии был бы 1 440.1 млрд. долл., что на 26% больше фактического уровня.
Инвестиции в страны Юго-Восточной Азии
В прошлом году мы беседовали с Татьяной Шереметьевой, генеральным директором Российско-сингапурского бизнес-союза (РСБС), на тему привлекательности Сингапура для ведения бизнеса. За это время многое изменилось, а возможности компании вышли за границы города-государства. Разве это не повод встретиться снова?
— Татьяна, как вы оцениваете 2016 год? Не повлияли ли препятствия в мировой экономике на количество желающих из России и стран СНГ вести бизнес в/с Сингапуром?
— С точки зрения бизнеса препятствия в мировой экономике значительно увеличили количество желающих вести бизнес не только в Сингапуре, но и в целом в азиатских странах. Ведь не стоит забывать, что Сингапур сам по себе не представляет большого экономического интереса — население страны составляет всего 5,3 миллиона человек. При этом Сингапур является отличной точкой входа на перспективные рынки стран АСЕАН: Индонезии, Малайзии, Таиланда, Вьетнама, Филиппин. Объединенный рынок стран АСЕАН является третьим в мире по величине населения и составляет более 600 миллионов человек. Если к этому прибавить рынки Китая и Индии, то объем потенциального рынка превысит 3 миллиарда человек. В связи с этим мы приняли стратегическое решение выйти за границы Сингапура и начать оказывать полномасштабную бизнес-поддержку русскоговорящим клиентам также в других азиатских странах: Гонконге, Вьетнаме, Таиланде, Индонезии, Малайзии.
— Мы знаем, вы запустили два новых портала — о покупке бизнеса и инвестициях в Юго-Восточной Азии, а также торговый портал для России со странами Азиатского региона. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
— Да, последние несколько лет мы активно анализировали поступающие к нам запросы и сделали вывод, что создание онлайн-площадок по торговле и инвестициям является необходимым шагом для развития российско-азиатских бизнес-отношений. Портал по покупке бизнеса и инвестиций в первую очередь направлен на людей, которые хотят защитить и приумножить свои сбережения путем инвестиций в быстрорастущие азиатские бизнесы. При этом мы приняли во внимание, что количество людей, располагающих достаточными средствами для крупных инвестиций и покупки успешных бизнесов, не так велико, и стараемся найти интересные и перспективные проекты для краудфандинга (совместного инвестирования), которые подойдут инвесторам с небольшим капиталом.
Что касается торгового портала — в связи с экономической ситуацией в России и странах СНГ с европейскими санкциями, возможность выхода на рынки Азии — это практически единственная возможностьдля российских компаний в сложившихся обстоятельствах не только выжить, но и успешно развиваться на глобальном рынке. Для азиатских стран Россия всегда была интересным сырьевым рынком, и серьезное падение курса рубля только усилило этот интерес. Взаимодействие стран и крупных компаний на государственном уровне уже неплохо работает, но для малого и среднего бизнеса нет отлаженных механизмов торгового взаимодействия. Поэтому мы старались создать площадку, на которой представители среднего и малого бизнеса России и Азии получат возможность найти поставщиков и покупателей для своей продукции, а также продвинуть свои товары и услуги на рынки Юго-Восточной Азии.
— Если бы вас попросили дать совет русскоговорящему инвестору, рассматривающему Азиатский регион в качестве площадки для вложения денег, на что бы вы посоветовали ему обратить внимание?
— Что бы ни писали в красивых буклетах по туризму и инвестициям, не стоит забывать, что Восток — дело тонкое, каждая азиатская страна имеет свою бизнес-, политическую и миграционную политику, которую надо знать и понимать, прежде чем принимать решение об инвестициях. Если вы не прожили в Азии много лет и не знаете ее как свои пять пальцев, лучше воспользоваться услугами проверенных посредников, сделать предварительный анализ рынка, провести проверку благонадежности финансового состояния потенциального партнера или объекта для инвестиций и помнить, что скупой платит дважды. Желание сэкономить на мелочах может впоследствии привести к серьезным негативным последствиям.
— Какие трудности могут ожидать российский бизнес в странах ЮВА? И как РСБС может помочь в этом вопросе?
— Как я уже упоминала, незнание рынка, специфики и языка страны, с которой вы хотите работать, является самой большой проблемой для российского бизнеса при работе со странами ЮВА. С тем, чтобы помочь российским компаниям максимально плавно обойти все подводные камни работы с азиатскими странами, Российско-азиатский бизнес-союз старается реализовать принцип «одного окна» бизнес-помощи русскоговорящим клиентам по странам Юго-Восточной Азии.
Инвестиционная политика стран Восточной Азии
4.1 Инвестиционная политика Южной Кореи
Политика Южной Кореи относительно своих зарубежных инвестиций также пережила определенную трансформацию: от робкого проникновения на международный рынок капитала с предложением строительных услуг до активного внедрения своих ТНК в производственно-сбытовую деятельность ряда стран мира. При этом менялись географические и отраслевые ориентиры этой политики.
В Южной Корее объём внешней торговли в 2005 году составил 70 % от ВВП, а доходы компаний, которые инвестировались из-за рубежа, составили почти 14 % от объёма продаж всей промышленности. Южнокорейское правительство направляет усилия на привлечение иностранных инвестиций в страну. Самый свежий пример — открытие крупнейшего в мире LCD-комплекса в Пхаджу, всего в нескольких километрах от Демилитаризованной зоны.
Крупнейшие инвесторы в южнокорейскую экономику — США, Япония и Великобритания. Ниже приведены объёмы прямых иностранных инвестиций по странам-инвесторам (млн долларов США).
Для того чтобы сделать экономику страны более привлекательной для иностранных инвестиций, правительство приняло ряд мер, среди которых следует отметить принятие нового нормативного документа — «Акта об операциях в иностранной валюте» (англ. Foreign Exchange Transaction Act). Эти меры были разбиты на два этапа с расчётом на два года. Главные цели — либерализация капитала и модернизация рынка обмена валюты. В мае 1998 года был упразднён потолок на иностранные инвестиции в южнокорейские акции без фиксированного дивиденда. С 25 мая того же года иностранцы могут покупать доли в любой южнокорейской компании без разрешения совета директоров (за исключением компаний военно-промышленного комплекса и общественных объединений). Иностранцы могут приобретать до 50 % стоимости общественных объединений.[19]
В апреле 2002 года правительство представило планы развития рынка иностранной валюты с целью создать в Южной Корее более инвестиционно привлекательный климат. Была упразднена процедура сертификации Центральный банком страны и упрощён документооборот при совершении финансовых сделок. Движение капитала стало более свободным.
Большая часть инвестиций в текстильную отрасль, которые делает Южная Корея, идёт в Китай, кроме того, делаются инвестиции в текстильную отрасль США, Вьетнама, Филиппин, Индонезии, Гватемалы, Гондураса, Бангладеша и Шри-Ланки. Прямые инвестиции в текстильную промышленность других стран в период с 1987 по 2002 год выросли в 110 раз. Количество работников отрасли в период с 1990 по 2001 год уменьшилось на 38,7 % — с 605 тыс. до 371 тыс. Объём добавленной стоимости текстильной промышленности упал с 8,6 трлн вон в 1989 году до 5,5 трлн вон в 2001 году.[20]
Иностранные инвестиции в Республику Корея, тыс долл.
4.2 Инвестиционная политика Японии
По состоянию на 2010 год Япония заняла второе место в мире после Китая по экспорту капитала. Экспорт капитала является в настоящее время главной формой внешнеэкономической деятельности. Больше всего японских капиталов работает в США (42,2%), странах Азии (24,2%), Западной Европы (15,3%), Латинской Америки (9,3%).
Правительство Японии намерено выделить более 300 млн долл. на развитие солнечной энергетики в десятках развивающихся стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Основная цель инвестиций – захват мирового рынка японскими предприятиями-производителями солнечных панелей. Япония будет предоставлять и устанавливать оборудование на безвозмездной основе в рамках новой антикризисной программы. По оценке японского правительства, предпринимаемые усилия помогут повысить конкурентоспособность национальной промышленности. Япония является одним из лидеров рынка солнечной энергии по темпам ввода мощностей и установленной мощности. К 2020 году мощность солнечной энергетики Японии составит 37 ГВт, что в 26 раз превышает уровень 2005 года.
Между тем, Япония активно привлекает иностранные инвестиции. Токио планирует довести объем инвестиций из-за рубежа в экономику страны до 5% от валового внутреннего продукта. К концу 2008 года этот показатель приблизился к отметке 3,6% ВВП.
Япония, являясь второй, после США, страной по уровню развития экономики, имеет потенциально огромный рынок для прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Вплоть до конца 70-х гг. в Японии сохранялись довольно жесткие ограничения для иностранных инвесторов. Однако в силу международных обязательств в рамках ОЭСР, МВФ, ГАТТ и других международных организаций, а также под нажимом основных торгово-экономических партнеров, требовавших сокращения чрезмерно большого положительного сальдо внешнеторгового баланса, в целях преодоления экономического спада, поиска новых путей и способов оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности, Япония вынуждена была пойти на постепенную либерализацию условий инвестирования иностранного капитала.
Правительство установило лишь небольшое количество ограничений на ПИИ в Японию и уже осуществило ряд мер по устранению или либерализации большинства правовых ограничений, распространяемых на специфические отрасли экономики. В отношении иностранных фирм, имеющих намерение сделать инвестиции, правительство не выдвигает каких-либо требований в отношении сбалансированности их экспорта или структуры торговли. Иностранные инвестиции не подвергаются риску экспроприации или национализации, как это имеет место во многих других странах.
Трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, как впервые выходящие на японский рынок, так и стремящиеся увеличить объем своих инвестиций в Японии, в большинстве своем являются не результатом каких-либо правовых ограничений со стороны японского правительства, а происходят из сложившейся практики ведения частного бизнеса; эти трудности заключаются в следующем:
– довольно высокий общий уровень цен в Японии, что делает слишком дорогим для иностранных инвесторов как выход на рынок Японии, так и увеличение своих инвестиций в ней;
– корпоративная практика и рыночные устои, запрещающие иностранным компаниям приобретение японских фирм (включая непривычный для иностранцев японский бухгалтерский учет и закрытость финансовой информации); перекрестное держание акций между фирмами-участницами различных бизнес-групп («кэйрэцу»), низкая доля официально котирующихся на фондовой бирже обыкновенных акций по отношению к общему капиталу многих компаний, а также широко распространенная антипатия к слияниям и объединениям западного толка;
– широко распространенная среди японских компаний, входящих в вышеупомянутые бизнес-группы «кэйрэцу», практика установления особо тесных взаимоотношений между продавцом и покупателем, наделяющих их эксклюзивными правами в рамках создаваемых союзов и объединений, что весьма затрудняет проникновение в них иностранных фирм, а также местных «новичков»;
– обременительные законы и регулирование, которые напрямую или косвенно сужают условия для установления деловых связей и создают трудности для проникновения на японский рынок иностранной продукции, услуг и прямых иностранных инвестиций;
– тесные связи между правительством и промышленностью, которые можно проиллюстрировать на примере введения неформального «административного руководства» министерств в отношении японских компаний; перемещение чиновников, вышедших на пенсию, в японские частные компании и торговые ассоциации; делегирование своих представителей в торговые ассоциации, которые устанавливают свои собственные внутренние правила, обязательные для своих членов.
Прямые иностранные инвестиции в Японию. В первой половине 1998 ф.г., т. е. за период с 1. 04. 98 по 1. 10. 98 г., ПИИ составили 4,3 млрд.долл. (увеличение на 2% по сравнению с соответствующим периодом 1997 ф.г.). Но при этом произошло довольно значительное (на 28,6%) сокращение японских инвестиций за рубеж, составивших в I половине 1998 ф.г. всего 16,8 млрд.долл.
Дисбаланс в объемах иностранных инвестиций в Японию и японских инвестиций за рубеж в течение пяти лет (1993-97 ф.г.) сохранялся на уровне 1:10 и лишь в первой половине 1998 ф.г. он уменьшился до уровня 1:3,9. За более длительный период, начиная с 1950 ф.г. и по 1997 ф.г., когда совокупные ПИИ в Японию составили 50,3 млрд.долл., а объем японских инвестиций за рубеж – 616,3 млрд.долл., это соотношение составило 1: 12,3.
Ряд японских фирм перенесли свое производство из третьих стран в Японию. Так, компания «Кэнон Кемикалс» решила увеличить производство картриджей для лазерных принтеров в самой Японии, а фирма «Мацусита электрик» вообще перенесла производство телефаксов из Малайзии в Японию. Такая инвестиционная политика объясняется продолжающимся в Азии экономическим кризисом.
В течение первой половины 1998 ф.г. резко изменилась географическая направленность иностранных инвестиций в Японию. На первое место вышли страны-инвесторы из Северной Америки, объем инвестиций из которых увеличился более чем в 3 раза, а их доля в общих иностранных инвестициях возросла с 22,44 до 42,6%. Объем инвестиций из европейских стран увеличился на 46%, их доля составила 33,1%, из которых в указанный период 18,5% приходится на Голландию. Почти в 2 раза (с 12,4 до 21,5%) возросла доля инвестиций, осуществляемых находящимися в Японии предприятиями с иностранным капиталом.[21]
4.3 Инвестиционная политика Китая
Создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовой техники и технологии — один из краеугольных камней успеха проведения экономической реформы в Китае. С 80?х годов прошлого века изменения инвестиционного механизма в стране отражают кардинальные сдвиги в социально-экономической структуре. Прежде всего, это относится к реформированию отношений собственности, создающему смешанную экономику и базу для общего расширения каналов инвестирования.
В настоящее время Китай ставит задачу совершенствования механизма проведения активной инвестиционной политики за счет рискового инвестирования, создания рынка учредительских акций, поддержки средних и мелких предприятий в техническом новаторстве, увеличения инвестиций государства и общества на научно-технические цели. Инвестиции, считают в Китае, должны обеспечить «разумно опережающее развитие образования в интересах развития народного хозяйства и социальной сферы» 1 .
По-прежнему важное значение отводится реформированию инвестиционной сферы и всей финансовой системы, чтобы расширить возможности накопления капитала для развития реального сектора экономики, обеспечения многоканального инвестирования строительства, реконструкции и функционирования хозяйственных объектов. Одним из актуальных направлений остается акционирование крупных и средних государственных предприятий, трансформация их хозяйственного механизма за счет нормированного выхода на фондовый рынок, совместного с иностранными инвесторами вложения капиталов, взаимного участия в паях и т.д. При этом подчеркивается, что государство должно владеть контрольным пакетом акций лишь тех предприятий, которые имеют отношение к «командным высотам» народного хозяйства и безопасности страны.
Урегулирование проблем производственной структуры, структуры инвестирования и других аспектов реформирования происходит по принципу «йоу цзин йоу лян, йоу совэй йоу со бу вэй», то есть «можно продвигаться вперед и отходить назад, сосредотачиваться на определенных задачах, оставляя в стороне другие» — и все это, в конечном счете, направлено на достижение поставленных целей.
Углубление реформы финансово-налоговой и инвестиционной систем тесно взаимосвязаны. Активная финансовая политика стимулирует увеличение капиталовложений и потребления, открывает горизонтальные и вертикальные потоки перемещения финансовых средств. В 1978-1998 гг. отношение темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) к темпам роста инвестиций в среднем составило 0,76. Несмотря на рост органического состава капитала, эффективность использования капитальных вложений оставалась невысокой, экономический рост базировался на экстенсивных факторах. Наряду с высокими темпами развития экономики, норма накопления находилась на традиционно высоком уровне: в 1978 г. — 36,5%, 1995 г. — 40,8%, 1998 г. — 34,7%, 1999 г. — 37,0%. Традиционно высокими являются и сберегательные вклады населения. На конец 2000 г. они составили 6 трлн. 430 млрд. юаней (официальный валютный курс 1 долл. = 8,3 юаня).
В 1999 г. Китай без учета Сянгана (Гонконга) занимал 9?е место по объему экспорта продукции (3,5% — в мировом экспорте; Россия в том же году — 1,3%) и 11?е место по объему импорта продукции (2,8% — в мировом импорте; Россия — 1,2%) 2 .
Среднегодовые темпы прироста внешнеторгового оборота материкового Китая в 1978-1997 гг. значительно опережали среднегодовые темпы прироста ВВП, они составляли соответственно 15,6% и 9,8%. Это вполне соответствует прогрессивным мировым тенденциям последних лет.
В 2000 г. внешнеторговый оборот Китая составил 474,3 млрд. долл.
Уже в 1997 г. Китай (без учета Сянгана) занял второе место в мире по запасам иностранной валюты (почти 140 млрд. долл.). На конец 2000 г. государственные запасы иностранной валюты в КНР составили 165,6 млрд. долл.
В 1990 г. Китай по объему привлеченных долгосрочных иностранных инвестиций вышел в первые ряды среди развивающихся стран. По объему фактически использованных прямых инвестиций с 1993 по 1998 гг. Китай занимал первое место среди развивающихся стран и второе место в мире после США. За период с 1979 по 1998 гг. размер прямых инвестиций в экономику Китая составил свыше 220 млрд. долл.
Таким образом, к концу XX столетия в Китае были подготовлены условия для вступления в новый этап мирового развития. Китай сознательно входит в процесс глобализации и стремится стать ее субъектом, а не объектом.
Как первый и важнейший шаг участия в экономической глобализации является вступление Китая в ВТО, которое планируется на конец 2001 г. К вступлению в эту организацию Китай готовился более 10 лет, конкретно обсуждая условия вступления с каждой из входящих в ВТО стран. Совершенствование правовых аспектов сотрудничества с ВТО продолжается, вносятся коррективы и дополнения в соответствующие нормативные акты, готовятся специальные кадры, хорошо знающие правила международной торговли.
Вступление в ВТО для Китая — это защита и отстаивание своих национальных интересов, использование этой международной организации для получения инвестиций и доступа к новым и высоким технологиям.
О возрастании влияния интенсивных факторов роста в экономике Китая свидетельствуют следующие данные: если в целом за период с 1978 по 1998 г. вклад производительности труда в экономический рост составил 36,6%, капитальных вложений — 49,5%, прирост занятых — 13,9%, то в период 1996-1998 гг. эти показатели соответственно составили 39,7%, 47,6% и 12,7%.
Продукция новых и высоких технологий составила в ВВП Китая в 2000 г. почти 3% против 1,5% в среднем за период 1993-1997 гг. По программе научно-технического развития Китая в 2001-2005 гг. к концу пятилетки в стране должна быть создана в предварительном порядке национальная система новаторства, целью которой является повышение конкурентоспособности национального производства на международном рынке, рост уровня китайской науки и укрепление ее способности к самостоятельным разработкам. Таким образом, Китай предполагает не отстать от глобальных мировых процессов, связанных с ускорением информатизации и распространением новых и высоких технологий.
В Китае с начала проведения реформ произошли значительные изменения в структуре инвестиций в основные производственные фонды.
В инвестиционный процесс активно подключились коллективные, частные, совместные, индивидуальные предприятия, а также иностранные предприниматели (главным образом китайского происхождения). В то же время государство, оставаясь главным действующим лицом в управлении накопительно-инвестиционым процессом, существенно снизило удельный вес государственных бюджетных ассигнований в основные производственные фонды страны. Коммерциализация предприятий государственного сектора в сочетании с расширением альтернативных секторов экономики стимулирует децентрализацию инвестиционного процесса в Китае и повышает роль внебюджетных источников финансирования. Роль внебюджетных инвестиций особенно велика в коллективном и частном секторах экономики, где практически осуществляется самофинансирование и самохозяйствование.
В развитии инвестиционного потенциала страны большую роль играет привлечение иностранного капитала, значение которого в восполнении недостатка внутреннего капитала, улучшении инвестиционного климата, создании механизма конкурентной борьбы. С помощью иностранных инвестиций приобретается передовой опыт управления и современные технологии, происходит процесс интеграции в мировую экономику. Приток иностранного капитала оказывает значительное влияние как на развитие негосударственных секторов экономики Китая, так и на объекты государственной собственности. Среди привлеченных источников иностранного капитала 90% приходится на азиатские страны, в том числе капитал, вложенный Сянганом и Тайванем, составляет свыше 60%.
С 1996 г. произошла смена приоритетов в использовании иностранных инвестиций. Главный упор был сделан на их качество, увеличение инвестиций на каждый объект, рост объема фактически использованных инвестиций и объема инвестиций в сферу высоких технологий и инфраструктуру. В 90?е годы значительно увеличился удельный вес иностранных инвестиций в производстве ВВП и в основных производственных фондах.
Так, в 1990 г. доля прямых иностранных инвестиций в ВВП Китая составила 0,9%, в основные производственные фонды — 2,6%, а 1996 г. она возросла соответственно до 10,4% и 5,2%. За 1998-2000 гг. инвестиции в инфраструктуру составили более 181 млрд. долл.
В последнее время Китай интенсивно пробует такие формы увеличения использования иностранного капитала, как покупка и слияние предприятий, рисковое инвестирование, учреждение инвестиционных фондов и др.
Отмечая несомненные успехи инвестиционной политики Китая, следует учитывать, что она продолжает опираться на высокую норму накопления и инвестирования. Для устойчивости инвестиционного процесса в тех условиях, которые сложились в настоящее время, необходимы:
· твердый курс юаня;
· невысокая инфляция (не более 10%);
· повышение качества инвестиционных ресурсов;
· поставки современной техники и технологии, новых материалов;
· современные знания, многоканальные источники капиталовложений по горизонтали и вертикали.
В 1996-2000 гг. в Китае было преодолено влияние роста инфляции в начале пятилетки и остановлена дефляция в середине той же пятилетки. Однако многие процессы в китайской экономике могут оказаться непредсказуемыми. Государственный долг Китая составляет 144,9 млрд. долл. (12% от ВВП) 3 .
На период 2001-2005 гг. поставлена задача углубления реформы инвестиционной системы, которая включает: принцип инвестиционной ответственности юридических лиц, тендерную систему в выборе инвесторов, систему надзора за качеством строительства, контроль за выполнением контрактов и совершенствование механизма инвестиционного контроля в целом. [22]
Источники: http://be5.biz/makroekonomika/fixed_capital_formation/jp.html, http://uniquesingapore.ru/?p=3278, http://lektsii.org/6-107126.html
Источник: