Инвестиции резидентов РФ в экономику зарубежных стран (стр. 3 из 9)
Обычно советским контролирующим компаниям принадлежал контрольный пакет акций их дочерних компаний на Западе. Типичная советская контролирующая компания имела контрольный пакет в девяти фирмах из десяти. Наличие контрольного пакета акций проявляло естественную инвестиционную стратегию, поскольку советским фирмам хотелось сохранить прямой контроль за деятельностью созданных ими предприятий, нежели выступать в качестве, стремящихся заработать инвесторов.
Количество основных советских корпораций за границей до распада СССР не превышало 500. Несмотря на их скромное число, они играли важную роль в развитии советского экспорта. Они реализовывали более 40% советской нефти и нефтепродуктов за границей, 60% экспорта древесины, бумаги и целлюлозы и более 50% экспорта товаров народного потребления. Необходимо помнить, что деятельность советских предприятий за границей была продиктована не столько логикой предпринимательства, сколько служили целям проводимой СССР внешней политики.
2. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ И ПРЯМЫЕ РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ ЗА РУБЕЖ.
С середины 1990-х годов многие иностранные компании активизировали свою деятельность в странах с переходными экономиками. По данным доклада Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в 1994 году прямые иностранные инвестиции во все страны с переходными экономиками составили 7 миллиардов долларов США, в то время как шесть лет спустя объем прямых иностранных инвестиций превысил 25 миллиардов долларов США. К началу 2001 года объем прямых иностранных инвестиций в бывшие страны плановой экономики достиг 150 миллиардов долларов США. На Польшу, Венгрию и Чехию приходится половина всего объема инвестиций в страны с переходными экономиками. Россия же с гигантскими природными ресурсами и населением в 147 миллионов человек, т.е. примерно в 2,5 раза больше, чем население этих трех стран Центральной и Восточной Европы вместе взятое, смогла привлечь прямых иностранных инвестиций на сумму менее 20 млрд. долларов, т.е. столько же, сколько Венгрия с населением 10 миллионов и скромными природными ресурсами.
Прямые иностранные инвестиции на душу населения еще менее впечатляющие для нашей страны. Совокупный чистый объем притока инвестиций в период 1989-2000 годов в Россию составил всего 70 долларов, в то время, как соответствующий показатель для СНГ составил 170 долларов и 500 долларов для всех стран с переходными экономиками. Самыми привлекательными странами в данной категории, в отношении совокупного чистого объема прямых иностранных инвестиций на душу населения являются Чехия, Венгрия, Эстония и Латвия. Каждая из этих стран смогла привлечь более 1000 долларов США на душу населения, а Чехия собрала 2000 долларов США.
Совокупные ПИИ на душу населения в некоторые страны с переходными экономиками [3]
Анализ притока прямых иностранных инвестиций дает основания для того, чтобы предположить, что иностранные компании не участвуют в экономике России и в экономиках других бывших советских республик в той степени, в которой они участвуют в экономиках развитых стран. В том же ежегодном отчете Конференции ООН по торговле и развитию, лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций на начало 2003 года остаются Люксембург и Китай. Люксембург является лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций уже на протяжении последних 6 лет. Китайский же рынок имеет один из самых высоких инвестиционных показателей. В 2002 году Люксембург привлек прямых иностранных инвестиций на сумму 126 млрд.долларов США, тем самым заняв первое место в мире, а Китай 52, 74 млрд.долларов США. Также в группу стран с высоким инвестиционным потенциалом входят Франция, Германия и ещё Венгрия. Эти страны имеют и высокие реальные показатели по ввозу прямых иностранных инвестиций. Россия, являясь с недавнего времени страной с рыночной экономикой, тоже имеет высокий инвестиционный потенциал, но содержит низкий реальный показатель по ввозу, и пребывает в одной группе с Тайванем, Кореей, Саудовской Аравией и Японией. Только в 2002 году Российской Федерации удалось впервые обогнать Венгрию по объему прямых иностранных инвестиций, и только потому, что в Венгрию инвесторы вложили меньше на 1, 6 млрд.долларов США по сравнению с предыдущем годом, а в Россию на 100 млн.долларов США больше, всего – 2, 6 млрд.долларов США.
Хотя, стоит отметить, что ситуация с привлечением иностранных инвестиций в российскую экономику начинает меняться. В 2003 году ведущее рейтинговое агентство Moody’s Investors Servicе повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного ВааЗ, т. е. прогноз был обозначен как «стабильный». Данный показатель позволил Российской Федерации в 2003 году привлечь иностранных инвестиций на сумму 29, 699 млрд.долларов. Это на 50, 1% больше, чем в 2002 году.
Поток прямых иностранных инвестиций из стран с переходными экономиками, в том числе и из России за границу является и на сегодняшний день небольшим. Например, на начало 2001 года инвестиции за границу составляли не более 20 млрд.долларов. Хотя, объем инвестиций из России составил – 60% от этого числа.
Объемы ПИИ стран с переходными экономиками, полученные и размещенные ими к концу 2000 года (в миллиардах долларов США)
Иностранные инвестиции на душу населения долл
Рис. 33. Иностранные инвестиции
Рис. 34. Иностранные инвестиции на душу населения
В 1998 г. в расчете на душу населения ввезенные иностранные инвестиции увеличились в Канаде на 73,5 %, в Великобритании на 210,6 %, а в Индии не изменились (2,3 долл. на душу населения).
Величина накопленных инвестиций в Канаде составила 54,92 млрд долл. Эта сумма деленная на численность населения показывает величину накопленных ввезенных инвестиций на душу населения в 1998г. составила 1813,1 долл/чел., в Великобритании величина накопленных инвестиций составила 155,4 млрд долл., а накопленные ввезенные инвестиции на душу населения – 2650 долл/чел. В Индии самые низкие показатели из представленных стран: накопленные инвестиции – 11,15 млрд долл., а накопленные ввезенные инвестиции на душу населения – 11,5 долл/чел.
Накопленные с 1994г. вывезенные в 1998 г. из Канады инвестиции составили 82,15 млрд долл., что на 27,23 млрд долл. больше, чем поступило в эту страну иностранных инвестиций. На душу населения в 1998г. в Канаде было вывезено 2712,1 долл. накопленных инвестиций (на 899 долл. больше, чем получено). В Великобритании накопленные с 1994г. вывезенные в 1998 г. инвестиции составили 292,02 млрд долл., что на 136,62 млрд долл. больше, чем поступило в эту страну иностранных инвестиций. На душу населения в 1998г. в Великобритании было вывезено 4979 долл. накопленных инвестиций (на 2329 долл. больше, чем получено).
Абсолютные значения ввезенных и вывезенных инвестиций велики, но в инвестиционном процессе они играют вспомогательную роль: в процентах от ВВП ввезенные в 1995г. инвестиции Канады составляли 1,7 %, в 1998г. – 2,8 %, а вывезенные – 2,1 % и 4,5 % соответственно. В Великобритании в процентах от ВВП ввезенные в 1995 г. инвестиции составили 1,8 %, а в 1998г. – 4,7 %, а вывезенные – 4 % и 8,5 % соответственно. В Индии в процентах от ВВП ввезенные в 1995 г. инвестиции составили 0,6 %, такой же показатель и в 1998г.
Рассчитать для Аргентины:
процент внешнего долга от ВВП в 1990 и 1998 гг.;
процент платежей по обслуживанию внешнего долга от стоимости экспорта в эти же годы.
Таблица 38 Внешний долг, его обслуживание, ВВП и стоимость экспорта в Аргентине
Иностранные инвестиции в переходных экономиках
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства, предусматривается осуществлять инвестиционную политику на основе следующих принципов:
последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики. Так, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) сегодня осуществляют переход от экономики с централизованным планированием (командно-административной) к рыночной. Этот переход осуществляется, по крайней мере, в три этапа. Первый этап — фаза стабилизации; правительству необходимо проводить политику борьбы с инфляцией и прочими последствиями переходного периода. Второй этап — фаза становления рынка; создаются институты рыночной экономики. Третий этап — фаза структурного корректирования; под воздействием новых рыночных сил меняется характер производства и занятости. Каждая фаза может длиться от одного до нескольких лет, в зависимости от глубины кризиса и эффективности действий правительства.
Если инвестиционная активность предприятия в плановой экономике предопределялась государственным планом и финансировалась государством, то в переходной экономике положение кардинально меняется. Система директивного планирования разрушается, и предприятие начинает ориентироваться на сугубо рыночные критерии эффективности капиталовложений, используя на эти цели собственные или заемные средства. При всей значимости в переходной экономике государства как инвестора по мере формирования негосударственных форм собственности неуклонно возрастают роль и масштабы частных инвестиций. Это объясняется не только и не столько ограниченностью государственных источников инвестиций (бюджет, всевозможные внебюджетные фонды), сколько естественной для собственников приватизированных предприятий логикой поведения. Необходимость сохранения и постоянного воспроизводства статуса собственника основывается на инвестировании в объекты вновь приобретаемой собственности. Возмещение и накопление — составные элементы всякого воспроизводственного процесса. Возрождение последнего в той или иной структуре и будет означать преодоление кризиса, а вместе с тем и укрепление позиций частного собственника.
Собственниками приватизированных объектов выступают в переходной экономике трудовые коллективы, акционерные общества, частные лица, а также всякого рода институты: инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды и пр. Процесс формирования реальных собственников в странах с переходной экономикой протекает очень сложно, порой драматично, что сказывается на развертывании частной инвестиционной деятельности. Препятствуют ее развертыванию и такие факторы, как несовершенство налоговой системы, нормативно-правовой базы, регулирующей частную предпринимательскую деятельность, высокая преступность в экономической сфере и многое другое.
При крайней ограниченности собственных инвестиционных ресурсов в переходных экономиках и огромной потребности в них для осуществления структурной перестройки экономики на более высокой технологической основе велика значимость иностранных инвестиций, способствующих при определенных условиях подъему национальной экономики. Это особенно важно для тех отраслей экономики, государственные дотации которым сокращаются.
Иностранных инвесторов в странах с переходной экономикой, в свою очередь, привлекают возможности эффективного вложения средств, расширения сырьевой базы и рынка сбыта, отсутствие серьезной конкуренции со стороны национальных предпринимателей. Наибольший интерес иностранных инвесторов при этом вызывают такие отрасли, которые работают на местных возобновляемых природных ресурсах или имеют сравнительные преимущества, производственные факторы, отсутствующие в других странах. Объектами инвестирования становятся в первую очередь лучшие предприятия высокорентабельных отраслей экономики.
Участие в международной торговле стран с переходными экономиками способствует установлению в них рациональных цен, позволяет фирмам из этих стран расширить свой рынок и дает им возможность познакомиться с методами и формами иностранных инвестиций. Большинство стран с переходной экономикой приветствуют различные формы иностранных инвестиций. Однако западные фирмы не спешат вкладывать капиталы из-за социально-экономической и политической нестабильности, отсутствия соответствующей финансовой инфраструктуры. В то же время для смягчения сложного периода экономических преобразований в странах переходного периода, создания финансовой инфраструктуры необходима финансовая помощь извне.
Страны ЦВЕ считаются наиболее передовыми в плане экономических реформ. Однако в списке 1000 крупнейших банков мира на конец 1999 г., опубликованном в английском журнале «The Banker» [2], банки стран ЦВЕ занимают весьма скромное место: на их долю приходится всего 0, 5% активов и 0, 9% суммы собственного капитала банков, включенных в список. Вместе с тем наблюдается укрепление их позиций в национальных экономиках, связанное с политикой либерализации экономики и постепенным преодолением экономических трудностей переходного периода. Наиболее крупные и устойчивые банки стран ЦВЕ начинают самостоятельно выходить на внешние финансовые рынки с целью привлечения инвестиционных ресурсов в свои страны. Кроме того, крупнейшие западные банки в ряде стран ЦВЕ (прежде всего в Польше) открыли дочерние структуры и филиалы с целью выгодного вложения денег в перспективные инвестиционные проекты. В то же время следует отметить, что либерализация внешнеэкономической деятельности в этих странах не привела к притоку иностранного капитала, как ожидали их правительства. Наоборот, начался интенсивный вывоз национальных инвестиционных ресурсов, т. е. накоплений и сбережений частных и корпоративных структур. Как показывает практика, такая тенденция сохраняется до тех пор, пока в стране не будет стабилизирована экономическая и политическая ситуация, не будут созданы благоприятный инвестиционный климат, привлекательные условия не только для иностранных вложений, но и в первую очередь для функционирования национального капитала.
Национальные сбережения являются важным фактором, определяющим масштабы инвестиций в стране, а объем капитальных вложений в реальный сектор экономики, их структура в свою очередь влияют на темпы экономического роста. Если национальные сбережения находятся на низком уровне (менее 10-15% ВВП), то правительство должно предпринимать меры для их возрастания. Вообще склонность населения той или иной страны к накоплению денег — один из основополагающих факторов для оценки развития ее экономических перспектив. Низкий уровень национальных сбережений, как правило, является следствием высокой инфляции, нестабильной денежно-кредитной и валютной политики и не способствует притоку иностранного капитала, поскольку сигнализирует иностранным инвесторам о плохом состоянии экономики.
В табл. 3-9 и на представлены данные, характеризующие динамику ВВП и приток иностранных инвестиций в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, состояние экономик которых можно считать сопоставимым на начальном этапе преобразований (1998 г.). Государства разбиты на группы для сравнительного анализа взаимосвязи темпов и системности реформ и притока иностранного капитала, его влияния на темпы преобразования экономики и общества в целом: 1) Беларусь, Украина, Россия; 2) Литва, Латвия, Эстония; 3) Словакия, Чехия, Венгрия, Польша (страны Вышеградской группы).
Так, в табл. 3 представлена динамика ВВП в процентах к предыдущему году. Очевидны успехи Республики Беларусь на фоне затяжного экономического кризиса Украины и России. В то же время, как следует из табл. 4, в Беларуси наблюдается некоторое падение ВВП в пересчете на душу населения, резкое падение на Украине, относительно стабильный уровень в России. В табл. 3 и 4 представлена динамика притока иностранного капитала в данные страны. Если по абсолютным цифрам лидирует Россия, то в пересчете на душу населения — страны Вышеградской группы. На рис. 1 показана доля иностранного капитала в ВВП анализируемых стран. Лидером по этому показателю является Венгрия, наименьшая доля иностранного капитала в ВВП Беларуси. В табл. 5-7 представлена динамика притока иностранных инвестиций по видам: прямые, кредитные, финансовые (портфельные).
Динамика ВВП (в% к предыдущему году)
Динамика ВВП на душу населения, долл. США
Как видно из таблиц, страны Вышеградской группы имели наибольший успех в привлечении всех видов иностранных инвестиций.
Это говорит о высокой степени доверия иностранных инвесторов к проводимой экономической политике, благоприятном инвестиционном климате. В области портфельных инвестиций некоторый успех имела в середине 90-х годов Россия, однако это объясняется, скорее, не успешно проведенными реформами, а относительной стабилизацией российского рубля и разрешением доступа иностранных инвесторов к рынку государственных ценных бумаг, т. е. к финансированию дефицита бюджета. Можно даже предположить, что иностранные инвесторы оказали положительное влияние на выборы в 1996 г. президента России, поскольку накануне президентских выборов они могли вкладывать средства под ставку до 160% годовых. Ряд крупных международных инвестиционных фондов, таким образом, профинансировал дефицит российского бюджета, внеся свою лепту в стабилизацию социально-экономической ситуации в стране накануне выборов. В августе 1998 г. России пришлось за это поплатиться, объявив дефолт иностранным инвесторам, поскольку доходная часть бюджета не соответствовала предстоящим платежам по долгам иностранным инвесторам.
Иностранные инвестиции на душу населения, долл. США.
В то же время, как следует из приведенных статистических данных, Беларусь меньше всех привлекла иностранных инвестиций, что свидетельствует об отсутствии благоприятного инвестиционного климата в стране. Наименьшая доля частного сектора в ВВП Беларуси. В табл. 9 представлена динамика индекса потребительских цен в анализируемых странах. После всплеска роста цен в начале 90-х годов во второй половине 90-х годов наблюдается некоторая стабилизация. Это можно объяснить окончанием первого этапа перехода от экономики с централизованным планированием к рыночной — фазы стабилизации.
Если сравнивать динамику изменений валового объема иностранных инвестиций с динамикой изменения ВВП, то можно утверждать, что иностранные инвестиции явились фактором экономического роста только в прибалтийских странах. В Латвии наблюдается прямая и устойчивая взаимосвязь прироста ВВП и притока иностранного капитала. В Польше и приток иностранного капитала не выступил определяющим фактором достигнутого экономического роста, а, скорее, явился дополнительным источником к внутренним ресурсам.
Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США.
Кредитные иностранные инвестиции, млн. долл. США.
Как известно, в этих странах в целом и в каждой стране в отдельности процесс демократизации общества и либерализации экономики происходит no-разному. Но, как следует из представленных данных, в тех государствах, где экономические и политические преобразования осуществляются системно и целенаправленно, где наблюдается стабильное поступательное становление реформ, мы видим устойчивый экономический рост, а следовательно, и рост доверия иностранных инвесторов, рост притока иностранного капитала. И, наоборот, в странах, где преобразования не имеют четкой системы, наблюдается замедление экономического роста, а значит, и недоверие иностранных инвесторов и незначительный приток иностранного капитала.
Что касается глобальных тенденций международного движения капитала, то, прежде всего, следует отметить, что государства с переходными экономиками являются объектом пристального внимания зарубежных инвесторов. Так, страны ЦВЕ представляют интерес для Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), основная задача которого — финансирование проектов, важных для структурной перестройки экономики в этих странах. Позиция ЕБРР по отношению к той или иной стране является примером для других иностранных инвесторов; он придерживается рекомендаций МВФ и Всемирного банка в плане проведения экономических реформ. Таким образом, инвестиционная политика стран переходных экономик должна учитывать глобальные тенденции международного движения капитала и создавать благоприятные условия для его притока. В противном случае государство вынуждено рассчитывать на собственные инвестиционные ресурсы, а при их недостаточности будет обречено на технологическое отставание и, как следствие, потерю экономической самостоятельности.
Основные международные инвестиционные потоки представлены портфельными и прямыми инвестициями. Реальные портфельные иностранные инвестиции появляются в тех странах, в которых уже наступила фаза становления рынка и создан такой важный институт рыночной экономики, как фондовый рынок, к которому иностранные инвесторы имеют доступ. Это страны Вышеградской группы, Литва, Эстония, Россия. Республика Беларусь в плане привлечения портфельных иностранных инвестиций значительно отстает от этих стран, и прежде всего, из-за отсутствия реального фондового рынка, а также механизма доступа к нему иностранных инвесторов, продолжительной финансовой нестабильности.
Что касается глобальных тенденций в области портфельных иностранных инвестиций, то наметилось сокращение их доли по отношению к прямым иностранным инвестициям в масштабе международного движения капитала. Это объясняется большими потрясениями, произошедшими на мировом фондовом рыке в конце 90-х годов. В то же время наблюдаются стремительный рост потока прямых международных инвестиций, интенсивная интернационализация торговли и производства, рост значимости деятельности транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике. В настоящее время только государственные бюджеты знают национальные границы. Национальный капитал, используя современные системы телекоммуникаций и финансовые инструменты, начинает функционировать не только в стране, но и за ее пределами. В этой связи для стран с переходной экономикой важно создать хорошие условия для функционирования национального капитала с целью предотвращения его оттока.
Существуют различные формы интернационализации деловой активности в другой стране: образование совместных предприятий, покупка уже созданных или образование новых предприятии, слияния и поглощения, которые предполагают вложение капитала. Для фирм, стремящихся к международному расширению своей деятельности без вложения капитала, также существует широкий выбор возможностей. Это организация всевозможных международных соглашений и стратегических альянсов, создание субподрядных и лицензионных компаний.
Быстрый рост ТНК сказывается на увеличении объема международного производства, в то время как рост экспорта из стран, где расположены компании, остается незначительным. Можно ожидать быстрый рост числа компаний, придающих большое значение тесному сотрудничеству с зарубежными филиалами на региональной и даже мировой основе.
Для стран, заинтересованных в иностранных инвестициях, необходима четкая оценка критериев, по которым инвесторы принимают решения, ведущие к инвестированию за рубежом. Окончательное решение зависит от ряда факторов, и прежде всего таких, как политический и социальный риск, качество рабочей силы, инфраструктура, уровень бюрократизма, фискальное давление и т. д. При этом важно отметить, что стоимость рабочей силы не является таким уж значимым фактором для выбора страны, как материальные стимулы.
Приобретает значимость интернационализация отраслей общественного пользования, таких, как бытовые услуги, гостиничный бизнес, туризм, телекоммуникации, розничная и оптовая торговля и т. п. Данный процесс набирает силу. Точно также концентрация производства, продвижение на высоколиквидные рынки будут продолжать привлекать значительные потоки иностранных инвестиций в производство сельскохозяйственной продукции, энергетику, химическую промышленность, фармакологию, производство комплектующих для автомобилей, в производственный сектор в целом. В 1999 г. поток прямых иностранных инвестиций достигнул рекордной цифры в 346 млрд. долл., тем самым символизируя настоящую кампанию по интернационализации деловой активности. Капиталовложение за рубежом, становится наиболее выгодным средством международной экспансии.
Прямые иностранные инвестиции остаются в последние годы одной из главных форм интернационализации деловой активности. Увеличение потока прямых иностранных инвестиций никогда не проходило равномерно, резкие подъемы сменялись периодами застоя или даже спада. Потоки прямых иностранных инвестиций оставались относительно умеренными в течение 15 лет, вплоть до 1985 г., после чего они начали резко расти. Это выразилось в крупной экспансии японских фирм в Европе и США. Согласно оценке ЮНКТАД, в 1998 г. общий объем иностранных инвестиций транснациональных корпораций составил 1, 4 трлн. долл. США, или 25% мировых производственных капиталовложений.
Анализ динамики прямых иностранных инвестиций на глобальном уровне позволяет ожидать их резкого роста по трем причинам. Во-первых, компании стремятся увеличить объем продаж и доходов, полученных в зарубежных странах. Во-вторых, существующая международная экспансия будет осуществляться, скорее всего, за счет расширения производства, исследований и потенциала распространения продукции за рубежом, а не за счет увеличения экспорта из своих стран. И, в-третьих, экспансия будет основана на капиталовложениях в совместные предприятия, приобретении компаний и так далее, а не на таких подходах, как выдача субподрядов и лицензий, которые не подвергают капитал риску.
Доступ к ресурсам во многих случаях является важным, даже основным фактором, влияющим на принятие решения об открытии деятельности в другой стране. Это подтверждают капиталовложения в конце 90-х годов, направленные в район Каспийского моря после открытия новых месторождений нефти и газа. Важным фактором является снижение трудоемкости производства. В числе примеров можно привести передислокацию производства тайваньских компьютерных комплектующих и одежды в Китай, японских электротоваров — в другие страны Азии; приобретение мелких биотехнических фирм основными фармацевтическими компаниями Европы (с целью получения прибылей за оказание услуг по экспертизе и сертификации продукции).
Однако доступ к ресурсам зачастую играет меньшее значение, чем просто выход в страну с низкой себестоимостью производства продукции.
Анализ факторов, влияющих на принятие инвестиционных решений, позволяет предположить, что большинство ТНК сейчас проводят реструктуризацию своей деятельности на региональном или даже на мировом уровне. Целью реструктуризации является улучшение координации деятельности внутри гетерогенных предприятий или извлечение прибыли из транснационального производства, распространение товаров и проведение исследовательских работ путем использования преимуществ каждой страны. В таких случаях во время принятия решений об открытии или закрытии предприятия учитывается множество факторов: не только настоящее расположение предприятий с видами деятельности, которые могут дублировать или дополнять друг друга, относительными расходами и близость к рынкам, но также и возможности открывать или приобретать другие компании с целью оптимизации общей структуры.
Принятие решения о создании предприятий в другой стране включает в себя процесс, состоящий из нескольких конкретных этапов: 1) стратегическое планирование, включая решение о международном расширении, выбор приоритетных регионов и т. д.,
2) реальный выбор площадки под конкретный проект. При этом оценивается следующее:
доступ к ресурсам и рынкам;
качество ресурсов, включая наличие квалифицированной рабочей силы и инфраструктуры;
политическая и социально-экономическая обстановка — защита инвестора, ограниченный политический риск, простота правил и отсутствие бюрократии, факторы, которые при принятии окончательного решения играют большую роль, чем затраты (зарплата, стоимость земли и т. д.).
При выборе площадки в первую очередь учитывается низкий общий уровень налогообложения, возможность свободного движения капиталов и товаров, а не наличие особой помощи в создании площадки. Таким образом, главную озабоченность иностранных инвесторов вызывает не относительный объем затрат на размещение инвестиций, а надежность политической и социально-экономической обстановки в стране, включая такие факторы, как гарантированное качество поставщиков, качество трудовых ресурсов, прогнозируемые правовые и финансовые основы деловой активности и т. д.
Некоторые компании считают какой-либо вид своей деятельности не стратегическим и ищут иностранных партнеров (субподрядчиков), которые не могут быть конкурентами в их основном виде деятельности. Существует множество примеров, когда компании сосредотачивают свои усилия на разработке и маркетинге продукции или услуг, а сам процесс производства доверяют другим компаниям. В качестве примера можно привести распространенную ситуацию, когда поставщики полупроводниковой продукции передают на основе субподряда производство пластин и сборку микросхем азиатским компаниям, а сами занимаются разработкой пластин и программного обеспечения. Известная компания по производству одежды Леви Страус сокращает свои инвестиции в зарубежное производство, систематически предлагая долгосрочные контракты на закупку субподрядчикам, которые согласны рисковать собственным капиталом. Однако существуют некоторые факторы, ограничивающие дальнейшее развитие данного направления. Это происходит не только из страха, что субподрядчики могут получить доступ к стратегическим «ноу-хау», но и потому, что компании не хотят становиться слишком зависимыми от зарубежных поставщиков, которые могут не уложиться в запланированные сроки поставок или не соблюсти необходимые стандарты качества.
Особое значение приобретает такая форма расширения международного бизнеса, как лицензионные соглашения, которые заключаются при передаче иностранным партнерам права на производство товаров и услуг для контроля над «ноу-хау» и технологиями. Многие страны не желают делиться своим опытом с иностранными фирмами, чтобы со временем они не стали опасными конкурентами. В особенности такие тенденции проявляются в тех странах, где права на интеллектуальную собственность плохо защищены. Таким образом, в будущем лицензионные соглашения, скорее всего, будут использоваться только в двух случаях: когда это единственный способ получить доступ на национальный рынок; когда речь идет о продукции, которая становится товаром широкого потребления, как, например, определенные типы полупроводников, начинающие практически устаревать.
Форма расширения международного сотрудничества в виде соглашения (например, консорциума) является альтернативой совместным предприятиям. Во-первых, заключение соглашения о сотрудничестве между фирмами в разных странах не обязательно приводит к созданию юридически независимой компании, которой совместно владеют участники соглашения. Во-вторых, соглашения не обязательно предполагают вложения капитала. Они позволяют компаниям объединить ограниченные ресурсы для выполнения конкретной цели, например совместной или временной эксплуатации производственных мощностей, не принадлежащих им. Универсальность, возможность легкого расторжения соглашений и ограниченность обязательств обеспечивают возможность быстрого реагирования. Благодаря этому за последние годы их популярность значительно возросла, причем это относится к исследовательской работе, и к производству, и к распространению продукции.
Источники: http://mirznanii.com/a/270773-3/investitsii-rezidentov-rf-v-ekonomiku-zarubezhnykh-stran-3, http://www.newreferat.com/ref-33548-12.html, http://studwood.ru/2194875/ekonomika/inostrannye_investitsii_perehodnyh_ekonomikah
Источник: