Отдел экономики и планирования инвестиций

Основные аспекты инвестиционного планирования

Мы вновь обсуждаем инвестиционную деятельность производственной компании среднего уровня и выше. Такое универсальное отграничение от иных вариантов. Предположим, что стратегическая актуализация ближайшего развития бизнеса на сессии стратегического планирования произведена, инвестиционная политика действует. И прежде чем начнут реализовываться конкретные проекты в рамках программ и портфелей, должно произойти еще одно промежуточное событие – утвержден инвестиционный план.

Понятие и уровни планирования в инвестиционной сфере

Для предметного рассмотрения вопроса предлагаю немного подробнее описать собирательный образ исследуемой компании. Допустим, компания по величине относится к средним, численностью 500 сотрудников с годовой валовой выручкой 60 млн. рублей. Управление состоит из совета директоров и функциональных департаментов управления: финансового, коммерческого, IT, персонала и т.д. Производство рассредоточено по небольшой филиальной сети.

Руководит компанией генеральный директор, за развитие отвечает его заместитель – главный инженер. В компании активно развивается регулярный менеджмент, действует система BSC и система бюджетного управления. Прибыль EBIT за истекший год составила 15 млн. рублей. Стадия развития диагностируется как «Юность». Согласитесь, что вопрос инвестиционного планирования всецело определяется состоянием бизнеса, как, впрочем, и многие другие аспекты управления.

Под инвестиционным планированием договоримся понимать комплекс процедур, выполняемых руководством линейных подразделений и управляющей надстройки, результатом которых является система планов в сфере реальных и финансовых инвестиций. Система инвестиционных планов тесно связана с двумя другими управленческими системами: сбалансированных показателей и бюджетного управления.

Планирование инвестиций на предприятии формирует систему, состоящую из четырех уровней. Каждый из уровней рассматривается с точек зрения управленческого и финансового планирования.

  1. Стратегический уровень с охватом временной перспективы 3-5 лет. Результатом его является план стратегических инвестиционных инициатив (мероприятий). Помимо плана мероприятий, к стратегическому уровню относится прогнозный план движения денежных средств на ближайшие 5 лет.
  2. Тактический уровень деятельности компании с перспективой в один финансовый год. Результатом данного уровня принято считать инвестиционный портфель компании на год, который состоит из программ и локальных проектов, запланированных к реализации. С позиции финансового управления тактический уровень подкрепляется годовым инвестиционным бюджетом.
  3. Оперативный уровень планирования. Скользящие планы проектной реализации регулярно (ежеквартально, иногда ежемесячно) пересматриваются и переутверждаются. Квартальные и месячные бюджеты также корректируются. Еще одним результатом оперативного уровня являются платежные календари, включающие инвестиционные платежи и поступления на соответствующей проектной фазе.
  4. Уровень планирования локальных инвестиционных проектов. В настоящий уровень включаются результаты в форме бизнес-плана проекта, плана-графика, бюджета проекта, графика платежей и плана поступлений на проектной фазе инвестиций.

Стратегический уровень планирования

Я являюсь сторонником позиции, что любую бизнес-деятельность можно смело представлять в трех доступных теориях-парадигмах. Взять, к примеру, инвестиционное планирование.

  1. С первой позиции, это существенная функция управления компанией (функциональная доктрина).
  2. На второй взгляд, данный вид планирования – значимая часть проектного управления .
  3. А с третьей точки зрения, процессуальная модель компании включает ряд подсистем, и ключевая из них – подсистема планирования и проектирования, схему которой приглашаю рассмотреть подробнее.

Весь контекст стратегического и инвестиционного развития компании заключен в бизнес-процессе № 1 «Осуществить стратегию управления». Концепция развития с многочисленными стратегиями, включая инвестиционную, используется для получения других выходов процесса. Среди них мы видим финансовые, рыночные и иные ограничения развития, требуемые ключевые компетенции и план стратегических инвестиционных инициатив.

Его разрабатывает группа стратегического планирования. Затем план анализирует коммерческий директор с позиции рыночной стратегии. Следующим шагом план подлежит экспертизе со стороны финансового директора, который руководствуется стратегическим анализом, финансовой стратегией и рядом управленческих политик. Набор политик традиционный, в его составе:

  • инвестиционная;
  • амортизационная;
  • дивидендная;
  • заимствований;
  • налоговая;
  • учетная политика.
Читайте также  Иностранные инвестиции в связь и телекоммуникации

Формируются выводы по прогнозам в сфере реальных и портфельных инвестиций компании с учетом имеющегося потенциала финансовых источников. Подготовив заключение, финансовый директор передает материалы главному инженеру. Ему предстоит составить первичный план на длительную перспективу (3-5 лет) и представить его на утверждение генеральному директору. Перед этим главный инженер выполняет следующие действия.

  1. Проверка потребности в инвестициях по полученному плану инициатив и двум предыдущим заключениям. Анализируются основные фонды компании по группам, комплектующие (оборотные средства), уровень подготовки персонала по работе на ОС. Учитывается износ, физическое состояние машин, оборудования, зданий и сооружений.
  2. Из специалистов финансового департамента и потенциальных PM формируется группа инвестиционного анализа, которой главный инженер поручает рассчитать по каждой инициативе 3-4 предварительных параметра (NPV, IRR, PI, срок окупаемости).
  3. В группу подключается финансовый директор, который обязан составить прогнозный план движения ДС с учетом предполагаемых инвестиций и гипотетических источников в нескольких вариантах: позитивном, медиум и депрессивном.

Тактический уровень

Ежегодно в компании производится несколько регулярных процедур, связанных с перезапуском системы бюджетного управления, выбором состава проектов на следующий год и, возможно, коррекцией системы BSC. В ходе этого решаются три задачи.

  1. Обеспечить увеличение активов компании, в том числе высоколиквидных.
  2. Осуществить расширенное воспроизводство основных производственных фондов.
  3. Скорректировать мотивацию ответственных лиц.

Инвестиционное планирование на тактическом уровне также производится на альтернативной основе. Разрабатывается несколько вариантов плана. Процесс желательно запускать еще в октябре месяце до годового стратегического контроллинга или сессии стратегического планирования. Ответственных за процедуру двое: главный инженер и финансовый директор. Главный инженер запускает процесс ежегодного планирования, издав приказ о сборе инвестиционных заявок.

Инвестиционные заявки подают все производственные подразделения и все управленческие департаменты. Ориентирами являются стратегический план, фактическое состояние ОС и ситуация на рынке, которая, как правило, более динамична. Собранные заявки анализируются на предмет технических, технологических и организационных вопросов. Заявки, связанные с новой продукцией, проходят дополнительную экспертизу у коммерческого директора. Главный инженер составляет первую редакцию проекта годового плана и передает его в отдел закупа для первичной оценки потребных капитальных затрат.

Наш пример предприятия среднего размера не предполагает существенных объемов финансовых инвестиций. Тем не менее, предположим, что они также имеют место. Следующие шаги планирования осуществляет финансовый директор. Он, ориентируясь на финансовую стратегию, складывающуюся ситуацию в компании и на финансовых рынках, должен определить следующее.

  1. Сложившийся уровень собственных источников и потребности во внешних ресурсах.
  2. Необходимое соотношение реальных и портфельных (финансовых) инвестиций.
  3. Структуру операционных доходов, затрат компании и производственных подразделений в годовой динамике.
  4. Структуру капитальных затрат в годовой динамике.
  5. Динамику и структуру активов компании на конец года.
  6. Прогноз ликвидности, независимости, платежеспособности и других финансовых индикаторов.

Далее в финансовом департаменте производится несколько итераций расчетов планов движения денежных средств, доходов и расходов, балансового листа. Динамическое моделирование затрагивает вопросы варьирования используемых кредитных ресурсов, дивидендных выплат, финансовых вложений и сбытовых результатов. Также особое значение имеет, как будут меняться цены на материальные ресурсы, электроэнергию, аренду в течение года. Для 2015-2017 годов это более, чем актуальный вопрос.

После завершения подготовительной работы собирается объединенное заседание совета директоров и бюджетного комитета, на котором планирование инвестиций на год завершается принятием годовых бюджетов и инвестиционного плана. Далее вашему вниманию предлагается схема процедур планирования по описанной выше модели.

Интеграция капитальных вложений в бюджетную систему управления

Тактический и оперативный уровни тесно связаны с системой бюджетного управления. Бюджеты – те же финансовые планы, что успешно применялись в плановой экономике СССР, только с включенной в них коммерческой составляющей. Современная структура финансового планирования и отчетности – реплика с западной методологии. Так называемый мастер-бюджет делится на операционный бюджет и финансовый. Финансовый бюджетный комплекс состоит из:

  • инвестиционного бюджета;
  • кассового бюджета;
  • бюджета доходов и расходов;
  • бюджета балансового листа.
Читайте также  Управление инвестициями и инвестиционными рисками

Первый из перечисленных выше бюджетов является финансовой частью инвестиционного плана компании. Он связан как с финансовыми, так и с операционными планами. Ниже представлен пример структурных взаимосвязей бюджетной системы, центральным элементом которой представлен инвестиционный бюджет.

Оперативное планирование отличается от тактического не только длительностью временных отрезков. Все внимание в оперативном режиме сосредотачивается на реальной работе по консолидации источников финансирования к запланированным моментам инвестиционных вливаний. Планируется взаимодействие с банками, кредиторами, инвесторами по получению средств, выплате дивидендов.

Акцент ответственности на оперативном уровне сдвигается в финансовый сектор управления. Большее значение приобретает кассовое планирование, работа по устранению кассовых разрывов. На первое место выходит платежный календарь, обеспечивая выполнение которого, финансовый департамент тем самым обеспечивает и инвестиционный график. Но в целом, бюджетная модель как на тактическом, так и на оперативном уровнях, сохраняется. Далее приводится еще один пример схемы бюджетной системы, в которой выделяется место инвестиционному блоку в действующих взаимосвязях.

С точки зрения избранных в реализацию проектов годовой план как портфель компании включает в себя ряд инвестиционных программ. В нашем примере портфель состоит из программ развития производственной инфраструктуры, выпуска новой продукции и финансовых инвестиций. Уровень локального планирования отдельных проектов мы рассмотрим в других статьях.

Подводя итог, отмечу, что среди всех ранее опубликованных материалов это первая статья, где предпринята попытка описать реально реализуемые процедуры вполне жизнеспособного бизнеса. И данную практику я намерен дальше продолжать. Теоретизирование хорошо. Вместе с тем, рассматривая такую сферу, как инвестиционное планирование, следует искать и находить рабочие рецепты.

Все компании уникальны, но есть схожие моменты и в применяемой терминологии, и в управленческой культуре. Уверен, что для уровня Газпрома или сетевого ритейла данная статья – «вчерашний день». Но в большинстве предприятий страны развитие проектного управления идет через вал проб и ошибок. Поэтому, надеюсь, представленные сведения принесут весомую пользу финансистам, РМ и руководителям бизнеса.

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

Отдел экономики, прогнозирования, инвестиций и регулирования тарифов

Заместитель начальника управления: Николаева Юлия Ивановна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТДЕЛА:

1). Основными целями отдела являются:

  1. Определение путей и разработка методов эффективного развития экономики города Пятигорска.
  2. Оценка текущих результатов и выявление тенденций социально-экономического развития города.
  3. Перспективное планирование и прогнозирование социально-экономического развития города.
  4. Разработка комплексных целевых программ социально-экономического развития города.
  5. Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры.
  6. Проведение оперативного информационно-статистического анализа процессов, характеризующих экономическое положение муниципального образования города-курорта Пятигорска.

2). В соответствии с основными целями отдел реализует задачи:

  1. Оценка текущего состояния и прогнозирование результативности хозяйственной деятельности народно-хозяйственного комплекса города, разработка и внесение предложений по приоритетным направлениям стратегического развития по отдельным отраслям и секторам экономики.
  2. Оценка деятельности малого предпринимательства и определение параметров развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
  3. Оценка экономического и социального состояния города, разработка и внесение предложений по его улучшению.
  4. Разработка и установление процедур формирования муниципальных целевых программ и стратегических направлений развития города на долгосрочную перспективу.
  5. Определение тенденций изменения уровня жизни населения.
  6. Оценка демографической ситуации в городе.
  7. Подготовка предложений, оценка хода и результатов выполнения мероприятий федеральных, региональных и городских целевых программ, реализуемых на территории города, проведение экспертизы проектов муниципальных целевых и ведомственных целевых программ.
  8. Определение концептуальных направлений по разработке инвестиционных проектов.
  9. Реализация отдельных государственных полномочий, делегированных органу муниципального самоуправления в установленном законом порядке.
  10. Обеспечение делопроизводства отдела.
  11. Обеспечение эффективной деятельности отдела как структурного подразделения Управления экономического развития администрации города Пятигорска.

ФУНКЦИИ ОТДЕЛА:

Для выполнения возложенных на него задач отдел осуществляет следующие функции:

  1. Разработка методических материалов по информационно-аналитической деятельности на основе общего методологического подхода к совершенствованию управления городом.
  2. Подготовка проектов постановлений и распоряжений руководителя администрации города Пятигорска, решений Думы города по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
  3. Подготовка информационных материалов на запросы вышестоящих министерств и ведомств.
  4. Рассмотрение ходатайств и жалоб граждан, учреждений, предприятий и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
  5. Участие в работе комиссий, в работе общественных и консультативных организаций по направлениям деятельности отдела.
  6. Организация рабочих совещаний, семинаров, конференций по вопросам компетенции отдела.
  7. Проектирование, создание и поддержание базы данных показателей, отражающих социально-экономическое состояние города, а также перспективы развития органов местного самоуправления, жизнедеятельности населения, финансовой сферы и других.
  8. Интеграция существующих баз данных по отдельным задачам с целью получения обобщенной информации о состоянии развития городской экономики.
  9. Ведение делопроизводства отдела.
  10. Ведение переписки с предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и гражданами по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
  11. Оценка текущего состояния и разработка сводных перспективных и годовых прогнозов развития отраслей промышленности.
  12. Оценка текущего состояния и разработка сводных перспективных и годовых прогнозов развития капитального строительства.
  13. Оценка текущего состояния и разработка сводных перспективных и годовых прогнозов развития сельского хозяйства.
  14. Оценка текущего состояния и разработка сводных перспективных и годовых прогнозов развития малого предпринимательства.
  15. Мониторинг выпуска потребительских товаров промышленными предприятиями города.
  16. Мониторинг производства продукции стройиндустрии города.
  17. Анализ структуры налоговой базы местного бюджета.
  18. Разработка механизмов и осуществление мероприятий по поддержке малого бизнеса и предпринимательских структур.
  19. Разработка прогноза объемов продукции (работ, услуг), закупаемых для муниципальных нужд за счет бюджетных и внебюджетных средств.
  20. Подготовка конкретных инвестиционных предложений и проектов по стратегическим направлениям развития города.
  21. Экспертиза проектов муниципальных целевых и ведомственных целевых программ.
  22. Обеспечение условий для участия субъектов экономики города в выставочно-ярмарочных мероприятиях в других регионах России и за рубежом.
  23. Контроль за ходом реализации муниципальных целевых программ.
  24. Оценка результатов реализации муниципальных целевых программ.
  25. Оценка целесообразности и необходимости разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
  26. Подготовка технического задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
  27. Мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
  28. Мониторинг основных социально-экономических показателей (размера заработной платы, уровня жизни населения, реальных денежных доходов, размера потребительской корзины и др.).
  29. Проведение анализа денежных доходов и расходов населения.
  30. Оценка тенденций изменения численности населения и трудовых ресурсов.
  31. Ведение и использование информационной базы.
  32. Определение отраслевой структуры занятости населения города.
Читайте также  Учет фактора времени при реальных инвестиций

Департамент экономики и стратегического планирования мэрии

Основные задачи департамента:

Формирование и реализация основных положений экономической политики мэрии города Новосибирска (далее – мэрия), направленной на устойчивое социально-экономическое развитие города Новосибирска.

Организация стратегического планирования социально-экономического развития города Новосибирска.

Обеспечение доступности муниципальных услуг, содействие повышению качества и оптимизации предоставления мэрией муниципальных услуг.

Проведение экономической экспертизы инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории города Новосибирска за счет бюджетов всех уровней.

Формирование основных положений тарифной политики мэрии.

Проведение единой централизованной политики ценообразования и сметного нормирования при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов муниципальной собственности города Новосибирска.

Осуществление методического руководства в сфере нормирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Новосибирска и нормирования затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Новосибирска.

Совершенствование системы оплаты труда работников муниципальных учреждений города Новосибирска, руководителей муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска.

Формирование политики мэрии в сфере социально-трудовых отношений, развитие системы социального партнерства.

630099, Новосибирск, Красный проспект, 34, к. 409

Пн. – Чт. с 9:00 до 18:00
Пт. с 9:00 до 17:00
Перерыв с 12:45 до 13:33

На 31-ой сессии Совета депутатов города Новосибирска 24.12.2018 в двух чтениях принята стратегия социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года.

Источники: http://projectimo.ru/upravlenie-investiciyami/investicionnyj-plan.html, http://pyatigorsk.org/860, http://novo-sibirsk.ru/dep/economy/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто