Иностранные инвестиции по международным актам

Международное регулирование иностранных инвестиций

ТЕМА 13. Иностранные инвестиции в России и их регулирование

Состояние инвестиционного рынка РФ – самостоятельное изучение.

Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осуществляют такие международные экономические организации, какМеждународный валютный фонд (МВФ); группа Всемирного банка, в состав которой входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ряд региональных организаций, среди которых важное значение имеет Европейский банк реконструкции и развития(ЕБРР). РФ является членом этих международных экономических организаций или участвует в их деятельности.

Указанными организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности, правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров. МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами—членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАИГ.

Учитывая перспективы вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), необходимо приводить законодательную, нормативно-правовую базу привлечения и использования иностранных инвестиций в соответствие с принятым в рамках ВТО Соглашением по связанным с торговлей инвестиционным мерам(ТРИМС). Следует учитывать, что сфера охвата Соглашения ТРИМС распространяется на «инвестиционные меры, связанные только с торговлей товарами».

· страны-члены ВТО обязуются предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями (ПИИ) национальный режим, существует запрет на применение количественных ограничений;

— требование закупки или использования в процессе производства ПИИ конкретных товаров отечественного происхождения в определенных объемах или с определенной стоимостью — «требование местного компонента»;

— ограничение импорта товаров для целей производства путем увязки его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, т. е. путем ограничения доступа к иностранной валюте — «требование в отношении иностранной валюты»;

— ограничение экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции — «требование в отношении осуществления экспорта» и некоторые другие.

· разрешается странам-членам ВТО исключать связанные с торговлей инвестиционные меры исходя из задач охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, состояния платежного баланса и др.

· если в национальном законодательстве есть положения, противоречащие обязательствам по ТРИМС, то они должны быть устранены: развитыми странами — в течение 2 лет с момента присоединения к Соглашению, развивающимися странами — в течение 5 лет и наименее развитыми странами — в течение 8 лет.

46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья: Иностранные инвестиции

1. Иностранные инвестиции. Общая характеристика, виды

Одна из важнейших задач развития России на современном этапе — создание открытого конкурентоспособного общества, активно участвующего в мирохозяйственных связях. Это означает необходимость проведения кардинальных изменений во внешнеэкономической сфере, диверсификацию традиционных и развитие новых форм сотрудничества с зарубежными странами.

Среди новых форм внешнеэкономического сотрудничества особое значение приобретает инвестиционное. Государственная политика в области регулирования инвестиций, проводимая в стране, ориентирована на широкое привлечение иностранного капитала в самых различных формах. Предполагается, что создание на территории России совместных предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, образование свободных экономических зон, предоставление концессий и т.д. может в значительной мере способствовать решению задач по выводу экономики из затяжного кризиса, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, насыщению внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами.

Мировой опыт доказал, что иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами экономической помощи. Во-первых, это хороший источник капитала для вложений в производство товаров и услуг, современные технологии, ноу-хау, передовые методы управления и маркетинга. Во-вторых, в отличие от займов и кредитов они не ложатся дополнительным бременем на внешний долг. В-третьих, прямые инвестиции обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую.

Что же такое иностранные инвестиции?

Вывоз капитала, представляющий собой размещение его за границей в денежной или товарной форме, имеет более чем вековую историю.

В современных условиях вывоз капитала получает преимущественное по сравнению с вывозом товаров развитие. Суть явления сводится к изъятию части капитала из национального оборота в одной стране и его включению в оборот в другой стране. Таким образом, за рубеж переносится не акт реализации прибыли, а сам процесс ее создания.

Опираясь на экспорт капитала, используя различные формы поглощения, слияния фирм и компаний, покупку их акций, крупные промышленные и банковские компании создали за пределами своих стран громадную сеть филиалов, отделений, дочерних фирм и зависимых акционерных обществ, систему прямого и косвенного, открытого и завуалированного участия в капиталах национальных предприятий.

Резкая интенсификация этого процесса во второй половине XX века, охватившая сотни и тысячи фирм и компаний, привела к возникновению нового типа международных промышленных и банковских монополий — транснациональных корпораций (ТИК).

ТНК — международные монополии, которые выносят за пределы страны базирования не только закупку значительной части средств производства или сбыта готовой продукции, но и часть самого производства. Они скупают за рубежом действующие предприятия, строят новые заводы, открывают торговые и кредитные филиалы, вербуют рабочую силу, служащих, частично руководящий персонал, приобре­тают сырье, полуфабрикаты, часть оборудования, организуют произ­водство, сбыт и послесбытовое обслуживание покупателей. Таким образом, весь кругооборот капитала выходит за национальные гра­ницы и приобретает международные масштабы.

По данным ООН сегодня в мире существует более 63 000 материнских ТНК, которые контролируют около 700 000 филиалов, расположенных на всех континентах. Активы зарубежных филиалов за 1982—1999 гг. выросли в 9,4 раза, тогда как мировой ВВП в 2,8 раза.

Ведущая роль в развитии производства и экспорте капитала по объемам зарубежных активов принадлежит 100 крупнейшим нефинансовым корпорациям. Почти 90 из них находятся в странах ЕС, США и Японии. Доля 100 крупнейших ТНК составляет всего 0,16% от их общего количества, но они владеют 11,3% активов. Показатель­но, что список 100 сильнейших ТНК практически не меняется.

ТНК активно осваивают Россию, где уже сейчас насчитывается 7800 их филиалов. Однако ТНК практически не способствуют развитию инвестиционных процессов в России. Основной их задачей остается захват доли российского рынка для расширения сбыта собственной продукции.

Отраслевая структура ТНК достаточно широка: 60% международных компаний заняты в сфере производства, 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Вывоз капитала может осуществляться в двух основных формах: в виде предпринимательского капитала и в виде ссудного капитала.

Долгосрочные вложения предпринимательского капитала странами-инвесторами в различные отрасли промышленности, сельское хозяйство и инфраструктуру других стран называют иностранными инвестициями.

Иностранные инвестиции делят на прямые и портфельные. В зависимости от субъектов вывоза капитала различают частные и государственные иностранные инвестиции.

Основной формой экспорта предпринимательского капитала в современных условиях являются прямые частные иностранные инвестиции, которые обеспечивают непосредственный контроль над зарубежными предприятиями или компаниями путем приобретения контрольного пакета акций.

В международной статистике используются разные определения прямых инвестиций. Специалисты ООН считают, что контрольный пакет акций образуется при условии приобретения не менее 25% акционерного капитала иностранной компании, МВФ — 30%. В США инвестиции считаются прямыми при наличии у инвестора не менее 10% акций иностранной компании, во Франции — не менее 20% акционерного капитала, в ФРГ — 25%, в России — 10%. Следует, однако, заметить, что даже 100%-ное владение капиталом фирмы не дает полного контроля над ней, поскольку законодательство страны-реципиента может ввести определенные ограничения на деятельность иностранных инвесторов или же фирмы — поставщики сырья или комплектующих не выполнят условия договоров.

Читайте также  Финансирование инвестиций в сельском хозяйстве

Прямое инвестирование осуществляется путем приобретения инвестором за рубежом местного предприятия, создания нового в виде филиала, совместного или смешанного предприятия. Приобретение активов за рубежом может быть и не связано с международным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать средства, заработанные в другой стране, для инвестиций за рубежом.

В последние годы прямые инвестиции все больше направляются не на строительство новых, а на приобретение (в форме слияний и поглощений) действующих фирм в развитых странах.

Способы прямого инвестирования обеспечивают присутствие иностранного капитала, однако инвестиции, поступающие в рамках слияний и поглощений, не всегда увеличивают общий объем иностранного капитала принимающей страны, тогда как инвестиции в новые проекты всегда способствуют его росту. Инвестиции за счет слияний и поглощений обеспечивают меньший прирост производственных инвестиций по сравнению с прямыми инвестициями в новые проекты. Однако когда реальной перспективой для фирмы становится ее закрытие, слияние или поглощение оказывается единственно возможным выходом из ситуации. Такие инвестиции редко сопровождаются передачей новых или более совершенных технологий по сравнению с инвестициями в новые проекты; они могут привести к закрытию, сокращению или перепрофилированию производства.

Инвестиции в форме слияний и поглощений могут усиливать концентрацию и создавать антиконкурентный эффект, в то время как прямые инвестиции увеличивают число существующих фирм и не ведут к рыночной концентрации.

Получают распространение инвестиции без вложений в акционерный капитал в виде соглашений о предоставлении лицензий, управленческих услуг, торговых марок и т.д.

Портфельные инвестиции представляют вложение капитала в акции предприятий (без приобретения пакета акций), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных учреждений, а также еврооблигации. Такие вложения капитала осуществляются с целью получения повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения валютного курса и т.п.

Иностранные портфельные инвестиции важны почти для всех фирм, которые ведут международные операции. К ним прибегают главным образом с целью решения финансовых задач. Финансовые отделы корпораций обычно переводят средства из одной страны в другую для получения более высокой прибыли за счет краткосрочных капиталовложений.

В том случае, когда приобретаются акции заграничного предприятия, портфельные инвестиции являются частью экспорта производительного капитала. Если приобретаются облигации иностранных банков и других финансовых учреждений, они относятся к экспорту ссудного капитала.

В случае портфельных инвестиции не ставится задача приобретения контроля над заграничным предприятием. Вместе с тем граница между портфельными и прямыми инвестициями весьма условна. Во-первых, инвестиции, относимые в одних странах к прямым, в других считаются портфельными. В ФРГ прямыми инвестициями считаются те, которые составляют не менее 25% акций иностранной компании, во Франции — 20%, а в США — менее 10%. Во-вторых, осуществление портфельных инвестиций нередко связано с передачей иностранному предприятию управленческого опыта, участием в работе совета директоров, что фактически ставит предприятие в зависимость от компании-инвестора.

Прочие инвестиции — это торговые кредиты, а также кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств под гарантии страны-реципиента, банковские вклады, финансовый лизинг.

Крупным экспортером капитала выступает также государство. Экспорт государственного капитала может осуществляться в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам. Возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала. Наконец, государство участвует в деятельности международных финансовых учреждений, таких, как Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития, Международный банк реконструкции и развития и др.

внешнеэкономический иностранный инвестиция

2. Масштабы и тенденции международного инвестирования

Масштабы иностранных инвестиций, активность государств и монополий в экспорте ссудного и предпринимательского капитала, соотношение между формами экспорта и географическое размещение иностранных вложений зависят от экономического и политического развития мирового хозяйства, особенностей воспроизводственного процесса и развития монополий в отдельных странах, внешнеполи­тической и экономической ориентации правительств.

Более 95% стоимости прямых капиталовложений поступает из промышленно развитых стран. До недавнего времени почти все инвестиции приходили из ведущих развитых стран: США, Великобритании, Японии, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швеции, Нидерландов, Канады.

Основное направление экспорта частного капитала развитых капиталистических стран — другие развитые страны: более 80% прямых частных инвестиций приходится на них.

Конечно, эта ситуация носит временный характер и вполне вероятна передислокация потоков. Однако прямые инвестиции пойдут туда, где создан благоприятный климат для вложений, существует четкая позиция правительства, бизнесменов и общества в отноше­нии функционирования иностранного капитала.

Поток прямых инвестиций в развивающиеся страны приходится на ограниченное число стран с соответствующим инвестиционным климатом: Аргентину, Бразилию, Чили, Южную Корею и Польшу.

В настоящее время мировая экономика переживает инвестиционный бум: в 1982 г. объем инвестиций составлял 58 млрд дол., в 1990 г. — 209 млрд дол., в 1999 г. — 865 млрд дол., в 2001 г. они должны превысить 1 трлн дол. При этом в десятку крупных получателей иностран­ных инвестиций из стран с развивающимися рынками войдут скорее всего только Китай, Гонконг и Бразилия.

Концентрация иностранного капитала в странах с более либе­ральными и унифицированными стандартами предпринимательства (в некоторых странах Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии) порождает серьезные проблемы для других стран, которым также необходимы инвестиции. Они должны сформировать инвестиционный климат, устраивающий страны-инвесторы.

3. Иностранные инвестиции в России

Для подъема российской экономики, по экспертным оценкам, в течение ближайших 20—25 лет нужны инвестиции в объеме 2,0— 2,5 трлн дол. или 100 млрд дол. ежегодно. Вместе с тем возможности государственных инвестиций крайне ограничены, а эффективность их весьма низка. В связи с этим ставка делается на частные инвестиции — отечественные и иностранные. Для привлечения иностранных инвестиций нужно создать климат, который позволил бы России конкурировать на мировом рынке капиталов.

На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию единого инвестиционного пространства с общими унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение интересов как инвестора, так и принимающей стороны (конкретного хозяйствующего субъекта, соответствующего государства). К ним относятся соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов, договор к Энергетической хартии, конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров, учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Основными органами регулирования зарубежной инвестиционной деятельности являются международные экономические организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Международными экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности, правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров.

МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами — членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАГИ.

Основополагающим документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, стал Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятие которого способствовало созданию правовых условий для деятельности иностранных инвесторов в России. Инвесторы получили право не только вкладывать средства в качестве доли в уставный фонд совместного предприятия с участием российского партнера, но и основывать предприятия, полностью им принадлежащие, а также участвовать в приватизации российских предприятий, покупать их акции, облигации и другие ценные бумаги. В Законе подчеркивался примат международного права над национальным, если международными договорами, действующими в Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законе и других нормативных документах относительно иностранных инвестиций.

Читайте также  Отдача от инвестиций в организации

В последующие годы были приняты нормативные акты общефедерального характера, определяющие политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования и развития экономических отношений. Подобные документы не являются документами прямого действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм, однако деятельность, касающаяся иностранного капитала, подчиняется этим актам. К ним относятся Гражданский, Таможенный, Налоговый и другие кодексы Российской Федерации, Законы об акционерных обществах, государственном регулировании внешнеторговой деятельности, валютном регулировании и контроле, о ФПГ и др.

Важным шагом в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», определяющего формирование инвестиционного механизма в минерально-сырьевых отраслях на основании договорных отношений между инвестором и государством. Государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на конкретном участке недр, а инвестор обязуется осуществить проведение этих работ за свой счет и риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с использованием недр, в том числе порядок раздела произведенной продукции, механизм финансовых отношений между сторонами. Соглашения о разделе продукции позволяют учитывать особенности разных месторождений полезных ископаемых, максимально соблюдая интересы сторон, создают необходимые предпосылки для более широкого привлечения иностранных инвестиций.

В целом эффективное использование соглашений о разделе продукции позволит России без затрат на разведку, добычу и разработку минерально-сырьевых ресурсов получить необходимые финансовые и материальные (в виде доли произведенной продукции) средства.

В 1999 г., 9 июля принят Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ, который определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также на условия предпринимательской деятельности инвесторов и созданных с их участием предприятий.

Этот Закон регулирует отношения, связанные с предпринимательской деятельностью только в реальном секторе экономики России. Деятельность иностранных инвесторов в банковской, страховой, благотворительной, образовательной или религиозной сферах регулируется законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, страховании, некоммерческих организациях.

Свод гарантий, предоставляемых этим Законом, выглядит следующим образом.

Инвестору гарантируется полная и безусловная защита его прав и интересов, а также право на возмещение возможных убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов различного уровня. Ему гарантировано осуществление инвестиций на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Вклады инвесторов в уставный капитал оцениваются в валюте Российской Федерации.

Имущество иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями не может быть национализировано или реквизировано (кроме случаев, предусмотренных федеральными законами либо международными договорами Российской Федерации). В случае реквизиции инвестору или предприятию с его участием гарантируется выплата стоимости реквизируемого имущества, а при национализации — возврат стоимости национализируемого имущества и других убытков.

Наиболее важной представляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.

Тем не менее в Законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, которые некоторое время могут оставаться неизменными. Кроме того, в Законе речь идет исключительно об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, определяемые правительством, поэтому понятие неизменности совокупной налоговой нагрузки относится только к этим инвесторам. При этом в Законе не оговорена проблема сохранения коммерческих результатов, долгосрочной доходности инвестора, имеющих первостепенное значение. В условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд и т.п. говорить о стабильности условий инвестирования достаточно сложно.

Инвестору гарантировано право на свободное использование доходов (после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов) на территории Российской Федерации для их реинвестирования или иных целей, а также на вывоз доходов за границу в иностранной валюте.

В Законе предусматривается ряд льгот для иностранных инвесторов и предприятий с их участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Таким образом, инвесторы этих предприятий ввозят имущество, предназначенное для уставных капиталов ПИИ, беспошлинно. При этом следует учитывать ранее установленные правила: ввозимые товары должны относиться к основным производственным фондам, не быть подакцизными и срок их ввоза не должен превышать одного года с даты регистрации ПИИ. Эти же инвесторы имеют возможность беспошлинного (или по сниженным ставкам) вывоза произведенных или в достаточной степени переработанных продуктов (если вывозные пошлины на такие товары установлены).

Льготы и определенные гарантии иностранным инвесторам могут быть предоставлены субъектами РФ, которые могут осуществлять финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств бюджетов и внебюджетных средств. Такая деятельность практикуется российскими регионами: более 30 субъектов РФ имеют свои законы или законодательные акты.

Кроме того, существуют льготы, предоставляемые другими нормативными актами, напрямую не связанными с иностранными инвестициями, на которые ПИИ могут рассчитывать. Например, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматриваются условия предоставления предприятиям налогового кредита.

В Законе «О лизинге» предусмотрены некоторые меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний: разработка и реализация лизинговых программ на федеральном уровне и в регионах; предоставление инвестиционных кредитов; получение лизинговыми предприятиями государственного заказа на поставки товаров для государственных нужд; финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий лизинговым проектам, в том числе с участием фирм-нерезидентов, и др.

Инвестиционный лизинговый кредит заключается в изменении сроков уплаты налога, позволяющих в определенных условиях уменьшить платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. На получение кредита могут рассчитывать инвесторы и ПИИ, осуществляющие техническое перевооружение производства, внедренческую или инновационную деятельность, выполнение важных заказов по социально-экономическому развитию региона.

Для направления дополнительных инвестиций в экономику России Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1999 г. № 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С» иностранным инвесторам — нерезидентам разрешено использовать средства, находящиеся на специальных счетах типа «С» для финансирования производства экспортной продукции. Доля средств со специальных счетов типа «С», которые используются для закупки оборудования, технических средств и материалов, произведенных в России юридическими лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории Российской Федерации, должна составлять не менее 70%. Приоритет отдается инвесторам, у которых эта доля составляет 100%.

В настоящее время действующее законодательство охватывает все важнейшие области права, интересующие иностранных инвесторов: налогообложение, трудовое законодательство, приобретение и аренду собственности, таможенные тарифы и внешнюю торговлю, защиту прав интеллектуальной собственности, финансовый рынок и рынок ценных бумаг, антимонопольные требования, приватизацию предприятий, механизм регулирования разногласий.

Тем не менее пока в России не создан благоприятный инвестиционный климат.

Американский неправительственный фонд «Наследие» еще в 1996 г. провел исследование степени привлекательности 24 (Аргентина, Бангладеш, Боливия, Ботсвана, Сальвадор, Фиджи, Гватемала, Гайана, Индонезия, Израиль, Мадагаскар, Мали, Мальта, Молдавия, Марокко, Мозамбик, Никарагуа, Панама, Перу, Филиппины, Польша, Португалия, Шри-Ланка, Тунис) развивающихся стран для иностранных инвестиций. Его результаты заслуживают того, чтобы быть учтенными при формировании инвестиционной стратегии страны и создании благоприятного инвестиционного климата для инвесторов. Исследование проводилось по 9 факторам, которые, по мнению экспертов, являются решающими при выборе страны — объекта для инвестиций. Перечислим эти факторы.

Читайте также  Необходимы инвестиции для расширения бизнеса

1. Уровень экономического роста (рассматривался приростВВП за три года).

2. Политическая стабильность определялась по двум критериям: имелись ли предупреждения государственного департамента США об опасности путешествия в страну; случались ли в исследуемых странах государственные перевороты.

3. Размеры рынка рассчитывались путем умножения размера подушевого валового продукта на количество населения.

4. Зависимость от иностранной помощи рассматривается как признак несвободной экономики и сопротивления реформам, неспособность государства к самостоятельному развитию.

5. Размеры внешнего долга представляются некритичными в пределах вложений в отрасли, которые обеспечивают экономический рост страны.

6. Конвертируемость валюты должна гарантироваться законодательно и укрепляться благодаря конвертируемости.местной валюты.

7. Сила валюты (рассматривается ее стабильность относительно инфляции).

8. Уровень внутренних накоплений (оптимальным для развития экономики считается уровень внутренних накоплений в размере 24% от ВВП).

9. Уровень инфраструктуры определяется надежной связью с большинством регионов и беспрепятственным передвижением по территории страны.

Международные акты как источник регулирования инвестиционных процессов.

Многосторонним международным конвенциям и соглашениям, направленным на регулирование инвестиций, еще предстоит завоевать весомую и, возможно, решающую роль в правовой системе инвестиционного законодательства. На сегодняшний день акты международного права, направленные на урегулирование инвестиций, уступают соответствующим актам внутреннего законодательства и по числу, и по влиянию на инвестиционные процессы.

Среди наиболее заметных и важных многосторонних актов по международным инвестициям следует выделить Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г., ТРИМС, Хартию экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Договор к Энергетической хартии 1994 г., Конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенное в рамках СНГ в 1993 г., Единообразный кодекс о режиме иностранного капитала и о товарных знаках, патентах, лицензиях и роялти, принятый в рамках государств Андской (Картахенской) группы (Единый инвестиционный кодекс), Конвенцию СНГ о защите прав инвестора 1997 г.

Мировая практика правового регулирования инвестирования свидетельствует о том, что существуют две основные модели законодательств, устанавливающих правовой режим иностранных инвестиций. Развитые государства, как правило, не разделяют инвесторов на внешних (иностранных) и внутренних (национальных), а правовой режим деятельности инвесторов един независимо от их национальной принадлежности. Особенность правового статуса иностранных инвесторов в этих государствах «исчерпывается нормативными актами, устанавливающими исключения из принципа национального режима для иностранных инвесторов» [1] . К таким странам относятся Великобритания, Франция, Италия, Германия, США и др.

Вторая модель регулирования деятельности инвесторов свойственна странам с развивающейся и переходной экономикой. Суть соответствующих правовых систем в общих чертах сводится к тому, что государство, устанавливая нормы, регламентирующие процесс инвестирования, явно дифференцирует инвесторов в зависимости от их национальной принадлежности. В таких государствах принимается специальное законодательство, направленное на урегулирование иностранных инвестиций, правовой режим которых подчиняется особым, как правило, более жестким правилам. В то же время как государства с развитыми экономиками, так и страны с переходной экономикой обладают общими чертами в данной сфере, которые сводятся к тому, что практически все без исключения правительства устанавливают специальные ограничения в области инвестиционной деятельности.

Таким образом, вышеизложенное разделение законодательных моделей инвестиций отражает лишь тенденции регулирования и не имеет абсолютного характера. Цели, которые преследуются установлением специального инвестиционного законодательства, обусловлены множеством факторов, которые по своей направленности могут и не совпадать.

С одной стороны, государство заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций, стимулирующих развитие экономики. Для этого создаются правовые режимы, устанавливающие льготы для иностранных инвесторов, предусматриваются юридические гарантии защиты их прав в связи с произведенными капиталовложениями, возможности соразмерной компенсации инвесторам в случаях изъятия их собственности и пр. Таким образом, в данном случае используются способы регулирования инвестиций, которые имеют стимулирующий характер.

С другой стороны, государства с развивающейся или переходной экономикой не могут не думать о необходимости соблюдения национальной безопасности, которая может быть подвергнута угрозе вследствие экономической экспансии. Для предотвращения подобного рода экономического вторжения, которое потенциально в некоторых случаях может таить угрозу политической стабильности, создаются правовые механизмы, препятствующие активизации иностранного капитала в значимых для государства сферах экономики. Как правило, ограничения на иностранное инвестирование устанавливаются в тех или иных жизненно важных для государства областях деятельности (деятельность банков, страхование, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, использование и добыча природных ресурсов и т.д.). Указанные меры по установлению юрисдикционного иммунитета призваны обеспечить экономический суверенитет государства, принимающего инвестиции. Все вышесказанное позволяет отнести используемые в данном случае способы регулирования инвестиций к изъятиям ограничительного характера.

Две указанные тенденции, будучи разнонаправленными, требуют особенно тщательных подходов при балансировке различных государственных интересов в процессе привлечения иностранных инвестиций. Весьма рельефно указанные проблемы проявляются при формировании нормативной системы регулирования международных инвестиций с участием Российской Федерации. Законодатель, пытаясь урегулировать разнонаправленные интересы, возникающие при инвестировании российской экономики, опирается на нормативные источники различного характера.

Значимыми правовыми источниками регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации являются международные конвенции, двухсторонние международные договоры по вопросам поощрения и защиты капиталовложений, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, в которых участвует Россия. Подобного рода акты устанавливают для предпринимателей иного государства национальный правовой режим, что отражает стремление законодателя исключить дискриминационный подход к иностранным инвесторам.

Хотя с заключением множества международных актов Российской Федерации и не удается установить систему единых стандартов в регулировании международной инвестиционной деятельности, тем не менее такая практика в целом является благотворной для процесса инвестирования. Таким же путем идут многие другие государства при заключении двухсторонних международных инвестиционных договоров. Приоритет применения актов международного права в России имеет конституционную основу. Это имеет отношение и к международным соглашениям, заключаемым Российской Федерацией.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, заключенные Россией, являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Что касается «внутреннего» законодательства, регулирующего иностранные инвестиции в России, то в нем содержится обширное количество направлений, по которым устанавливается особый режим иностранных инвестиций. Достаточно назвать Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О соглашениях о разделе продукции», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и др. Кроме того, не последнюю роль в регулировании иностранных инвестиций играют указы президента, постановления правительства, нормативные акты, принимаемые Банком России и т.д.

В то же время в связи с тем, что Российская Федерация стала членом ВТО, она не может не считаться с необходимостью изменения стандартов правового регулирования иностранных инвестиций. К примеру, в ВТО регулирующим актом является уже упоминавшееся ТРИМС, которое регламентирует взаимоотношения государств — участников ВТО. Вступив в эту организацию, Россия вынуждена в дальнейшем изменять свое внутреннее инвестиционное законодательство в соответствии с принципами и стандартами, зафиксированными в ТРИМС.

  • [1] Силкин В. В. Прямые иностранные инвестиции в России: правовыеформы привлечения и защиты. М., 2003. С. 41.

Источники: http://studopedia.ru/3_63713_mezhdunarodnoe-regulirovanie-inostrannih-investitsiy.html, http://www.ronl.ru/stati/mezhdunarodnye-otnosheniya/153956/, http://studme.org/193333/pravo/mezhdunarodnye_akty_istochnik_regulirovaniya_investitsionnyh_protsessov

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто