Мероприятия для привлечения инвестиций в регион
Стратегия привлечения инвестиций в регион
Для развития любой экономии ческой системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.
Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному — убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом. Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.
В общем виде возможные стратегии государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе могут быть следующими:
· Пассивная стратегия: поиск крупных фирм — инвесторов, потенциально-заинтересованных в размещении производства в данном регионе о предложение им возможных объектов инвестиций (государство оценивает потенциал региона и региональные субъекты власти ищут крупных инвесторов, которые действовали бы в заданных условиях);
· Избирательная стратегия: ведение целенаправленной работы по созданию в выбранном регионе условий, необходимых для определенного типа интересов (государство стремится привлечь инвесторов определенной направленности и решает, что нужно изменить);
· Стратегия комплексного развития: оценка инвестиционной привлекательности и повышение общего инвестиционного потенциала региона (государство должно определить, что можно осуществить на данной территории в ближней и среднесрочной перспективе и предпринимает шаги к комплексному развитию инвестиционной привлекательности региона).
Согласованность целей управления и управленческих факторов.
К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:
1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;
2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;
3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;
4) рост объема валового регионального продукта.
Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.
Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов. Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.
Методы управленческого воздействия
Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.
К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:
1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;
2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;
3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;
4) определение общеобязательных требований достижения директивно
установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.
Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.
Способы поддержки потенциальных инвесторов
Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).
С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:
1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;
2) в рамках налогового — рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;
3) кредитно-денежного — страхование кредитов;
4) антимонопольного — противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;
5) внешнеэкономического — способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;
6) прочие — страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.
Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:
1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;
2) ТНК (транснациональные корпорации);
3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;
4) иностранные инвесторы;
5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).
Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.
Стратегия привлечения инвестиций в регион
Прохоров Андрей Юрьевич, аспирант факультета управления и психологии, кафедра отраслевой экономики, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Россия
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Для развития любой экономической системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.
Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному – убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом.
Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.
Согласованность целей управления и управленческих факторов
К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:
1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;
2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;
3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;
4) рост объема валового регионального продукта.
Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.
Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов.
Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.
Методы управленческого воздействия
Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.
К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:
1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;
2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;
3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;
4) определение общеобязательных требований достижения директивно установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.
Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.
Способы поддержки потенциальных инвесторов
Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).
С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:
1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;
2) в рамках налогового – рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;
3) кредитно-денежного – страхование кредитов;
4) антимонопольного – противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;
5) внешнеэкономического – способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;
6) прочие – страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.
Классификация инвесторов
Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:
1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;
2) ТНК (транснациональные корпорации);
3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;
4) иностранные инвесторы;
5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).
Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
Концепция привлечения инвестиций в муниципальные образования
Необходимость разработки оригинальной концепции привлечения инвестиционных ресурсов для муниципальных образований обоснована их особенностями в качестве объекта инвестирования. Помимо решения вопросов местного экономического развития на муниципальном образовании лежит забота о благосостоянии, здоровье, уровне образования граждан. Таким образом, администрации муниципальных образований испытывают значительное социальное давление при формировании своей инвестиционной политики.
Другой особенностью инвестиционной деятельности муниципального образования является то, что администрации вынуждены изыскивать средства и привлекать финансирование часто на заведомо убыточные проекты.
Кроме того, муниципальные образования имеют ограниченные возможности регулирования законодательных условий инвестиционной деятельности, так как большинство законодательных актов принимается на федеральном и региональном уровнях.
Очевидно, что инвестиционный климат муниципального образования складывается из пирамиды инвестиционных условий: инвестиционные климат и рейтинг России, инвестиционный климат региона или области плюс особенности инвестиционных потенциала и риска самого муниципального образования. Поэтому главной особенностью инвестиционного климата муниципального образования является его прямая зависимость от состояния и динамики развития экономики крупных субъектов Российской Федерации, в которых находится муниципальное образование. Это оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на инвестиционный климат муниципальных образований.
Существование в российской экономике, с одной стороны, регионов-доноров и, с другой стороны, дотационных регионов непосредственно влияет на инвестиционный потенциал муниципальных образований. Сильная зависимость от дотаций из центра делает муниципальную экономику уязвимой в отношении федеральных решений о распределении бюджета, колебаний национальной и региональной экономической конъюнктуры, а также сдвигов тех или иных приоритетов региональной политики.
Характерной чертой многих муниципальных образований РФ является наличие одного градообразующего предприятия или профилирующей отрасли. Этот фактор, безусловно, повышает инвестиционный риск в таких районах. С другой стороны, устойчивая диверсифицированная структура экономики позволяет разумно снижать инвестиционные риски, гибко распределять ресурсы.
Большое значение в формировании инвестиционного климата играют такие основные факторы, как географическое положение, природно-климатические особенности, ресурсная обеспеченность, демографическая структура населения. При разработке инвестиционной политики муниципальных образований эти факторы нужно учитывать, однако повлиять на их изменение практически почти невозможно, либо это потребует больших финансовых и временных затрат. Наличие и развитие таких факторов, как уровень образования населения, производительность и конкурентоспособность фирм и предприятий, уровень развития инфраструктуры, применение информационных технологий и др., позволяет муниципальным образованиям влиять на формирование своего инвестиционного климата.
Необходимо также отметить, что инвестиционный климат тесно связан с уровнем конкурентоспособности региона и конкретных предприятий.
Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность муниципального образования складываются из конкурентоспособности страны, региона и самого образования.
Принципами формирования концепции привлечения инвестиций являются:
· единство правового пространства инвестиционной деятельности на территории муниципального образования в сочетании с активной поддержкой инвестиционных процессов;
· создание на территории муниципального образования благоприятного инвестиционного климата и развитой инвестиционной инфраструктуры;
· диверсификация инвестиционных вложений с учетом специфики развития муниципального образования;
· поддержка и стимулирование частной инициативы и процес-
сов самоорганизации участников инвестиционной деятельно-
сти (на финансовом, фондовом и других рынках); инвестици-
онная направленность бюджетной политики муниципально-
го образования с целью реализации приоритетных направле-
ний региональной социальной политики;
· смешанное (государственно-частное) финансирование быстроокупаемых и высокоэффективных инвестиционных проектов, исключительно на экспертно-комиссионной и конкурсной основе при сохранении жесткого контроля за расходованием бюджетных ассигнований муниципального образования.
Основываясь на приведенных выше особенностях муниципального образования и используя российский и зарубежный опыт привлечения инвестиций на местном уровне, предлагается алгоритм действий, направленных на разработку комплексной программы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в муниципальные образования.
1. Определение целей и задач муниципального образования.
Это важнейший этап, на котором формируются главные направления развития муниципального образования, четко формулируются цели и конкретизируются задачи, определяются сроки и ответственные за их реализацию.
2. Определение потребности муниципального образования в
инвестициях.
Оценка емкости и потенциала рынков муниципального образования, выявление приоритетных отраслей и районов для привлечения инвестиций позволяют выработать отдельный документ, содержащий экономические расчеты потребности региона в инвестициях и определение типов требуемых инвестиций.
3. Знание и хорошая ориентация на рынке национальных и
международных инвестиционных ресурсов.
Требуется постоянный мониторинг рынков инвестиционных ресурсов для оценки возникающих тенденций и возможностей, интересующих предприятия муниципального образования. Необходимо провести достаточно большой объем аналитической работы.
4. Сегментирование потенциальных инвесторов и инвестици-
онных ресурсов.
Сегментация — это необходимый шаг в разработке программы привлечения инвестиций и PR-кампании в муниципальном образовании. Каждой целевой группе должна соответствовать своя программа и использоваться различные инструменты привлечения инвестиций.
5. Муниципальная инвестиционная политика региона. Инвес-
тиционная политика должна определить принципиальный под-
ход муниципального образования к привлечению инвестиций: со-
здание условий для инвестирования в регион или активные дей-
ствия администрации по привлечению инвестиций на конкрет-
ные инвестиционные проекты либо сочетание этих подходов.
6. Муниципальная законодательная политика в отношении инвестиций.
7. Разработка мер поддержки предприятий и организаций в привлечении инвестиций.
Муниципальные образования имеют возможность использовать административный ресурс для поддержки предприятий и организаций, заинтересованных в привлечении инвестиций. Поддержка может быть организационной, финансовой, информационной и юридической.
8. Разработка политики в отношении традиционных инвестиционных источников (бюджетные инвестиции, кредиты и займы, прямые инвестиции, лизинг).
9. Разработка нетрадиционных инвестиционных источников («пилотные» проекты, гранты и донорские программы, венчурное инвестирование).
10. Разработка PR-кампаний по привлечению инвестиций в муниципальное образование.
11. Разработка организационной схемы управления процессом привлечения инвестиций в муниципальное образование.
Важнейшим элементом концепции привлечения инвестиций в муниципальные образования служит разработка детального и однозначного механизма возможности выхода инвесторов из предприятий региона, т. е. предоставление гарантий инвесторам в том, что они безусловно сохранят свои капиталы и у них не возникнет никаких организационных или юридических трудностей в реинвестировании средств.
Другой принципиальный момент для инвестора — готовность и заинтересованность местных организаций и предприятий вкладывать свои ресурсы и нести риск вместе с инвестором. В настоящий момент в России менее 1 % проектов высокого риска профинансировано методом размещения акций, в США эта цифра составляет 98 %.
Поддержание контактов с инвесторами после осуществления инвестиций — также важная функция муниципальной инвестиционной политики. Едва ли не самым важным является то, что существующие инвесторы — это лучшие рекомендации для будущих инвесторов. Таким образом, роль инвесторов, уже укрепивших свои позиции и прочно обосновавшихся на местном рынке, чрезвычайно важна по следующим причинам: они — источник будущих инвестиций; они могут привлечь новых потенциальных инвесторов. В этой связи выполнение обязательств перед инвесторами со стороны администрации муниципального образования, в том числе по предоставлению налоговых льгот, — условие, не подлежащее обсуждению.
Источники: http://studbooks.net/1703880/ekonomika/strategiya_privlecheniya_investitsiy_region, http://creativeconomy.ru/lib/7709, http://megaobuchalka.ru/11/55077.html
Источник: