- Правовой режим иностранных инвестиций.
- 1. Понятие и виды иностранных инвестиций. Гарантии и льготы иностранным инвесторам.
- Понятие иностранных инвестиций. Гарантии защиты иностранных инвесторов по законодательству РФ
- Правовое регулирование иностранных инвестиций, их понятие и виды. Правовой статус иностранных инвесторов, их гарантии прав и льготы
Правовой режим иностранных инвестиций.
1. Понятие и виды иностранных инвестиций. Гарантии и льготы иностранным инвесторам.
2. Международные механизмы защиты прав иностранных инвесторов и разрешение инвестиционных споров.
3. Правовой режим соглашений о разделе продукции и концессионных соглашений.
4. Правовой режим свободных экономических и оффшорных зон.
1. Понятие и виды иностранных инвестиций. Гарантии и льготы иностранным инвесторам.
Государства, заинтересованные в привлечении иностранных инвестиций, принимают специальное законодательство. Такое законодательство имеется в Китае, Индии, Бразилии, России, страны СНГ, Балтии – страны, которым будет отдаваться приоритет в 2025г. страны с развитой экономикой не имеют специального законодательства об ностранных инвестициях и действует общий режим для отечественных и зарубежных инвесторов. Согласно статистике, ¼ всех иностранных инвестиций приходится на Китай – более 1,5 млн в год. В России в год инвестируется в 6 раз меньше чем в Чехии. Все иностранные инвестиции в Россию направляются в топливно-энергетический комплекс, а также для организации сборочных цехов иностранных концернов. Основным инвестором иностранным в России является республика Кипр. Это оффшорная территория, и все средства с Кипра – бывшие российские деньги.
В 1991г. в России принят закон об иностранных инвестициях в РСФСР. Закон содержал 40 статей, все они носили бланкетный (отсылочный) характер, т.е. напрямую инвестиционные отношения не регулировали, а отсылали к подзаконным нормативным актам, которые либо никогда не были приняты, либо наоборот принимались в великом множестве в противоречии друг другу. Закон получил негативную оценку иностранных инвесторов, поэтому в оперативном порядке был разработан новый вариант закона, который появился в 1999г. – об иностранных инвестициях в РФ. Сразу же после его принятия он получил негативную оценку иностранных инвесторов, т.к. 1) наличие отсылочных норм: закон ссылается на многие постановления правительства, которые до настоящего момента до сих пор не приняты; 2) чрезвычайно сложный и запутанный язык закона.
Согласно закону 1999г. иностранные инвестиции– это вложения, осуществлённые иностранным инвестором в какой-либо объект предпринимательской деятельности на территории России в виде денег, ценных бумаг, имущества, имущественных прав, информации, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в целях извлечения прибыли.
Закон не регулирует отношения, связанные с вложением средств в банковский и страховой секторы.
Иностранный инвестор – иностранный гражданин либо лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом; иностранное юридическое лицо либо организация, не являющаяся юридическим лицом, но имеющая право осуществлять инвестиции в соответствии с законами своей страны; иностранное государство и международная организация, если это для организации предусмотрено её уставом.
Помимо общего понятия иностранной инвестиции закон выделяет ещё 2 категории.
Прямая иностранная инвестиция– это 3 вида вложений:
Создание в России филиалов иностранного ЮЛ и вложение средств в его основные фонды,
Вклад иностранного инвестора в уставный капитал российского хозяйственного общества или товарищества величиной не менее 10% от совокупной доли,
Ввоз в Россию оборудования по договору международного финансового лизинга на сумму не менее 1 млн рублей, в котором иностранный инвестор выступает лизингодателем, а Россия – лизингополучателем.
Только прямые инвестиции пользуются основными гарантиями и льготами по закону, в частности таможенными и налоговыми льготами. Основная льгота – освобождение инвестора от уплаты ввозного НДС (в среднем 18%).
Вместе с тем предоставление иностранному инвестору льгот по закону об иностранных инвестициях не совсем координирует с налоговым и таможенным кодексами.
Приоритетный инвестиционный проект– это 2 вида вложений:
Вклад иностранного инвестора в уставный капитал российского хозяйственного общества или товарищества величиной не менее 100 млн рублей.
Осуществление какого-либо вложения в виде прямой инвестиции на сумму не менее 1 млрд. рублей. (рубли по законы берутся на момент принятия закона — курс).
Приоритетный инвестиционный проект подлежит регистрации в Правительстве России в соответствии с положением, которое до сих пор не принято.
Гарантии и льготы иностранным инвесторам.
Закон об иностранных инвестициях определяет следующие гарантии для иностранных инвесторов:
1) гарантия защиты инвесторов от национализации, реквизиции или конфискации имущества.
2) гарантия справедливого разрешения спора государственным судом или международным коммерческим арбитражем,
3) гарантия возмещения инвестору всех убытков, причинённых незаконными действиями государственных органов,
4) гарантия свободного перевода за рубеж всех доходов, полученных в связи с осуществлёнными инвестициями,
5) гарантия признания прав за страховой организацией, к которой перешло в порядке суброгации право требования, которое имел инвестор в РФ в связи с осуществлёнными инвестициями. В принципе все вышеперечисленные гарантии уже закреплены действующим общегражданским законодательством, никакой специфики для иностранного инвестора нет.
Только прямые инвестиции пользуются налоговыми и таможенными льготами – это самое основное для инвестора. Прежде всего, льгота для иностранного инвестора – это освобождение от уплаты НДС при ввозе в Россию оборудования в качестве инвестиции.
Специальная гарантия предусмотрена для приоритетных инв.проектов – гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (она именуется в науке «дедушкина оговорка»): если иностранный инвестор приступил к реализации приоритетного инвестиционного проекта в России, однако в России принимается нормативный акт, который ухудшает положение инвестора по сравнению с тем, в котором он находился до момента принятия этого НА – вводятся новые налоги, повышаются действующие налоговые ставки, то такой акт не применяется к инвестору в течение всего срока реализации приоритетного инвестиционного проекта, но не более 7 лет с момента начала реализации проекта. Дедушкиной оговоркой пользуются также коммерческие организации с иностранными инвестициями, доля иностранных инвесторов в которых составляет не менее 25% независимо от величины уставного капитала.
Иностранный инвестор может создать новое юридическое лицо по российскому праву (как правило, инвесторы создают либо ЗАО либо ООО). В этом случае по форме это будет российское ЮЛ, но со 100% участием иностранного капитала. При регистрации такого ЮЛ налоговые органы требуют дополнительные документы, в частности выписка из торгового реестра иностранного государства о регистрации иностранного учредителя, выписка из обслуживающего учредителя банка о его финансовом статусе, а также другие документы об иностранном ЮЛ – учредителе.
Иностранный инвестор может создать российское ЮЛ совместно с российскими лицами, либо приобрести долю в уставном капитале уже существующего хозяйственного общества и товарищества. Во всех случаях, когда в состав учредителей российского ЮЛ взодит иностранный инвестор, российское ЮЛ приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями независимо от того, какая доля уставного капитала принадлежит иностранному инвестору. Речь идёт о вхождении инвестора в состав участников или учредителей, т.е. инвестор должен быть внесён в устав или в учредительный договор в качестве учредителя или участника, и только тогда компания приобретает такой статус. Поэтому простое приобретение акций российского АО иностранным инвестором не означает, что данное общество приобрело статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями утрачивает свой статус с момента выхода иностранного инвестора из числа её участников.
Такая организация – не самостоятельная организационно-правовая форма, это характеристика, которая присваивается организациям законом об иностранных инвестициях с целью предоставления этой организации дополнительных льгот и гарантий по сравнению с теми, которые применяются к обычным российским ЮЛ.
Понятие иностранных инвестиций. Гарантии защиты иностранных инвесторов по законодательству РФ
Ин.инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли.
Инвестиции можно разделить на прямые и портфельные. Под прямыми инвестициями понимаются инвестиции, дающие возможность инвестору прямо и непосредственно участвовать в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на капитал, вложенный в это предприятие.
Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на международном и национальном уровнях. К международным соглашениям в этой области относятся: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г., Сеульская Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
Такая защита предусматривала изъятие инвестиционных споров из юрисдикции национальных судов и передачу их на рассмотрение специально созданного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
В рамках МЦУИС предусмотрено осуществление двух видов разбирательств: примирительной и арбитражной процедуры.
Рос.зако- во предоставляет доп льготы, как:упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;льготный налоговый режим; особый таможенный режим;пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан.
42. Правоотношения между родителями и детьми в МЧП. Коллизионное регулирование вопросов установления отцовства, алиментных обязательств, гражданства детей
гражданство детей следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет При изменении гражданства обоих родителей или единственного родителя (только матери или только отца) гражданство ребенка автоматически следует за гражданством родителей. Если гражданство РФ у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином РФ, то рбенок сохраняет гражданство РФ. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином РФ, гражданство РФ у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство (ст. 28).
2. Установление отцовства в РФ независимо от гражданства родителей и ребенка и их места жительства производится по нашему законодательству.
В тех случаях, когда по российскому законодательству допускается установление отцовства в органах записи актов гражданского состояния, проживающие вне пределов РФ родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства в консульские учреждения РФ , по делам об установлении или оспариваний отцовства, применяется законодательство страны, гражданином которой является ребенок по рождению.
3.. Взаимоотношения родителей и детей, находящихся в РФ, независимо от того, является ли ребенок гражданином РФ или иностранцем, регулируются в полном объеме российским правом. В отношении родителей-иностранцев или детей-иностранцев никаких изъятий из общего порядка не делается. Вопрос о законе, которым должны регулироваться правротношения между родителями и детьми, решен в договорах о правовой помощи, заключенных с Болгарией, Венгрией, СРВ, КНДР, Румынией и Польшей. Эти договоры устанавливают, что правоотношения между родителями и детьми определяются законом того государства, на территории которого родители и дети имеют совместное место жительства. Или той страны, чье гражданство имеет ребенок
Правовое регулирование иностранных инвестиций, их понятие и виды. Правовой статус иностранных инвесторов, их гарантии прав и льготы
Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Государство играет в инвестиционной деятельности двоякую роль, выступая как инвестор, и как носитель властных полномочий. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного регулирования инвестиционной деятельности, определено Министерство экономического развития и торговли РФ.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется в следующих формах:
1)бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;
а)осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности;
б)предоставление бюджетных инвестиций ЮЛ, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
2)предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ – часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства;
3)размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
4)привлечение частных инвестиций в объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности;
5)проведение экспертиз инвестиционных проектов: градостроительной, проектной, экологической и др.;
6)проверка эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, и достоверности их сметной стоимости;
7)лицензирование отдельных видов деятельности;
8)проведение конкурсов и аукционов на право инвестирования строительства и реконструкции объектов недвижимости;
9)создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
10)законодательное установление системы гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности;
11)законодательное установление мер защиты инвестиций.
Основным законодательным актом, регулирующим основы осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, является ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.
Иностранными инвесторамив РФ признаются:
— иностранные ЮЛ, иностранные организации, не являющиеся ЮЛ, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
— иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
— лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
— иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым ФЗ;
— международные организации, которые вправе в соответствии с международными договорами РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.
Иностранной инвестициейпризнается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ.
Иностранные инвестиции могут быть классифицированы аналогично отечественным.
В соответствии со ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность установления изъятий из этого правила двоякого рода:
— изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов;
— изъятия стимулирующегохарактера в виде льгот для иностранных инвесторов.
Основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ:
1) гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;
2) гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;
3) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
4) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
5) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ.
Приоритетный инвестиционныйпроект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
72. Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции.
В соотв. с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Сторонами соглашенияявляются:
а) РФ, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченные ими органы;
б) инвесторы — ЮЛ, не являющиеся юридическими лицами объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Соглашением должны предусматриваться перечисленные в указанной статье обязательства инвестора, в том числе:
— по предоставлению российским ЮЛ преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков;
— по привлечению работников — граждан РФ, количество которых должно составлять не менее 80 процентов состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов — граждан РФ соответствующих квалификаций;
— по приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70 % общей стоимости приобретенных в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования, технических средств и материалов, затраты на приобретение и использование которых возмещаются инвестору компенсационной продукцией.
46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники: http://studfiles.net/preview/6361747/page:16/, http://lektsii.org/8-10028.html, http://studopedia.ru/3_86761_pravovoe-regulirovanie-inostrannih-investitsiy-ih-ponyatie-i-vidi-pravovoy-status-inostrannih-investorov-ih-garantii-prav-i-lgoti.html
Источник: