Иностранные инвестиций в центральной азий

В обход России. Чем может привлечь инвестора Средняя Азия

Центральная Азия может стать новым фронтиром для инвесторов в условиях роста глобального пессимизма, считают авторы доклада BCG «Инвестиции в Центральную Азию: один регион, множество возможностей».

Потенциал по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в несырьевые отрасли региона эксперты BCG оценили в $40-70 млрд. Forbes выбрал основные тезисы исследования.

В поисках гавани

Пессимизм инвесторов относительно фондовых рынков и макроэкономической среды достиг в 2017 году рекордного с 2009 года уровня: более трети участников опроса (34%) выразили скепсис в отношении потенциала рынка в ближайшие три года, зафиксировал опрос BCG.

При этом 57% респондентов согласны с тем, что инвестировать стоит в развивающиеся рынки. Избегающие риска инвесторы будут стремиться вкладывать в безопасные активы, но новые возможности для получения большей доходности возникают на так называемых пограничных рынках, и Центральная Азия — в их числе, отмечают в BCG.

Скованные одной цепью

Структуры экономик всех пяти стран Центральной Азии похожи: они обладают богатыми природными ресурсами, численность населения растет, стоимость труда низка, но качество инвестиционного климата разнится. Казахстан в рейтинге Doing Business занимает 36 место, Узбекистан —74, Киргизия — 77, Таджикистан — 123. Туркменистан в рейтинге Doing Business отсутствует из-за недостатка данных.

По данным BCG, доля Центральной Азии в мировой экономике выросла втрое за 2000-2017 годы. Но вес региона на экономической карте пока остается критически малым — около 0,3% глобального ВВП. В стоимостном объеме это составляет около $240 млрд, что сопоставимо с показателями Центральной Америки ($255 млрд) и Финляндии ($254 млрд) (данные EIU).

По прогнозу Азиатского банка, темпы экономического роста в Центральной Азии составят около 3,9% в 2018 году и могут ускориться в перспективе благодаря восстановлению цен на сырье и поддержке роста региона за счет амбициозных проектов в китайской и индийской экономиках, в том числе, «Один пояс — один путь», в рамках которого КНР планирует развивать морские и наземные транспортные коридоры до Европы.

В Центральной Азии проживают около 70 млн жителей. Емкость внутреннего рынка потребления этого региона составила около $150 млрд в 2017 году.

За последние десять лет частное потребление в странах Центральной Азии росло в среднем на 3,4% в год — это соответствует уровню Сингапура или Южной Кореи и было выше среднемирового роста в 1,5%. Показатели потребления на душу населения в ЦА в 2017 году пока остаются невысокими — $2107 — и сопоставимы с Северной Африкой ($2120) и Индонезией ($2230).

ВВП на душу населения в Центральной Азии по итогам 2017 года составил $3603. Для сравнения BCG приводит данные по Таиланду, где проживает 69 млн человек, а ВВП на душу населения существенно выше и составляет $6600.

ВВП и растущее население

Казахстан — крупнейшая экономика региона (64% ВВП). По данным BCG, реальный ВВП Казахстана в 2017 году составлял $103 млрд (в ценах 2005 года), ВВП на душу населения — $25 490: это в четыре раза больше, чем в Узбекистане, в семь раз больше, чем в Киргизии и в девять раз больше, чем в Таджикистане.

По данным ООН, в индексе человеческого развития Казахстан занимал 56-е место среди 188 стран — выше не только среднего мирового уровня, но и среднего уровня стран Европы и Центральной Азии.

По оценкам BCG, Казахстан может увеличить объем привлекаемых ПИИ в несырьевые отрасли на $32—52 млрд. В тройке лидеров по инвестиционному потенциалу в Центральной Азии — Узбекистан ($7-13 млрд) и Киргизия ($1,3—2 млрд).

Квалифицированная рабочая сила — один из ключевых факторов быстрого экономического развития Казахстана, считают в BCG. Сейчас население страны составляет 18 млн жителей, ежегодный прирост в последние несколько лет составлял 1,5%, а к 2030 году численность может достигнуть 20,3 млн человек. Относительно низкие зарплаты обеспечивают конкурентное преимущество Казахстану по затратам на персонал, отмечают в BCG. По данным EIU, средняя зарплата в стране составляет $516 в месяц: это почти на 50% меньше, чем в Чили, Румынии и Хорватии.

Казахстан уже стал крупным направлением для иностранных вложений: в 2008-2017 годах совокупный объем ПИИ в новые проекты в стране достиг $82 млрд, но доминировали они в сырьевых отраслях (на уголь, нефть и газ приходилось 54% совокупного притока ПИИ за 10 лет, доля металлов и полезных ископаемых составила почти 10%).

После кризиса 2008 года Казахстан начал масштабные программы по развитию инноваций и промышленного производства. По данным казахского правительства, в 2017 году две трети роста (4%) приходилось на несырьевые отрасли.

Как и соседние страны, Узбекистан зависит от цен на сырье и состояния экономики основных торговых партнеров. В 2016 году по экономике Узбекистана ударила рецессия в России, которая является вторым по величине торговым партнером Ташкента, замедление экономического роста в Китае и падение цен на основные статьи сырьевого экспорта страны — газ, медь и хлопок. Тем не менее молодое и растущее население страны обеспечивает крупнейший внутренний рынок сбыта в регионе (его численность — 32,6 млн человек, что сопоставимо с Малайзией или Марокко).

В отличие от Казахстана и Узбекистана, у Киргизии нет существенных нефтегазовых ресурсов, которые могли бы поддержать экономический рост. Но в последние годы ВВП рос темпами около 4% в реальном выражении и достиг в 2017 году $4,2 млрд (в постоянных ценах 2005 года), удвоившись по сравнению с 2000 годом. По данным Всемирного банка, киргизская экономика стала устойчивой к внешним шокам. Доля промышленности оценивается в 32% ВВП.

Реальный ВВП Таджикистана вырос с $1,5 млрд в 2000 году до $4,4 млрд в 2017 году. Эксперты BCG ожидают высоких темпов роста в 2018-2021 годы за счет государственной поддержки. В 2017 году рейтинговое агентство Moody’s указывало на слабость некоторых институтов в экономике и низкий уровень валютных резервов, однако «несмотря на серьезный стресс для банковской системы, правительство и центральный банк поддерживают относительную экономическую стабильность».

Три кита для Центральной Азии

Приоритетными отраслями для инвестиций в Центральной Азии BCG считает переработку сельхозпродукции, нефтехимию и туризм. По оценке BCG, также недоинвестированы секторы информационных технологий, финансовых услуг, строительная отрасль, машиностроение и химическая промышленность.

Наследие прошлого

Инвестиции в странах Центральной Азии исторически были сосредоточены в сырьевых отраслях и составляли около 59%. Но в большинстве стран региона идут масштабные реформы, которые нацелены на снижение зависимости экономик от нефти и прочих сырьевых рынков. Например, правительство Узбекистана реализует меры по увеличению открытости своей экономики для внешних инвесторов, а Казахстан сделал ставку на привлечение глобальных инвестиций за счет создания международного финансового центра «Астана», пока аналогичный проект буксует в России.

Китайские туристы — в приоритете

Близость к Китаю и России может позволить реализовать туристический потенциал стран Центральной Азии, считают в BCG.

По данным Всемирного совета по туризму, расходы китайских туристов в 2015-2017 годах росли в среднем на 8,5% в год до $261 млрд, а их число достигло 135 млн человек в год. Российские туристы стали меньше тратить за рубежом, что в основном связано с девальвацией рубля, а на карте массового туризма Центральной Азии пока не значится, отмечает BCG.

Бремя рисков

Инвестиции во фронтирные страны, к которым относятся Центральная Азия, сопряжены с более высокими рисками по сравнению с развитыми и развивающимися рынками, солидарны опрошенные Forbes эксперты.

Читайте также  На объем инвестиций оказывает влияние тест

В Центральной Азии выделяют четыре ключевых риска: политическую напряженность, зависимость от соседних экономик, волатильность цен на сырье и риски безопасности. Благодаря стратегии главных мировых центробанков баланс сил в мировой экономике стал меняться, но исход борьбы за инвестиции предсказать сложно, заключают аналитики EIU.

Иностранные инвестиций в центральной азий

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Мейрам Жаксыбаев, научный сотрудник Казахского государственного национального университета (Алматы, Казахстан).

До горбачевской перестройки инвестиции по союзным республикам распределял Центр, исходя из приоритетов плановой экономики СССР. После резкого снижения уровня экономической интеграции между регионами бывшего Советского Союза новые независимые государства, в том числе и страны Центральной Азии, стали в большей мере полагаться на внешние источники в финансировании текущих и долгосрочных потребностей экономики. На начальном этапе перехода к рынку высокие инвестиционные риски переходных экономик ограничивали приток иностранного капитала. Однако постепенное снижение уровня рисков на фоне достижения макроэкономической независимости и реального становления суверенитета в большинстве стран Центральной Азии привело к тому, что во второй половине 1990-х годов наметился значительный рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В текущий период такие капиталовложения рассматриваются как основной и предпочтительный источник внешнего финансирования экономического развития.

Прямые иностранные инвестиции в Центральной Азии в 1994—2000 гг. (млн. долларов США)

Примечание: таблицы 1—5 составлены автором с использованием данных Европейского банка реконструкции и развития (см.: European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report Update. London, 2000).

За 1994—1999 годы долгосрочные поступления иностранного капитала в Центральную Азию составили 8 800 млн. долларов (таблица 1). Казахстан аккумулировал 77,1% всех потоков ПИИ в регион, Туркменистан и Узбекистан привлекли соответственно 8,4% и 8,3%, Кыргызстан — 4,6%, а Таджикистан — только 1,6% (таблица 2). По прогнозам экспертов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на 2000 год, ожидалось, что Казахстан получит 72,8% всех потоков ПИИ в Центральную Азию, доля Узбекистана может вырасти до 15,3% (таблица 2). Анализ, проведенный на основе Сложной агрегированной нормы роста (САНР), показателя темпов роста иностранного капитала, подтверждает лидерство Казахстана в привлечении иностранных средств. За 1994—1999 годы САНР в Казахстане составил 20,1%, в Узбекистане достиг 22,5%, что отражает постепенное улучшение инвестиционного климата в стране. Наименьшие значения этого показателя зарегистрированы в Кыргызстане и Туркменистане, причем в Кыргызстане — только 0,4%. Даже в послевоенном Таджикистане норма роста иностранных инвестиций дошла до 19,3% (таблица 1). Предполагалось, что высокие темпы роста почти удвоят долю Таджикистана в агрегированных потоках прямых иностранных инвестиций — с 1,4% в 1994-м до 2,5% в 2000 году (таблица 2).

Прямые иностранные инвестиции в Центральной Азии в 1994—2000 гг. (%)

На усиление влияния иностранного капитала в экономике Казахстана в 1994—1999 годы указывает относительно высокое значение САНР — 20,1% (таблица 1). В 1999 году прямые иностранные вложения в валовом внутреннем продукте достигли 10%. Это наивысший уровень за весь анализируемый период (таблица 3). Во второй половине 1990-х годов республика привлекла 6 783 млн. долларов, что составило 77,1% всех ПИИ, аккумулированных в Центральной Азии (таблицы 1 и 2). Региональное лидерство в рыночных реформах, богатство природных ресурсов, относительная стабильность политической системы — основные факторы, способствующие поступлению иностранного капитала в страну. Системный характер реформ и устремленность к рынку повлияли на формирование в глазах мирового бизнес-сообщества положительного инвестиционного имиджа Казахстана. Более того, в ходе недавнего регионального финансового кризиса отток иностранных инвестиций из республики был незначителен и в 1998 году поступления снизились только на 13,4%. Уже в 1999-м они выросли на 38,6% (таблица 4). Ограниченное влияние финансового кризиса на уровень иностранных инвестиций — наглядное подтверждение долгосрочного интереса иностранных инвесторов к экономике страны.

Прямые иностранные инвестиции как доля в ВВП в 1994—1999 гг. (%)

Годовой рост прямых иностранных инвестиций в Центральной Азии в 1994—2000 гг. (%)

Но успехи в проведении рыночных реформ сами по себе не гарантируют устойчивого роста иностранных инвестиций на долгосрочный период. На их поступление влияет и ряд других факторов, например таких, как запасы природных ресурсов или потенциал потребительского рынка. С обретением независимости Кыргызстан поддерживает наиболее либеральный и открытый режим в Центральной Азии. В настоящее время из всех стран региона только эта республика является членом Всемирной торговой организации. Однако годовые потоки прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан в несколько раз меньше инвестиций, привлеченных Казахстаном. Например, в 1999 году ПИИ на одного человека соответственно составили 8,3 и 106,3 долларов (таблица 5), а валовой внутренний продукт — 263,8 и 1058 долларов 1 . Ограниченный экспортный потенциал, маленькая емкость потребительского рынка и незначительное развитие ряда отраслей экономики ограничивают интерес иностранных инвесторов к Кыргызстану.

В дополнение к ограниченности природных ресурсов и маленькой емкости потребительского рынка стагнации инвестиционных потоков в Кыргызстан способствуют институциональные проблемы. По данным ЕБРР, в Кыргызстане «инвестиционный климат ухудшился. Государство стоит перед основными проблемами упрощения бюрократии и борьбы с коррупцией» 2 . Еще один негативный фактор — хрупкость банковской системы, пострадавшей в ходе финансового кризиса в России (1998 г.). На фоне неустойчивости финансовой системы прямые иностранные инвестиции в 1999 году снизились на 61,7%, небольшой рост — на 7,7% ЕБРР прогнозировал на 2000 год (таблица 4).

Прямые иностранные инвестиции в расчете на одного человека в 1994—1999 гг. (долларов США)

Таджикистан, наряду с Узбекистаном, принадлежит к странам с наименьшей долей прямых иностранных инвестиций в ВВП. В 1999 году этот показатель составил 2,7%, в Казахстане — 10% (таблица 3) и наименьший на одного человека — 4,7 долларов, что почти вдвое меньше уровня в Узбекистане — 8,2 долларов (таблица 5). Уровень аккумуляции прямых иностранных инвестиций в 140 миллионов долларов за 1994—1999 годы — является наименьшим в регионе (таблица 1). Заметное отставание в привлечении иностранных инвестиций вызвано высоким уровнем политических рисков на фоне недавней гражданской войны, проблемами перехода к рыночным отношениям и ограниченными природными ресурсами. Все эти факторы отпугивали иностранных инвесторов от долгосрочных инвестиций в экономику республики. Самый низкий в регионе ВВП на одного человека — 170,2 доллара США лимитирует потенциальную емкость потребительского рынка 3 . Однако с окончанием гражданской войны наблюдаются некоторые позитивные тенденции. Старт с низкой базы позволил за 1994—1999 годы достичь роста САНР до 19,3%, сравнимого с темпами роста в Казахстане (таблица 1). В настоящее время, «поддержание политической стабилизации важно для дальнейшего прогресса реформ и поддержания недавних успехов в макроэкономической стабилизации» 4 .

Наряду с наметившейся политической стабилизацией в Таджикистане «некоторые страны продолжают встречаться с рядом политических проблем, связанных с неадекватными институтами, которые, в свою очередь, угрожают макроэкономической стабилизации и экономическому росту. Примеры включают. Туркменистан, где Президент Ниязов был признан Президентом на всю жизнь» 5 . Последние пять лет Туркменистан удерживает второе место по показателю ПИИ в расчете на одного человека в Центральной Азии. За 1994—1999 годы республика аккумулировала 739 млн. долларов (таблица 1). Наличие богатых природных ресурсов — основной фактор в привлечении значимых капиталов в страну. Например, К. Меер и С. Пинд отмечают, что «страны с богатыми природными ресурсами — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан — привлекают значительные ПИИ в разработку природных ресурсов» 6 . Однако рост политических рисков может негативно воздействовать на привлечение инвестиций даже в страны с обширными природными ресурсами. За 1994—1999 годы темпы роста долгосрочных иностранных вложений в Туркменистан значительно снизились (показатель САНР составил только 3,9%), в Казахстане — 20,1% (таблица 1). В 1999 году ПИИ в расчете на одного человека были 25,5 долларов — четверть аналогичного показателя в Казахстане (таблица 5). Разрыв начал увеличиваться с 1994 года, когда этот показатель составлял 25,8 и 39,2 доллара (таблица 5). Такое снижение интереса иностранных инвесторов к Туркменистану вызвано ростом политических и институциональных рисков, связанных с чрезмерной концентрацией политической власти в одних руках, что особенно заметно в последнее время. Курс на ограниченные и контролируемые реформы значительно затруднил деятельность транснациональных корпораций. ЕБРР отмечает, что «введение международных стандартов бухгалтерского учета и недавнее принятие законодательства по разделу продукции обеспечивают законодательную базу для иностранных инвесторов в нефтегазовой отрасли. Однако риски использования продолжают ограничивать интерес инвесторов» 7 . Непоследовательный характер реформ приводит к значительным колебаниям годовых инвестиционных потоков. Например, в 1998 году прямые иностранные инвестиции снизились на 42,6%, наибольшее годовое снижение в странах Центральной Азии, а уже в следующем году они подскочили на 101,6% — наивысший рост в регионе (таблица 4).

Читайте также  Инвестиции и источники финансирования инвестиций

По сравнению с другими странами Центральной Азии в Узбекистане самая большая численность населения. Более того, в 1994—1999 годы она продолжала увеличиваться. Сложная агрегированная норма роста по населению за анализируемый период составила 1,9%, в то время как усилившаяся миграция предопределила падение этого показателя в Казахстане на 0,9% 8 . Несмотря на потенциал потребительского рынка и относительно богатые природные ресурсы за 1994—1999 годы Узбекистан привлек только 733 млн., а Казахстан — 6 783 млн. долларов (таблица 1). Сравнение ПИИ в расчете на одного человека подчеркивает значительность разрыва между двумя наибольшими странами Центральной Азии. В 1999 году этот показатель в Узбекистане составил только 8,2, а в Казахстане 106,3 долларов (таблица 5). Ограниченное поступление иностранных инвестиций в экономику Узбекистана объясняется медленной либерализацией политических и экономических отношений в стране. В противоположность полной конвертируемости национальной валюты и относительной торговой либерализации в Казахстане и Кыргызстане, «торговые и валютные ограничения защищают неконкурентные отрасли. Их устранение является условием достижения Узбекистаном долгосрочной устойчивости развития» 9 . И далее. «иностранные инвесторы до сих пор сталкиваются с бюрократическими трудностями, такими как регистрация импортных контрактов, регистрация бизнеса, лицензирование, задержки в таможне» 10 . К тому же потенциал потребительского рынка ограничен низкой покупательной способностью населения. Низкий уровень ВВП в расчете на одного человека лимитирует иностранные инвестиции в производство потребительских товаров. За 1994—1999 годы ВВП в расчете на одного человека увеличился на 3,6% САНР, в Казахстане — на 8% 11 . А за два последних года в Узбекистане значительно ухудшилась политическая ситуация. Политические риски долгосрочного инвестирования увеличивает активизация радикальной исламской оппозиции.

Необходимые условия устойчивости потоков иностранных инвестиций — конвертируемость национальной валюты, предоставление международным корпорациям права на вывоз из страны валютной прибыли. Существование ограничений на конвертируемость национальной валюты может значительно ухудшить инвестиционный климат. Для Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана характерно запутанное и негибкое валютное регулирование, сохранение тотального государственного контроля над валютными операциями. В Узбекистане к тому же практикуется «хождение» нескольких курсов национальной валюты. Только Кыргызстан и Казахстан достигли полной конвертируемости национальных валют. Однако зависимость экономики Казахстана от ценовых колебаний на мировых рынках природных ресурсов негативно отражается на стабильности валютного режима. В 1999 году, после вынужденной девальвации национальной валюты — тенге, что было связано с российским кризисом, Национальный банк страны резко ужесточил валютный режим: например, на валютном рынке пришлось ввести обязательную продажу национальными и иностранными компаниями-экспортерами 50% доходов, полученных в свободно конвертируемой валюте. Накопив резервы до уровня, достаточного для поддержания стабильности курса, Национальный банк Казахстана отменил ограничения на валютные операции. Объявление о временном характере ограничений, а также его полное соответствие принятому отношению к иностранным инвесторам позволило смягчить отток иностранного капитала.

После распада Советского Союза для развития региональной кооперации в экономической сфере был создан Центральноазиатский банк развития. Однако внутренние конфликты, различные темпы в переходе к рыночной экономике и другие диспропорции почти полностью остановили интеграционные процессы. Но ограниченная емкость потребительских рынков постепенно приводит к реальному пониманию того, что необходимо выработать координированный подход в привлечении иностранных инвестиций в регион. Объединенный рынок, по потенциалу сравнимый с рынками Восточной Европы, будет способствовать росту инвестиционной активности международных корпораций в сфере производства потребительских товаров.

Десятилетнее сосуществование выявило новые проблемы при распределении водных, энергетических и других ресурсов. Например, сельскохозяйственные угодья на юге Казахстана орошаются водой, поставляемой из Кыргызстана, где при спуске воды в летний сезон появляются излишки электроэнергии, вырабатываемой гидростанцией. А Казахстан для стабилизации водоснабжения своих южных районов вынужден закупать эту электроэнергию. Рост прямых перекрестных инвестиций может предупредить возникновение потенциальных конфликтов и создать объективную основу для реальных интеграционных процессов.

Еще одна проблема, потенциально угрожающая разрушительными последствиями для инвестиционных проектов региона, — рост радикальной исламской оппозиции. В последние годы Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан сталкиваются с многочисленными проявлениями религиозного экстремизма. Казахстан и Кыргызстан, традиционно кочевнические страны, менее подвержены влиянию радикальных религиозных течений. Тем не менее ежегодные интервенции исламских террористов в горные районы Кыргызстана демонстрируют, что для религиозного экстремизма не существует границ. Поддержание мира и стабильности в регионе постепенно становится одним из ключевых факторов, влияющих на долгосрочный приток иностранных инвестиций.

Исключительно важной и долгосрочной проблемой является замедление темпов либерализации политических режимов. Среди иностранных инвесторов широко распространено мнение, что в Центральной Азии традиционно высокий уровень коррупции. Уже сейчас практически во всех странах региона требуются значительные государственные усилия для борьбы с коррупцией и улучшения инвестиционного имиджа. Понятие «господство закона» основано на возможности эффективного контроля электоратом деятельности выборных органов страны. Хронический недостаток контроля постепенно ведет к формированию политической среды, терпимой к коррупции. Например, устойчивости коррупции в Казахстане способствует формальный подход всех ветвей власти к решению проблемы «плохих долгов», накопленных банковской системой в начале 90-х годов. Социально-экономические издержки, сопутствующие коррупции, реально препятствуют росту иностранных инвестиций на перспективу.

После распада Советского Союза большинство транснациональных корпораций начинали работать в Центральной Азии через свои головные представительства в Москве. Однако с реальным укреплением независимости стран региона международные компании начинают понимать, что выгодно открывать представительства на местах. В 1995 году «инвесторы считали, что Казахстан может стать региональным экономическим центром. Они рассматривают его как хороший стартовый пункт для развития бизнес-сетей в Центральной Азии» 12 . Во второй половине 1990-х годов Алматы усилил свой статус как места для расположения представительств транснациональных корпораций. Ряд транснациональных компаний и международных организаций даже перевели представительства из Ташкента в Алматы. И один из основных факторов при этом — относительно высокий уровень открытости Казахстана. Быстро развивающаяся бизнес-инфраструктура и богатая интересными событиями культурная жизнь города способствуют дальнейшему росту интереса иностранных компаний.

Через местную сеть Интернет иностранные инвесторы получают доступ к клиентуре, приобретают торговые марки. Такая инвестиционная модель активно используется в странах Западной Европы и США. В начале 90-х годов во многих компаниях Центральной Азии даже компьютеры были редкостью. В настоящее время новейшие модели ЭВМ — обязательный атрибут большинства фирм. Интернет постепенно становится «орудием производства», необходимым для полноценного ведения бизнеса. Казахстан — наиболее вероятный претендент на привлечение иностранных инвесторов в области новых технологий. В 1997 году в республике было 13,3 основных телефонных линий в расчете на 100 человек, а в Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане соответственно — 7,6, 7,4 и 7,2 13 . Наименьший показатель — в 3,8 основных телефонных линии на 100 человек — зарегистрирован в Таджикистане 14 .

За 1994—1999 годы в экономику стран Центральной Азии поступили зарубежные инвестиции на сумму 8 800 млн. долларов. Республики региона стремились создать иностранным инвесторам благоприятную среду. Однако большинство представителей зарубежного бизнеса выбрали Казахстан, считая его наиболее перспективным для долгосрочных капиталовложений.

Лидерство Казахстана в региональной конкуренции за инвестиционные потоки основано на ряде благоприятных факторов. В их числе — относительно быстрая стабилизация макроэкономических параметров, богатые природные ресурсы, конвертируемая национальная валюта. К тому же республика продемонстрировала готовность вести дела с иностранными инвесторами в соответствии с международными нормами.

Читайте также  Бизнес план необходим для привлечения инвестиций

Дальнейший рост прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию зависит от либерализации политических систем, формирования единого экономического пространства и преодоления институциональных проблем. Широко распространенная коррупция постепенно становится трансграничным фактором и сдерживает становление единого центральноазиатского рынка.

1 См.: European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report Update. London, 2000. P. 63, 61.

3 См. European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report Update. P. 81.

5 European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report Update. P. 17.

6 Meyer K., Pind C. The Slow Growth of Foreign Direct Investments in the Soviet Union Successor States // Economics of Transition, 1999, Vol. 7 (1). P. 212.

7 European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report Update. P. 82.

8 Рассчитано по данным European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report Update. P. 61, 87.

10 Там же. P. 198.

11 Рассчитано по данным European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report Update. P. 61, 87.

12 Foreign Investment Advisory Service. Kazakhstan: Survey of Foreign Investors. Washington, 1995. P. 4.

13 См.: European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report 1998. London, 1998. P. 173, 175, 195, 199.

14 См.: European Bank for Reconstruction and Development. Transition Report 1998. P. 193.

Иностранные инвестиций в центральной азий

Источник. Политические и экономические интересы Германии в Казахстане и Центральной Азии: материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2012. – С. 56

Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что Казахстан с каждым годом становится более интересным для иностранных инвесторов, так как количество вкладываемых прямых инвестиций в экономику республики растет.

Комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики А. Пиебалге отмечает, что «европейские компании заинтересованы участвовать во всех казахстанских проектах, и они были бы рады возможности выиграть все тендеры на разработку месторождений». Евросоюз положительно оценил присоединение Казахстана к нефтепроводу «Баку–Тбилиси-Джейхан». Евросоюз заинтересован и в присоединении Казахстана к другим проектам доставки углеводородов на западные рынки. Так как Казахстан еще в 2000 году занимал 13-ое место в мире по объему разведанных запасов нефти, 26-ое место по уровню его добычи и 15-ое по природному газу и конденсату. Из бывших стран СНГ Казахстан занимает второе место по величине производительности нефти после Российской Федерации. Разведанные ресурсы углеводородов в казахстанском секторе Каспийского моря составляют 10,0 миллиардов баррелей нефти или 1,34 миллиардов тонн и 1500 миллиардов кубометров газа [2,60].

На сегодняшний день Государство ставит перед собой задачу по ускоренной диверсификации и модернизации казахстанской экономики, страна нацелена на развитие собственного промышленного производства и снижение зависимости от экспорта энергоресурсов, так как экспорт сырья не самая выгодная ситуация для страны в целом.Для Казахстана, очень важно создание высокотехнологичной экономики – это инновационные, ядерные и нанотехнологии, а также развитие сферы услуг, образования, здравоохранения и туризма.

Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Казахстан отличает благоприятный налогово-инвестиционный климат, устойчивая финансовая система, сообщает Бизнес-Тасс. «Страна обладает значительными запасами природных ресурсов. У Государства низкие тарифы на электроэнергию, газ, сравнительно недорогие железнодорожные перевозки. Все это основные составляющие себестоимости при производстве продукции» [10]. Следовательно, у государства есть все возможности для переработки сырья, открытия производства, что бы развивать экономику, и в будущем стать развитой страной.

Казахстан осуществляет торгово-экономическое сотрудничество со всеми государствами и территориями Европы.

Из стран Европейского Союза Германия больше всех заинтересована в партнёрстве с Казахстаном. Динамика развития и содержания казахстанско-германских отношении остаются довольно высокими. Несмотря на глобальный экономический кризис, в 2009 году Казахстан практический сохранили тот же уровень, кризис не сильно повлиял на экономику.

Прямые инвестиции из Германии в Казахстан в 2009 г. составили 281,7 млн. долларов. Для сравнения: в 2008 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из ФРГ составили 323,5 млн. долларов, если сравнивать с 1994 г. (15,7 млн. долларов), то рост прямых иностранных инвестиций заметно. Но в общем рейтинге иностранных инвесторов Казахстана в Германии находится на девятом месте (рисунок 3) [1,25-28].

Основными отраслями вложения немецких инвестиций в экономику Казахстана являют финансовая деятельность, операции с недвижимостью, торговля, ремонт автомобилей и бытовой техники, транспорт, связь.

Казахстан извлекает из совместного с Европой долгосрочного сотрудничества самое ценное – новые технологии, знания и опыт. Суть европейских достижений – в их фундаментальности.

Рисунок 3– Инвестиции в Казахстан инвестиции Германии (в тенге)

Канцлер Германии А. Меркель на пресс-конференции в Берлине 3 апреля 2009 г. отметила: «У нас очень тесные экономические отношения с Республикой Казахстан, но их потенциал не исчерпан. Мы поддерживаем стремление немецких фирм вести бизнес в Казахстане и хотим содействовать модернизации энергетического сектора РК». Германия представлена в Казахстане в большинстве фирмами, которые заняты в основном экспортно-импортными операциями. Но Казахстан нуждается в программе индустриально-инновационного развития на 2010-2020 гг. В 2012 году было завершено более 140 проектов на сумму более 5 млрд. долларов, и в том же году началась реализация 47 новых проектов общей стоимостью 26 млрд. долларов [3,156].

Крупнейшим иностранным инвестором Казахстана является США. В 1993 году они предоставили ему 91 млн. долларов, в 1994 г. — 311 млн. долларов. Кроме того, США дали еще 85 млн. долларов в 1994-1995 гг. на демонтаж ядерного оружия. США приняло решение о распространении на Казахстан «льгот генеральной системы преференций, открывающих доступ казахстанской продукции на американский внутренний рынок». Подтверждена готовность США содействовать решению насущных проблем озера Арала, оснащению оборудованием медицинских клиник, снабжению региона питьевой водой, установке водоочистных сооружений [1,47].

В общем, Соединенные Штаты Америки вложили в Казахстан более 30 млрд. долларов, основная часть которых была вложена в энергетический сектор, однако в условиях диверсификации казахстанской экономики меняется и инвестиционный вектор США. Компания Дженерал Электрикпостроила локомотивосборочный завод в Астане.

В Казахстан двинулись крупные американские компании. Такие как, «Шеврон» и «Мобил Ойл» приступили к разработке нефтяных месторождений, по оценкам экспертов, не уступающих аляскинским. И по этому соглашению предусматривается, что80 % отчислений прибыли казахам, 20% — американцам [2,67-68].

«В рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса – 2012» Казахстан за последний год поднялся сразу на 11 позиций, заняв 47 место из 183 стран. По итогам сентябрьского Отчета глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума страна поднялась на 21 позицию и заняла 51-е место [10].

За годы независимости в экономику Казахстана было привлечено $108 млрд. долл. инвестиций. Это 80% всех иностранных вложений, приходящихся на страны обширного центрально-азиатского региона. Построены заводы, и в настоящее время в республике работает 20 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. В том числе в несырьевых секторах экономики свыше 7 тыс. Среди них такие мировые гиганты, как «Дженерал Электрик», «Арселор Миттал», «Метро», «Телиасонера», «Шеврон», «Самсунг» и многие другие [2,87].

В 2011 году государство определило приоритетные направления иностранного инвестирования, в первую очередь это электроэнергетика, нефтепереработка и нефтехимия, газовая отрасль, химическая промышленность, металлургия. Привлечение инвестиций в электроэнергетическую отрасль проблематично ввиду низкой инвестиционной привлекательности таких проектов. Из транспортных проектов наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются железные дороги международного значения, например Узень (Казахстан) — Берекет (Туркменистан) — Горган (Иран). По данным платежного баланса, приток ПИИ (прямые иностранные инвестиции) в 2010 г. составил 12,6 млрд. долларов [2,98].

Из этого можно сделать вывод, что роль иностранных инвестиций в экономике огромна, таким образом, основная роль иностранных инвестиций, заключаясь в ускорении процесса развития экономики по всем направлениям и улучшения жизни населения данной страны посредствам модернизации технологических и производственных процессов, огромная.

Источники: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/368199-v-obhod-rossii-chem-mozhet-privlech-investora-srednyaya-aziya, http://ca-c.org/journal/2000/journal_rus/cac6-2000/18.jaksib.shtml, http://studfiles.net/preview/5565654/page:4/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто