Иностранные инвестиции в экономике республики

Влияние иностранных инвестиции на развитие национальной экономики

Веской причиной для привлечения иностранною капитала является увеличение объема капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это дает возможность уровень сбережений внутри страны. Низкий уровень сбережений не позволяет осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые предприятия и продукцию. А увеличение капиталовложений ускоряет экономический рост, хотя между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП нет причинной связи.

Некоторым странам, характеризующимся высоким уровнем прямых иностранных инвестиций, удалось создать благоприятные условия для роста инвестиций. Страны с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, не создавшие необходимых условий, не достигли экономического роста и характеризуются постоянным отсутствием инвестиций. В большинстве же случаев рост иностранных инвестиций сопровождается экономическим ростом при проведении рыночных реформ, носящих последовательный и устойчивый характер.

Прямые иностранные инвестиции стимулируют рост экспорта и являются важным постоянным источником валютных резервов в странах с переходной экономикой.

При привлечении иностранных инвестиций в процессе приватизации госсобственности имеется возможность финансирования бюджетного дефицита, пенсионных программ и других обязательств. Привлечение прямых иностранных инвестиций может привести к росту производительности через предоставление новых технологий, улучшение методов работы и контроля качества, обучение кадров.

Определяющим критерием привлечения иностранного капитала является трансферт иностранных технологии или иных инновационных внешних факторов. Факт отнесения предприятия с долей иностранного капитала к разряду привлекающих иностранные технологии положительно отражается на повышении его престижа и внутренней конкурентоспособности.

Преимущественной формой инвестиций являются прямые инвестиции, так как служат источником капиталовложений, не ложатся бременем на внешний долг государства, обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую и служат фактором усиления рыночных отношений. Развитие совместного предпринимательства обусловливает появление новых отраслей и видов производства, снижение производственных затрат и расширение рынков сбыта.

Деятельность иностранных предприятий оказывает влияние на внутренний рынок, так как заставляет поставщиков и местных конкурентов поставлять качественные товары предприятиям, работающим на международных рынках. Для стран с переходной экономикой и квалифицированной рабочей силой наличие на территории страны предприятий международного уровня может снизить предрасположенность квалифицированных работников к эмиграции в страны с более высоким заработком.

Иностранные инвесторы тяготеют к сфере услуг, торговой и торгово-закупочной деятельности. В промышленности инвесторы в Беларуси предпочитают машиностроение деревообработку, целлюлозно-бумажную, легкую и пищевую промышленность. С учетом реальных возможностей воздействия иностранного сектора и совместного предпринимательства на результативность проводимых реформ необходимо выделить те отрасли экономики, развитие которых с помощью иностранного капитала отвечало бы национальным интересам. Такими приоритетными отраслями могли бы быть те, которые осуществляют производство продукции на основе использования местных ресурсов, включая трудовые определенной профессиональной подготовки, научно-технического потенциала и др.

В сферу международного совместного предпринимательства должны быть вовлечены те отрасли, уровнем развития которых определяется научно-технический потенциал, создающий предпосылки для равноправного участия Беларуси в международном разделении труда и обеспечивающий стабильность национальной экономики. Это приборостроение, радиоэлектроника, биотехнологии и т. д.

Оценки влияния иностранного капитала на экономику неоднозначны. Несмотря на то, что преобладают положительные оценки, имеются дискуссионные и отрицательные. Это, прежде всего, касается технического прогресса. Известные иностранные фирмы прибывают в страну с уже готовыми технологиями и закрытым производственным циклом. Научно-исследовательские работы ведутся, как правило, на головном материнском предприятии. Представители последнего занимаются адаптацией своих технологий, их техническим обслуживанием. Поэтому НИОКР дочерних предприятий принимающих стран имеет преимущественно вспомогательное значение и не содействует в целом техническому процессу.

Остается дискуссионной проблема репатриации прибыли и дохода. Легко контролируется репатриация прибыли в форме дивидендов, но эта проблема особого значения не имеет, так как сумма дивидендов по отношению к вложенному иностранному капиталу незначительна. В то же время трудно поддается контролю процесс вывода прибыли. Этот процесс происходит в различных формах, например путем завышения объемов импорта или занижения объемов экспорта по сравнению с обозначенными в счетах, в виде неформального вознаграждения работы менеджеров в форме выдачи лицензионных премий за ноу-хау и т. д.

Зарубежный опыт указывает на то, что после приватизации иностранные собственники стремятся в первую очередь к присвоению финансового контроля и лишь при этом условии на должность ведущих менеджеров назначают местный персонал.

Иностранные инвестиции рассматриваются как эффективное средство для зарубежных инвесторов в борьбе за рынок товаров и услуг принимающей страны и вытеснении с него отечественных поставщиков. Создавая на территории принимающей страны собственное предприятие, инвесторы продвигают свою продукцию в обход таможенных товаров. Иногда зарубежные фирмы, борющиеся за рынок определенной продукции, скупают наши предприятия с целью устранения конкурентов. Поскольку экологическая политика Беларуси более либеральна, чем во многих странах запада, то существует опасность переноса в нее (в результате импорта капиталов) производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан.

Важной стороной проблемы экономических последствий импорта капитала является его воздействие на инфляционные процессы. Импорт иностранного капитала в условиях белорусского законодательства, запрещающего использование иностранной валюты в функциях средства обращения и платежа, увеличивает спрос на белорусские рубли, на которые должна быть обменена иностранная валюта. Очевидно, что при инфляции издержек, увеличивая спрос па белорусские рубли, импорт иностранной валюты для инвестирования способствует росту денежного дефицита и негативному воздействию на хозяйственное развитие. Ослаблению такого воздействия могут способствовать меры, ориентированные на ликвидацию или уменьшение потерь денежных средств, которые Беларусь несет от перевода за границу части прибыли от прямых и портфельных инвестиций. Возможны и такие способы, как установление экспортной пошлины в процентах к размеру прибыли, создание большей заинтересованности иностранных инвесторов в использовании их прибыли внутри страны.

Читайте также  Фонд прямых инвестиций в талантливых людей

Выходу из кризиса, по мнению ряда экономистов, мешает узость рынка сбыта продукции, не соответствующая производственным возможностям и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупок дополнительных средств производства, набора рабочей силы, технического перевооружения. В этих условиях иностранный капитал и является тем стартовым капиталом, необходимым для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг рабочей силы и способствовать возрождению экономики. Причиной того, что иностранный капитал не стал важным фактором экономического роста страны, является их недостаточный объем и очень скромное место среди средств, использованных для возрождения производства.

Иностранными инвесторами движут различные мотивы, но вне зависимости от этих мотивов любая страна должна стать привлекательной для инвесторов. Возникают три типа иностранных инвесторов по их мотивации и целевым установкам. Инвесторы, заинтересованные в освоении новых рынков, которые путем покупки или создания фирм завоевывают или расширяют свое присутствие на рынке. Объектами подобных инвестиций становятся техкоммуникации, машиностроение, торговля, финансовый сектор, производство потребительских товаров.

Инвесторы размешают производство в зарубежной стране с целью минимизации производственных издержек и соответственно увеличения прибыли. Среди таких инвесторов преобладают известные фирмы, транснациональные компании обрабатывающей промышленности, которые из-за высокой заработной платы и рентных выплат в своей стране перемещают производство в более «дешевые страны».

Портфельные инвесторы — инвестиционные, венчурные, пенсионные фонды. Покупая акции открытых акционерных обществ, они заинтересованы в повышении курса национальной валюты, а также в доходах в форме дивидендов. Портфельные инвесторы, как правило, прямо не вмешиваются в деятельность предприятий, в их управление, сосредоточивая внимание на рыночных прогнозах, динамике прибыли, размерах дивидендов.

Существуют различные факторы, объясняющие неравномерную или различную роль, которую играют иностранные инвестиции в экономике принимающей страны. К ним относятся:

  • · состояние переходного процесса, которое показывает, в какой степени переходная экономика действует в качестве рыночной и соответственно отражает доверие иностранных инвесторов к работе в этой экономике. К этому также относится приватизационная политика, отражающая готовность страны открыть свой процесс приватизации для иностранных инвесторов;
  • · наличие природных ресурсов, что привлекает компании по добыче нефти, газа, полезных ископаемых;
  • · инфляция и стабилизация национальной денежной единицы. При высокой инфляции выгодно вкладывать денежные средства в отрасли с коротким сроком обращения капитала — торговлю и посредничество. Инфляция отрицательно сказывается на размерах банковского процента за кредит. Чем выше инфляция, тем выше проценты за кредит и тем меньше целесообразность вложений в досрочные активы. Поэтому появление инфляции и стабилизация национальной денежной единицы — одна из главных задач макроэкономического регулирования, решение которой способствует вложению средств в производство.
  • · инвестиционный рейтинг государства. Высокие рейтинговые оценки, прежде всего таких авторитетных рейтинговых агентств, какStandart& Poor’s, FitchJBCA, Moody’sInvestorServices, ThomsonBankWatch, позволяют повысить авторитет государства на международном рынке капиталов и снизить издержки его привлечения;
  • · создание инфраструктуры фондового рынка и механизма доступа к нему иностранных инвесторов. Основной функцией государства в этой сфере является создание системы регулирования рынка ценных бумаг и обеспечения его функционирования. Причем один из принципов государственной политики на этом рынке состоит в минимальном государственном вмешательстве и максимальном саморегулировании со стороны профессиональных участников рынка. При этом необходимо учитывать, что рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков. Особое внимание следует уделить программе мер направленных на повышение стандартов раскрытия информации и информационной прозрачности рынка ценных бумаг, а также созданию саморегулируемых организаций профессиональных участников этого рынка и направлениям защиты интересов государства и субъектов рынка и ценных бумаг;
  • · существование тортовых, культурных и исторических связей между предприятиями страны-получателя и потенциальными странами-донорами, так как торговля и инвестиции тесно взаимосвязаны [5].

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Главная > Курсовая работа >Экономика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Кафедра экономической теории

на тему: Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………. 4

1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………………..4

1.2.1. Внутренние источники инвестиций………………………8

1.2.2. Внешние источники инвестиций………………………. 11

2. Инвестиционая деятельность в Республике Беларусь и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

2.1. Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные

проекты в Республике Беларусь ……………………………………….15

2.2. Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климат Республики Беларусь……………………………..21

2.3. Деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь………. 29

Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. В начале ХХ I столетия торговать с внешним миром стало так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран.

Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования.

Читайте также  Формы инвестиций по форме собственности

Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной и неэффективной белорусской экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества к работе в новых, рыночных условиях.

Республика Беларусь — это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую и юридическую самостоятельность. В силу этого для белорусов пришла пора строже судить о том, как государство богатеет и чем живёт.

Важной составной частью политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; создание наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций.

В своей курсовой работе я пытался объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделал попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.

План построен по общности тем в пунктах. В первом пункте описаны понятие, сущность, функции инвестиций, а также даны некоторые факты об инвестиционной политике. Во втором пункте дана характеристика инвестиционной политики в РБ, трудности в её осуществлении.

1. ИНВЕСТИЦИИ: ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ, НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ

1.1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ ФОРМЫ

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова » invest «, что означает «вкладывать». В более широкой трактов­ке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде.

В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:

— инвестиции в физические активы;

— инвестиции в денежные активы;

— инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудо­вания со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т. п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. д.

Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Эти оба типа инве­стиций имеют большое значение в экономике.

Все разновидности инвестиций в реальные активы можно свести к следующим основным группам:

• Инвестиции в повышение эффективности. Их целью являет­ся прежде всего создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства.

• Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.

• Инвестиции в новые производства. Такие инвестиции обес­печивают создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят, например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки.

• Инвестиции ради удовлетворения требований государствен­ных органов управления. Эта разновидность инвестиций стано­вится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менедж­мента.

Причиной, заставляющей вводить такого рода классифи­кацию инвестиций, является различный уровень риска, с кото­рыми они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и уровнем риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменения результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно, что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск не знако­мого рынку продукта, связана с наибольшей степенью неопределенности, тогда как, например, повышение эффектив­ности (снижение затрат) производства уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования.

В условиях рыночной экономики осуществление инвести­ций нельзя рассматривать как «произвольную» форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две группы:

пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.

активные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм.

Инвестиции, осуществляемые при основании или покупке предприятия, принято называть начальными инвестициями или нетто-инвестициями. В свою очередь брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций, причем последние представляют собой связывание вновь свободных инвестици­онных средств посредством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддер­жания состава основных фондов предприятия (инвестиции на замену, рационализацию, диверсификацию и т.д.).

Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах. В связи с этим для анализа и планирования инвестиций важной представляется классификация инвестиций по признакам, показанным на рис. 1.1.

Читайте также  Вложение инвестиций в развитие инфраструктуры

1. В зависимости от объектов вложений средств различают реальные и финансовые инвестиции.

2. По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции.

Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.

Под непрямыми инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют достаточную квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего управления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвести­ционными и другими финансовыми посредниками, которые собранные таким образом инвестиционные средства размеща­ют по своему усмотрению, выбирая наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуя в управлении ими, распре­деляя полученные доходы среди своих клиентов.

3. По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вло­жения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сбе­регательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвести­циями — вложения капитала на период свыше одного года.

4. По формам собственности инвесторов выделяют част­ные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.

Частные инвестиции — это вложения средств, осуществляе­мые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь (стр. 4 из 9)

Тем не менее, несмотря на все потери трудящихся и налогопла­тельщиков в стране базирования, выгоды самих инвесторов намного боль­ше и превосходят все эти потери. Если страна базирования состоит только из трудящихся, налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом будет отмечен чистый выигрыш для страны базирования.

Таким образом, для страны базирования явно вырисовываются три количественных результата.

1) Непосредственные рыночные результаты ПЗИ благоприятны для страны базиро­вания, если инвесторы рассматриваются как принадлежащие этой стране.

2) Результат будет обратным, если мнение инвесторов не принимается во внимание в стране базирования.

3) Существуют политические и экономические изъяны свободного оттока прямых инвестиций из страны, что предполагает ограничение внешнего инвестирования; однако степень этого ограничения весьма неопределенна.

Последствия ПЗИ для принимающей страны, «плюсы» и «минусы» политики ограничений симметричны по форме решения соответствую­щих вопросов в стране базирования.

Во-первых, как отмечено выше, принимающая страна в целом выиг­рывает от притока инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия с зарубежным капиталом, наряду с местными и федераль­ным правительствами, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы.

Во-вторых, в принимающей стране, как и в стране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотноше­ний зарубежного инвестора с местным политическим окруже­нием. Многонациональные фирмы могут организовать давление со сто­роны влиятельного правительства страны базирования и вовлечь при­нимающую сторону в конфронтацию.

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И УСПЕШНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

«Привлечение инвестиций, как внутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развития страны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси» — заявил премьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября этого года на проходившем в Москве инвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс – деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 года глава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США.. [13]

За годы независимости в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2003 году в Беларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2002 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150 млн. долларов иностранных капвложений.

По состоянию на 1 января 2004 года в Беларуси действуют 3 461 предприятие с иностранными инвестициями и 2 183 иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший год перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений в бюджет. Совокупный вклад иностранных инвесторов в уставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2003 году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы — Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономику республики в 2003 году около 85% всех прямых инвестиций. Прямых инвесторов в республике привлекает промышленная сфера. Сюда — прежде всего в химическую отрасль, а также в машиностроение и металлообработку — в 2003 году направлено более 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10% перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные компании по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около 20% республиканского импорта. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями функционирует в г. Минске, Минской и Брестской областях. [9]

Поступление иностранных инвестиций
в экономику Республики Беларусь в 2002-2003 годах
по основным странам-инвесторам

Источники: http://studwood.ru/1552335/ekonomika/vliyanie_inostrannyh_investitsii_razvitie_natsionalnoy_ekonomiki, http://works.doklad.ru/view/T3DH93MEsjI.html, http://mirznanii.com/a/254117-4/inostrannye-investitsii-i-problemy-ikh-privlecheniya-v-ekonomiku-respubliki-belarus-4

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто