Иностранные инвестиции в японские компании

После окончания второй мировой войны разрушенная войной экономика Японии остро нуждалась в иностранном капитале для восстановления и развития своего хозяйства. Для привлечения инвестиций требовались значительные экономические и политические реформы, которые и были проведены под контролем оккупационных властей США. Эти реформы заложили основы развития японской экономики и современной инвестиционной политики, которая была окончательно сформирована к 1980 г.

В целом политику Японии в отношении иностранных инвестиций можно назвать либеральной. Это не удивительно: бедная природными ресурсами Япония была вынуждена делать ставку на развитие экспортных отраслей, а для того, чтобы продукция была конкурентноспособной на мировом рынке необходимо было привлекать современные промышленные технологии, привлекать передовой управленческий опыт, специалистов для обучения квалифицированных кадров, создавать в стране соответствующую инфраструктуру. На это и была направлена политика по привлечению иностранных инвестиций. Однако надо заметить, что большая заслуга в успехе Японии принадлежит американскому капиталу и реформам под руководством США, давшим хороший стартовый импульс.

Современная политика в отношении иностранных инвестиций основывается на том, что все компании, создаваемые с участием иностранных инвестиций являются юридическими лицами Японии и им предоставляется «национальный режим». Процедура доступа иностранных инвестиций в экономику Японии весьма проста. Она основана на принципе уведомления через банк Японии о содержании сделки по инвестированию и автоматического одобрения Министерством финансов и каким-либо отраслевым министерством в течение 30 дней Алехин Б. И. Защита инвесторов в США и Канаде. // США -Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 9. С. 115.. Значительную долю иностранных инвестиций в Японию составляли контракты на передачу технологии (лицензионные соглашения о коммерческом использовании патента; об использовании торговой марки; о передаче промышленной технологии; о промышленной кооперации; о предоставлении специальных технических услуг).

Иностранный частный капитал Японии предпочитает привлекать в виде портфельных инвестиций. К прямым же инвестициям сегодня законодательство относит и приобретение акций компании свыше 10%, и предоставление кредита свыше 200 млн. иен сроком больше года. Хотя ограничений на прямое инвестирование не предусматривается.

Сегодня в Японии осуществляется программа по созданию сети технополисов. Это центры, где соединяются наука, образование, бизнес для наиболее эффективного процесса создания и внедрения самых современных технологий, когда бизнес и наука тесно сотрудничают друг с другом. Для реализации этих программ привлекаются и иностранные компании, специалисты, научно-исследовательские центры.

Инвесторов привлекает в Японию наличие развитой инфраструктуры в широком смысле, политическая и экономическая стабильность, возможность вложений в высокотехнологичные отрасли, дающие долгосрочные конкурентные преимущества, квалифицированная и более дешевая по сравнению с США и ФРГ рабочая сила.

Инвестиции

Япония, являясь второй, после США, страной по уровню развития экономики, имеет потенциально огромный рынок для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Вплоть до конца 70-х гг. в Японии сохранялись довольно жесткие ограничения для иностранных инвесторов. Однако в силу международных обязательств в рамках ОЭСР, МВФ, ГАТТ и других международных организаций, а также под нажимом основных торгово-экономических партнеров, требовавших сокращения чрезмерно большого положительного сальдо внешнеторгового баланса, в целях преодоления экономического спада, поиска новых путей и способов оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности, Япония вынуждена была пойти на постепенную либерализацию условий инвестирования иностранного капитала.

Правительство установило лишь небольшое количество ограничений на ПИИ в Японию и уже осуществило ряд мер по устранению или либерализации большинства правовых ограничений, распространяемых на специфические отрасли экономики. В отношении иностранных фирм, имеющих намерение сделать инвестиции, правительство не выдвигает каких-либо требований в отношении сбалансированности их экспорта или структуры торговли. Иностранные инвестиции не подвергаются риску экспроприации или национализации, как это имеет место во многих других странах. Трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, как впервые выходящие на японский рынок, так и стремящиеся увеличить объем своих инвестиций в Японии, в большинстве своем являются не результатом каких-либо правовых ограничений со стороны японского правительства, а происходят из сложившейся практики ведения частного бизнеса; эти трудности заключаются в следующем:- довольно высокий общий уровень цен в Японии, что делает слишком дорогим для иностранных инвесторов как выход на рынок Японии, так и увеличение своих инвестиций в ней;- корпоративная практика и рыночные устои, запрещающие иностранным компаниям приобретение японских фирм (включая непривычный для иностранцев японский бухгалтерский учет и закрытость финансовой информации); перекрестное держание акций между фирмами-участницами различных бизнес-групп («кэйрэцу»), низкая доля официально котирующихся на фондовой бирже обыкновенных акций по отношению к общему капиталу многих компаний, а также широко распространенная антипатия к слияниям и объединениям западного толка; — широко распространенная среди японских компаний, входящих в вышеупомянутые бизнес-группы «кэйрэцу», практика установления особо тесных взаимоотношений между продавцом и покупателем, наделяющих их эксклюзивными правами в рамках создаваемых союзов и объединений, что весьма затрудняет проникновение в них иностранных фирм, а также местных «новичков»; — обременительные законы и регулирование, которые напрямую или косвенно сужают условия для установления деловых связей и создают трудности для проникновения на японский рынок иностранной продукции, услуг и прямых иностранных инвестиций; — тесные связи между правительством и промышленностью, которые можно проиллюстрировать на примере введения неформального «административного руководства» министерств в отношении японских компаний; перемещение чиновников, вышедших на пенсию, в японские частные компании и торговые ассоциации; делегирование своих представителей в торговые ассоциации, которые устанавливают свои собственные внутренние правила, обязательные для своих членов. Прямые иностранные инвестиции в Японию.

В первой половине 1998 ф.г., т.е. за период с 1. 04. 98 по 1. 10. 98 г., ПИИ составили 4,3 млрд.долл. (увеличение на 2% по сравнению с соответствующим периодом 1997 ф.г.). Но при этом произошло довольно значительное (на 28,6%) сокращение японских инвестиций за рубеж, составивших в I половине 1998 ф.г. всего 16,8 млрд.долл. Дисбаланс в объемах иностранных инвестиций в Японию и японских инвестиций за рубеж в течение пяти лет (1993-97 ф.г.) сохранялся на уровне 1:10 и лишь в первой половине 1998 ф.г. он уменьшился до уровня 1:3,9. За более длительный период, начиная с 1950 ф.г. и по 1997 ф.г., когда совокупные ПИИ в Японию составили 50,3 млрд.долл., а объем японских инвестиций за рубеж — 616,3 млрд.долл., это соотношение составило 1: 12,3. Ряд японских фирм перенесли свое производство из третьих стран в Японию. Так, компания «Кэнон Кемикалс» решила увеличить производство картриджей для лазерных принтеров в самой Японии, а фирма «Мацусита электрик» вообще перенесла производство телефаксов из Малайзии в Японию. Такая инвестиционная политика объясняется продолжающимся в Азии экономическим кризисом.

В течение первой половины 1998 ф.г. резко изменилась географическая направленность иностранных инвестиций в Японию. На первое место вышли страны-инвесторы из Северной Америки, объем инвестиций из которых увеличился более чем в 3 раза, а их доля в общих иностранных инвестициях возросла с 22,44 до 42,6%. Объем инвестиций из европейских стран увеличился на 46%, их доля составила 33,1%, из которых в указанный период 18,5% приходится на Голландию. Почти в 2 раза (с 12,4 до 21,5%) возросла доля инвестиций, осуществляемых находящимися в Японии предприятиями с иностранным капиталом.

В отраслевом плане также произошла переориентация иностранных капиталовложений в Японию: при довольно значительном (почти в 2 раза) сокращении инвестиций в производственную сферу, в такие отрасли, как нефтепереработка и пищевая промышленность, произошло резкое увеличение иностранных инвестиций в непроизводственный сектор японской экономики, в частности, в финансовую и страховую сферы в 10 раз, в развитие систем телекоммуникаций в 4,5 раза, при одновременном сокращении инвестиций в приобретение недвижимости почти на 90%. Японские Инвестиции за рубежом. В первой половине 1998 ф.г. (с 1.4.98 г. по 1.10.98 г.) ПИИ в иеновом выражении по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года сократились на 17,1% и составили 2,3 трлн.иен, а в долларовом выражении они сократились на 28,6% и составили 16,8 млрд.долл. По объему ПИИ Япония стабильно занимает пятое место в мире (после США, Англии, Франции и Германии), хотя за пятилетний период (1993/97 ф.гг.) ее доля в мировом объеме зарубежных инвестиций возросла почти в 2 раза: с 13,8% в 1993 ф.г. до 26,1% в 1997 ф.г. По объемам иностранных инвестиций в страну из-за рубежа Япония традиционно значительно уступает вышеперечисленным странам, годовые «внутренние» инвестиции которых в 1997 г. составили: в США — 93,5 млрд.долл., во Францию — 38 млрд.долл., в Англию — 23 млрд.долл.; а в Японию — всего 5,5 млрд.долл. Основной сферой приложения японского капитала была и остается Северная Америка, за период с 1950 по 1997 ф. гг. сюда направлено около 270 млрд.долл. или 43,8% всех японских ПИИ. В последние годы наибольший объем капиталовложений в США (в 1997 ф.г. — 35%) пришелся на разработку программных продуктов. В последние годы происходит переориентация японских зарубежных инвестиций: доля Сев. Америки (точнее, США и Канады) уменьшилась с 47,9% в 1996 г. до 20,5% в первой половине 1998 ф.г.; возросли объемы инвестиций в страны Зап. Европы с 15,4% в 1996 ф.г. до 21,6% в первой половине 1998 ф. г. (с 1.4.98 по 1.10.98). Основным партнером Японии в Европе является Англия, из общего объема японских инвестиций в этот регион за период с 1951 по 1997 ф. гг. в 117 млрд.долл., на долю Англии приходится 45 млрд.долл.; в первой половине 1998 ф.г. инвестиции в Англию возросли на 82% и составили 1,6 млрд.долл.

Доля азиатских стран в объеме японских ПИИ сократилась с 24% в 1996 ф.г. до 17,7% в 1998 ф.г., даже в такую динамично развивающуюся страну как Китай, японские инвестиции, составлявшие в 1995 г. 4,5 млрд.долл., сократились в 1997 ф.г. до 2 млрд.долл, а доля Китая уменьшилась за этот период с 8,7% до 3,7%. В инвестициях в Китай изменилась их отраслевая структура — произошел спад инвестиций в производственную сферу с 3,5 млрд.долл. в 1995 г. до 1,5 млрд.долл. в 1997 г. По данным Экспортно-импортного банка Японии, за последний год число компаний с японским капиталом в Китае сократилось с 215 до 195. Это сокращение объясняется возросшей неопределенностью перспектив в инвестиционной политике КНР, а также низкой эффективностью работы ранее созданных пpoизвoдcтв. По оценке Эксимбанка, на ближайшие 10 лет Китай будет оставаться основным партнером Японии в Азиатском регионе. Начиная с 1996 ф.г., японские инвесторы предпочитают вкладывать деньги не в расширение производства, а в недвижимость, сферу обслуживания и различные валютно-финансовые учреждения зарубежных партнеров. Законодательные акты, регулирующие иностранные инвестиции в Японию. Итоги вышеуказанной поэтапной либерализации, проводившейся правительством Японии с 1967 г., нашли свое отражение в положениях «Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей», из названия которого в апр. 1997 г. было убрано слово «контроль». Этот Закон, впервые принятый в дек. 1949 г. и трижды (в дек. 1980 г., в апр. 1991 г. и в апр. 1997 г.) подвергшийся радикальному пересмотру вплоть до изменения названия, содержит основные принципы регулирования деятельности иностранного капитала в Японии. Закон, в частности, определяет понятие «иностранный инвестор», классифицирует виды сделок, относящихся к «иностранным инвестициям», к которым, в частности, относятся и сделки, связанные с импортом технологии, а также устанавливает порядок их осуществления и механизм контроля.

Читайте также  Реальные инвестиции в другие компании

Основная административная ответственность по осуществлению контроля за исполнением положений данного Закона возложена на Минфин и МВТП Японии. Внесенные в апр. 1997 г. изменения в Закон, которые вступили в силу с 1 апр. 1998 г., не содержат каких-либо существенных положений, непосредственно затрагивающих существующее регулирование прямых иностранных инвестиций в Японию. Тем не менее эти изменения, принятые как в целях либерализации осуществления международных сделок, так и оживления японского финансового рынка и рынка капиталов, должны оказать стимулирующее воздействие на иностранных инвесторов. Согласно Закону, с 1 янв. 1992 г. в Японии прежнее требование «о предварительном уведомлении» для всех ПИИ заменено на требование «об уведомлении пост фактум» для капиталовложений в те отрасли промышленности, где нет ограничений для иностранных инвестиций. Эти уведомления направляются иностранными инвесторами в минфин и (или) МВТП при совершении ими сделок, подпадающих под понятие «иностранные инвестиции». «Предварительное уведомление» в настоящее время необходимо только в случае направления инвестиций в определенные сектора экономики, в которых действуют различные запреты и ограничения. Доступ иностранных инвесторов в те или иные отрасли регулируется государством с точки зрения охраны национальной экономической безопасности на основе права, закрепленного за ним в Кодексе ОЭСР о либерализации «капитальных операций» (март 1982 г.).

Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные отрасли с учетом особенностей национальной экономики, по представлении соответствующих обоснований в органы ОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных уведомлений для таких секторов экономики как: сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство; нефтепереработка; кожевенное производство; воздушный и морской транспорт. Закон позволяет самостоятельно, без согласования с органами ОЭСР, вводить ограничения для иностранных инвестиций в некоторые области производства и технологий по соображениям национальной безопасности. Решением правительства к таким областям отнесены производство вооружений и взрывчатых веществ, авиапром, производство биохимических препаратов, атомная энергетика, освоение космоса, снабжение электроэнергией, газом, водой, теплоснабжение, железные дороги, пассажирские перевозки, связь, вещание, средства охраны и сигнализации. Кроме того, на иностранных инвесторов распространяется требование получения специального разрешения (лицензии) соответствующего министерства на занятие бизнесом в таких областях, как банковское дело, страхование, операции с ценными бумагами, коммунальное хозяйство. Предпринимательская деятельность в вышеуказанных областях регулируется специальными законами, принятыми по каждой отрасли отдельно.

Положения этих законов, нередко затрудняющих деятельность иностранного капитала, в полной мере распространяются как на японские компании, так и на деятельность иностранных инвесторов. Существуют и некоторые специальные ограничения. Так, например, законодательство, регулирующее авиационную промышленность и воздушные перевозки, предусматривает, что иностранные предприниматели могут иметь не более 1/3 акций соответствующих японских компаний. Кроме того, число иностранцев в органах управления такими компаниями также не должно превышать 1/3. Закон также наделяет правительство правом запрещать или ограничивать инвестиционную деятельность представителей или компаний тех стран, которые в соответствии с принципом взаимности не предоставляют у себя аналогичных условий для деятельности японских инвесторов. В тех секторах экономики, где требуется «предварительное уведомление», правительство сохранило за собой право ограничивать ПИИ, если оно признает, что эти инвестиции могут «оказать серьезное неблагоприятное влияние на общее развитие национальной экономики». Либерализация выразилась не только в замене предварительных уведомлений последующими, но и в упрощении и облегчении процедур рассмотрения этих уведомлений, а также более благожелательном отношении к иностранным инвестициям. Даже при предварительном уведомлении, если через две недели после его подачи не получено отказа, инвестор может считать, что его вопрос решен положительно.

Однако, даже там, где прямые барьеры для ПИИ были упразднены, иностранные инвесторы зачастую сталкиваются с закрытой системой, которая всячески сопротивляется их проникновению внутрь. Многие инофирмы до сих пор вынуждены проводить предварительные пространные консультации с соответствующими министерствами непосредственно перед направлением своих инвестиций в какую-либо отрасль. Кроме этого, сама олигополистическая природа японской промышленности создает проблемы для иностранных инвесторов.

Например, в 1996 г. МВТП дерегулировало производство независимых источников энергии, и теперь каждый производитель электроэнергии может продавать электричество японским предприятиям, открыто объявляя цену на него. Однако в ближайшем будущем тем, кто только попал на рынок производства независимых источников энергии, будет разрешено продавать энергию только 12 крупнейшим японским электроэнергетическим компаниям, укрепляя тем самым их монополистические позиции. Относительно возможного участия иностранцев в СП по производству независимых источников энергии или слияния небольшой иностранной фирмы с японской, реакция МВТП была вполне определенной: возможно открытие СП по производству независимых источников энергии только при крупных японских консорциумах, а слияние иностранной фирмы с японской нежелательно.

К числу законодательных актов, имеющих отношение к регулированию иностранных инвестиций в Японию, необходимо отнести и Закон о запрете частных монополий и обеспечении справедливой торговли (Закон №54 от 1947 г.), поскольку, наряду с прямым запретом определенного рода предпринимательской деятельности, он также устанавливает в ряде случаев порядок, согласно которому как иностранный, так и японский инвестор: 1) для осуществления своих инвестиций в Японии должен предварительно получить разрешение Комиссии по справедливым сделкам при правительстве (например, при слиянии компаний, переуступке бизнеса) и 2) представлять в Комиссию соответствующие отчеты (например, отчет о владении акциями, о совмещении руководящих должностей в компаниях и др.). Предприятием с иностранным капиталом считается предприятие, созданное на территории Японии иностранным инвестором, т. е. либо физическим лицом (нерезидент), либо юридическим лицом (компания), учрежденным на основании закона иностранного государства и имеющим правление за границей, либо японская компания, полностью или частично (более чем на 50%) принадлежащая иностранному инвестору, или японская компания, в которой более половины членов совета директоров — иностранные граждане. Организация филиала или отделения иностранной компании в Японии, кредит японской компании на сумму более 1 млрд.иен (около 10 млн.долл.), а также покупка иностранными инвесторами пакета акций японской компании, дающего право контроля над ней (более 50%), либо пакета, содержащего более 10% акций компаний, не выставляющей свои акции на фондовой бирже — се эти действия называются «прямыми инвестициями» (в отличие от «портфельных», без права контроля).

Поэтому иностранное предприятие в Японии может быть создано или в результате «прямой инвестиции» (покупка контрольного пакета акций либо компании целиком), или как филиал, или как местное отделение иностранной компании. К числу нормативных актов, регулирующих иностранные инвестиции, относятся также законы, принятые в связи с осуществлением конкретных программ, нацеленных на дальнейшую либерализацию деятельности иностранного капитала в Японии. В 1986 г. был принят Закон о временных мерах по поддержке строительства особо установленных объектов с использованием возможностей частного сектора (сокращенно: «Закон о частной инициативе»).

Закон дает право предоставлять широкие льготы тем предприятиям, которые участвуют в строительстве центров по обучению иностранных бизнесменов, офисов, сдаваемых в аренду иностранным предпринимателям, готовящимся начать инвестиционную деятельность в Японии и т.д.

В марте 1992 г. был принят и в июле 1992 г. вступил в силу Закон о чрезвычайных мерах содействия импорту и привлечения иностранных инвестиций. С принятием Закона стало возможным значительно расширить деятельность по оказанию различного рода помощи иностранным компаниям, в том числе в области налогообложения и кредитования. В Японии отсутствует специальный национальный правовой механизм защиты иностранных инвестиций. Отношения иностранного частного инвестора и японского государства регулируются, как и любые гражданско-правовые отношения, национальным правом, в том числе и гражданским процессуальным кодексом.

С целью защиты интересов иностранных инвесторов в Японии 30 янв. 1982 г. при Управлении Экономического Планирования был создан такой внесудебный орган как Бюро по урегулированию претензий иностранных инвесторов (Ombudsman Bureau). Вместе с тем, в соответствии с положениями Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между государствами и подданными других государств», участницей которого является и Япония, последняя в ходе конкретных переговоров соглашается на рассмотрение споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в Вашингтоне, связанных с прямыми иностранными инвестициями, сторонами в которых выступают Япония и подданные других государств-участников этой Конвенции. Механизм правовой защиты иностранных инвестиций (как правило, предусмотренный Конвенцией) находит свое отражение и в заключаемых Японией с иностранными государствами двусторонних соглашениях о поощрении и защите инвестиций. Начавшийся в конце 1997 г. между Россией и Японией переговорный процесс по подготовке текста двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций завершился подписанием 13 нояб. 1998 г. в Москве Соглашения между Правительством РФ и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений. Понимая, что объем ПИИ в Японии значительно меньше, чем в других индустриально развитых странах, японское правительство предприняло ряд мер для разрешения проблем, связанных с инвестициями.

Основные направления правительственной политики стимулирования притока иностранного капитала в Японию были изложены в опубликованном в июне 1990 г. Заявлении правительства «Об открытости политики привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию». На базе этого Заявления был разработан ряд мер, действующих вплоть до настоящего времени. В июне 1993 г. при участии правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры и поддержке частного сектора была создана действующая на принципах акционерной компании Японская корпорация содействия иностранным инвестициям (FIND).

Корпорация за установленную плату предоставляет широкий набор услуг для желающих обосноваться на японском рынке иностранных предпринимателей. Она, в частности, выполняет посреднические функции, помогая иностранным бизнесменам в решении бытовых вопросов на первоначальном этапе обустройства и адаптации, оказывает содействие в оформлении документов, необходимых для регистрации и дальнейшей деятельности предприятия, подборе и обучении персонала, установлении контактов с партнерами по бизнесу и т. д. Одновременно была расширена осуществляющаяся с 1984 г. программа льготного кредитования проектов, содействующих притоку иностранных инвестиций, по линии Японского банка развития (ЯБР), а также информационная работа по каналам ДЖЕТРО (Организация содействия развитию внешней торговли Японии). В соответствии с решением кабинета министров от 29 марта 1994 г. «О мерах по внешнеэкономической реформе», 1 июля 1994 г. был создан Совет по иностранным инвестициям во главе с премьер-министром. Членами Совета являются министры и начальники управлений, представляющие ключевые министерства и ведомства, ведающие вопросами регулирования иностранных инвестиций.

При Совете создана Экспертная комиссия, в состав которой вошли в качестве специальных иностранных членов руководители ТПП США и европейских стран, представители компаний из стран Азии, руководители организаций, представляющих деловые круги Японии (Кэйданрэн и др.), главы органов местного самоуправления, ученые, практические работники соответствующих министерств и ведомств на рабочем уровне. Задача Совета, являющегося по сути совещательным органом, состоит в том, чтобы осуществлять сбор информации по вопросам деятельности иностранных инвесторов в Японии, анализировать состояние и основные тенденции на рынке иностранных инвестиций, в том числе мнения представителей иностранных компаний, готовить обобщающие материалы и представлять соответствующие рекомендации правительству.

В наиболее полной и развернутой форме рекомендации Совета относительно путей дальнейшей либерализации деятельности иностранного капитала в Японии представлены в его Заявлениях от 13 июня 1995 г. и 26 апр. 1996 г. В последнем Заявлении впервые были одобрены слияния и объединения как часть инвестиционной политики правительства. На базе рекомендаций Совета, изложенных в данных заявлениях, в 1996 г. были, в частности, облегчены условия выдачи иностранным инвесторам специальных удостоверений МВТП, дающих право на получение специальных льгот; увеличен с 7 до 10 лет срок для зарегистрированных в МВТП инвесторов, в течение которого они могут погашать из прибыли (без налогообложения этой части прибыли) убытки прошлых периодов, понесенные в первые три года своей деятельности; отменено обязательное ранее требование МВТП о наличии второго поручителя при предоставлении гарантий по кредитам, предоставляемым зарегистрированным инвесторам по каналам правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры. С 1984 г. правительством осуществляются программы льготного кредитования в целях привлечения иностранных инвестиций по линии Японского банка развития (ЯБР).

Читайте также  Виды инвестиций по региональному признаку

Указанная деятельность осуществляется через созданные при ЯБР «центры содействия притоку иностранных инвестиций». 7 таких центров действует внутри страны (Саппоро, Канадзава, Нагоя, Осака, Хиросима, Такамацу, Фукуока) и 5 за рубежом (Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Франкфурт-на-Майне). Как правило, кредиты по линии ЯБР предоставляются по льготной ставке 2,2% компаниям, в которых доля иностранного капитала составляет более 50% (при учреждении представительств, сдаваемых иностранным бизнесменам, до 40%), для приобретения земельных участков, оборудования, строительства или приобретения зданий. С 1993 г. по линии ЯБР стала осуществляется программа льготного финансирования проектов, связанных с участием иностранных инвесторов в совместных с японскими предприятиями исследованиях и разработках передовых технологий (программа «Международные проекты по НИОКР в Японии»). Кредиты предоставляются иностранным инвесторам в случае, если их доля в капитале компании составляет не менее 50%, либо японской компании, участвующей в совместных разработках. Максимальная сумма кредитов, предоставляемых по льготной ставке 2,2%, действительной на весь срок предоставления кредита, может доходить до 60% расходов, необходимых для приобретения оборудования, проведения исследований и пр., со сроком погашения в течение 30 лет. В 1996 г. МВТП сняло требование, ограничивавшее предоставление кредитов ЯБР только под осуществление тех проектов, которые связаны с внесением первичных инвестиций в 6 отраслей с высокими технологиями (электроника, системное машиностроение, особо чистые химвещества, новые материалы, биоиндустрия и разработка передовых компьютерных программ). Главное требование, предъявляемое к содержанию проектов, состоит в том, чтобы они «содействовали обменам в области технологии» или имели отношение к созданию «инфраструктуры, необходимой для прямых иностранных инвестиций в Японии». В 1996 г. ЯБР начал осуществление новой программы предоставления иностранным инвесторам кредитов для оплаты ими расходов по аренде сооружений, налога на имущество и страховых премий.

С 1996 г. стало также возможным получение иноинвесторами кредитов ЯБР для инвестиционных целей в тех случаях, когда доля иностранного инвестора в капитале компании возрастает до 1/3 или выше в результате слияния с нею или ее приобретения (сделки типа Mergers & Aquisitions или сокр. М&А). С 1990 г., вслед за ЯБР, по линии финансовых корпораций «Хоккайдо-Тохоку» и «Окинава» практически на тех же условиях начали осуществляться аналогичные программы финансирования проектов, связанных с привлечением иноинвестиций в северовосточные районы Японии и на Хоккайдо, а также на Окинаву. Широкий комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится с 1984 г. по каналам полуправительственной «Джетро». Через отделения этой организации, расположенные в каждой префектуре страны, действует система предоставления иностранным инвесторам консалтинговых услуг. Эксперты по инвестициям работают в штате представительств «Джетро» в 12 странах. «Джетро» регулярно проводит симпозиумы и выставки по иностранным инвестиций в Японии. Система постоянно обновляемых компьютерных баз данных обеспечивает инвесторов информацией.

Инвестиционная деятельность и инновации в странах Азии

Инвестиционная деятельность и инновации в Японии

В соответствии с официальным курсом правительства страны Япония, являясь крупнейшим мировым экспортером капитала, одновременно заинтересована в привлечении прямых иностранных инвестиций в свою экономику. Основные принципы, регулирующие деятелыюсть в Японии иностранного капитала и импорт технологий, изложены в ст. 20-25 Закона «О валютном обмене и внешней торговле» (в редакции Закона Японии от 24.06.2009 № 59). Эта часть значительно реформированного Закона закрепила результаты поэтапной либерализации иностранного капитала. Режим инвестирования иностранного капитала в Японии в настоящее время характеризуется как «не имеющий серьезных ограничений».

Закон дает определение понятию иностранного инвестора, регламентирует виды деятельности, относящиеся к категории иностранного инвестирования, дает определения прямым и портфельным иностранным инвестициям, определяет принципы и общий порядок допуска иностранных инвестиций на японский рынок.

В 2007 г. были приняты поправки к указанному закону, которые упростили совершение сделок по слиянию и поглощению (М&А), снизили налоговое бремя для компаний с участием иностранного капитала и разрешили иностранным компаниям приобретать японские предприятия путем обмена акциями.

Дополнительно к Закону «О валютном обмене и внешней торговле» совершение сделок на фондовой бирже и порядок обращения ценных бумаг регламентирует Закон Японии от 13.04.1948 № 25 «О сделках с ценными бумагами» (в редакции Закона от2006 г. № 109).

Косвенно порядок совершения иностранных инвестиций затрагивает Закон Японии от 14.04.1947 № 54 «О запрете частных монополий и поддержке честной торговли, или, как его называют, «Антимонопольный закон». Согласно этому закону, компании обязаны уведомлять антимонопольный орган о заключении международного договора (ст. 6), о передаче (приобретении) акций (ст. 10, 11, 14), получать разрешение на совершение сделок слияния и поглощения (ст. 15, 16).

Задачи привлечения иностранных инвестиций и содействия иностранным инвесторам были поставлены в центр внимания соответствующих государственных и иных организаций. В 2006 г. была утверждена программа по увеличению притока ПИИ до 5 % ВВП в год. Однако по результатам 2011 г. данный показатель составил всего 3,7 %. Для обеспечения выполнения поставленных задач принят Закон Японии от 03.08.2012 № 55 «О специальных мерах по содействию исследованиям и развитию сертифицированных транснациональных предприятий».

С 2011 г. МЭТП Японии, опираясь на Программу превращения Японии в бизнес-центр Азии и привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию и указанный Закон, в целях стимулирования транснациональных корпораций на открытие штаб-квартиры в Японии предлагает субсидии отобранным иностранным компаниям, осуществляющими высокорентабельный бизнес. На эти цели в бюджете на 2013 г. было предусмотрено 500 млн иен. В 2011 г. для предоставления субсидий было отобрано 10 компаний, в 2012 и 2013 гг. субсидии получили по 4 компании: в 2012 г. — три компании из США и одна из Франции, в 2013 г. — три компании из Германии и одна из США.

Одновременно с внедрением указанной выше программы продолжают работать механизмы привлечения иностранных инвестиций, разработанные ранее. К ним относятся:

  • • финансовые программы, предлагаемые Банком развития Японии па приобретение основных фондов (земельных участков, зданий, машин и оборудования), а также для проведения НИОКР;
  • • служба омбудсмена в сфере торговли и инвестиций;
  • • меры по поддержке инвестиций, предпринимаемые местными органами власти (например, налоговые льготы);
  • • широкий комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится по каналам Японской организации развития внешней торговли (ДЖЕТРО).

Эта организация играет ведущую роль в предоставлении информационных и консультационных услуг. На официальном сайте организации [1] размещена информация о состоянии и тенденциях развития отдельных сегментов японского рынка, об основных законах, правилах и процедурах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, а также об иностранных компаниях, успешно действующих в разных отраслях японской экономики. В шести крупных городах Японии — Токио, Йокогама, Нагоя, Осака, Кобэ и Фукуока — созданы центры поддержки бизнеса ДЖЕТРО (Invest Japan Business Support CentersIBSC) с целью привлечения капиталовложений в Японию при создании иностранными корпорациями исследовательских центров, при осуществлении проектов в приоритетных для Японии отраслях (возобновляемая энергетика, медицина, туризм), при строительстве заводов с большим количеством рабочих мест, при реализации проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект.

Благодаря налаженной связи с министерствами и другими государственными организациями, центры оказывают содействие иностранным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в Японии; консультируют компании, желающие инвестировать в японскую экономику, а также предоставляют поддержку расширения бизнеса и региональной экспансии тем инвесторам, которые уже присутствуют на японском рынке.

Государственная поддержка экспорта инвестиций в Японии осуществляется через механизмы льготного кредитования и страхования операций. Финансированием проектов занимается Японский банк международного сотрудничества (ЯБМС, JBICJapan Bank for International Cooperation) в рамках программы кредитования экспорта инвестиций. Программа нацелена на японские предприятия, которые планируют создание производственных площадок за рубежом, увеличение объемов производства уже работающих предприятий, а также приобретение долей в проектах по разработке полезных ископаемых. Одновременно банк осуществляет юридическое и информационное сопровождение таких сделок, в ряде случаев может напрямую вести диалог с правительством страны-реципиента инвестиций, имеет возможность финансирования смежных инфраструктурных проектов. Инвестиции могут финансироваться и по другой программе банка — содействие развитию малых и средних предприятий, которая предусматривает более выгодные условия кредитования.

Страхование инвестиционных сделок осуществляется Японским агентством страхования экспорта и инвестиций (Nippon Export and Investment InsuranceNEXI) в рамках программы страхования иностранных инвестиций. Программа, в частности, предусматривает такие страховые случаи в стране-реципиенте инвестиций, как невозможность продолжения экономической деятельности ввиду войны, терактов, форс-мажорных обстоятельств, стихийных бедствий. Программа допускает также страхование рисков дочерних компаний, их подрядчиков в одной и той же либо в разных странах.

В целях привлечения иностранных инвестиций правительство, государственные и муниципальные организации Японии продолжают работу по улучшению имиджа Японии, как страны, обладающей сходными с другими государствами условиями ведения бизнеса.

По данным ДЖЕТРО наибольший объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Японии в 2012 г. поступил из Швейцарии (5 млрд долл. США). За ней следуют Великобритания (1,2 млрд долл. США), Сингапур (975 млн долл. США) и Гонконг (873 млн долл. США). Одновременно ряд стран-инвесторов (Люксембург, Каймановы острова, Франция, Голландия) в 2012 г. выводили свои активы из Японии. Тем не менее, по итогам года приток прямых иностранных инвестиций в Японию оказался положительным и составил 2,1 млрд долл. США.

Для допуска иностранных инвестиций па рынок Японии установлен уведомительный и разрешительный порядки. Разрешительный порядок распространяется на инвестирование в те отрасли, в которых деятельность иностранных инвесторов может привести к угрозе национальной безопасности, нарушению общественного порядка или причинению ущерба экономике. К таким отраслям относятся, например, сельское хозяйство, производство медицинских препаратов, медицинского оборудования, переработка нефти и газа, лесная и рыбная промышленность, производство самолетов и оружия, включая производство компонентов для них, ядерная энергетика, изучение космоса. Во всех остальных случаях применяется уведомительный порядок: иностранный инвестор в течение 15 дней после совершения операции предоставляет об этом уведомление в профильное министерство.

Разрешительный порядок реализуется следующим образом. Иностранный инвестор подает данные о предполагаемой сделке в Министерство финансов Японии. До получения ответа из Минфина Японии сделку совершать нельзя (ст. 27 Закона Японии «О валютном обмене и внешней торговле»). На практике Минфин Японии в течение месяца готовит ответ инвестору. Если есть основания полагать, что предполагаемая сделка может нанести ущерб национальной безопасности, срок рассмотрения заявки может быть увеличен до четырех месяцев. Если же Минфину Японии потребуются консультации с иными компетентными органами, срок запрета на совершение инвестиционных сделок может быть продлен до пяти месяцев. По истечении срока министерство дает рекомендации иностранному инвестору. Министерство может рекомендовать пересмотреть условия сделки либо вовсе не совершать её. Иностранный инвестор обязан в течение десяти дней подтвердить получение рекомендаций и следовать им. Разрешительный порядок призван, в том числе, не допустить утечку за границу технологий, которые могут быть использованы в военных или террористических целях. Например, уведомление подается, когда иностранный инвестор приобретает более 10 % акций японской компании. Если Министерство экономики, торговли и промышленности или Министерство финансов Японии делают заключение о существовании риска утечки технологий за границу в результате сделки, может быть принято решение о корректировке условий сделки или ее приостановлении.

Читайте также  Инвестиции в форекс в картинках

В целом для допуска иностранных инвестиций на рынок в Японии установлен уведомительный и разрешительный порядок.

В настоящее время инновационная политика Японии формируется и проводится в соответствии с Государственным финансовым планом по пауке и технологиям на 2001-2005 гг. Он предусматривает увеличение государственного финансирования НИОКР с 0,7 до 1 % от размера ВВП, подготовку 30 нобелевских лауреатов в течение 50 лет; поддержку НИОКР в сфере здравоохранения, информационных технологий, охраны окружающей среды, нанотехнологий; увеличение поддержки молодых ученых; обеспечение повышения конкурентоспособности промышленных технологий посредством сотрудничества корпораций, правительства и академического сектора; реформирование системы образования в сфере науки и технологий.

За последние 20 лет совокупные расходы па развитие науки и технологий в Японии выросли в 8 раз, и это наибольший в мире показатель роста затрат в инновационной сфере. С 1995 г. государственное финансирование распространяется па малые и средние фирмы, причем в довольно крупных размерах (бюджетное ассигнование возросло примерно на 50 %). Сам бюджет Японии выступает как элемент программы развития НИОКР: в 1999 г. на исследование эндокринных препаратов было выделено 11,2 млрд, иен, исследования в генной инженерии — 8,7 млрд иен, исследования по диоксиду — 4,2 млрд иен и т. д.

В стране самое высокое в мире количество заявок на получение патентов. В 2000 г. в США из 300 тыс. обращений за патентами 50 тыс. составили заявки японских компаний и корпораций. Корпорациям разрешено самостоятельно устанавливать систему поощрения НИОКР.

Экспорт прямых японских инвестиций, значительная часть которых использовалась в сделках на рынке «слияний и поглощений» (М&Л), вырос по сравнению с 2011 г. па 12,4%, достигнув 122 млрд долл. США. Пятерку основных стран-реципиентов японских зарубежных инвестиций сформировали: США (31,9 млрд долл. США или 26,1 % от общей суммы инвестиций за рубежом), Китай (13,5 млрд долл. США — 11 %), Великобритания (11,9 млрд долл. США — 9,7 %), Австрия (10,9 млрд долл. США — 8,9 %).

Механизмы и институты государственной поддержки инвестиций (исходящих, входящих) Японии по сравнению с другими странами ОЭСР, уровень прямых иностранных инвестиций в Японии достаточно низок. В 2001 г. объем ПИИ составлял 1,3% от ВВП Японии (6,6 трлн иен), в 2009 г. он достиг своего пика — 18,4 трлн иен, а далее пошел на спад: в 2010, 2011 и 2012 гг. процентное соотношение ПИИ к ВВП составило 3,7 % (17,5 трлн иен, 17,5 трлн иен и 17,8 трлн иен соответственно). При этом в странах ОЭСР средний уровень ПИИ составляет до 30 %. В этом смысле в Японии существует значительный дисбаланс между входящими и исходящими инвестициями. Например, на конец 2012 г. объем накопленных прямых инвестиций Японии за рубежом превысил 1 трлн долл. США. В связи с этим с 2001 г. японское правительство стремилось и стремится оживить экономику страны, выдвигая в качестве одной из основных задач увеличение доли прямых иностранных инвестиций в Японию. Правительство постоянно исследует данный вопрос и предлагает соответствующие поправки в законодательство, упрощающие порядок совершения иностранных инвестиций.

В 2005 г. экспертным комитетом Японского совета по иностранным инвестициям был разработан План привлечения иностранных инвестиций в Японию. Одним из важнейших направлений реализации данного Плана стало информирование потенциальных иностранных инвесторов о возможностях и преимуществах капиталовложений в различные отрасли японской экономики, а также повышение инвестиционного имиджа Японии за рубежом.

В 2007 г. благодаря соответствующим законодательным изменениям была упрощена процедура сделок по слиянию и поглощению (М&А) и дано разрешение иностранным компаниям приобретать японские предприятия путем обмена акциями. Следующим этапом совершенствования инвестиционного климата в Японии стало принятие правительством 18 июня 2010 г. «новой стратегии роста для оживления Японии» (New Growth Strategy Blueprint for Revitalizing Japan).

В 2011 г. правительство Японии провело переоценку предыдущих планов с учетом влияния природно-техногенной катастрофы марта 2011 г., сделав особый упор на обновление данной Стратегии. В результате в декабре 2011 г. правительство утвердило два новых документа: 16 декабря 2011 г. — Программу превращения Японии в бизнесцентр Азии и привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию (Program for Promoting Japan as an Asian Business Center and Direct Investment into Japan)-, 24 декабря 2011 г. — Базовую стратегию по оживлению Японии (The Basic Strategy for the Revitalization of Japan). В этих документах ставится задача открытия экономических границ Японии и создания бизнес-среды, отвечающей международным стандартам. Для этого Япония должна стать бизнес-центром Азии, привлекательным для иностранных инвесторов. Планируется повышение международной конкурентоспособности японских предприятий, в первую очередь путем поэтапного понижения их налогового бремени до среднемирового уровня. Вышеуказанными документами предусмотрены и такие меры, как создание системы специальных зон и улучшение жизни иностранцев в Японии.

В рамках экономической политики премьер-министра С. Абэ, вступившего в должность 26 декабря 2012 г., 14 июня 2013 г. была принята Стратегия оживления Японии (Japan Revitalization Strategy), в которой поставлена задача удвоить объем, ПИИ до 35 трлн иен в 2020 г. Для этого предполагается создать такую среду, в которой компании и человеческие ресурсы будут пользовать преимуществами глобальной экономики и способствовать полноценной глобализации в Японии, в связи, с чем в Японию будут привлекаться новые технологии, высококвалифицированные кадры из-за рубежа и будут создаваться новые рабочие места. Для обеспечения выполнения поставленных задач был принят Закон Японии от 03.08.2012 № 55 «О специальных мерах по содействию исследованиям и развитию сертифицированных транснациональных предприятий». В декабре 2013 г. был принят Закон «О национальных стратегических специальных зонах», устанавливающий создание таких зон в Токио, Кансае, Ниигате, Ябу, Фукуоке, префектуре Окинава. Смысл их создания в том, что в них будет отсутствовать избыточное государственное регулирование (один из постулатов экономической политики С. Абэ — дерегулирование), в связи, с чем будет облегчено осуществление инвестиций в данных регионах.

Развитие государственной политики в области инноваций в Японии реализуется в основном через Агентство науки и технологий, которое финансирует целевым образом приоритетные проекты посредством Программы экспериментальных исследований для передовых технологий.

В рамках данной политики центральную роль играет Основной план в области науки и технологий, формируемый каждые 5 лет. За реализацию этого плана отвечает агентство науки и технологий

Для данной стратегии характерно:

  • • выбор национальных приоритетов в области инноваций — микроэлектроники, экологии, медицины и др.;
  • • систематизированные действия государства по развитию всей цепочки от создания новых технологий до их коммерциализации и массового внедрения;
  • • значительные финансовые ресурсы, выделяемые не только государством, но и крупными корпорациями на развитие и поддержку исследовательской деятельности.

В области институционального обеспечения инновационного развития выделяется следующие уровни управления.

  • 1. Макроуровень — кабинет премьер-министра — получает рекомендации от всех профильных министерств для формирования общей политики, в том числе по нанотехнологиям; Совет по политике в области науки и технологий; далее идут три ключевых участника: Министерство экономики, торговли и промышленности Японии; Агентство пауки и технологий; Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий — функциями: формирования государственной стратегии в области науки и технологий, формирование программ по приоритетным направлениям исследований для различных агентств и министерств. Стратегия носит название Основного плана в области науки и технологий.
  • 2. Мезоуровень — крупные корпорации (например, Toyota, Mitsubishi, Mitsuiu др.), университеты и лаборатории с государственной поддержкой, играющие ключевую роль на мезоуровне, с функциями: реализации принятой государственной стратегии в области пауки; проведения научных исследований; развития иииовациоиной инфраструктуры и др.
  • 3. Макроуровень — компании малого и среднего бизнеса, прямо на задействованные развитии инноваций: для Японии характерна интеграция малого и среднего бизнеса в инновационные проекты крупных корпораций в виде «младших партнеров», субподрядных организаций; функция: проведение исследований и внедрение разработок в коммерческой деятельности в рамках инновационных партнерств с крупными компаниями.

По темпам прироста инвестиций в приоритетные научные направления Япония занимает первое место в мире. Кроме того, в Японии широко стала применяться практика передачи частным фирмам оборудования научных лабораторий и опытных предприятий, а также результатов исследований государственных учреждений, университетов, в том числе научно-технической информации. К тому же при разработке ключевых инноваций частным фирмам, выпускающим новую продукцию па базе новейших технологий, предоставляются на срок от 3 до 5 лет значительные (до 50 %) налоговые льготы.

В Японии еще в 1983 г. была принята концепция развития технополисов. Последующий опыт показал, что темпы их экономического роста значительно превышают средние показатели по стране. Сначала было создано более 100 технопарков, обеспечивающих образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Технопарки становились центрами взаимодействия образования и науки с промышленностью при активной государственной поддержке на различных уровнях власти и основой создания будущих кластеров. В 1998 г. были организованы региональные центры консолидаций усилий промышленности, университетов и правительства, направленных па поиск наиболее привлекательных проектов высокой социально-экономической значимости для развития регионов или отдельных территорий. Эти центры также занимались вопросами координации и развития совместных исследований для производства конкурентоспособной продукции, осуществляли техническое консультирование, занимались обучением и повышением квалификации предпринимателей и специалистов. Кроме того, большое внимание уделялось организации деловых встреч заинтересованных сторон для создания различных объединений и кластеров, одновременно решались вопросы трансферта технологий с соблюдением патентных, лицензионных и авторских прав.

В каждой стране система государственной поддержки пауки и управления ею складывалась достаточно долго в ходе интенсивной, зачастую пебесконфликтной совместной работы законодательной, исполнительной власти и научного сообщества, обладавшего к тому времени высоким уровнем самоорганизации и самоуправления, разветвленной сетью авторитетных и профессиональных сообществ, ассоциаций и союзов. При всех различиях в формировании национальных моделей основополагающие принципы их построения и функционирования сходны. Суть их сводится к тому, что государство и паука взаимодействуют как две ответственные перед обществом в целом и работающие на благо этого общества составляющие. Каждая из них обладает своего рода «суверенитетом», и отношения между ними строятся на юридически оформленной и отработанной основе, являющейся органичной частью общей правовой среды, регулирующей в целом общественные отношения.

Источники: http://studwood.ru/1499485/pravo/yaponiya, http://vuzlit.ru/1065500/investitsii, http://bstudy.net/669501/pravo/investitsionnaya_deyatelnost_innovatsii_stranah_azii

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто