- Значение иностранных инвестиций для экономики РФ
- VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
- РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПОЛИСОВ
- Студенческий научный форум — 2014 VI Международная студенческая научная конференция
- § 4. Прямые иностранные инвестиции в России
Значение иностранных инвестиций для экономики РФ
Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.
Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 10% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это — капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие — торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (кредиты международных финансовых организаций и т. п.), банковские вклады. В теории и государственной статистике выделяют инвестиции в основной капитал (в основные фонды) и финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги и уставный капитал).
Современная политика Правительства РФ направлена на привлечение иностранных инвестиций в экономику России.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:
3а годы экономических (рыночных) реформ промышленное производство в Российской Федерации значительно сократилось. Продолжительное время наблюдается упадок. В последние годы промышленное производство сократилось и составило 66% того объема, который был до реформ (в 1990 г.), а легкая промышленность — лишь 15% производства от того уровня, который был до реформ. Сокращение промышленного производства произошло почти по всем отраслям экономики России.
С помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ.
Одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.
Основные фонды отраслей промышленности России по состоянию на начало 2013 года оказались изношенными на 44%, при этом происходит снижение коэффициента обновления.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
ускорения технического и экономического прогресса;
обновления и модернизации производственного аппарата;
овладения передовыми методами организации производства;
подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл., для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала — где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира.
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПОЛИСОВ
Осуществление инвестиций является источником развития воспроизводственной базы страны и помогает успешно реализовать стратегические социальные и экономические цели Российской Федерации. В условиях теории поляризованного развития инвестиции могут выступать как один из основных факторов позитивного изменения экономики страны с сохранением индивидуальных особенностей хозяйствования каждого из экономических субъектов внутри ее территории, чего можно добиться за счет капиталовложений именно в те области хозяйствования региона, где выявлен наибольший потенциал.
Подтверждением значения инвестирования также является тот факт, что инвестиции на сегодняшний день концентрируются в крупных мегаполисах, с хорошо развитой инфраструктурой, и богатых природными ресурсами регионах тем самым улучшая социально-экономическое положение в них.
В настоящее время значение процесса инвестирования возросло как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и отдельных предприятий, поскольку благодаря осуществлению вложений на уровне страны, конкретного региона или предприятия, появляется возможность развития производства и инфраструктуры, создания новых рабочих мест, что является одним из основополагающих факторов улучшения качества жизни жителей региона и страны в целом.
Инвестирование имеет важное значение в функционировании и развитии экономики, поскольку оно представляет собой процесс перераспределения финансовых средств от субъектов, владеющих ими, к нуждающимся.
Инвестиции оказывают влияние на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться эффективно, с учетом научно-технического прогресса, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не даст положительного экономического эффекта. Рациональное использование инвестиций часто способствует активному движению ресурсов, росту объемов производимой продукции.
Эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.
В настоящее время значение процесса инвестирования для отдельных регионов значительно возросло, обусловлено тем, что благодаря инвестиционным вложениям на уровне конкретного региона дают возможность развития экономики и социальной сферы региона, создания новых рабочих мест, а также улучшения качества жизни жителей.
Инвестиционная политика является элементом экономической политики государства и представляет собой важный механизм воздействия на экономику страны в целом и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.
В качестве инвестиционной политики государства рассматривается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию условий, благоприятных для всех хозяйствующих субъектов с целью интенсификации инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения уровня эффективности производства и решения задач социального характера.
Главная задача инвестиционной политики состоит в создании оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
Целесообразно сначала научиться эффективно использовать свои собственные средства, и лишь после этого заниматься привлечением иностранного капитала в национальную экономику.
Перспективы для инвесторов в России на сегодняшний день весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако иностранные инвесторы не очень активно вкладывают свои средства в российские предприятия, основными причинами чего являются:
— неустойчивость экономической ситуации;
— несовершенство и противоречивость законодательной базы;
— неясность в определении прав собственности;
— отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
— нестабильность курса рубля по отношению к другим национальным валютам;
— невозможность предугадать изменения в налоговой системе и др.
Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно разделить в две группы. К первой относятся действия, по снижению темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Во вторую входят мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации, который включает в себя:
— выбор источников и методов финансирования инвестиций;
— определение сроков реализации;
— выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
— создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
— создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Важным элементом государственной инвестиционной политики является региональная инвестиционная политика.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены:
— экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
— величиной имеющегося производственного потенциала;
— оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
— географическим местонахождением и геополитическим положением;
— состоянием окружающей среды;
— привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:
на основе оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
формирования и реализации стратегии регионального развития;
разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион;
формирования банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
разработки программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;
формирования бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.
В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:
совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
концентрация инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
активизация деятельности предприятий по инвестированию в их развитие их собственных средств;
осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.
Студенческий научный форум — 2014
VI Международная студенческая научная конференция
В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».
§ 4. Прямые иностранные инвестиции в России
В отношении первого из указанных факторов ведется дискуссия среди российских предпринимателей, политиков и общественных деятелей. Противники привлечения иностранного капитала исходят чаще всего из специфического понимания национальных интересов либо из жестких монетарных постулатов, обосновывающих необходимость ограничения денежной массы и изыскания внутренних резервов. Утверждается, что прежде всего должны быть созданы благоприятные политические и экономические условия для российских инвесторов, что не лишено основания.
Вместе с тем часто преследуется просто стремление оградить российские предприятия от более сильных в техническом и финансовом отношении конкурентов. Например, за счет введения больших импортных пошлин на ввозимые импортные товары российским предприятиям предоставляется благоприятная возможность и далее сбывать на российском рынке свою устаревшую продукцию по завышенным ценам.
Еще один аргумент противников иностранных инвестиций в России заключается в утверждении, что иностранные инвесторы в основном преследуют чисто спекулятивные цели, т. е. стремятся полу- .чить значительную курсовую прибыль от покупки и перепродажи российских ценных бумаг с последующим ее трансфертом за границу. В определенной мере этот аргумент, действительно, обоснован, но в то же время надо иметь в виду, что в значительной степени нежелание солидных и надежных инвесторов вкладывать капитал в России связано именно с неблагоприятным инвестиционным климатом. Кроме того, реально доля портфельных инвестиций в России невелика. Так, в 1999 г. на прямые инвестиции пришлось, по данным Госкомстата России, 44,6% всех иностранных инвестиций, на прочие формы (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций, банковские вклады и др.) — 55,1%, а на портфельные инвестиции — только 0,3% (Россия в цифрах. ). Максимальную долю портфельные инвестиции составляли в 1997 г. (5,5%), после того как иностранные инвесторы были допущены на рынки государственных ценных бумаг России (ГКО). Однако после финансового кризиса августа 1998 г. присутствие портфельных инвесторов в России стало минимальным.
Иностранные инвестиции в России регулируются рядом законов, среди которых ключевую роль играет Закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [85] . В нем установлены основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль. Однако он не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в кредитные и страховые организации, а также в некоммерческие организации.
Для регулирования прямых иностранных инвестиций в России большое значение имеет еще целый ряд законов и других нормативных документов, в особенности Федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 2 января 2000 г.), «О соглашениях о разделе продукции» (от 7 января 1999 г.) [86] , «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. авг. 2001 г.) 5 и Гражданский кодекс РФ.
Кроме того, многие субъекты РФ (более 50) принимают специальные законодательные акты, регулирующие привлечение ПИИ в регионы. Однако эти акты не всегда согласованы с федеральными законами. Кроме того, на практике региональные власти часто сдерживают приток иностранных инвестиций, либо пытаются использовать его в интересах определенных кругов национального капитала и лоббистских групп.
Субъектами прямого иностранного инвестирования являются иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (или инвесторы) владеют не менее чем 10% долей в уставном (складочном) капитале. Выбранный критерий для отнесения иностранной инвестиции к прямой — 10% доли в уставном капитале — является в значительной мере условным, хотя он и соответствует аналогичным показателям в законодательствах других стран, в частности США. Для России владение пакетом акций в 10% является, как правило, недостаточным для обеспечения существенного влияния на принимаемые решения, так как отсутствует сильная распыленность капитала.
Росту спроса российских компаний на ПИИ способствует ряд факторов: дефицит внутренних инвестиций, повышение спроса на импортное сырье и комплектующие, доступ к новым технологиям, повышение конкурентоспособности продукции. Но имеется ряд факторов, которые действуют в обратном направлении, в частности высокая стоимость иностранного капитала, существенные различия между системами корпоративного управления в России и развитых странах, преимущественная ориентация на государственную поддержку и др.
Проведенные исследования показали, что зарубежные инвесторы готовы принимать риск инвестирования в Россию при дополнительной доходности в 10—30% годовых и общей доходности в 35—48% в зависимости от типа инвестиционных проектов (Политика привлечения прямых. с.
Выше были приведены факторы, которые в целом влияют на привлечение прямых иностранных инвестиций. Для России особую значимость имеют следующие факторы: величина рынка сбыта; наличие квалифицированной рабочей силы; низкие издержки на оплату труда по сравнению с развитыми странами (Аренд).
На величину рынка сбыта влияет платежеспособный спрос потребителей. Поскольку иностранные инвесторы в России ориентированы в основном на сбыт продукции здесь, а не на вывоз ее, то для них величина рынка является одной из определяющих величин. Во многих странах, лидирующих по объемам привлечения ПИИ, напротив, предприятия с иностранным капиталом создаются зачастую для экспорта.
В структуре организационных форм деятельности прямых иностранных инвесторов в России преобладают совместные и иностранные предприятия. Филиалы иностранных юридических лиц не распространены. Следует принять также во внимание, что количество реально функционирующих в российской экономике предприятий с участием иностранного капитала не превышало по разным оценкам 40—50% от числа зарегистрированных.
Иностранные инвесторы в 1990-х гг. предпочитали инвестиции в некапиталоемкие отрасли с быстрой окупаемостью инвестиционных проектов, в частности в торговлю, общественное питание, отрасли перерабатывающей промышленности. В то же время инвестиции в капиталоемкие отрасли, а также отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса, были незначительны. Существенный объем ПИИ приходится в России на топливную промышленность, поскольку она ориентирована на экспорт продукции в развитые и другие страны. В этом случае иностранные инвесторы фактически решают проблему сырьевого обеспечения своих стран. Однако для России эта тенденция в стратегическом плане вряд ли может быть оценена позитивно, поскольку она ведет к усилению зависимости страны от экспорта ряда сырьевых товаров, особенно нефти и газа.
Крайне неравномерным является и распределение ПИИ по регионам. В целом объем привлеченных иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от инвестиционного климата в них, определяемого такими факторами, как уровень развития экономического потенциала (производственной и финансовой сферы, инфраструктуры, наличия ресурсов), емкости потребительского рынка, налоговых и других льгот, географико-климатических и социально-политических условий в субъекте Рф.
Можно выделить три основных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них. Доля Москвы изменяется, но в среднем она составляет около 40% всех ПИИ в Россию. Среди сырьевых регионов лидируют Татарстан, Тюменская, Омская области, Красноярский край. Достаточно существенные объемы ПИИ приходятся на Санкт-Петербург, Нижегородскую и Московскую области. Таким образом, иностранные инвестиции в Россию в период 1990—2001 гг. усилили экономическую дифференциацию внутри России.
Главной причиной такого неравномерного распределения ПИИ в России является то, что в регионах, привлекательных для иностранных инвесторов, имеется больший ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развита инфраструктура (транспорт ные сети, современные средства связи, гостиницы и др.).
Наибольшее количество предприятий в России с участием ино- . странного капитала приходится на США и Германию. Велика также доля таких развивающихся стран, как Китай, Кипр и Тайвань. У двух последних стран инвестиционная активность в России на порядок превышает их экономический потенциал. Существуют разные точки зрения в отношении этого феномена. Так, в отношении Кипра считается, что инвестируемый капитал имеет чисто российское происхождение. В то же время инвестиции из Тайваня рассматриваются как фиктивные, направленные на деле на вывоз капитала из России. Однако однозначного заключения в отношении причин данного феномена нет.
Основными конкурентами России в привлечении прямых иностранных инвестиций являются некоторые бывшие социалистические страны Европы, особенно Польша, Чехия и Венгрия, а также такие развивающиеся страны с достаточно емким внутренним рынком, как Бразилия, Мексика и Аргентина. Вместе с тем во многих развивающихся странах, как и в России, риск инвестирования высок. Это нашло отражение в ряде финансовых кризисов, которые произошли за последние пять лет. Более устойчиво экономическое положение в европейских странах Центральной Европы. Одним из лидеров в привлечении ПИИ является Китай с его огромным рынком и динамично развивающейся экономикой.
Дайте определение следующим ключевым понятиям:
страновой риск; дискриминация; трансфертный риск; экспроприация; национализация; индекс BERI; международные инвестиционные соглашения; соглашения об устранении двойного налогообложения; налог на репатриируемые доходы.
Источники: http://vuzlit.ru/1090707/znachenie_inostrannyh_investitsiy_ekonomiki, http://scienceforum.ru/2014/694/5042, http://textbook.news/investitsii_988/pryamyie-inostrannyie-investitsii-175723.html
Источник: