- Методы и инструменты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
- Современные инструменты привлечения инвестиций в инновационную деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
- Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Фомин Вячеслав Сергеевич
- Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Фомин Вячеслав Сергеевич,
- THE MODERN INSTRUMENTS OF ATRRACTING INVESTMENT IN THE INNOVATIVE ACTIVITIES
- Текст научной работы на тему «Современные инструменты привлечения инвестиций в инновационную деятельность»
- Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику
- Библиографическое описание:
Методы и инструменты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение российских и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что существуют два основных пути преодоления инвестиционного кризиса, которые могли бы обеспечить обновление технологической базы и выхода на стандарты устойчивого роста. Первый из них связан с преимущественной ориентацией на государственные инвестиции, второй с ориентацией на частный капитал, как российский, так и иностранный. Основными способами привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России являются: 1) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе – путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); 2) регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; 3) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; 4) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны. На сегодняшний день Россия выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это: 1) крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, Philip Morris); 2) средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России; 3) компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.
95. Инвестиционный климат: понятие, сущность, факторы формирующие регулирование инвестиционного климата
Совокупность политических и экономических условий, которые формируются в стране для вложений временно свободных денежных средств в целях получения дохода в будущем. При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры — приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. В их числе: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность; вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств; макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс; государственный долг, в том числе внешний; качество государственного управления, качество налоговой системы; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; уровень монополизации экономики. Методы оценки инвестиционного климата.Для оценки инвестиционного климата в России обычно используется следующая система факторов: 1. Факторы экономического потенциала: Степень обеспеченности региона стратегическими природными ресурсами. Биоклиматический потенциал региона. Наличие и доступность свободных земель для производственных инвестиций. Уровень обеспеченности региона: электроэнергией, газом, водой, тепловой энергией. Потенциал развития транспортной системы в регионе. Обеспечение региона трудовыми ресурсами. Степень обеспеченности квалифицированными кадрами. Уровень научно-технического потенциала региона. Возможности использования потенциала оборонных производств для выпуска гражданской продукции. 2. Общие условия хозяйствования в регионе: Развитие отраслей материального производства. Степень экологической безопасности региона. Возможности использования объектов незавершенного строительства. Степень изношенности основных производственных фондов на предприятиях ведущих отраслей региона. Возможность использования свободных производственных мощностей. Степень развития строительной базы. Уровень развития производственной инфраструктуры. 3. Формирование рыночной в регионе. Уровень развития рыночной инфраструктуры. Влияние приватизации на инвестиционную активность. Влияние инфляции на инвестиционную активность. Степень вовлечения населения в инвестиционный процесс. Степень развития конкурентной среды предпринимательства и разрушения монополизма производителя. Емкость местного рынка для новой продукции и услуг. Интенсивность хозяйственных связей региона с другими регионами. Экспортные возможности региона. Степень присутствия иностранного капитала в экономической жизни региона. 4. Политические факторы: Степень доверия населения к региональной власти. Уровень эффективности взаимодействия представительной и исполнительной власти в регионе. Уровень политической стабильности в регионе. Уровень национально-религиозной стабильности в регионе. 5. Социальные и социокультурные факторы: Уровень жизни населения в регионе. Уровень развития жилищно-бытовых условий. Степень развития медицинского обслуживания. Степень распространения алкоголизма и наркомании среди местного населения. Уровень преступности в регионе. Покупательная способность заработной платы населения. Влияние миграции населения на инвестиционный процесс. Отношение населения к рыночным реформам. Степень терпимости населения к имущественной дифференциации. 6. Организационно-правовые факторы Уровень соблюдения хозяйственного законодательства. отношение работников региональных органов к предпринимательству. Отношение региональных властей к иностранным инвесторам. Уровень оперативности в принятии решений. Доступность для инвесторов и предпринимателей информации о существе региональных, нормативных актов. Уровень профессионализма сотрудников аппарата местной администрации. Уровень эффективности деятельности региональных органов юстиции. Условия свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы. Наличие отработанных связей местных предпринимателей с иностранными инвесторами. Уровень деловых качеств и деловой этики местных предпринимателей. 7. Финансовые факторы: Обеспеченность доходами регионального бюджета населения. Обеспечение региона внебюджетными фондами. Степень доступности финансовых ресурсов. Степень доступности финансовых ресурсов из регионального бюджета
Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 908 . Нарушение авторских прав
Современные инструменты привлечения инвестиций в инновационную деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Фомин Вячеслав Сергеевич
Предлагаются современные инструменты инвестирования в инновационную деятельность. Рассматриваются проблемы, которые препятствуют полноценному инвестированию в Российской Федерации. Обосновывается актуальность развития венчурного инвестирования .
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Фомин Вячеслав Сергеевич,
THE MODERN INSTRUMENTS OF ATRRACTING INVESTMENT IN THE INNOVATIVE ACTIVITIES
The author offers the instruments of investment in the innovative activities. The problem prevented full investment in the Russian Federation is considered. The actuality of development of venture capital is proved.
Текст научной работы на тему «Современные инструменты привлечения инвестиций в инновационную деятельность»
СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вячеслав Сергеевич Фомин
Московская Государственная Академия Делового Администрирования Тел.: 8 917 569 93 36 Эл. почта: FominVS@mail.ru
Предлагаются современные инструменты инвестирования в инновационную деятельность. Рассматриваются проблемы, которые препятствуют полноценному инвестированию в Российской Федерации. Обосновывается актуальность развития венчурного инвестирования.
Ключевые слова: венчурное инвестирование, особая экономическая зона, инновации.
Viacheslav S. Fomin
Moscow State Academy of Business
Tel.: 8 917 569 93 36
THE MODERN INSTRUMENTS OF ATRRACTING INVESTMENT IN THE INNOVATIVE ACTIVITIES
The author offers the instruments of investment in the innovative activities. The problem prevented full investment in the Russian Federation is considered. The actuality of development of venture capital is proved.
Keywords: venture capital, Special Economic Zone, innovations.
В современном мире значение инноваций значительно выросло. Что бы продукция была конкурентоспособной она должна быть инновационной, так как инновации ведут к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций и конечно же к повышению имиджа. Инвестиции, источниками которых могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. являются главным условием для нормального функционирования и развития инновационных процессов.
Возможность для компании привлечь финансирование является критической составляющей процесса коммерциализации результатов исследований и опытно-конструкторской деятельности.
При этом каждая научно-исследовательскую деятельность имеет свой минимально требуемый объем инвестиций. Если объем инвестиций будет ниже требуемого минимума, это может привести к потере возможностей развития новых знаний и технологий. Результатом недофинансирования научной деятельности является невозможность использования новых технологий. Низкий уровень финансирования инноваций, а так же недостаточная заинтересованность предприятий в их использовании негативно влияют так же на количество регистрированных патентов. [1]
Целью любого инвестора является получение дохода от инвестиций. Такие инвестиции могут быть осуществлены через финансирование компании, реализуемое несколькими способами.
В зависимости от типа инвестора и условий финансирования способы привлечения капитала для компании могут быть разделены на: кредиты, изменение собственного капитала компании, прямые (целевые) инвестиции, государственная поддержка.
2. Понятия инноваций и инвестиций.
Инвестирование в инновации отличается от других инвестиций более длительным сроком вложения инвестиций, большими рисками, но в тоже время более высокой эффективностью. Для того, что бы понять, что такое инвестиции и что такое инновации мы обращаемся к определениям данных терминов.
В концепции инновационной политики РФ инновации рассматриваются, как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а выше указанная инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. [2]
В свою очередь Федеральный закон (ФЗ) N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» рассматривает инвестиции, как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, а инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. [3]
Кредиты, выдаваемые банками, кредитными и финансовыми учреждениями, являются наиболее важным источником для финансирования растущих отраслей промышленности во многих странах, особенно на ранних стадиях развития компаний. На Западе банковская ставка процента выглядит более низкой в сравнении с требуемой отдачей от инвестиций для венчурного капиталиста, но это мнение игнорирует скрытые издержки банковского финансирования:
— циклический характер банковского кредита;
— требования к обеспечению долга;
— отсутствие стратегического участия в управлении;
— давление, оказываемое в трудные для компании времена;
— необходимость ежегодных выплат независимо от цикличности потоков денежных средств
Все эти издержки можно избежать с помощью использования долевого участия капитала, по крайней мере, для финансирования становления компании. Учитывая различные цели инвесторов, можно отметить, что банки, могут стать прекрасным партнером для промышленности на стадии выкупа собственности, когда они способны обеспечить компанию привилегированным займом с низким риском и низкой доходностью, в то время как венчурный капиталист берет на себя более рискованные и низко ликвидные доли собственности.
Также должна быть отмечена возможность лизинга для компании. При этом типе финансирования участие инвестора в собственности и в управлении отсутствует. Сроки варьируются от нескольких месяцев до нескольких лет и оборудование, полученное компанией по договору лизинга, является обеспечением. Возврат средств осуществляется в виде процентных и частичных выплат основной суммы.[4]
4. Участие государства в привлечении инвестиций
Этот вид поддержки часто имеет смешанные цели, ориентированные на увеличение занятости населения, поддержку и развитие стратегически значимых технологий, развитие производства. Государство также может стимулировать приток венчурного капитала, изменяя законодательную и фискальную базу.
Так Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехноло-гии» (РОСНАНО) создает в стране сеть специализированных и мультидисцип-линарных нанотехнологических центров. Задачей данных центров будет являться обеспечение инфраструктурной поддержкой процесса коммерциализации технологий, проектов, уже поддержанных корпорацией и генерация новых проектов, а также доработка и внедрение новых технологий в области на-ноиндустрии. Связывая воедино центры коллективного пользования, бизнес-
инкубаторы и посевные фонды, нано-центры, как планируется, соберут «критическую массу» интеллектуальных, управленческих и финансовых ресурсов, которая нужна для быстрого роста инновационных компаний. Выбор наиболее перспективных и эффективных инфраструктурных проектов для создания наноцентров проходит в рамках открытого конкурсного отбора. На первый конкурс, объявленный в декабре 2009 года, было представлено 17 заявок. Конкурс был довольно жестким: до последнего дня 26 марта 2010 года, когда были подведены итоги, сохранялась «интрига», кто станет победителем. Проекты представляли ведущие регионы и вузы, в том числе два федеральных исследовательских университета -МИФИ и МИСИС, региональные заявки были поданы от Иркутска, Санкт-Петербурга, Ростова, Ульяновска. По результатам научно-технической и инвестиционной экспертизы победителями признаны 4 проекта:
«Нанотехнологический центр «Идея» в г. Казани»;
«Нано- и микросистемная техника» (г. Зеленоград);
«Мультидисциплинарный нанотех-нологический центр «Сигма» (Новосибирск/Томск);
«Многофункциональный нанотех-нологический центр «Дубна». [5]
Создание особых экономических зон (ОЭЗ) является одним из основных инструментов государственной инвестиционной политики. Эти свободные экономические зоны формируются в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года N° 116.
Создание ОЭЗ основной своей целью имеет привлечение инвестиций. Это можно увидеть из системы управления ОЭЗ, которая представляет собой двухуровневую систему с перераспределением полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации, ОАО «ОЭЗ» и регионами. В компетенции Минэкономразвития России входит привлечение инвесторов резидентов, отбор и регистрация резидентов ОЭЗ, ведение реестра резидентов ОЭЗ, заключение соглашений и т.д. ОАО «ОЭЗ» ведет работу с инвесторами и отвечает за сроки создания инфраструктурных объектов, их мощности и параметры. [6]
Корпорация «РОСНАНО» инвестирует $150 млн в американскую компа-
нию Plastic Logic — разработчика пластиковых дисплеев для электронных ри-деров. В обмен российская корпорация получит 25% акций компании, об этом пишет The Financial Times. При этом всего Plastic Logic планирует в ближайшее время привлечь инвестиций на $700 млн. Около 100 млн выплатят по долговым обязательствам компании. При этом РОСНАНО гарантирует выплаты этих средств.
Plastic Logic планирует строительство завода в Зеленограде, в котором будут производиться полимерные дисплеи для различных устройств. На данный момент у Plastic Logic есть один завод, расположенный в немецком Дрездене.[7]
5. Венчурное инвестирование
EVCA (Европейская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования) под венчурным инвестированием понимают акционерный капитал, представленный профессиональными фирмами, инвестирующими вместе с менеджментом для создания, развития или трансформации частных компаний обладающих потенциалом значительного роста.
На Западе венчурный капитал является специфическим типом финансирования, осуществляемого профессиональными фирмами, которые инвестируют и участвуют в управлении молодыми компаниями, акции которых не котируются на фондовом рынке. Венчурному инвестированию характерны длительные временные рамки, элемент риска и партнерство с руководством, а также доход в виде роста стоимости доли в акционерном капитале, а не в виде дивидендов.
Венчурные инвесторы осуществляют высоко рисковые инвестиции в малые технологические фирмы, которые часто отвергаются другими инвесторами, такими как большие компании или традиционные финансовые институты. Помимо финансирования венчурные инвесторы вносят в компанию опыт в данной области, личные связи и, участвуя в управлении, дополнительно содействуют росту стоимости компании. Преимуществом венчурного инвестирования является то, что оно не требуют залога (обеспечения). В попытке снизить рискованность вложений, венчурные капиталисты диверсифицируют портфель проектов (Табл. 1). [8]
В венчурном инвестировании принимают участие разные физические и юридические лица, каждый из которых
Экономика, Статистика и Информатика
Таблица 1.Структура портфеля на стадиях вложения
Стадия рискового вложения Структура Требуемая отдача от
Зародышевая или стартовая 10% 60% годовых и более
Ранняя стадия 20% свыше 50% годовых
Развитие и расширение годовых 40% о 35 до 40%
Слияние и выкупы 30% сыше 30% годовых
преследуют свои цели.
В Европе часть инвестиций из общего числа включает 100% продажу компании венчурному капиталисту (менеджер фонда прямых инвестиций (или венчурного фонда), отвечающий за управление инвестицией в определенную портфельную компанию) вместе с менеджментом. В случае 100% покупки цель продавца (независимо от того, идет ли речь о продаже корпорацией части своего бизнеса или о продаже отдельным лицом своего творения или наследства) будет представлять собой смесь из цены, преемственности, независимости бизнеса, стремления сохранить рабочие места для руководства и сотрудников и т.д. Однако управляющие компании, переживающей смену собственника, преследуют главным образом цель получения финансирование и структуру, которая позволит обеспечить долгосрочный рост компании, тщательно взвешивая, что можно отдать финансирующим капиталистам с точки зрения прибыли и (или) прироста капитала.
В США фондовые рынки служат хорошим источником финансирования даже для убыточных компаний. Фондовые рынки Европы требуют представить финансовую историю компании, берут большие деньги за выпуск акций на рынок и стараются не столько поощрять инвестора рискнуть вложить деньги в такие компании, сколько защитить его. Аналогичные причины ограничивают доступ со стороны зрелого растущего бизнеса к новому капиталу для расширения (развития). По этой причине в Великобритании создали рынок альтернативных инвестиций (AIM), собравший в первые полтора года работы новые деньги для компаний на сумму более 600 миллионов долларов. Зачастую прямые инвестиции служат идеальным мостом для перехода к выпуску акций на рынок на ранней и более поздних стадиях развития, поскольку это позволяет компаниям воспользоваться преимуществом, которое дает участие управляющих фондом в посторонний компании не привлекая к ней внимания фондового рынка и установить максимально высокую стоимость компании в момент выпуска акций. При этом если выпуск акций на фондовый рынок объясняется, главным образом, вашим желанием похвастаться, что ваша компания вышла на фондовый рынок, это будет не самой удачной сделкой для управляющих венчурным фондом.
В свою очередь Государство преследует смешанные цели, когда прибыль оказывается менее важной, чем разработки новых технологий, создание новых рабочих мест и новых предприятий. Для компаний его преимущества заключается в дешевизне, долготерпении и отсутствии ожидании больших прибылей в конце. В основном, государство — пассивный компаньон, и иногда может оказаться очень полезным соинве-стором на ранней стадии.
Для заключения статьи, посвященной инвестициям в инновационную деятельность и способах их совершенствования, автору хотелось бы рассмотреть статистику финансирования российской науки с начала 90-х годов, так как именно с этого момента в финансировании в российскую науку наблюдался спад. Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2004 г. 196,0 млрд. рублей (43 % в постоянных ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП затрат на исследования и разработки в 2004 г. равнялась 1,17% (в 1990 г. — 2,03%). А доля бюджетного финансирования в целом по науке составляла 59,6%, что несколько выше в сравнении с показателем 1998 г. (52,2%), по государственному сектору науки, соответственно, — 77,7% и 74,3%, по сектору высшего образования — 58,6% и 64,5%. [9]
Прямые иностранные инвестиции в РФ сократились по итогам минувшего года на 13,2% — до 13,81 млрд долл. В частности, взносы в капитал сократились в 2010г. до 7,7 млрд долл. (-3,7%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций — до 4,61 млрд долл. (-28,4%), прочие прямые инвестиции выросли до 1,39 млрд долл. (+1,9%). [10]
Улучшением положения в инвестиционной сфере и создание благоприятных условий для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов должно заниматься государство с помощью проведения взвешенной структурной, финансовой и денежной политики и т. д.
Группа ММВБ и Российская корпо -рация нанотехнологий совместно реализуют проект по созданию нового биржевого сектора — Рынка инноваций и инвестиций. Целью данной программы является помощь высокотехнологичным компаниям выйти на новые источники финансирования. По мнению вице-президента ММВБ Геннадия Марголита проблемой инвестирования в инновации в России является, то что неразвитость индустрии так называемых бизнес-ангелов (частный инвестор, вкладывающий средства в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале), посевных фондов, венчурных, фондов прямых инвестиций. Это так же отсутствие системы «выхода» инвесторов из уже профинансированных проектов, неразвитость законодательно-правовой базы, а так же отсутствие грамотности у предпринимателей. [11]
Венчурное инвестирование является одним из основных способов привлечение инвестиций. По традиции, большинство предприятий рассматривают заемные средства в качестве основного источника финансирования. Однако за последние годы выросло значение прямых инвестиций и венчурного капитала, которые стали в настоящее время важнейшими элементами структуры капитала многих компаний. А все, потому что инвестирование в инновации отличается от других инвестиций более длительным сроком вложения инвестиций, большими рисками, но в тоже время более высокой эффективностью. Обратив внимание на фазы инновационного процесса, которыми являются: стратегия предприятия и инновации, поиск идей и их оценка, продуктовое решение, научные исследования и разработки, освоение производства, внедрение на рынок — то мы сделаем вывод о том, что на каждой фазе в той или иной степени нужны инвестиции. [12]
На стадии развития венчурный капитал является привлекательным источником в ситуации, когда компания ли-
шена доступа к дополнительным более дешевым и более пассивным источникам или, что еще важнее, когда для построения компании или увеличения ее стоимости требуется опытный венчурный менеджер
Как правило, первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед финансовыми партнерами за -расходование средств и не выплачивает по ним процентов. Инвесторы рискового капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций новой созданной фирмы. Если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. Зачастую венчурный капиталист становится собственником инновационного предприятия.
1. Ващенко Н.М. Роль прямых иностранных инвестиций и целевых программ // «Инновации». — 2010 — №2
2. Концепция инновационной политики РФ. Одобрено постановлением правительства от 24 июля 1998 № 832
3. Федеральный закон от 25.02.99 № 39-Ф3 (ред. От 23.07.2010) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
4. Вартаньян К. А., Петров А.И., Шаповалова И.Б., Юкин Ю.А., Янчевский А.Э. Ресурс «Инновации и предпринимательство» — официальный сайт URL: http://www.innovbusiness.ru (дата обращения: 05.04.2011)
5. Особая экономическая зона «Дубна» — официальный сайт URL: http:// www.dubna-oez.ru (дата обращения: 03.04.2011)
6. Есаулова О.В. Особые экономические зоны как один из основных инстру-
ментов государственной инвестиционной политики // Инновации и инвестиции. — 2010 — №3.
7. Официальный сайт Газеты Деловой Петербург www.dp.ru (дата обращения: 05.05.2011)
8. Введение в венчурный бизнес. (Российская Ассоциация Венчурного инвестирования (РАВИ) Санкт Петербург. 2003. Электронная библиотека портала «Венчурная Россия» — официальный сайт URL: http://www.allventure.ru
9. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (протокол от 15 февраля 2006 г. №1) Министерство образования и науки Российской Федерации -официальный сайт URL: http://www. Mon.gov.ru (дата обращения: 10.04.2011).
10. РосБизнесКонсалтинг (РБК) Официальный сайт www.rbc.ru (дата обращения: 01.05.2011).
11. Карпинская Венера Инновации с выходом // Прямые инвестиции. — 2009 — №12
12. Натусиус Клаус Курс обучения венчурному предпринимательству Раздел 7. Добавление стоимости к инвестициям. Российская Ассоциация Прямого и Венчурного инвестирования (РАВИ). Электронная библиотека портала «Венчурная Россия» — официальный сайт URL: http://www.allventure.ru (дата обращения: 10.04.2011)
1. Vaschenko N.M. Role of direct foreign investments and target programs//»In-novations». — 2010 — №2
2. The concept of an innovative policy of the Russian Federation. It is approved by the governmental order from July, 24th 1998 № 832
3. The federal law from 25.02.99 № 39-FL (edition. From 23.07.2010) «About in-
vestment activity in the Russian Federation which is carried out in the form of capital investments».
4. Vartanjan K.A., Petrov A.I., Shapov-alova I.B., Jukin J.A., Janchevsky A.E.resource «Innovations and business» — official site URL: http:// www.innovbusiness.ru (reference date: 05.04.2011)
5. A special economic zone «Dubna» -official site URL: http:// www.dubna-oez.ru (reference date: 03.04.2011)
6. Esaulova O.V Special economic zones as one of the basic tools of the state investment policy // Innovations and investments. — 2010 — №3.
7. An official site of the Newspaper Business Petersburg www.dp.ru (reference date: 05.05.2011)
8. Introduction in venture business. (The Russian Private Equity & Venture Capital Association (RVCA) St.-Petersburg. 2003. Electronic library of a portal «Venture Russia» — official site URL: http:// www.allventure.ru
9. Strategy of development of a science and innovations in the Russian Federation for the period till 2015 (the report from February, 15th, 2006 №1) the Ministry of Education and Science of the Russian Federation — official site URL: http:// www. Mon.gov.ru (reference date: 10.04.2011).
10. RosBusinessConsulting (RBC) the Official site www.rbc.ru (reference date: 01.05.2011).
11. Karpinskaya Venera Innovations with an exit//Direct investments. — 2009 -№12
Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику
Рубрика: Экономика и управление
Статья просмотрена: 2741 раз
Библиографическое описание:
Шакуров Р. М. Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику // Молодой ученый. 2013. №1. С. 204-207. URL https://moluch.ru/archive/48/6002/ (дата обращения: 16.01.2019).
В современной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных инвестиций для экономики России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходимы финансовые ресурсы, которые могли бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
В настоящее время организационно-экономическими механизмами привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации являются:
федеральные целевые программы;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);
образование государственной корпорации «Банк развития»;
региональные агентства по привлечению инвестиций;
подготовка специальных площадок для застройки инвесторами;
венчурные инструменты и т. п.
Остановимся подробнее на этих механизмах.
Инвестиционный фонд и механизмы ГЧП
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты.
Используя механизмы ГЧП, государство может привлечь частные деньги для осуществления приоритетных проектов, повысить эффективность управления инфраструктурой. Стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, повышает рентабельность проекта и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать на рыночных условиях.
Области применения ГЧП разнообразны — от совместной выработки стратегических направлений развития национальной экономики до реализации конкретных инвестиционных проектов [1, c .18].
Инвестиционный фонд Российской Федерации — один из важнейших инструментов реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно — частного партнерства.
Государственная поддержка из Фонда предоставляется в форм
софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с формированием прав собственности Российской Федерации;
направления средств в уставные капиталы юридических лиц;
предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.
Предоставление поддержки в виде софинансирования на договорных условиях пользуется наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов — около 85 % поступивших заявок.
По подавляющему большинству одобренных инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры. Развитая инфраструктура страны существенно повышает ее рейтинг инвестиционной привлекательности. В последующем, по завершении реализации подобных инвестиционных проектов они будут играть роль катализаторов для привлечения новых инвестиций и новых проектов в смежных отраслях.
В начале 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях». С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Как показывает мировой опыт концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов — как на инвестиционной, так и на операционной. В настоящее время соглашения достаточно активно используются в ЖКХ, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов и т. д.
Следует отметить, что сохраняются некоторые сложности по реализации концессионных проектов, в частности, неадаптированность бюджетного законодательства к совместному инвестированию государством и частными компаниями в объекты концессионных соглашений, а также процедурные расхождения между основными правовыми актами, регулирующими концессионные соглашения и функционирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Федеральные целевые программы
Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, социального, культурного развития Российской Федерации.
В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.
Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:
концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;
возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;
длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;
обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета, а также иных средств.
Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [2, c .142–145].
В мае 2007 г. Федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.
Банк развития выступает не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.
В соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» осуществляется подготовка инфраструктуры для строительства технопарков ы РФ. Технопарки в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.
Реализация этой программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.
Для реализации в России была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов — «Российской венчурной компании», которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и стартапов, т. е. непосредственно производителей технологий.
На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания — государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [3, c .26].
Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в использовании этого инструмента могут заключаться в выделении и продвижении наиболее перспективных инновационных проектов и наработок на федеральном уровне, что может на практике выражаться в их административной и консультативной поддержке, создание региональных инкубаторов, предоставлении дополнительных налоговых и административных преференций субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в hi — tech сегменте.
Задачей Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий является поддержка перспективных проектов в сфере ИКТ на начальном этапе их развития. Из федерального бюджета в капитал фонда предусмотрено выделение около 1,5 млрд. руб. Первоначально фонд будет полностью государственным. В дальнейшем, по мере привлечения частных инвесторов, планируется постепенный выход государства из капитала фонда.
Региональные агентства по привлечению инвестиций
В настоящее время в большинстве регионов существуют специализированные органы государственной власти или агентства (корпорации) по привлечению инвестиций, занимающиеся вопросами сопровождения проектов, то есть внимательного и своевременного решения административно-правовых вопросов, возникающих у инвестора в ходе подготовки и реализации проектов, создании площадок для инвестиций и проведения мероприятий по улучшения имиджа региона и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.
Международный опыт показывает, что агентства по привлечению инвестиций могут быть действенным средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.
Беляева И. В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране// Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки.2010.Т.83.№ 3.С.18–23.
Юзович Л. И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.2010.№ 2. С. 142–145
Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 26–42.
Источники: http://studopedia.info/2-59363.html, http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-instrumenty-privlecheniya-investitsiy-v-innovatsionnuyu-deyatelnost, http://moluch.ru/archive/48/6002/
Источник: