Рост инвестиций в россию составил

Инвестиции и их роль в экономическом росте России (стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОССУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНЕАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКАЯ ГОССУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ.АКАДЕМИКА Д.Н.ПРЯНИШНИКОВА

Кафедра экономической теории

По дисциплине: экономическая теория

На тему: Инвестиции и их роль в экономическом росте

Выполнил: студент факультета заочного

обучения по специальности «Финансы и Кредит»

Казанцева Олеся Евгеньевна ФК-07-113

Руководитель: К.Э.Н.,Доцент Чуклина С.А

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Участники инвестиционного процесса…………………….………….5

1.1.2. Прочие участники инвестиционного процесса………………… ….6

1.2. Объекты инвестиционной деятельности…………………….…… … .7

2. Виды инвестиций и их классификация…………………………..… ….8

2.1. Реальные инвестиции………………………………………………. 10

2.2. Финансовые (портфельные) инвестиции………………………….. 10

4. Иностранные инвестиции в экономике РФ………………………. . 13

4.1. Динамика иностранных инвестиций в экономике РФ………….…. 14

4.2. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ……. .. 19

5. Российские инвестиции за рубежом………………………………..…. 23

Список использованных источников ……………………………………27

Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о том, что процессы экономического обновления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит.

Без инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках. Процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.

В настоящее время многие страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.

Инвестиции играют важнейшую роль как на макро‑, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта, предприятия и являются одним из основных факторов развития экономики в целом. Изучение инвестиционной деятельности является важным этапом в области подготовки специалистов экономического профиля.

Целью работы является изучение и рассмотрение инвестиционного климата РФ, определение актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.

В работе поставлены следующие задачи:

· изучить экономическую сущность инвестиций, их виды и функции;

· проследить динамику притока и оттока инвестиций в экономику РФ;

· выявить проблемы роста инвестиций в современной экономику РФ.

1.Понятие инвестиций

Понятие “инвестиции” является слишком широким, чтобы можно было дать ему единственное и исчерпывающее определение. В различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности, его содержание имеет свои особенности.

В Законе РФ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемых в форме капитальных вложений” № 39‑ФЗ от 25 февраля 1999 г. дается следующее определение инвестициям: “…инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта”.

В книге “Инвестиции” (А.Мертенс, Киев ‑ 1997г.) даны определения инвестициям в различных сферах экономической деятельности:

· в макроэкономике инвестиции есть часть совокупных расходов, состоящая из расходов на новые средства производства (производственные, или фиксированные инвестиции), инвестиций в новое жилье, и прироста товарных запасов. То есть инвестиции – это часть валового внутреннего продукта, не потребленная в текущем периоде, и обеспечивающая прирост капитала в экономике;

· в теории производства, и в целом в микроэкономике, инвестиции есть процесс создания нового капитала (включая как средства производства, так и человеческий капитал).

· в финансовой теории под инвестициями понимают приобретение реальных или финансовых активов, то есть это сегодняшние затраты, целью которых является получение будущих выгод.

Более точно, инвестиции – это обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно неопределенную, будущую стоимость.

В книге “Инвестиции” (У.Ф. Шарп, Г.Дж. Александер, Д.Б. Бейли М.: ИНФРА‑М, ‑1997) написано: “В наиболее широком смысле слово “инвестиции” означает: “расставаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем”. Два фактора обычно связаны с этим процессом – время и риск. Отдавать деньги приходится сейчас в определенном количестве, а вознаграждение поступает позднее, если вообще поступает, и его величина заранее неизвестна.

В более широкой трактовке инвестиции выражают вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования собственных средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.

Инвестиции – это вложения каких‑либо средств, фондов, вообще капитала, то есть все виды материально‑имущественных и иных ценностей, вкладываемые в предпринимательскую и другие виды деятельности с целью получения дохода (прибыли), вообще итогов выгоды, прибыльного размещения капитала. Результатом этого являются накопления, которые служат источником инвестиций.

1.1.Участники инвестиционного процесса

В инвестиционном процессе участвуют различные физические и юридические лица:

· инвесторы (физические и юридические лица, осуществляющие вложение денежных и других средств в инвестиции органы, уполномоченные управлять муниципальным имуществом; граждане, в т.ч. иностранные граждане; предприятия и другие юридические лица, в т.ч. иностранные юридические лица, государства и международные организации);

· заказчики (любые юридические и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта);

· пользователи объектов инвестиционной деятельности (инвесторы или другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности);

· поставщики, банковские, страховые и другие посреднические организации, инвестиционные биржи и другие участники инвестиционного процесса.

1.1.1.Инвесторы

Важное место в инвестиционной деятельности занимают инвесторы, лица, предоставляющие денежные и другие средства, ‑ это физические и юридические лица, принимающие решение и осуществляющие вложение собственных денежных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, то есть выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. Во всех этих ролях у инвесторов свои интересы.

Чтобы заинтересовать инвестора, необходимо знать его интересы, для чего разрабатывается подробный бизнес‑план. Он должен дать ответы интересам инвестора.

Интересам инвесторов в зарубежных странах с развитой экономикой уделяется пристальное внимание. Имеются фирмы, специализирующиеся в области Investorrelations. Практически все компании, выходящие на рынок капитала, работают с агентством, оказывающим услуги в области Investorrelations. Размещение акций и облигаций – это тоже продажа своеобразного товара, и, для того, чтобы успешно ее осуществить, нужно уметь профессионально общаться как с потенциальными потребителями “товара” – инвесторами, так и с теми, кто уже приобрел “товар” – акционерами.

Читайте также  Планирование реальных инвестиций на предприятии

Компания, оказывающая эмитенту услуги в этой области, предстает перед инвестиционным сообществом в роли серьезного и ответственного адвоката, главная задача которого – дать убедительный ответ на вопрос инвестора: а почему он должен покупать ценные бумаги именно этого эмитента?

Представитель эмитента или компания, разработавшая по заказу эмитента его программу взаимоотношений с инвесторами, должны сами хорошо знать специфику деятельности данного эмитента, а также хорошо понимать, какие именно вопросы и почему больше всего интересуют потенциальных инвесторов. Только при этом могут быть достигнуты три основные цели, которые ставятся при реализации программы взаимоотношений с инвесторами:

· убеждение желаемого круга потенциальных инвесторов в том, что ценные бумаги данного эмитента являются для них привлекательными;

· достижение наиболее благоприятной цены ценных бумаг;

· создание благоприятной среды для операций с ценными бумагами данного эмитента и будущих капитальных вложений.

Инвестиции в России: кто и откуда?

Секция: Экономика

III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Инвестиции в России: кто и откуда?

«Ссылка на авторитет не есть довод» – известное утверждение нидерландского философа Бенедикта Спинозы, которое непрерывно любил повторять Ленин. Предложение считать некоторое заявление истинным и корректным только потому, что такое утверждение сделано неким источником, считающимся авторитетным – есть дело нелогичное.

На первый взгляд покажется, что приведенная цитата не вполне уместна для избранной темы статьи. Но если вдуматься, то окажется, что данное утверждение есть суть исследования о том откуда приходят инвестиции в Россию, и куда инвестируются капиталы резидентов. История, философия и экономика от других наук отличаются тем, что исследователи в данной сфере всегда должны видеть и понимать больше, искать правду в нелогичных и неявных вещах и никогда не отталкиваться только от официальных источников, принимая их за догму, за что-то истинное и всегда верное, будь то «История государства Российского» Карамзина или Федеральная служба государственной статистики (ФСГС).

Как это связано с инвестициями в Россию? Говорят, что «цифры скажут сами за себя», но возможно ли количеством превзойти качество? В данной статье предпринята попытка разобраться с теми факторами, которые влияют на выбор иностранных инвесторов, что их привлекает, а что, наоборот, отталкивает, какие цели они преследуют, на что надеются и что в итоге получают.

Не требует доказательств тот факт, что инвестиции служат «рычагом» поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Они создают новые предприятия и дополнительные рабочие места, позволяют обновлять основной капитал и осваивать передовые технологии.

На фоне стагнации экономики, установившейся после предыдущих двух лет снижения, особенно остро ощущается необходимость использования всех возможных способов стимулирования производства. Привлечение иностранных инвестиций является одним из факторов преодоления негативных тенденций в развитии экономики России.

Необходимость в инвестициях остается вне всяких сомнений. Тому, как привлечь иностранных инвесторов, как заставить их поверить в привлекательность той или иной отрасли посвящены десятки исследований и сотни статей, однако, во многих ли работах встречаются исследования эффективности использования этих инвестиций? Во многих ли работах говорят о том, какая их часть «доходит» до конечных потребителей?

Данное исследование началось с позитивных статей авторитетных изданий и статистических данных, представленных ФСГС и Центральным Банком. «Иностранные инвестиции в экономику РФ взлетели на 60%» [7], «Forbes объявил Россию «магнитом для инвесторов» [9], «Агентство Bloomberg включило Россию в список самых привлекательных стран для инвесторов» [4], подобные заголовки не просто фигурировали на первых страницах в поисковой системе, но и щедро подкреплялись официальными данными. Однако, чувство критического отношения к декларируемому заставляет разобраться с качественной характеристикой данных заявлений. Возникает интерес к природе и факторам столь впечатляющего роста иностранных инвестиций и, кроме того, весьма любопытно на самом ли деле иностранные инвесторы поверили в Россию?

Агентство Bloomberg действительно назвало Россию одной из самых привлекательных стран для инвестирования в 2017 году. В перечне также значатся ЮАР, Мексика, Бразилия, Чили, Индия и Индонезия. Интересно, что среди развивающихся стран Россия может похвастаться самым высоким притоком иностранных портфельных инвестиций. В нашу страну вкладывают больше, чем в Китай, Бразилию, Мексику или Индию. Только за 2016 год приток инвестиций составил 1,6% от капитализации российского фондового рынка после трехлетнего падения. Единственным государством, где показатель инвестиций к капитализации выше, стала Колумбия, скорее всего, это явилось следствием ставки инвесторов на мировое соглашение правительства страны с Революционными вооруженными силами Колумбии.

Одним из важнейших факторов оценки инвестиций, на наш взгляд, является их структура, в которой значительную долю занимают долговые инструменты, особенно не оказывающие влияние на прирост капитала. Кроме того, слияния и поглощения, являясь покупкой уже действующих предприятий, сдерживают в определенной степени рост доли долговых инструментов. В целом, структура прямых иностранных инвестиций указывает на крайнюю осторожность инвесторов: многие просто не готовы нести риски, связанные с созданием и управлением бизнесом в России. По-прежнему большой объем в структуре иностранных инвестиций составляет финансовая деятельность, что, скорее всего, объясняется эффектом низкой базы (например, за девять месяцев 2015 года объем таких инвестиций в экономику составил всего 2,3 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей за всю современную историю страны).

Кроме того, неплохо инвестируют в оптовую и розничную торговлю. Иностранные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. При этом рост иностранных вложений в 2016 году во многом обусловлен покупкой международным консорциумом (Швейцария, Катар) 19,5% акций компании «Роснефть».

Отметим, что в январе-сентябре 2015 года наблюдался активный отток иностранного капитала из экономики РФ: согласно итогам первых трех кварталов года он оценивался ЦБ на уровне 48,1 млрд долларов. В 2016 году ситуация с оттоком изменилась в лучшую сторону и продолжает показывать положительную динамику, однако баланс входящих и исходящих финансовых потоков, по-прежнему, не в пользу российской экономики: при условии роста инвестиций за 2016 год на 19,2 млрд. долл. по прямым инвестициям наблюдается отток капитала в объеме 10,4 млрд. долл. [1, c. 262].

Помимо этого, стоит понимать, что в современном мире инвестиции в экономику конкретной страны не есть предмет веры в ее способности справляться с текущими вызовами — это результат рациональной оценки комплекса факторов, отражающих потенциал возможных выгод и рисков. Россия была и остается по сей день страной, чья экономика и национальная валюта, а, следовательно, состояние промышленного производства и потребительского рынка находится в прямой зависимости от цен на ключевую составляющую экспорта, то есть нефть. Еще в июне 2014 года баррель нефти оценивался более чем в 110 долларов, в июне 2015 года цена находилась на уровне 65 долларов, в июне 2016 года менее 50 долларов, к 2018 году дефицит федерального бюджета составит 2,2% ВВП [5], при этом, несмотря на поддержку политики импортозамещения индекс промышленного производства в январе-октябре 2017г. по сравнению с январем-октябрем 2016г. составил лишь 101,6% [6]. Это очень важно, поскольку иностранные инвестиции идут туда, где есть в первую очередь спрос.

Читайте также  Иностранные инвестиции риски и доходы

Интерес инвесторов к российским активам, на наш взгляд, связан с сохранением высоких ставок в экономике, учитывая ключевую ставку ЦБ России на уровне 7,25% (хотя ставка и снижалась 6 раз в 2017 году с 9,75% до 7,75% и уже дважды в 2018 году). В сравнении с нулевыми или отрицательными ставками в развитых странах, рублевые активы при низких рисках дают очень высокую доходность. Всем известная стратегия carry trade, при которой инвесторы берут доллары или евро в кредит по низким ставкам, а затем используют эти деньги для покупки активов, номинированных в рублях, работает отлично.

Кроме того, невероятный рост иностранных инвестиций также связан с эффектом низкой базы, о которой говорилось ранее. 2015 год — это период продолжения действия санкционного режима и девальвации рубля, что подталкивало инвесторов к как можно скорейшему выводу своих активов из России. Сейчас многие из них понимают, что такое «бегство» было нерациональным и паническим, тогда как фундаментальные факторы в целом остаются сильными.

Однако, теперь следует вернуться к главному вопросу: кто и откуда осуществляет инвестиции в Россию?

Стоит отметить, что прямое инвестирование в виде предоставления внутрифирменных кредитов менее рискованно, однако в рамках страны-реципиента оно не приносит столь значимого эффекта. Привлечение других видов прямых инвестиций чаще всего свидетельствует о применении различных вариантов ухода от налогов («оптимизации» налогообложения), финансировании недостатка собственных оборотных средств за их счет, что вовсе не соответствует интересам национальной̆ экономики.

Существенной особенностью ПИИ в экономику России является использование в качестве ресурсов капиталов, имеющих российское происхождение. Это частично можно подтвердить данными динамики ввоза и вывоза прямых иностранных инвестиций, которые имеют значения, по величине близкие к абсолютным (рис.1).

Исходя из этого можно предположить, что средства российских компаний сначала вывозятся заграницу, в том числе и в офшорные зоны, а после, уже в качестве иностранных инвестиций, конечно же, снова возвращаются в Россию. Среднее значение репатриируемых капиталов в общем объеме притока прямых иностранных инвестиций составляет около 40%. Это говорит о том, что отток и приток ПИИ для РФ являются составными элементами единого процесса трансграничного перемещения средств, обеспечивающего кругооборот российского капитала.

Крупнейшими странами-инвесторами для России по данным за 2016 год являются Сингапур (50,6% от общей величины накопленных иностранных инвестиций на конец 2016 года), Багамы (18%), Виргинские острова (3,1%), Швейцария (5,7%) и Франция (6,2%), то есть те страны, на территориях которых расположены офшорные зоны или зоны с льготным налоговым режимом и достаточно либеральным законодательством (рис.2).

Прямые инвестиции из России также направлялись главным образом на территории, имеющие статус офшорных зон и либеральное законодательство (рис.3).

Из этого следует, что география экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций во многом совпадает (даже если не по названию страны, то по ее статусу). Это подтверждает сделанные ранее выводы о том, что значительная часть инвестиций в Россию – это репатриируемые капиталы российских компаний из-за рубежа. Структура основных стран-инвесторов и стран-получателей инвестиций из Российской Федерации остается неизменной на протяжении долгого времени.

Таким образом, не остается сомнений в том, что вместе с глобализацией экономики активизировались процессы перемещения капитала между странами, позволяя инвесторам с учетом всех возможных выгод и рисков выбирать наиболее приемлемые сферы бизнеса. Экспорт капитала за рубеж осуществляется с целью максимизации своей прибыли, оптимизации сроков окупаемости инвестиционных проектов, минимизации инвестиционных рисков. Бизнес выбирает наиболее выгодные сферы приложения имеющихся финансовых ресурсов. Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны обеспечивает не только увеличение объемов иностранных ресурсов, но и позволяет изменить их качественный состав, усиливая инновационный аспект за счет заимствования новаторских передовых технологий, роста квалификации сотрудников и повышения уровня организации и управления производством.

В условиях замедления темпов роста экономики в России существенно возрастает необходимость привлечения всех возможных средств стимулирования производства. Однако стоит учитывать природу прямых иностранных инвестиций, их особенности и цели их использования, так как явный кругооборот отечественных средств вряд ли может увеличить производственный капитал и стать рычагом развития российской экономики.

Рост инвестиций в россию составил

План ускорения инвестиций, который поручил подготовить президент Владимир Путин, будет предусматривать несколько направлений — от улучшения инвестклимата до развития инфраструктуры и финансовой поддержки компаний. Такие меры включены в проект документа, который подготовило Минэкономразвития (есть у РБК).

Задачу увеличить долю инвестиций до 25% ВВП (сейчас она составляет около 21%) Путин поставил в Послании Федеральному собранию — правительство и ЦБ должны подготовить соответствующий план действий до середины июля. Нарастить инвестиции нужно «во что бы то ни стало» ради обеспечения устойчивого экономического роста, подчеркивал российский президент.

Минэкономразвития предлагает разогнать инвестиционную активность за счет мер, распределенных на пять ключевых блоков, следует из документа. Это улучшение инвестклимата и снижение издержек для бизнеса, развитие инфраструктуры, повышение эффективности госкомпаний и развитие конкуренции, увеличение финансового обеспечения инвестактивности, а также рост инвестиций в секторе энергетики, промышленности и транспорта.​

«Важно понимать, что рост инвестиционной активности с 21 до 25% — это качественные изменения всей структуры расходов экономики. Он не может произойти только за счет роста инвестиций. В ближайшие три—шесть лет должно произойти изменение структуры расходов», — сказал журналистам в среду министр экономического развития Максим Орешкин. Единственный способ достичь целевых уровней сейчас — это рост нормы сбережений и увеличение инвестиционного спроса со стороны предприятий, подчеркнул он. Это означает, что для ускорения инвестиций необходима положительная динамика реальных доходов и зарплат граждан.

«Уровень инвестиций к ВВП входил и в предыдущие майские указы (в 2012 году их планировалось нарастить до 25% к 2015 году и до 27% к 2018-му. — ), и показатель не был достигнут», — напомнила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Важно, чтобы инвестиции совершались частными компаниями, сейчас же драйверами инвестиций являются государственные проекты. «У нас на данный момент инвестиции растут на трех очень крупных опорах — это инвестиции на юге России, инфраструктура Крыма и Краснодарского края, это инвестиции в жилищное строительство в Москве и газопроводная инфраструктура в Китай на Дальнем Востоке. Все эти три оазиса инвестиционного роста — это государственные инвестиции», — сказала РБК Орлова.

Читайте также  Инвестиции как фактор реструктуризации предприятия

Первый блок предложений касается улучшения инвестклимата. Минэкономразвития предлагает пользоваться инструментом «Трансформация делового климата». Этот механизм, как писал РБК, означает не готовый набор конкретных предложений, спущенных сверху, а формат их обработки — перечень мер будет обновляться каждые полгода. Рассматривать поступающие предложения будут в Агентстве стратегических инициатив — экспертной площадке, работу которой курирует, в частности, помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов.

Минэкономразвития к 1 октября также представит законопроект по снижению уголовно-правовых рисков ведения бизнеса, говорится в проекте плана министерства. Он будет предусматривать переквалификацию некоторых экономических преступлений (вместо уголовных они станут административными), а также исключение меры наказания в виде лишения свободы за совершение отдельных экономических преступлений, в том числе за счет кратного увеличения пороговых размеров ущерба.

К сентябрю также будет готов закон о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс, а в следующем июне — постановление правительства о закрытом перечне таких платежей с едиными правилами их уплаты (эта мера уже давно обсуждается в правительстве и Госдуме), говорится в проекте плана. Кроме того, в июне 2019 года ведомства подготовят законопроект по реструктуризации долгов испытывающих трудности компаний-должников.

Инфраструктурные инвестиции должны расти на 1,5 трлн руб. в год, сказал Орешкин. Для этого правительство с 2019 года создаст специальный фонд инфраструктурных инвестиций, который планируется наполнять за счет внутренних заимствований, напомнил он. Объем фонда, по плану властей, должен достичь 3% ВВП за шесть лет.

Механизм ГЧП (государственно-частного партнерства) и концессий для инфраструктурных проектов будет упрощен, следует из плана Минэкономразвития. Министерство вместе с другими ведомствами планирует усовершенствовать конкурсные процедуры, а также порядок налогообложения операций, связанных с реализацией таких проектов.

Для модернизации генерирующих объектов электростанций будет создан специальный инструмент привлечения инвестиций — проекты будут отбираться по критерию конечной стоимости электроэнергии для потребителей. Минэнерго совместно с Минэкономразвития представят его уже в сентябре, следует из документа. «Если в генерирующие мощности не будет волны инвестиций в перспективе шести—десяти лет, можно столкнуться с дефицитом электроэнергии и существенным ростом тарифов», — сказал Орешкин.

Для регионов будут сформированы единые правила создания, финансирования и оценки эффективности особых инвестиционных режимов. Кроме того, Минфин и Минэкономразвития представят в сентябре 2019 года новые подходы к предоставлению льгот по уплате налогов и страховых взносов для компаний, реализующих инвестпроекты. Регионам с сентября будет предоставляться господдержка для возмещения затрат на создание объектов инфраструктуры особых экономических зон​.

Третий блок плана будет включать меры по развитию конкуренции и повышению эффективности госкомпаний — эта часть документа перекликается с планом по развитию конкуренции, который в конце прошлого года утвердил президент. Минэкономразвития предлагает ограничить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, запретить государству приобретать акции компаний, которые работают на конкурентных рынках. Доля госсектора в ВВП, по оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), составляет 46% по итогам 2016 года. Но этот показатель растет: глава совета ЦСР Алексей Кудрин, сейчас возглавляющий Счетную палату, говорил, что, например, санация «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка увеличила долю госсектора на 0,2–0,3%.

Минэкономразвития в своих предложениях по конкуренции предлагает Центробанку разработать детальный план выхода из капитала санируемых банков. Такая мера, как следует из предложений МЭР, приведет к снижению присутствия государства в банковском секторе. По мнению Орешкина, найти покупателя на санируемые банки вполне возможно. «Это вопрос цены. При приведении балансов банков в порядок, обеспечении достаточной капитализации и построении эффективной модели, конечно, [покупатели] найдутся», — сказал он.

МЭР предлагает также разработать меры по определению дивидендной политики компаний с государственным участием. Подход к дивидендам у правительства и госкомпаний традиционно разный — например, как следует из заключения Счетной палаты, в 2018 году федеральный бюджет недополучит дивидендов госкомпаний на 43,2 млрд руб. Дело в том, что, согласно оценкам Росимущества, в 2018 году такие поступления составят 207,3 млрд руб., что на 43,2 млрд руб. меньше цифры, которую в поправках в бюджет закладывает Минфин.

В России уже сейчас действует гибкий набор инструментов по развитию конкуренции, говорит зампред комитета РСПП по развитию конкуренции Александр Ситников, это видно по регулированию рынка производства бензина, ограничению «произвола торговых сетей» и снижению цен на лекарства, перечисляет он. «Наиболее серьезным фактором, ограничивающим экономический рост и интенсивность конкуренции, выступает неопределенность, связанная с внешнеполитическими условиями», — говорит Ситников.

Финансы и отрасли

Одна из ключевых мер блока финансового обеспечения наращивания инвестиций затрагивает кредитование малого и среднего бизнеса (МЭР ранее уже предлагало «перезагрузку» механизма поддержки малого бизнеса, в частности снижение норм резервирования по кредитам небольшим компаниям).

Кроме того, министерство напоминает о концепции индивидуального пенсионного капитала, разработанной Минфином и ЦБ (ее ключевым элементом была автоподписка граждан на отчисления на пенсию, нарастающие с 1 до 6% с зарплаты в течение пяти лет).

Еще одна мера — развитие «фабрики проектного финансирования», оператором которой станет ВЭБ. Пятое — отраслевое — направление плана Минэкономразвития касается мер поддержки промышленности (для этого, в частности, планируется создать 50 региональных фондов поддержки), транспортной отрасли (ей помогут субсидированием кредитов) и энергетического сектора.

Основной упор в плане Минэкономразвития делается на государственные инвестиции и существенное привлечение частных инвесторов, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. «И то и другое может и не сработать», — говорит он. Предыдущий опыт показывает, что выделение денег государством происходит медленно и процедура очень забюрократизирована, указал экономист. «Даже если средства [на развитие инфраструктуры] будут выделены через новые заимствования, не факт, что эти средства будут быстро поступать в экономику», — отметил экономист.

Инвестиции в инфраструктуру связаны с «относительно низкой нормой рентабельности и большими рисками, потому что это длинный период окупаемости», напомнил Тихомиров. С учетом геополитического фактора и ситуации на мировых рынках есть сомнения в том, что удастся привлечь частные инвестиции в необходимых масштабах, а без них инфраструктурные проекты могут осуществляться очень медленно и планы по увеличению доли инвестиций в ВВП до 25% могут не реализоваться, подчеркнул собеседник РБК.

Источники: http://mirznanii.com/a/5143/investitsii-i-ikh-rol-v-ekonomicheskom-roste-rossii, http://nauchforum.ru/studconf/social/3/33754, http://www.rbc.ru/economics/27/06/2018/5b33a4329a794717337a964f

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто