Инвестиции как инструмент стимулирования экономики

Инвестиции как действенный инструмент стимулирования российской экономики Кононова Наталья Петровна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кононова Наталья Петровна. Инвестиции как действенный инструмент стимулирования российской экономики : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 Москва, 2006 190 с. РГБ ОД, 61:06-8/1736

Содержание к диссертации

Введение
Глава 1. Инвестиции как базовая детерминанта формирования механизмов
рыночного регулирования в российской экономике 9

Экономическая сущность инвестиций и методологические аспекты их классификации 9

Основные источники инвестирования. Их место и роль в активизации инвестиционных процессов в России 16

Ключевые направления инвестирования и специфика их развития в национальной экономике России 32

Глава 2. Закономерности и специфика государственного регулирования
инвестиционных процессов 43

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов и комплексный компаративный анализ моделей государственной инвестиционной политики 43

Основные принципы и макроэкономические результаты государственной инвестиционной политики в России в период экономико-политических реформ конца XX-начала XXI века 67

Комплексный анализ специфики и тенденций современных методов и стратегий государственного регулирования инвестиционных процессов. 84 Глава 3. Перспективы оздоровления инвестиционного климата России как условие роста конкурентоспособности российской экономики 98

3.1. Экономическая сущность инвестиционного климата и базовые
детерминанты его формирования в России 98

3.2. Проблемы инвестиционного климата в России и перспективы его
улучніения 104

3.3. Экономические позиции и статус России как открытой экономической

системы в глобальной структуре инвестиционных взаимодействий 147

Список литературы 180

Введение к работе

Актуальность работы. Центральной проблемой экономики России в конце XX — начале XXI века стала проблема подъема национальной экономики. После многих лет спада рост производства и ВВП становится реальным путем оздоровления экономики России. Ключевой задачей, которая стоит сегодня перед российской экономикой — ее диверсификация, переход к инновационному пути развития.

Совершенно очевидно, что устойчивый долговременный рост и возрождение национальной экономики невозможны без инвестиций, являющихся мощным стимулом обновления и технического перевооружения. Инвестиционные операции являются одной из важнейших сфер деятельности хозяйствующих субъектов. В 2005 г. в основные фонды страны были вложены инвестиции в размере 121 млрд. долл. США. Из них только 8,7 млрд. долл. вложены в нефтегазовый сектор. Остальные инвестиции были направлены в перерабатывающие отрасли, транспорт, сельское хозяйство и связь. Это свидетельствует о том, что у нас наметилась тенденция к инновационному пути развития. Но только тенденция, которую необходимо развивать дальше.

Использование инвестиций способствует значительному ускорению структурной перестройки экономики страны, формированию в ней высокотехнологичных производств, повышающих конкурентоспособность страны на мировой арене и усиливающих ее экономические позиции. Как показывает практика, дальнейшее развитие рыночных отношений также связано с инвестиционной деятельностью, являющейся важнейшим условием обеспечения стабильной динамики экономического роста и формирования цивилизованного рынка.

В то же время эффективная реализация инвестиций невозможна без грамотного и обоснованного проведения государством инвестиционной политики, являющегося важнейшим условием формирования благоприятного инвестиционного климата.

В этих условиях стратегически важным для экономики России представляется решение проблемы адекватной оценки инвестиционного климата, перспективных направлений инвестирования, выработка оптимальной инвестиционной политики. Усиливается необходимость в проведении комплексного теоретического анализа экономической сущности, источников и базовых направлений инвестирования; а также механизмов государственного регулирования инвестиционных процессов, тенденций и перспектив развития инвестиционного климата в России.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка механизма организации и управления инвестиционной деятельностью на промышленных предприятиях в условиях перехода к рыночной экономике и поиск путей и способов совершенствования инвестиционных процессов, способствующих повышению уровня конкурентоспособности российской экономики в мировой экономической системе.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

— раскрыть экономическое содержание инвестиций и инвестиционной
деятельности в современной России;

рассмотреть основные понятия, характеризующие инвестиционный процесс, роль и место инвестиций в обеспечении экономического роста страны;

определить степень влияния финансово-кредитной политики государства на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов и пути ее активизации;

— выявить новые подходы к повышению роли влияния государственного
регулирования и показать динамику оптимизации инвестиционной
деятельности;-

провести сравнительный анализ отдельных видов инвестирования в реальный сектор экономики и определить пути их оптимизации; — исследовать составляющие механизма государственного регулирования инвестиционных процессов и его влияние на формирование инвестиционного климата в стране;

— дать критическую оценку моделей государственной инвестиционной
политики и методов измерения эффективности инвестиционных проектов в
российской практике;

определить возможности привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России, уточнить их влияние на региональном уровне;

обобщить, адаптировать зарубежный опыт и определить его реальные возможности и необходимость финансового обеспечения в реальный сектор экономики.

Объектом диссертационного исследования является макро- и микроэкономическая политика государства в сфере инвестирования, а также организация инвестиционной деятельности на промышленных предприятиях в условиях перехода к рыночным отношениям.

Предметом исследования являются финансово-экономические отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности между его участниками, позволяющие усилить воздействие финансовых и кредитных методов на темпы роста экономики и пропорции инвестиций с целью активизации инвестиционного процесса в стране.

Методологической базой исследования являются теоретические и практические разработки российских и зарубежных ученых и практиков, законодательные и нормативные акты органов государственного управления по регулированию инвестиционной деятельности.

В процессе исследования применялись научные методы системного, функционального и сравнительного анализа, наблюдения, экспертные оценки, методы статистических группировок и экономико-математические методы планирования и управления инвестиционными процессами, а также учетные методы финансового анализа.

Читайте также  Инвестиции увеличения запасов товара у фирмы

Эмпирическую базу диссертационной работы составили статистические и другие информационные источники, экспертные заключения, законодательные акты, нормативно-правовые документы, регулирующие инвестиционную деятельность.

Научная новизна исследования состоит в развитии теории и

методологии инвестирования реального сектора экономики, в разработке механизма организации и управления инвестиционной деятельностью на промышленных предприятиях в условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе:

вскрыта целевая социально-экономическая направленность инвестиций как категории, носящей базисный, комплексный и динамический характер и обеспечивающей действенное стимулирование российской экономики с учетом базовых закономерностей и специфики переходного периода;

уточнена характеристика инвестиционной модели развития России, под которой понимается набор параметров, определяющих направления и характер капиталовложений в экономику России, в т.ч. макроэкономические (темпы роста ВВП, экспорта, инвестиций и др.), структурные (отраслевые, региональные), характеризующие инвестиционный климат и др.;

выявлены особенности инвестиционной модели развития России, связанные:

а) с одной стороны, с усилением необходимости инвестиционного процесса
(изменение отраслевой и секторальной структуры инвестиций в сравнении с
советским периодом, окончание некапиталоемкого периода развития
экономики, когда в оборот вовлекались незагруженные производственное
мощности, резкое устаревание и износ производственных фондов,
региональные диспропорции в инвестиционных вложениях и др.),

б) с другой стороны, изменением возможностей инвестирования в стране в
связи с изменением форм собственности, сокращением государственных
инвестиций и неготовностью частного сектора взять на себя роль основного
инвестора и др.

определена направленность вектора развития инвестиционного процесса — от энергосырьевого направления к инновационному, в то же время подтверждена концепция инновационно-сырьевого направления инновационного развития, что соответствует нынешнему этапу развития России;

уточнен механизм финансового регулирования инвестиционной деятельности

предприятий, отраслей экономики и регионов;

— показаны возможности привлечения иностранных инвестиций в Россию.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Значимым в научном плане является представленный в диссертационном исследовании подход к анализу инвестиций как сложной динамической системы, оказывающей непрерывное влияние на базовые процессы и закономерности в экономике России. Выполненное автором исследование, позволило выявить наиболее значимые факторы, определяющие формирование инвестиционного климата и роль государственного регулирования инвестиционных процессов в открытой системе национальной экономики России.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностями использования результатов проведенного в работе анализа для разработки предприятиями своей инвестиционной политики и обеспечения эффективности инвестиционных процессов, что способствует укреплению их конкурентоспособности и национальной экономики России в целом.

Кроме того, практическое применение полученных в диссертационном исследовании результатов позволяет прогнозировать наиболее перспективные направления и результаты инвестирования, обеспечивающие условия для достижения стратегических целей развития экономики России и укрепления ее экономического статуса в мировой экономической системе.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также в процессе преподавания курсов «Экономическая теория», «Менеджмент», «Организация и финансирование инвестиций».

Основные положения и результаты, выносимые на защиту.

Концепция инвестиций как эффективного инструмента стимулирования национальной экономики в условиях переходного периода;

Модель механизма государственного регулирования инвестиционных процессов как сложной экономической системы; комплексный

компаративный анализ моделей государственной инвестиционной политики применительно к условиям российской экономики;

3. Применение моделей государственного регулирования инвестиционных
процессов на различных этапах экономических и политических реформ и
современных тенденций инвестиционной политики в России;

4. Моделирование инвестиционного климата, отражающего базовые
детерминанты его формирования в России;

5. Определение перспектив российской экономики в мировой системе
инвестиционных взаимодействий.

Апробация результатов работы. Ключевые положения, результаты и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно — практических конференциях региона и области, а также использовались в практической деятельности хозяйствующих субъектов для анализа эффективности и возможностей применения различных форм инвестирования в конкретных экономических условиях.

Публикации. Основное содержание работы отражено в научных статьях общим объемом 1,6 п.л.

1. Инвестиции как базовая детерминанта формирования механизмов рыночного регулирования в российской экономике.

Налоговое кредитование как инструмент стимулирования инноваций

Наряду с налоговыми вычетами из налоговой базы по налогу на прибыль одним из основных и целевых инструментов налогового стимулирования инноваций являются налоговые кредиты.

Как справедливо отмечено некоторыми учеными, в России при переходе к современной системе законодательства о налогах и сборах англоязычному термину «налоговый кредит» (tax credit) придано неправильное значение, под которым фактически понимается кредитование налогоплательщиков государством с соблюдением ряда условий (заключение договора, установление размера процентной ставки, суммы кредита, срока кредитования, вида обеспечения).

В развитых странах налоговый кредит позволяет уменьшать сумму начисленного налога на прибыль компании на часть затрат на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита.

Налоговые кредиты позволяют прямое вычитание из подлежащего уплате налога на прибыль корпораций, в то время как дополнительный налоговый вычет представляет собой вычитание (свыше нормального уровня расходов на НИОКР в 100%) из корпоративного налогооблагаемого дохода. Основное различие между двумя механизмами в том, что первый непосредственно уменьшает налоговое обязательство, в то время как в последнем сокращается налогооблагаемая база.

В одних странах (Канада, Нидерланды) налоговые исследовательские кредиты растут пропорционально объему затрат на НИОКР, а в других (США, Япония, Франция) — пропорционально увеличению расходов на НИОКР по сравнению с законодательно установленным отрезком времени. Первая категория относится к объемным налоговым кредитам (R&D volume- based tax credit), вторая — к приростным (R&D tax incremental credit). У каждой из этих форм есть свои преимущества и недостатки.

Приростные налоговые кредиты более эффективны с точки зрения государства. Они поощряют прирост расходов на НИР, а также минимизируют количество «субсидируемых» исследований, которые были бы предприняты даже при отсутствии поддержки. Однако они сложнее в вычислении и оформлении как для предпринимателей, так и для государства.

Читайте также  Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций

Объемные налоговые кредиты проще в вычислении и оформлении. Однако, с государственной точки зрения, этот подход может быть дорогостоящим, так как он субсидирует все выполненные НИОКР, даже ту их часть, которые были бы выполнены без ка- ких-либо налоговых стимулов для НИОКР. В дополнение, подход, строго основанный на объеме, не

обеспечивает мощного стимула для выполнения дополнительных НИОКР.

Со стратегической точки зрения, объемная схема могла бы быть более приемлемой, если цель заключается в повышении уровня НИОКР в целом по стране, в то время как приростная схема может быть принята во внимание, если цель состоит в том, чтобы поддержать фирмы с высоким ростом НИОКР.

Особенности применения налогового исследовательского кредита в ряде стран представлены в таблице 1.4.1.

Особенности применения налогового исследовательского

Инструменты стимулирования инвестиционной активности на примере регионов Приволжского федерального округа

Киселева Ольга Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Многие российские регионы накопили богатый опыт в области формирования инвестиционной политики, создания правовой базы регулирования инвестиционной деятельности и стимулирования инвестиционной активности. Принятие нормативных актов на региональном уровне, регулирующих инвестиционную деятельность, способствует созданию максимально комфортных условий для инвесторов, принятию оперативных решений по инвестиционным проектам, реализации конкурентных преимуществ региона.

Формы и методы стимулирования инвесторов

Формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами в целом соответствуют мировой практике и содержат практически идентичный комплекс мер по привлечению инвесторов. Однако результаты развития инвестиционной активности в российских регионах существенно варьируются, что свидетельствует о различной эффективности, проводимой в регионах инвестиционной политики и используемых инструментов. Анализу эффективности различных инструментов стимулирования инвестиционной активности предлагается посвятить данное исследование.

Изучение нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность на региональном уровне, показывает, что инвестиционная политика регионов формируется по принципу дополнения и системного улучшения в пределах полномочий региональных органов власти федеральных законов. Региональные нормативные акты предусматривают предоставление гарантий равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; предоставление налоговых льгот по различным налогам, поступающим в региональный и местные бюджеты, формирование и использование залоговых фондов, обеспечение гарантий по предоставленным отечественным и иностранным инвесторам кредитам.

Главной целью проводимой региональной инвестиционной политики в последнее время является привлечение инвестиций в экономику регионов. Такое стимулирование инвестиционной активности осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и нефинансовых.

К мерам финансовой поддержки инвесторов и их налогового стимулирования относятся налоговые льготы, компенсации части процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, инвестиционный налоговый кредит, рассрочка налоговых платежей, предоставление госгарантий.

В качестве нефинансовых инструментов стимулирования инвестиционной активности регионы могут оказывать государственную поддержку в процессе разработки и реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, создавать в составе органов государственной власти и местного самоуправления специализированные органы в форме многофункциональных центров и координационных советов по инвестиционной политике и т.д.

Анализ используемых инструментов стимулирования инвестиционной активности

На основе анализа используемых инструментов стимулирования инвестиционной активности, закрепленных законодательно в регионах Приволжского федерального округа, выявим результативность используемых инструментов инвестиционной политики. Для оценки результативности проводимой инвестиционной политики рассмотрим показатели роста объема инвестиций в основной капитал за период 2007–2011 гг. В таблице отражены законодательно закрепленные инструменты стимулирования инвестиционной активности и темпы роста инвестиций в основной капитал 2011 г. к уровню 2007 г. регионов Приволжского федерального округа [1, 3].

Как видно из таблицы, регионы, максимально использующие различные инструменты стимулирования инвестиционной активности, имеют наибольший прирост инвестиций в основной капитал за последние 5 лет. К таким регионам относятся республика Татарстан, Ульяновская область, Нижегородская область. С другой стороны, самые низкие темпы роста инвестиций в основной капитал показывает Кировская область, однако она также использует наибольший набор инструментов инвестиционной политики. К лидерам по темпам роста инвестиций в основной капитал за последние 5 лет относятся Саратовская область, Республика Мордовия, которые среди инструментов стимулирования инвестиционной активности используют далеко не весь их набор. Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что в разработке региональной инвестиционной политики важно не столько количество предоставляемых мер финансовой и нефинансовой поддержки, сколько их эффективность.

Практически все регионы ПФО, кроме Удмуртской Республики, предоставляют налоговые льготы инвесторам. Частичную компенсацию процентной ставки применяют большинство субъектов ПФО, кроме Чувашской и Удмуртской Республики, Самарской и Саратовской областей. Возможность использования инвестиционного налогового кредита не применяет на данный момент ни один регион округа.

Налоговое стимулирование инвестиций

Высокую эффективность для региональной экономики имеет налоговое стимулирование инвестиций. При использовании данного инструмента наблюдается два эффекта: возврат налоговых льгот в виде привлеченных в регион инвестиций и в виде дополнительных налоговых поступлений, прежде всего, по НДФЛ в связи с созданием новых рабочих мест при реализации инвестиционных проектов, т.е. наблюдается бюджетный эффект. Говоря об инвестиционной отдаче, отметим, что в среднем на каждый рубль налоговых льгот приходится 6 рублей инвестированных в экономику средств.

По регионам ПФО ситуация несколько отличается: наибольшая инвестиционная отдача наблюдается в Республике Татарстан и в Нижегородской области – 34,3 рубля и 21,7 рубля соответственно; наименьшая инвестиционная отдача – в Республике Мордовия и в Оренбургской области [1].

Ограничительный характер налогового стимулирования является отличительной чертой в большинстве регионов ПФО, поскольку система налоговых льгот и финансовых преференций предусмотрена для проектов, имеющих статус приоритетного. Для присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного, он должен соответствовать следующим условиям: быть реализованным в стратегически важных для региона отраслях, иметь относительно большие объемы инвестиций и сравнительно короткие сроки окупаемости, иметь следствием положительный бюджетный и социальный эффект.

Читайте также  Плюсы и минусы зарубежных инвестиции

Последнее означает, что инвесторы, претендующие на присвоение проекту статуса приоритетного, берут обязательства по величине отчисляемых налогов в региональный и местный бюджеты и по количеству создаваемых рабочих мест. Данные обя- зательства, конечно, повышают инвестиционные риски. Ограничительной мерой зачастую также является требование о создании инвестором головного офиса организации в регионе, это имеет следствием рост инвестиционных затрат, либо может не соответствовать корпоративной политике, что также может быть оценено инвесторами в качестве дополнительного риска. Тем не менее, такие меры стимулирования активно работают в Чувашской Республике, Республике Мордовия, Самарской, Ульяновской и Нижегородской областях.

Среди обозначенных инструментов финансовой поддержки, как было уже отмечено, наибольшее распространение в регионах ПФО получил механизм предоставления налоговых льгот по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет области. В основном, инвесторам предоставляются налоговые льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций. Так, например, в общем объеме финансовой поддержки в 2011 г. доля таких налоговых льгот составила 47,2% [1]. В большинстве случаев налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости проекта, но не более чем на пять–восемь лет на основании инвестиционного соглашения с администрацией региона. При этом для резидентов особых экономических зон льготы могут быть предоставлены на более длительный период.

В Приволжском федеральном округе практически не используется альтернативный налоговым льготам вид поддержки – субсидирование за счет региональных бюджетов реализации инвестиционных проектов. Этот инструмент стимулирования инвестиционной активности является, с финансовой точки зрения, эквивалентным предоставлению льгот, при этом можно обозначить даже некоторые преимущества. Отметим, что субсидирование реализации инвестиционных проектов является более прозрачным и в этом случае решается задача увязки размера предоставляемой поддержки с заявленными целями проекта.

Причинами неиспользования данного инструмента финансовой поддержки можно назвать существующий порядок налогообложения, предполагающий обложение налогами, получение финансовой помощи от государства, а также наложенные бюджетным законодательством ограничения на прямое финансирование. Такой механизм субсидирования инвестиционных проектов существует в Ульяновской области, но в практике не было случая, чтобы инвесторы обращались за его использованием. В целях дальнейшего развития и распространения в практике данного инструмента финансовой поддержки инвесторов необходимо внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации.

В регионах Приволжского федерального округа следующим после налоговых льгот по объему финансовой помощи является механизм частичной компенсации процентной ставки. Наиболее активно данный инструмент государственной поддержки используется в Республике Башкортостан, Марий Эл и Оренбургской области.

В Приволжском федеральном округе достаточное распространение также получил механизм предоставления государственных гарантий, например в Оренбургской области и Республике Марий Эл. Ряд регионов реализует принципы государственно-частного партнерства.

Опыт создания региональных инвестиционных фондов

Анализируя опыт активизации инвестиционных процессов в ПФО, весьма интересным представляется опыт создания региональных инвестиционных фондов. Например, в Республике Мордовия создан Закрытый паевой инвестиционный фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия»; в Саратовской области – Региональный венчурный фонд в форме закрытого паевого инвестиционного фонда, пайщиками этого фонда являются ОАО «ВТБ» и некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области», руководство фондом осуществляет Управляющая компания «ВТБ Капитал управление активами», в функции которой входит рассмотрение и отбор проектов к финансированию.

Как мы видим, законодательство играет существенную роль в привлечении инвестиционных ресурсов в регион и увеличении инвестиционной привлекательности региона. Следует отметить, что проблема заключается не в том, насколько и как разнообразны используемые инструменты, а какие меры и инструменты инвестиционной политики будут работать более эффективно, насколько они учитывают специфику регионов, насколько они соответствуют интересам и ожиданиям инвесторов.

Изучение используемых в ПФО инструментов региональной инвестиционной политики позволяет сделать вывод о более глубокой разработке на региональном уровне вопросов стимулирования инвесторов, предоставления им различных мер финансовой и нефинансовой поддержки. Это свидетельствует о заинтересованности региональных властей к притоку инвестиционного капитала.

Однако реальная практика показывает, что более важными для вкладывающих средства в российские регионы инвесторов являются не предоставляемые налоговые и неналоговые льготы и региональные гарантии, а стабильность правовых и хозяйственных условий деятельности, прозрачность экономических процессов в регионах, что и определяет надежность вложений.

Многие российские регионы уже сформировали системную и последовательную инвестиционную политику, законодательно закрепили принципы и условия ее проведения с одной стороны. С другой стороны, в некоторых регионов пока не происходит качественного перелома в инвестиционной активности, то есть не наблюдается масштабного притока инвестиций. Развертывается довольно напряженная конкурентная борьба за инвесторов между регионами, власти стараются предоставлять все новые льготы, гарантии и другие преимущества. Это очередной раз доказывает, что необходимы не просто декларативные заявления различных гарантий на бумаге, а конкретные и эффективные меры поддержки инвесторов.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале

Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Источники: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/investicii-kak-dejstvennyj-instrument-stimulirovanija-rossijskoj-jekonomiki.html, http://m.studref.com/319080/ekonomika/nalogovoe_kreditovanie_instrument_stimulirovaniya_innovatsiy, http://creativeconomy.ru/lib/8211

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто