- Цели и задачи присоединения России к ВТО, Россия и ВТО — Центр поддержки экспорта и привлечения инвестиций Чувашской Республики
- Россия и ВТО
- Цели и задачи присоединения России к ВТО
- Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО
- Обязательства России перед ВТО
- ПРИТОК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
- Правовой режим иностранных инвестиций: по материалам перечня специфических обязательств протокола о присоединении России к ВТО (Алексеенко А.П.)
Цели и задачи присоединения России к ВТО, Россия и ВТО — Центр поддержки экспорта и привлечения инвестиций Чувашской Республики
Россия и ВТО
Цели и задачи присоединения России к ВТО
Членами Всемирной торговой организации являются уже 157 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
— Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
— Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
— Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
— Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
— Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
— Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
— Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО
В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:
«Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении». (Продолжение. )
Обязательства России перед ВТО
Обязательства по товарам
Обязательства по услугам
Системные обязательства по следующим направлениям: лицензирование импорта, субсидии, особые экономические зоны, промсборка, охрана прав интеллектуальной собственности, ценообразование на энергоносители, санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование, транспарентность, обязательства по поддержке сельского хозяйства.
ПРИТОК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
Глобализация мировой экономики развивается неровно. Период сравнительно интенсивного сращивания, соединения национальных рынков и производств закончился. В конце первого десятилетия XXI в. начался этап частичного обездвиживания механизмов, ранее использованных в целях создания единого экономического пространства.
Для скоростного преодоления зоны нестабильности планетарной экономики необходимо выполнить комплекс сложных мероприятий, в том числе осуществить дальнейшее упрощение и удешевление трансграничного перемещения мобильных факторов производства. Предусмотренное правилами ВТО снижение ограничений в области внешней торговли сопровождается либерализацией инвестиционного режима иностранных инвестиций.
Присоединение России к ВТО расширяет возможности российской экономики подключиться к более высокому уровню мировой циркуляции инвестиций. При этом следует изначально ориентироваться на огромные планетарные «карманы» сбережений в денежной форме, часть которых желательно превратить в инвестиции. При общемировой нехватке ликвидности сумма запасов денежных средств ТНК составляет 4 — 5 трлн. долл. США . Объем финансовых активов в офшорных юрисдикциях оценивается в 21,02 — 31,53 трлн. долл. США . Собственники столь огромных инвестиционных средств чутко прислушиваются к малейшим изменениям инвестиционного климата в той или иной стране. Если в Российской Федерации произойдет поворот в сторону улучшения пока неблагоприятного инвестиционного климата, то это втянет в процесс ее национального воспроизводства гигантские потоки инвестиций сильнейших международных монополий и офшорных сверхбогачей.
World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies. United Nations Conference on Trade and Development. New York; Geneva, 2012. P. 26.
The Price of Offshore Revisited: Press Release. Tax Justice Network. 19th July 2012. P. 5.
Представленная схема носит упрощенный характер, но позволяет примерно определить «этажность» инвестиционного потенциала мирового хозяйства. Усиливающиеся признаки мировой стагнации сопровождаются повышением накала конкурентной схватки между крупными государствами за обозначенные с большими допусками объемы временно свободных денежных средств. России предстоит воспользоваться преимуществами, связанными с членством в ВТО, и попытаться в ходе этой жесткой, бескомпромиссной борьбы притянуть в свою экономику весомые порции иностранных инвестиций.
Российская Федерация приняла на себя обязательства, вытекающие из Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей . Нормами этого международного договора устанавливается запрет на применение инвестиционных мер, ограничивающих и дискриминирующих торговлю.
Текст Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, приводится в приложении 1A к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (СПС «КонсультантПлюс»).
Для выполнения Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, предстоит внести изменения в законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с требованием абз. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ) «О соглашениях о разделе продукции» все положения указанного Закона, противоречащие принципам ВТО, станут недействительными либо будут приведены в соответствие с вышеуказанными принципами.
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18; 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4596.
В ходе переговорного процесса о присоединении России к ВТО было согласовано исключение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, в части сохранения режима промышленной сборки. Поставка из-за границы автомобильных компонентов и их частей для сборки моторных транспортных средств будет сопровождаться предоставлением таможенных льгот и поддержанием необходимого уровня локализации производства вплоть до июля 2018 г. По мнению специалистов Минэкономразвития России, «подавляющее большинство инвесторов выйдут на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений» .
Справка Минэкономразвития России по обязательствам России в качестве члена ВТО // http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/spravka_met.doc.
В рамках Генерального соглашения по торговле услугами Россия взяла на себя обязательства по уменьшению ограничений иностранных инвестиций в отдельных секторах сферы услуг, включая банковские услуги, услуги по страхованию, бизнес-услуги и др.
Текст Генерального соглашения по торговле услугами приводится в приложении 1B к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. (СПС «КонсультантПлюс»).
Резидентом особых экономических зон (ОЭЗ) может быть российская коммерческая организация с иностранными инвестициями. Но распространяемые на резидентов ОЭЗ льготы не соответствуют правилам ВТО. По данному вопросу представитель Российской Федерации на переговорах о присоединении к ВТО заявил, что после присоединения к этой международной организации Россия будет выполнять свои обязательства перед ней в ОЭЗ . В границах переходного периода исключение сделано для Калининградской и Магаданской ОЭЗ. Предоставление инвесторам в этих зонах «льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных нашим законодательством» .
Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (п. 1101) // http://static.consultant.ru/obj/file/doc/docladrg_rf_vto.pdf.
Справка Минэкономразвития России по обязательствам России в качестве члена ВТО.
Либерализация инвестиционного режима сопровождается облегчением доступа иностранных инвесторов к отдельным инвестиционным товарам. Произойдут снижение или отмена таможенных пошлин на измерительное, научное, строительное, технологическое оборудование и ряд других товаров, относящихся к основным средствам.
Одновременно установлен ряд изъятий ограничительного и запретительного характера, что оказывает влияние на инвестиционную деятельность.
В сфере услуг можно привести следующие примеры таких изъятий.
Перечень горизонтальных обязательств, распространяемых на все сектора в области услуг, включает запрещение иностранной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и приграничных территорий. Иностранная собственность на другие типы земель может быть ограничена. Не разрешается любая коммерческая деятельность представительств, а также не приняты обязательства по допуску на рынок в форме некоммерческой организации, если в секторальных обязательствах не закреплено иное. Во всех секторах сферы услуг доступ к субсидиям и иным формам государственной поддержки предоставляется только юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.
Имеются многочисленные примеры, когда коммерческое присутствие допускается в форме юридического лица Российской Федерации. Как верно отмечает С.К. Волков, требование об учреждении иностранными организациями юридического лица в России осуществляется для установления контроля над иностранными инвестициями .
См.: Волков С.К. Перспективы развития регионального рынка туристических услуг в контексте вступления России в ВТО // Региональная экономика: теория и практика. 2013. N 12. С. 12.
В части банковских услуг коммерческое присутствие может быть в форме российского юридического лица, а также представительства иностранного банка. Филиалы иностранных банков не предусмотрены.
По ряду секторов услуг устанавливается максимально возможная доля участия иностранного лица в уставном капитале коммерческой организации. Доля иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации ограничена верхним пределом в 50%.
Изъятия ограничительного и запретительного характера четко прописаны. Это позволяет иностранным инвесторам определить долгосрочные ориентиры по размещению инвестиций в российской экономике.
Влияние присоединения России к ВТО на приток инвестиций из-за границы скрупулезно исследуется на доктринальном уровне экспертными группами разных стран и международных организаций. Официальные представители Российской Федерации доводят до мирового сообщества свое видение данного вопроса.
Центральное место в завязавшемся оживленном обмене мнениями занимает проблема влияния присоединения к ВТО на поступление прямых иностранных инвестиций. Это объясняется очевидными причинами. Принимающая сторона заинтересована в притоке инвестиций указанного типа, ибо они «приносят» с собой современную технику, прорывную технологию и передовые методы управления. Инвестор также проявляет интерес в размещении прямых инвестиций, которое позволяет ему взять под свой контроль отдельные объекты и даже сектора местного производства.
Отставание в притягивании глобальных прямых инновационных инвестиций затрудняет продвижение той или иной страны на пути обновления технико-технологической основы производства, формирования мощных групп креативных работников. Это грозит потерей темпов исторического развития, понижением уровня конкурентоспособности экономики.
Можно выделить несколько принципиальных решений сформулированной проблемы.
В. Иваненко указывает на отсутствие существенной зависимости потоков прямых иностранных инвестиций от членства в ВТО .
См.: Иваненко В. О перспективах привлечения прямых иностранных инвестиций после вступления России во Всемирную Торговую Организацию // http://www.viperson.ru/wind.php?ID=541107.
С.М. Кадочников выделяет группу отраслей, которые в наибольшей степени будут привлекательны для прямых иностранных инвестиций в силу либерализации внешней торговли .
См.: Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции и внешняя торговля в условиях вступления России в ВТО: субституты или дополнения? К постановке проблемы // Известия Уральского государственного университета. Сер. Проблемы образования, науки и культуры. 2003. Т. 27. Вып. 14. С. 67.
Т. Резерфорд и Д. Тарр отмечают особое значение либерализации сферы услуг в усилении притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику .
См.: Резерфорд Т., Тарр Д. Вступление России в ВТО: влияние на макроэкономику, отрасли, рынок труда и домохозяйства // http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Topics/Accession/RussiaWTOAccession.pdf; Они же. Последствия вступления в ВТО для регионов России // http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Internal-Training/287823-1116536061368/Regional_ImpactsOfRus-siasAccessionToTheWTO_rus.pdf.
Ключевое место в области услуг занимает рынок финансовых услуг. Ожидается, что в его границах прямые иностранные инвестиции будут распределяться неравномерно. В.Е. Косарев, Т.В. Конг полагают, что «новых масштабных инвестиций иностранных инвесторов в дочерние банки. опасаться не стоит» . Относительно услуг по страхованию Ю.С. Эзрох сформулировал предположение о теоретической возможности установления над всем этим сегментом рынка финансовых услуг контроля со стороны иностранного капитала .
Косарев В.Е., Конг Т.В. Увеличатся ли иностранные инвестиции в дочерние банки в России? // Банковское дело. 2013. N 2. С. 26.
См.: Эзрох Ю.С. Российские банки в условиях вхождения в ВТО // ЭКО. 2013. N 3. С. 169.
Важное уточнение сделала К.В. Юдаева. По ее мнению, повышение объема прямых иностранных инвестиций после присоединения России к ВТО следует связать с достижением большей стабильности и предсказуемости российского законодательства в области внешней торговли и прямых иностранных инвестиций, а также российской политики в этих сферах .
Официальный сайт Комитета РСПП по торговой политике и ВТО // http://www.rgwto.com/faq.asp?id=7348&topicid=2969&fullmode=l.
Положительная взаимосвязь между обязательствами России в рамках ВТО и увеличением притока прямых иностранных инвестиций начнет проявляться не сразу. Г. Костюнина подчеркивает, что основной эффект следует ожидать после окончания переходного периода, когда Россия выполнит свои обязательства в ВТО, включая приведение в полное соответствие российского законодательства нормам ВТО .
См.: Костюнина Г. Влияние присоединения к ВТО на приток иностранных инвестиций в Россию // http://trade.ecoaccord.org/bridges/0512/8.html.
Разночтения по вопросу о поступлении прямых иностранных инвестиций после присоединения к ВТО связаны с отличиями в оценке перспектив состояния инвестиционного климата в стране. Для выхода на стратегический горизонт привлечения прямых иностранных инвестиций по широкому фронту видов экономической деятельности необходимо провести глубокую реформу национальной экономики.
Россия пока отстает в развертывании процесса системных преобразований в экономике. Затянувшееся обновление Стратегии-2020 оборачивается ростом уровня неопределенности всех функциональных видов экономической политики государства. Нарастает искажение исторической перспективы вхождения страны в постиндустриальное общество.
Предстоит радикализировать экономические преобразования, в том числе в области инвестиционного процесса.
В первоочередном порядке предлагается подготовить и принять Федеральный закон «Об основах инвестиционной политики Российской Федерации». Несущими конструкциями этого законодательного акта должны стать пять положений:
1) завершение государственной регистрации права собственности на все активы государства и трансформация их существенной части в инвестиции;
2) переход к пятилетним планам размещения государственных инвестиций;
3) разрушение избыточных административных процедур;
4) искоренение коррупции и нелегального бизнеса в области инвестиционной деятельности;
5) усиление защиты права собственности и законных интересов инвесторов.
Идеологическая установка базового федерального закона об инвестиционной политике ясна и понятна. Нужно отбросить в сторону устаревшие и не отвечающие интересам России монетаристские представления об уменьшении роли государства в национальном хозяйстве. Государственным инвестициям должна быть предоставлена «дорожная карта» в российской экономике. Только в этом случае государство может должным образом проявить себя в качестве гениального архитектора революции производительных сил. Использование крупноформатных государственных инвестиций расчистит дорогу к шестому технологическому укладу для национальных и иностранных инвесторов. Полезно перейти к масштабному распространению совместных предприятий, учредителями которых выступают государство и ТНК. Нужно активнее заключать с иностранными лицами концессионные соглашения.
Одновременно нельзя забывать о возрастающих потребностях в квалифицированных работниках, которым предстоит занять 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. Здесь придется объединить ресурсы домашних хозяйств, бизнеса и государства для подготовки принципиально новой армии труда. Широкое распространение бесплатного общего и профессионального образования, качественное улучшение здравоохранения, подключение институтов культуры для взращивания творчески мыслящих работников открывают простор для укорененного создания российского варианта государства благоденствия. Предстоит увеличить вложение инвестиций в интеллектуальный капитал, выступающий структурной частью капитала человеческого.
В сфере правовой реформы предстоит отказаться от специального законодательства об иностранных инвестициях, признать утратившими силу или изменить нормы, не соответствующие требованиям ВТО. Было бы правильно перенести в практическую плоскость решение вопроса об инвестиционном кодексе Российской Федерации.
Сформулированные рекомендации характеризуют содержание современной инвестиционной политики государства. По мере ее реализации удастся добиться резкого нарастания притока иностранных инвестиций в высокотехнологичные и наукоемкие производства. Решительные, настойчивые, научно обоснованные действия государства по этому направлению внесут весомую лепту в процесс преображения российской экономики в условиях участия Российской Федерации в работе ВТО.
Правовой режим иностранных инвестиций: по материалам перечня специфических обязательств протокола о присоединении России к ВТО (Алексеенко А.П.)
Дата размещения статьи: 13.05.2015
Став в 2012 г. участником Всемирной торговой организации Российская Федерация столкнулась с необходимостью пересмотра существующего инвестиционного законодательства и приведение его в соответствие с взятыми на себя обязательствами и правилами ВТО. При этом, как справедливо отмечает Н.Г. Доронина, «участие РФ в ВТО создает преимущества, которые проявляются в вопросах привлечения инвестиций» . В условиях, когда количество ПИИ в общей структуре инвестиций с 26 процентов в 2008 г. снизилось до 9,7 процентов в 2011 г., вступление в ВТО для России может иметь положительный эффект . Несмотря на тот факт, что указанная организация основной своей целью ставит развитие торгового взаимодействия государств, вопросы, связанные с инвестициями, как уже отмечалось, не являются для нее чуждыми. Положения, регулирующие прямые иностранные инвестиции в рамках ВТО можно встретить в Генеральном соглашении по торговле услугами 1994 г. , Соглашении по инвестиционным мерам торгового характера 1994 г. , Протоколе «О присоединении Российской Федерации» (далее — Протокол) 2011 г. , подписанном в г. Женеве Э.С. Набиуллиной, занимавшей в то время должность министра экономического развития РФ.
———————————
Доронина Н.Г. Инвестиционное законодательство и модернизация экономики / Н.Г. Доронина // Журнал российского права. 2011. N 1. С. 50.
Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ, 2012. N 1. С. 26.
General Agreement on Trade in Services [электронный ресурс] World Trade Orgaization. URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm (дата обращения 01.03.2013).
Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМс/TRIMs) [рус., англ.] (Вместе с Иллюстративным перечнем) (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // СПС «КонсультантПлюс» [электронный ресурс].
Protocol on the accession of the Russian Federation [электронный ресурс]: Официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения 01.02.2012).
Российская Федерация является суверенным государством, которое вправе самостоятельно регулировать свое инвестиционное законодательство, однако присоединившись к Всемирной торговой организации, она приняла на себя определенные обязательства, которые согласно нормам международного права и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ необходимо неукоснительно выполнять. Персональные обязанности России как члена ВТО закреплены в Женевском протоколе «О присоединении Российской Федерации», составной частью которого являются Перечень специфических обязательств по услугам, список изъятий из статьи II (РНБ) (далее — перечень) и приложения к нему, а также Дополнительные обязательства в области услуг базовых телекоммуникаций.
———————————
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс» [электронный ресурс].
Являясь членом ВТО, РФ обязана либерализовать свою внешнеэкономическую сферу, предоставить иностранным инвесторам национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Между тем согласно п. 2 ст. II ГАТС член ВТО может сохранить меру, несовместимую с РНБ, при условии, что такая мера внесена в список изъятий и соответствует условиям приложения по изъятиям из ст. II. Аналогичное положение закреплено в ст. 4 Протокола, которая гласит, что Российская Федерация может сохранять меру, не совместимую с п. 1 ст. II Генерального соглашения по торговле услугами при условии, что такая мера была зафиксирована в перечне изъятий из статьи II, прилагаемом к настоящему Протоколу, и соответствует условиям приложения к ГАТС по изъятиям из ст. II. В соответствии со ст. 5 указанного протокола Перечни, указанные в приложении к Протоколу, становятся Перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 г., и Перечнем специфических обязательств, прилагаемым к ГАТС, в отношении Российской Федерации.
Список изъятий из ст. II (РНБ) Переченя специфических обязательств по услугам содержит обязательства, которые можно распределить по кругу применения и определенным отраслям. В частности: выделяются «горизонтальные обязательства», под которыми понимаются обязательства, применяемые ко всем пунктам Перечня, а также отраслевые обязательства. Последние, в свою очередь, делятся на обязательства в сфере:
— бизнес-услуг (профессиональные услуги, компьютерные и связанные с таковыми услуги, научно-исследовательские услуги, риэлтерские услуги, услуги аренды и лизинга без управления, иные бизнес-услуги);
— услуг связи (услуги доставки, телекоммуникационные услуги, аудиовизуальные услуги);
— строительства и смежных инженерных услуг (общие услуги по строительству зданий, строительные услуги для гражданского строительства, услуги по монтажу, услуги строительства и отделки, иные);
— дистрибьюторских услуг, за исключением дистрибьюции вооружений, боеприпасов и взрывчатки (агентские услуги, услуги по оптовой торговле, розничная торговля, франчайзинг);
— образовательных услуг (услуги начального образования, услуги среднего образования, услуги высшего образования, образование для совершеннолетних лиц, не включенное в другие категории);
— услуг в сфере экологии, за исключением услуг, связанных с обращением с радиоактивными отходами, загрязнением (канализационные услуги, услуги по вывозу мусора, санитарно-гигиенические и аналогичные услуги, иные услуги);
— финансовых услуг (все страховые и связанные с ними услуги, банковские и другие финансовые услуги);
— социальных и медицинских услуг (больничное обслуживание);
— туристических услуг и услуг, связанных с путешествиями (услуги отелей и ресторанов, услуги туристических операторов и туристических агентств, услуги туристического гида);
— рекреационных услуг, услуг в сфере культуры и спорта (развлекательные услуги, СМИ);
— транспортных услуг (услуги морского транспорта, услуги внутреннего водного транспорта, услуги авиатранспорта, услуги железнодорожного транспорта, услуги автотранспорта, вспомогательные услуги для всех видов транспорта, кроме космических перевозок).
Кроме того, в Перечень также входит список изъятий из ст. II ГАТС, посвященной режиму наибольшего благоприятствования, которые применяются в следующих отраслях: телекоммуникационной сфере, сфере образования, сфере транспорта; всех отраслях, если речь идет о межгосударственных соглашениях. В Приложении к Перечню приведен список «традиционных операторов связи», компаний, где может быть ограничена доля иностранного участия.
Рассматривать положения о прямых иностранных инвестициях следует начинать с «горизонтальных обязательств» Перечня Протокола «О присоединении». Это обусловлено тем, что данные обязательства применяются, как уже указывалось, ко всем секторам и субсекторам. Мартин Мулинуэво верно отмечает, что «горизонтальные обязательства» касаются любого вхождения на рынок и любого сектора. Поэтому секторальные обязательства должны читаться вместе с горизонтальными для того, чтобы охватить все обязательства. Если в секторальных обязательствах указано, что ограничений нет, то это означает, что их нет, но за исключением условий, установленных в «горизонтальной части» .
———————————
WTO — trade in services / edited by R diger Wolfrum, Peter-Tobias Stoll. Max Planck Commentaries on World Trade Law — Leiden — Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2008. С. 453.
В «горизонтальных обязательствах» Перечня Протокола Российской Федерации закреплено, что доступ к субсидиям и другим формам государственной поддержки, включая доступ к финансовым и материальным ресурсам государства, может быть гарантирован только гражданам Российской Федерации. На указанную помощь могут рассчитывать также российские юридические лица, относящиеся к малым предприятиям; предприятия, имеющие социальную значимость или занимающиеся сферой коммунальных услуг; лица, страдающие от неблагоприятной социально-экономической обстановки, а также лица, занятые научно-исследовательской работой . Очевидно, что список лиц, имеющих право на субсидии в условиях участия Российской Федерации в ВТО, невелик. Несмотря на определенные ограничения, вряд ли можно назвать данное положение дискриминацией. Ведь любой иностранный инвестор, создавший на территории России юридическое лицо и подходящий под установленные критерии, наравне с российским может получить субсидии. Национальный режим не действует только в отношении филиалов иностранных организаций.
———————————
Schedule of Specific Commitments in Services List of Article II MFN Exemptions. Protocol on the accession of the Russian Federation [электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения 01.02.2012). С. 1.
Несмотря на присоединение к ВТО, Россия по-прежнему занимает существующую позицию по ограничению прав иностранцев на приобретение в собственность земли. В «горизонтальных обязательствах» Перечня сохранен запрет на обладание на праве собственности иностранцами землями сельскохозяйственного назначения и приграничными землями, кроме того, предусмотрена возможность введения лимита на приобретение в собственность иных видов земель. Также может быть установлен особый режим хозяйственной деятельности на землях традиционного проживания коренных и малочисленных народов . Смысл такого ограничения очевиден — обеспечение государственной безопасности посредством предотвращения перехода в иностранную собственность особых категорий земель и исключения ситуации, когда иностранные лица смогут оказывать политическое давление посредством манипулирования имуществом такого рода. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля является основой жизни и деятельности проживающих на ней народов. Понятно, что в случае перехода земли в собственность иностранцев народы, проживающие на ней, лишаются основы жизни и деятельности. Между тем для вложения ПИИ, под которыми понимаются вложения иностранного инвестора — юридического или физического лица или лица без гражданства — на территории иностранного для него государства в развитие производства посредством создания филиала существующего иностранного юридического лица, учреждения коммерческой организации или приобретения определенного пакета акций существующего акционерного общества, выставленного на первоначальную продажу с целью осуществления контроля и (или) управления организацией для получения длительного дохода ограничения на землю, вряд ли могут стать существенной преградой. Ведь указанные земли можно получить в аренду, причем на весьма длительный срок — 49 лет.
———————————
Там же (дата обращения 01.02.2012). С. 2 — 3.
В число оговоренных при присоединении к ВТО изъятий из национального режима в горизонтальную секцию также вошли особые правила добычи, разведки минерального сырья посредством соглашения о разделе продукции (далее — СРП). Соглашение о разделе продукции, как охарактеризовал его С.В. Николюкин, «представляет собой полисистемный комплексный договор, сочетающий в себе элементы частноправовых и публично-правовых элементов регулирования через механизмы дозволений и контроля, в рамках которого реализуются национальные инвестиционные проекты» . Согласно «горизонтальным обязательствам» юридические лица Российской Федерации имеют приоритетное право принимать участие в СРП в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договора (контракта) с инвестором. Не менее чем 80 процентов персонала, занятого в реализации соглашения о разделе продукции, должны составлять граждане РФ .
———————————
Николюкин С.В. Правовое обеспечение международных и российских торгово-экономических сделок. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 73.
Schedule of Specific Commitments in Services List of Article II MFN Exemptions. Protocol on the accession of the Russian Federation: Официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения 01.02.2012). С. 3.
В Перечне также закреплено, что коммерческое присутствие через участие в приватизации и (или) посредством участия в приватизируемом российском юридическом лице может быть ограничено. Ограничение однако не может быть установлено, если иностранный инвестор не получает в результате приватизации контроля и (или) имущественных прав . Следовательно, исходя из определения прямых иностранных инвестиций, их вложение в РФ посредством приватизации может быть ограничено, в то время как иностранные инвестиции, не являющиеся таковыми, ограничению не подлежат. Среди «горизонтальных обязательств» содержатся также и ограничения доступа на рынок. Так, в сфере коммунальных услуг оказание таких услуг может быть монопольно закреплено за государственной организацией или предоставлено в качестве эксклюзивного права частному лицу. Это означает, что доступ ПИИ в указанную сферу практически невозможен. В «горизонтальных обязательствах» также содержатся ограничения для пребывания на территории РФ иностранных физических лиц, однако так как предметом данной работы являются ПИИ и их осуществление, то указанные правила рассматриваться не будут.
———————————
Там же. С. 2.
Итак, горизонтальная секция Перечня представляет собой ограничения для иностранного инвестирования в такие объекты, как земля и подлежащие приватизации организации, содержит особенности вложения капитала в сферу коммунального хозяйства, а также вложения прямых иностранных инвестиций посредством СРП. Кроме того, установлены изъятия из национального режима по предоставлению субсидий. Данные изъятия, хотя и не соответствуют либеральной идеологии, их наличие представляется необходимым для обеспечения конституционных прав народов России и исключения негативных последствий, которые могут возникнуть в связи с получением контроля иностранными лицами над объектами для вложений ПИИ.
Источники: http://www.ved21.ru/Rossija_i_VTO, http://vuzirossii.ru/publ/pritok_inostrannykh_investicij_prisoedinenija_rossii_k_vto/34-1-0-1167, http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/3436
Источник: