Инвестиции в инновации в кыргызстане

Прямые инвестиции в Кыргызстане: в чем проблема

Попытки формирования государственной политики в отношении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), осуществлявшиеся в 1991-2006 гг., характеризовались отсутствием комплексного подхода, непоследовательностью, несоответствием провозглашаемых намерений реальным мероприятиям. Несмотря на формальное признание приоритетности задач по стимулированию ПИИ, реальная деятельность государства нередко прямо противоречила декларируемым целям, создавая дополнительные барьеры частным инвестициям. Так, иностранные инвесторы оказались исключены из участия в процессе приватизации государственной собственности как на первом, так и на последующих этапах, что не позволило Кыргызстану использовать один из наиболее эффективных механизмов стимулирования привлечения ПИИ. Система правового и административного регулирования ПИИ до сих пор страдает рядом существенных недостатков, не дающих эффективно конкурировать с другими странами с развивающейся (КНР, Индия) и переходной экономикой (РФ, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения) на рынке ПИИ.

Подходы к государственной политике по прямым инвестициям

Для коренного изменения сложившейся ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо приступить к скорейшей выработке политики в области иностранных инвестиций. В этом плане для страны возможны два подхода.

Первый подход состоит в радикальном улучшении инвестиционного климата для осуществления всех видов капиталовложения, включая иностранные, без использования селективных мер поощрения инвестиций. При этом создаются условия для масштабного долгосрочного роста инвестиций, и в этом смысле он предпочтительней. Однако в Кыргызстане радикальное улучшение инвестиционного климата связано с решением целого ряда сложных проблем, накопившихся в переходный период. В этом случае нельзя ждать быстрого эффекта. Для нас же в условиях затяжного кризиса и необходимости ускоренного экономического роста вопрос времени является первоочередным.

Второй подход: наряду с действиями по улучшению инвестиционного климата использовать возможности государства по целенаправленному привлечению иностранных инвестиций с помощью специальных стимулирующих мер. Этот подход, предполагающий проведение специальной политики в отношении прямых иностранных инвестиций, несет угрозу неправильного выбора направлений и способов стимулирования и способствует появлению неравных условий у местных и иностранных инвесторов. Однако значительным плюсом является концентрация усилий на ключевых инвестиционных направлениях, что может позволить сэкономить время и средства на цели привлечения инвестиций. В противовес положениям экономической теории и рекомендациям международных организаций второй подход используют многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

Принципы государственной политики привлечения ПИИ

Политика в области привлечения ПИИ должна базироваться на ряде ключевых, принятых в мире принципов. К сожалению, в настоящее время они не соблюдаются, а некоторые даже и не провозглашаются хотя бы в качестве стратегических целей развития страны.

Во-первых, стратегической целью государственной политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику Кыргызстана. Для этого необходима подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, направленная на его адаптацию к требованиям интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в Кыргызстане национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Характерной иллюстрацией этого утверждения является сравнительный анализ объемов ежегодного притока прямых иностранных инвестиций в страны СНГ и Азии. Подчеркну, что результаты анализа показывают не просто снижение динамики притока ПИИ в нашу страну: прослеживается тенденция изоляции Кыргызстана от мировых финансовых потоков. Для обеспечения экономического роста (хотя бы на уровне самопроизводства) ежегодный объем ПИИ должен быть на уровне 25-30% от объема ВВП. Этого достичь нам пока не удавалось. Начиная с 1995 г. по 2006 г. уровень ВВП растет в среднем на 5%, а рост объемов ПИИ в среднем — около 0,5-1%.

Во-вторых, необходимость привлечения капиталовложений из-за рубежа вынуждает создавать определенную систему льгот и гарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами.

При этом надо принять во внимание тот факт, что ряд международных финансовых организаций критически относятся к использованию льгот странами с переходной экономикой. Они отмечают, во-первых, что фискальные и финансовые стимулы могут привести к серьезным диспропорциям в распределении ресурсов ПИИ, поскольку решения об инвестировании диктуются не сравнительными преимуществами стран в той или иной сфере экономики, а суммой предоставляемых правительствами льгот. Во-вторых, поощрение иностранных инвесторов может подорвать позиции национальных производителей, особенно если они лишены доступа к соответствующим льготам. В-третьих, подчеркивается опасность подрыва налоговой базы в случае широкого предоставления таких льгот. В-четвертых, применение льгот многими странами снижает эффективность такого механизма привлечения ПИИ для отдельных стран. Эти аргументы имеют под собой серьезные основания и заставляют принимать их в расчет при выработке политики привлечения иностранного капитала, особенно на длительную перспективу. В то же время с учетом ограниченных возможностей предоставления всех видов льгот иностранным инвесторам ввиду существующих бюджетных проблем, ключевое место приобретает решение следующих задач:

  • — последовательное снятие формальных ограничений и административных барьеров на пути проникновения иностранного капитала в национальную экономику (в форме различного рода ограничений, лицензирования, регистрации, запретов на использование иностранной рабочей силы и т.д.);
  • — активное использование системы гарантий, ориентированных на учет специфики иностранного инвестирования и призванных компенсировать влияние тех проблем, с которыми сталкиваются инвесторы-нерезиденты.

Проведение государственной политики на основе выделения приоритетов не ограничивается только использованием тех или иных стимулов. Инструментами такой политики являются также ограничительные меры, мероприятия по созданию соответствующей инфраструктуры, институтов.

Стимулирование приоритетных проектов осуществляется в настоящее время как путем предоставления этим проектам более благоприятного режима законодательного регулирования, так и заключением специальных «диагональных» инвестиционных соглашений между правительством и компаниями и принятием «законов под проект». В первом случае соглашения чаще всего заключаются между правительством и крупной компанией-инвестором. Во втором случае законы устанавливают, каким инвесторам и по каким критериям предоставляются те или иные льготы.

Постоянная конкуренция за привлечение инвестиций и, как следствие, коррективы в инвестиционной политике и стратегии стран ведут и к изменениям в системе управления инвестициями, в частности, в повышении способности правительственных институтов в выработке и реализации инвестиционной политики и стратегии.

В Кыргызстане выполнение данных функций распылено между рядом правительственных структур. Функции привлечения иностранных инвестиций возложены на ряд министерств, ведомств и даже областные и районные акимиаты. Целенаправленным, серьезным привлечением ПИИ, разработкой ее политики не занимается ни один государственный орган.

Проблемы инвестиционно-инновационного развития современного Кыргызстана

экономические науки

  • Атабеков Алмазбек Каримович , кандидат наук, доцент, заведующий кафедрой
  • Ошский технологический университет
  • Похожие материалы

    Одним из актуальных подходов к попытке объяснить происходящие в мировой экономике процессы является теория экономических циклов [1; 8; 14]. Фундаментальными разработками этого подхода выступают исследования Н. Кондратьева, Й. Шумпетера, Ф. фон Мизеса, Ф. Хайека, Р. Хоутри, Г. Хаберлера, Дж.М. Кейнса и других теоретиков, внёсших огромный вклад в понимание цикличности современной рыночной экономики. Единого мнения относительно причин возникновения экономических циклов и в особенности фазы разогрева экономики и последующего кризиса, нет. Так, русский исследователь Н. Кондратьев и австро-американский экономист Й. Шумпетер делают вывод о том, что причиной каждого цикла является разработка и внедрение значимых инновационных изобретений. Общим для остальных вышеупомянутых исследователей является признание цикличности развития экономики, вызываемой повышением денежного предложения.

    Отметим, что исследования Н. Кондратьева, Й. Шумпетера и др. в основном посвящены анализу трендов в экономике США и стран Западной Европы. Здесь мы попытаемся дать анализ экономики Кыргызской Республики, которая, конечно же, имеет свои особенности развития, прежде всего, в связи с тем, что это бывшая плановая экономика, перешедшая на рыночные отношения.

    Согласно теории экономических циклов, экономика страны развивается циклически, переживая фазы подъема, процветания, спада, кризиса, рецессии и наконец нового подъема [11; 16; 19]. Рассмотрим развитие инвестиционного процесса нашей республики с позиций такого цикла. При этом началом нынешнего цикла являются очевидно 60-е годы, фаза процветания приходится на 80-е, а 90-е это фаза спада и кризиса, и 2000-е гг. это время рецессии. В настоящее время экономика Кыргызской Республики переживает этап, который, на наш взгляд, можно назвать рецессией [3; 9; 10].

    Рассмотрим в данной статье фазы процветания, спада и рецессии. Известно, что реформы в нашей республике были начаты в связи с тем, что многие республики бывшего союза посчитали свою экономику неконкурентоспособной по отношению к экономикам стран Запада, управление с единого центра было решено спустить на уровень предприятий. Это привело постепенно к распаду СССР.

    Результаты проведённого в 1989 году всесоюзного референдума показали нежелание среднеазиатских республик выйти из состава единого государства. В частности, Кыргызстан имел к тому времени неплохие показатели развития (табл. 1).

    Таблица 1. Основные показатели экономического и социального развития Киргизской ССР (1960=100%)

    Валовой общественный продукт

    в т.ч. капитальные вложения государственных и кооперативных предприятий и организаций

    Среднегодовой темп роста внутренних инвестиций по интервалам

    Средний темп роста внутренних инвестиций за весь период

    Данные показывают рост практически по всем показателям, как по темпам роста Национального дохода, так и инвестициям. Это означает, что экономика КР имела хорошие перспективы развития. Прервавшиеся инвестиционные проекты так и не смогли стать полнокровными предприятиями, прежде всего, из-за прекратившихся финансовых вливаний.

    Большую роль для экономики Кыргызстана в период плановой экономики имели инвестиционные вливания из общесоюзного бюджета, составлявшие порядка 20% всех вливаний. В период спада и рецессии это обусловило некоторую амортизацию, т.к. потери понесла не только экономика КР, но и центр (вложения центра оказались неудачными).

    Начало последующего спада в экономическом развитии можно трактовать двояко. Во-первых спад (и довольно резкий) начался в связи с политическими событиями — развалом СССР и разрывом хозяйственных связей. С другой стороны — были начаты экономические реформы по построению рынка, при этом большая часть предприятий должна была быть реструктуризована и приспособлена к новым условиям. Кардинальный характер реформ повлёк за собой коренные изменения — республика взяла курс на интеграцию в мировую экономику, где большинство наших перерабатывающих предприятий оказались неконкурентоспособными, начался кризис. Определённый вклад в развитие кризиса внесли чиновники, не имевшие опыта проведения подобных реформ. Однако если брать крупным планом, то конечно это были последствия отсталости инновационного развития, которые лишь обнажились.

    Как происходило дальнейшее развитие кризиса. Рассмотрим динамику показателей ВВП и инвестиций в период реформ, или говоря терминами циклической экономики — фазы спада и рецессии (табл. 2).

    Таблица 2. Динамика показателей ВВП и инвестиций в период реформ

    ВВП в ценах 91 года, млн.с.

    Инвестиции в ценах 91 года, млн.с.

    в т.ч. внутренние инвестиции

    Для исключения влияния инфляции на показатели развития возьмём эти показатели в пересчёте на цены 1991 года. Данные таблицы свидетельствуют о том, что лишь в 2010 году республика восстановила уровень ВВП 1991 года, при этом если учесть рост населения в стране, то этот показатель нивелируется. Можно констатировать, что ВВП на душу населения восстановился лишь к 2015 году. А отсутствие роста — это конечно же рецессия.

    Что касается инвестиций, то их уровень также лишь восстановился к 2010 году. Некоторый рост можно наблюдать в 2015 году, что возможно показывает конец рецессии. Хотелось бы, чтобы рецессия наконец закончилась к 2018 году — началу шестого кондратьевского длинного цикла развития мировой экономики. Вопрос лишь в том – в каком качестве мы будем участвовать в мировом разделении труда. Пока же следует изучать пути выхода из рецессии.

    Оживление экономики после фазы рецессии возможно путём увеличения денежной массы или путём снижения банковской процентной ставки [2; 4; 13]. В первом случае увеличившееся предложение денег стимулирует рост цен, что влечёт за собой стимулирование производства товаров и услуг. Начинается оживление [5; 7]. Во втором случае предприниматели начинают рассматривать инвестиционные проекты ранее считавшиеся убыточными как потенциально прибыльные [6; 12]. Они занимают у банков и начинают эти инвестиционные проекты либо расширяют существующие. Этот случай выгоден тем, что он не приводит к инфляции. Хотя в некоторых случаях для стимулирования экспорта необходимо разгонять инфляцию, как в случае новой японской экономической политики, названной по имени действующего премьер-министра Японии «абэкономикой» [17; 18]. Для экономик стран Запада более действенным является регулирование через банковский процент (табл. 3).

    Таблица 3. Основной источник средств для малых фирм (на примере Великобритании)

    Кредитный союз коопераций

    Если для экономик развитых стран типичным является ситуация, когда банковские кредиты составляют около двух третей источников финансирования, то для экономики Кыргызстана этот показатель значительно ниже. Фактически коммерческие банки в КР финансируют лишь расширение деятельности малых фирм, но не финансирование новых инновационных идей.

    Любой из двух вышеуказанных случаев выхода из рецессии должен осуществляться через выпуск конкурентоспособных производств, каковыми в частности являются внедрение инноваций пятого и шестого поколений, к которым относятся биотехнологии, основанные на генной инженерии и молекулярной биологии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы [15; 20]. Это стратегический вектор развития, ориентир, который нельзя упускать из виду. Однако, инновационный прорыв — дело дорогостоящее, для нашей экономики это не «по карману».

    На первых порах необходимо применять факторы преимуществ, сложившихся в силу неразвитости нашей страны, то есть трудоёмких производств, таких как лёгкая промышленность, строительство индивидуального и многоэтажного жилья, услуги и др. Очевидно, этот вывод является общим для всех стран постсоветского пространства.

    Инновационное развитие может иметь идейный толчок от малого предпринимательства, причём это должно быть организовано на государственном уровне, о чём свидетельствует зарубежный опыт. Так, в тэтчеровской Великобритании применялись следующие виды поддержки малого предпринимательства:

    • Система пособий, предусматривающая еженедельную выплату 39 ф.ст. безработным, начинающим собственный бизнес в первый год их деятельности;
    • Система гарантий займов, гарантирующая кредиты небольшим предпринимательским структурам;
    • Субсидирование консалтинговых услуг по менеджменту;
    • Льготная ставка налога для малого бизнеса.

    В современной Британии осуществляется поддержка малого инновационного предпринимательства через ВУЗы посредством проведения конкурса бизнес-идей среди студентов. Победителям конкурса предоставляется грант в размере 1000 фунтов (около 90 000 сомов), а при устойчивом функционировании для нужд расширения — ещё 5000 фунтов.

    Вместе с тем, подводя итог вышеизложенному, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что в нашей республике пока серьёзной поддержки инновационным проектам нет.

    Список литературы

    1. Атабеков А.К. Актуальные вопросы стратегического планирования // Территория науки. 2015. № 4. С. 138-144.
    2. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Проблемы повышения качества современного управления в условиях нестабильности внешней среды // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 10-14.
    3. Базиева А.М., Гыязов А.Т. Анализ методов оценки эффективности управления малыми предприятиями Кыргызской республики // Экономика. 2015. № 3-4 (25). С. 22-26.
    4. Бахурец А.П., Болдырева И.А., Дегтярь А.С., Жильцов С.А., Засемчук И.В., Илюхина С.С., Имамкулиев С.Н.О., Калабухова С.В., Киндрацкая Л.М., Князева Ю.С., Кудрина В.А., Кузьминская О.Э., Нефедова В.Н., Семенченко С.В., Симонян Т.В., Шевченко Д.А. Реальный сектор экономики: проблемы финансирования, инвестирования и управления. — Новосибирск, 2016.
    5. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Обеспечение устойчивого развития предприятий на основе инвестирования в инновационные технологии// Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 5-10.
    6. Божко И.В., Тарасова М.С., Жильцов С.А. Оценка уровня инновационного риска портфеля взаимозависимых проектов // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 49. С. 55-63.
    7. Бондарчук Н.В., Жильцов С.А. Организационно-экономический механизм управления инновационно-инвестиционными рисками электросетевых предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 638-642.
    8. Гыязов А.Т., Афиногенова И.Н. К вопросу о необходимости инновационного развития в условиях нестабильности внешней среды // Материалы XIX Отчетной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава под редакцией С.Л. Иголкина. 2016. С. 12-15.
    9. Гыязов А.Т., Базиева А.М., Борубаева Г.Н. Направления обеспечения устойчивого развития малых форм хозяйствования в АПК Кыргызской республики // Агропродовольственная экономика. 2016. № 3. С. 72-78.
    10. Кузьменко Н.И., Райымбаев Ч.К. Значение маркетинга в различных сферах экономики в современных условиях хозяйствования // Синергия. 2016. № 5. С. 34-40.
    11. Курганова А.И. К вопросу о необходимости формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 46-51.
    12. Матвеев И.В. Внедрение современных маркетинговых инструментов в систему эффективного управления организацией // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 28-33.
    13. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проблемы формирования информационной экономики на современном этапе // В сборнике: Труды IX Международной зимней школы по институциональной экономике Доклады секционных заседаний IX Международной зимней школы по институциональной экономике. 2016. С. 99-103.
    14. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Устойчивый подход развития регионального АПК в условиях реализации политики импортозамещения // Инновационные технологии и технические средства для АПК. материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Под общей редакцией Н.И. Бухтоярова, Н.М. Дерканосовой, А.В. Дедова. 2015. С. 217-222.
    15. Рындин Е.В. Продуктивность труда как основной показатель эффективности функционирования торговых форматов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 4. С. 27-29.
    16. Рындин Е.В., Грищенко С.А. Инновационная деятельность и ее актуализация в процессе развития страны // В сборнике: Современные концепции развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 112-114.
    17. Рындин Е.В. К вопросу формирования компоненты стратегии развития персонала организации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 6. С. 233-238.
    18. Тётушкин В.А. Маркетинговый анализ подготовки высококвалифицированных кадров транснациональных корпораций в РФ и в ЕС // Синергия. 2016. № 5. С. 41-54.
    19. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Страхование как метод снижения финансовых рисков в условиях нестабильности экономики // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития рынка страхования материалы международной научно-практической конференции, приуроченной ко Дню страховщика. Воронежский экономико-правовой институт; Экономико-технологический институт Баткенского государственного университета. Воронеж, 2016. С. 179-182.
    20. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Инновации в системе устойчивого развития региона // Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет». Махачкала, 2016. С. 321-325.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Тема 8 к. э. н., доцент Абдразакова А. М. Финансирование инновационной деятельности и инновации в Кыргызстане. — презентация

    Презентация была опубликована 2 года назад пользователемAnara Abdrazakova

    Похожие презентации

    Презентация на тему: » Тема 8 к. э. н., доцент Абдразакова А. М. Финансирование инновационной деятельности и инновации в Кыргызстане.» — Транскрипт:

    1 Тема 8 к. э. н., доцент Абдразакова А. М. Финансирование инновационной деятельности и инновации в Кыргызстане

    2 Тема 8. Финансирование инновационной деятельности и инновации в Кыргызстане 8.1. Источники и формы финансирования инноваций Инновационная деятельность как объект инвестирования Состояние инноваций в Кыргызстан, возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов 8.4. Меры по стимулированию инноваций Роль бизнеса СНГ в модернизации экономики Кыргызстана Роль бизнеса стран дальнего зарубежья в модернизации экономики Кыргызстана.

    3 Источники финансирования инноваций предприятия, финансово — промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т. д. из государственных, из частных источников

    4 Источники финансирования инноваций государственные инвестиционные ресурсы ( бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности ); инвестиционные, в т. ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т. д. инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов.

    5 Источники финансирования инноваций собственные средства предприятий, кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

    6 На уровне государства источниками финансирования являются : собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов, привлеченные средства государственной кредитно — банковской и страховой систем, заемные средства в виде внешнего ( международных заимствований ) и внутреннего долга государства ( государственных облигационных и прочих займов ). бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты.

    7 На уровне предприятия источниками финансирования являются : собственные средства ( прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства ); привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.; заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

    8 Форма — Дефицитное финансирование Возможные инвесторы — Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации. Получатели заемных средств — Правительство Преимущества — Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций Сложности — Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета

    9 Форма — Акционерное ( корпоративное ) финансирование Возможные инвесторы — Коммерческие банки. Институциональные инвесторы Получатели заемных средств — Корпорации. Предприятия Преимущества — Вариабельность использования инвестиций у корпорации ( предприятия ) Сложности — Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора

    10 Форма — Проектное финансирование Возможные инвесторы — Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы. Получатели заемных средств — Инвестиционный проект. Инновационный проект Преимущества — Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля. Сложности — Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим.

    11 Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед финансовыми партнерами за расходование средств и не выплачивает по ним процентов инвесторы рискового капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций новой созданной фирмы если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. венчурный капиталист становится собственником инновационного предприятия.

    12 портфельный подход должен содержать разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.

    13 8.2. Инновационная деятельность как объект инвестирования чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем

    14 инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход.

    15 инвестиции с БОЛЬШИМ риском приносят инвестору БОЛЬШИЙ доход.

    16 исходят из внутренних ограничений цена капитала, внутренние потребности производства ( объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ ), + внешние факторы ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

    17 нижняя границы — норма прибыли доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг.

    18 8.3. Состояние инноваций в Кыргызстан, возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов Республика заняла 109- е место в Глобальном инновационном индексе среди 141 страны ( по данным пресс — службы Национального института стратегических исследований ( НИСИ КР ) на октябрь 2015 года ) Глобальный инновационный индекс ( ГИИ ) представляет собой оценку деятельности в области инноваций в 141 стране на основе 79 показателей. В прошлом году Кыргызстан занимал 112- е место из 143. Нынче он поднялся на 3 позиции. Соседями по рейтингу являются Гана 108- е место и Камерун 110- е. Россия занимает 48- ю позицию, Казахстан на 82- й позиции. В рейтинге лидируют Швейцария, Швеция, Нидерланды и США.

    19 Итоговый индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране. В рейтинге участвовали 143 страны, при этом наибольший балл равнялся 64,8 балла. Кыргызстан в свою очередь набрал 27,8 балла. Глобальный индекс инноваций составлен из 79 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития.

    20 Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей : I. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций : — Институты ; — Человеческий капитал и исследования ; — Инфраструктура ; — Развитие внутреннего рынка ; — Развитие бизнеса. II. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций : — Развитие технологий и экономики знаний ; — Результаты креативной деятельности.

    21 Первые места в рейтинге заняли : Швейцария 64,8 балла, Великобритания 62,4 балла, Финляндия 62,3 балла, Нидерланды 60,6 балла, Соединенные Штаты Америки 60,1 балла. Остальные страны набрали меньше 60 баллов.

    22 На последних местах рейтинга расположились : Мьянма 19,6 балла, Йемен 19,5 балла, Того 17,6 балла, Судан 12,7 балла.

    23 Среди стран СНГ Молдова 23 место (40,7 балла ), Россия 49 место (39,1 балла ), Белоруссия 58 место (37,1 балла ), Армения 65 место (36,1 балла ), Казахстан 79 место (32,8 балла ), Азербайджан 101 место (29,6 балла ), Кыргызстан – 109 место (27,8 балла ), Узбекистан 128 место (25,2 балла ), Таджикистан 137 место (23,7 балла ).

    24 СОСТОЯНИЕ НА СЕГОДНЯ потеряны и разорваны технологические связи экстенсивном развитии сельского хозяйства износа основных фондов устойчивая деградация инфраструктуры существенный недостаток в инновациях низкие объемы финансирования инновационной деятельности низкая занятость в сфере научно — исследовательской деятельности, небольшое количество патентов и научных открытий.

    25 СОСТОЯНИЕ НА СЕГОДНЯ отсутствие ключевых ресурсов знания ; устойчивое финансирование ; научный персонал ; квалифицированная рабочая сила ; системы стимулирования ; практически нет связей между государством и частным сектором.

    26 Отсутствует система управления разработки и внедрения инноваций, Инфраструктура не развита Система администрирования науки достаточно сложная (28 научно — исследовательских учреждений находятся в подчинении Национальной академии наук Кыргызской Республики, 56 НИИ и научных подразделений вузов ) Нет общей координации научно — исследовательских программ и проектов

    27 небольшая сеть исследовательских центров и лабораторий при промышленных предприятиях, занимающихся прикладными изысканиями в своей отрасли ( например, « Кыргызавтомаш – радиатор »). формирование технико — внедренческих зон, технопарков ( создан технопарк в Национальной академии наук, формируется технопарк КРСУ, готовится решение о создании « Кыргызтехнопарка »). Однако, их роль и влияние на развитие в данный момент незначительны.

    28 материально — техническое оснащение научно — исследовательских учреждений республики крайне неудовлетворительное приобретение нового оборудования, приборов, технических средств, реактивов и материалов практически невозможно не сформирована институциональная среда для коммерциализации и продвижению инноваций частный сектор не проявляется интереса к освоению новых видов продукции и товаров

    29 Государственное финансирование научно — исследовательской деятельности незначительно – доля расходов на инновационную деятельность к ВВП 0,12%

    30 Возможно донорское финансирование инновационные проекты, связанные с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет.

    31 инновационные направления энерго — и ресурсосберегающие технологии ; сейсмостойкое строительство и защита от природных и техногенных катастроф ; рациональное использование природных ресурсов ; медицина и здравоохранение ; химико — биологические проблемы охраны окружающей среды ; биотехнологии ; селекционно — генетические исследования ; борьба с эрозией почв ; создание средств защиты животных от болезней ; производство удобрений.

    32 стимулирование инноваций через Налоговый кодекс сокращение количество налогов с 16 до 9. увеличен порог балансовой стоимости групп, подлежащих вычету в целях амортизации введен новый уточняющий порядок, определяющий стоимости основных средств, учтены особенности горнодобывающей отрасли и разработана система налоговых стимулов при расчете налога на прибыль. Установлена норма ускоренной амортизации для оборудования и основных средств, используемых в недропользовании как при разведке, так и при добыче полезных ископаемых.

    33 стимулирование инноваций через Налоговый кодекс снижение ставки НДС с 20 до 12 процентов. Расширен перечень освобожденных от НДС поставок. Предусмотрено освобождение от НДС основных средств, ввозимых на таможенную территорию Кыргызской Республики, используемое непосредственно для собственных производственных целей, снижение цен на факторы производства на сумму НДС позволяет заметно повысить рентабельность вложенного капитала.

    34 Доля числа предприятий Кыргызстана, выпускавших инновационную продукцию с 2008 по 2012 г., ед

    35 Объем экспорта инновационной продукции, 2012 г. ( тыс. сом.)

    36 8.5. Роль бизнеса СНГ в модернизации экономики Кыргызстана Российский капитал присутствует в банковской системе, телекоммуникационном секторе, обрабатывающей отрасли, энергетической отрасли.

    37 Центр внедрения инноваций в Центральной Азии В Киргизии начал работу 26 мая 2015 При поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Правительства Кыргызской Республики Основная задача Центра внедрение инновационной продукции на территории стран Центральной Азии, а также трансфер технологий из России в Киргизию. Центр будет привлекать финансовых партнеров для инвестиций в инновационные проекты. Одной из форм привлечения инвестиций может стать создание отраслевых венчурных фондов.

    38 Центр внедрения инноваций в Центральной Азии Основными сферами внедрения инноваций станут газовый сектор, агропромышленный комплекс, модернизация аэропортовой инфраструктуры, строительство ( в том числе повышение сейсмоустойчивости зданий и сооружений ). В строительстве и ремонте зданий и сооружений будут использоваться композиционные материалы, системы светодиодного освещения, низкоэмиссионное остекление и другие технологии, способствующие повышению экономической эффективности эксплуатации здания.

    39 Центр внедрения инноваций в Центральной Азии В ближайшее время должны быть определены ключевые пилотные проекты по внедрению инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции, которые будет реализовывать Центр внедрения инноваций в Центральной Азии. Контакты Центра внедрения инноваций в Центральной Азии : Кыргызская Республика, Бишкек, ул. Сухе — Батора, д. 49/2 Телефон / факс : +996 (312) 89–15–73

    40 В свете вступления в ЕАЭС обсуждается возможность применения инновационной продукции при оснащении стационарных и мобильных лабораторий для проведения оценки качества пищевой продукции.

    41 8.6. Роль бизнеса стран дальнего зарубежья в модернизации экономики Кыргызстана В качестве перспективных отраслей и продуктов в краткосрочной перспективе ОТМЕТИМ швейную отрасль, малые ГЭС, горнорудную отрасль, сельхозпереработку. В долгосрочной перспективе – информационно — компьютерные технологии, а именно разработку программного обеспечения и экспорт воды, как бутилированной, так и поливной.

    42 инновационно развитыми в Кыргызстане являются услуги такси, конкуренция вынудила их быть более эффективными и внедрять ноу — хау, которых в СНГ и даже во многих развитых странах нет. Здесь внедрены GPS- трекеры, СМС оповещения и многое. инновационной отраслью в республике считается швейная промышленность и информационно — компьютерные технологии.

    44 НАДО внедрение инноваций собственными усилиями субъектов МСБ через создание собственных научных центров ; оказание государственной поддержки развития национальной инновационной политики, улучшение координации между институтами, стратегическими документами, административными и финансовыми инструментами, имеющими влияние на инновационную систему ; пересмотр и переработка нормативной правовой базы в сфере инноваций ( в частности, закон КР « Об инновационной деятельности », нормы которого отчасти устарели, не были реально применимы и требуют значительных государственных вложений, необходима разработка также и подзаконных актов );

    45 НАДО обеспечение реализации Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на годы ; стимулирование разработки и реализации новых крупных инновационных проектов ;

    46 НАДО активизация привлечения иностранных инвестиций и средств внебюджетных фондов для финансирования научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ, наукоемкое высокотехнологичное производство и др.; проработка вопроса привлечения льготных кредитных средств банков и микрофинансовых организаций ;

    47 НАДО стимулирование развития малого и среднего инновационного бизнеса через снижение налогового бремени ( внедрение лизинга оборудования ); проработка вопроса создания технопарков, технополисов, инновационных центров ; проработка вопроса о безвозмездной передаче или предоставлении на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий ;

    48 НАДО проработка вопроса таможенного регулирования в отношении кыргызских инновационных предприятий ( необходимо проведение углубленного анализа влияния вступления Кыргызстана в Таможенный союз на инновационный процесс в стране ); повышение уровня участия субъектов малого и среднего инновационного бизнеса в размещении государственных и муниципальных заказов ;

    49 НАДО создание современной информационной инфраструктуры, способствующей распространению знаний и технологий среди субъектов технологической инновационной деятельности ; расширение пропаганды важности и перспективности инновационной деятельности в СМИ совместно с представителями бизнеса ; повышение образовательного уровня и улучшение кадрового потенциала специалистов по инновациям ; организация открытых конкурсов инновационных проектов.

    51 ПРЕДСТАВИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ЗАНИМАЮЩЕЕСЯ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Привести аргументы ! Д. З.

    Источники: http://vuzlit.ru/24892/pryamye_investitsii_kyrgyzstane_problema, http://novainfo.ru/article/10977, http://www.myshared.ru/slide/1322551/

    Источник: invest-4you.ru

    Читайте также  Если предприятие с иностранными инвестициями
Преном Авто