Инвестиции в объекты культурного наследия

Инвестиции в культурное наследие — инвестиции в будущее

Ивлиев Г.П., Председатель Комитета Государственной Думы по культуре.

Среди принципов модернизации самый важный — необходимость закрепления в национальной культуре нравственных установок и моделей поведения, которые предопределяют успешное развитие личности и нации в целом.

Будущее национальной культуры каждой страны во многом зависит от закрепившегося в обществе отношения к человеку и его возможностям творческого участия в преобразовании социальной среды. Важность роли культурной традиции в обновлении ценностно-смысловой деятельности россиян — вот то основание, на котором выстраивается стратегическая концепция культурной политики, ориентированная на решение масштабных социокультурных задач: таких, как улучшение качества жизни людей, социальная интеграция, упрочение социального согласия, достижение солидарности и межкультурного диалога. А основу сохранения культурной традиции, исторической памяти народа создают объекты культурного наследия.

Вопрос сохранения памятников истории и культуры, их роли в развитии страны остро встал в прошлом году на совместном заседании Госсовета и Президиума Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Тогда, как мы помним, глава государства подверг серьезной критике текущее положение дел в этой сфере. За год изменилось многое. И свою лепту в это внесли и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия, и Комитет Государственной Думы по культуре. Сейчас мы совместно с общественными организациями, архитектурным, реставрационным и археологическим сообществами, Росохранкультурой работаем над внесением изменений в Федеральный закон N 73-ФЗ, с тем чтобы в стране наконец-то сложилась целостная, эффективная система сохранения объектов культурного наследия.

Сохранение памятников культуры — базис для будущего развития страны. Поэтому мы должны менять систему управления памятниками, создавать общественные и государственные формы контроля за использованием объектов культурного наследия. Сейчас важно создать условия, когда есть заинтересованность в сохранении объектов культурного наследия, а не только жажда выгоды от получения в собственность исторического объекта. Для этого объект культурного наследия должен быть защищен во всех случаях, во всех сделках, совершаемых с этим объектом. И эту норму мы четко прописываем в тексте законопроекта.

Для того чтобы объект культурного наследия был сохранен, нам необходимо связать учет объектов культурного наследия с учетом всех сделок с недвижимостью, осуществляемых в стране. Тогда любой переход права собственности, любая гражданско-правовая сделка будет всегда включать в себя обременение по сохранению объекта культурного наследия. Объект культурного наследия принадлежит всему обществу. В собственности он может находиться у государства, у муниципалитета, у частного лица, но принадлежит он всему обществу. И собственник обязан сохранять это достояние. Сейчас, к сожалению, заинтересованность частных лиц в приобретении памятника заключается только в том, чтобы получить земельный участок и сделать все, чтобы памятника нам нем «осталось» как можно меньше. Такое отношение к объектам наследия необходимо менять! Для общества важно, чтобы собственники, которые вкладывают средства в реставрацию объектов культурного наследия, ощущали, что они делают полезное для страны дело и вносят свой вклад в сохранение исторических и культурных традиций нашего государства.

В тесной связи с регулированием вопросов, касающихся сохранения памятников истории и культуры, стоит и проблема функционирования и развития отечественных музеев-заповедников. В стране их насчитывается порядка 140, и все они с нетерпением ждут федерального закона, который, наконец, закрепит их статус и позволит сохранять связанный с музеем-заповедником природный комплекс, поддерживать в должном виде архитектурные ансамбли, расположенные на территории музея-заповедника или музея-усадьбы, и, что немаловажно, — вести традиционную хозяйственную деятельность. Такой закон уже прошел первое чтение в Государственной Думе ФС РФ, и мы планируем принять его до конца года.

Многие годы музеи-заповедники и музеи-усадьбы хотели получить ясное и понятное законодательство, на федеральном уровне закрепляющее их особый статус. Специфика музеев-заповедников заключается в том, что они функционируют не только как учреждения культуры — между прочим, самые популярные в стране, — но и как хранители историко-культурного и, что не менее важно, природного наследия. Уникальные виды Михайловского, Вешенской, Константиново, ансамбли Владимиро-Суздальского музея-заповедника имеют огромное значение для формирования эстетического вкуса личности. Человек получает национальный характер тогда, когда видит, что повторенный тысячелетиями творческий облик того или иного места становится составной частью личного мировоззрения.

Читайте также  Понятие инвестиций и инвестиционного управления

Благодаря активным директорам этих учреждений большинство наших музеев-заповедников и музеев-усадеб работает и старается по мере сил сохранить культурное и природное наследие. И это огромное счастье для страны, потому что именно в музеях-заповедниках сосредоточена большая часть природных богатств, соединенных с богатством историко-культурным. Но эту специфику музеев-заповедников пока не отражает законодательство. Мы не можем постоянно заставлять музеи-заповедники самостоятельно решать свои проблемы — с землей, с хозяйственной деятельностью, с сохранением природы и архитектуры. Мы должны создать все условия для того, чтобы эти учреждения культуры хорошо и эффективно работали, привлекали туристов, формировали облик России.

Работа музеев-заповедников, основанная на четко прописанных нормах, — это огромный потенциал для развития внутрироссийского туризма и формирования имиджа государства за рубежом. Когда-то мы надеялись, что туроператоры сами придут в наши музеи-заповедники и будут организовывать туристическую деятельность. Но эти ожидания не оправдались. Музеи-заповедники по мере своих сил сами стараются привлекать туристов, но для этого опять же есть масса юридических преград, которые и должен устранить разработанный Комитетом законопроект.

Если вы посмотрите сейчас на инфраструктуру «Бородинского поля», «Прохоровского поля» или «Куликова поля», вы увидите, что они не приспособлены для массового туризма и для туризма на уровне XXI в. Нам предстоит провести огромную работу, чтобы сделать эти центры национальной славы действительно оборудованными для посещения, прежде всего молодежью, школьниками. На мой взгляд, это и есть прямое развитие высказанного в Новгороде Президентом тезиса о том, что культурное наследие должно войти в социально-экономическую жизнь страны.

Предлагаемый нами для принятия во втором чтении законопроект и позволяет ввести культурное наследие в это поле, ввести в нашу жизнь и открыть музеям-заповедникам второе дыхание: дать, наконец, возможность нормально работать, выстраивать вокруг себя соответствующую инфраструктуру и сохранять историко-культурное и природное наследие.

Новости

Столичное правительство подвело 9 февраля итоги работы по сохранению культурного наследия в 2015 году и обнародовало планы на 2016-й.

«В последние годы была развернута одна из крупнейших программ в мире по реставрации памятников истории и архитектуры. В прошлом году на реставрации находилось почти 400 объектов, на 115 из них восстановительные работы были завершены», — рассказал Мэр Москвы Сергей Собянин.

Как подчеркивается, «основной объём работ проводился на средства федеральных структур и частных инвесторов».

Сергей Собянин пообещал не сокращать масштабов реставрации: «В следующем году мы не снижаем объёмы программы, будут реставрированы десятки новых объектов».

Министр Правительства Москвы Александр Кибовский пояснил, что общая сумма инвестиций в реставрационные работы по объектам культурного наследия составила почти 19 миллиардов рублей.

«Всего у нас в прошлом году работы проводились на 385 объектах культурного наследия. Надо сказать, что это на 50 объектов больше, чем мы прогнозировали по итогам 2014 года. И что приятно, этот прирост уже шёл в основном за счёт именно частных объектов. Работы закончены на 115 объектах культурного наследия, и здесь у нас тоже позитивная динамика. На 54 из них проводилась серьёзная полноценная реставрация, что называется «под ключ», то есть велись комплексные работы не только внешние, но и внутренние и инженерные», — рассказал Кибовский.

Он также отметил, что за последние пять лет вдвое сократилось количество объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии: «Если в 2010 году, когда мы начинали системно целевую реставрацию объектов, привлекая все возможности и средства, у нас их было 1325, то есть почти 40 процентов, то сегодня их количество снизилось до 20 процентов. А имея тот задел, который мы сейчас видим на уже текущий год, у нас есть все основания говорить о том, что к концу года мы получим 15 процентов».

Реставрационные работы 2016 года, по словам Кибовского, пройдут на почти 380 объектах: «Задел на 2016 год у нас очень серьёзный. Всего было выдано в 2015 году 146 разрешений на проектирование и 114 разрешений на проведение самих научно-исследовательских работ. И мы ожидаем, что реставрационные работы пройдут в этом году на 377 объектах».

Досье. Из 115 памятников, реставрация которых была завершена в 2015 году, 37 были реставрированы за счёт бюджета Москвы, 23 — за счёт федерального бюджета, 55 памятников — за счёт средств частных инвесторов.

Читайте также  Управляющая компания инвестиции и развитие

В 2016 году планируется провести работы по сохранению 377 объектов культурного наследия (включая 270 объектов, перешедших с 2015 года). За счёт бюджета города работы проведут на 136 объектах, за счёт федерального бюджета — на 93 объектах, за счёт частных инвесторов — на 148 объектах.

Правительство Москвы продолжает реализацию программы выделения субсидий на реставрацию храмов и других объектов религиозного назначения. В 2015 году из бюджета города религиозным организациям предоставили субсидии на сумму 186 миллионов рублей. Объём внебюджетных инвестиций (средств религиозных организаций и благотворителей) составил 44,8 миллиона рублей. Всего с начала реализации программы в 2012 году реставрационные работы проводились на 31 памятнике религиозного назначения. Завершена реставрация 14 храмов.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2015 году отремонтировали 14 объектов культурного наследия — памятников Героям Советского Союза и 38 монументов в память о Великой Отечественной войне.

Объём финансирования реставрационных работ в Москве в 2015 году составил 18,9 миллиарда рублей: 5,6 миллиарда рублей — средства городского бюджета Москвы, 6,5 миллиарда рублей — средства федерального бюджета, 6,8 миллиарда рублей — средства частных инвесторов.

Впервые за последние годы объём частных инвестиций в реставрацию превысил расходы на эти цели из городского бюджета, сообщает официальный портал Правительства Москвы

«Итоги выполнения мероприятий по реставрации памятников в 2015 году и задачи на 2016 год». Официальный отчет.

«Черная книга» утрат исторической Москвы 2010-2015 гг. Неофициальный отчет.

Заглавная иллюстрация: Правительство Москвы.

Особняк за рубль или миллион проблем?

Программа льготной аренды столичных особняков «Один рубль за один квадратный метр в год», принятая Департаментом культуры города Москвы в 2012 году в отношении памятников архитектуры и объектов культурного наследия столицы, действует уже пятый год. По словам первого заместителя руководителя московского департамента культурного наследия Сергея Мирзояна, «тотальная инвентаризация» столичных объектов культурного наследия показала, что в столице в неудовлетворительном состоянии находятся 250 памятников. Одним из способов привлечь частные инвестиции в реставрацию памятников стала программа «Рубль за метр».

Арифметика недвижимости

Очевидно, что для города проект интересен с точки зрения сохранения и поддержания памятника культуры при минимальных затратах на реставрацию. Попробуем разобраться, насколько это начинание заинтересовало инвесторов, ведь на старте проекта многие эксперты рынка недвижимости критически отзывались о его перспективах. Потенциальных участников программы пугали и адовым кругом согласований с реставрационными комиссиями, и необходимостью воссоздания какого-нибудь наборного паркета из палисандра по определенному рисунку, и долгим сроком окупаемости инвестиций.

Тем не менее проект развивается, и сейчас по программе восстановления объектов культурного наследия в аренде у инвесторов находятся 20 зданий, представляющих историческую и культурную ценность. Семь из них уже введены в эксплуатацию и перешли на ставку один рубль за квадратный метр в год, в остальных продолжаются реставрационные и ремонтные работы. За пять лет договоров с инвесторами по программе восстановления заключено на 2,3 миллиарда рублей.

Правила игры

Цель программы — привлечение инвесторов к реставрации памятников в Москве. Все объекты реализуются с открытых торгов, информация по ним доступна на Инвестиционном портале Москвы, включая конкурсную документацию, фотоматериалы и прочее. За пять лет инвестор должен провести полный комплекс ремонтно-реставрационных работ. Льготная стоимость найма начинает действовать только после того, как зданию вернут его исторический облик. Срок аренды отреставрированного объекта по программе составляет 49 лет. При этом все это время арендатор обязан поддерживать исторический памятник в хорошем состоянии и открывать его для экскурсий, которые обычно проходят в Дни исторического и культурного наследия, например в рамках акции «Ночь в музее».

Решение о том, какие объекты включать в программу, принимает Департамент городского имущества совместно с Департаментом культурного наследия правительства Москвы. Обычно это здания, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, их степень изношенности 50 процентов и более.

Взгляд изнутри

На вопрос о мотивах участия в этом проекте инвесторы отвечали по-разному. Для одних главным был душевный порыв: узнали о новой программе и захотели спасти дом, за разрушением которого наблюдали практически каждый день. Для других решающим стало удачное место расположения объекта, удобная транспортная логистика и оптимальный размер помещения.

Читайте также  Срок окупаемости инвестиций в компании

Ключевым мотивом участия всех компаний в проекте реконструкции памятников архитектуры и объектов культурного наследия стали именно привлекательные условия продолжительной аренды объектов без каких-либо дополнительных требований к последующей деятельности. Статус исторического наследия надежно оберегает здание от возможного сноса с последующим строительством на его месте, например, жилой многоэтажки. «С учетом нестабильной экономической ситуации в стране мы закладывали, что пять лет будем платить рыночную ставку аренды, пока отреставрируем свой дом. Тогда наши вложения окупились бы лет через пятнадцать. Но нам удалось за полтора года закончить реставрацию и выйти на договор аренды по рублю за квадратный метр в год. Стоимость реставрации сопоставима с арендой небольшого особняка в центре Москвы в течение 10 лет. Программа «Один рубль за один квадратный метр в год» гарантирует нам стабильную аренду на 49 лет, что в наших нестабильных условиях очень ценно», — рассказал уполномоченный представитель ООО «Медиа-консалтинг» Вячеслав Юрьевич Лакутин. «Когда мы только получили особняк по результатам конкурса, в нем ночевали бомжи, располагались какие-то странные заведения, если здесь когда-то и обитали привидения, то в такой компании им тут явно было неуютно. Самые жесткие требования к нам предъявлялись с точки зрения противопожарной безопасности, поскольку дом деревянный, таких в Москве сохранилось совсем немного». — пояснил он.

В процессе реконструкции некоторые участники столкнулись с необходимостью оформлять разрешения и подводить к объекту инженерные коммуникации, что заметно увеличивало инвестиции и повлияло на сроки окончания реконструкции. Инвесторы отмечали, что для объектов небольшой площади вопрос коммуникаций стал краеугольным камнем: «Если площадь объекта небольшая, метров триста, то в пересчете на квадратный метр выходило, что мы как будто подключаем к сетям двадцатидвухэтажный жилой дом. Поэтому мы искали достаточно большой по площади дом», поделился своими расчетами представитель инвестора ЗАО УК «Андреевский дом». «Хотелось бы, конечно, получать от города объекты, к которым уже подведены все инженерные коммуникации и оформлены документы на земельный участок. Это заметно повысит интерес инвесторов к программе. Мы готовы взять в аренду еще несколько объектов, но пока не выбрали подходящие нам по площади и расположению строения».

Первые результаты

«Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке, 7 стал одним из первых объектов, выставленных на аукцион по программе Правительства Москвы «рубль за метр». Реставрация здания заняла около года и завершилась осенью 2013-го. Сейчас «Дом с кариатидами» отреставрирован, восстановлена лепнина, завершены все внешние и внутренние работы, а ведь еще недавно здание было на грани исчезновения.

У отреставрированного дома увлекательная история. «Дом с кариатидами» был построен для Н.Ф. Золотаревой, жены купца Золотарева. В 1896 году его купил разбогатевший крестьянин Петр Сысоев. Разбогател Сысоев благодаря своему таланту: он был лепщиком, и настолько искусным, что его привлекли к работам в интерьерах знаменитой Филлиповской булочной и гостиницы «Метрополь». Так он прославился и смог купить себе этот небольшой изящный двухэтажный особнячок, во дворе которого устроил лепную мастерскую. Он перестроил дом при помощи архитектора Зубова, превратив его фасад в своеобразную витрину своего производства (оно располагалось во дворе усадьбы) — в центре фасада сохранился роскошный картуш с вензелем «ПС».

Также в программу включены и другие знаменитые московские дома — «Большая Померанцевая оранжерея» на Госпитальной площади, дом знаменитого промышленника Саввы Морозова на Николоямской, 47, усадьба Колесникова-Саргина на Таганской площади, которая упоминается еще в конце XVIII столетия, и некоторые другие объекты.

Хочется верить, что эта программа реально поможет преобразить внешний облик не только исторического центра столицы, но и многих малых и средних городов, будет способствовать увеличению их туристической привлекательности и оживлению предпринимательства. В последние годы к программе льготного предоставления в аренду исторических объектов подключились Московская и Воронежская области, Тверь и Томск, Башкирия и Чувашия.

При этом похожая программа в принципе могла бы существовать и в отношении неиспользуемых корпусов муниципальных предприятий, а также административных зданий, которые также можно было бы передавать предпринимателям под низкую арендную ставку для организации там новых производств, предприятий сферы услуг, бизнес-инкубаторов или других объектов, способствующих увеличению рабочих мест.

Источники: http://wiselawyer.ru/poleznoe/44530-investicii-kulturnoe-nasledie-investicii-budushhee, http://auipik.ru/moskva-chastnye-investicii-v-nasledie-prevysili-gorodskie/, http://lenta.ru/articles/2017/07/31/arenda1/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто