Инвестиции в объекты социальной сферы

Социальные инвестиции

Объекты, предназначенные для удовлетворения духовных, материальных, социальных и других потребностей называются социальной сферой.

Социальная сфера это государственные и частные институты, направленные на обеспечение социальных нужд граждан отдельно взятой страны и повышение их качества.

Вложения в социальную сферу или социальные инвестиции это финансирование объектов имеющих социальное значение для извлечения из них прибыли в будущем и достижения необходимого социального эффекта путем улучшения качества жизни населения за счет удовлетворения их потребностей.

Объектами социальных инвестиций могут выступать все активы имеющие отношение к повседневной социальной жизни, а именно объекты, предоставляющие услуги: ремонт и обслуживание автомобилей и различных приборов, ресторанный и гостиничный бизнес, сектор торговли, сектор финансовых услуг, здравоохранение, образование, культура, спорт, отдых, транспорт и многое другое.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство объектов социальной сфере принадлежат к непроизводственному сектору, однако имеются отрасли, предоставляющие конкретный продукт, к примеру ресторанный бизнес или розничная торговля.

Субъектами социальных инвестиций, то есть теми, кто осуществляют вложения, могут быть:

  • государство
  • иностранные инвесторы
  • коммерческие организации
  • некоммерческие организации
  • физические лица.

Стоит отметить, что каждый субъект преследует свою инвестиционную цель от осуществленных вложений. К примеру, для государства главной целью социальных инвестиций является увеличение общего уровня национального дохода населения, а также повышение качества и уровня жизни. Коммерческие организации в первую очередь добиваются достижения необходимой для них прибыли. Некоммерческие организации за доходом не гонятся, и в первую очередь преследует цель в удовлетворении материальных, социальных и духовных потребностей населения.

Эффективность социальных инвестиций

Как уже стало понятно, достаточно специфический способ вложения средств и не всегда конечной целью инвестирования является достижению положительного финансового результата и именно поэтому эффективность социальных инвестиций определяется в первую очередь следующими критериями:

  • социальный эффект инвестиций. Данный критерий отражает динамику изменения качества жизни населения от осуществленных вложений
  • социально-экономический эффект инвестиций. Данный критерий характеризуется большим числом показателей, отметим основные – снижение цены за оказанные услуги, увеличение их физического объёма, уменьшение затрат организаций на оказание услуги, снижение выплат по безработице и другие
  • экономическая эффективность инвестиций. Данный критерий характеризуется размером затрат на разработку и оказание того или иного вида деятельности
  • социальная эффективность инвестиций. Данный критерий является количественным выражением степени успешности социальный целей и выражается в уровни рождаемости и смертности, обеспеченности населения жильем, появлением на рынке новых услуг, динамикой потребительских цен и т.п.

Способы осуществления социальных инвестиций

Существует несколько наиболее распространенных способов осуществления социально направленных инвестиций.

Для того чтобы опробовать и посмотреть результат того или иного социально направленного инвестиционного проекта возможна реализация единичных проектов и основываясь на результате их эффективности принимается решение о возможном расширении этих проектов и предания им массового характера.

Также социальные инвестиции могут носить массовый характер. Это выражается в создании и разработке общих нормативов инвестиционного продукта, а также в создании структур способных данный продукт реализовать.

Также эффективным способом осуществления социальных инвестиций может послужить технология рыночного вида. Это означает, что после запуска в реализацию конкретного продукта либо услуги рынок самостоятельно отрегулирует и определит его качества и характеристики.

Также практикуется осуществление агрессивных социальных инвестиций результатом которых становится огромная рекламная компания продукта по телевидению и средствам массовой информации, распространению его в большое количество торговых сетей и т.п.

Социальные инвестиции их регулирование со стороны государства

Государственное регулирование социальных инвестиций осуществляется для достижения оптимального баланса во взаимодействии государства, потребителей и инвесторов при повышении уровня жизни граждан страны.

Принципы регулирования заключаются в двух главных тезисах:

  • поддержание социальной справедливости
  • обеспечение социальной и экономической эффективности вложений.

Для достижения поставленной цели государство должно выполнять следующие функции:

  • финансирование социальных вложений
  • стимулирование социально направленного инвестиционного процесса
  • информационная поддержка
  • создание социальных продуктов и их равномерное распределение среди населения.

(Пока оценок нет)

Инвестиции в социальную сферу: классификация объектов социальной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Алексеева В.Ю., Алексеева Е.Ю.

Для решения задачи эффективного распределения ограниченных бюджетных средств была проведена классификация объектов общественного производства, опирающаяся на научно обоснованные признаки, на основании которых и разделяются между собой отраслевые группы.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Алексеева В.Ю., Алексеева Е.Ю.,

Текст научной работы на тему «Инвестиции в социальную сферу: классификация объектов социальной инфраструктуры»

Секция «Финансы и кредит»

сификация их ценовых образов, что позволяет провести вероятностную оценку движение временного ряда. Если текущее положение данных становится удовлетворительным для совершения торговой операции, согласно тенденции проявляющейся в этой выборке, то после проведенного исследования в рамках разработанной методики и составления базы данных, инвестор принимает решение об управлении капиталом в биржевой торговле по разработанной торговой стратегии.

Читайте также  Риски связанные с инвестициями в недвижимость

1. Коттл С., Мюррей Р. Ф., Блок Ф. Е. Анализ ценных бумаг Грэма и Додда. М. : Олимп Бизнес, 2000.

2. Ritchie J. Fundamental Analysis: A Back-to-the-Basics Investment Guide to Selecting Quality Stocks. -Irwin Professional Pub., 1996.

3. Элдер А. Как играть и выигрывать на бирже. М. : Диаграмма, 2001.

© Аврамчиков В. М., 2012

В. Ю. Алексеева Научный руководитель — Е. Ю. Алексеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНВЕСТИЦИИ В СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ: КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Для решения задачи эффективного распределения ограниченных бюджетных средств была проведена классификация объектов общественного производства, опирающаяся на научно обоснованные признаки, на основании которых и разделяются между собой отраслевые группы.

Современное состояние социальной сферы обусловлено процессами, происходящими на протяжении последних лет в России. Финансовые и экономические кризисы, приводящие к снижению темпов экономического роста, уровня объема ВВП и, как следствие, ухудшению макроэкономической стабильности не могли не сказаться на общем состоянии социальной инфраструктуры. Вместе с тем отсутствие организационно-экономического механизма, отвечающего требованиям рыночной экономики, приводит к проблемам текущего финансирования социальной сферы и к снижению уровня обеспеченности объектов социальной инфраструктуры. Все вышеизложенное подтверждает необходимость разработки инструментов, позволяющих наиболее эффективно распределять социальные инвестиции в условиях имеющегося бюджетного дефицита.

Для решения сформулированной задачи была проведена классификация объектов общественного производства, опирающаяся на научно обоснованные признаки, на основании которых и разделяются между собой отраслевые группы.

Предложенная классификация основана на признаках ОКВЭД, в которой заложен принцип распределения хозяйствующих субъектов по признаку добывающих, обрабатывающих и предоставляющих услуги. Для исследования интерес представляют виды деятельности в рамках предоставления услуг [1].

Субъекты, предоставляющие услуги можно разделить на две основные группы — социальную группу субъектов и группу субъектов не социальной сферы. При этом признаком такого деления выступает наличие государственных гарантий по обеспечению социальными услугами. Учет государственной ответственности позволяет выделить следующие классы объектов: здравоохранение, образование, социальная за-

щита, спорт и культура [2]. Для осуществления государственных обязательств в решении социальных задач федеральным органом исполнительной власти разрабатываются социальные нормативы и нормы. Распределение ограниченных бюджетных средств должно осуществляться с учетом достижения установленных нормативов, определяющих уровень обеспеченности, гарантируемый государством. Однако данные управленческие решения должны учитывать дополнительные факторы, определяющие развитие объектов социальной инфраструктуры, в частности профильность объектов. Поскольку предметом исследования являются управленческие отношения, связанные с инвестированием в социальную сферу, то возникает необходимость деления объектов социальной сферы на подотрасли, так как управленческое воздействие должно быть направлено на достижение нормативов обеспеченности, которые сегодня государством устанавливаются именно для подотраслей социальной сферы. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей декомпозиции представленной классификации.

Существующие государственные социальные стандарты и нормативы разрабатываются с учетом профильности каждого из объектов, входящих в социальную отрасль. Возможность деления каждой социальной отрасли на подотрасли позволит выработать управленческие решения в отношении этих объектов для достижения установленных нормативов. Таким образом, предлагается ввести признак, который бы позволил учесть различные классы социальных объектов в рамках одной социальной отрасли. На основе анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок обеспеченности объектов социальной сферы, были выделены подотрасли. На сегодняшний день социальные нормативы обеспеченно-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

сти социальными услугами и соответствующие обязательства государства распространяются на следующие отрасли: образование, здравоохранение, культура, социальная защита, физическая культура и спорт.

По законодательству в России принято следующее деление административно-территориальных единиц -городское и сельское поселение. Исходя из того, что одни и те же объекты социальной инфраструктуры, находящиеся на различных территориях, имеют различные возможности, потенциал развития, источники и объемы финансирования объектов социальной инфраструктуры, возникает необходимость их деления не только по профилю, но и по типу поселения объектов социальной сферы. Данный признак предполагает деление объектов социальной сферы на следующие классы:

— объекты социальной сферы находящиеся в городах федерального значения;

— объекты социальной сферы находящиеся в городах областного (краевого) подчинения;

— объекты социальной сферы находящиеся в городах районного подчинения;

— объекты социальной сферы находящиеся в деревнях;

— объекты социальной сферы находящиеся в селах и поселках.

Для обеспечения финансирования социальной сферы реализуются социально-ориентированные механизмы бюджетного выравнивания, в основе которых лежит четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными, местными органами власти в решении задач социального развития и, как следствие, закрепление за соответствую-

щим уровнем бюджета. Бюджетная система Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает три звена или три уровня: федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов), местные бюджеты: городские, районные, поселковые, сельские (их число составляет 29 тыс.). Закрепление за соответствующим уровнем бюджета определяет источники финансирования, а в рыночной экономике имеет место многоканальность финансирования социальной сферы. Учитывая многовариантность источников финансирования объектов социальной сферы в диссертационной работе, был предложен признак, на основании которого объекты делятся в зависимости от уровня бюджета, за которым они закреплены.

Введение указанных признаков классификации позволит более точно решить задачу оценки уровня обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, определить направления инвестирования и оценить эффективность социальных инвестиций.

1. Жирков С. Ф. Проблемы классификации объектов социальной инфраструктуры. Вестник Ассоциации выпускников КГТУ. Вып. 11. Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2005. С. 42-44.

Читайте также  Чистые инвестиции в системе национальных счетов

2. Алексеева Е. Ю., Фирсова Т. В. Классификация объектов социальной инфраструктуры // Решетнев-ские чтения : материалы 9 междунар. науч. конф. ; СибГАУ. Красноярск, 2005. 392 с.

© Алексеева В. Ю., 2012

М. Бакулина, Я. Скворцова Научный руководитель — Т. В. Ващенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Статья посвящена вопросам развития форм взаимодействия банков и страховых компаний. Рассматриваются этапы кооперации банков и страховых компаний, выявленные мировым опытом.

Банкострахование (ЬапсаББигапсе) — это сотрудничество банков и страховых компаний по нескольким направлениям: страхование заемщиков банков, объектов залога и рисков самих банков.

Банкострахование рассматривается как одно из самых перспективных направлений. Развитие ситуации на этом рынке напрямую зависит от кредитной политики финансовых организаций и активности заемщиков [5].

Страховой и банковский рынки — это два смежных рынка, которые являются очень важными для развития всей экономики страны. Кооперация и сотрудничество между ними выгодно всем — и обществу в целом, и каждому из участников этого рынка. Развитию такой кооперации мешает то, что страховые компании

и банки находятся на разных уровнях по своим масштабам деятельности. Банк — это, примерно, сотни миллиардов рублей активов, а страховая компания -это единицы или десятки миллиардов, т. е. уровень банков на порядок выше [1].

Мировой опыт показывает, что кооперация банков и страховых компаний проходит несколько этапов. Первый этап — это взаимодействие по отдельным договорам, т. е. предоставление стандартной банковской услуги и, соответственно, страхование залога. При этом страховая компания может страховать риски банка и разместить в нем свои резервы. Второй этап -это агентские отношения. Здесь присутствует более тесное сотрудничество, и оно идет на постоянной основе. На третьем этапе кооперация достигает более

Инвестиции в социальную сферу

инвестиции в соц сферу.doc

Глава 1. Определение и сущность инвестиций в социальную сферу

1.1 Социальные инвестиции

1.2 Социальная сфера

1.3 Показатели уровня жизни

1.4 Субъекты социальных инвестиций

Глава 2. Механизм привлечения социальных инвестиций

2.1 Определение целей региональной инвестиционной политики

2.2 Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

2.3 Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

2.4 Технология внедрения социальных инвестиций

Глава 3. Принципиальная схема формирования и реализации инвестиционной

3.1 Определение социальных проблем региона

3.2 Выбор стратегических и тактических целей инвестирования

3.3 Формирование региональной инвестиционной программы

3.4 Предварительная оценка поступивших предложений и проектов

3.5 Создание целевой программы стимулирования инвестиций в экономику региона

Социальная сфера России испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологиях оказания услуг и обслуживания. Бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора. 1

Из-за нехватки инвестиций страдает все общество. Нет качественного образования, здравоохранения, нет достойных пенсий и социальных пособий. А значит, в будущем мы не увидим здоровое и образованное общество.

Достойные инвестиции в социальную сферу, обязательно стали бы нашим конкурентным преимуществом в будущем.

Не менее важным вопросом является проблема эффективности вложений в социальную сферу.

То, как можно повлиять на сложившуюся ситуацию с инвестициями в социальную сферу в нашей стране, я и попытаюсь разобрать в данной работе.

Глава 1. Определение и сущность инвестиций в социальную сферу.

1.1 Социальные инвестиции.

Для начала стоит разобраться, что же такое социальные инвестиции.

В законодательстве определение инвестиций звучит так: инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Заметим, что цель инвестирования определена как прибыль или полезный эффект, который не обязательно должен быть связан с сиюминутным доходом. Социальные инвестиции по аналогии с фондовыми инвестициями (вложениями в ценные бумаги) или реальными инвестициями (вложениями в реальный сектор экономики) предполагают вложения в социальную сферу.

1.2 Социальная сфера.

Социальная сфера — совокупность государственных и частных институтов, деятельность которых направлена на поддержание и повышение социально приемлемого уровня жизни людей. Отрасли социальной сферы удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности населения.

К социальной сфере относятся: пенсионное обеспечение; государственное управление и социальные услуги; образование; здравоохранение; деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг; деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений и др.

Основная часть отраслей социальной сферы — непроизводственный сектор. Однако такие отрасли как торговля или ресторанный бизнес (в расширении — общественное питание), отнести к непроизводственному сектору нельзя. Торговля участвует в доведении товаров до потребителей, общественное питание также создает материальный продукт в виде готовых к употреблению пищевых продуктов. В США, например, сфера услуг поделена на две составляющие: сферу производственных услуг и сферу развлечений.

Социальные инвестиции- вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей. Показателями уровня жизни являются: денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции, обеспеченность жильем, количество бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание), структура расходов населения, уровень безработицы. Социальные инвестиции призваны повысить качество жизни 2 .

Читайте также  Среднее значение инвестиций на душу населения

Категория «уровень жизни» в рекомендациях ООН состоит из таких элементов, как здоровье, пища, одежда, условия труда, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В России уровень жизни принято определять в первую очередь при помощи системы потребительских бюджетов: физиологического, прожиточного и социального минимумов.

1.3 Показатели уровня жизни.

Важнейший вопрос — показатели уровня жизни: денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции; обеспеченность жильем; количество бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание); структура расходов населения; уровень безработицы.

Качество жизни — своего рода производная величина от уровня жизни, комплексная характеристика уровня жизни населения. Качество жизни населения определяется рядом объективных и субъективных показателей. Среди объективных — потребление материальных благ, продуктов питания, качество жилищных условий и занятости, развитие сферы услуг, образования, культуры, социального обеспечения. Среди субъективных — удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением и семейными отношениями.

1.4 Субъекты социальных инвестиций

Кто может инвестировать в социальную сферу, выступать субъектом социальных инвестиций? Субъекты социальных инвестиций — органы государственной власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Для государства целями социальных инвестиций могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц — прибыль, для некоммерческих организаций — повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей. Для последних получение прибыли не является целью социального инвестирования. 3

Глава 2. Механизм привлечения социальных инвестиций

Для того, чтобы в субъект Федерации направились социальные инвестиции, региональным властям необходимо провести грамотную и обоснованную политику по их привлечению. Механизм привлечения социальных инвестиций может представлять собой поэтапное решение основных задач инвестором или региональными и местными властями:

1. Определение целей региональной инвестиционной политики

2. Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

3. Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

4. Технология внедрения социальных инвестиций

2.1 Определение целей региональной инвестиционной политики

В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам внутренней региональной экономической политики и глобальной цели экономического развития страны.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы; выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Одно из важнейших требований современности — социальный характер развития экономики регионов.

Социальная сфера экономики становится важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона — залог его успешного развития.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков.

2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния.

3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. Основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя региональные органы власти.

2.2 Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

Основными источниками региональных социальных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся:

* средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);

* инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществ¬ляемые внеплановой инвестиционной программой;

* налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

2.3 Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

Ввиду ограниченности финансовых средств, мобилизуемых на региональное развитие, встает задача отбора инвестиционных проектов для первоочередного финансирования, реализация которых позволяет получить в кратчайший срок максимальный эффект от государственных и частных инвестиций.

При этом выбор таких проектов, называемых приоритетными, производится в рамках ресурсных ограничений — ограничений на объем финансирования в первый год реализации программы. По существу задача отбора приоритетных проектов является задачей выбора наилучшего варианта реализации программы, придает ей необходимую ориентацию в рамках приоритетных целей и в конечном итоге определяет наиболее эффективную стратегию их достижения.

Источники: http://investicii-v.ru/socialnye_investicii/, http://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-sotsialnuyu-sferu-klassifikatsiya-obektov-sotsialnoy-infrastruktury, http://stud24.ru/economic/investicii-v-socialnuju-sferu/249941-735577-page1.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто