Проблемы и препятствия иностранного портфельного инвестирования
При осуществлении международного портфельного инвестирования может возникнуть ряд объективных препятствий и трудностей.
Во-первых, это психологические препятствий, которые связаны с международным инвестированием. Они большей частью обусловлены незнаниям экономики, политики и культуры других стран, иностранных языков, методов торговли на финансовых рынках, принципов рапортования и т.п. Так, американские инвесторы отдают предпочтение инвестированию в АДР (американские депозитарные расписки), качество которых подтверждается американскими банками; институциональные инвесторы, как правило, осуществляют международное инвестирование через брокеров соответствующих национальных рынков; индивидуальные инвесторы пока что неохотно принимают участие в международном инвестировании.
Во-вторых, к препятствиям международного инвестирования относят информационные трудности. Инвестору сложно быстро получить достоверную, объективную и исчерпывающую информацию о зарубежных рынках и зарубежных эмитентах. Намного проще получить одну и ту же информацию об участниках национального рынка.
Однако значительная часть информации об иностранных ценных бумагах, которые торгуются на международных рынках, о финансовом анализе и ожидаемых доходах компаний публикуется как на национальном, так и на английском языке.
К международным информационным системам, которые содержат данные, полезные при ведении международной инвестиционной деятельности, принадлежат:
Reuters, Telerate, Tenfore, Forex — информационные системы, которые содержат новости, а также предоставляют информацию о ценах на отдельных рынках и на отдельные ценные бумаги;
Exshare, Telekurs — специальные ценовые системы, которые предоставляют широкую информацию о всех мировые рынки, включая данные о движении капиталов.
К третьей группе препятствий международного инвестирования относят юридические трудности. Они связаны с размещением капитала в стране инвестирования и возвращением его вместе с полученным доходом в собственную страну. К юридическим трудностям относят и особенности налогообложения в стране-реципиенте инвестиций.
По обыкновению при операциях иностранного инвестирования взимаются такие налоги: налог на операции; налог на прирост капитала; налог на доход на иностранные инвестиции.
Налог на операции, сравнительно с другими налогами, большей частью небольшого размера и может быть:
пропорциональным объему соглашения;
пропорциональным размеру комиссионных (в странах, где брокеры берут комиссионные);
Налог на прирост капитала взимается в стране инвестора. Прирост капитала рассчитывается как разность между ценой продажи и купли ценных бумаг.
Налог на доход на иностранные инвестиции платится юридическим лицом одной страны резиденту другой страны. Желание обеих стран взимать этот налог приводит к возникновению проблемы двойного налогообложения. С целью урегулирования данной ситуации заключаются международные соглашения, согласно которым инвестор получает в стране инвестирования доход за вычитанием налога, а также налоговый кредит. В собственной стране облагается налогами общий объем иностранных доходов за вычитанием налогов, которые были взысканы в стране инвестирования.
Выход инвестиционной деятельности на международный уровень поставил перед инвесторами вопрос необходимости управления рядом новых рисков. К рискам, связанным с международными инвестициями, относят:
риски национальных рынков (специфика инвестиционного климата в стране инвестирования);
политический риск — возможность экспроприации активов, изменения в политике налогообложения, ограничение на валютные операции или другие изменения, которые затрагивают деловой климат страны инвестирования;
валютный риск (риск изменения валютного курса) — неопределенность в возвращении активов, которая обусловлена изменением в обменных курсах иностранных валют (в частности, валютой страны — реципиента инвестиций и валютой инвестора).
Проблемы инвестиций
Проблемы инвестиций в Российской Федерации
Привлечение инвестиций в Российскую экономику на протяжении длительного периода является актуальной проблемой. Особенно это касается иностранных инвестиций. Так проблемы существуют как экономические, так и политические. Рассмотрим основные негативные факторы, проблемы, которые сдерживают рост инвестиций в стране.
- Важной проблемой является коррупция. Так, громкие коррупционные разбирательства, а также невысокий рейтинг страны в списке коррумпированности государства, ограничивает приток инвестиций и снижает доверие инвесторов. Так в такой ситуации многие иностранные инвесторы предпочитают вкладывать денежные средства и капитал в экономики других государств.
- Следующей важной проблемой является наличие экономических преступлений, а также несовершенства законодательной базы в данной отрасли права, а также невысокие штрафы и наказания за экономические преступления. Несовершенным в частности является и правовое регулирование и предотвращения механизма фиктивного банкротства. Так предприятия, используя вложенные инвестиционные средства, могут объявить процедуру банкротства с умыслом неуплаты долгов.
- Также проблемой является и несогласованность инвестиционной политики между регионами страны, отсутствует единый системный подход к улучшению инвестиционного климата в стране.
- Также наблюдаются и различия в уровне социально-экономического развития регионов страны, так инвестиции в основном сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской области и других наиболее развитых регионах.
- Также существует проблема и нерационального инвестирования, нестабильности рубля, а также психологических причин, которые выражаются в недоверии к механизмам частно -государственного партнерства, механизмам инвестирования.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Классификация проблем инвестиций
На рисунке 1 ниже представлены основные проблемы, из-за которых привлекательность инвестиций в Российской экономике остается низкой.
Проблемы инвестиций в мире
Как и в Российской Федерации, во всем мире наблюдаются проблемы инвестиций и улучшения инвестиционного климата.
Однако, в некоторых странах такие проблемы наименее выражены (например, Сингапур, некоторые развивающиеся страны Азии, страны Скандинавии, экономически развитые Европейские страны).
Так, основной проблемой продолжает являться наличие коррупции как основное препятствие для роста инвестиций, а также сложности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в аспекте документов, правового обеспечения.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
В развивающихся странах мира особенно актуальна проблема невысокого уровня развития бизнес – среды и культуры взаимодействия и привлечения иностранных инвесторов. Также важной проблемой и основным риском являются колебания курсов основных мировых валют, обострение внешнеэкономической и политической обстановки в мире
Тогда как в развитых странах мира основной тенденцией инвестирования становится инвестирование в научную сферу и инновации. На этой основе возникают проблемы привлечения квалифицированных кадров в проекты.
Также после кризиса 2008-2009 годов растут и темпы роста прямых иностранных инвестиций. Однако, по мнению, опубликованному в докладе ООН «Доклад о мировых инвестициях» на 2016 планируется снижение прямых инвестиций, ввиду существования проблемы – низкого совокупного спроса, а также уязвимости глобальной экономики. Также в докладе явной проблемой инвестиций в мире выделяется такой факт, как ограничение допуска иностранных инвесторов, ограничения собственности, сложности с нормами регулирования иностранной собственности.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Препятствия на пути притока инвестиций. Инвестиционный климат в России
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие.
Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препон, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно технический потенциал. В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер.
Например, в 1993 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 1,9 трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд. долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд. долл., или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в стране. Сейчас правовые условия для деятельности иностранных инвесторов в России являются наихудшими по сравнению с другими государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам, но и Казахстану. В сентябре 1993 г. эксперты «Эуромаки» поставили Россию в своем ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на 132-е Литву на 130-е, Казахстан на 129-е, а Эстонию на 122-е.
Как показывает анализ законодательства стран республик бывшего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска. Сейчас правительство готовит поправки к Закону об иностранных инвестициях. Предполагаются: налоговые «каникулы», освободить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты налогов и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты и, что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков.
Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.
В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- – достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
- – ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
- – радикализация борьбы с преступностью;
- – торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- – пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- – мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- – внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- – запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- – предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- – формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
- – срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
- – принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- – создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
- – создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
- – разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Будем надеяться, что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
Источники: http://www.financemasters.ru/fmass-399-1.html, http://spravochnick.ru/investicii/problemy_investiciy/, http://studwood.ru/739121/ekonomika/prepyatstviya_puti_pritoka_investitsiy_investitsionnyy_klimat_rossii
Источник: