Инвестиции в отрасли дальнего востока

Край в масштабе

В прошлом году на форуме было подписано более 200 соглашений, объем привлеченных инвестиций превысил 2,5 триллиона рублей. В этом году в минвостокразвития ожидают не меньших результатов, рассказал в интервью «РГ» министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов.

Александр Александрович, каковы ожидания от ВЭФ-2018? Какие решения могут быть приняты?

Александр Козлов: Восточный экономический форум с каждым годом становится все масштабнее. Это говорит о том, что восточная повестка России высоко оценивается международным сообществом. Напомню, ВЭФ — второй форум в нашей стране, который проводится на основании указа президента. Здесь обсуждаются самые разные стороны сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом году приглашения приехать на форум отправлены лидерам КНР, Японии, Республики Корея. Президент Владимир Путин будет говорить с представителями крупнейших экономик мира о результатах и новых перспективах этого сотрудничества на российском Дальнем Востоке, который сегодня становится одним из центров торгово-экономического и инвестиционного партнерства на Тихом океане. Механизмы поддержки бизнеса, действующие в регионе, способствуют серьезному притоку иностранных инвестиций. За пять лет Дальний Восток увеличил свою долю с двух процентов до 30 от общего объема инвестиций, которые приходят в страну. На территориях опережающего развития (ТОР) и в Свободном порту Владивосток (СПВ) работают 73 компании с участием иностранного капитала. На ВЭФ-2018 состоятся бизнес-диалоги России с Китаем, Республикой Корея, Индией, Японией, странами Европы и Ближнего Востока. Пойдет речь о взаимовыгодном сотрудничестве в сферах транспорта и логистики, лесной, туристской и агропромышленной отраслях, нефтегазохимии и аквакультуре. В прошлом году в форуме приняли участие представители более 60 стран, было подписано более 200 соглашений. В этом году ожидаем не меньших результатов.

За счет каких проектов и отраслей в первую очередь собираетесь их добиться?

Александр Козлов: Название проектов и компаний, с которыми будут подписаны новые соглашения, мы озвучим на самом форуме. Могу сказать, что благодаря этим соглашениям инвестиции придут в транспортно-логистическую сферу Дальнего Востока, газохимический комплекс, добычу и переработку полезных ископаемых, сельское хозяйство, глубокую переработку леса и другие отрасли.

Раньше вы участвовали в ВЭФ как губернатор, сейчас — как федеральный министр: что поменялось?

Александр Козлов: На первых форумах я представлял интересы Амурской области, а в этом году — всего Дальнего Востока. Он очень разный, каждый из его регионов имеет свои особенности, свои преимущества. На севере базовые отрасли экономики — это добыча и переработка полезных ископаемых, в морских регионах — рыбное хозяйство, на юге плюсом идет промышленное производство, сельское хозяйство, судостроение, туризм.

Необходимо, чтобы каждый дальневосточный регион был достойно представлен на ВЭФ-2018, получил отдачу в виде новых инвестпроектов, налаживания партнерства между сторонами, выявления новых перспективных направлений сотрудничества. А рост экономики в свою очередь стимулирует развитие социальной сферы — создаются рабочие места, сопутствующая инфраструктура, растут налоговые поступления в бюджет.

Осенью на острове Русский заработает офшор. По прогнозам, приток инвестиций может достичь миллиарда долларов. За счет чего?

Александр Козлов: Фактически у компаний, работающих сегодня в иностранных офшорах, появилась комфортная возможность работать в России. Специальный административный район (САР) предлагает инвесторам льготы по налогам на прибыль в отношении некоторых видов доходов. Безусловно, здесь важна практика применения нового для нашей страны дела. Но уже ясно, что инициатива даст серьезный импульс развитию делового климата на Дальнем Востоке, дополнительно привлечет внимание к региону международного сообщества. Согласно принятым законам резидентство в САР могут получить российские и иностранные юридические лица, офисы которых будут располагаться на островах в Приморском крае и Калининградской области. При этом эти компании обязаны вложить в российскую экономику не менее 50 миллионов рублей в течение шести месяцев.

Какое количество территорий опережающего развития вы считаете оптимальным для Дальнего Востока? Вырастет ли их число?

Александр Козлов: Вопрос не в количестве, а в востребованности. Все территории опережающего развития на Дальнем Востоке создаются по инициативе инвесторов. Бизнесу лучше знать, где реализовать проект, — с учетом логистики, сбыта, наличия сырья. Поэтому с каждой инициативой создать ТОР мы работаем отдельно, встречаемся с инвесторами.

Хочу отметить тенденцию — не создание новых ТОР, а расширение уже действующих под новые проекты. За год мы по просьбе инвесторов расширили ТОРы «Хабаровск», «Михайловский», «Комсомольск», «Южная Якутия», «Приамурская». Сейчас работаем над расширением еще ряда территорий опережающего развития.

Судостроение на Дальнем Востоке выходит из застоя. Где взять квалифицированные кадры для крупных предприятий типа судоверфи «Звезда»?

Александр Козлов: Вопрос на самом деле намного шире и касается не только судостроения. На Дальнем Востоке сегодня не просто появляются крупные производства и открываются новые возможности для уже существующих — у нас появляются новые отрасли в экономике. Например, никогда не было в нашем регионе алмазогранильного производства. А теперь есть. Не было газопереработки — сегодня в Амурской области строится крупнейший газоперерабатывающий завод, создается газохимическое производство. Общая потребность в кадрах — 5,6 тысячи человек. Современная судоверфь «Звезда» будет строить суда любой сложности, в том числе и такие, которые никогда не выпускались в России. С выходом завода на полную мощность здесь будут работать семь тысяч человек.

Потребность в кадрах на Дальнем Востоке растет. Уже сейчас наш регион нуждается в специалистах инженерно-технического профиля, проектировщиках, агрономах. В ближайшие годы ожидается рост занятости в химической, газоперерабатывающей, добывающей сфере, пищевой промышленности, туризме.

Наша задача сегодня — помочь дальневосточным предприятиям с кадрами. Для ее решения работает наше Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Сегодня АРЧК сформировало базу потребностей в кадрах 800 дальневосточных работодателей. Это формирует полную и объективную картину рынка труда. Агентство вместе с дальневосточными работодателями и образовательными учреждениями добилось создания новых специальностей. Так, в Амурском техническом колледже выделено 225 бюджетных мест под потребности ТОР «Свободный». Для резидентов ТОР «Михайловский» в Уссурийском агропромышленном колледже возобновили подготовку агрономов, а с нового учебного года начинают подготовку технологов мясного производства. Огранщиков алмазов для завода компании KGK готовит учебный центр на базе приморского Промышленного колледжа энергетики и связи. В Хабаровском крае для обеспечения кадрами ТОРов и крупных инвестпроектов в прошлом году введено 13 новых специальностей. Судоверфь «Звезда» сотрудничает с Дальневосточным федеральным университетом — вуз создал кафедры кораблестроения и океанотехники на базе завода и готовит нужных специалистов.

Читайте также  Чистые инвестиции и расширенном воспроизводстве

Куда идут иностранные инвестиции?

От помидоров до нефтегаза: какие проекты на Дальнем Востоке на деле оказались привлекательны для иностранного бизнеса

Государственная стратегия развития Дальнего Востока России основана на стремлении к экономической интеграции региона с крупнейшими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона. Предпринятые усилия одновременно подразумевают стимулирование экспортной деятельности существующих предприятий и формирование конкурентоспособных условий для привлечения иностранного бизнеса. Сегодня эта работа начинает приносить свои плоды.

Основной принцип Минвостокразвития России – создавать на Дальнем Востоке конкурентоспособные условия для инвестирования и ведения бизнеса. По словам Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, практически это означает, что «налог на прибыль, например, у нас должен быть не более 11%, как в Республике Корея, страховые взносы – не более 10%, как в Японии. Сроки получения разрешения на строительство – не более 26 дней, как в США, а таможенные процедуры – как в Сингапуре. Это и есть практическая конкурентоспособность».

Новые экономические режимы на Дальнем Востоке – территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток – позволяют бизнесу существенно оптимизировать экономическую модель при работе на Дальнем Востоке. Помимо широко применяемых льгот по оптимизации налога на прибыль и налога на имущество, эти режимы имеют, например, такую льготу, как оптимизация социальных выплат на фонд оплаты труда. Резиденты выплачивают страховые взносы в размере 7,6% вместо 30%, что дает ощутимую экономию, в особенности для проектов, в которых занят высококвалифицированный и высокооплачиваемый персонал. В целом привлекательность территорий опережающего развития обусловлена тремя основными элементами. Первый — налоговые льготы. Второй — наличие инфраструктуры. Третьей составляющей является особая система управления такими территориями. Минвостокразвития определяет основной принцип этой системы так: «Инвестор всегда прав».

Что интересно, претендовать на подобную поддержку, получив статус резидента Свободного порта или ТОРа, могут компании от мала до велика. Минимальный «порог» инвестиций составляет 500 тыс. рублей для ТОРов и 5 млн рублей для Свободного порта. При этом претендовать на льготы можно как новым компаниям, начинающим бизнес с нуля, так и существующим предприятиям, инвестирующим в технологическую модернизацию или расширение производства. Практика показывает, что малый и средний бизнес действительно начинает пользоваться льготами: среди действующих резидентов есть компании, в которых занято всего по 10–15 человек.

Сегодня Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций (АПИ) имеет разработанные стратегии инвестиционного развития всех 9 субъектов Дальнего Востока, а в портфеле проработанных инвестиционных проектов имеется более 400 проектов, структурированных по объему инвестиций и отраслям. Многие из них могут быть интересны иностранным компаниям и уже предлагаются им на различных площадках. Существенные ожидания у АПИ связаны и с созданием страновых инвестиционных платформ. Одна такая – российско-японская платформа – начинает работу в этом году, партнером с японской стороны выступает Японский банк международного сотрудничества, JBIC. Запланировано создание аналогичных инвестиционных платформ с Китаем, Индией и Республикой Корея.

Данные Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций

ЗНАКОВЫЕ ПРОЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Крупнейшим международным проектом на российском Дальнем Востоке сегодня остается разработка нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. В проекте «Сахалин-1» участвуют компании из США, Японии и Индии; в проекте «Сахалин-2» – компании из США и Японии. Доля участия китайского бизнеса есть в проекте «Сахалин-3». Добываемое сырье отправляется на экспорт, а также на переработку на внутренний рынок. Вместе с тем уже сегодня, благодаря государственным мерам поддержки бизнеса на Дальнем Востоке, на территории стартуют новые, во-многом знаковые проекты международного сотрудничества.

Так, в активной стадии сегодня находится проект по созданию индийскими инвесторами угольного добывающего предприятия на Камчатке. Интерес к Крутогоровскому месторождению угля в регионе проявил холдинг TATA Group. Компания TATA Power намерена добывать на Камчатке уголь для экспорта, чтобы в том числе обеспечить топливом собственные генерирующие активы.

Инвестиции в проект оцениваются в 560 млн долларов. Объем проектного финансирования со стороны Сбербанка оценивается примерно в 400 млн долларов, причем финансирование начнется уже с 2018 года. Условием входа индийского бизнеса в проект стала система преференций, которые предоставляют инвесторам на Дальнем Востоке новые инструменты развития, в частности возможность получить преференции ТОР и необходимую инфраструктуру. Согласно проекту, после выхода на полную мощность на месторождении будут добывать до 10 млн тонн готового к реализации угля в год.

Это не единственный новый проект индийского бизнеса на Дальнем Востоке. Сегодня идет динамичная подготовка к запуску алмазогранильного предприятия во Владивостоке крупнейшего индийского холдинга KGK. Инвестор получил статус резидента Свободного порта Владивосток, на объект уже завезено необходимое оборудование, а после запуска инвестору будут предложены услуги Евразийского алмазного центра – специально созданной инфраструктуры по хранению и таможенной обработке (экспорту) ценных грузов, включая бриллианты.

Не менее динамично развивается сотрудничество с инвесторами из Японии. Один из ярких проектов с участием крупного японского консорциума – реконструкция и развитие международного аэропорта в Хабаровске. В консорциум входят Sojitz Corporation, Japan Airport Terminal Co., инвестфонд Министерства земли, инфраструктуры и транспорта Японии JOIN. Пропускная способность нового аэропорта составит до 3 млн пассажиров в год. Общая стоимость проекта – около 70 млн долларов.

В интересах инвесторов уже принят ряд беспрецедентных решений, и в частности – утверждение ФАС значений долгосрочных тарифов для объекта инфраструктуры. Также ведется работа по включению города Хабаровска в зону действия экономического режима Свободного порта. После принятия соответствующего закона инвесторы смогут воспользоваться всеми налоговыми льготами, которые дает данный режим, а сам аэропорт попадет в зону действия упрощенного визового режима для иностранных граждан.

Читайте также  Функции инвестиций и эффект мультипликатора

В этой связи следует отметить, что каждый третий из проектов, подписанных в декабре прошлого года в ходе официального визита Президента России В.В. Путина в Японию, территориально относится к Дальнему Востоку. В общей сложности это 27 проектов, в том числе 10 проектов в области добычи ресурсов, 15 проектов по развитию промышленности, 1 проект в области градостроительства и 1 проект в области медицины и здравоохранения. При этом большинство промышленных проектов ориентировано на экспорт продукции.

В рамках новых механизмов развития Дальнего Востока запускаются и проекты с участием инвесторов из Республики Корея. Эта страна сегодня является крупнейшим экспортером рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока России. Поэтому неудивительно, что корейские инвестиции приходят в рыбопромышленную отрасль.

Так, на Камчатке компания Korea Traiding & Industries Co. инвестирует около 7 млн долларов в строительство рыбоперерабатывающего комплекса мощностью 10 тыс. тонн продукции в ТОР. Сам проект («Город 415», реализуется на паритетных условиях с российским партнером) уже получил преференции резидента территории опережающего развития, в 2017 году инвестор планирует начать строительство причальной стенки, а весь комплекс должен быть введен в эксплуатацию к 2020 году. Предполагается экспортная ориентация создаваемого производства.

В общей сложности сегодня корейские инвесторы реализуют 6 проектов на территории Дальнего Востока. Общий объем инвестиций этих проектов составляет порядка 70 млн долларов. Кроме того, компания из Республики Корея намерена принять участие в строительстве Камчатской краевой больницы. Объем инвестиций составит около 200 млн долларов.

ВОЗМОЖНОСТИ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Внутренний рынок российского Дальнего Востока имеет достаточно небольшой объем. Тем не менее и он позволяет развивать экономически эффективные проекты в разных отраслях. Такие проекты, основанные либо на импортозамещении, либо на технологической модернизации, могут дать инвестору гарантированную и стабильную доходность, пусть даже само производство и не будет иметь большого масштаба. Успех подобных проектов во многом зависит от уровня технологий, с которыми приходит инвестор. Именно поэтому проекты в этой сфере пользуются интересом среди иностранных партнеров.

Так, именно на внутренний рынок ориентирован один их первых проектов, реализованных в условиях территории опережающего развития, – японский тепличный комплекс JGC Evergreen. Теплицы, построенные в ТОР «Хабаровск», производят помидоры и огурцы для внутреннего рынка. Инвестор выбрал успешную маркетинговую стратегию: стоимость продукта ниже, чем у китайского импорта, а качество – выше. В результате конкурировать теплицам приходится только с сезонной продукцией местных агрохозяйств.

Агентство по привлечению инвестиций сегодня систематизирует потребности российского внутреннего рынка и предлагает инвесторам проекты по отраслям.

Во-первых, это городская инфраструктура. Потенциальный объем инвестиций в области обновления изношенной инфраструктуры ЖКХ крупнейших городов Дальнего Востока оценивается почти в 1 млрд долларов. Экономика проектов строится на тарифном регулировании, при этом на Дальнем Востоке уже есть опыт закрепления тарифов на длительный срок для обеспечения возвратности инвестиций.

Во-вторых, это локальная энергетика. Этот процесс уже идет – проекты по энергоэффективности, равно как и по снижению зависимости локальной генерации от дорогого привозного топлива, уже реализуются и дают инвесторам ожидаемый коммерческий результат. Шутка ли сказать, из-за изношенности оборудования и проблем с топливной логистикой на отдельных энергоузлах себестоимость выработки электроэнергии доходит до 2 долларов за 1 кВт-ч. Российские власти готовы сохранять существующие объемы дотаций на период окупаемости проектов, что позволяет инвестору «сложить» экономику проекта и получить свой экономический результат.

В-третьих, АПИ предлагает инвесторам, в том числе иностранным, вкладываться в развитие торговых сетей и логистики. Во многом знаковым стал 2017 год – в Хабаровске открылся гипермаркет крупной торговой сети строительно-бытовых товаров Leroy Merlin. Инвестиционная емкость отрасли, по оценкам аналитиков АПИ, сегодня составляет свыше 1,1 млрд долларов. В-четвертых, перспективным является рынок создания и развития на Дальнем Востоке высоких технологий, например по глубокой переработке местного сырья. Инвестиционная емкость этого рынка – свыше 3 млрд долларов. В этом плане интересен опыт корейской компании «Гидеон Систек» совместно с российской «Городской транспортной компанией»: инвесторы, получив статус резидента Свободного порта Владивосток, вкладывают свыше 30 млн долларов в развитие «умной» платежной системы для городского транспорта столицы Приморья.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ – ВЫГОДА ДЛЯ БИЗНЕСА
Еще одной интересной возможностью, которую открывает для иностранных инвесторов российский Дальний Восток, является местный климат. Условия резко континентального климата Якутии или же специфические условия прибрежных районов Камчатки – это возможность разрабатывать и тестировать новые технологии, которые затем найдут применение во многих странах, в Арктике и Антарктике. Это не новая история – например, аэропорт Якутска традиционно используется лидерами мирового авиастроения для тестирования и апробации технологий в условиях экстремального холода.

Интересным является опыт японских энергетиков: благодаря поддержке японской государственной организации NEDO на Камчатке были построены современные высокотехнологичные комплексы ветровой генерации. Для инженеров компании Komaihaltec работа на Камчатке стала настоящим вызовом. Технологии, которые позволяют оборудованию «выживать» при температурах до минус 40 градусов по Цельсию, специально разрабатывались для этого проекта. Повышенные климатические требования коснулись всего: и металлоконструкций, и конструктива, и особенностей построения энергетической схемы выдачи электроэнергии. Зато благодаря реализации проекта японская компания, по сути, открыла себе дорогу на новый рынок – рынок ветровой генерации в Арктике. Технология, разработанная на Камчатке, – конкурентоспособное предложение, которое может быть теперь применено не только в России, но и в других северных странах. Более того, японская сторона заинтересована доработать свою технологию для еще более суровых условий и с этой целью намерена реализовать еще один проект ветровой генерации – на этот раз в поселке Тикси (Якутия), на побережье Северного Ледовитого океана.

Еще один пример – тепличный комплекс компании «Саюри», построенный в пригороде Якутска с участием японского инвестора «Хоккайдо Корпорейшн». Инициаторы проекта завезли на вечную мерзлоту японскую технологию выращивания овощей, дополнительно доработав ее с учетом местных климатических условий. Это был первый опыт использования оборудования в условиях морозов, доходящих до минус 60 градусов по Цельсию. Стоит отметить, что работа оборудования круглосуточно мониторится японской стороной: массивные объемы телеметрии в онлайн-режиме транслируются в Японию, и японская сторона принимает решения о точных настройках оборудования (отопление, вентиляция, полив). Первая же «зимовка» теплицы дала впечатляющий результат: оборудование прошло все климатические тесты, теплица дает урожай, на урожай есть стабильный спрос – вся произведенная продукция потребляется местным рынком.

Читайте также  Политика управления инвестициями на предприятии

Сегодня, благодаря государственной поддержке опережающего развития Дальнего Востока, аналогичные проекты по разработке новых технологий, равно как и создание полигонов для испытания существующего оборудования, будут множиться. Особенно перспективна в этом плане территория Якутии, ведь полигоны для климатических испытаний можно формировать там, где уже есть полноценная инфраструктура: железная дорога, автомобильная дорога, город Якутск с высокой научной базой и т. д. Уже сейчас среди потенциальных резидентов ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы» есть иностранные компании, которые рассматривают возможность строительства испытательных полигонов для своей продукции.

Опубликовано в бюллетене Экономика Дальнего Востока

Инвестиции в отрасли дальнего востока

Участники ВЭФ предложили дотировать строительство флота за счет государства и обсудили возможности увеличения кредитоемкости судостроительной отрасли

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Рыбная отрасль может быть высокодоходной как для бизнеса, так и для государства

«Рыбная отрасль уже сейчас является эффективной областью инвестиций как для стратегических, так и финансовых инвесторов. Маржа на стадии глубокой переработки в разы превосходит маржу от добычи. Думаю, что за будущие 10–15 лет капитализация отрасли должна вырасти не менее, чем на 25%», — заместитель Министра сельского хозяйства, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.

«Мы построим более 100 новых судов, мы ожидаем 20 береговых заводов перерабатывающих, различной мощности. Уже сейчас в высокой степени проработки находится порядка 50 заявок от инвесторов с Дальнего Востока и Севера. Реализация данных проектов позволит увеличить годовой вклад отрасли в национальный ВВП более чем на 50 млрд рублей ежегодно, что эквивалентно приросту в 25% к уровню 2016 года», — Илья Шестаков.

Износ мощностей

«За последние пять лет достаточно уже заметное сокращение флота, и в общем-то, износ — более 80%. Средний возраст судов более 25 лет», — Ермолай Солженицын, старший партнер McKinsey&Company.

Сомнения инвесторов в эффективности строительства нового флота

«Главная задача по поводу строительства нового флота в неопределенности, которая сегодня присутствует на рынке. У меня сегодня было три или четыре встречи с крупнейшими банками, и все они задают вопрос с точки зрения оценки эффективности строительства этого флота. Хотелось бы, конечно, не потерять судостроительную базу, а соответственно — и будущий судоремонт, чтобы он был привязан к местам добычи Дальнего Востока. Построить суда на западных верфях гораздо, наверное, проще, чем построить суда на Дальнем Востоке. Это новый вызов, на который надо отвечать», — Сергей Дарькин, президент ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа».

Несовершенство нормативно-правовой базы

«Еще один нюанс, который сегодня присутствует на рынке, это неопределенность нормативно-правовой базы. Вот это начинает настораживать. Неопределенность по распределению квот. Неопределенность по распределению инвестиционных квот. Появляются административные процедуры, увеличивается время получения разрешений дополнительных», — Сергей Дарькин.

Отсутствие готовых проектов

«Сам процесс формирования проекта достаточно долгий и занимает от года до полутора лет. Не хочется терять время. Если рассматривать строительство на Дальнем Востоке, ну конечно, здесь есть верфи, которые способны это сделать, но опять же — у них нет проектов. И насколько они сформируют быстро эти проекты, мы не знаем», — Сергей Скляр, вице-президент компании «Антей».

Несоответствие нормам регулирования и международным стандартам

«Выходя на международный рынок, мы сталкиваемся с одной проблемой — категорически недостаточное состояние сертификации отечественного промысла по международным стандартам экологической безопасности. Невозможно зайти на эти рынки, просто доказывая, что у нас самая вкусная и свежая рыба», — Алексей Байгужин, совладелец ООО «Интеррыбфлот».

Проблема с кадрами в отрасли

«Рыбная отрасль имеет отрицательный имидж, и это влияет на нас очень сильно. Мало того, что это влияет на нас — на продажи на международных рынках, это еще и большая проблема для кадров. Люди не хотят идти в море работать. Мы сейчас говорим о строительстве новых судов, а это автоматизированные суда. А у нас ни одного автоматчика нет», — Алексей Байгужин.

Нехватка энергомощностей

«Это, как правило, те территории, которые приближены, с одной стороны, к водно-биологическим ресурсам, с другой стороны — оторваны от коммуникаций. Первый вопрос, который встанет у всех абсолютно, — энергетика. Ни у кого ее не будет. Любой из этих заводов, он потребует дополнительно от двух до четырех МВт электроэнергии такого запаса нет на периферии. Это тоже надо строить. А это тоже деньги и это другая компетенция», — Константин Коробков, гендиректор ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат».

Государственные дотации

«Наше предложение, которое мы озвучили на нашей рыбной комиссии дотировать строительство флота за счет государства . Источники — это за счет тех дополнительных доходов, которые получило правительство за счет продажи квот, на краба в том числе. Мы предлагаем дотировать 20 копеек на рубль», — Сергей Дарькин.

Государственное страхование кредитов через ЭКСАР

«Как одно из предложений — как можно больше задействовать ЭКСАР Государственное экспортно-кредитное агентство РФ) Есть аналоги, большой известный всем проект Ямал-СПГ , где ЭКСАР застраховал не российский экспорт, а строительство предприятия, которое будет осуществлять экспорт. Здесь отрасль однозначно экспорториентированная. Поэтому мы с ЭКСАРом уже начали прорабытывать возможность увеличения кредитоемкости именно верфей», — Алексей Белоус, первый вице-президент, начальник департамента проектного и структурного финансирования АО «Газпромбанк».

Источники: http://rg.ru/2018/09/10/inostrannye-investicii-v-dfo-uvelichilis-v-15-raz-za-5-let.html, http://www.eastrussia.ru/material/kuda-idut-inostrannye-investitsii-/, http://tass.ru/vef-2017/articles/4539229

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто