Правовые гарантии для иностранных инвестиций

Определение режима иностранных инвестиций и правовые гарантии для них

1. В законодательстве об иностранных инвестициях, а также меж­дународных договорах применяются различные подходы к определе­нию понятия режима иностранных инвестиций. В одном варианте речь идет о национальном режиме. В этом случае иностранным инвес­торам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечест­венным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы прирав­ниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного го­сударства.

Возможно и одновременное применение обоих этих режимов (на­пример, Соглашение России с Японией 1998 г.). Согласно российско­му Закону об иностранных инвестициях 1999 г., правовой режим дея­тельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем пра­вовой режим деятельности и использования полученной от инвести­ций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятия­ми, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4). Закон 1999 г. предусматривает два вида изъятий из действия принципа на­ционального режима: изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного ха­рактера.

Предоставление иностранным инвесторам соответствующего ре­жима означает, и это прямо предусмотрено в международных догово­рах, что не должна допускаться дискриминация. В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчерки­вается, что равный режим для инвесторов, действующих в равных об-стоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Ру­ководство МБРР). Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под «справедливым режимом» по­нимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляв­ши гоударством национальным инвесторам в аналогичных обстоя-тельствах. Это касается прежде всего защиты права собственности ин­весторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разре­шения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта импорта и других юридических аспектов. В то же время в отношении других во­просов, не касающихся национальных инвесторов, «режим, опреде­ляемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны приме­няться с учетом их национальной (государственной) принадлеж­ности».

В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвести­ций обращается внимание и на то, что принимающее государство должно избегать создания неоправданно сложной процедуры регули­рования или установления в законе условий, выполнение которых не­обходимо для осуществления допуска. Предоставление соответствую­щего режима не исключает, как уже отмечалось выше, установления изъятий ограничительного характера для иностранных инвестиций или же установления специального лицензирования, все дело в том, насколько широк будет перечень отраслей, включенных в этот список. Общепризнано, что государственный контроль должен осуществлять­ся в области добычи полезных ископаемых и разработки недр.

В России действует так называемый явочно-нормативный порядок для иностранных инвестиций, согласно которому предварительного разрешения для допуска иностранных инвестиций не требуется. При таком порядке применяется лицензионная система, согласно которой для осуществления отдельных видов экономической деятельности требуется получение лицензии (разрешения) от определенных госу­дарственных органов.

2. Закон об иностранных инвестициях 1999 г. предусматривает ряд гарантий для иностранных инвесторов на территории России, а

• гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесто­ров (ст. 50);

• гарантию использования иностранным инвестором различных

форм осуществления инвестиций (ст 6);

• гарантию права иностранного инвестора на приобретение цен­ных бумаг (ст. 13);

• гарантию участия иностранного инвестора в приватизации

• гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора

другому лицу (ст. 7);

& 3. Определение режима иностранных инвестиций и правовые гарантии для них 241

• гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской дея­тельности на территории России иностранным инвестором (ст. 10);

• гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в кач-естве иностран­ной инвестиции (ст. 121);

• гарантию использования на территории России и перевода за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

• особо следует отметить наличие в Законе гарантий компенса­ции при национализации и реквизиции имущества иностранного ин­вестора или коммерческой организации с иностранными инвестиция­ми (ст. 8).

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции в Зако­не 1999 г. формулируется следующим образом: имущество иностран­ного инвестора или коммерческой организации с иностранными ин­вестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе на­ционализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным до­говором Российской Федерации.

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой орга­низации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоя­тельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвести­циями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

В отношении гарантии предоставления права на земельные участ­ки ст. 15 Закона 1999 г. отсылает к законодательству РФ и субъектов РФ- В литературе отмечалось, что в этом и в ряде других случаев примененный в Законе об инвестициях термин «гарантия» носит ус­ловный характер. Здесь скорее есть основания говорить об ограниче­ниях.

При создании предприятия с иностранными инвестициями или при участии иностранного инвестора в приватизации возникает во­прос о том, имеет ли такое предприятие право собственности на зе-мельный участок, на котором находится или будет построено соответ­ствующее здание, или же такой участок предоставляется только на условиях пользования.

Согласно Земельному кодексу РФ 2001 г., иностранные гражда­не, лица без гражданства и иностранные юридические лица — соб­ственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка, однако кодекс устанавливает определен­ные ограничения в отношении приобретения ими этих участков в собственность. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территори­ях и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральный законами. Перечень приграничных территорий уста­навливается Президентом РФ. До установления такого перечня право собственности иностранцев на приграничных территориях не допускается. Под особыми территориями понимаются территории, на которых находятся, в частности, объекты стратегического назна­чения, военные объекты.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муници­пальной собственности, могут предоставляться иностранным гражда­нам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату, размер которой установлен Земель­ным кодексом.

В случаях приватизации установлены ограничения в отношении приобретения иностранцами нрав на земельные участки, которые на­ходятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся здания, строения и сооружения, находящиеся в их

Участки недр, континентального шельфа, лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, они могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды, при условии, что эти лица наделены правом заниматься соответствующей деятельностью.

Особый режим, установленный в России для иностранцев и ино­странных юридических лиц в отношении права собственности на сельскохозяйственные земельные участки, полностью распространя­ется на иностранных инвесторов. Они вообще не могут иметь право собственности на участки такого рода. Согласно правилам Федераль­ного закона от 1 июля 2002 г. (вступившим в силу 27 января 2003 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» они могут обладать,такими участками только на праве аренды (п. 3 ст. 1, п. ст. 2, ст. 3). Кроме того только право аренды земельных участков из

,. о 0цредоление режима иностранных инвестиций и правовые гарантии для них 243

, емель сельскохозяйственного назначения предоставляется юриди­ческим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля ино­странных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без граждан­ства составляет более 50%. Таким образом, если иностранный инвес-тОр участвует в предприятии с иностранными инвестициями, созданном в Росиии в качестве юридического лица российского права и если иностранцу прнадлежит более 50% капитала такого предпри­ятия (независимо от того, в какой правовой форме оно создно: в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответствен­ностью), оно не может иметь право собственности на землю.

В отличие от права собственности на землю, аренда сельскохозяй­ственных участков иностранными инвесторами допускается. Договор аренды может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет.

Читайте также  Инвестиции в производственной сфере экономики

Право аренды земельного участка может быть приобретено ком­мерческой организацией с иностранными инвестициями согласно ст. 15 Закона об иностранных инвестициях 1999 г. на торгах (аукцио­не, конкурсе).

Практическое значение для иностранных инвесторов имеет при­знание их прав собственности на городские земли и участки, на кото­рых находятся промышленные, торговые и иные объекты. Несмотря на наличие изъятий, иностранные лица сохраняют право собственнос­ти на земельные участки, приобретенные ими в результате соверше­ния гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке привати­зации.

Ранее в ряде регионов России земельные участки продавались рос­сийским юридическим лицам, контроль над которыми осуществляли иностранные инвесторы.

Из положений Земельного кодекса РФ 2001 г. и Закона об обо­роте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. может быть сделан вывод о том, что в отношении иностранных юридических лиц, прежде всего иностранных инвесторов, обеспечивается большая правовая стабильность, чем ранее, когда соответствующие вопросы определялись многочисленными указами президента и законода­тельством субъектов Федерации, часто противоречивых по своему содержанию.

Однако установленная в Законе об обороте земель сельскохозяй­ственного назначения обязанность иностранного инвестора произ­вести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйствен­ного назначения или доли в праве общей собственности на такой Участок, которые не могут иностранному инвестору принадлежать На праве собственности в силу ст. 3 и ст. 5 этого Закона, распро­страняются на иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также на российских юридических лиц, в уставном капитале которых доля этих лиц составляет более чем 50%. Отчуждение должно быть осуществлено в течение года после вступления в силу Закона или, если участок был приобретен позд­нее, в течение года со дня возникновения права собственности у та­ких лиц.

Такое правило, установленное ст. 5 Закона, ослабляет правовую стабильность, поскольку прямо предусматривает обратное действие условий менее льготных для инвесторов, чем это было ранее.

3. Важное значение имеет признание в Законе об иностранных ин­вестициях 1999 г. принципа суброгации, применяемого при междуна­родном страховании иностранных инвестиций от политических рис­ков. Согласно этому Закону, если иностранное государство или упол­номоченный им государственной орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предо­ставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осу­ществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государ­ству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход нрав (уступка требований) признается правомерным (п. 2 ст. 7).

Признание суброгации, как отмечалось в литературе, практически означает признание обязанности уплатить компенсацию за утрачен­ные инвестиции иностранному государству как правопреемнику (цес­сионарию) инвестора.

Соответственно государство, признающее суброгацию, будет про­являть повышенную осторожность в отношении иностранных инвес­тиций, чтобы избежать затем конфронтации с государством, которому инвестор цедирует свои права требования после выплаты ему страхо­вого возмещения.

4. Новым по сравнению с Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. в Законе 1999 г. является включение в него так называемой дедушкиной (от англ, grandfathers), или стабилизацион­ной (от англ, stabilisation), оговорки, согласно которой инвестору предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законода­тельства, действовавшего ранее, для него и коммерческой организа­ции с иностранными инвестициями. При этом в Законе 1999 г. уста­новлены определенные положения, ограничивающие действие этой оговорки. Укажем лишь некоторые из них. Во-первых, оговорка не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательство в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо­ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны

к ‘3 Определение режима иностранных инвестиций и правовые гарантии для

страны и безопасности государства; во-вторых, оговорка применяется отношении иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющими приоритетные ин­вестиционные проекты только в отношении товаров, ввозимых для их реализации (под такими проектами понимаются проекты на особо крупные суммы или проекты, в которых особенно значительна мини­мальная доля (вклад) инвестора в уставном капитале такой организа­ции (проекты должны включаться в перечень, утверждаемый прави­тельством); в-третьих, оговорка распространяется на другие организации с иностранными инвестициями, если доля иностранного инвестора в них составляет свыше 25%. В-четвертых, действие оговорки для ино­странного инвестора гарантируется, как правило, в течение срока оку­паемости проекта, но не более семи лет.

В специальной литературе было выражено мнение, что эта весьма сложно сформулированная оговорка на практике применения не по­лучит. В законодательстве других государств СНГ применение стаби­лизационной, или «дедушкиной», оговорки предусмотрено в более широком объеме. По Закону об иностранных инвестициях Казахстана 1994 г. к иностранным инвестициям в течение 10 лет в соответствую­щих случаях не применяется новое законодательство, а по инвестици­ям, осуществляемым но долгосрочным (более 10 лет) контрактам с уполномоченным органом государства, — до окончания срока дейст­вия контракта, если контрактом не предусмотрено иное. Аналогичные положения предусмотрены в Азербайджане, Грузии и Туркменистане. Конвенция СНГ о защите прав инвесторов 1997 г. вводит «дедушкину» оговорку, согласно которой в случае, если суд (в том числе Экономи­ческий Суд СНГ) вынесет решение, подтверждающее факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, соответствующие законодательные нормы приостанавливаются с момента их принятия и возобновляются с момента истечения пятилетнего срока с даты вы­несения решения.

5. Для государств, заинтересованных в притоке иностранных ин­вестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложе­ниями в других странах. Одним из таких соглашений, как уже говори­лось, является Сеульская конвенция 1985 г. Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г. В ней участвуют Великобритания, США, ФРГ и Другие страны. Обратим внимание на то, что в этой конвенции уча- Ст вуют Белоруссия, Армения, Грузия, Киргизия, Литва, Молдавия, 1ольща, Туркменистан, Азербайджан, Эстония, Казахстан, Россия, к раина, Узбекистан и др. Система государственного и частного страхования на национальном уровне благодаря Сеульской конвенции дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.

Сеульской конвенцией было учреждено многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, в функции которого входит заключение до­говоров страхования и перестрахования в отношении некоммерческих рисков, которым могут быть подвергнуты инвестиции стран — участ­ниц Сеульской конвенции. Кроме того, агентство может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны — участ­ницы Конвенции.

В международной практике помимо таких традиционных неком­мерческих рисков, как риск от экспроприации, национализации соб­ственности, риск причинения ущерба инвестициям в результате военных действий или гражданских беспорядков, в последнее время появились неизвестные ранее категории рисков, которые связаны с введением неконвертируемости валюты, валютных ограничений, применением определенных административных мер. Так, в специальной литературе появилось понятие так называемой ползучем экспропри­ации, под которой понимается введение принимающим государст­вом запретов на репатриацию прибыли или же назначение государ­ственного управляющего для предприятий с иностранными инвес­тициями.

Для решения сложных проблем, связанных как с предотвращени­ем некоммерческих рисков, так и с компенсацией инвесторам в случае их наступления, применяется сочетание международно-правовых и гражданско-правовых методов.

Компенсационная комиссия ООН, созданная в соответствии с Ре­золюцией Совета Безопасности ООН, в отношении некоммерческих рисков, связанных с военными действиями, для удовлетворения пре­тензий иностранных инвесторов, понесших убытки в связи с войной в Персидском заливе в 1990—1997 гг., рассмотрела, в частности, требо­вания правительств Индии, Южной Кореи и России к Ираку о ком­пенсации убытков, понесенных компаниями этих стран, участвующих в производственных проектах на территории Ирака, Кувейта и иных сопредельных государств. Компании понесли убытки, связанные с по­терей оборудования, эвакуацией рабочих, невыполнением Ираком обязательств по договорам с ними.

§ 4. Иностранные инвестиции в своГх>дных экономических зонах

Гарантии иностранных инвестиций

Иностранные инвесторы нужны каждой стране. Приток денег извне помогает поднять производство, отрасли, восстановить промышленные здания и сооружения. Для инвестора-иностранца, в свою очередь, важно иметь правовую защиту своих интересов в чужой стране.

Такими видами защиты могут воспользоваться лишь те лица, чья деятельность на территории государства является легальной, приносит пользу экономике страны и действительно является инвестиционной.

После регистрации инвестора и выяснения его намерений, инвестор получает правовые гарантии государства. При осуществлении своей деятельности, иностранный инвестор должен следовать требованиям закона и сдавать полный письменный отчет о реализации инвестиционного плана. Контроль направлен на то, чтобы национальное достояние и стратегически важные территории, объекты не стали предметом незаконных действий.

Схема правового обеспечения гарантиями защищает национальную экономику и стимулирует приток валюты. Но чем крупнее инвестиции, тем жестче проверка целей инвестора. Какими бы ни были вложения извне, секторы национальной экономики должны приносить пользу и выгоду гражданам страны. Инвестора проверяют на этапе подачи заявки. Подробный бизнес-план, стратегия развития и перспективы должны отвечать высоким требованиям к знаниям в конкретном секторе и в экономике. Стратегический, финансовый планы проверяются специалистами России. Это – гарантия того, что предприятие, после того как инвестор покинет свой пост не окажется в долговой яме.

Читайте также  Как я получил инвестиции в стартап

Кроме этого государство выдает список объектов, в которые:

  1. Можно инвестировать, иметь прибыль и контрольный пакет акций.
  2. Можно инвестировать, иметь прибыль, но не иметь контрольного права голоса.
  3. Иметь прибыль с инвестиций, но вообще не иметь доступа к объекту.
  4. разрешены косвенные иностранные инвестиции.

Свободно инвестировать в российские коммерческие компании, не имеющие стратегического значения достаточно легко. Но иностранцу нужно помнить, что мошенники встречаются в каждой стране. Поэтому лучше пройти полную регистрацию в РФ, получить право инвестировать и все гарантии, которые предусмотрены законом. Для россиян важно помнить, что иностранец, инвестируя свои деньги в чужой коммерческий бизнес, делает это для собственной выгоды. Неправильно составленный договор – и компания перейдет во владение иностранного бизнесмена.

Государственные гарантии инвестиционной деятельности

Люди, которые занимаются инвестициями в чужой стране, очень уязвимы. У них нет гражданских прав – на территории другого государства они гости. Часто доверчивость приводит к тому, что инвестора привлекают в сомнительный бизнес, обманом выманивают деньги, переводят на подставную компанию, а сами устраивают лжебанкротство. Поэтому каждое государство имеет закрепленную в законе правовую базу.

В Российской Федерации – это Федеральный Закон №160 «Об иностранных инвестициях», который выступает как основа обеспечения правовых гарантий инвесторам иностранного капитала в России.

На территории РФ иностранным инвесторам предоставляются гарантии:

  • На правовую защиту прав и интересов;
  • Права на возмещение убытков;
  • Возврата по долговым обязательствам;
  • Компенсаций;
  • Защиты от изменений в законе РФ, ущемляющих права инвестора и его деятельности;
  • Разрешений споров в соответствии с законом;
  • Беспрепятственной внешнеторговой деятельности в пределах заявленной сферы;
  • Свободный, законный перевод, вывод денег, дивидендов, прибыли;
  • На право покупать движимое и недвижимое имущество;
  • Гарантии на право приватизировать, покупать ценные бумаги, участвовать в аукционах.

По закону РФ относительно иностранных инвесторов, существуют все гарантии ведения полноценной деятельности на территории России в рамках разрешенных, не стратегических объектов инвестиций.

Каждый, кто желает инвестировать в бизнес в России, должен помнить, что перед тем как вложить свои деньги, важно узнать менталитет жителей страны, чтобы обычные для местных способы поведения и ведения дел не стали шоком для постороннего человека.

Международные гарантии инвестиционной деятельности

В мире все государства издают свои законы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов. Но кроме этого существует и международный механизм.

Международные правовые нормы, гарантии обеспечиваются с 1985 года. Со стороны созданного на Сеульской конвенции Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ, МИГА) проходит поддержка инвесторов:

  • Консультации;
  • Страховка рисков (кроме банкротства);
  • Распределение прямых инвестиции по развивающимся странам. Выдаются списки, куда можно инвестировать и на каких условиях;
  • Обеспечиваются гарантии.

Лицо, желающее стать инвестором в чужой стране, получает гарантии МАГИ на 3 – 20 лет. В этом случае, гарантии государств не нужны.

МЦУИС – международный центр регулирования инвестиционных споров. Туда можно обратиться, чтобы решить спорные вопросы между государством и инвестором или между юридическими, частными лицами по вопросам капитальных инвестиций.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ) очень тесно сотрудничает с МЦУИС и МАГИ. Большинство крупных инвестиций между странами проводятся через этот банк. Связь международных органов гарантирует всестороннею помощь инвестору в чужой стране.

Международные гарантии обеспечиваются в нескольких направлениях:

  • Неприкосновенности имущества;
  • Стабильности;
  • Отсутствия дискриминации;
  • Разрешения споров;
  • Пользования результатами своих трудов и вложений.

Предоставление гарантий – это безопасность иностранного инвестора на территории страны. Но вместе с ними существует и предел развития деятельности. Инвестор должен помнить, что у него есть и обязанности, нормы поведения, границы дозволенности. Уголовное наказание за нарушение закона РФ или другой страны, на территории которой инвестор развивает деятельности так же предусмотрено.

Нужно знать, что существует общие виды гарантий, которыми можно воспользоваться. Это:

  • Законодательные (государственные и международные);
  • Финансовые, банковские;
  • Страхование;
  • Фин. инструменты (залог акций, облигаций, например).

Современные методы регулирования иностранного капитала основаны на распределении инвестиций в различные сферы хозяйствования. Инвестиции в развивающиеся страны находятся под гарантией международных организаций – МАГИ, МБРР, МЦУИС. К содействию этих организаций могут обращаться все инвесторы, желающие инвестировать предприятия иностранного государства. Если у инвестора есть желание, но нет точного понимания где его деньги принесут обоюдную выгоду, то Агентство посодействует в выборе.

Для инвестора важно понимать, что перед тем как иметь дела с иностранными предприятиями, нужно ознакомиться с самой страной. Туристическая поездка поможет узнать менталитет и дух страны. Полезно просмотреть Конституцию по вопросам прав человека, законов о предпринимательской деятельности, по которым живет и работает местное население. Гарантии иностранным инвестициям предоставляются только при соблюдении законов страны инвестирования.

О пользе иностранных инвестиций вы можете узнать из видео:

Правовые гарантии для иностранных инвестиций

Введите ваш e-mail:

Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России

Выдержка из книги «Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации», Пушкин А.В

Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством РФ и международными договорами, действующими на территории России (ст. 5 Закона об иностранных инвестициях). Как указано выше, на территории Российской Федерации иностранным инвесторам предоставляется национальный правовой режим.

По отдельным моментам иностранные инвестиции являются даже более защищенными, чем отечественные капиталовложения. К иностранным инвестициям может применяться так называемая «дедушкина» (стабилизационная) оговорка — то есть применение нормативного акта, действующего на момент начала финансирования проекта, в течение определенного периода времени, в случае принятия нового нормативного акта, ухудшающего положение иностранного инвестора.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (в соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования). Ответственность наступает при наличии вины причинителя вреда. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии с п. 5 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями являются участниками арбитражного процесса независимо от наличия соглашения о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд.

Законом об иностранных инвестициях предусмотрены следующие гарантии для иностранных инвесторов:

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории России в любых формах, не запрещенных законодательством РФ (статья 6 Закона об иностранных инвестициях).

При этом установлено обязательное предварительно согласование сделок, совершаемых иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) российского предприятия, или иная возможность блокировать решения органов управления такого российского предприятия. Порядок предварительного согласования установлен в статьях 9 – 12 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Исключением, не требующим обязательного предварительного согласования сделок установлено в отношении международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (Перечень таких организаций утверждается Правительством РФ).

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ, установленным главой 24 ГК РФ (за исключением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности, осуществляемой резидентами особой экономической зоны).

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (статья 382 ГК РФ).

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.

Читайте также  Методы учета долгосрочных финансовых инвестиций

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 1 ст.8 Закона об иностранных инвестициях).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 статьи 35 Конституции РФ).

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция) (статья 242 ГК РФ).

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде) (статья 10 Закона об иностранных инвестициях).

В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом (ст. 306 ГК РФ).

При неблагоприятном изменении российского законодательства (вступление в силу новых федеральных законов или иных нормативных правовых актов РФ, изменяющих размеры федеральных налогов, или влекущих увеличение налоговой нагрузки) гарантируется стабильность условий реализации инвестиционных проектов в отношении:

  1. иностранных инвесторов (коммерческих организаций с иностранными инвестициями, независимо от размера доли или вклада иностранных инвесторов в их уставный или складочный капитал), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты;
  2. коммерческих организаций с иностранными инвестициями с долей или вкладом иностранного инвестора в уставный или складочный капитал свыше 25 процентов, осуществляющих любые инвестиционные проекты.

Гарантия стабильности условий реализации инвестиционного проекта заключается в том, что в течение срока окупаемости (но не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта) не применяется новое или изменяемое российское законодательство, устанавливающее режим запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов или приводящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом запретов и ограничений, действовавших на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций. Правительство Российской Федерации при этом наделяется следующими полномочиями:

  • дифференцировать сроки окупаемости инвестиционных проектов;
  • продлевать срок окупаемости свыше семи лет, если суммарный объем инвестиций при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания необходимой инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.) составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте);
  • устанавливать критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничения осуществления иностранных инвестиций в России;
  • утверждать порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;
  • контролировать осуществление обязательств по реализации инвестиционных проектов в сроки их окупаемости.

В случае неисполнения иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств по реализации инвестиционного проекта они лишаются льгот, предоставленных им в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 9 Закона об иностранных инвестициях).

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде) (ст. 10 Закона об иностранных инвестициях).

.

В соответствии со ст. 11 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования с соблюдением положений п. 2 с. 4 Закона об иностранных инвестициях или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:

  • доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;
  • денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
  • денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • компенсаций при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Данная статья Закона об иностранных инвестициях не закрепляет свободы перевода за границу еще одного вида доходов иностранного инвестора — заработной платы и иных вознаграждений. В отличие от нее, Типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством иностранного государства о поощрении и взаимной защите капиталовложений, кроме указанных в Законе об иностранных инвестициях видов доходов, закрепляет беспрепятственный перевод за границу заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвестором и физическими лицами другой Договаривающейся Стороны, которым разрешено работать в связи с капиталовложением на территории первой Договаривающейся Стороны.

Иностранный инвестор, который первоначально ввез в Российскую Федерацию имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации (ст. 12 Закона об иностранных инвестициях).

Статья 13 Закона об иностранных инвестициях предусматривает для иностранного инвестора возможность приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций, а также государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона об иностранных инвестициях).

Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Право на заключение договора аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ст. 15 Закона об иностранных инвестициях).

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами государств-членов Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 16 Закона об иностранных инвестициях).

Отдельно о существующих таможенных льготах при ввозе товара на территорию Таможенного союза и судебной практике в этой ссфере речь пойдет в специальной главе, посвященной инвестиционному климату на территории государств-участников Таможенного союза.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств (ст. 17 Закона об иностранных инвестициях).

Источники: http://studopedia.ru/19_329507_opredelenie-rezhima-inostrannih-investitsiy-i-pravovie-garantii-dlya-nih.html, http://dengikupera.ru/investicyi/garantii-inostrannyh/, http://www.lawfirm.ru/article/index.php?id=5560

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто