Инвестиции в проекты по водоснабжению

Примеры инвестиционных программ развития ЖКХ и Энергетики

Инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры представляет собой программу финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры города.

Инвестиционная программа включает обоснование финансовых потребностей на (цель инвестиционной программы ЖКХ):

  1. Развитие систем и объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства;
  2. Повышение качества производимых для потребителей товаров (услуг);
  3. Улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.

Расчет планируемых финансовых средств на развитие технической и технологической оснащенности организации, строительство коммунальной инфраструктуры, модернизацию коммунальной инфраструктуры и социальное развитие производится с учетом всех источников финансирования на основании принятых в установленном порядке схем финансирования.

В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (утверждены Приказом Министерства регионального развития России от 10.10.2007 № 99) Инвестиционную программу рекомендуется разрабатывать отдельно для каждой системы коммунальной инфраструктуры: водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, теплоснабжение, электроснабжение, а также для объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Ниже представлены примеры Инвестиционных программ для различных сфер коммунальной инфраструктуры. В примерах инвестиционных программ содержатся цель инвестиционной программы, задачи инвестиционной программы, мероприятия по строительству и модернизации коммунальной инфраструктуры (систем и объектов), ожидаемые результаты, показатели эффективности, расчет необходимого финансирования для реализации инвестиционной программы ОКК.

Инвестиционная программа тепловых сетей
Цель инвестиционной программы повышение надежности работы системы, увеличение пропускной способности тепловых сетей, повышение качества и экологической безопасности услуги и др.

Пример Инвестиционной программы по электроснабжению
Цель инвестиционной программы повышение эффективности работы системы, внедрение системы АСКУЭ, сокращение потерь электрической энергии, обесечение учета ресурса

Инвестиционная программа по развитию объектов коммунальной инфраструктуры в части утилизации (захоронения) ТБО
Основные мероприятия инвестиционной программы – строительство полигона для утилизации (захоронения) ТБО, закрытие и рекультивация существующей свалки

Пример Инвестиционной программы по теплоснабжению
Цель инвестиционной программы – разработка комплекса мероприятий по строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в части теплоснабжения муниципального образования

Пример Инвестиционной программы по водоотведению
Строительство и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в части водоотведения, повышение качества услуги, улучшение экологической ситуации на территории города

Пример Инвестиционной программы по водоснабжению
Цель и задачи программы – обеспечение бесперебойной подачи качественной воды от источника до потребителя, повышение качества питьевой воды, снижение нормативов потребления услуги

Инвестиционная программа водоканал
Цель – обеспечение возможности подключения строящихся объектов к системе водоснабжения в необходимом объеме и соответствующего качества, развитие системы водоотведения, обеспечение очистки стоков, уменьшение техногенного воздействия на окружающую среду

Инвестиции в водоснабжение и водоотведение как способ решения проблем этой отрасли

Статьи по теме

Устойчивое водоснабжение и водоотведение — необходимое условие развития регионов. Каково состояние этой жизнеобеспечивающей отрасли? Как определяется вектор ее развития? Что необходимо учитывать на пути к повышению эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения? Какую роль могут сыграть инвестиции в сферу водоснабжения и водоотведения? На эти и другие вопросы отвечает кандидат технических наук, заместитель генерального директора ГК «Юрэнерго» Алексей Николаевич Мальнев.

Алексей Николаевич, каковы проблемы отрасли водоснабжения и водоотведения?

Кратко перечислим (поскольку общеизвестные факты) базовые сложности отрасли:

Срочные изменения — законопроекты декабря

  • изношенность водно-канализационного хозяйства;
  • есть средства на техническое обслуживание и ремонты (в рамках верхней границы тарифа), но нет средств на техническое перевооружение (отсутствует как таковой амортизационный фонд, инвестиции не включаются в тариф сверх установленной величины роста тарифа);
  • наличие существенного кассового разрыва в получении средств за оказанную услугу;
  • низкая динамика роста тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению относительно тарифных изменений в электроэнергетике и газоснабжении. Для примера: даже сегодня в Москве тариф на водоснабжение и водоотведение увеличится на 5,9 %, на тепловую энергию — на 13; на горячую воду — на 11,5; на электроэнергию — до 13,7; на газ — на 7,5 %;
  • иные частные производные от указанных проблем в сфере водоснабжения и водоотведения.
Читайте также  Связь инвестиций и экономического роста

Здесь не затрагиваются вопросы эффективности операционного управления и вопросы администрирования.

Незначительный рост тарифов на водоснабжение и водоотведение — разве это плохо?

Доступность услуги для потребителя, качество, надежность и эффективное развитие — основные показатели отрасли.

Бизнес водоснабжения и водоотведения подвержен государственному регулированию. Если говорим «тариф», значит, подразумеваем гражданина-потребителя. Если говорим «гражданин-потребитель», значит, рассматриваем совокупную, конечную платежную квитанцию за коммунальные услуги, которая, в свою очередь, является социально- экономическим индикатором в регионах и контролируется на уровне губернатора и правительства.

Тарифное регулирование в принципе не предполагает большие или умеренные прибыли в бизнесе. В этом случае требуется, чтобы прибыль была достаточна для оказания услуг с оглядкой на платеж потребителя и социально-экономическую атмосферу в муниципалитете.

Кто определяет вектор развития отрасли?

Вектор развития ЖКХ в сфере водоснабжения и водоотведения формируют лучшие мировые, отечественные практики и опыт в лице инвестиционного, экспертного и технического сообщества.

Выработку и реализацию государственной политики осуществляет Минстрой России.

Инструментом Минстроя России является Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию ЖКХ. Деятельность Фонда ЖКХ направлена в числе прочего на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства. С 2013 г. средства фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

Каковы основные тренды, наметившиеся в ЖКХ вообще и сфере водоснабжения и водоотведения в частности?

Модернизация коммунального комплекса за счет привлечения в отрасль частных инвестиций — одна из основных задач государственной политики в сфере ЖКХ. Регионы обязаны к 2016 г. передать неэффективные МУПы и ГУПы (после всероссийской оценки унитарных предприятий выяснилось, что таких 28 %) в концессию.

Важным остается вопрос энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере.

Все эти темы актуальны и для водоснабжения, и для водоотведения.

Что нужно учитывать на пути к эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения?

Во многих муниципалитетах есть так называемые неэффективные МУПы и ГУПы из разряда ресурсоснабжающих организаций сектора ЖКХ. Эти неэффективные предприятия успешно выявлены, и составлены графики передачи объектов ЖКХ неэффективных муниципальных предприятий в концессию.

Правомерен вопрос: почему муниципальное предприятие в сфере водоснабжения и водоотведения неэффективно? Неэффективный управляющий? Возможно ли в современных условиях иметь на этой должности неэффективного управляющего? Относясь с уважением к фигуре главы муниципалитета, отвечу: «Невозможно!»

Значит, во-первых, МУП и его управляющий не хотят быть эффективными. Во-вторых, им не дают быть эффективными.

Поясню, что значит «не хотят быть эффективными». Водоснабжение и водоотведение — это отчасти прибыльный бизнес для ограниченного круга конкретных людей в муниципалитете. Показывать эффективность — значит, рисковать потерей (отъемом) прибыльного бизнеса. А кому нужно предприятие с дырой в бюджете?

«Не дают быть эффективным» — МУП обременен просьбами на грани приказов от администрации по выполнению «добровольных поручений» за счет собственных средств, а именно: благоустройство территорий, покупка оргтехники для иных организаций, проведение общественных (значимых для города) мероприятий, присоединение к сетям социально значимых объектов и объектов, «которые нельзя не присоединить», и т. д. Неправильная тарифная политика предприятия. Все это также ложиться нагрузкой на МУП, уничтожая его бюджет.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Одно из направлений на пути к эффективности — привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальный сектор, в частности в водоснабжение и водоотведение.

Для привлечения частных средств в сферу водоснабжения и водоотведения в качестве основного рассматривается механизм государственно-частного партнерства и его разновидность — концессия.

Читайте также  Как заинтересовать в инвестиции инвестора

В простейшей модели два партнера (статус партнерства предполагает обоюдную выгоду): муниципалитет и инвестор.

Муниципалитет — собственник объектов водно-канализационного хозяйства, обремененного моральным и техническим износом основных средств, неэффективной тарифной политикой предприятия, неоптимальными договорными отношениями с ресурсоснабжающими организациями, накопившимися долгами. Эти объекты находятся в управлении муниципального предприятия (в неэффективном управлении).

Инвестор — эффективный управленец, готовый проводить техническое перевооружение за счет собственных или заемных капиталов. Общая доля вложений инвестора в инвестиционную программу предприятия должна быть не менее 24%.

Каким образом инвестор может не только вернуть вложенные деньги, но и получить доход от инвестиций?

Источником финансовых поступлений для предприятия является регулируемый тариф. Тариф должен быть установлен регулятором на долгосрочный период с учетом предполагаемых, согласованных и утвержденных инвестиций (тот самый экономически обоснованный тариф, который не дают «нашему» неэффективному МУПу).

Очевидно, что включение в затраты предприятия инвестиций приведет к скачкообразному росту тарифа. Это, в свою очередь, отразится на конечном платеже потребителя.

Каким образом обеспечить техническое перевооружение, возврат инвестированного капитала, не наращивая финансовую нагрузку на гражданина-потребителя?

Во-первых, должен быть введен механизм инвестиционно-ориентированного тарифного регулирования — установление тарифа с применением метода доходности инвестированного капитала.

Во-вторых, бюджетная составляющая инвестиционной программы (деньги государства) и ее размер должны выступать как демпфер величины роста тарифа.

В-третьих, утверждая инвестиционную программу, исполнительный орган субъекта должен не только видеть величину будущего тарифа по определенному виду деятельности (водоснабжение и/или водоотведение), но прежде всего ориентироваться на конечную платежку потребителя.

Поясняю. Предположим, доли платежей гражданина-потребителя в конечной платежке до передачи объектов водно-канализационного хозяйства в концессию (и, соответственно, до начала внедрения улучшений) распределялись так: газ — 15 %, тепло — 50, электроэнергия — 25, водоснабжение и водоотведение — 10 % (итого 100 %).

После вливания концессионером инвестиций и внедрения улучшений на объектах водно-канализационного хозяйства произошло увеличение тарифа и возросла доля платежа за водоснабжение и (или) водоотведение до 20 %.

Орган исполнительной власти субъекта своим решением после консультаций с регулятором может произвести корректировку тарифов других ресурсоснабжающих организаций (за счет изменения их инвестиционных программ, за счет дотаций, субсидий, иных компенсационных или сдерживающих механизмов), и доли платежей у гражданина-потребителя в конечной платежке распределятся, например, следующим образом: газ — 14 %, тепло — 44, электроэнергия — 22, водоснабжение и водоотведение — 20 % (итого 100 %). Таким образом, конечная сумма в платежке потребителя не изменится.

В чем разница между энергосервисным контрактом и концессионным соглашением?

При заключении энергосервисного контракта исполнитель обязан за свой счет выполнить на объектах заказчика в оговоренных границах улучшения, которые приведут при прочих равных условиях к экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Возврат инвестированного капитала и доход на инвестированный капитал обеспечиваются за счет экономии средств от предотвращения потребления ТЭР в течение срока действия энергосервисного контракта. По окончании срока действия контракта улучшения остаются у заказчика.

При концессионном соглашении инвестор обязан за свой счет произвести модернизацию объектов заказчика в оговоренных границах, ведущую при прочих равных условиях к снижению операционных расходов в целом по виду деятельности. Возврат инвестированного капитала и доход на инвестированный капитал обеспечиваются за счет утвержденного тарифа в течение срока действия концессионного соглашения. По окончании срока действия концессионного соглашения улучшения остаются у заказчика.

Таким образом, присутствуют нормативно закрепленные механизмы привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, направленные на повышение эффективности отрасли.

При выборе того или иного механизма необходимы расчет и взвешенный подход.

Инвестиции в проекты по водоснабжению

В фильме «Игра на понижение», основанном на реальных событиях, Кристиан Бейл играет финансиста Майкла Бьюрри, который просчитал падение ипотечного рынка США 2007–2008 годов, когда никто этого даже представить не мог. После кризиса дальновидный трейдер закрыл свой хедж-фонд и вложил все деньги в рынок питьевой воды.

Читайте также  Слияние и поглощение как форма инвестиций

Сейчас его заинтересованность этим ресурсом разделяют крупнейшие игроки на фондовом рынке — инвестиционные банки Goldman Sachs, JP Morgan Chase, Citigroup и Deutsche Bank. Они приобрели масштабные водоносные горизонты и паи в предприятиях по разработке нового оборудования для фильтрации, опреснения и дезинфекции жидкости. Таким образом, в мире начал формироваться целый класс «водных магнатов», которые скупают тысячи акров озер, водоканалы и права на водные ресурсы во всем мире с беспрецедентной скоростью.

Интерес крупных инвесторов к воде вполне объясним. Только 3% от общей массы воды на планете пригодны для питья, при этом 2% из них приходится на ледники. Таким образом, доступным для использования оказывается всего 1% водных ресурсов Земли. Между тем с 60-х годов прошлого века население мира увеличилось вдвое, а к 2050 году оно преодолеет отметку 10 млрд человек. Рост численности населения подстегнет спрос не только на питьевую воду, но и на сельскохозяйственные товары — примерно на 70%. Это, в свою очередь, усугубит дефицит водных ресурсов: не секрет, что более 70% всей пресной воды в мире используется для орошения полей и выращивания мяса.

Опасения в отношении возможного дефицита способствуют росту акций компаний, чей бизнес так или иначе связан с водой. С 2011 года индекс S&P Global Water, в который входят бумаги около 50 компаний, занимающихся добычей и транспортировкой воды, вырос на 97%. По оценкам журнала Fortune, в 2016 году годовой оборот игроков этого рынка превысит $500 млрд.

Частный инвестор может вложиться в водный сектор несколькими способами: купить паи в биржевых инвестиционных фондах (ETF), инвестировать во взаимные фонды или приобрести акции конкретных компаний. В настоящее время существует около десяти взаимных фондов и ETF, занимающихся инвестициями в компании водной сферы.

Самый крупный и популярный из них — швейцарский Pictet Water Fund, который управляет активами почти на €3,1 млрд. Рост стоимости акций этого фонда за три года составил 46,9% (с 13 декабря 2013 года по 16 декабря 2016 года). Успешными биржевыми фондами можно назвать iShares Global Water UCITS ETF, Power Shares Global Water Portfolio ETF (PIO), Guggenheim S&P Global Water Index (CGW) ETF и экологический фонд со значительным влиянием водных эмитентов — Impax Environmental Markets PLC.

Из отдельных бумаг можно выделить акции компании AquaVenture Holdings LLC, которая провела IPO в октябре 2016 года. Эта фирма занимается очисткой и опреснением воды, а стратегия ее развития основана на долгосрочных контрактах. Стоимость акций AquaVenture на момент первичного размещения составляла $18 за бумагу, однако к 16 декабря она выросла почти на 39%, достигнув отметки $25 за штуку. Учитывая, что рынок технологий по очистке воды растет ускоренными темпами (с 2014 года его объем увеличился на $100 млрд), акции AquaVenture Holdings LLC имеют все шансы сохранить позитивную динамику.

Тем не менее стоит признать, что инвестиции в водный сектор — это «удовольствие» не для всех. Инвестиционный рынок испытывает серьезный недостаток в качественной экспертизе по бумагам таких компаний. Брокерские и управляющие компании крайне редко с ними работают, поэтому для начинающего инвестора, который остро нуждается в консультационной поддержке, это не лучший выбор.

В противном случае он рискует вложить деньги в акции не очень качественного эмитента, который завышает финансовые показатели и преувеличивает свою роль в водной индустрии. Поэтому с этим сектором должен работать только квалифицированный инвестор, который владеет фундаментальным и техническим анализом, разбирается в финансовых отчетностях и способен сам себя обеспечить необходимой экспертизой.

Источники: http://www.g-k-h.ru/gchp-uslugi/investprogs/priemers/, http://www.gkh.ru/article/101976-investitsii-v-vodosnabjenie, http://www.rbc.ru/opinions/money/16/12/2016/5854228e9a7947986a42f578

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто