- Привлечение иностранных инвестиций: политика, способы и в Россию
- ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
- СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
- ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ
- Министерство экономического развития Российской Федерации
- Консультативный совет по иностранным инвестициям
- Рекомендации общероссийского совещания по привлечению иностранных инвестиций в экономику России библиография (стр. 16 из 18)
Привлечение иностранных инвестиций: политика, способы и в Россию
Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 25.02.2017
ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом следует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций.
Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследования показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.
Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагрузке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от 0% до 5%.
Более того, недавние исследования показывают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мобильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода исследования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций5. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секторов или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.
Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы.
К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль.
Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком налоге на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами.
Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по привлечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления иностранным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в определенных отраслях и ряд других факторов.
Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее привлекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относительно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться фактором, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в иностранной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной является политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об инвестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.
СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Существуют следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же существует новая тенденция к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организация в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это можно объяснить глобализацией и усилением конкуренции, что вызывает необходимость ускорения процесса наладки производства и скорейшего начала работы предприятия и более быстрого получения прибыли.
Еще несколькими способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является покупка активов предприятие, которое является экспортером и инвестирует, заработанные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ
Правительство России проводит свою политику по привлечению иностранных инвестиций, которая делится на несколько направлений.
За годы рыночных реформ производство (больше всего промышленность) в Россию значительно сокращалась до 2004 года, что ухудшило привлечение иностранных инвестиций в Россию, однако, уже с 2006 до 2008гг. привлечение иностранных инвестиций резко начало увеличиваться и пика достигло в 2008г., однако уже в период с 2009-2011гг. объем иностранных инвестиций уменьшился в связи с
Мировым финансово-экономическим кризисом, который сильно отразился на экономике России. Но в 2012г. и уже с середины 2011г. привлечение иностранных инвестиций в Россию начало набирать темпы и уже в текущем году почти вышло на уровень 2008г. Основными отраслями по привлечению данных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча с переработкой различных полезных ископаемых.
С одной стороны это хорошо, что эти отрасли развиваются, но необходимо привлекать инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и т.д.
Министерство экономического развития
Российской Федерации
Консультативный совет по иностранным инвестициям
Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (далее – Совет) был создан в 1994 г. Основными задачами Совета являются содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов. За 15-летнюю историю в составе Совета побывало 49 иностранных компаний и банков. В настоящее время в состав Совета входит 32 иностранные компании: 27 компаний – членов и 5 имеют статус наблюдателей. Текущая деятельность Совета обеспечивается девятью рабочими группами и постоянным комитетом Совета
Новые принципы деятельности КСИИ:
Первое. Деятельность Совета должна быть максимально эффективной и полезной как для иностранных инвесторов, так и для Правительства Российской Федерации. Практическим результатом деятельности Совета должны стать решение проблем, возникающих у инвесторов, и их экспертная (консультативная) оценка в части мер, направленных на расширение привлечения инвестиций.
Второе . Действующий состав Совета должен соответствовать приоритетам развития российской экономики и обеспечивать эффективную работы самого Совета.
В связи с этим в настоящий момент происходят следующие изменения в принципах деятельности и структуре Совета:
- К работе в Совете по ключевым направлениям деятельности в качестве экспертов могут привлекаться представители компаний, организаций, не входящих в состав Совета, а также независимые эксперты.
Вместо существующих девяти рабочих групп ежегодно определять приоритетные направления деятельности Совета на плановый период работы (1 год), исходя из приоритетов развития российской экономики и наиболее существенных проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы (по их оценкам). Это позволит сконцентрировать усилия как инвесторов, выступающих в качестве экспертов, так и представителей федеральных органов исполнительной власти на ключевых проблемах и обеспечить их решение. Кураторов деятельности по приоритетным направлениям целесообразно назначать из числа инициативных компаний – членов Совета.
На 2010 год в качестве приоритетных направлений предлагается определить следующие: энергоэффективность и модернизация производства, административные барьеры и правоприменительная практика, совершенствование налогового и таможенного законодательства, производительность труда.
Рекомендации общероссийского совещания по привлечению иностранных инвестиций в экономику России библиография (стр. 16 из 18)
Важной формой совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций стало обобщение на совещаниях, научно-практических конференциях с участием представителей регионов опыта работы, проводимой на уровнях федерального и регионального управления, в различных сферах предпринимательской деятельности и выработка эффективных мер по активизации инвестиционной деятельности.
Минэкономики России совместно с субъектами Российской Федерации и местными администрациями провели в 2003 году научно-практические конференции в Ростове-на-Дону (Северо-Кавказский район), Москве (Центральный район), Хабаровске (Приморский край), Якутске (Республика Саха (Якутия), Красноярске (Нижнее Приангарье и Красноярский край).
В 2004 году прошли региональные конференции в городах Волгоград (Поволжский район), Вологда (Северо-Запад России), Саратов (Саратовская область), Астрахань (Астраханская область), Тюмень (Тюменская область). В Минске проведена научно-практическая конференция и семинар — о привлечении иностранных инвестиций в экономику России и Республики Беларусь.
Ведется подготовка региональных конференций с администрациями Краснодарского края, Новосибирской и Иркутской областей, Республики Дагестан и Хакассия.
На конференции обсуждались вопросы региональной и федеральной политики привлечения отечественных и иностранных инвестиций и эффективного их использования, стимулирования притока иностранного капитала в экономику регионов, инвестиционного климата в регионах России, создания и функционирования предприятий с иностранным капиталом, региональных инвестиционно-информационных структур и ряд других вопросов.
Одним их основных элементов конференции были выставки и презентации инвестиционных проектов, оценка их эффективности и соответствия в них технологических процессов и оборудования по новейшим технологиям. Всего на выставках в 2001-2003 гг. Представлено более 1000 инвестиционных проектов, в основном имеющих социально-экономическую значимость, — по машиностроительной отрасли, агропромышленному комплексу и конверсии предприятий оборонных отраслей.
Специалисты федеральных министерств и ведомств провели на местах экспресс-экспертизы бизнес-планов более 300 инвестиционных проектов. 78 проектов рекомендованы для участия в конкурсах высокоэффективных проектов, проводимых Минэкономики России, — для оказания таким проектам государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (после внесения в них поправок по результатам экспресс-экспертиз).
Практически во всех органах местного самоуправления созданы подразделения, ответственные за формирование международных экономических связей и осуществление практических мер по активизации привлечения иностранных инвестиций.
6.2. Рекомендации общероссийского совещания по привлечению иностранных инвестиций в экономику России
Общероссийское совещание отмечает, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является важным направлением инвестиционной политики государства, способствующим обеспечению устойчивого динамического развития экономики Российской Федерации и ее регионов.
Проводимая работа по совершенствованию российского законодательства в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а также принятые меры по совершенствованию налогового, таможенного и валютного регулирования способствовали росту объема иностранных инвестиций.
В то же время масштаб привлечения иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного и налогового законодательства, недостаточной его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.
Общероссийское совещание подчеркивает необходимость обеспечения выполнения предусмотренной среднесрочной программой на 2003-2008 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» задачи привлечения в российскую экономику в 2005 году до 20 млрд. долларов США иностранных инвестиций, в том числе прямых инвестиций- до 10 млрд. долларов США.
Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций требуется проведение скоординированной политики на федеральном и региональном уровнях.
В этой связи общероссийское совещание обращает внимание федеральных органов законодательной и исполнительной власти на необходимость:
скорейшего принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федераций основополагающих законов в области инвестиционной деятельности;
внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на снижение общего уровня налогообложения организаций и создание более благоприятных условий для осуществления деятельности российских и иностранных инвесторов, включая возможное предоставление «налоговых каникул» на период окупаемости инвестиционных проектов;
скорейшего завершения подготовки необходимых нормативных актов, регулирующих вопросы заключения и реализации инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами;
снижение таможенных пошлин на импорт наукоемкого и высокотехнологичного оборудования и запасных частей к нему;
завершения разработки и утверждения пакета нормативно-методических документов по условиям предоставления государственных гарантий и размещения на конкурсной основе средств Бюджета развития и направления этих документов субъектам Российской Федерации для подготовки ими материалов для участия в конкурсе инвестиционных проектов, проводимых Министерством экономики Российской Федерации;
совершенствования порядка рассмотрения инвестиционных проектов, имея в виду сокращение числа согласований и передачи части функций по выдаче разрешений и лицензий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
расширения информационных услуг, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в Российской Федерации;
перехода на международные стандарты в сфере бухгалтерского учета и аудита, что позволит иностранным инвесторам лучше оценивать финансовое состояние российских предприятий и предпринимателей при реализации совместных инвестиционных проектов;
ускорения пересмотра норм и стандартов в области градостроительства и коммунального хозяйства;
активизация работы с зарубежными странами по взаимному признанию стандартов;
предоставления дополнительных полномочий субъектам Российской Федерации по регистрации организаций с иностранными инвестициями;
оказание необходимой методической и практической помощи органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных инвесторов;
активизации работы российских посольств и торговых представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679)
2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) №51-ФЗ от 30 ноября 1994 года (в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 №111-ФЗ, от 08.07.1999 №138-ФЗ, от 16.04.2001 №45-ФЗ, от 15.05.2001 №54-ФЗ)
3. Налоговый кодекс РФ (часть 1) №146-ФЗ от 31 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 02.01.2000 №13-ФЗ, от 05.08.2000 №118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 28.12.2001 №180-ФЗ, от 29.12.2001 №190-ФЗ, с изм., внесенными федеральным законом от 30.03.1999 №51-ФЗ)
4. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» №1488-1 от 28 июня 1991 г. в редакции изменений №98-ФЗ от 19 июня 1995 г.
5. ФЗ РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» №117-ФЗ от 23 июня 1999 года (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 №196-ФЗ)
6. ФЗ РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» №46-ФЗ от 5 марта 1999 года (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 №196-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ)
7. ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999 года
8. ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» №24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.
9. Закон Волгоградской области №688 от 14 февраля 2002 г. «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» (с приложениями).
Монографии , доклады , статьи
10. Каламкарян Р.А. Эстоппель в международном публичном праве. — М., Наука, 2004
11. Вашанов В.А., Лис А.Г., Вишнякова В.С., Галайда Н.К. Приоритеты регионального сотрудничества в союзе Беларуси и России. — М., СОПС, 2001
12. Водянов А. Новые инструменты государственного регулирования инвестиций // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 5. с.94.
13. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. — СПб.: Издательство СПбГТУ, 2003. — 512с.
14. Вылегжанин А.Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). – М., «ИНФОРМДИНАМО», 2003
15. Гавриленков Е. Макроэкономические проблемы и инвестиционный кризис // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — С.68.
16. Гитман Л.Дж., Ждонк М.Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. — М.: Дело, 2001. — 1008с.
Источники: http://dengifinance.ru/privlechenie-inostrannykh-investiciy/, http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depInvest/sovet/, http://mirznanii.com/a/278341-16/rekomendatsii-obshcherossiyskogo-soveshchaniya-po-privlecheniyu-inostrannykh-investitsiy-v-ekonomiku-rossii-bibliografiya-16
Источник: