Совет по привлечению иностранных инвестиций

Привлечение иностранных инвестиций: политика, способы и в Россию

Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 25.02.2017

ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом сле­дует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций.

Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследо­вания показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.

Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают сорев­новаться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагруз­ке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрас­ли снижение может составлять от 0% до 5%.

Более того, недавние исследования показы­вают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мо­бильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода ис­следования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций5. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секто­ров или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.

Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основ­ным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы.

К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль.

Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком на­логе на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами.

Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по при­влечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления ино­странным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в опреде­ленных отраслях и ряд других факторов.

Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее при­влекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относи­тельно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться факто­ром, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в ино­странной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной яв­ляется политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об ин­вестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.

Читайте также  Понятие инвестиция произошло от латинского

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существуют следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же существует новая тенденция к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организация в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это можно объяснить глобализацией и усилением конкуренции, что вызывает необходимость ускорения процесса наладки производства и скорейшего начала работы предприятия и более быстрого получения прибыли.

Еще несколькими способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является покупка активов предприятие, которое является экспортером и инвестирует, заработанные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ

Правительство России проводит свою политику по привлечению иностранных инвестиций, которая делится на несколько направлений.

За годы рыночных реформ производство (больше всего промышленность) в Россию значительно сокращалась до 2004 года, что ухудшило привлечение иностранных инвестиций в Россию, однако, уже с 2006 до 2008гг. привлечение иностранных инвестиций резко начало увеличиваться и пика достигло в 2008г., однако уже в период с 2009-2011гг. объем иностранных инвестиций уменьшился в связи с

Мировым финансово-экономическим кризисом, который сильно отразился на экономике России. Но в 2012г. и уже с середины 2011г. привлечение иностранных инвестиций в Россию начало набирать темпы и уже в текущем году почти вышло на уровень 2008г. Основными отраслями по привлечению данных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча с переработкой различных полезных ископаемых.

С одной стороны это хорошо, что эти отрасли развиваются, но необходимо привлекать инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и т.д.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

Консультативный совет по иностранным инвестициям

Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (далее – Совет) был создан в 1994 г. Основными задачами Совета являются содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов. За 15-летнюю историю в составе Совета побывало 49 иностранных компаний и банков. В настоящее время в состав Совета входит 32 иностранные компании: 27 компаний – членов и 5 имеют статус наблюдателей. Текущая деятельность Совета обеспечивается девятью рабочими группами и постоянным комитетом Совета

Новые принципы деятельности КСИИ:

Первое. Деятельность Совета должна быть максимально эффективной и полезной как для иностранных инвесторов, так и для Правительства Российской Федерации. Практическим результатом деятельности Совета должны стать решение проблем, возникающих у инвесторов, и их экспертная (консультативная) оценка в части мер, направленных на расширение привлечения инвестиций.

Второе . Действующий состав Совета должен соответствовать приоритетам развития российской экономики и обеспечивать эффективную работы самого Совета.

В связи с этим в настоящий момент происходят следующие изменения в принципах деятельности и структуре Совета:

    К работе в Совете по ключевым направлениям деятельности в качестве экспертов могут привлекаться представители компаний, организаций, не входящих в состав Совета, а также независимые эксперты.

Вместо существующих девяти рабочих групп ежегодно определять приоритетные направления деятельности Совета на плановый период работы (1 год), исходя из приоритетов развития российской экономики и наиболее существенных проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы (по их оценкам). Это позволит сконцентрировать усилия как инвесторов, выступающих в качестве экспертов, так и представителей федеральных органов исполнительной власти на ключевых проблемах и обеспечить их решение. Кураторов деятельности по приоритетным направлениям целесообразно назначать из числа инициативных компаний – членов Совета.

На 2010 год в качестве приоритетных направлений предлагается определить следующие: энергоэффективность и модернизация производства, административные барьеры и правоприменительная практика, совершенствование налогового и таможенного законодательства, производительность труда.

Читайте также  Дам инвестиции для малого бизнеса
  • Переориентация деятельности Совета на оперативное решение проблем, возникающих у иностранных инвесторов на начальном этапе и в ходе реализации инвестиционных проектов. Механизмом решения обозначенных проблем будут поручения председателя Совета ответственным федеральным органам исполнительной власти.
  • Рекомендации общероссийского совещания по привлечению иностранных инвестиций в экономику России библиография (стр. 16 из 18)

    Важной формой совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций стало обобщение на совещаниях, научно-практических конференциях с участием представителей регионов опыта работы, проводимой на уровнях федерального и регионального управления, в различных сферах предпринимательской деятельности и выработка эффективных мер по активизации инвестиционной деятельности.

    Минэкономики России совместно с субъектами Российской Федерации и местными администрациями провели в 2003 году научно-практические конференции в Ростове-на-Дону (Северо-Кавказский район), Москве (Центральный район), Хабаровске (Приморский край), Якутске (Республика Саха (Якутия), Красноярске (Нижнее Приангарье и Красноярский край).

    В 2004 году прошли региональные конференции в городах Волгоград (Поволжский район), Вологда (Северо-Запад России), Саратов (Саратовская область), Астрахань (Астраханская область), Тюмень (Тюменская область). В Минске проведена научно-практическая конференция и семинар — о привлечении иностранных инвестиций в экономику России и Республики Беларусь.

    Ведется подготовка региональных конференций с администрациями Краснодарского края, Новосибирской и Иркутской областей, Республики Дагестан и Хакассия.

    На конференции обсуждались вопросы региональной и федеральной политики привлечения отечественных и иностранных инвестиций и эффективного их использования, стимулирования притока иностранного капитала в экономику регионов, инвестиционного климата в регионах России, создания и функционирования предприятий с иностранным капиталом, региональных инвестиционно-информационных структур и ряд других вопросов.

    Одним их основных элементов конференции были выставки и презентации инвестиционных проектов, оценка их эффективности и соответствия в них технологических процессов и оборудования по новейшим технологиям. Всего на выставках в 2001-2003 гг. Представлено более 1000 инвестиционных проектов, в основном имеющих социально-экономическую значимость, — по машиностроительной отрасли, агропромышленному комплексу и конверсии предприятий оборонных отраслей.

    Специалисты федеральных министерств и ведомств провели на местах экспресс-экспертизы бизнес-планов более 300 инвестиционных проектов. 78 проектов рекомендованы для участия в конкурсах высокоэффективных проектов, проводимых Минэкономики России, — для оказания таким проектам государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (после внесения в них поправок по результатам экспресс-экспертиз).

    Практически во всех органах местного самоуправления созданы подразделения, ответственные за формирование международных экономических связей и осуществление практических мер по активизации привлечения иностранных инвестиций.

    6.2. Рекомендации общероссийского совещания по привлечению иностранных инвестиций в экономику России

    Общероссийское совещание отмечает, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является важным направлением инвестиционной политики государства, способствующим обеспечению устойчивого динамического развития экономики Российской Федерации и ее регионов.

    Проводимая работа по совершенствованию российского законодательства в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а также принятые меры по совершенствованию налогового, таможенного и валютного регулирования способствовали росту объема иностранных инвестиций.

    В то же время масштаб привлечения иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного и налогового законодательства, недостаточной его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.

    Общероссийское совещание подчеркивает необходимость обеспечения выполнения предусмотренной среднесрочной программой на 2003-2008 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» задачи привлечения в российскую экономику в 2005 году до 20 млрд. долларов США иностранных инвестиций, в том числе прямых инвестиций- до 10 млрд. долларов США.

    Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций требуется проведение скоординированной политики на федеральном и региональном уровнях.

    В этой связи общероссийское совещание обращает внимание федеральных органов законодательной и исполнительной власти на необходимость:

    скорейшего принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федераций основополагающих законов в области инвестиционной деятельности;

    внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на снижение общего уровня налогообложения организаций и создание более благоприятных условий для осуществления деятельности российских и иностранных инвесторов, включая возможное предоставление «налоговых каникул» на период окупаемости инвестиционных проектов;

    Читайте также  Прямые инвестиции германии за рубежом

    скорейшего завершения подготовки необходимых нормативных актов, регулирующих вопросы заключения и реализации инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами;

    снижение таможенных пошлин на импорт наукоемкого и высокотехнологичного оборудования и запасных частей к нему;

    завершения разработки и утверждения пакета нормативно-методических документов по условиям предоставления государственных гарантий и размещения на конкурсной основе средств Бюджета развития и направления этих документов субъектам Российской Федерации для подготовки ими материалов для участия в конкурсе инвестиционных проектов, проводимых Министерством экономики Российской Федерации;

    совершенствования порядка рассмотрения инвестиционных проектов, имея в виду сокращение числа согласований и передачи части функций по выдаче разрешений и лицензий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    расширения информационных услуг, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в Российской Федерации;

    перехода на международные стандарты в сфере бухгалтерского учета и аудита, что позволит иностранным инвесторам лучше оценивать финансовое состояние российских предприятий и предпринимателей при реализации совместных инвестиционных проектов;

    ускорения пересмотра норм и стандартов в области градостроительства и коммунального хозяйства;

    активизация работы с зарубежными странами по взаимному признанию стандартов;

    предоставления дополнительных полномочий субъектам Российской Федерации по регистрации организаций с иностранными инвестициями;

    оказание необходимой методической и практической помощи органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных инвесторов;

    активизации работы российских посольств и торговых представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

    1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679)

    2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) №51-ФЗ от 30 ноября 1994 года (в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 №111-ФЗ, от 08.07.1999 №138-ФЗ, от 16.04.2001 №45-ФЗ, от 15.05.2001 №54-ФЗ)

    3. Налоговый кодекс РФ (часть 1) №146-ФЗ от 31 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 02.01.2000 №13-ФЗ, от 05.08.2000 №118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 28.12.2001 №180-ФЗ, от 29.12.2001 №190-ФЗ, с изм., внесенными федеральным законом от 30.03.1999 №51-ФЗ)

    4. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» №1488-1 от 28 июня 1991 г. в редакции изменений №98-ФЗ от 19 июня 1995 г.

    5. ФЗ РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» №117-ФЗ от 23 июня 1999 года (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 №196-ФЗ)

    6. ФЗ РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке цен­ных бумаг» №46-ФЗ от 5 марта 1999 года (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 №196-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ)

    7. ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999 года

    8. ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» №24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.

    9. Закон Волгоградской области №688 от 14 февраля 2002 г. «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» (с приложениями).

    Монографии , доклады , статьи

    10. Каламкарян Р.А. Эстоппель в международном публичном праве. — М., Наука, 2004

    11. Вашанов В.А., Лис А.Г., Вишнякова В.С., Галайда Н.К. Приоритеты регионального сотрудничества в союзе Беларуси и России. — М., СОПС, 2001

    12. Водянов А. Новые инструменты государственного регулирования инвестиций // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 5. с.94.

    13. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. — СПб.: Издательство СПбГТУ, 2003. — 512с.

    14. Вылегжанин А.Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). – М., «ИНФОРМДИНАМО», 2003

    15. Гавриленков Е. Макроэкономические проблемы и инвестиционный кризис // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — С.68.

    16. Гитман Л.Дж., Ждонк М.Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. — М.: Дело, 2001. — 1008с.

    Источники: http://dengifinance.ru/privlechenie-inostrannykh-investiciy/, http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depInvest/sovet/, http://mirznanii.com/a/278341-16/rekomendatsii-obshcherossiyskogo-soveshchaniya-po-privlecheniyu-inostrannykh-investitsiy-v-ekonomiku-rossii-bibliografiya-16

    Источник: invest-4you.ru

    Преном Авто