Вьетнамские инвестиции в экономику России
Легальные инвестиции Вьетнама в Россию — новая тенденция, связанная как с успехами вьетнамской экономики, так и с присутствием в России значительной по численности вьетнамской диаспоры, адаптировавшейся к непростым условиям ведения бизнеса в стране.
В России работают около 300 вьетнамских компаний. Основная сфера их деятельности — торговля, пищевая промышленность, производство строительных материалов. В 2008 г. со стороны Вьетнама были осуществлены масштабные инвестиции в три российских проекта: СП по добыче нефти на севере России, завод по производству минеральных удобрений в Калмыкии, строительство торгово-культурного центра Ханоя в Москве, где объем инвестиций может составить 100 млн долл.
При этом вьетнамские инвестиции в российскую нефтедобычу стали возможными благодаря не использовавшемуся в прошлом «обмену привлекательными активами». В 2009 г. ОАО «Зарубежнефть» создало с PetroVietnam ООО «СК “Русвьетпетро”», в уставном капитале которого соотношение удельных весов обеих компаний обратное по отношению к «Вьетсовпетро»: PetroVietnam — 49% и «Зарубежнефть» — 51%. Оно занимается разработкой четырех блоков Центрально-Хорейверского поднятия (ЦХП) в Ненецком автономном округе. В блоки входят 13 месторождений с запасами по категории С1 и С2 95 млн т. По лицензионным соглашениям за 20 лет на четырех блоках ЦХП СК «Русвьетпетро» должна пробурить 8 поисковых, 18 разведочных и около 300 добывающих скважин и к концу 2010 г. выйти на добычу нефти в объеме порядка 450 тыс т нефти, в 2011 г. — до 2 млн т Справка по деятельности СК «Русвьетпетро». URL: http://www.oil-industry.ru/fndetail.php?ID=180194..
В допуске вьетнамской государственной компании к нефтедобыче в России немаловажное значение играли соображения продления сотрудничества в рамках «Вьетсовпетро» во Вьетнаме. 11 июля 2010 г. PetroVietnam и «Зарубежнефть» подписали три соглашения, позволяющие начать совместную разработку нефтяного месторождения в Ненецком автономном округе.
Компенсационная схема станет использоваться и при дальнейшем развитии сотрудничества «Газпрома» с PetroVietnam. В августе 2010 г. было создано ООО «Газпромвьет», в том числе и с целью расширения деятельности компаний во всем мире. Согласно уставному капиталу «Газпром зарубежнефтегаз» получил 51%, вьетнамская сторона — 49%. Базовым объектом сотрудничества в России определено Нагумановское месторождение в Оренбургской области, которое расположено рядом с трубопроводной инфраструктурой. Кроме того, PetroVietnam и «Газпром» рассмотрели возможность участия вьетнамской стороны в реализации российской Восточной газовой программы, предполагающей создание новых центров газодобычи: Красноярского, Иркутского, Якутского, Камчатского и Сахалинского, а также дальнейшее развитие в этих регионах газотранспортных систем «Газпром» получил 51% в СП с вьетнамской Petrovietnam // Нефть России. 2010. 21 сентября. URL: http://www.oilru.com/news/202424/..
По компенсационному пути хочет пойти и частная российская компания «ТНК-ВР». Она предложила PetroVietnam обмен: участие в своих нефтегазовых проектах в России на участие в расширении мощностей нефтеперерабатывающего завода Dung Quat во Вьетнаме, который начал строиться с участием «Зарубежнефти», ставшей самостоятельной в 2007 г. Что касается перспектив сотрудничества российских нефтегазовых компаний с PetroVietnam в третьих странах, то вьетнамская компания уже подписала более 15 договоров по миру: в Венесуэле, на Кубе, в странах Западной Африки, Юго-Восточной Азии. Участие в качестве соинвестора российских компаний позволит легче преодолеть административные барьеры, возникающие при независимой добыче углеводородного сырья.
Большие возможности имеются для использования аутсорсинга с одновременным осуществлением инвестиций во Вьетнаме в вовлеченные предприятия малого и среднего бизнеса, так как страна становится второй после Китая «мастерской мира», многие товары из Вьетнама успешно завоевывают зарубежные рынки. По некоторым экспортным позициям Вьетнам занимает в мире ведущие позиции: например, по рису — второе место, орехам кешью — первое, кофе — второе, мебели — четвертое, одежде и обуви — девятое и десятое место Бизнес с Вьетнамом. URL: http://www.market-vietnam.com/..
Увеличивающийся поток российских туристов открывает разнообразные перспективы для эффективных инвестиций. При условии создания соответствующей инфраструктуры Вьетнам вполне мог бы успешно конкурировать со столь популярным у россиян Таиландом.
ИФК «Метрополь» хочет инвестировать в строительство отеля на острове Фукуок. Большие планы в этой сфере были до кризиса и у российского ООО «Миракс Групп», которое в августе 2008 г. открыло свое представительство в Ханое и планировало строительство отеля в г. Нячанг.
Большие резервы имеются у регионального сотрудничества. Например, Хабаровский край готов предоставить Вьетнаму ряд инвестиционных проектов, в том числе в области переработки леса, рыбы, пищевой промышленности, машиностроения, строительства, производства отделочных материалов. Край, как и другие регионы Дальнего Востока и Сибири, заинтересован в поставке продуктов питания, особенно фруктов, где возможны совместные инвестиции. Многообещающе выглядит выращивание и производство морепродуктов во Вьетнаме.
Более 500 вьетнамских рабочих участвуют в строительстве объектов саммита АТЭС во Владивостоке Вьетнамские рабочие во Владивостоке довольны условиями труда. URL: http://www.vietnamrussia.ru/news_2010/news_121.htm..
Существуют и экзотические проекты. Вьетнам по согласованию с властями Калмыкии, также буддистской страны, собирается построить там город Нгуен-таун. Вьетнамская сторона получит для реализации проекта землю в аренду на 99 лет, а проживающие в России вьетнамские мигранты, в том числе нелегальные, смогут приехать, найти себе жилье, работать и платить налоги в бюджет Калмыкии Нгуен Минь Чиет. Россия обеспечит безопасность всего мира // Ведомости. 2010. 10 июня.. Правда, без развития каких-то значительных промышленных объектов (в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, электронике, в которой Вьетнам благодаря кооперации с мировыми лидерами добился серьезных успехов и т.п.) рассчитывать на то, что в городе надолго поселится много жителей, сложно.
Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама 1988–2015 гг.
Дата публикации: 09.04.2017 2017-04-09
Статья просмотрена: 448 раз
Библиографическое описание:
Ле Х. Л. Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама 1988–2015 гг. // Молодой ученый. 2017. №14. С. 164-167. URL https://moluch.ru/archive/148/41512/ (дата обращения: 16.01.2019).
Введение ипостановка проблемы.
Одним из важнейших факторов, определяющих вектор развития мировой экономики в начале ХХI в., является международное движение капитала. В современных условиях эффективность и перспективы экономического прогресса, небольших государств зависят от степени активности участия в этом процессе. В условиях современной глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала возрастает роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как источника финансирования социально-экономического развития страны. Во второй половине ХХ- начале XXIвв. возможности для самофинансирования устойчивого развития экономики Вьетнама ограничены, в связи с чем возникает необходимость более широкого использования внешних источников финансирования. Это стало возможным благодаря расширению участия страны в глобальной экономике. Закон СРВ от 29 декабря 1987 г. «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме» был первым законом, принятым с целью создания необходимого правового поля в области привлечения иностранных инвестиций. В конце августа 2001 г. было принято Постановление правительства № 09/2001/NQ-CP о привлечении и повышении эффективности прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в СРВ, определяющее основные задачи и планы привлечения иностранных инвестиций, а также пути достижения поставленных задач. Первостепенными были названы следующие задачи: разработка списка проектов, требующих привлечения иностранных инвестиций, продолжение совершенствования законодательной базы, регламентирующей прямые иностранные инвестиции; повышение эффективности государственного управления, совершенствование административных процедур; ускорение мобилизации капиталов, инвестиционного процесса; работа по подготовке кадров, технического персонала, действующего в секторе экономики с прямыми иностранными инвестициями.
ПИИ играют важную роль для социально-экономического развития Вьетнама. По данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, за 1988–2015 гг. Вьетнам привлек 313 млрд. долл. США (в 1,6 раза больше ВВП Вьетнама в 2015 г.) для реализации около 21 290 проектов.
ПИИ пришли во Вьетнам из 183 стран мира, но крупнейшим иностранным инвестором (2185 проектов и 23,2 млрд. долл. США) является Тайвань, за ним следуют Сингапур, Республика Корея, Япония. Изучению проблем ПИИ посвящены исследования, проводимые как международными организациями, так и научными институтами во Вьетнаме и за рубежом. Их работы содержат фундаментальные основы о привлечении и распределении ПИИ во Вьетнаме, международном опыте и уроках для Вьетнама. Автор Нгуег Тхи Кам Тхо [5] проанализировал взаимосвязь между ПИИ и экономическими ростом на уровне провинций Вьетнама (изучены данные для. 61 провинций за период 1996–2013 гг.). Доказано, что ПИИ оказало положительное и статистически значимое влияние на экономический рост во Вьетнаме за период 1996–2013 гг. ПИИ во Вьетнаме в основном сосредоточены в трудоемких и экспортно-ориентированных отраслях обрабатывающей промышленности. Исследование также предоставляет новые данные о роли человеческого капитала и инфраструктуры в области привлечения ПИИ во Вьетнаме. В 2015 г. Азиатский банк развития подготовил доклад о ПИИ во Вьетнаме и посткризисного региональной интеграции [9]. Кроме того, важно упомянуть работу Центра анализа и прогнозирования и Центр политики научно-исследований Вьетнама ….. дать название работы, где проанализировано соотношение между ПИИ и их влиянием на развитие сектора услуг [10].
За время истории привлечения ППИ в экономику Вьетнама нами выделено 3 этапа развития, различающихся по интенсивности процесса.
Этап 1. Начальный период роста (1986–1997 гг.) Закон об иностранных инвестициях, который был принят в 1987 г., стал важной вехой на пути к инновациям во Вьетнаме. С 1988 г. деятельность по привлечению ПИИ поощряется и защищена законом. Поток капитала от ПИИ стал новой экономической движущей силой, являющейся катализатором содействия экономическому росту в частном секторе. В то же время, он породил сотни совместных предприятий, созданных иностранными партнерами и государственными предприятиями, которые активно способствовали повышению конкурентоспособности этого сектора. Период 1988–1996 гг. считается “инвестиционным бумом” когда объемы ежегодно регистрируемых ПИИ достигли почти 7,6 и 9,7 млрд. долл. США соответственно, что в 8 раз выше уровня 1991 г. Общий суммарный капитал достиг 8,5 млрд. долл. США. К 1990 г. ПИИ составили 14 % ВВП страны, в то время как темпы прироста ВВП — 8,8 %. В 1995 г. Вьетнам выглядел достаточно привлекательно для иностранных инвестиций; этому во многом способствовала нормализация дипломатических отношений с США.
Этап 2. Спад под влиянием Азиатского экономического кризиса (1997–2007гг.) Азиатский финансовый кризис повлиял на снижение ПИИ до 1,6 млрд долл. США в 1999 г. Начиная с 1997 г., объем инвестиций снизился на 1/3, и достиг наихудшего показателя в 1999 г. (всего лишь 2,2 млрд. долл. США). Наряду с негативными влияниями азиатского финансового кризиса, изменение и дополнение в Законе об иностранных инвестициях, принятое в 1996 г., тоже служили причиной снижения потока ПИИ. Эти причины не только создали препятствия для притока новых иностранных капиталовложений, но и осложнили работу уже действующих совместных предприятий. Были аннулированы многие проекты в связи с финансовыми трудностями инвесторов, в основном, из таких соседних территорий как Республика Корея и Гонконг (САР КНР).
За 2000–2007 гг. произошло увеличение объема иностранных инвестиций, однако очень низкими темпами и нестабильно, поток иностранных капиталовложений увеличился в четыре раза — с 3142,8 млн. долл. США до 12004,5 млн. долл. США. Прослеживалась тенденция к увеличению числа небольших проектов с объемом инвестиций в несколько миллионов долларов, в результате чего наблюдался рост количества проектов, но он не дал ощутимого прироста объема ПИИ. Это можно объяснить тем, что иностранные инвесторы стали осторожны после кризисов.
Этап 3. Современный период роста (2008–2017 гг.).
Вступление Вьетнама в ВТО в 2007 г. усилило интеграцию страны в мировую экономику и способствовало притоку иностранных инвестиций. Хотя число проектов не увеличилось по сравнению с прошлым годом, но объем ППИ возрос за 2007–2008 гг. с 21347,8 млн. долл. США до 71726,8 млн. долл. США. Этому росту послужил большой интерес иностранных инвесторов к секторам туризма, недвижимости, СМИ и морских портов.
Кризис 2009 г. серьезно повлиял на сокращение ППИ в экономику Вьетнама (рис. 1). Мировой экономический кризис привел к корректировке инвестиционной политики транснациональных компаний, снижению потока ПИИ, усилению конкуренции стран за привлечение ПИИ. За 2009–2011 гг. количество проектов сократилось с 1208 до 1091. Объем поступающего иностранного капитала составлял 15,6 млрд. долл. США. в 2011 г. С 2012 по 2015 ПИИ Вьетнама незначительно увеличилось до 20 млрд. долл.США в 2015 г.
Рис. 1: Динамика объема ППИ (млн. долл. США) и числа проектов во Вьетнаме 1988–2015 гг.Источник: составлено автором по данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама // Официальный сайт Министерства планирования и инвестиций Вьетнама. [Электронный ресурс]: http://www.mpi.gov.vn/en/Pages/default.aspx
В целом, изменения в объеме ПИИ показывают результаты политики по привлечению ПИИ во Вьетнаме. Динамика ППИ тесно связана с интеграционными процессами. Так, в 1995 г. Вьетнам стал членом Ассоциации государства Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в 2007 г. — членом Всемирной торговой организаций. В 1994 г. США отменили экономические санкции против Вьетнам и в 2001 г. было подписано торговое соглашение.. Эти события повлияли на приток ПИИ в экономику Вьетнама. После азиатского финансового кризиса в 1996 г. объем иностранного капитала составляет 8497,3 млн.долл. США, а после вступления в ВТО (2008 г.) — 71726,8 млн.долл. США.
Отраслевая структура ППИ. Отраслевая структура ПИИ в целом соответствует экономической политике государства с упором на индустриализацию и модернизацию. В 1988–2015 гг. структура накопленных ПИИ была представлена следующим образом: промышленность и строительство — 57 %, сельское хозяйство — 2 % и услуги 41 %. Наибольшая доля проектв была реализована в промышленности и строительстве 80 %, на долю сферы услуг и сельского хозяйства приходилось 18 % и 2 %, соответственно.. Наибольшее внимание инвесторы уделяли комплексным услугам, включая гостиницы бизнес-центры и развлекательные центры. В 1990-е гг. ПИИ больше концентрировался в добывающей промышленности и импортозамещении, а с 2000 г. — ПИИ в обрабатывающей промышленности, ориентированной на экспорт, и в сфере услуг. С 2003г. наметилась позитивная тенденция в росте объемов ППИ в аграрный сектор, в отрасли, связанные с переработкой морепродуктов для экспорта.
В соответствии с Законом об инвестициях, принятым в 2005 г., во Вьетнаме установлены 3 основные формы прямых иностранных инвестиций: совместное предприятие, предприятие со 100 % участием иностранного капитала и договор о деловом сотрудничестве. За период 1988–2007 гг. было осуществлено 6 685 проектов с участием 100 % иностранного капитала, общей стоимостью 51,2 млрд. долл. США. Предприятия со 100 % иностранным капиталом занимали первое место как по удельному весу в общем количестве проектов (77,2 %), так и по объему инвестиций (61,6 %). Совместные предприятия — второе место — 1 619 проектов (18,8 %) и 23,8 млрд. долл. (28,7 %), а договор о деловом сотрудничестве — 221 проект (2,5 %) и 4,5 млрд. долл. (5,5 %) соответственно. К концу 2015 г., на предприятия со 100 % участием иностранного капитала приходилось 82 % инвестиционного капитала. Таким образом, наиболее распространенной формой во Вьетнаме являются предприятия со 100 % иностранным капиталом. Это объясняется, главным образом, тем, что из-за недостаточного уровня знаний вьетнамских партнеров, зачастую излишнего вмешательства местных властей возникали случаи, когда невозможно было прийти к общему мнению в решении ключевых вопросов производственной деятельности, что, естественно, неприемлемо для иностранцев, поскольку они вносили большую долю капитала. Имеется тенденция к ограничению участия вьетнамской стороны в СП из-за нехватки финансовых ресурсов и уровня квалификации персонала. Как показал анализ совместных предприятий, вьетнамская сторона в 1988–2005 гг. внесла только 34,2 % от общего объема уставного капитала этих предприятий, при этом 9/10 от этого капитала приходилось на стоимость земельных участков и право на их использование; 8–9 % стоимость имеющихся заводских помещений и другого имущества. Денежные средства занимают только 1–2 %, и они вносятся не всегда. С вьетнамской стороны в деятельности совместных предприятий, как правило, принимали участие государственные предприятия, поэтому во многих случаях имеет место вмешательство государства в организацию и управление хозяйственной деятельностью совместных предприятий. К дополнительным формам инвестиций относятся договора о строительстве-эксплуатации-передаче (ВОТ), строительстве-передаче эксплуатации (ВТО), строительстве — передаче (ВТ), а также проекты по строительству и развитию экспортно-производственных зон (ЭПЗ) и промышленных зон (ПЗ). Во Вьетнаме эта форма инвестиций нашла применение в сооружении ряда объектов энергетики, т. к. это крупные проекты, этим объясняется их малое количество, но значительный объем зарегистрированных ПИИ.
Формы предприятий ПИИ во Вьетнаме кконцу 2015
Инвестиции в россию из вьетнама
С 1995 года во Вьетнаме началась политика «экономического обновления», построение рыночной экономики и привлечение иностранного капитала. Можно выделить три стратегических направления развития современного Вьетнама:
– совершенствование механизмов рыночной экономики социальной ориентации, прежде всего создание равноправной конкурентной среды и реформирование административного аппарата;
– реструктуризация экономики за счет изменения модели развития в сторону его большей устойчивости, в частности реформирование;
– активная и инициативная международная интеграция в целях расширения источников для обеспечения социально-экономического развития страны [1].
Вьетнам активно участвует в международных интеграционных процессах, что также способствует росту экспорта и притока ПИИ в страну. В частности, СРВ является членом Единого сообщества АСЕАН, имеет соглашения о свободной торговле с Евросоюзом, с Евразийским экономическим союзом, участвует в Транс-Тихоокеанском экономическом партнёрстве [3].
Сегодня Вьетнам является одной из наиболее привлекательных для инвестиций стран Юго-Восточной Азии. Страна активно привлекает прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в трудоемкие отрасли производства, в инфраструктуру, в технологическую сферу.
Основными факторами привлечения ПИИ во Вьетнам являются следующие:
– относительно дешевая и образованная рабочая сила (уровень грамотности среди взрослого населения – один из самых высоких среди развивающихся стран ЮВА);
– благоприятные климатические условия и богатые природные ресурсы;
– широкий спектр инфраструктурных возможностей для развития бизнеса;
– отсутствие значительной инфляции в условиях устойчивого экономического роста;
– растущий потребительский рынок;
– доступ на крупнейшие рынки АТР;
Вьетнам в 2008 г. в числе первых вступил на рынок greenfield-инвестиций, то есть инвестиционных проектов, создаваемых «с нуля», при отсутствии соответствующей инфраструктуры. В отношении политики инвестиционного сотрудничества во Вьетнаме действует принцип сохранения баланса между притоком иностранного капитала и интересами местных производителей [5].
В таблице представлена динамика привлечения инвестиций во Вьетнам [7].
Динамика привлечения инвестиций во Вьетнам с 2006 по 2014 годы
Общий зарегистрированный капитал, млн долл. США
Общий реализованный капитал, млн долл. США
В конце 2014 года во Вьетнаме было накоплено более 90 млрд долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
На рис. 1 представлена динамика ввозимых и накопленных прямых инвестиций во Вьетнаме [10].
Вьетнам является развивающейся страной, где спрос на капитал для экономического развития в настоящее время очень высок вследствие проводимой политики индустриализации и модернизации страны.
Рис. 1. Динамика ввоза прямых инвестиций во Вьетнам, млн долл. США
Рис. 2. Отраслевая структура ПИИ в экономике Вьетнама, 2014 г.
На рис. 2 представлена отраслевая структура ПИИ в экономике Вьетнама [7].
Важнейший сектор привлечения иностранных инвесторов инвестиций – это обрабатывающая промышленность. Также лидируют недвижимость, коммунальное хозяйство и строительство, что связано с интенсивным развитием городской и туристской инфраструктуры.
На рис. 3 представлена страновая структура ПИИ в экономике Вьетнама [7].
Рис. 3. Страновая структура ПИИ в экономике Вьетнама, 2014 г.
Как видно, более половины накопленных инвестиций (56,34 %) приходится всего на четыре азиатские страны (Японию, Сингапур, Республику Корея и Тайвань). Большую роль в экономике Вьетнама играют Гонконг, США, Малайзия, КНР. Вьетнам становится фабрикой для производства промышленной продукции для многих стран, как это ранее происходило с Китаем.
Россия все более активно становится инвестором вьетнамской экономики. По общим итогам ПИИ вьетнамская статистика фиксирует Российскую Федерацию на 18 месте с 97 проектами общей стоимостью 1,95 млрд долл. США. При этом 57 % от общего объема инвестиций вложено в обрабатывающие производства и машиностроение, 29,9 % – в добычу полезных ископаемых, 4 % – в недвижимость. Оставшаяся часть инвестиций была направлена в строительство, оптовую и розничную торговлю, сельское хозяйство, выращивание и разведение аквакультур и прочее.
По юридической форме вложения российские инвестиции распределились следующим образом. Основная доля инвестиций (64 %) была вложена в компании со 100 % иностранным капиталом, 19 % инвестиций вложены по договорам о деловом сотрудничестве (без создания юридического лица на территории Вьетнама), 13 % – в совместные предприятия, и оставшаяся часть – в долевое участие в акционерных компаниях [2].
Перспективными российскими проектами во Вьетнаме являются: строительство завода по добыче газа для промышленных нужд, модернизации единственного вьетнамского нефтеперегонного завода «Dung Quat» при участии Газпром-нефти (заключен договор о покупке 49 % акций); строительство первой во Вьетнаме атомной электростанции и центра ядерной науки и технологий (проект госкорпорации «Росатом», срок выхода на производственные мощности – 2023 год); инвестиции в авиаперевозки (продвижение самолетов Sukhoi Superjet-100) и совместное производство на территории Вьетнама беспилотных авиасистем; строительство завода по производству серной кислоты; инвестиции в совместные предприятия по ремонту вертолетов «Биенхоа» и по развитию гостинично-туристического бизнеса «Русская Камрань Девелопмент». Основным проектом предприятия «Русская Камрань Девелопмент» является пятизвездочный курорт на берегу вьетнамского залива Камрань под названием «Russian Cam Ranh Resort» [2, 8].
Следует отметить наличие ряда рисков и барьеров во Вьетнаме для зарубежных инвесторов. Ключевым фактором, сдерживающим приток прямых иностранных инвестиций, являются отношения собственности, в том числе на землю [5]. Согласно конституции Вьетнама, вся земля является коллективной собственностью народа. Соответственно, не существует неотчуждаемого права собственности ни для резидентов страны, ни для иностранных инвесторов. Право на пользование землей под инвестиционный проект приобретается посредством выделения прав на землю государством; аренды у государства; субаренды у девелопера территории – организации, получившей у государства право на развитие территории с последующей сдачей в аренду; участия в проекте действующего землепользователя.
Другим фактором, отрицательно влияющим на инвестиционную привлекательность Вьетнама, является вопрос разрешения возможных споров [5]. Инвестиционное законодательство Вьетнама разрешает иностранному инвестору в случае возникновения споров выбор между вьетнамским законодательством, законодательством своей страны или международным арбитражем. Но существуют серьезные ограничения на применение зарубежного или международного законодательства: так, нормы зарубежного и международного права применимы только в случае, если вовлечены «иностранные элементы», то есть спор идет об активах, размещенных за рубежом. При этом применение норм зарубежного права не должно противоречить фундаментальным принципам вьетнамского законодательства. А согласно Гражданскому кодексу, если договор об инвестиционном сотрудничестве подписывался во Вьетнаме и проект целиком исполняется на вьетнамской территории, то он должен регулироваться исключительно вьетнамским законодательством. Таким образом, при возникновении спорных ситуаций возникает риск, что иностранному инвестору придется прибегать к законодательству чужой страны, активно защищающей интересы собственных резидентов, и этот факт может негативно влиять на решение о размещении инвестиционного проекта во Вьетнаме.
Стоит также упомянуть жесткое регулирование банковской сферы (строгое ограничение доли зарубежного капитала во вьетнамских банках, требование предоплаты по сделкам, трудности в расчетах с зарубежными банками и сложная процедура выдачи займов для иностранных инвесторов), недостаток актуальной информации по многим сферам деятельности (в особенности трудно найти финансовую статистику) и высокий уровень коррупции [6].
Правительство Вьетнама продолжает работу по устранению барьеров для иностранных инвесторов и повышению инвестиционной привлекательности страны, что находит отражение в темпах роста накопленных в экономике страны инвестиций.
В свою очередь, Вьетнам все активнее становится международным инвестором. Этому способствуют устойчивый экономический рост в стране, развитие многих национальных отраслей и рост конкурентоспособности национальных компаний Вьетнама. Особенно активно процесс вывоза предпринимательского капитала начался с 2007 г. В настоящее время объем накопленных зарубежных прямых инвестиций Вьетнама превышает 7,5 млрд долл. США. На рис. 4 представлена динамика вывоза прямых инвестиций из Вьетнама [10].
Рис. 4. Динамика вывоза прямых инвестиций из Вьетнама, млн долл. США
Крупнейшие реципиенты к 2014 году: Лаос (4 млрд долл. США), Камбоджа (2,6 млрд долл.), Россия (2,4 млрд долл.), Малайзия, США и Австралия.
Ведущие вьетнамские зарубежные инвесторы – государственные компании VIETTEL, Viettel Mobile PetroVietnam, Vietnam Rubber Group, TH Group.
Вьетнам подписал целый ряд инвестиционных соглашений со многими партнерами из числа развивающихся стран. Ниже приведем крупнейшие действующие инвестиционные соглашения к началу 2014 года:
– СП по добыче нефти и газа с Венесуэлой (900 млн долл.);
– трехстороннее энергетическое сотрудничество с Лаосом и Камбоджей (1 млрд долл.);
– проект в области телекоммуникаций в Камеруне (500 млн долл.);
– развитие телекоммуникаций в Лаосе и Камбодже;
– Viettel Mobile инвестирует 1,5 млрд долл. в совместное с двумя национальными компаниями предприятие в Мьянме для создания 4-го по величине оператора мобильной связи. Компания будет строить современную телекоммуникационную сеть [9];
– Hoang Anh Gia Lai Group (диверсифицированный концерн) инвестирует 440 млн долл. в HAGL-Мьянма Центр в г. Янгон: строятся офисные здания, 5-звездочный отель, жилые комплексы.
По данным Минпланинвеста Вьетнама, по состоянию на начало 2014 г. накопленный объем прямых вьетнамских инвестиций в России составил 2,47 млрд долл. США. Это вложения в 19 проектов на территории России. Россия находится на третьем месте среди стран-получателей инвестиций из Вьетнама, с долей в общем объеме инвестиций за рубеж на уровне 15 %. 91 % вьетнамских инвестиций приходится на российско-вьетнамские проекты сотрудничества в нефтегазовой отрасли: это главным образом 2 совместных проекта в области добычи нефти и газа – ООО «Газпромвьет» и ООО «СК «Русвьетпетро» [2].
В то же время есть примеры вьетнамских инвестиций в крупные неэнергетические проекты. Один из них – строительство культурно-делового центра «Ханой-Москва» (общий объем инвестиций – 240 млн долл. США) на основе двухстороннего соглашения между администрацией Москвы и Ханоя [2]. Другой проект – ожидаемые инвестиции TH Group в объеме 2,7 млрд долл. в течение 10 лет в создание животноводческих молочно-перерабатывающих комплексов в Подмосковье. К 2025 году планируется производить 5,9 тыс. тонн молока в день. Первые молочные продукты появятся уже в 2017 году [4]. Другие инвестиционные проекты Вьетнама в России занимают незначительное место в сотрудничестве и относятся к таким сферам, как коммерческая недвижимость, сборочное производство, производство продуктов питания, банковская, страховая деятельность, транспорт и складское обслуживание [2].
В целом, можно сделать вывод, что Вьетнам занимает все более уверенное место на рынке международных прямых инвестиций, как их реципиент, так и инвестор. Россия входит в число стран, играющих важную роль во вьетнамском международном инвестиционном сотрудничестве.
Источники: http://vuzlit.ru/1388763/vetnamskie_investitsii_ekonomiku_rossii, http://moluch.ru/archive/148/41512/, http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41255
Источник: