Инвестиции в северо западный регион

Крупнейшие инвестиционные проекты субъектов СЗФО

Вологодская область

Индустриальный парк «Шексна» (2007-2015 годы). Инвесторы проекта: ООО «Северсталь ТПЗ-Шексна», ЗАО «НПО «Северный Стандарт», ООО «Эм Ди Джи Комплекс», ООО «Северкомплектстрой». Объем инвестиций – 9,8 млрд рублей.
Индустриальный парк «Сокол» (2010-2016 годы). Инвесторы проекта: ЗАО «ЗемляРесурс», ООО «Сокольская плитная компания – ОСП», ООО «Зевс+», ИП Максименков Е.Ю., ИП Ромачёв Д.Н. Объем инвестиций – 11 млрд рублей.
Развитие льняного комплекса Вологодской области (2008-2020 годы). Инвесторы: ОАО «Вологодский текстиль», ООО «ОУК «Доминион». Объем инвестиций – 9,8 млрд рублей.

Архангельская область

Строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения алмазов им. В. Гриба (2012-2015 годы). Ин­вес­тор – ОАО «Архангельскгеолдобыча». Объем инвестиций – около 30 млрд рублей.
Промышленное освоение месторождения алмазов им. М.В. Ломоносова (2005-2026 годы). Инвестор – ОАО «Севералмаз». Объем инвестиций – 18,6 млрд рублей.
Модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг (2008-2014 годы). Инвестор – ОАО «Группа «Илим». Объем инвестиций – 14,8 млрд рублей.

Мурманская область

Комплексное развитие Мурманского транспортного узла (2007-2020 годы). Общий объем инвестиций – 132,2 млрд рублей.
Строительство ГОК на базе платинометалльного месторождения «Федорова Тундра» (2004-2014 годы). Инвестор проекта – компания «Баррик Голд Корпорейшн, Brookfield Place, TD». Объем инвестиций – около 45 млрд рублей.
Строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений ручей» (2009‑2018 годы). Инвестор – ОАО «Акрон». Об­щий объем инвестиций – 29,7 млрд рублей.

Новгородская область

Организация комплексной промышленно-логистической зоны в Чудовском муниципальном районе (2008-2014 годы). Инвестор проекта – ОАО «Цемент». Общий объем инвестиций – 13,7 млрд рублей.
Строительство цеха по производству фармсубстанций (2007-2013 годы). Проект реализуется на базе действующего предприятия ООО «Грумант». Общий объем инвестиций – 2,1 млрд рублей.
Строительство бройлерной зоны (2010-2014 годы). Инвестор – ООО «Птицефабрика «Новгородская». Объем инвестиций – 6,3 млрд рублей.

Псковская область

Строительство Великолукского свиноводческого комплекса, комбикормового завода и элеватора (2010-2014 годы). Инвестор – ООО «Великолукский свиноводческий комплекс». Общий объем инвестиций – 14,3 млрд рублей.
Туристско-рекреационный кластер «Псковский» (2011-2016 годы). Инвесторы проекта: региональная общественная организация Федерация водно-моторного спорта и яхтенного туризма Псковской обла­сти, ООО «Декабрь – М», ОАО «Северо-Западная инвестиционная компания», ОАО «Каббалк – Интурист», ООО «Псков­инкомстрой», ООО «МНР – Псков», ООО «Экстрим-Спирит», ОАО «Экран», ООО «Торговый дом «Карат», ОАО «Альянс-риэлти», ЗАО «Стройкомплект», ООО «УНО – трейд – инвест». Общий объем инвестиций – около 6,5 млрд рублей.
Создание инфраструктуры индустриального парка «Моглино» (2011-2013 годы). Об­­щий объем инвестиций – 2,3 млрд рублей.

Ненецкий автономный округ

Обустройство месторождений им. Треб­са и Титова (разработка с 2011 года). Инвестор – ОАО «Лукойл». Объем инвестиций – 180 млрд рублей.
Обустройство месторождений на Центрально-Хоревейском поднятии (разработка с 2010 года). Инвестор – СК «Русьвьетпетро». Объем инвестиций – 127,6 млрд рублей.
Обустройство Кумжинского газоконденсатного месторождения (разработка с 2012 года). Инвестор – ЗАО «СН Инвест». Объем инвестиций – 77,2 млрд рублей.

Республика Коми

Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта газотранспортной системы «Ямал-Европа» (2008-2015 годы). Инвестор – ОАО «Газпром». Объем инвестиций – 594,7 млрд рублей.
Железнодорожная магистраль «Белко­мур» (Архангельск – Сывтывкар – Пермь). (2011-2018 годы). Инвестор – ОАО «МК Белкомур». Объем инвестиций – 155 млрд рублей.
Строительство горнодобывающего предприятия при Усинском месторождении (2011-2017 годы). Инвестор – ОАО «НЛМК». Объем инвестиций – 45,5 млрд рублей.

Республика Карелия

Строительство завода по производству плит OSB (2009-2012 годы). Инвестор – ЗАО «Ком­пакт». Объем инвестиций – 9 млрд рублей.
Строительство нового морского порта в Беломорске (2010-2014 годы). Инвестор – ЗАО «Беломорский порт». Объем инвестиций – 6,7 млрд рублей.
Строительство и реконструкция 5 малых гидроэлектростанций (2007-2016 годы). Инвестор – ЗАО «Норд Гидро». Объем инвестиций – 1,27 млрд рублей.

Калининградская область

Строительство Балтийской АЭС (2016-2018 годы). Инвестор – Госкорпорация «Рос­атом». Объем инвестиций – 194 млрд рублей.
Строительство верфи в пос. Взморье (2011-2014 годы). Инвестор – ЗАО «ВП ФИНСУДПРОМ». Объем инвестиций – 8,6 млрд рублей.
Строительство вертикально инте­грированного птицеводческого и птицеперерабатывающего комплекса ООО «Птицеводческий комплекс «Продукты питания». (2011-2013 годы). Инвестор – ГК «Продукты питания». Объем инвестиций – 8,5 млрд рублей.

Ленинградская область

Комплексное развитие МТП Усть-Луга и прилегающей территории (2012-2030 годы). Инвестор – ОАО «Компания Усть-Луга». Объем инвестиций – 675 млрд рублей.
Строительство Ленинградской ГАЭС (2011-2022 годы). Инвестор – ОАО «Рус­Ги­дро». Объем инвестиций – 136,2 млрд рублей.
Инвестпроект «Организация скорост­ного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской железной дороги» (2007-2012 годы). Инвестор – ОАО «РЖД». Объем инвестиций – 79,4 млрд рублей.

Инвестиционная привлекательность Северо-Западного региона России

Северо-Запад России демонстрирует не лучшие результаты по объему привлечения инвестиций. Но впадать в депрессию по этому поводу не нужно. Субъектам округа необходимо пересмотреть инвестиционные стратегии, чтобы определить четкие и нетривиальные векторы развития.

Инвестиционная активность в СЗФО восстанавливается, но очень медленно. В апреле 2010 года объем инвестиций в экономику округа сократился на 0,2% по сравнению с апрелем прошлого года. Это далеко не самый лучший результат среди регионов России. В то же время, по данным Росстата, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в феврале 2011 года продемонстрировал рост на 15,5%.

При анализе данных по Северо-Западу стоит учитывать эффект низкой базы: в 2009 году округ занял предпоследнее место по объему инвестиций в основной капитал — снижение составило 18,7 против 16,2% по стране в целом, а в 2008?м инвестиции в регионе выросли на 1,2%, и это был самый низкий показатель среди федеральных округов (среднероссийский — 9,8%).

Несмотря на выгодное экономико-географическое положение, которое делает Северо-Запад наиболее привлекательным для инвесторов регионом, округу необходимо принять целый ряд мер для формирования комфортной инвестиционной среды. В частности, сформировать ключевой вектор для инвестиций в инновационной среде и серьезно поработать над созданием инфраструктуры, которой все еще недостаточно. «С точки зрения инвестиционной привлекательности Северо-Запад выглядит лучше многих других регионов России, опережает его в этом отношении разве что Краснодарский край», — отмечает старший аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Табах.

Существенно снижает инвестиционную привлекательность Северо-Запада недостаточно развитая инфраструктура. Это, в принципе, характерно для всей страны, но на Северо-Западе при его высоком потенциале создание благоприятных инфраструктурных условий может стать мощным стимулом для притока вложений. «Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, нехватка подготовленных производственных площадок для индустриальных компаний, сложные разрешительные процедуры для строящихся предприятий сдерживают приток инвестиций на Северо-Западе. В наши дни важным моментом становится и рост конкуренции со стороны других регионов, стремящихся создать привлекательные условия для инвесторов», — считает партнер, руководитель налоговой практики PricewaterhouseCoopers в Санкт-Петербурге Наталия Щербакова.

Читайте также  Инвестиции как источник финансирования бизнеса

Округу необходимо работать над созданием и модернизацией широкого спектра объектов в сфере энергетики, транспорта, инженерно подготовленных площадей. Анализируя рейтинг инвестпроектов регионов СЗФО, можно выделить следующую тенденцию: государство поддерживает и участвует в создании крупных инфраструктурных проектов в регионах, где достаточно высоки бюджетные доходы, либо в субъектах, являющихся ключевыми из-за географического положения или стратегическими с точки зрения освоения ресурсов.

Часто, как в случае с Ленинградской областью, оба эти фактора совпадают (высокий уровень доходов и географическое положение). Регионы, которым повезло меньше, вынуждены строить инвестиционную политику по прежней схеме — финансовые вложения направляются в отрасли, традиционно доминирующие в их экономиках.

Хотя следует отметить, что попытки диверсифицировать отрасли для привлечения инвестиций все же предпринимаются, причем как раз в небогатых регионах. То есть срабатывает принцип «у кого меньше ресурсов и федеральных интересов, тот готов к диверсификации и поиску новых точек роста». В качестве примера можно выделить Республику Карелия и Вологодскую область. В частности, край озер стал интересен для вложений не только в традиционные для региона сферы — энергетику, ЛПК и горнодобывающую промышленность, но и в туриндустрию или пищепром (переработка ягод). Вологодская область выбрала другой путь диверсификации — упор сделан на формирование индустриальных парков «Шексна» и «Сокол» (но, конечно, параллельно с инвестициями в традиционные сферы — ЛПК, металлургию и химпром).

Еще одна особенность инвестиционного процесса нынешнего года — распространение механизмов государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах. Государство слишком долго тянуло с разработкой и внедрением новых схем совместной реализации подобных проектов — в докризисные годы, несмотря на доступность финансов, ничего серьезного так и не было сделано. Однако в период ухудшения экономической ситуации и сокращения бюджетных возможностей, как на федеральном, так и на региональном уровнях власти стали более внимательны к подобным проектам. Показательны в этом отношении такие проекты, как модернизация аэропорта «Пулково», строительство Орловского тоннеля, железнодорожной магистрали «Белкомур» (Соликамск — Гайны — Сыктывкар — Архангельск).

Таким образом, именно сейчас государство решилось обкатать новые способы финансирования инфраструктурных проектов. Но примечательно, что такие проекты реализуются опять же в регионах с высокими доходами или в стратегически важных.

Когда же лед тронется

Инвестиционные проекты Северо-Запада России – это прежде всего инфраструктурные объекты, финансируемые государством. Округу критично не хватает интересных и свежих идей от частного бизнеса

Рейтинг крупнейших проектов регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО), подготовленный аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад», продемонстрировал, что государственные инвестиции в различных формах продолжают составлять весомую долю в общих инвестиционных потоках. При этом бюджетные средства направляются в основном в добывающую промышленность, энергетику, транспорт, инфраструктуру.

Инвестиционную активность на Северо-Западе не назовешь высокой. Так, по итогам 2011 года округ занял третье место с конца по динамике инвестиций в основной капитал. Значение этого показателя составило 104% к 2010 году.

Хуже динамика только в Центральном (102,4%) и Северо-Кавказском (102,7%) федеральных округах. От последнего лучших результатов никто и не ожидал, а вот низкие результаты ЦФО, вероятнее всего, связаны и со сменой власти в столице в прошлом году. Справедливости ради стоит отметить, что лидер по приросту инвестиций в 2011 году – Дальневосточный округ – достиг таких высот благодаря продолжавшейся «стройке века» – вливанию средств из государственного бюджета в проекты, предназначенные для проведения саммита АТЭС во Владивостоке. В то же время СЗФО с большим отрывом опередили Уральский и Сибирский округа, где данный показатель составил 116%.

Объективные причины невысокой инвестактивности в СЗФО, конечно, есть. Прежде всего это смена руководства в Петербурге, вклад которого в общую инвестиционную картину округа трудно переоценить. А также общестрановые и макроэкономические риски, в частности предвыборный период, высокий объем оттока капитала из страны, нестабильность в еврозоне. Однако они характерны и для тех регионов, которые все же выглядят лучше, чем Северо-Запад.

Ведомые сверху

«Инвестполитику государства отличают инерционность и нацеленность на традиционные и капиталоемкие сферы, – констатирует генеральный директор „АФК-Аудит“ Вера Консетова. – Кроме того, государство участвует в инвестиционном процессе и опосредованно – через ряд крупных госкомпаний-монополистов. Основные сферы интересов таких предприятий, как „Газпром“, РЖД, ФСК ЕЭС или „РусГидро“, сосредоточены в профильных областях, в них же и направляется наиболее значительный инвестиционный поток. Хотелось бы видеть более активное участие государства в таких отраслях, как высокие технологии, медицина, социальное развитие».

При анализе списка проектов не прослеживается четкая политика регионов по диверсификации вложений, но радует уже то, что попытки сформировать ее все же предпринимаются. «Трудно сказать, что регионы округа заметно диверсифицируют свои инвестпотоки, скорее можно говорить о цикличности инвестиций в основные фонды. Было время, когда основные фонды обновляли металлурги. Если этот процесс и не завершен, то большая часть работ выполнена, и ожидать нового витка можно не раньше чем через восемь лет, – полагает директор ЦСР „Северо-Запад“ Владимир Княгинин. – Еще раньше были инвестиции в пищевую промышленность, от чего в первую очередь выиграли Санкт-Петербург и Ленинградская область. Думаю, почти пройден пик инвестирования в сельское хозяйство, потому что основные проекты здесь либо уже реализованы, либо находятся на стадии запуска. Вряд ли можно рассчитывать на аналогичный объем вложений в отрасль в ближайшие два года».

Что касается высокотехнологичных отраслей, в частности машиностроения, биотехнологий, радиоэлектроники, то обновление основных фондов здесь идет, но пока не задает тон в общем процессе.

Картина в разрезе субъектов СЗФО выглядит следующим образом. В Петербурге десять крупнейших проектов 2012 года сильно отличаются от представленных нами в рейтинге 2011-го. Из списка исчезли Орловский тоннель, проект развития Ново-Адмиралтейского острова, общественно-деловой центр «Дворец искусств на Васильевском острове» и проект по созданию аэроэкспресса в «Пулково», концепция которого пока окончательно не сформирована. Лидером по объему инвестиций после исключения Орловского тоннеля стал Западный скоростной диаметр (ЗСД), за которым следует строительство города-спутника Южный – долгосрочный проект с объемом инвестиций 176,3 млрд рублей.

В Ленобласти в числе крупнейших остаются масштабные и долгоиграющие проекты, связанные с развитием порта и прилегающих территорий в Усть-Луге, реконструкция второй очереди Ленинградской АЭС, проекты «РусГидро» и «Газпрома». В список также вошел завод по глубокой переработке нефти («КИНЕФ»), хотя в феврале этого года получено разрешение на его эксплуатацию. Полностью закончить строительство и вывести комплекс на проектную мощность планируется до конца текущего года.

Читайте также  Как получить гражданство канады через инвестиции

В Калининградской области флагманским проектом с точки зрения объема инвестиций остается Балтийская АЭС, однако регион выделяется на фоне большинства других субъектов СЗФО тем, что в десятке крупнейших здесь в количественном выражении преобладают проекты с частными инвестициями, в том числе в сельском хозяйстве, лесопромышленном комплексе и автомобилестроении.

Инфраструктура – в лидерах

В Республике Коми сохраняется сырьевая направленность инвестпотоков – крупнейшим остается строительство системы магистральных газопроводов Бованенково – Ухта, предназначенной для транспортировки природного газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения.

Есть основания полагать, что в 2012 году с мертвой точки сдвинется реализация «Белкомура». По крайней мере власти Республики Коми, Пермского края и Архангельской области – регионов, которые должна связать железнодорожная магистраль, на это рассчитывают. Межрегиональная компания «Белкомур» в этом году намерена провести концессионный конкурс по подбору организаций, которые займутся привлечением инвестиций в проект, а основания говорить, что лед тронется, появились после того, как в начале года Владимир Путин, еще будучи премьер-министром РФ, поручил Министерству финансов, Министерству экономического развития и Министерству транспорта проработать вопрос финансирования развития железнодорожной инфраструктуры страны. А это может свидетельствовать о скором начале финансирования проекта «Белкомур».

В Мурманской области крупнейшим проектом, несомненно, стала бы разработка Штокмановского месторождения, но поскольку принятие окончательного инвестиционного соглашения неоднократно переносилось (последний раз – с первого квартала текущего года на второй) и перспективы неясны, включать его в список этого года мы сочли нелогичным. Одним из наиболее капиталоемких стал проект «Росэнергоатома» по возведению первого энергоблока Кольской АЭС-2. И хотя само строительство начнется в 2015-м, из инвестпрограммы «Росэнергоатома» в текущем году уже выделены средства на предпроектные и проектные работы. Другой крупный и длительный инфраструктурный проект региона – создание Мурманского транспортного узла, большинство же остальных в десятке – традиционные для региона сырьевые проекты. Привлекает внимание проект «Русский лосось» как попытка диверсифицировать инвестпотоки и развивать рыбную и пищевую промышленность.

Исключительно сырьевым регионом остается Ненецкий автономный округ (НАО) – основная масса инвестиций здесь направляется в разработку углеводородных месторождений. Исключение составляют проекты, которые инициируются и финансируются администрацией округа, в частности реконструкция Нарьян-Марской электростанции, музейно-туристический комплекс «Пустозерье» и строительство рыбоперерабатывающего комплекса. Как отметил губернатор НАО Игорь Федоров, на приток частных инвестиций в экономику региона можно рассчитывать только в том случае, если доставка в другие регионы страны продукции, производимой на территории субъекта, станет рентабельной. В настоящее время круглогодичное сообщение с НАО осуществляется только посредством авиаперелетов, отсутствие транспортной инфраструктуры является основным сдерживающим фактором для притока частных инвестиций в регион.

В Новгородской области важнейший проект – строительство промышленно-логистической зоны в Чудовском районе. По мнению губернатора области Сергея Митина, эта площадка в ближайшее время должна стать одним из брендов региона. Шесть из десяти проектов Новгородчины относятся к сельскому хозяйству, однако большинство из них начаты в 2008-2010 годах, стартапом 2011-го можно назвать только возведение нуклеуса (генетического центра) и мультипликатора группой компаний «Пулковский».

Похожая ситуация и в Псковской области: здесь в числе крупнейших четыре агропроекта, три из которых начаты в 2010 году. Также в области остаются актуальными проекты по созданию индустриальных парков «Моглино» и «Ступниково», финансируемые за счет регионального бюджета. Власти региона надеются на предоставление «Моглино» статуса особой экономической зоны, но решение по этому поводу пока не принято.

В Карелии весомая часть инвестпроектов осуществляется окологосударственными организациями. В частности, программы реализуют энергетики (Карельский филиал ФСК ЕЭС, филиал МРСК Северо-Запада «Карелэнерго», Прионежская сетевая компания) и филиал РЖД Октябрьская железная дорога. Из наиболее заметных частных проектов – техническое перевооружение производства заводов «Карельский окатыш» и «Кондопога».

Относительно диверсифицированной выглядит десятка крупнейших проектов Вологодской области. Наиболее капиталоемкие – возведение второй очереди Череповецкой ГРЭС (ТГК-6), цеха по производству карбамида «Череповецкого Азота» и модернизация, проводимая ТГК-2. Второе место по объему инвестиций занимает создание льняного комплекса области – долгоиграющий и затратный проект, который позволит диверсифицировать экономику региона, зависящую от доходов крупнейшего налогоплательщика – компании «Северсталь».

В Архангельской области самые масштабные проекты традиционно сосредоточены в лесной промышленности – шесть из десяти. Наиболее капиталоемкие реализуются компанией «Илим» и Архангельским ЦБК. У обоих инвесторов в кризис возникали некоторые проблемы с ходом модернизации, но на данный момент строительство ведется по графику.

«Илим» в рамках всего инвестиционного проекта по модернизации картонно-бумажного производства и производства белых бумаг намерен инвестировать 14,9 млрд рублей. В настоящее время строится новое производство по выпуску офисной и мелованной бумаги стоимостью 270 млн долларов. «Минпромторг присвоил производству офисной и мелованной бумаги статус приоритетного. Мы следуем принципу создания производств на базе существующих предприятий, понимая при этом, что для реализации таких проектов жизненно необходимо наличие развитой инфраструктуры. Поэтому Архангельская область, которая такую инфраструктуру имеет, будет оставаться для нас наиболее перспективной для будущих вложений», – комментирует директор по информации и общественным связям Группы «Илим» Артем Савко. По его словам, в 2008 году проект по созданию нового бумажного производства был временно заморожен из-за глобальной рецессии, но после восстановления рынков компания вернулась к его реализации. Сейчас никаких изменений не вносится, и в четвертом квартале этого года производство будет запущено.

Легче не станет

Инвестиционный процесс 2012 года будет довольно сложным как в целом по стране, так и в СЗФО. Чтобы дать более детальные прогнозы, стоит разделить инвестпроекты на три группы.

Первая – те, что реализуются с привлечением бюджетных средств, прежде всего федеральных. «Рассчитывать, что количество таких проектов существенно увеличится в ближайшие годы, вряд ли стоит. Это связано с тем, что возможности федерального бюджета ограничены. В 2012 году будут испытывать сложности с доходной частью и региональные бюджеты, – уверен Владимир Княгинин. – Доля бюджетных инвесторов по-прежнему будет значима, но оценивать возможный объем капиталовложений и динамику инвестиций следует очень осторожно».

При этом в конце прошлого года и первом полугодии текущего в пяти регионах округа – Санкт-Петербурге, Ленинградской, Архангельской, Вологодской и Мурманской областях – сменилась региональная власть. Предстоят губернаторские выборы в Новгородской области. Как показал опыт Петербурга, новая команда, как правило, берет тайм-аут для переоценки целесообразности запланированных предшественниками проектов, в которых велико участие региональных бюджетных средств. Эксперты сходятся во мнении, что подобный сценарий не исключен и в других регионах, куда пришло новое руководство.

Вторая группа проектов длинного инвестиционного цикла – те, что осуществляются либо на основе государственно-частного партнерства, либо за счет частных средств. В Петербурге таковыми являются, в частности, автосборочные заводы, хотя все они уже завершили первичный цикл инвестирования и заявили о намерении расширять производство, но в последнее время почти все от этих планов отказались.

Читайте также  Комитет экономической политики и инвестициям

«Кризис в Европе и валютные колебания в России способны приостановить такие проекты, но в целом отменить их очень сложно, – считает Княгинин. – Они давно включены в финансовые планы крупных компаний, под них выделены средства. Например, в Петербурге в рамках фармацевтического кластера крупные производители лекарственных средств наращивают производственные мощности по новым технологическим стандартам и, скорее всего, реализуют свои планы в том или ином объеме, несмотря на макроэкономические риски. Мы видим, что неопределенность рынков может растянуть сроки реализации таких крупных проектов, как освоение Штокмановского и Приразломного месторождений, скорректировать объемы финансирования, но отменить их тяжело».

И наконец, третья группа – проекты, реализуемые исключительно на средства частных инвесторов. В 2011 году и начале текущего эксперты не теряли надежды, что в этом сегменте объем инвестиций будет расти и в обозримой перспективе выйдет на докризисные показатели. Однако финансовый сбой в отечественной экономике, ослабление рубля в середине 2012 года реализацию части таких проектов осложнят.

Активность иностранных инвесторов отчасти сдерживается кризисом в еврозоне. «Например, хотя в Германии ситуация вполне благополучная, внешний фон не позволяет инвесторам чувствовать себя уверенно. У нас есть клиенты, которые после кризиса приняли решение строить производства в Петербурге, но в связи с нестабильностью снова приостановили проекты», – поделилась директор представительства компании BEITEN BURKHARDT в Петербурге Наталья Вильке.

Инвестиции в производство в России, как правило, всегда существенные, а большой рынок требует постоянного внимания. «Многие компании опасаются за свои долгоиграющие инвестиции за рубежом, особенно если это новый производственный проект. Они тщательно инспектируют рынок и очень долго принимают решение о выходе», – продолжает Вильке. Есть надежда, что валютная стабильность до конца года восстановится, но ждать легкой жизни точно не стоит. «Скорее всего, Северо-Западу вновь придется пережить этап неопределенности на рынке инвестиций, тем более что будет затруднен доступ к банковским кредитам, так как многие банки снижают темпы прироста портфелей», – добавляет Владимир Княгинин.

В условиях неопределенности инвесторы выбирают стратегию выжидания. Самый жесткий и пессимистичный сценарий будет выражаться в сокращении источников финансирования – инвестор станет еще более редким и экзотическим «зверем». Продолжится реализация только тех проектов, которые в связи с масштабом и инерционностью остановить не представляется возможным. По всем остальным проектам можно ожидать реструктуризации.

Если вторая волна кризиса докатится до России в полном объеме, ключевым способом борьбы бизнеса с трудностями станет увеличение ликвидности и сокращение издержек. А в первую очередь, как правило, урезаются расходы на персонал и капитальные затраты. На взгляд Княгинина, особенностью инвестпроцесса этого года также станет то, что уже не будет таких поддерживающих инвестиционный рынок факторов, как выполнение обязательств по строительству новых генерирующих мощностей в энергетике. Эти обязательства уже выполнены либо от них отказались. И, конечно, государство будет вынуждено сократить инвестиции в социальную сферу.

Не опускать руки

Неблагоприятный внешний фон – не повод опустить руки и отказаться от мер по совершенствованию инвестиционного климата. Напротив, в таких условиях конкуренция государств и регионов становится еще более жесткой. Изобретать велосипед, в принципе, не нужно, так как инструменты для привлечения инвесторов известны и опробованы другими странами и даже регионами России.

При этом время, когда на Северо-Запад в большом количестве приходили крупные зарубежные игроки, осталось позади. Особенно это касается Петербурга. Основная масса транснациональных компаний уже вышла на российский рынок, в дальнейшем возможны проекты по расширению мощностей или созданию новых, но уже в ограниченном количестве. «Относительно невысокая инвестиционная активность в Петербурге отчасти связана с тем, что город традиционно делает акцент на масштабных проектах, не уделяя достаточного внимания средним и небольшим инвесторам, – размышляет Наталья Вильке. – Тогда как средних инвесторов, которые рассматривают регионы России для выхода на рынок, достаточно. Но они часто принимают решения не в пользу Петербурга. В нашей практике за последнее время было несколько случаев, когда такие компании предпочли Ульяновск или Калугу, хотя изначально рассматривали и Северную столицу».

В числе средних фирм, которые рассматривают российский рынок для размещения предприятий, немало производителей автокомпонентов. Они вполне могли бы разместиться в рамках петербургского автокластера. Крупные инвесторы уже пришли, но в результате кризисных явлений не достигли тех объемов, которых ожидали при создании кластера. «И сейчас как раз то время, когда целесообразно привлекать именно средний бизнес. Это региону, на наш взгляд, не совсем удается», – замечает Вильке.

Например, налоговые льготы, на которые может рассчитывать инвестор, во многих регионах похожи. Но практическое их получение и в целом отношение властей к средним инвесторам, даже такая, казалось бы, мелочь, как готовность организовать личную встречу представителей власти с инвестором, влияет на принятие последним решения в пользу того или иного региона. «На такую открытость готовы не все администрации, и в результате выигрывают те, кто готов, да еще и предлагает инвестору конкретику, например подготовленные производственные площадки», – подчеркивает Наталья Вильке.

Исключать возможность новой волны выхода на российский рынок иностранных инвесторов, несмотря на проблемы в мировой экономике, все же нельзя. Строя прогнозы, нужно иметь в виду и последствия вступления России в ВТО. «Зарубежный бизнес имеет технологические карты по размещению производств и других своих активов за пределами страны базирования, и если вступление в ВТО изменит калькуляцию ведения бизнеса в нашей стране для импортеров, возможны два сценария, – рассуждает Владимир Княгинин. – Промышленники уверяют, что есть вероятность столкнуться с волной ухода с рынка зарубежных поставщиков, развернувших в СЗФО сборочные производства, например компьютеров, сложной электроники, автомобилей. При этом сторонники вступления в ВТО убеждены, что перемещение капитала через границу упростится и наступит еще один виток прихода иностранных инвесторов в Россию». Правда, приток инвестиций пойдет уже не в те отрасли, в которые они активно шли до сих пор и, в частности, были способом обойти высокие таможенные тарифы.

Исключать возможность прихода иностранных инвесторов нельзя: Россия – одна из немногих стран, у которой есть деньги и которая реализует большие инфраструктурные проекты. Локализуются технологии, относящиеся не только к сборке, но и к конструированию и проектированию продукта. Это обнадеживающий сигнал. Однако чтобы в рамках второй волны регионы СЗФО оказались конкурентоспособными, необходима активная работа по созданию благоприятных для инвесторов условий, и не только на бумаге, но и на практике.

Источники: http://fbip.ru/articles/newsdetails/id/615, http://vuzlit.ru/762011/investitsionnaya_privlekatelnost_severo_zapadnogo_regiona_rossii, http://expert.ru/northwest/2012/25/ekonomika-severo-zapada/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто