Инвестиции в социально культурную сферу

Инвестиции в социальную сферу

инвестиции в соц сферу.doc

Глава 1. Определение и сущность инвестиций в социальную сферу

1.1 Социальные инвестиции

1.2 Социальная сфера

1.3 Показатели уровня жизни

1.4 Субъекты социальных инвестиций

Глава 2. Механизм привлечения социальных инвестиций

2.1 Определение целей региональной инвестиционной политики

2.2 Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

2.3 Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

2.4 Технология внедрения социальных инвестиций

Глава 3. Принципиальная схема формирования и реализации инвестиционной

3.1 Определение социальных проблем региона

3.2 Выбор стратегических и тактических целей инвестирования

3.3 Формирование региональной инвестиционной программы

3.4 Предварительная оценка поступивших предложений и проектов

3.5 Создание целевой программы стимулирования инвестиций в экономику региона

Социальная сфера России испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологиях оказания услуг и обслуживания. Бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора. 1

Из-за нехватки инвестиций страдает все общество. Нет качественного образования, здравоохранения, нет достойных пенсий и социальных пособий. А значит, в будущем мы не увидим здоровое и образованное общество.

Достойные инвестиции в социальную сферу, обязательно стали бы нашим конкурентным преимуществом в будущем.

Не менее важным вопросом является проблема эффективности вложений в социальную сферу.

То, как можно повлиять на сложившуюся ситуацию с инвестициями в социальную сферу в нашей стране, я и попытаюсь разобрать в данной работе.

Глава 1. Определение и сущность инвестиций в социальную сферу.

1.1 Социальные инвестиции.

Для начала стоит разобраться, что же такое социальные инвестиции.

В законодательстве определение инвестиций звучит так: инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Заметим, что цель инвестирования определена как прибыль или полезный эффект, который не обязательно должен быть связан с сиюминутным доходом. Социальные инвестиции по аналогии с фондовыми инвестициями (вложениями в ценные бумаги) или реальными инвестициями (вложениями в реальный сектор экономики) предполагают вложения в социальную сферу.

1.2 Социальная сфера.

Социальная сфера — совокупность государственных и частных институтов, деятельность которых направлена на поддержание и повышение социально приемлемого уровня жизни людей. Отрасли социальной сферы удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности населения.

К социальной сфере относятся: пенсионное обеспечение; государственное управление и социальные услуги; образование; здравоохранение; деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг; деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений и др.

Основная часть отраслей социальной сферы — непроизводственный сектор. Однако такие отрасли как торговля или ресторанный бизнес (в расширении — общественное питание), отнести к непроизводственному сектору нельзя. Торговля участвует в доведении товаров до потребителей, общественное питание также создает материальный продукт в виде готовых к употреблению пищевых продуктов. В США, например, сфера услуг поделена на две составляющие: сферу производственных услуг и сферу развлечений.

Социальные инвестиции- вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей. Показателями уровня жизни являются: денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции, обеспеченность жильем, количество бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание), структура расходов населения, уровень безработицы. Социальные инвестиции призваны повысить качество жизни 2 .

Категория «уровень жизни» в рекомендациях ООН состоит из таких элементов, как здоровье, пища, одежда, условия труда, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. В России уровень жизни принято определять в первую очередь при помощи системы потребительских бюджетов: физиологического, прожиточного и социального минимумов.

1.3 Показатели уровня жизни.

Важнейший вопрос — показатели уровня жизни: денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции; обеспеченность жильем; количество бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание); структура расходов населения; уровень безработицы.

Качество жизни — своего рода производная величина от уровня жизни, комплексная характеристика уровня жизни населения. Качество жизни населения определяется рядом объективных и субъективных показателей. Среди объективных — потребление материальных благ, продуктов питания, качество жилищных условий и занятости, развитие сферы услуг, образования, культуры, социального обеспечения. Среди субъективных — удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением и семейными отношениями.

1.4 Субъекты социальных инвестиций

Кто может инвестировать в социальную сферу, выступать субъектом социальных инвестиций? Субъекты социальных инвестиций — органы государственной власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Для государства целями социальных инвестиций могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц — прибыль, для некоммерческих организаций — повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей. Для последних получение прибыли не является целью социального инвестирования. 3

Глава 2. Механизм привлечения социальных инвестиций

Для того, чтобы в субъект Федерации направились социальные инвестиции, региональным властям необходимо провести грамотную и обоснованную политику по их привлечению. Механизм привлечения социальных инвестиций может представлять собой поэтапное решение основных задач инвестором или региональными и местными властями:

1. Определение целей региональной инвестиционной политики

2. Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

3. Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

4. Технология внедрения социальных инвестиций

2.1 Определение целей региональной инвестиционной политики

В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам внутренней региональной экономической политики и глобальной цели экономического развития страны.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы; выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Одно из важнейших требований современности — социальный характер развития экономики регионов.

Социальная сфера экономики становится важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона — залог его успешного развития.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков.

Читайте также  Зпиф смешанных инвестиций коммерческие инвестиции

2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния.

3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. Основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя региональные органы власти.

2.2 Определение источников и структуры государственных социальных инвестиций

Основными источниками региональных социальных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся:

* средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);

* инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществ¬ляемые внеплановой инвестиционной программой;

* налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

2.3 Методика отбора приоритетных инвестиционных проектов

Ввиду ограниченности финансовых средств, мобилизуемых на региональное развитие, встает задача отбора инвестиционных проектов для первоочередного финансирования, реализация которых позволяет получить в кратчайший срок максимальный эффект от государственных и частных инвестиций.

При этом выбор таких проектов, называемых приоритетными, производится в рамках ресурсных ограничений — ограничений на объем финансирования в первый год реализации программы. По существу задача отбора приоритетных проектов является задачей выбора наилучшего варианта реализации программы, придает ей необходимую ориентацию в рамках приоритетных целей и в конечном итоге определяет наиболее эффективную стратегию их достижения.

Разработка и реализация социально-культурного проекта на примере детского развлекательного центра

Дипломная работа — Экономика

Другие дипломы по предмету Экономика

�ой цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

. Раскрыть теоретические основы проектирования в СКС;

. Изучить принципы и методы социально-культурного проектирования;

. Выявить критерии социально-экономической эффективности инвестиционного проектирования;

. Рассмотреть социально-культурные инвестиционные проекты в Самарской области;

. Анализировать реализацию инвестиционного проекта на примере социально-культурного учреждения;

. Оценить социально-экономическую эффективность реализации инвестиционного проекта.

В ходе исследования нами были использованы следующие исследовательские методы: метод сравнительного анализа, метод наблюдения, метод теоретического анализа, метод контент-анализа социологических исследований, метод финансового анализа деятельности предприятия, статистического анализа, расчета интегральных показателей, проведение процедур социологического опроса и др.

Теоретическая значимость — расширение концептуальных положений теории инвестиций и обоснование критериев эффективности реализации инвестиционного проекта в социально-культурной сфере.

Практическая значимость — применение данных, полученных в ходе теоретического исследования в практической реализации проекта «Детский развлекательный центр «Мечта».

Базой исследования является детский развлекательный центр «Мечта».

Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, и заключения. В конце работы помещен библиографический список и приложения. Общий объем работы — ____ машинописных страниц.

Глава 1. Теоретические основы реализации инвестиционных проектов в социально-культурной сфере

1.1 Понятие и особенности реализации инвестиционных проектов в социально-культурной сфере

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект.

Таким образом, социально-культурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [27; с.15-20].

Социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов [36; с.29].

Инвестиционный проект — проект, предусматривающий (в числе других действий) осуществление инвестиций, обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами, а также описание практических действий по реализации инвестиций (бизнес — план) [9; с.11]. Проектные материалы в данном случае должны содержать информацию о том, кто осуществляет инвестиции, в какой форме они осуществляются, каков объем этих инвестиций и как они распределены во времени. Инвестор — участник инвестиционного проекта, в числе действий которого предусмотрено осуществление инвестиций. Инвестиционные проекты в социально-культурной сфере преследуют цель получения доходов от производства некоторой продукции или услуги, а также достижение положительного социального эффекта.

В законодательстве определение инвестиций звучит так: инвестиции денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта [5]. Заметим, что цель инвестирования определена как прибыль или полезный эффект, который не обязательно должен быть связан с сиюминутным доходом. Социальные инвестиции по аналогии с фондовыми инвестициями (вложениями в ценные бумаги) или реальными инвестициями (вложениями в реальный сектор экономики) предполагают вложения в социальную сферу.

Социальная сфера — совокупность государственных и частных институтов, деятельность которых направлена на поддержание и повышение социально приемлемого уровня жизни людей. Отрасли социальной сферы удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности населения.

К социальной сфере относятся: деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений оптовая и розничная торговля; гостиничный и ресторанный бизнес; транспортное, складское хозяйство, связь; финансовое посредничество — страхование, пенсионное обеспечение; государственное управление и социальные услуги; образование; здравоохранение; деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг и др.

инвестиционный проект социальный культурный

Социальные инвестиции — вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовны

Инвестиции в социально культурную сферу

Сущность социальных инвестиций как экономической категории

Хараева Мария Султановна,

аспирант кафедры экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства Академии государственной службы при Президенте РФ.

Конституция Российской Федерации закрепила за Россией статус социального государства. Приоритет нового экономического строя — все для человека, посредством человека здорового, образованного, вооруженного знаниями, постоянно развивающегося и самореализующегося. От провозглашения до реального практического перехода к социальному государству необходима долгосрочная социальная политика государства, ориентированная на осуществление прав общества и человека на развитие, на их участие в этом развитии и обеспечении возможностей присвоения результатов.

Читайте также  Инвестиции в форекс и фондовый рынок

Становится важным оздоровление социально-культурной сферы, которая является частью социальной сферы и включает такие отрасли, как здравоохранение, образование, наука, искусство, культура, спорт и др.

К началу 1990-х годов Россия обладала довольно развитой сетью объектов социально-культурного назначения (учреждения здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д.), финансируемых государством. Однако общий уровень их материально-технической базы, оснащенность современным оборудованием были очень низкими в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. Причина в недостаточности финансовых вложений в социально-культурную сферу.

Сегодняшнее состояние социально-культурной сферы страны характеризуется как кризисное. Статус национальной угрозы приобрели состояние здоровья населения, образовательный и интеллектуальный уровень российской науки, падение научно-технического потенциала, культурного уровня граждан.

Для изменения ситуации в положительную сторону необходимо на государственном уровне переоценить роль вложений в социально-культурную сферу, рассматривая их как выгодные инвестиции.

Системная реализация социальных функций государства сопряжена с крупномасштабными инвестициями, не приносящими инвестору явной коммерческой отдачи, но созидающими условия для быстрого экономического роста. Социальные инвестиции, как и материальные блага, содействуют образованию национального продукта, поскольку целью любой экономики является удовлетворение человеческих потребностей с помощью материальных, духовных или иных благ.

Исследование процессов социального инвестирования занимает важное место в экономической науке и социально-экономической практике. Особенно это необходимо для современного российского общества, стоящего перед решением двух стратегических задач: построения социально-ориентированной рыночной экономики и перехода от индустриального к постиндустриальному, преимущественно инновационному пути развития.

Социальные инвестиции это новая ступень во взаимоотношениях между обществом, бизнесом и властью. Однако, очень важно, чтобы они были актуальными, востребованными, отражали ожидания и учитывали приоритеты всех участников и, главное, повышали уровень и качество жизни населения. [1]

Социальные инвестиции – это долгосрочные вложения средств в социальную сферу с целью улучшения качества жизни людей посредством создания новых технологий и механизмов распределения создаваемого ВВП среди различных групп населения с учетом их потребностей. В рамках ограниченности средств, выделяемых на социальное развитие, в конкретных социально – экономических условиях конечными целями системы социального обеспечения можно считать достижение различными группами общества потребления на уровне, обеспечивающем не только существование, но и социальный и духовный прогресс, удовлетворенность качеством жизни при оптимальном сочетании форм и методов обеспечения для каждого человека.

Социальные инвестиции по аналогии с фондовыми инвестициями (вложениями в ценные бумаги) или реальными инвестициями (вложениями в реальный сектор экономики) предполагают вложения в социальную сферу. Отрасли социальной сферы удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности населения.

К социальной сфере в широком смысле, на наш взгляд, относятся: образование; здравоохранение; жилищное строительство; фундаментальная наука; государственное управление и социальные услуги, страхование и пенсионное обеспечение; услуги корпоративного сектора; деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг; деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений; розничная торговля, ремонт личных автомобилей, бытовых приборов; гостиничный и ресторанный бизнес; пассажирский транспорт; услуги связи; а также деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием. Основная часть отраслей социальной сферы — непроизводственный сектор.

Вопросы теории и практики социального инвестирования затрагивались в трудах ряда отечественных [2] и зарубежных [3] ученых. Так, на микроуровне понятие «социальное инвестирование» в мировой практике сформировалось сравнительно недавно, около 40 лет назад. [4] До этого периода существовали стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В то же время в сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны.

В рамках планово-централизованной системы основным понятием, тождественным социальным инвестициям, являлось понятие «капитальные вложения в социальную сферу», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Некорректность отождествления социальных инвестиций только с капитальными затратами, на наш взгляд, требует уточнения содержательной основы категории «социальное инвестирование».

В настоящее время под социальным инвестированием большинством отечественных авторов понимается вложение средств в объекты социальной среды. В частности, под социальным инвестированием понимаются долгосрочные вложения средств «с целью улучшения качества жизни людей посредством создания новых технологий и механизмов распределения средств среди различных групп населения с учетом их потребностей ». [5] В расширительной трактовке социальные инвестиции отождествляются с вложениями, направляемыми на усиление социальной ориентации экономической системы: достижение экологической безопасности, стимулирование экономического роста, целесообразное распределение благ, обеспечение гарантированного уровня образования и медицинской помощи, питания, выдача трансфертов нуждающимся в получении минимального гарантированного дохода. [6] Иначе говоря, ключевой является характеристика социальных инвестиций как активности субъектов инвестиционных отношений, направленной на получение определенного «полезного эффекта» для общества.

Социальные инвестиции — это вложения денежных и других ресурсов в объекты социальной сферы для получения дохода или иного социального эффекта, нацеленных на повышение уровня и качества жизни населения посредством создания новых технологий и механизмов удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей.

Окружающий нас мир сложен, многогранен, отличается хозяйственной неопределенностью и такое явление как социальные инвестиции можно представить, как субъектно-объектный целенаправленный и организационно оформленный процесс.

Социальному инвестированию присущи основные характеристики инвестирования, за исключением критерия, разграничивающего эти понятия, — объекта инвестирования. Аналогично инвестированию, основной целью социального инвестирования является получение дохода, или иного «полезного эффекта» для социальной среды. Под социальной средой в широком смысле понимается совокупность материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых происходит жизнедеятельность населения.

Субъектами социальных инвестиций могут выступать: органы государственной власти и муниципального самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Для государства целями социальных инвестиций могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц – доход, для некоммерческих организаций – повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей.

Социальные инвестиции определяются инвестиционным климатом в регионе (наличие регионального инвестиционного законодательства, инвестиционный потенциал, уровень инвестиционного риска), параметрами, осуществляемой и намечаемой макроэкономической и микроэкономической политики (долгосрочные государственные программы модернизации экономики, патентная политика, система сертификации изделий, предоставление налоговых льгот и субсидий, система госзаказов и др.), состоянием социального развития общества (уровень жизни населения, образ жизни, здоровье и продолжительность жизни) и бюджетными ограничениями (наличие отлаженного механизма бюджетных приоритетов).

Управление социальными инвестициями имеет сложную субъектно-объектную организацию. Инвестиционный социальный проект как объект управления характеризуется специфическими чертами:

1) расходы не соразмерены с доходами по величине и форме проявления;

2) период от начала вложений до момента получения выгод отличается большей длительностью по сравнению с вложениями в физические или финансовые активы;

3) социальные инвестиционные проекты отличаются высокой чувствительностью ко времени (темпоральностью); в каждом социальном инвестиционном проекте существует временной интервал, на котором вложения обеспечивают наивысшую отдачу от проекта;

Читайте также  Форма 2 инвестиции квартальная инструкция

4) социальные инвестиционные проекты обладают свойством усиления эффектов.

Главным социальным инвестором выступает государство, которому принадлежит приоритетная роль в управлении социальными инвестиционными проектами; соинвесторами социальных проектов могут быть субъекты федерации, муниципальные образования, коммерческие организации, учреждения социальной сферы, внебюджетные фонды, социально-ответственные фонды, домохозяйства, иностранные инвесторы. Соинвесторы осуществляют управление социальными инвестиционными проектами на микро- и мезо-уровне их реализации. Повышение эффективности управления социальными инвестициями достигается за счет многообразия форм государственно-частного партнерства в финансировании социальных проектов, реализуемого в рамках целевых программ.

Среди качественных критериев, на основе которых осуществляется отбор социально-ориентированных инвестиционных проектов, присутствуют и критерии улучшения инвестиционных характеристик, и критерии накопления человеческого капитала. В частности, в качестве положительных социальных эффектов, связанных с реализацией таких инвестиционных проектов, учитываются следующее:

а) повышение уровня занятости населения;

б) повышение уровня здравоохранения (качества оказываемых услуг и их доступности для населения);

в) сохранение и развитие научно-технического потенциала;

г) повышение уровня, качества образования и его доступности для населения;

д) развитие социальной инфраструктуры;

е) повышение уровня обеспечения населения жильем;

ж) создание и улучшение транспортной инфраструктуры;

з) улучшение экологической ситуации, применение технологий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие на внешнюю среду.

Государственное регулирование социальных инвестиций

Государственное регулирование социального инвестирования должно следовать двум государственным принципам: принципу социальной справедливости и принципу социально-экономической эффективности. Экономический смысл государственного регулирования социальных инвестиций заключается в выполнении четырех основных функций государства и его структур: производства и перераспределения необходимых социальных товаров, работ или услуг; финансирования социальной инвестиционной деятельности; стимулирования социального инвестиционного процесса и информационного сопровождения социального инвестирования. Цель государственного регулирования социальной инвестиционной деятельности — достижение оптимального варианта взаимодействия государства, инвесторов и потребителей в процессе повышения уровня и качества жизни в стране.

Производство и перераспределение социальных товаров, работ и услуг давно и с разной степенью эффективности осуществляется государством. Такую же оценку («разная степень эффективности») можно присвоить исполнению функции стимулирования социального инвестиционного процесса. Функция информационного сопровождения социального инвестирования не имеет системы в реализации, зачастую информационная подача соответствующих материалов в СМИ, особенно в подконтрольных региональным властям или крупным корпоративным структурам, носит ангажированный характер. Особое внимание должно уделяться функции финансирования социальной инвестиционной деятельности.

Государственное финансирование социальных инвестиций должно осуществляться в тех отраслях социальной сферы, где присутствие государства необходимо: в образовании, здравоохранении, физкультуре и спорте, культуре и искусстве, в области социальных услуг и занятости. Другие отрасли социальной сферы могут обходиться частными инвестициями, для развития социальной инвестиционной деятельности в этих отраслях достаточно других, нефинансовых, вариантов госрегулирования: налоговых послаблений, юридических методов, информационной поддержки. Главное в государственном финансировании социальной инвестиционной деятельности — следовать выбранным показателям эффективности, например, снижению заболеваемости, увеличению рабочих мест, уменьшению выплат из страховых социальных фондов и другим.

Регулирование социальной сферы, особенно тех ее отраслей, финансирование которых осуществляется государством, является делегированием полномочий от отдельного гражданина к общественному институту, созданному в том числе для исполнения таких функций.

Наряду с государственными органами субъектами социальной среды выступают частные корпорации и организации, вынужденные выполнять институционально несвойственную им функцию по инвестированию средств в объекты социальной сферы.

Социальные инвестиции бизнеса — это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в переложении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект.

В области социальных инвестиций в России наблюдаются проблемы, связанные с институциональным несовершенством: государство формирует недостаточно эффективные правовые и социальные институты, а бизнес-структуры вынуждены нейтрализовывать «ошибки» государства, осуществляя значительные социальные инвестиции, и тем самым отчасти «замещать» государство в социальной сфере. При наличии не окрепшего отечественного бизнеса, не успевшего еще занять свою нишу на зарубежных рынках, подобная линия развития ухудшает конкурентоспособность страны на внешних рынках Это институциональное несовершенство проявляется и с другой стороны: бизнес, в свою очередь, не всегда строго выполняет установленные законом социальные и налоговые обязательства.

Социальные инвестиции компаний, осуществляемые путем реализации внутренних и внешних социальных программ, заняли достаточно прочное место в корпоративной стратегии и становятся частью каждодневной управленческой практики российских компаний. При этом внутренние социальные программы, направленные, прежде всего, на своих работников, являются приоритетным направлением социальных расходов.

Социальные программы способствуют созданию имиджа и повышению репутации бизнеса и, таким образом, являются долгосрочными вложениями в нематериальные активы компании.

Намечается явный сдвиг в социальных инвестициях в направлении местного социального сообщества. Это означает, что интересы бизнеса все больше переносятся с персонала компании на внешнее социальное окружение. Фактически уже сейчас можно диагностировать центробежные силы в трансформации социальных интересов российского бизнеса, когда компании стараются выйти за пределы своей производственной деятельности. Не исключено, что данная тенденция может перерасти в долгосрочную линию развития социальных инвестиций в России.

1. Информационная открытость социальной политики российских компаний / Под общ. ред. Литовченко С.Е. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

2. Ивлев С.С. Социально-ответственные инвестиции в мире и в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №1. – С.80-88.

3. Соболева И.П. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Экономист. – 2003. – №3. – С.65-73.

4. Нидзий Е.Н., Романенко Н.М. Финансовая структура социальных инвестиций. – Волгоград: Авторское перо, 2004. – 154 с.

5. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра психол. Наук, проф. Юрьева А.И. СПб. 2006.

6. Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. – М.: Изд-во Экономика, 2007.

Поступила в редакцию 06.05.2009 г.

[1] Информационная открытость социальной политики российских компаний / Под общ. ред. Литовченко С.Е. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

[2] Необходимо выделить труды И.А. Бланка, А.Б. Идрисова, Б.А. Колтынюк, Н.Д. Кондратьева, А.Г. Лобко, А.П. Морозовой, Б.А. Райзберга, Т.В. Тепловой, Б.А. Чуба, В.В. Шеремета, В.Д. Шапиро и ряда других.

[3] Вопросами управления инвестированием социальной сферы и его эффективности в разное время занимались такие ученые, как Л. Гитман, М. Джоик, О. Новотный, К. Столпер, Ф. Фабоцци, Я. Фишер, К. Хопкинс и др.

[4] Ивлев С.С. Социально-ответственные инвестиции в мире и в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №1. – С.80-88.

[5] См., напр.: Соболева И.П. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Экономист. – 2003. – №3. – С.65-73.

[6] См., напр.: Нидзий Е.Н., Романенко Н.М. Финансовая структура социальных инвестиций. – Волгоград: Авторское перо, 2004. – 154 с.

Источники: http://stud24.ru/economic/investicii-v-socialnuju-sferu/249941-735577-page1.html, http://www.studsell.com/view/142449/10000, http://www.jurnal.org/articles/2009/ekon28.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто