2.1 Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной активности
Если речь идёт о процессах международного инвестирования и формирования международного рынка инвестиций, то в первую очередь выделяют страны Северной Америки и Европы, а следовательно и транснациональные корпорации из этих стран (как ни странно, Япония выглядит достаточно скромно по показателям инвестиционной активности) [12, с.48].
Ключевой географической особенностью процессов международной инвестиционной деятельности является преобладание в них крупнейших компаний из наиболее развитых стран ЕС (Великобритания, Франция, Германия) и компаний из США. Об этом можно судить прежде всего из данных о потоках ПИИ в ежегодных Докладах о мировых инвестициях Конференции ООН по торговле и развитию (КТР ООН). Необходимо отметить, что данная таблица описывает потоки ПИИ в период с 1995г. по 2007г., но эти данные абсолютно соответствуют нынешней действительности, так как структура данных потоков не потерпела существенных изменений. См. приложение — приложение А, таблица А.1.
Необходимо отметить и то, что европейцы являются абсолютными лидерами в том, что касается ПИИ и финансового сектора. Об этом можно судить не только по оценкам КТР ООН, но и по результатам постоянного анализа информации ведущих финансово-экономических изданий («Файнэншиал Таймс», «Уолл Стрит Джорнэл» и др.) и агентств мира («Рейтер», «Блумберг»). Так, например, отмечается, что европейские группы доминируют в списке 50 крупнейших финансовых ТНК с 34 компаниями, в сравнении с 9 компаниями из США, 4 — из Японии, и 3 — из Канады [12, с.50].
Ситуация с доминированием западных стран в инвестиционной деятельности и активности не является случайным стечением обстоятельств. В первую очередь, такое активное развитие процесса инвестирования связанно с умелым использованием инструментов инвестиционной политики, которые стимулируют инвестиционную активность. Все они были проанализированы в первом разделе данной курсовой, а теперь рассмотрим эти же инструменты на примере зарубежных стран.
1. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности. Налоговые льготы на инвестиции в основной капитал в мировой практике чаще всего предоставляются в виде так называемого «инвестиционного налогового кредита». Как правило, эта скидка даётся компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новых технологий и техники. Данная скидка вычитается из суммы исчисленного налога только после ввода новой техники в эксплуатацию. Во многих случаях право на такую скидку закреплено законодательно. Её размер устанавливается в процентах от стоимости внедрённой техники и составляет:
— в Великобритании — 50% (для первого года эксплуатации);
— в Канаде — 10-15% (в зависимости от освоенности территории, на которой базируется компания);
— в Ирландии — 100%;
— в США — 100% (данная льгота применяется в энергетической отрасли).
Нужно отметить, что в Великобритании, Бельгии, Швеции и Италии 100% инвестиций в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) вычитаются из налогооблагаемых доходов компаний. В США и Канаде выделяют налоговые скидки на прирост инвестиций, которые составляют 20%. Кроме того здесь установлении лимит на льготы: дополнительные инвестиции в НИОКР, на которые распространяется льгота, не должны превышать 50% суммы затрат за определённый период.
Не менее интересен налоговый кредит. Эта льгота позволяет предприятиям компенсировать часть затрат на инвестиции из прибыли. Данное явление широко распространено во Франции. Согласно французскому законодательству, предприятия могут уменьшить сумму налога на 50% разницы между величиной инвестиций в НИОКР отчётного года и средним объемом инвестиций за два предыдущих года. Аналогичная система действует и в США. В 2008г. в США сумма налоговых льгот инвесторам составила 4,6 млрд. долл., а в 2016 планируется поднять уровень до 12,3 млрд. долл., что в сумме может дать бизнесу чистую экономию в размере 86,4 млрд. долл.
Одной из задач инвестиционной политики государства является обеспечение ускоренной замены основных производственных фондов. Поэтому применение преференций к предприятиям, которые инвестируют в основные фонды, нужно сочетать с повышением налоговой нагрузки для предприятий, которые не применяют данные методы. Данная мера широко применяется в Германии при уплате налога на недвижимость, где полностью самортизированное, но эксплуатируемое оборудование облагается налогом не по остаточной, а по первоначальной стоимости [1, с.52-53].
2. Амортизационное стимулирование. Применение данного инструмента в разных странах имеет свои особенности. Так, в США установлен пятилетний срок амортизации для оборудования и приборов, используемых в НИОКР, с физическим сроком службы от 4 до 10 лет. Кроме того, в первые два года разрешается списывать до 64% стоимости объекта.
В Великобритании позволено списание полной стоимости оборудования за первый год его эксплуатации, в Германии — 40% расходов на приобретение оборудования для НИОКР. В Швеции разрешено расходы по приобретению оборудования со сроком эксплуатации до трёх лет списывать в год его приобретения, а в целом машины и оборудование — в течение 4-5 лет.
Законодательство Франции также разрешает амортизацию в технически передовых областях и в НИОКР, но здесь используется метод дигрессивной нормы, скорректированной на поправочный коэффициент: 1,5 при сроке службы от 3 до 4 лет, 2 — от 5 до 6 лет, 2,5 — свыше 6 лет.
В Канаде применяется система границ сроков амортизации, в пределах которой предприятия самостоятельно выбирают наиболее приемлемый срок амортизации, а годовые нормы амортизационных отчислений изменяются от 4 до 100%.
Преобладание амортизационных льгот в инвестиционной политике западных стран объясняется тем, что в инвестиционных ресурсах финансирования основного капитала амортизационные отчисления занимают от 50 до 75%, в то время как в Беларуси доминирует прибыль [1, с.53].
3. Защита и государственная поддержка инвестиций. Большинство развитых стран имеет чёткую систему защиты прав инвестора. Например, законодательство США предусматривает возможность возмещения обладателю прав на объект интеллектуальной собственности ущерба, причинённого его правам другими лицами. При этом вопрос о размере возмещения убытков правообладателю решается чаще всего во внесудебном порядке — путём ведения переговоров с нарушителем права. Размер возмещения убытков должен быть не менее величины прибыли, которую мог бы получить правообладатель, продав лицензию на использование объекта интеллектуальной собственности. За нарушение авторского права умышленно предусмотрен штраф до 250 тыс. долл., а в случае повторного нарушения — до 500 тыс. долл. и/или тюремное заключение на срок до 10 лет.
За аналогичные нарушения предусмотрено наказание в виде тюремного заключения:
— законодательством Греции — до двух лет;
— Сингапура — до трёх;
— Франции — до четырёх;
— Польши и Венгрии — до пяти;
— Португалии — до шести лет [1, с.54].
4. Развитие инновационной активности субъектов хозяйствования. Как свидетельствует опыт Запада в данной сфере, малые инновационные предприятия, работающие на рынке потребительских товаров и услуг, как правило, более эффективны, чем крупные. Они быстрее и с меньшим объёмом инвестиций внедряют новшества в производство, более гибко реагируют на изменение потребностей населения. Так, по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью рабочих до 100 человек осуществляют в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью 100-1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании с численностью свыше одной тысячи человек.
Подавляющее большинство инновационных разработок в Германии осуществляется также на предприятиях малого и среднего бизнеса, которые составляют 99% всех зарегистрированных предприятий-налогоплательщиков. Они производят 49% ВВП страны, налоговые поступления этого сектора в бюджете Германии достигают 41%. Интересно, что эти предприятия обеспечивают около 50% валовых инвестиций страны и на них приходится 75% выдаваемых в стране патентов. Примерно 25% малых и средних предприятий производят экспортную продукцию, обеспечивая 17% внешней торговли страны [1, с.56].
Опыт стимулирования инвестиций зарубежных стран
Каждая страна проводит свою инвестиционную политику, обладает своей системой регулирования инвестиций. Системы регулирования инвестиционных процессов в странах с развитой экономикой (США, страны ЕС, Япония) отличаются от подобных систем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Ряд зарубежных компаний активно использует набор макроэкономических регуляторов в управлении своей инвестиционной деятельностью. Фактически, эти регуляторы являются институтами государства. [21]
Наиболее четко инвестиционная деятельность реализуется в бюджетной системе Германии. Она основана на двух основных принципах:
- • жестком разграничении в бюджетах всех уровней текущих и инвестиционных расходов;
- • регулировании бюджетного дефицита в увязке с объемом инвестиций, что в первую очередь направлено на повышение инвестиционной ориентации федерального бюджета, но вместе с этим оказывает воздействие и на региональную инвестиционную привлекательность. [6]
Основными инструментами стимулирования инвестиций в настоящее время продолжают оставаться: программа «Улучшение региональной структуры экономики» и налоговые льготы за инвестирование капитала, которые дополняются хорошо зарекомендовавшими себя низкопроцентными ссудами и программой поддержки долевого участия нового банка для среднего предпринимательства. Из средств данной программы осуществляется поддержка целевых инвестиций в промышленное хозяйство и в близкую к экономике инфраструктуру. Для реализации программы в 2006 году были предусмотрены федеральные средства в объёме 694 млн. евро, которые сопровождались финансированием в таком же объёме со стороны федеральных земель. В 2007 г. Комиссия ЕС одобрила план германского правительства о стимулировании экономического развития ряда земель в 2007 — 2013 гг., в рамках которого предусматривается льготный инвестиционный режим для малых и средних предприятий.
В ФРГ придается большое значение созданию условий для привлечения иностранных капиталов в экономику страны. Об этом свидетельствует основание федерального общества «Invest in Germany GmbH» по инициативе Федерального министерства экономики и труда ФРГ в 2003 году. Ежегодный бюджет общества составлял в течение последних двух лет 2 млн. евро и формировался целиком за счет средств государства (за счёт средств федерального бюджета). Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и Чикаго. Кроме того с 1997 по 2004 функционировал промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council — IIC), основной задачей которого являлось привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли и Берлин. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн. евро. По плану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2006г. произошло слияние указанных инвестиционных агентств в одно — «Invest in Germany GmbH». Целью создания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечению зарубежных инвестиций в Германию, особенно в восточные земли.
Германия продолжает по-прежнему оставаться глобальным экспортёром капитала. В 2006 году нетто-объём немецких инвестиций за рубежом составил около 433,0 млрд. евро. Иностранные инвестиции в 2006 году поступали в страну в основном из стран-членов ЕС (25) — около 169,1 млрд. евро.
В Германии большое внимание уделяется регулированию и контролю инвестиционно-финансового рынка страны. Этой деятельностью занимается Федеральное ведомство по наблюдению за деятельностью в области финансовых услуг (Bundesanstalt fьr Finanzdienstleistungsaufsicht — BAFin), которое регулирует и контролирует деятельность немецких организаций, работающих в кредитной сфере, в сфере страхования и в сфере торговли ценными бумагами. BAFin входит в сферу деятельности Министерства финансов ФРГ. Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в ФРГ к числу важных национальных экономических задач. Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямом участии федеральных и земельных органов власти путем использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое внимание при этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу. Делается это за счет дебюрократизации процессов создания и становления компаний, льготного налогообложения, организационной и финансовой поддержки. [10]
Богатый опыт в практике стимулирования инвестиций на местном уровне имеют США. Региональные программы стимулирования инвестиций обычно предусматривают комплекс:
- • мер бюджетного и финансового стимулирования (налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных, гарантии по займам и т.д.)
- • мер, направленных на улучшение экономических условий принимающей стороны (содействие профессиональному обучению, совершенствование транспортной инфраструктуры, предоставление земли в бесплатное пользование или долгосрочная аренда, обеспечение информацией). [6]
США является крупнейшим импортером капитала: известно, что 22% мирового объема прямых иностранных капиталовложений приходится на инвестиции в хозяйство США. За 18 лет (1990-2007 гг.) объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике США увеличился более чем в 4,4 раза и в 2007 г. составил 2,093 трлн долл. В период наибольшего экономического благополучия иностранные инвестиции вливались в американское хозяйство особенно быстрым темпом: за 1998-2000 гг. их объем увеличился на 750,5 млрд долл., а за 2004-2007 гг. — на 645 млрд.
Основные факторы, способствующие привлечению иностранного капитала в США — это и высокий научно-технический уровень экономики в целом, и огромная емкость внутреннего рынка в сочетании с политической и экономической стабильностью. На базе ПИИ (прямых иностранных инвестиций) в США происходит формирование зарубежного производства, объединяющего экономику иностранных государств с экономикой США более тесными узами, чем торговля. Сеть международного производства, созданная посредством прямых иностранных инвестиций, привела к образованию на территории США экономического пространства, которое оказывает влияние на экономику США, а в конечном итоге и на экономику других ведущих стран мира. [2]
На протяжении многих лет одним из наиболее широко распространенных налоговых стимуляторов инвестиционного процесса служила скидка с налога на прибыль в размере определенного процента капиталовложений фирм в оборудование и производственное строительство. Стимулом к инвестиционной деятельности послужили и налоговые льготы, направленные на активизацию деятельности фирм в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Например, в США и Японии из налога на прибыль вычитается 20% прироста таких расходов (в США — по сравнению с их среднегодовым уровнем за предыдущие три года, а в Японии — с максимальным годовым уровнем в предыдущий период). В США применяются специальные налоговые стимулы, чтобы усилить сотрудничество фирм с университетами. [17]
Во Франции в период реконструкции и модернизации внимание было сосредоточено на небольшом числе промышленных компаний, связанных с реконструкцией и модернизацией промышленности и сельского хозяйства и возможностью получения иностранной валюты. Велась одновременно и политика поощрения крупного промышленного производства. В условиях жесткой иностранной конкуренции на французском рынке было принято решение повысить конкурентоспособность отечественной промышленности путем поощрения создания в каждой отрасли 1-2 крупнейших компаний путем слияния фирм. В 1997-2004 гг. происходил переход страны в качественно новую фазу социально-экономического и политического развития. Государственные закупки как инструмент формирования гарантированного и предсказуемого рынка для различных национальных компаний сохраняют во Франции свое значение и в новейшее время. При этом большее значение приобретают образование, занятость, внутренняя стабильность, судебные органы, культура, связь и охрана окружающей среды. Государство стимулирует НИОКР для промышленности. Политика Франции все четче ориентирована на обеспечение глобальной конкурентоспособности страны на основе развития инновационного потенциала нации.
Инвестиционная политика Великобритании с 1997 года направлена на достижение следующих целей: повышение конкурентоспособности и развитие инновационного и научно-технического потенциала компаний для достижения устойчивых темпов роста экономики и производительности труда. Государство предоставляет субсидии и налоговые льготы (традиционные механизмы помощи), создает рыночную инфраструктуру, развивает свободную конкуренцию, содействует средним и малым предприятиям, экспортерам, предоставляет информационно-консультативные услуги бизнесу.
Великобритания стала лидером в области либерализации внешнеэкономической деятельности под влиянием вступления в ЕС и глобализации мировой экономики. В настоящее время роль государства в этой сфере сводится к контролю качества, предоставлению информационно-консультативных услуг экспортерам, их поощрению. Государство рассматривает иностранные инвестиции как важный источник создания дополнительных рабочих мест, средство получения новых технологий, производственного и управленческого опыта. [6]
Англия является второй страной в мире (после США) по объему привлеченных инвестиций. Важную роль в проведении эффективной инвестиционной политики играет обеспечение четкости действующего законодательства в этой области. В Великобритании действует один из самых либеральных законов, регулирующих деятельность компаний — Закон о компаниях. Иностранные инвесторы свободны в выборе места вложения своего капитала на территории страны. [7]
Япония также является примером успешного развития системы управления инвестиционной деятельностью и воздействия на этот процесс со стороны государства. В послевоенный период основной задачей правительства было восстановление страны в условиях отсутствия инвестиций и наличия устаревшего производственного комплекса. Государство выделяло деньги, предоставляя возможность частным компаниям развивать свой бизнес. Оно обеспечивало огромные кредитные ресурсы для банков и низкие проценты по кредитам, предоставляло налоговые льготы и преференции. Особое внимание в послевоенной Японии уделялось образовательной сфере.
Особого внимания заслуживает опыт работы с инвестициями в Китае, где прямые иностранные инвестиции (ПИИ) играют роль мощного катализатора экономического роста. «Китайское чудо» связано с доверием к китайской экономике деловых иностранных кругов. Главной движущей силой такого рывка являлась политика постепенного увеличения открытости экономики. Ключевыми элементами политики открытых дверей стали либерализация торговли и привлечение ПИИ. Последовательная либерализация внешней торговли способствовала росту доли экспорта и импорта в ВВП Китая. Иностранные инвестиции способствовали созданию новых рабочих мест. Структуры со стопроцентным иностранным капиталом стали наиболее динамичными и производительными фирмами в экономике Китая. Средняя ставка таможенного тарифа в стране постепенно была снижена с более чем 50% в начале 1980-х гг. до 12% после вступления в ВТО. Оберегая приоритетные секторы своей экономики от иностранной конкуренции, Китай в то же время практически полностью освобождает от импортных пошлин продукцию отраслей, в которых государство считает необходимым стимулировать соревнование с иностранными товарами. Таким образом, продуманная политика либерализации внешней торговли и инвестиционная политика сохраняет необходимую поддержку национального производителя и при этом стимулирует приток ПИИ, направляемых на создание производств, ориентированных на экспорт. Невысокие затраты на оплату труда в Китае стали особенно важным фактором для привлечения ПИИ из Гонконга и Тайваня, что способствовало быстрому формированию Китая как крупного игрока на мировом рынке трудоемкой продукции.
Созданные в Китае открытые экономические зоны (ОЭЗ) стали своего рода полигонами для выработки наиболее эффективных методов привлечения и использования иностранного капитала. Китайские власти передали право принятия решений по капиталовложениям на уровень местных органов самоуправления. В настоящее время в Китае проводится преференциальная политика, которая включает в себя налоговые льготы, специальные привилегии иностранным инвесторам.
Анализируя факторы, стимулирующие приток ПИИ в Китай, следует отметить, что они характерны практически для всех стран с развивающейся экономикой. Условно их можно объединить в три группы: структура экономики, либерализация и преференциальная экономика и культурная и правовая среда.
Возможности привлечения иностранных инвестиций в Африку в значительной мере обусловлены общими тенденциями развития мирового инвестиционного процесса и особенностями его международного регулирования.
В настоящее время инвестиции в африканскую экономику поступают по 5 основным направлениям:
- • в страны с богатыми природными ресурсами;
- • в страны, в которых осуществлялись серьезные структурные экономические реформы (Мозамбик, Танзания, Уганда);
- • в страны с активной политикой привлечения инвестиций в экспортно ориентированные отрасли;
- • в страны со специальными сравнительными преимуществами (Лесото, Свазиленд).
Наиболее привлекательными для ПИИ являются страны, богатые природными ресурсами, причем на страны-экспортеры нефти приходится около 65% ежегодного притока ПИИ. Основными получателями инвестиций являются ЮАР, Нигерия, Египет, Марокко и Судан. Но большинство африканских стран все еще недостаточно привлекательны для иностранных инвесторов. Существенным сдерживающим фактором для инвестирования является высокая стоимость кредитов, обусловленная высоким уровнем процентных ставок. Расходы на предпринимательскую деятельность в африканских странах значительно выше, чем в других регионах, что оказывает сдерживающее воздействие на отечественные и иностранные прямые инвестиции. Для более эффективного привлечения иностранного капитала необходимы устойчивое экономическое развитие, радикальное изменение идеологии, концепции привлечения и распределения ПИИ. Для этого нужна государственная политика, которая регулировала бы потоки ПИИ в приоритетные отрасли экономики, и законодательно-правовая база, стимулирующая их привлечение. [15]
В настоящее время в мире приобретает популярность такой класс инвестиционных сделок, как лизинг. На его долю в странах с развитой рыночной экономикой приходится около 20% общего объема капиталовложений, а в некоторых странах (Великобритания, США, Ирландия) — более 30%. В некоторых странах (Германия, Нидерланды, Дания) макроэкономические инвестиционные регуляторы сосредоточены в основном на финансовых и налоговых аспектах лизинговой деятельности. В других государствах (Великобритания, Австралия) законодательство регулирует отношения прежде всего между сторонами договора лизинга. При этом регулирование осуществляется с учетом стоимости объекта лизинга и субъектного состава лизингового договора. Большая группа стран (Франция, Италия, Испания, Португалия и др.) подходит к регулированию лизинговых сделок как трехстороннего комплекса отношений. Государство влияет на развитие лизинга, создавая обстановку, стимулирующую развитие системы управления инвестиционной деятельностью и обеспечивая минимальные риски в этой сфере. Так, лизинг на протяжении десятков лет признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики в США, где государство стимулировало инвестиции в приобретение основных средств, обновление производства на основе лизинга. [21]
Таким образом, инструментами инвестиционной политики являются те средства, с помощью которых осуществляются инвестиции (сам капитал в денежной форме, различные формы его воплощения в виде ценных бумаг, долговых или залоговых обязательств, недвижимости и т.д.). Инвестиционная политика в каждой стране имеет свои особенности, использует определенные инструменты. Особого внимания заслуживает положительный инвестиционный опыт развитых государств: США, Германии, Франции, Великобритании, Японии и др., которые, как правило, уделяют значительное внимание налоговой политике, привлечению инвестиций иностранных компаний, стимулированию государством малого и среднего бизнеса в стране и т.д. Таким образом, выбор правильной инвестиционной политики, а также инструментов для ее проведения выступает одной из важнейших задач экономической политики любого государства.
Стимулирование иностранных инвестиций;
Стимулирование иностранных инвестиций чаще всего происходит в виде налоговых льгот.
К числу налоговых льгот относят следующие:
— косвенные налоговые льготы
Преимуществом обладают инвестиционные скидки и налоговый кредит.
Налоговый кредит – после определения суммы налогового кредита, она перечисляется на специализированный налоговый счет. Компания получившая такую льготу, считается обычным налогоплательщиком. Единственное отличие – все свои налоги она оплачивает с налогового счета, до тех пора пока он не обнулится. После этого налоговый счет закрывается на определенный период времени. Если после закрытия счета сальдо не равно нулю, то они приплюсоваются к средствам предприятия. Налоговый кредит – это вычет из налога на прибыль, части инвестиционных расходов компании, с условием использования этого кредита, для возможных капитало вложений.
Инвестиционная скидка— выражается в снижении налоговых ставок, эффект от ее применения аналогичен эффекту от налогового кредита.
Есть разновидность инвестиционных скидок:
— налог на прибыль уменьшается на затраты на научные исследования и на научные разработки;
— ускоренная амортизация (она дешевле, она стимулирует рост краткосрочных кап вложений);
— инвестиционные субсидии – не очень эффективные, потому что бюджетная эффективность этих субсидий часто отрицательная.
— косвенные налоги (освобождение товаров из под НДС и беспошлинный ввоз).
— особые экономические зоны – это территории с особым экономическим и юридическим статусом, создающие благоприятные условия для привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Различают пять типов зон:
1) Пределы национальной таможенной территории – в основном осуществляются вопросы о складировании и прочей адаптации товаров к рынку сбыта.
2) промышленно-производственные – зоны со специальными таможенными режимами, в которых промышленные компании производят импортозамещающуюю продукцию.
3) Технико внедренческие зоны – это территории на которых находятся национальные и зарубежные, исследовательские, научно-производственные и прочие компании, которые занимаются научными изысканиями с действующей системой льгот.
4) Сервисные – новые территории для которых предусмотрен льготный режим для предпринимательской деятельности, особенно финансового характера.
5) Комплексные зоны – льготный хозяйственный режим, для конкретной территории.
Каждая свободная экономическая зона имеет свой набор льгот и преференций, но есть базовые льготы одинаковые для всех:
1) Внешнеторговые – беспошлинный ввоз и вывоз товара.
2) Налоговые льготы – каникулы от 5-20 лет, иностранцы освобождаются от налога на имущество или налога с оборота, там присутствуют скидки с налога на прибыль и так далее.
3) Финансовые льготы – инвестиционные субсидии для вновь прибывших и льготные госкредиты.
4) Административные льготы – упрощенные порядки въезда-выезда, регистрации для компании и так далее.
Вывод: одних только льгот для свободных экономических зон недостаточно, для них важным является понятие инвестиционного климата.
На территории РФ первые зоны появились в конце 80-х годов, но союзную программу не реализовали. Вторая волна пришлась на 1990 год, тогда образовали 19 СЭЗ, потом в 1995 годах, попытались законодательно привести в порядок, но не один законопроект на эту тему принят не был, в настоящее время существую 13 СЭЗ, скорее на бумаге чем в реале (СЭЗ «Находка» и СЭЗ «Янтарь», — более известные СЭЗ).
Плюсы этих мест:
— Зоны с определенным опытом ВЭД
1) режим свободной торговли вызвал рост контрабанды.
2) Производственная сфера пришла в упадок.
3) Эти области потребовали дополнительных бюджетных дотаций.
4) Иностранные инвестиции туда потекли хуже чем во многие другие регионы.
Основные проблемы СЭЗ в РФ:
1) Плохо проработана законодательная база.
2) Слишком большие размеры СЭЗ.
3) Недостаточное финансирование государства.
Источники: http://econ.bobrodobro.ru/94724, http://vuzlit.ru/28017/opyt_stimulirovaniya_investitsiy_zarubezhnyh_stran, http://studopedia.su/14_106328_stimulirovanie-inostrannih-investitsiy.html
Источник: