Инвестиции за счет бюджетных ассигнований

БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ

Бюджетные ассигнования осуществляются в процессе выполнения государством своих функций — экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство реально влияет на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями бюджетных ассигнований могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов:

  • — получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат;
  • — целевой характер использования бюджетных ресурсов;
  • — предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям по мере выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность.

Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели — прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли; для населения — размер снижения стоимости квартир, различных услуг социального характера.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям.

Финансирование строек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, может быть возвратным и безвозвратным.

Безвозвратное финансирование, как правило, осуществляется в целях развития принципиально новых направлений производственной деятельности, например, таких, которые способны дать импульс развитию сопряженных отраслей. Кроме того, средства федерального бюджета на безвозвратной основе направляются на реализацию конверсионных, оборонных, экологических и других подобных объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу или ее быстрое получение.

Возвратное финансирование чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Практика показывает, что любая поддержка со стороны государства наиболее важна именно на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. В такой перечень входят объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

Для открытия финансирования федеральные органы исполнительной власти — государственные заказчики — представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию о перечне строек и объектов, подлежащих финансированию, с указанием объемов финансирования, и государственные контракты (договоры подряда) по строительству этих объектов. Финансирование открывается после утверждения перечня объектов, подлежащих возведению, путем перечисления выделенных средств государственным заказчикам либо по их поручению другим органам, входящим в данную систему.

Финансирование инвестиционных проектов за счёт бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ

В современных условиях поставлена задача обеспечить частно-государственное партнерство в осуществлении инвестиций. Привлечение частных инвестиций способствует развитию экономики, однако они не смогут удовлетворить потребности в инвестициях во всех ее сферах. Частные инвесторы направляют средства только на наиболее выгодные с экономической точки зрения объекты инвестиций. Инвестиционные проекты с большими сроками окупаемости, высокими рисками, низкой рентабельностью инвестиций, как правило, не являются привлекательными для частных инвесторов. Поэтому наряду с привлечением частных инвестиций важное значение имеют государственные инвестиции и повышение их эффективности.

В целях осуществления частно-государственного партнерства и стимулирования реализации проектов, имеющих важное значение, в составе федерального бюджета создается Инвестиционный фонд Российской Федерации. Он формируется в соответствии с Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134). Годовой объём Фонда формируется за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на оплату принятых и принимаемых расходных обязательств Российской Федерации по реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Читайте также  Динамика объема и структура инвестиций по формам

Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации, для реализации инновационных проектов, создания и (или) реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, включая подготовку конкурсной документации, и мероприятий по подготовке территории строительства, включая выкуп земельного участка, и разработке проектной документации на объекты капитального строительства, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для реализации региональных инвестиционных проектов.

Отбор проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, производится на конкурсной основе. Отношения между участниками отбора строятся на следующих принципах:

а) обеспечение равных условий доступа к процедуре предоставления бюджетных ассигнований Фонда;

б) соответствие проектов критериям, установленным настоящими Правилами;

в) безубыточность проектов;

г) разделение рисков государства и частных инвесторов;

д) учет государственных и частных интересов.

Бюджетные ассигнования Фонда могут предоставляться в форме:

а) осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства, подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, в том числе подготовки конкурсной документации, а также финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;

б) предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;

в) предоставления субсидий на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений, или предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства муниципальной собственности, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений;

г) направления бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении;

д) предоставления государственных гарантий Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств в части возврата основного долга по заимствованиям коммерческих организаций, осуществляемым в форме кредита, привлекаемого в кредитных организациях;

е) направления в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования Фонда в форме осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов государственной собственности субъектов РФ и на софинансирование строительства объектов муниципальной собственности, а также в форме направления средств в уставный капиталы открытых акционерных обществ предоставляются, если стоимость проекта, финансируемого инвесторами, участвующими в реализации комплексного инвестиционного проекта, составляет не менее 25 процентов стоимости комплексного инвестиционного проекта.

Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности при условии предоставления субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, участвующим в реализации концессионного проекта, средств в размере не менее 25 процентов стоимости разработки проектной документации.

Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации концессионных соглашений при условии предоставления инвестором средств в размере не менее 25 процентов стоимости объекта концессионного соглашения.

Читайте также  Инвестиционные потоки и сумма инвестиций

Размер государственных гарантий Российской Федерации не может превышать 60 процентов предоставляемых кредиторами средств для реализации проекта. Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются на срок, не превышающий срока действия обязательств, принимаемых лицом, по обязательствам которого предоставляется государственная гарантия Российской Федерации, но не более чем на 5 лет.

Отбор проектов осуществляется на основе следующих критериев:

а) наличие инвестора, подтвердившего готовность к участию в проекте (за исключением концессионного проекта);

б) ожидаемый эффект по инновационному развитию экономики в связи с реализацией инновационных проектов;

в) соответствие решаемой задачи при реализации проекта целям социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, утвержденным Правительством Российской Федерации.

г) достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта;

д) обоснование невозможности реализации проекта без участия бюджетных ассигнований Фонда;

е) стоимость проектов (комплексных инвестиционных проектов), установленная для получения бюджетных ассигнований Фонда, составляет не менее 5 млрд. рублей.

Проекты, прошедшие отбор на основе данных критериев, подлежат отбору на основе показателей финансовой, бюджетной и экономической эффективности (количественные критерии).

Показателями финансовой эффективности являются такие показатели, как чистая приведенная стоимость проекта (характеризует превышение общей суммы денежных средств, полученных всеми инвесторами от реализации проекта, включая частных инвесторов, над суммарными затратами с учетом дисконтирования, и определяется как накопленный дисконтированный эффект реализации проекта за расчетный период) и внутренняя норма доходности проекта (ставка дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость проекта равна нулю).

Показателем бюджетной эффективности является отношение дисконтированных налоговых поступлений в федеральный бюджет и (или) экономии расходов федерального бюджета, обусловленных реализацией проекта, к суммарному объему планируемого объема бюджетных ассигнований Фонда.

Показателем экономической эффективности является объем вклада проекта в увеличение валового внутреннего продукта или валового регионального продукта. Расчет этого показателя экономической эффективности осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации. Соответствующее заключение Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Министерство регионального развития Российской Федерации не позднее чем за неделю до заседания инвестиционной комиссии.

Оценка проектов на соответствие критериям эффективности проектов осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации на основе утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации методики расчета показателей и применения критериев эффективности проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, а также их предельных значений.

Проект допускается к отбору при наличии положительного заключения инвестиционного консультанта, в котором отражается соответствие проекта критериям.

Отбор проектов проводится в два этапа.

На первом этапе осуществляется отбор проектов, проводимый инвестиционной комиссией, куда включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

На втором этапе Правительственная комиссия по проектам, имеющим общегосударственное значение, рассматривает проекты, отобранные инвестиционной комиссией, и принимает решение о предоставлении бюджетных ассигнований Фонда либо об отказе в их предоставлении.

Сообщение о проведении отбора проектов, форма заявки на участие в отборе проектов и методические рекомендации по ее заполнению, а также перечень необходимых документов и порядок их приема публикуются в средствах массовой информации, на сайте Правительства Российской Федерации и сайте Министерства регионального развития Российской Федерации в сети Интернет не позднее чем за 45 дней до проведения отбора проектов. Форма указанной заявки и методические рекомендации по ее заполнению утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации.

Процедура формирования перечня проектов и разрешения их финансирования из Инвестиционного фонда приведена в рис. 5 и 6.

Рис. 5. Порядок разрешения финансирования проектов из Инвестиционного фонда

Рис. 6. Порядок формирования перечня проектов, финансируемых из Инвестиционного фонда Российской Федерации

Бюджетные ассигнования

Описание простыми словами

В основном, термин «ассигнование» применяется в государственных и политических стандартах. Наиболее распространенным видом ассигнования является бюджетное.

Бюджетное ассигнование

Основным параметром бюджетных ассигнований является поддержка и финансирование бюджетных организаций – это учреждения образования, медицина, ресурсодобывающие компании, судебные структуры и другие. Помимо этого ассигнования из бюджета идут на выплаты, установленные законодательством населению, а также на реализацию различных государственных программ.

Получателем бюджетных ассигнований являются бюджетные учреждения, кроме того, при участии в социальных программах и программах поддержки предпринимательства получателями могут являться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица.

Читайте также  Как получить инвестиции от тор

Виды бюджетных ассигнований

Под видами бюджетных ассигнований понимается их целевое назначение в соответствии с бюджетом на основании Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся:

  1. Государственные (муниципальные) ассигнования – направляются для оплаты товаров, работ или услуг, требуемых для государственных или муниципальных нужд. Получателями ассигнований являются казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, некоммерческие организации. Основными целями ассигнований является закупка необходимых товаров, оплата работ или услуг физическим и юридическим лицам, исполнение государственного заказа, возмещение затрат на оборону и безопасность и др.
  2. Социальные ассигнования – к ним относятся все категории выплат от государства физическим лицам – пенсии, субсидии, компенсации и другие меры поддержки населения.
  3. Инвестиционные ассигнования юридическим лицам — выделяются при разработке инновационных и современных производств и разработок.
  4. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – выделяются производителям товаров или услуг для возмещения расходов, связанных с производством, за исключением подакцизных товаров, произведенных не на территории РФ.
  5. Межбюджетные переводы – это дотации и субсидии бюджетам субъектам РФ.
  6. Долговые ассигнации – необходимы для обслуживания государственного долга.
  7. Судебные ассигнации – необходимы для исполнения судебных решений и приказов по отношению к Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований о возмещении вреда в результате неправомерных действий органов государственной власти на всех уровнях.

Методы планирования бюджетных ассигнований

Планирование бюджетных ассигнований производится каждым специализированным государственным органом раздельно по отдельному виду ассигнования.

В первую очередь планирование осуществляется на выполнение текущих государственных обязательств и будущих или принимаемых обязательств. К первой категории текущих обязательств относятся обязанности РФ, установленные законами и иными нормативными актами, а также договорами, изменение которых не планируется в установленном году. К будущим обязательствам относятся такие обязанности, которые возникнут в следующем периоде на основе законов, договоров и иных документов, планируемых к принятию.

Схема планирования бюджетных ассигнований происходит следующим образом:

  1. Министерство финансов формирует сводный информационный материал о бюджетных ассигнованиях в следующем году и направляет его на рассмотрение в Управление делами Президента РФ, а также в Государственную думу, Совет федерации, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Счетную палату РФ.
  2. При возникновении разногласий формируется подкомиссия по планированию бюджетных ассигнований, решение которой носит рекомендательный характер.
  3. Если остались несогласованные вопросы, то результаты работы выносятся на Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам, где и принимается окончательное решение.

Лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования

Наряду с понятием бюджетных ассигнований, подразумевающего предельные денежные суммы, Бюджетным кодексом предусмотрен термин – лимиты бюджетных обязательств. На первый взгляд, понятия схожи, однако при более детальном рассмотрении разница существенна.

Бюджетные ассигнования предусмотрены бюджетной росписью.

Главным распорядителем или администратором бюджетных средств является орган государственной власти, орган местного самоуправления или главный орган системы образования, здравоохранения, культуры и т.д., которое вправе распределять бюджетные ассигнования между подведомсенными распорядителями.

Главный распорядитель доводит денежные средства до распорядителя денежных средств на каждом уровне (орган местного самоуправления, казенное учреждение и др.), и уже тот, в свою очередь, распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств, в том числе и лимиты бюджетных обязательств, то есть установленные бюджетом суммы расходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ лимитами бюджетных обязательств признается размер денежных средств, которые казенные учреждение вправе использовать в установленном финансовом году.

Использование бюджетных ассигнований из резервного фонда

Бюджетом страны предусмотрена еще одна статья – «Резервный фонд», которая планируется в размере не более 1 % всех расходов бюджета. Денежные средства указанной статьи используются на финансирование чрезвычайных и непредвиденных расходов.

В заключении хотелось бы отметить, что бюджетные ассигнования – это необходимый инструмент поддержания социальной сферы общества на высоком уровне. Незащищенные слои населения вправе получать от государства достойную поддержку, равно как и добросовестные предприниматели, уплачивающие налоговые обязательства в бюджет.

Таким образом, только грамотное планирование бюджета страны поможет сформировать необходимый объем ассигнований и осуществлять содействие во всех сферах жизни общества.

Источники: http://bstudy.net/689929/ekonomika/byudzhetnye_assignovaniya, http://mylektsii.ru/6-87901.html, http://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/byudzhetnyie-assignovaniya.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто