Приток иностранных инвестиций в страну ведет к

Значение иностранных инвестиций для принимающей страны

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и междуна­родный бизнес в целом.

Позитивное влияние ПИИ на экономику принимающей страны выражается в следующем:

*создание дочерних компаний и филиалов ТНК содействует расширению капиталовложений в экономику, росту производительности труда и занятости;

* наблюдается передача технологий, управленческих и маркетинговых навыков (но это наблюдается не всегда);

* расширяется доступ национальных фирм на международные рынки сбыта, т. е. налаженные связи ТНК нередко используются для экспорта товаров;

* ТНК покрывают риски, с которыми могут столкнуться их филиалы в принимающих странах. Если филиал нерентабелен, полученные доходы репатриируются, т. е. капиталовложения окупаются за счет прибыли;

* ПИИ обеспечивают дополнительные ресурсы и возможности, а именно: капитал, технологическое и управленческое искусство, культура труда;

* происходит вливание в экономику нового предпринимательства и дополнительной конкуренции;

* путем более эффективного управления размещением ресурсов, конкурентными стимулами и эффектами перепроизводства или отношениями поставщиков к потребителям можно поднять внутренние ресурсы и возможности, а также производительность местных фирм. В результате создаются новые рабочие места;

* рост экономики, стимулируемый иностранными инвестициями, приводят к росту суммы налоговых поступлений в казну;

* улучшается торговый баланс страны за счет замещения импорта внутренним производством. Улучшение платежного баланса. И как результат – стабильность валютного курса;

* включение страны в мировой рынок и в международное разделение труда;

* социальная интеграция с другими странами через обмен взглядами на отношение к работе, повседневным национальным обычаям и поведенческим нормам.

Однако ПИИ могут приводить и к негативным последствиям, в числе которых:

* принимающая страна теряет контроль над национальным производством и выбором стратегии развития. Фактически ПИИ означают передачу контроля над отдельными отраслями иностранным фирмам, определяющим стратегию развития;

* ПИИ могут вытеснять менее конкурентоспособные по сравнению с зарубежными национальные компании;

* ПИИ негативно влияют на платежный баланс принимающей страны, если филиалам требуется увеличение импорта (негативный эффект сильнее при импортозамещающем характере производства);

* в долгосрочной перспективе ПИИ ведут к росту издержек, т. к. чем длительнее срок вложений, тем выше репатриированные доходы и роялти. Происходит так называемое старение инвестиций, и возможно, что объем вывезенного капитала в форме полученных доходов превысит объем вложенных ПИИ;

* стили предпринимательского управления, культура труда могут быть нежелательными для местных фирм или рабочей силы;

* неправильный способ конкуренции может привести к монополии;

* могут ограничить подъем местных ресурсов и возможностей посредством ограничения привлекательности организации производства местной продукции через низкие цены на товары;

* в результате может быть снижена экономическая активность, которая приведет к снижению налоговых поступлений;

* возможно ухудшение платежного баланса страны через ограничения экспорта и продвижение импорта или посредством вытеснения местных фирм, которые экспортируют больше, а импортируют меньше;

* возможно вмешательство в политический процесс в стране, принимающей инвестиции.

Если же в целом говорить о значении иностранных инвестиций, то для страны-реципиента иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с дру­гими формами международного экономического партнерства, а именно:

· во-первых, это дополнительный источник накопления, существенно увеличивающий ресурсы для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъем экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами, дополнительными источниками (через налоги) пополнения государственного бюджета;

· во-вторых, прямым иностранным инвестициям обычно сопутствует приток, как было отмечено, прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции по двум основным параметрам: по уровню новизны и качества производимых товаров и услуг и по издержкам их производства. Вкладывая свой капитал в тот или иной проект, иностранный инвестор прямо заинтересован в том, чтобы производимая продукция пользовалась спросом. Причем ее конкурентоспособность должна быть гарантирована на период, по крайней мере, соответствующий возврату вложенного капитала;

· в-третьих, иностранные инвестиции способствуют преодолению профессиональной некомпетентности непосредственных участников инвестиционного процесса: отдельных руководителей различных уровней, менеджеров, конструкторов, инженеров и рабочих. Иностранные инвестиции в конкретные объекты обычно сопровождаются обучением персонала – переподготовкой его на месте, зарубежными стажировками. Это помогает эффективно использовать новые технологии, рыночные механизмы и развивать международные контакты;

· в-четвертых, иностранные инвестиции побуждают к освоению и закреплению международного опыта функционирования рыночной экономики, адаптации к новым «правилам игры». Сближение экономических условий функционирования капитала с общепринятыми в мировой практике, гарантии его защиты способствуют притоку иностранного капитала, порождает уверенность инвестора в возврате вложенных средств. Одновременно ускоряется процесс формирования в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов. Привлечение иностранных инвесторов ускоря­ет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности и т. п.;

· в-пятых, поток иностранных инвестиций ускоряет процесс включения экономики страны в мировое хозяйство. Развитие эффективных интеграционных процессов благоприятствует использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, проведению эффективного маркетинга, поиску своего места на мировом рынке товаров и капитала;

· в-шестых, приток иностранных инвестиций способствует укреплению социально-политической стабильности внутри страны и в международных отношениях, что немаловажно для обеспечения национальной безопасности. Инвесторы заинтересованы в улучшении инвестиционного климата, а следовательно, и в снижении социально-политического риска при осуществлении инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить также и причины вывоза капита­ла. К основным можно отнести:

• относительный избыток капитала в стране-доноре, что позволяет размещать капитал за границей в поисках срав­нительно большей прибыльности;

• стремление к максимизации прибыли за счет более дешевого за рубежом сырья, земли, рабочей силы, более низ­ких налогов и требований к охране природной среды, льгот­ных кредитов;

• завоевание рынка другой страны, который защищен таможенными барьерами (такое поведение характерно для политики японских фирм в США). В этих случаях чаще возникают совместные с местными фирмами предприятия, и именно они становятся наиболее характерной формой за­рубежного предпринимательства;

• в отдельных случаях вывоз товаров из стран – получа­телей иностранного капитала позволяет окольным путем проникать на рынки третьих государств, установивших эм­барго на продукцию стран пребывания родительской корпорации. Например, Израиль и Южная Корея ввели запрет на ввоз автомобилей из Японии. Но такой запрет не распрост­раняется на импорт автомобилей, производимых в филиалах японских фирм, расположенных в США;

• внедрение результатов собственных научно-техничес­ких исследований и разработок, в том числе запрещенных у себя в стране.

Могут существовать и политические причины экспорта капитала, особенно государственного. Ведущие страны мира напрямую заинтересованы в определенной эволюции новых государств, поэтому они используют экспорт капитала как политическое средство давления на них, а уж затем как экономическую помощь. Цель такого экспорта капитала – не получение прибыли, а выполнение определенных поли­тических и идеологических интересов.

Специфика восприятия инвестиций, как экономического феномена, неоднозначна и во многом предопределяется принадлежностью страны к группе развитых или развивающихся стран. Так, развитые страны в ряде случаев опасаются подрыва контроля над национальными экономическими ресурсами и поэтому пытаются ограничить иностранные инвестиции на своей территории. В целом же они придерживаются политики либерализации инвестиционной деятельности. Позиция развивающихся стран двойственна: они обеспокоены тем, что иностранные фирмы будут вкладывать средства в их экономику, и тем, что инвестиции сократятся. Таким образом, с одной стороны, существуют опасения эксплуатации, а с другой – опасения, что ограничится доступ к иностранному капиталу и технологиям. Правительства запрещают или ограничивают прямое инвестирование в некоторые отрасли, где присутствие зарубежных фирм рассматривается либо как непозволительно расточительное, либо как формирующее избыточное иностранное влияние. В качестве условий иностранного инвестирования правительства часто выдвигают такие требования, как использование местных полуфабрикатов и узлов, осуществление НИОКР в принимающей стране, расширение экспорта. С другой стороны, некоторые правительства активно привлекают ТНК на территорию страны, влияние и число которых постепенно возрастает.

Тем не менее, однозначного ответа на вопрос о влиянии иностранных инвестиций нет, как нет единого экономического пути достижения абсолютного благосостояния. Кроме экономических факторов на оценку феномена иностранных инвестиций, вкладываемых в национальную экономику, в значительной мере влияют политические факторы, общественное мнение и т. п.

Цели привлечения иностранного капитала весьма раз­нообразны и определяются теми приоритетами, которые име­ет каждая страна. Большинство государств использует ино­странные инвестиции для индустриализации, повышения наукоемкости производства, роста занятости населения и др. Многие развивающиеся государства строят на базе иностранного капитала стратегии импортозамещения, а также экспортной ориентации производства.

Читайте также  Срок возврата инвестиций или срок окупаемости

Контрольные вопросы

1. Назовите основные признаки инвестиций.

2. В чем заключается экономическая сущность международных инвестиций?

3. Какие функции выполняют международные инвестиции в мировой экономике?

4. По каким критериям можно классифицировать инвестиции?

5. Какие виды международных инвестиций вы знаете?

6. Каковы основные отличительные черты прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций?

7. Какие положительные и отрицательные эффекты могут вызывать иностранные инвестиции?

8. Каковы причины экспорта и импорта капитала?

Литература

1. Зубченко, Л. А.Иностранные инвестиции: учеб. пособие для студентов / Л. А. Зубченко – М.: Зерцало. – М., 2004. – 144 с.

2. Инвестиции: учеб. / С. В. Валдайцев, П. П. Воробьев и др.; под ред.

В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с.

3. Кадочников, С. М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния / С. М. Кадочников. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – 267 с.

4. Марголин, А. М. Инвестиции: учеб./ А. М. Марголин. – М.: Издательство РАГС, 2006. – 464 с.

5. Международные экономические отношения: учеб. для вузов / В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин, Л. В. Балдин и др.; под ред. В. Е. Рыбалкина. – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605 с.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 24 ; Нарушение авторских прав

Как происходит приток инвестиций в мире

В современном мире наблюдается тенденция к уменьшению национализации капитала. Это значит, что инвесторы вкладывают свои деньги не только в предприятия своего государства, но и в развитие экономики другой страны.

Сбережения являются главным источником не только национальных, но и мировых инвестиций. В случае если стране третьего мира не хватает личных средств для улучшения экономики, она пытается добиться вливаний иностранного капитала или импортирует капитал. Кредиторами (инвесторами) в данном случае будут являться те государства, которые в состоянии предоставить государственный заем.

Что дают прямые иностранные вклады

Большая часть притока вкладов в мире отводится прямым иностранным инвестициям. ПИИ (как их еще называют) – это очень важный вклад в экономику местности, которая только развивается. Они позволяют создать новые рабочие места, повысить производительность и, соответственно, национальный доход.

С развитием мировой экономики и до начала последнего экономического кризиса приток прямых иностранных инвестиций в мире увеличился в развивающиеся государства. Но сейчас иностранные инвесторы боятся вкладывать деньги куда-то, помимо проверенных национальных производств.

Если раньше любые вклады, сделанные не гражданами данной местности, рассматривались как одна из форм психологического давления на правительство, а также эксплуатации промышленности государства, то сейчас ПИИ воспринимаются положительно. Данный вид вкладов обеспечивает длительное и постепенное развитие экономики нуждающейся державы, помогая ей настроить и нарастить собственное производство и поднять ВВП и ВНП. Поэтому сейчас главная задача для развивающихся государств – привлечь как можно больше иностранных инвесторов.

Влияние ПИИ

Однако прямые иностранные инвестиции в мире имеют и отрицательное влияние: иностранные вложения подавляют местных производителей, уменьшают рыночную конкуренцию, ограничивают ее и при всем этом еще и ухудшают состояние окружающей среды. Иногда экологическая ситуация принимает характер бедствия, так как чаще всего иностранные инвестиции вкладывают в добывающую, тяжелую промышленность и металлургию.

Но общие выгоды больше, чем негативные последствия. Прямые иностранные инвестиции в мире обеспечивают стимуляцию введения информационных технологий в различные сферы жизни и производства развивающихся стран. Также они увеличивают объем реальных капиталовложений, создают рынок труда и конкурентную среду, вносят свой немаловажный вклад в объединение международных торговых отношений.

Какие страны обеспечивают приток инвестиций

Основные массивы прямых иностранных инвестиций в мире исходят от таких государств, как:

  • США;
  • ЕС (Великобритания, Франция, Германия, Испания);
  • КНР.

Источником прямых иностранных инвестиций являются транснациональные корпорации.

Если государство является кредитором, то одновременно она также является экспортером товаров и услуг. Поэтому очень часто на финансовом рынке развивающегося государства именно кредитор будет занимать господствующее положение, так как доходы от инвестиций помогут развитию собственной экономики и промышленности, что опять-таки увеличит количество вложений. Такой вот замкнутый круг.

Вклады в развитые государства

Однако сейчас также существует такая тенденция, как увеличение вкладов в уже развитые страны. Это происходит потому, что в этом случае инвесторы уверены, что приток инвестиций к промышленности государства принесет им высокую прибыль. В мире современной экономической нестабильности гарантированная прибыль – это определяющий фактор.

Именно поэтому сейчас заметен отток иностранного капитала из многих стран с нестабильной экономической, а также политической ситуацией. Оно и понятно, инвесторы не хотят терять свои деньги и стремятся вывести их из экономики «невыгодных» государств.

Будет ли являться страна заемщиком или же кредитором, зависит от движения капитала. Если капитала больше «выходит» из государства, то движение капитала будет отрицательным. Это говорит о том, что государство – кредитор.

Если же движение капитала направлено больше в сторону развития экономики какого-либо государства, то величина движения будет положительной. В этом случае государство будет выступать заемщиком.

Какое влияние оказывают иностранные вклады на экономику стран-заемщиков

Приток в какую-либо страну инвестиций со стороны нерезидента называется иностранным капиталом. Такие деньги играют большую роль в развитии экономического потенциала заемщика. Однако, для того чтобы иностранцы захотели вкладывать деньги в бизнес страны, она должна быть для них очень привлекательна. Должен быть потенциал к развитию, который обещал бы им значительный доход.

На данный момент получается «порочный круг» – чем более развита страна, тем большую она имеет привлекательность для вложения в нее денег. И напротив, если у страны экономика развита не слишком хорошо, то вклады могут сделать только для того, чтобы разработать ее природные богатства и сделать из нее поставщика сырья. При этом у иностранцев нет цели развивать экономику, внутренний и внешний рынок страны-заемщика, так как это заранее невыгодно. При этом богатые кредиторы получают фактическую власть в стране. Есть еще причины, по которым становится невыгодным развивать заемщиков. Страна в этой ситуации перестанет брать кредиты. Они ей просто не потребуются, ведь у нее будет свое налаженное производство и свои притоки финансов в казну. Этими денежными средствами она сможет распоряжаться самостоятельно, не отчитываясь ни перед кем.

Финансовые вложения – это очень важный механизм давления на заемщика. При помощи иностранных инвестиций можно осуществлять внешнее влияние и управление страной. Таким механизмом издавна пользовались великие морские державы – Англия, Испания, Португалия. Так они контролировали свои колонии. Таким образом, деньги – сложный и древний рычаг давления на страну со слабой экономикой. И эта тенденция наблюдается в мире и в наше время.

Все об агентствах по привлечению инвестиций и развитию.

Условия сотрудничества с Российским фондом прямых инвестиций

Как осуществляется управление инвестиционной политикой в регионах.

Приток иностранных инвестиций в страну ведет к

Факторы, сдерживающие приток иностранных инвестиций, пути их устранения

Приток иностранного капитала в любую страну и эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования [14, с.18].

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике все больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность российского общества. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

— высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

— неуступчивость российских партнеров, а также

— их неадекватная оценка вклада российской стороны;

— неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, и особенно нестабильность, законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений [25, с.44].

Читайте также  Предмет организация и финансирование инвестиций

Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объема капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.

В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых. Стремление России интегрироваться в мировое экономическое хозяйство приводит к возможности относительно свободного перемещения иностранного капитала.

В сегодняшней ситуации проблема его привлечения в нашу страну стоит весьма остро. Ряд отраслей отечественной промышленности испытывает инвестиционный голод, поэтому приток капиталов, как российских, так и из-за рубежа, может дать импульс для выхода из кризисного состояния, стимулировать деловую активность на внутреннем рынке, повысить конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке.

Иностранные предприниматели проявляют немалый интерес к российской экономике. Россия имеет богатые месторождения природного сырья, сравнительно дешевые энергетические ресурсы, квалифицированные трудовые ресурсы при относительно низкой стоимости рабочей силы, очень емкий внутренний рынок. По данным Министерства внешнеэкономических связей России, наиболее привлекательными регионами для иностранных инвесторов являются: Москва, Тюменская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Хабаровский край, Нижегородская область.

Очень серьезная проблема в области налогов — риск двойного налогообложения. Когда государства и их деловые круги вкладывают свои денежные средства в экономику других стран, предоставляют другим государствам кредиты, получая при этом дивиденды и проценты. Такое взаимодействие предполагает оплату товаров и услуг, предоставление и возврат кредитов. Если получатель доходов находится, живет и работает в одной стране, а получает доходы из других стран, то и в своей, и в других странах он может попадать под действие налоговых законов, вследствие чего с одного и того же дохода налоги могут взиматься в двух и более странах. Так и возникает двойное налогообложение. Очевидно, что такое двойное налогообложение снижает заинтересованность предприятий, организаций в осуществлении деятельности за пределами своей страны.

РФ заключила ряд межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения. Она также признала и выполняет все подобные договоры, заключенные в свое время Советским Союзом и РСФСР с иностранными государствами.

Глубокий кризис привел к изменению положения с иностранными инвестициями в России. Между тем, по имеющимся оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые, как предполагается, предстоит удовлетворить по мере перехода российской экономики к росту.

Основными составляющими инвестиционной политики преуспевающих стран являются:

— во-первых, последовательная либерализация ограничений и запретов при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и экономических интересов;

— во-вторых, отраслевое регулирование размещения прямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для оптимизации экономической структуры.

Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и другое.

Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной. Например, если проанализировать содержание многих нормативных документов регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны. Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы. Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения, а также многочисленность и подробность пунктов заявки на получение разрешения.

К неформальным ограничениям следует отнести и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной компании в стране, предоставления кредитов и другое. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно незначительными официальными ограничениями. Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка.

Для выправления создавшегося положения, прежде всего, требуется упорядочить законодательство в данной сфере. Общий порядок регулирования иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать либерализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам и нормам. Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций. Результаты воздействия иностранных инвестиций в экономику России неоднозначны: масштабы переноса передовых технологий и управленческих решений оказались меньше ожидаемых, а их тиражируемость — весьма ограничена.

Иностранные собственники, опирающиеся на более значительные ресурсы, смогли почти полностью вытеснить российских конкурентов из некоторых отраслей (пивная, кондитерская и табачная).

Контроль иностранного капитала над рядом компаний, являющихся частью технологической цепи оборонных предприятий ставит под угрозу безопасность государства. Предлагаемые правительством рецепты отличаются непоследовательностью и половинчатостью, а потому не могут решить проблему.

Зарубежные инвестиции должны привлекаться под конкретные цели: при необходимости получения недостающих финансовых ресурсов; с целью освоения российским бизнесом передовых технологий; для создания качественно новых производств, которые не могли быть генерированы российским государством и отечественным бизнесом.

В настоящее время, как и в бытность СССР, Россия является крупным экспортером капитала. Для четкого регулирования системы управления инвестициями, необходимо создать систему снижения рисков от ввоза больших масс портфельного капитала, создать условия для прихода в Россию иностранных компаний, наряду с созданием системы позиционирования российского капитала на мировом рынке. Следует, прежде всего, повышать качество работы финансовой системы России, чтобы она успешно перерабатывала внутренние накопления в инвестиции.

Иностранные же инвестиции полезны, если это прямые инвестиции в обрабатывающую промышленность.

Препятствием для прихода иностранных бизнесменов является и слишком высокий, по критериям развивающийся страны, уровень юридической подготовки российских бизнесменов. Российское бизнес-сообщество успешно сопротивляется приходу своих зарубежных конкурентов, активно используя весь доступный правовой инструментарий.

Одна из важнейших задач государства в том числе и в отслеживании и пресечении, так называемых, «политических» инвестиций. Некоторые инвесторы, преследующие свои политические цели, и прикрывающиеся взаимовыгодным экономическим партнерством, могут представлять опасность для сохранения суверенитета России, и «государство должно отслеживать и пресекать подобное инвестирование», — заявил депутат.

Источником опасности могут стать растущие «окологосударственные долги» стратегических корпораций типа Газпрома. Реальные экономические иностранные инвестиции России нужны. Их пока мало. Другой полезный для национальной экономики тип инвестиций — это российские капиталы, вывезенные за рубеж, и возвращаемые обратно через иностранных посредников. Это делается для укрепления юридической базы по защите прав собственности и инвестиций. Пока в РФ нет четко оформленных норм в этой сфере, такие схемы полезны для экономики России. Иностранных инвесторов отталкивают непонятные им правила игры и неуверенность в стабильности. Немаловажным фактором является и низкий кредит доверия к собственной стране у российских бизнесменов: «Если российский бизнес не хочет инвестировать в Россию, не доверяя собственной стране, то, что можно ждать в таком случае от иностранцев»? Далеко не во все отрасли российской промышленности следует пускать зарубежных инвесторов.

В начале ХХ века около 70 % активов в важнейших отраслях промышленности царской России принадлежало иностранному капиталу. Приход некоторых видов «иностранных инвесторов» в российскую промышленность на практике означает, что из нее «выдавливается» отечественный бизнес. Имея в качестве ресурса доступ дешевым и долгим деньгам, иностранные компании могут позволить себе, выходя на российский рынок на два-три года, «забыть» о получении прибыли. Отношения иностранцев с властями складываются гораздо эффективнее, чем у отечественных бизнесменов. В отношении иностранцев власти боятся применять налоговый террор. В результате отечественный бизнес выталкивается. Услуги государства чрезвычайно неэффективны. Единственное, что привлекает инвесторов в нашей стране — это дешевое сырье. В то же время протекционистские меры по защите своего производителя тоже никакой пользы не принесут. Нужна свобода для бизнеса — и, прежде всего, прекращение «налогового террора».

Читайте также  Формула коэффициента рентабельности в инвестициях

Вливание иностранных инвестиций в российскую экономику далеко не всегда приносит пользу национальной экономике. При этом, в чистой экономике инвестиции, особенно прямые, всегда полезны, так как за их счет создаются дополнительные рабочие места, что очень важно для России, с ее высоким уровнем безработицы во многих регионах. Также, благодаря инвестициям создаются новые производства, идут дополнительные поступления в бюджеты разных уровней. Поэтому с чисто экономической точки зрения, такие инвестиции всегда полезны. В то же время с политической точки зрения, иностранные инвестиции могут «наносить урон национальной экономике». В условиях тесных взаимозависимых технологических цепей экспансия зарубежных инвесторов может составлять угрозу суверенитету и безопасности государства. Если иностранная компания покупает отечественное предприятие, осуществляющее стратегическое производство, а потом закрывает его вопреки собственной прибыли, но в интересах того государства, которое оно представляет, и которое компенсирует убытки, — это будет существенный урон для национальной экономики. Между тем, очень сложно выделить некие ключевые стратегические отрасли, которые должны быть закрыты для вложения средств иностранных инвесторов. Запретительные меры малоэффективны.

Условия глобальной экономики таковы, что, зачастую, практически невозможно определить источники происхождения средств, а между тем существует большое количество способов (в том числе с использованием кредитных схем), позволяющих передать стратегическое управление предприятием в руки иностранных собственникам. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо для создания производств, конкурентоспособных на мировом рынке. Это должны быть не спекулятивные, а реальные инвестиции в реальное производство. Приток таких капиталов поможет РФ успешно продуцировать товары под брендом «made in Russia». Примером может быть Китай, который в свое время существенно повысил конкурентоспособность своих товаров именно за счет активного привлечения иностранных инвестиций. При этом не стоит сразу же рассчитывать на их приток в высокотехнологичные отрасли, так как инвестиции первоначально приходят в сферы экономики, имеющие большую доходность при более низких вложениях, в частности, в легкую промышленность.

Для России же в силу наличия мощной сырьевой базы, наиболее перспективными были бы вложения в ресурсо- и материалоемкие производства, в том числе, современное станкостроение и автопром. Иностранные инвестиции в российских условиях высокорентабельны, привносят новые технологии и создают предприятия, формируя новую культуру производства.

Контроль за деятельностью иностранного капитала должно осуществлять не государство, а гражданское общество.

Многие отечественные экономисты указывают на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как один из важнейших источников модернизации российской экономики. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных и высоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждением этого является опыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика и Аргентина.

На протяжении последних десятилетий они были одними из основных получателей прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире. Однако, несмотря на привлечение значительных объемов зарубежного капитала, их экономическое развитие на протяжении последних 25 лет остается крайне нестабильным. После экономического подъема каждый раз наблюдается новое падение объемов ВВП или снижение темпов его роста до минимального уровня. За период с 1980 по 2004 г. объем ВВП Мексики и Бразилии сокращался по 5 раз, а у Аргентины — 9 раз. Иностранные инвестиции в развитии государств Латинской Америки исторически играли особую роль. С момента обретения ими политической самостоятельности зарубежные капиталы оказывали влияние на формирование структуры их экономики и общественно-политического климата.

Во многом под воздействием иностранных капиталов складывался экстенсивный тип развития, основанный на экспорте ресурсов. Поэтому, несмотря на богатую сырьевую базу, уровень экономического развития большинства государств региона оставался невысоким. В 1980-1990-е гг. влияние иностранного капитала в латиноамериканской экономике значительно усилилось. После недостаточно успешных попыток создания собственной конкурентоспособной перерабатывающей промышленности многие страны региона пережили долговые кризисы, в результате чего ими был взят курс на либеральные реформы. Под давлением кредиторов был расширен доступ иностранных капиталов в национальную экономику и проведены масштабные приватизации с активным участием зарубежных инвесторов. В итоге значительная часть экономики многих латиноамериканских стран оказалась под контролем зарубежных корпораций, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию в их экономике и политической сфере.

Снижение управляемости национальной экономикой, высокая зависимость от неконтролируемых потоков иностранного капитала и интересов транснациональных компаний стали одними из важнейших причин происходящих здесь периодических кризисов. Особенно тяжелая ситуация складывается, в Аргентине, где в 1990-е гг. был реализован, пожалуй, один из наиболее радикальных сценариев неолиберальных реформ.

В конце 1980-х гг. после валютных кризисов, гиперинфляции и банкротства долговой политики в стране было введено жесткое прикрепление курса национальной валюты — песо — к американскому доллару, что фактически лишило ее возможности проведения независимой денежно-кредитной политики и регулирования валютного курса. Правительство сократило государственные расходы, и были привлечены кредиты МВФ. Принятые меры помогли остановить гиперинфляцию и даже вызвали некоторый экономический рост. Однако уже в конце 1990-х гг. экономика страны впала в новую рецессию, и в декабре 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Для удержания экономики от развала и предотвращения социальных взрывов правительство вынуждено было вновь просить МВФ о предоставлении финансовой помощи, взамен которой оно пошло на беспрецедентное открытие экономики, не останавливаясь перед потерей национального контроля над ней.

Результатом реформ стали обеднение значительной части населения и фактическая утрата экономического суверенитета страны. Сегодня даже для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе президенту Аргентины приходится летать во Францию, чтобы просить уступки у французских инвесторов. Еще одним полюсом крупного притока прямых иностранных инвестиций в 1970-1990-е гг. стали страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако в отличие от Латинской Америки азиатский экономический рост был стабильнее и выше. За последние 25 лет экономики стран этого региона испытывали падение лишь 1-2 раза. Если за период с 1980 по 2004 г. экономика Аргентины выросла на 36 %, Бразилии — на 79 %, Мексики — на 96 %, то экономика Малайзии за этот же период выросла в 4,5 раза, Южной Кореи — 4,8, Китая — 9,5 раза. В отличие от неолиберального сценария, реализованного в Латинской Америке, в Азии государство не устранилось из экономики, а взяло на себя основную роль в проведении реформ.

Экономические преобразования и привлечение инвестиций осуществлялись в соответствии с национальными планами экономического развития. Так, правительство Китая широко использовало централизованную промышленную политику в рамках пятилетних планов, осуществляемых согласно так называемой долгосрочной программы четырех модернизаций. Каждый план определял секторы, которые необходимо модернизировать в первую очередь. Начальные планы были ориентированы на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевой промышленности и сектора потребительских товаров. Позже были разработаны планы диверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких как машиностроение, промышленность строительных материалов, химический и автомобильный сектора. Затем было начато стимулирование высокотехнологичных секторов: производство микросхем, компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов.

В 1997 г. правительство страны утвердило официальный Отраслевой каталог для иностранных инвесторов, разделяющий объекты для иностранного инвестирования на четыре категории: поощряемые; разрешаемые; ограничиваемые; запрещенные.На модель централизованного стратегического планирования, основывающуюся на пятилетних планах развития, опирается также Малайзия. На протяжении последних 30 лет ее правительством были успешно осуществлены новая экономическая стратегия (1971-1990 гг.) и национальная политика развития (1991-2000 гг.), превратившие сельскохозяйственную и горнодобывающую страну в современное индустриальное государство с динамично развивающейся экономикой. Преобразования в Малайзии базируются на разработанном в середине 1990-х гг. стратегическом плане развития «Видение-2020», в соответствии с которым к 2020 г. основой экономики страны должны стать знания и информационно-коммуникационные технологии. Важная особенность азиатской модели — жесткие политические режимы, обеспечившие проведение последовательных экономических реформ по модернизации экономики.

В числе лидеров таких режимов, инициировавших и ставших гарантами реформ, были ПакЧжон Хи в Южной Корее (1961-1979 гг.), Чан Кайши и Цзян Цзинго в Тайване (1949-1988 гг.); Сухарто в Индонезии (1967-1998 гг.), Дэн Сяопин в Китае (1979-1997 гг.), Махатхир Мохамад в Малайзии (с 1981 г.) и Ли Куан Ю в Сингапуре (1960-1991 гг.).

Таким образом, исходя из опыта зарубежных стран можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций будет оказывать наиболее положительное влияние на развитие страны в том случае, если ее власти имеют собственную сильную экономическую политику и привлекают зарубежные инвестиции в соответствии с ее приоритетами. Там, где государство отстраняется от управления своим экономическим развитием, уступая его транснациональным корпорациям, поступление иностранных инвестиций не обеспечивает высокий и стабильный рост и часто приводит к снижению национального суверенитета.

Источники: http://lektsii.com/2-117901.html, http://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/pritok-investicij-v-mire.html, http://studbooks.net/2074255/ekonomika/faktory_sderzhivayuschie_pritok_inostrannyh_investitsiy_puti_ustraneniya

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто