Источники и структура инвестиций региона

Источники и структура государственных инвестиций

Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся:

§ средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);

§ инвестиции государственных предприятий и организаций,

§ министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;

§ налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений. В бюджете развития региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии. Из-за крайне сложного финансового положения региона заемные государственные ресурсы больше не являются перспективным источником. Ввиду ограниченности средств регионального бюджета развития необходимо введение принципа обязательной возвратности и платности в качестве основы формирования бюджета развития региона.

Принципами разработки бюджета развития региона являются:

§ четкое определение структурных соотношений между производственным и социальным направлениями инвестирования в экономику региона;

§ концентрация государственных инвестиционных ресурсов для реализации стратегически наиболее перспективных проектов;

§ научное обоснование структурных коэффициентов распределения государственных капитальных вложений по районам и городам областного подчинения в целях нивелирования резких территориальных различий в обеспечении социальными благами, а следовательно, и в уровне жизни;

§ более широкое использование инструментов и методов экономико-математического моделирования, которые сейчас практически не применяются государственными органами управления экономикой в регионах.

Внебюджетные фонды как средство реализация инвестиционной политики в регионе. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального страхования, департамента пенсионной службы, универсальна для всех регионов России. Вместе с тем в некоторых регионах созданы специальные институты, занимающиеся инвестиционной деятельностью. Так, в Республике Саха (Якутия) создан целевой фонд будущих поколений по образцу регионального фонда развития штата Аляска (США), в 1993—1996 гг. он являлся одним из крупнейших эмитентов собственных ценных бумаг в республике. Цель его деятельности заключалась в приращении выделенных государственных ресурсов и использовании их для прироста благосостояния населения. В 1996 г. за счет средств фонда было профинансировано 14,2% инвестиционной программы Республики Саха (Якутия); в 1997 г. — 5,6; в 1998 г. — 3,5% (87,6 млн.руб.). В основном инвестиции целевого фонда будущих поколений направлялись на строительство социальных объектов в сфере народного и высшего образования, культуры и спорта.

46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники и структура государственных инвестиций;

Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции).

К государственным инвестициям в регионе относятся:

• средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);

— инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;

— налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений.

В бюджете развития региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии. Из-за крайне сложного финансового положения региона заемные государственные ресурсы больше не являются перспективным источником. Ввиду ограниченности средств регионального бюджета развития необходимо введение принципа обязательной возвратности и платности в качестве основы формирования бюджета развития региона.

Принципами разработки бюджета развития региона являются:

— четкое определение структурных соотношений между производственным и социальным направлениями инвестирования в экономику региона;

— концентрация государственных инвестиционных ресурсов для реализации стратегически наиболее перспективных проектов;

— научное обоснование структурных коэффициентов распределения государственных капитальных вложений по районам и городам областного подчинения в целях нивелирования резких территориальных различий в обеспечении социальными благами, а следовательно, и в уровне жизни;

— более широкое использование инструментов и методов экономико-математического моделирования, которые сейчас практически не применяются государственными органами управления экономикой в регионах.

Внебюджетные фонды как средство реализация инвестиционной политики в регионе. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального страхования, департамента пенсионной службы, универсальна для всех регионов России.

К важнейшим проблемам разработки региональных бюджетов развития относятся:

— недостаточность финансовых ресурсов для покрытия текущей валовой инвестиционной потребности региона;

— несовершенство государственного регулирования при аккумуляции источников инвестиционного бюджета — использование преимущественно прямых государственных инвестиций при низкой возвратности средств, что приводит к постепенному истощению ресурсов;

— перегруженность бюджета расходами, выделяемыми на безвозвратной основе, и территориальные различия в распределении инвестиций, которые в долгосрочной перспективе могут привести к ряду негативных тенденций в занятости, расселении и иных социальных аспектах жизни населения;

— — неэффективное размещение инвестиций и неоправданное превышение конечных затрат в строительстве за счет государственных средств.

Стимулирование частных инвестиций населения В странах с развитой рыночной экономикой население выступают традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.

Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями. Их можно подразделить на следующие три группы: текущие сбережения, сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости, сбережения на непредвиденный случай.

Текущие сбережения населения имеют наиболее ликвидный характер. К ним относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиций.

Сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости образуются, когда граждане откладывают деньги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах.

Сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосрочны по своему характеру, они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долгосрочных финансовых активов.

С точки зрения общественных интересов сбережения населения являются специфическим инвестиционным ресурсом, поскольку потенциал его привлечения и использования в большей части определяется не столько финансовыми параметрами, сколько степенью доверия инвесторов к государственным и частным финансовым структурам.

Фактическая разница между совокупными денежными доходами населения и конечным потреблением домашних хозяйств весьма существенна. Она складывается из официально неучтенных инвестиций населения, денежной наличности и потребительских расходов за пределами региона, в том числе туристических путевок, транспортных услуг, покупки товаров и валюты. Следовательно, значительная часть доходов населения вымывается из региональных финансовых потоков. Это говорит о наличии значительных резервов, лежащих в области развития системы финансовых посредников как инструмента эффективной трансформации сбережений населения в инвестиции в реальный сектор экономики.

Читайте также  Методы оценки инвестиций в энергетике

Для активизации частных инвестиций населения необходима новая региональная политика доходов, которая включает в себя три следующих блока: обеспечение роста номинальных и реальных доходов населения, стимулирование сбережений, управление активами.

Первый блок является основополагающим. Повышение уровня доходов непосредственно приводит к росту частных инвестиций. Наиболее реальным шагом в этом направлении было бы снижение налогового бремени на доходы частных лиц. Это в большей степени прерогатива федеральных властей.

Однако и региональные власти могут оказать воздействие на повышение уровня доходов в регионе путем создания новых рабочих мест, привлечения в экономику региона инвестиционных ресурсов.

Повышение денежных доходов населения возможно также путем разрешения регионального бюджетного кризиса, решения проблемы неплатежей, проведения своевременной индексации заработной платы, оптимизации структуры занятости.

До тех пор пока условия для официальной институционализации теневых капиталов не созданы, они не станут легально инвестироваться в экономику, а следовательно, приносить прибыль собственнику и налоги государству. Данные средства по-прежнему будут уходить на центральные и зарубежные финансовые рынки, фактически обескровливая экономику региона.

Успешная реализация инвестиционного бюджета требует определения отраслевых приоритетов инвестирования.

Здесь потенциально существуют два различных подхода. Промышленные круги считают, что государство должно стимулировать развитие местной промышленности, напрямую ее субсидируя. Сторонники поддержки социальной сферы стоят за то, чтобы финансирование затрат на ее развитие полностью перешло в ведение местных органов власти. Поэтому при составлении бюджета развития региона на будущее оба эти направления инвестирования активно лоббируются обеими сторонами.

. Соотношение в развитии реального и финансового секторов. Курс на приоритетную поддержку и развитие реального сектора крайне важен для региональной экономики, но его реализация, использование преимущественно государственных инвестиций пока не приносят ожидаемых результатов. С другой стороны, в условиях формирующейся рыночной экономики большое значение приобретает проблема поддержки развития институтов финансового сектора.

Наиболее крупной статьей производственной части инвестиционной программы должны стать расходы на развитие объектов производственной инфраструктуры: ремонт, содержание и строительство автодорог, линий электрои энергоснабжения, складских помещений, линий связи и пр. Нужно отметить, что это направление имеет стабильную нормативную базу — транспортный налог.

Главными проблемами большинства регионов страны, решение которых было вынесено на федеральный уровень, явились сильная дотационность регионального бюджета . В связи с этим при разработке индикативного плана развития региона может возникнуть необходимость предварительного определения приоритетных задач. Они могут быть сформулированы следующим образом:

— быстрое достижение максимального уровня самодостаточности республиканского бюджета путем увеличения налоговых поступлений;

-сохранение рабочих мест на предприятиях региона и создание как можно большего количества новых рабочих мест;

-обеспечение максимальных налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Как правило, при рассмотрении вопроса о приоритетном финансировании может быть представлено несколько сотен инвестиционных проектов. Исходя из сформулированных выше приоритетных задач качество каждого проекта оценивалось по значениям следующих пяти показателей эффективности1:

бюджетной эффективности — размер

ежегодных налоговых выплат в федеральный, республиканский и местный бюджеты после выхода предприятия, реализующего проект, на проектную мощность (в млн руб.);

социальной эффективности — ежегодные поступления в социальные фонды и экономия средств на социальные выплаты, которые выплачивались бы гражданам региона, если не были бы сохранены старые рабочие места на предприятии, реализующем проект, и не были бы созданы новые (в млн руб.);

коммерческой эффективности — величина, обратная периоду окупаемости (в месяцах) инвестиционного проекта.

3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНОВ РОССИИ И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ

Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория «инвестиционный климат».

Инвестиционный климат региона — обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему.

Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата.

Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.

Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся: характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энергои трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры); общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы); зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений); социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов); организационно-правовые (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей); финансовые факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества).

Обобщающим показателем инвестиционного климата при факторном подходе выступает сумма множества средневзвешенных оценок по группам факторов:

где Q — обобщающая взвешенная оценка инвестиционного климата региона; X,— средняя балльная оценка j-ro фактора для региона;

Сводный показатель оценки инвестиционного климата не может служить единственным критерием привлекательности той или иной хозяйственной системы для вложения инвестиций. Он обычно дополняется информацией о развитости различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата.

Третий подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке риска инвестиций. При этом в качестве элементов, формирующих инвестиционный климат региона, анализируются два направления оценки инвестиционных рисков: либо со стороны инвестиционного потенциала, либо со стороны социально-экономического потенциала.

Первое направление реализовано специалистами журнала «Эксперт». Этот подход рассчитан в первую очередь на «стратегического инвестора». Инвестиционный потенциал региона при этом оценивается на основе таких макроэкономических показателей, как:

наличие факторов производства, в том числе трудовых;

Читайте также  Чистые инвестиции являются отрицательной величиной

уровень потребительского спроса;

результаты хозяйственной деятельности населения в регионе;

уровень развития науки и внедрения ее достижений в производство;

развитость ведущих институтов рыночной экономики;

обеспеченность региона технической и социальной инфраструктурой.

Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. При этом в числе рисков учитываются все его разновидности: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный.

В основе второго направления лежит оценка уровня инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом. Этот подход помимо прочих показателей учитывает человеческий потенциал, материальную базу развития, социально-политическую обстановку, факторы политического риска, состояние экономики и уровень управления ею.

Проблемы адекватной оценки инвестиционного климата региона. Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки инвестиционного климата показывает, что часто не учитывается ряд важных методологических положений, выработанных современной экономической наукой.

Инвестиционный климат страны и регионов рассматривается, как правило, с позиции абстрактного стратегического инвестора, стремящегося к ускоренному, максимальному, беспрепятственному получению прибыли, в то время как для разных инвесторов необходима своя оценка инвестиционного климата.

2. Получатель инвестиций и инвестор преследуют, как правило, неодинаковые цели. Первый стремится решить комплекс социально-экономических задач при минимуме привлекаемых средств, второй — извлечь максимум прибыли и закрепиться на рынках, в экономических системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов участников инвестиционного процесса.

Существует объективная потребность сопряжения инвестиций с инновационными факторами развития. Особенно актуально это при привлечении инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства (венчурном инвестировании).

Инвестиции должны быть увязаны с развитием человеческого капитала, ростом квалификации работников во всех сферах жизнедеятельности, что нужно учитывать при создании соответствующего инвестиционного климата страны или ее региона.

Необходима комплексная оценка эффективности использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного климата.

Факторный подход к оценке инвестиционного климата в наибольшей степени соответствует большинству этих требований. К его преимуществам можно отнести: учет взаимодействия многих факторов, использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок, дифференцированный подход к различным уровням экономики при определении их инвестиционной привлекательности.

Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес прежде всего для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса.

Новые возможности для анализа инвестиционного климата дает одно из ведущих направлений современной экономической мысли — институционализм.

Инвестиционная привлекательность региона

При исследовании сравнительной инвестиционной привлекательности регионов и стран применяется широкий набор показателей, таких, как тип экономической системы, объем ВВП, структура экономики, обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, участие государства в экономике и т.п.

В связи с тем что на инвестиционный климат регионов оказывают влияние различные факторы и условия, многие из которых подвержены быстрым изменениям, разовое, однократное определение инвестиционного климата не может служить ориентиром для принятия каких-либо решений по инвестициям. Поэтому при оценке инвестиционного климата регионов необходимо проведение регулярных, периодических наблюдений, т.е. мониторинга инвестиционного климата.

Инвестиционный климат региона рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:

инвестиционного потенциала — совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала;

• инвестиционного риска — совокупности переменных факторов риска инвестирования;

Законодательных условий — правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.

Инвестиционный потенциал региона — количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой), а также потребительский спрос населения.

При расчете инвестиционного потенциала региона используются абсолютные статистические показатели. Совокупный потенциал региона включает восемь интегрированных подвидов:

— ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;

— производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

— потребительский — совокупная покупательная способность населения региона;

— инфраструктурный — оценка экономико-географического положения и инфраструктурной насыщенности региона;

— инновационный — при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе;

— трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;

— институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;

— финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

Инвестиционный риск — характеристика качественная, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:

-‘политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;

— экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;

— ‘социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;

— криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений;

— экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;

— финансовый, отражающий напряженность регионального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона;

— законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

Процедура составления инвестиционного рейтинга региона включает несколько этапов. На первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду инвестиционного риска и потенциала, с помощью корреляционного анализа выделяются наиболее значимые показатели. Затем методом факторного анализа определяется вклад каждого значимого показателя в общую величину соответствующего потенциала или риска. На завершающем этапе с помощью метода кластерного анализа регионы, ранжированные по потенциалу (риску), объединяются в группы по характеру инвестиционного климата.

4 Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций в регионы

Современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, причем привлечение из-за рубежа финансовых и других ресурсов всегда основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций.

Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона При этом необходимо выделить три, в которые:

а) запрещен доступ иностранного капитала;

б) доступ иностранного капитала ограничен и возможен только после получения лицензии;

в) возможен беспрепятственный доступ иностранного капитала.
Отбор инвестиционных проектов с участием зарубежных партнеров должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:

1) ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (оборонно-промышленный комплекс, электроэнергетика и др.), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;
2) развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона);

3) реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;

4) внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.
При этом ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия, являющиеся естественными монополиями, совершенно необходимо для сохранения экономической безопасности страны и региона.

Читайте также  Инструменты инвестиций на фондовом рынке

Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций — определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени.
Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются:

• реализация крупных инвестиционных проектов;

• развитие и модернизация традиционной промышленной базы;

•организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, способствуют повышению занятости населения, улучшению экологической ситуации и т.д.) или насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.

Реализация каждого из направлений использования иностранных инвестиций нуждается в разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля.
К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового научно-технического прогресса в национальную экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К их числу относится, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЕ

Первостепенная задача развития любого региона Российской Федерации — повышение его инвестиционной активности. Актуальность региональной инвестиционной политики вытекает из необходимости интенсивного развития региона, неуклонного роста валового регионального продукта, повышения финансовой устойчивости и финансовой стабильности предприятий.

В Курской области с 2009 г. наблюдалось стабильное увеличение объемов инвестиций в основной капитал.

В 2012 году по сравнению с 2008 годом рост инвестиций в основной капитал составил 22725,4 млн. рублей или 174.2%.(Табл.1)

Таблица 1 Структура инвестиций в основной капитал в Курской области за 2008-2012гг.

Инвестиции в основной капитал

С 2009г. по 2012 г. прослеживается тенденция увеличения удельного веса собственных средств инвестиционных ресурсов (с 19,7% в 2009г. до 35,6% в 2012г.) и уменьшения доли привлеченных средств (с 80,3% в 2009г. до 64,4% в 2012г.).

В 2009г. наблюдается незначительное уменьшение доли собственных средств организаций в финансировании инвестиций в основной капитал по сравнению с уровнем 2008г. на 3,9 %, что отражает влияние финансово-экономического кризиса.

В 2012 году организации области за счет собственных средств профинансировали инвестиционные проекты 19022,7 млн. рублей (Табл.2).

Таблица 2 Структура собственных средств в инвестициях в основной капитал по Курской области за 2008-2012гг.

Структура собственных средств организаций, направленных на инвестиционную деятельность, за пять лет изменилась. Так в 2009 году доля прибыли, в собственном источнике финансирования, составила 41,8%, а в 2012 году — 73,8%. Увеличение доли прибыли можно объяснить тем, что в экономике области за истекший период выросло число прибыльных организаций. Полученная организациями прибыль позволила использовать ее на финансирование инвестиционных проектов, необходимых для успешного развития организаций. Прибыль является основной целью деятельности организации в условиях рынка, формирует важный источник самофинансирования инвестиций. Самостоятельность предприятия в ее распределении предполагает возможность выбора в качестве приоритетного направления использования прибыли в осуществлении реальных инвестиций.

Доля амортизации в инвестиционной деятельности организации снизилась, так в 2009 году она составила – 45,5%, а в 2012 году — 22,4%. Снижение доли амортизационных отчислений, свидетельствует о том, что на большую часть основных фондов уже начислена полная амортизационная стоимость. Амортизационные отчисления предприятия также являются важнейшим источником самофинансирования инвестиционной деятельности. Они призваны обеспечить не только простое, но и расширенное воспроизводство. В развитых странах мира амортизационные отчисления до 70-80% покрывают потребности предприятия в инвестициях.

Несмотря на все достоинства, которыми потенциально обладают собственные источники финансирования инвестиций, важно подчеркнуть особую роль финансовых ресурсов, мобилизуемых предприятиями на финансовом рынке, и прежде всего, банковского кредита, так как именно банковские кредиты формируют устойчивую основу для расширенного воспроизводства (Табл.3).

Таблица 3 Структура привлеченных средств в инвестициях в основной капитал по Курской области за 2008-2012гг.

заемные средства других организаций

бюджета субъекта Российской Федерации

средства внебюджетных фондов

Кредиты банков в области преимущественно использовались на развитие объектов следующих видов деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, добыча металлических руд, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство.

В 2012 году увеличилась доля заемных средств других организаций и составила 16,1% в объеме привлеченных средств ( в 2011 году – 12,0%), что свидетельствует о том, что в регионе появились предприятия с высокой прибылью.

В современной России государство не остается в стороне, а активно инвестирует в региональное развитие, так бюджетные средства в 2012 году использовались в основном на выполнение федеральных и региональных инвестиционных программ, целью которых является поддержка социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развития муниципальных образований области. Основным инструментом реализации указанных направлений являются федеральные целевые программы. Анализируя таблицу 2, можно отметить, что в 2012 году наблюдается снижение средств бюджетов всех уровней на 4,1 % по сравнению с 2011 годом.

В структуре инвестиций в основной капитал нашли отражение такие источники финансирования, как средства внебюджетных фондов и прочие средства организаций. Доля средств внебюджетных фондов в инвестициях в основной капитал незначительна и в 2012г. составила 0,1% (в 2011г. – 0,2), а в объеме привлеченных средств соответственно 0,22% и 0,2%.

Согласно исследованиям инвестиционного климата, проведенным рейтинговым агентством «Эксперт», Курская область входит в категорию 3B1 «Пониженный потенциал — умеренный риск».

Международным рейтинговым агентством «Fitch Ratings» Курской области присвоены долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «AA(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «стабильный». Рейтинги Курской области отражают хорошие показатели исполнения бюджета, низкий прямой риск.

Для инвесторов наиболее перспективными являются следующие сферы: электроэнергетика, черная металлургия, производство строительных материалов, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, аграрный сектор экономики и пищевая промышленность.

Таким образом, в Курской области наблюдается увеличение инвестиционной активности организаций, но в тоже время снижается сумма привлеченных инвестиций. Необходимо активнее привлекать иностранные инвестиции с целью модернизации существующих и образования новых производств. В свою очередь государство должно увеличивать объемы инвестиций, как на федеральном, так и на региональном уровне, что будет способствовать реализации большего числа федеральных целевых программ и, как следствие, улучшению социально-экономического положения региона.

1. Булатова Ю.И. Источники инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации [Текст] / Ю.И. Булатова // Известия Санкт – Петербургского университета экономики и финансов. – 2010. — №5. – с. 94-97.

2. Инвестиции в Курской области (2008 – 2012). 2013: Статистический сборник [Текст] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. – Курск, 2013. – 88 с.

3. Официальный сайт Администрации Курской области [Электронный ресур] // http://adm.rkursk.ru.

4. Райзберг, Л.Ш. Современный экономический словарь [Текст] / Л.Ш. Райзберг, Е.Б. Лозовский. — Москва. ИНФРА-М, 1999. – 479 с.

Источники: http://studopedia.ru/2_15140_istochniki-i-struktura-gosudarstvennih-investitsiy.html, http://studopedia.su/19_108573_istochniki-i-struktura-gosudarstvennih-investitsiy.html, http://izron.ru/articles/ekonomika-i-menedzhment-ot-teorii-k-praktike-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauch/sektsiya-3-finansy-denezhnoe-obrashchenie-i-kredit-spetsialnost-08-00-10/analiz-struktury-istochnikov-investitsiy-v-regione/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто