Иванов г и инвестиции сущность виды

Список использованных источников. 2. Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования

1. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2005.

2. Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. -Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2006.

4. Инвестиции: Терминологический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. – М., «Экономика», 2005.

6. Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бэйли Дж.В. Инвестиции / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2006.

1. Конституция Республики Казахстан – Алматы ,2000 г.

2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан. Общая и особенная часть – Алматы, 2001г.

3. Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.

4. Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.

5. Указ Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.

6. Указ Президента РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”.

7. Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”.

8. Постановление № 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.

9. Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 июня 2002 года N 213 «Об утверждении Правил о пруденциальных нормативах для банков второго уровня» (с изменениями, внесенными постановлением Правления Национального Банка РК от 26.11.02 г. N 467).

10. Стратегия «Казахстан – 2030».

11. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096).

12. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: уч. пособие – М.: Институт международного права и экономики 1996г.

13. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М: Финансы и статистика, 1994.

14. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия: Практическое пособие. М: Экономика. 1994.

15. Кажегельдин А.М. Социально-экономические проблемы развития Республики Казахстан в условиях реформ. — М.: Финансы и статистика, 1995.

16. Казахстан: 1991-2001 годы.: Информационно-аналитический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. — Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике, 2001.

17. Каренов Р.С. Основы государственного регулирования экономики. Алматы: Бiлiм, 1999.

18. Кенжегузин М., Додонов В. Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги. //Экономика и статистика. — Алматы, 2001

19. Косжанов Т., Атамкулов Б. Промышленная и инвестиционная политика в долгосрочной стратегии развития экономики страны// Транзитная экономика. 2000.

20. Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 1998.

21. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 1998.

22. Приоритетное развитие финансового сектора как основа экономического роста. Департамент исследований и статистики. //Экономическое обозрение. Национальный банк Казахстана. – 2004.

23. Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков. Правовое регулирование. — М. Юристъ 1999 год.

24. Сейткасимов Г.С., Шаяхметова К.О., Абдраимова Г.Т. Бухгалтерский учет и отчетность в банках – Алматы, 2000 г.

25. Смаилов А., Шокаманов Ю. Экономика Республики Казахстан: состояние и перспективы роста. //Экономика и статистика. — Алматы, 2002

26. Современный бизнес в Казахстана: Проблемы, тенденции, перспективы. / под. ред Б.И. Бектургановой. – Алматы, 1998 г.

27. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе 2004 года. Краткий статистический справочник. — Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2004

28. Статистический бюллетень. Министерство финансов Республики Казахстан (на казах. и рус. яз.). — Алматы, 2004

29. Статистический ежегодник Казахстана = Statistical Yearbook of Kazakhstan: Статистический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. — Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002.

30. Строев Е.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. — СПб.: НАУКА, 1998

31. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // Мировая экономика и международные отношения. – 1998.

32. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. — М.: Все для вас, 1993.

33. Ходов Л.Г. основы государственной экономической политики: Учебник – М.: БЕК, 1997.

Экономическая сущность инвестиций

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

О.В. Ваганова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ

Учебно-практическое пособие

Белгород, 2011 г.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Белгородского государственного университета

Составитель: Ваганова О.В.

Рецензенты: — Калугин В.А.

Экономическая оценка инвестиций: Учебно-практическое пособие/О.В. Ваганова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2011.

Учебно-практическое пособие по курсу «Экономическая оценка инвестиций» для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу. Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с требованиями по обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста с высшим образованием Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)», а также в соответствии с учебной программой.

Белгородский государственный университет, 2011

Раздел 1. Инвестиции: экономическая сущность, механизм функционирования

Тема 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия

Цели и задачи изучения темы

Цель темы заключается в исследовании экономической сущности инвестиций и определении приоритетных направлений инвестирования. При этом задачи сводятся к:

— определению состава инвестиций;

— рассмотрению классификационных признаков инвестиций;

— исследованию инвестиционной деятельности предприятия, в том числе к разработке и реализации инвестиционной стратегии.

Экономическая сущность инвестиций

В современных условиях хозяйствования инвестиции представляют собой наиболее важный и дефицитный ресурс экономики, использование которого позволяет совершенствовать производство, улучшать продукцию, увеличивать количество рабочих мест и т.д. Инвестиции рассматриваются как затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов. В этом случае важно выяснить:

— как лучше распорядиться имеющимися инвестиционными ресурсами;

— уметь рассчитать их эффективность;

— выбрать лучшие варианты вложений.

Инвестиции – это вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения положительного социального эффекта. Эти цели опосредуются производством конкретных товаров, оказанием услуг, которые находят признание на рынке; без этого инвестиции окажутся бесполезными. Побудительный мотив усиливается, если сокращаются налоги, в том числе на прибыль, и в особенности, если законодательно закреплено право собственности. Эту прибыль целесообразно рефинансировать, т.е. направлять ее в определенном объеме на развитие производства.

Читайте также  Получение гражданства кипра через инвестиции

В экономической литературе инвестиции рассматриваются как акт отказа от сиюминутного потребления благ ради более полного удовлетворения потребностей в последующие годы посредством инвестирования средств в объекты предпринимательской деятельности. Это более глубокое по содержанию определение, связывающее две стороны понимания инвестиций – как затраченного капитала и как капитала, который позволяет достичь намеченного результата.

Таким образом, в современных рыночных условиях сущность инвестиций заключается в сочетании двух аспектов инвестиционного процесса: затрат капитала и результатов, соизмерение этих элементов лежит в основе теории экономической оценки инвестиций. Инвестиции осуществляются с целью получения определенного результата (например, прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят.

Принципиально важным для принятия решения об инвестировании является определение «цены» отказа от сиюминутного потребления. При вложении средств в развитие производства инвестора интересует не любой по величине результат. Прирост капитала в результате инвестирования должен быть достаточным, с тем чтобы:

— во-первых, удовлетворить минимально приемлемые с позиции общества запросы инвестора;

— во-вторых, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде;

— в-третьих, «вознаградить» инвестора за риск возможной потери части дохода от наступления трудно предсказуемых неблагоприятных обстоятельств.

Все это формирует своеобразные нормативные требования инвестора к уровню экономической эффективности средств, вкладываемых в развитие реального сектора экономики.

Для уяснения экономической природы инвестиций важно иметь в виду, что в их состав включается капитал в разнообразных формах. В состав инвестиций входят денежные средства в форме привлеченных средств (акций), заемных средств, собственных средств, а также форме конкретных материально-вещественных элементов, например в форме зданий, сооружений, оборудования, интеллектуальных ценностей, имущественных прав, вносимых участниками инвестиционного процесса для создания (развития, модернизации) объекта предпринимательской деятельности. В любом случае инвестиции приобретают стоимостную характеристику. Указанные формы инвестиций объединяет, во-первых, то, что они все воплощаются в создаваемом объекте предпринимательской деятельности, формируют его активы, и, во-вторых, долговременное перераспределение средств и ресурсов между теми, кто ими располагает, и теми, кто в них нуждается.

Инвестиции являются системообразующей категорией инвестиционной сферы. В литературе ее содержание обычно связывается с осуществляемыми экономическими преобразованиями. Не отрицая важности такого подхода, отметим, что при этом остается вне поля зрения более глубинная, сущностная связь, которая собственно определяет изменение экономического содержания данной категории. Речь идет о развитии технического базиса производства и составляющих его технологических укладов. Именно он революционизирует всю систему экономических отношений, привносит в нее новые аспекты, что находит отражение в модернизации содержания прежних и появление новых категорий. Аналогичные процессы происходят в инвестиционной сфере экономики.

В индустриальную эпоху на ее ранней стадии поиск в теории инвестиций велся в основном в направлении выявления внутренних резервов производства. Современный экономический рост отличается приоритетной ролью научно-технического прогресса, интеллектуализацией основных факторов производства. Отмеченная тенденция существенно повысила роль государства в инвестиционной сфере, что обусловлено спецификой инвестиционных процессов:

— значительная капиталоемкость научных исследований;

— высокая степень риска;

— большая зависимость от уровня общей научной среды и информационной инфраструктуры;

— повышение требований к общеобразовательной и профессиональной подготовке кадров;

— необходимость правовой защиты интеллектуальной собственности;

— обеспечение гарантий инвестированию.

Инвестиции изучаются различными науками, но каждая из них привносит свою специфику в раскрытие их содержания, что определяется предметом исследования. Однако доминирующим для всех наук является функциональный подход в рамках своего предмета, что ограничивает системное осмысление экономической сущности инвестиций.

В макроэкономике под инвестициями понимается часть валового внутреннего продукта (ВВП), которая не потребляется в текущем периоде и обеспечивает прирост капитала в экономике. В данной трактовке они рассматриваются как долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, инвестиционные и инновационные проекты, социально-экономические программы.

В микроэкономике инвестиции трактуются как процесс создания нового капитала (средств производства и человеческого капитала). В свою очередь, в финансовой теории под инвестициями понимают приобретение реальных и финансовых активов (затраты) с целью получения будущих выгод. Иными словами, инвестиции представляют обмен сегодняшней стоимости на будущую стоимость.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. трактует инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В этом случае нормативный документ расширяет понятие инвестиций, вводя в его содержание имущественные и иные права, имеющие денежную оценку (авторские права, лицензии, патенты, ноу-хау и т.д.). В то же время, главным недостатком данного определения является сохранение прежнего технократического подхода, игнорирующего вложения в человеческий капитал.

Синтез различных подходов к развитию экономической сущности инвестиций позволяет дать следующее определение. Инвестиции – это все виды и формы имущественных, интеллектуальных, информационных ценностей, в том числе права на них, вкладываемые в развитие человеческих ресурсов и в объекты любой деятельности в целях прироста капитала, достижения их высокой доходности и (или) иного полезного эффекта. В связи с этим, определяющей целью становится не просто получение прибыли, а именно достижение высокой по сравнению с конкурентами степени доходности.

Рост инвестиций зависит от комплекса факторов внутренней и внешней среды, которые воздействуют на инвестиционный спрос и предложение. Наряду с технико-экономическими, организационно-управленческими на динамику роста инвестиций и их структуру существенное влияние оказывают социально-психологические, правовые и другие факторы. Среди них выделяются:

— специфика объектов вложения (предприятий, отраслей, структура народного хозяйства);

— ожидаемая норма прибыли или доходность инвестиций;

— альтернативные возможности инвестирования;

— нормативно-правовая база инвестирования;

— система налогообложения и налогового климата;

— объемы и динамика роста национального дохода;

— динамика инвестиционного спроса и предложения;

— склонность к потреблению, сбережению, инвестированию;

Важно подчеркнуть, что перечисленные факторы имеют разную векторную направленность и степень воздействия на динамику инвестиционного роста, поэтому выявление механизмов их воздействия на развитие инвестиционного процесса и учет их в практике планирования, организации, стимулирования и контроля инвестиций определяет их классификацию и имеет важное значение для экономической оценки.

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 32 ; Нарушение авторских прав

Инвестиции понятие и сущность

Главная > Реферат >Банковское дело

Виды экономической деятельности

Добыча полезных ископаемых

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (подраздел СА)

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (подраздел СВ)

Производство сырья и материалов

обработка древесины и производство изделий из дерева (подраздел DD), целлюлозно-бумажное производство — без издательской и полиграфической деятельности (подраздел DE)

производство кокса, нефтепродуктов (группа 23)

химическое производство (подраздел DG)

производство прочих неметаллических минеральных продуктов (подраздел DI)

Читайте также  Понятие и виды инвестиций финансовый организация

металлургическое производство — без производства готовых металлических изделий (подраздел DJ)

производство и распределение электроэнергии, газа и воды (подраздел Е)

Производство товаров конечного потребления

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (подраздел DA)

текстильное и швейное производство (подраздел DB)

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (подраздел DC)

производство резиновых и пластмассовых изделий (подраздел DH)

производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) (подкласс 38.9)

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (раздел DL)

производство транспортных средств и оборудования (подраздел DM)

Издательское и полиграфическое производство (из подраздела DE)

Производство готовых металлических изделий (из подраздела DJ)

прочие производства (подраздел DN)

16 октября 2008 года нефть марки Urals упала ниже 70 долларов за баррель — уровня, исходя из которого на 2009 год бюджет рассчитан как бездефицитный. По итогам рабочей недели, закончившейся 14 ноября, РТС и ММВБ стали лидерами падения среди мировых фондовых площадок; цена на нефть марки Urals снизилась за неделю на 11 % и впервые с января 2007 года опустилась ниже отметки $50 за баррель. 18 ноября 2008 года Президент Медведев и российская пресса констатировали приход кризиса в реальный сектор экономики России.

Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7%), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Цены производителей промышленных товаров в декабре 2008 года продолжили снижение, упав по сравнению с ноябрем на 7,6%, с декабрем 2007 года — на 7%.

19 января Председатель Правительства В.В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3%, инфляция — на уровне 13%, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5% ВВП. [15]

В «Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» были представлены меры по сохранению и развитию промышленного и технологического потенциала:

1 Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями:

— поддержка 295 системообразующих организаций при помощи дополнительной капитализации, прямой господдержки, госгарантии по кредитам (в 2009 году будет выделено 300 млрд. рублей из федерального бюджета).

— для всех предприятий в 2009 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России.

— приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые компании включены в состав организаций, которым в 2009 г. будет оказываться поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства).

— увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции (до 6 млрд. руб.).

— государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д.,

— будет обеспечена поддержка приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе посткризисного роста.

2 Поддержка отдельных отраслей экономики:

— кроме системных мер, направленных на поддержку всех отраслей экономики, Правительство реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики, имеющих значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны (ОПК), обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт).

— выделено 17 млрд. рублей на возмещение ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями АПК.

— в целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-х летним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. руб.). Также будет выделена субсидия ОАО «Российские железные дороги» на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока. (2 млрд. руб.).

— правительство будет субсидировать часть процентных ставок российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение. (2,5 млрд. руб.).

— сроки уплаты сумм основного долга предприятий отрасли перед внебюджетными фондами в 2009-2015 годах будут перенесены на 2011-2017 годы.

— до 19 млрд. рублей будет направлено на субсидии организациям ОПК и 100 млрд. рублей для развития производства стратегических организаций ОПК.

— для поддержки закупки авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниям будет предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате.

— увеличен размер возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговым компаниями по договорам лизинга, до трех четвертей подлежащих возмещению сумм.

— правительство поддержит сектор железнодорожных перевозок. На поддержку ОАО «РЖД» в 2009 году будет выделено 110 млрд. рублей.

— будет оказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала. Потенциально таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс. семей, и на эти цели будет направлено 26,3 млрд. рублей из средств федерального бюджета.

— в сфере поддержки лесопромышленного комплекса — кредитная поддержка завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, выделено 325 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам.

— в сфере металлургического производства принят ряд решений в области таможенно-тарифного регулирования, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке. Система антикризисных действий в этой отрасли будет связана с поддержкой экспорта и стимулированием внутреннего спроса со стороны строительной отрасли, машиностроения и ТЭК. [16]

3 Перспективы развития инвестиционной политики в РФ

На современном сложном переходном этапе российской экономики производственный и экономический потенциал России не может сохраниться, эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный хозяйственный механизм управления инвестиционным процессом на макро- и микроуровнях.

Читайте также  Необходимость инвестиций в ценные бумаги

Переход России к рыночной модели ведения хозяйства непосредственно связан с формированием новой идеологии инвестиционного процесса. В условиях централизованной плановой экономики инвестиционный процесс практически монопольно регламентировался и осуществлялся государством. В современных российских условиях инвестиционной деятельности возрастающую роль приобретают частные юридические и физические лица (отечественные и зарубежные), а также такие субъекты рыночной инфраструктуры, как коммерческие и специализированные банки, финансовые компании, консультационные фирмы и т.д.

Первоосновой инвестиционной деятельности являются финансы, которые как субъект управления являются достаточно сложным объектом регулирования, т.к. отражают высокую степень неопределенности экономических процессов и их результатов. Следует отметить также, что в организации инвестиционной деятельности крайне значительной становится роль субъективного фактора — интеллектуальных способностей участников данного процесса.

Эффект результатов инвестирования проявляется через определенное, зачастую весьма продолжительное время, что в значительной степени усложняет прогнозирование и проектирование инвестиционной деятельности.

Необходимыми и взаимосвязанными условиями ведения инвестиционной деятельности в рыночной экономике являются: наличие свободного капитала (ресурсов) у потенциального инвестора; желание инвестора разместить свободный капитал на приемлемых условиях (доходность, риск) в отдельных секторах экономики; правовые условия, способствующие эффективному размещению и движению капитала в прямом (инвестирование) и обратном (вывоз, присвоение прибыли) направлениях.

Обеспечиваются эти условия через инвестиционную политику государства.

3.1 Основные направления развития инвестиционной политики

Инвестиционная политика государства — комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и в отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех участников воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей, государства.

Главные задачи инвестиционной политики:

а) расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;

б) превращение государственных инвестиций в средство повышения инвестиционной активности в стране, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Инструментами проведения общегосударственной инвестиционной политики являются:

— инвестиционный план страны;

— бюджет развития, как часть федерального бюджета;

— методические материалы по оценке эффективности инвестиционных проектов.

С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

— последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

— государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

— размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

— усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

— совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

— значительное расширение практики совместного государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов. [17]

На данный момент среди основных направлений инвестиционной политики РФ можно выделить следующие:

— двустороннее экономическое сотрудничество со странами дальнего зарубежья;

— содействие реализации инвестиционных проектов;

— двустороннее инвестиционное сотрудничество со странами мира;

— анализ и координация инвестиционных проектов, требующих господдержки;

— инвестиции в сфере деятельности субъектов естественных монополий;

— консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ);

— реализация Федеральной адресной инвестиционной программы;

— совершенствование инвестиционного законодательства;

— создание договорно-правовой базы для развития инвестиционного сотрудничества;

— международное инвестиционное сотрудничество. [18]

Вопросы повышения инвестиционной активности являются сегодня и в обозримой перспективе главными в экономической политике российского государства. На всех уровнях управления ясно понимают, что без инвестиций невозможны структурная перестройка народного хозяйства, подъем экономики, рост уровня жизни населения.

С развитием экономики рыночных отношений в России все большее значение приобретает решение вопросов инвестиционной политики на всех уровнях и во всем многообразии проявления проблем финансирования реальных проектов — начиная от уровня местной администрации и кончая федеральными властями, — затрагивая как макроэкономические, так и технические, социальные, экологические, финансовые, организационные, правовые аспекты реализации инвестиционных проектов.

3.2 Федеральная адресная инвестиционная программа на 2009 г.

Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) представляет собой материал, содержащий сведения об объектах капитального строительства, для строительства (реконструкции, технического перевооружения) которых предоставляются средства федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. [19]

Во исполнение Постановления Правительства РФ № 619 от 18.08.2008 г. «О формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» Министерство экономического развития Российской Федерации и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ должно сформировать до 1 января 2009 г. федеральную адресную инвестиционную программу на 2009 год.

В рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2009 году по направлению «государственные капитальные вложения» запланированы работы на 89-ти объектах программной и непрограммной частей ФАИП.

Программная часть ФАИП включает в себя Федеральную целевую программу (ФЦП) «Культура России (2006-2011 годы)» — 36 программных мероприятий, и ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» — 35 федеральных объектов.

Непрограммная часть ФАИП — 18 объектов, не включенных в ФЦП ФАИП.

В целом, ФАИП на 2009 год направлена на объекты:

— социальный комплекс (образование, культура, коммунальное строительство, центральные организации, федеральные целевые программы, жилищное строительство) – 164,508 млрд. руб.;

— производственные комплексы (электроэнергетика, геология и разведка недр, машиностроение, медицинская промышленность, лесное хозяйство, морской транспорт, речной транспорт, воздушный транспорт, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, дорожное хозяйство, связь, водное хозяйство и охрана окружающей среды, агропромышленный комплекс) – 387,516 млрд. руб.;

— специальный комплекс – 20,921 млрд. руб. [20]

С давних пор, еще на ранних этапах развития цивилизации перед человечеством возникали проблемы, связанные с «инвестированием» — нужно было направлять часть ресурсов (трудовых, материальных) для обеспечения выживания в будущем: создавать запасы пищи, строить хранилища и обустраивать жилище. С течением времени необходимость отвлечения из потребления части ресурсов и направления их на цели воспроизводства или расширения производства не потеряла своего значения. Более того, в связи с ростом потребностей и технических возможностей, расширением альтернатив появилась необходимость оптимального распределения ограниченных инвестиционных ресурсов для решения задач социально-экономического характера на всех уровнях управления. Потребовалась тщательная подготовка кратко-, средне-, долгосрочных планов и программ развития, в которых инвестиционные проекты являются основой основ. В рамках государства подобные проекты формируют инвестиционную политику.

В работе был рассмотрен как теоретический материал об инвестициях, концепция мультипликатора инвестиций, так и аналитический по инвестиционному процессу, промышленному потенциалу в России. Кроме того, выделены основные направления развития инвестиционной политики в РФ, сделан акцент на Федеральную адресную инвестиционную программу на 2009 г.

Считаю, что инвестиции в России – это весьма актуальная тема для нашего государства, особенно в свете мировых событий в экономике.

Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. —

Источники: http://mydocx.ru/6-140427.html, http://lektsii.com/1-140179.html, http://works.doklad.ru/view/mSeXJPRbQys/5.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто