Прямые иностранные инвестиции в Россию – 2017
Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2017г. сократились.
По данным ЦБ, чистый приток снизился на 14,3% – с 32,5 до 27,9 млрд. долларов США.
Хотя по итогам 2016г. был зафиксирован рост ПИИ в 4,7 раза.
В том числе отмечается уменьшение в прошлом году:
– притока иностранных инвестиций в новые акции – с 18,5 до 9,7 млрд. долларов (почти в 2 раза);
– реинвестирования доходов – до 15,8 млрд. долларов (- 8,2%).
ПИИ через долговые инструменты выросли на 2,4 млрд. долларов – после снижения в 2016г. на 3,2 млрд. долларов.
Основной приток средств в РФ поступил из следующих юрисдикций (в млрд. долларов):
– Кипр – 3,0
– Багамские острова – 2,2
– Сингапур – 1,4
– Бермудские острова – 1,2
– Германия – 0,7
– Франция – 0,7
– США – 0,3
– Китай – 0,3
Сальдо прямых инвестиций из России за рубеж в 2017г. увеличилось до 38,6 млрд. долларов – в сравнении с 22,3 млрд. в 2016г. и 22,1 млрд. в 2015г.
Главным образом, данный рост был обеспечен вложениями резидентов РФ в новые акции зарубежных компаний.
Их объем возрос на 22,5 млрд. долларов.
Это – в 2,6 раз больше, чем по итогам 2016г. (8,7 млрд. долларов).
В целом, в 2017г. наблюдался значительный приток иностранных инвестиций в Россию из оффшорных юрисдикций.
Изменения в законодательстве РФ об иностранных инвестициях
В частности, было изменено законодательное определение понятия «иностранный инвестор», содержащееся в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – ФЗ-160). Так, предыдущая редакция этого акта содержала норму, в соответствии с которой иностранными инвесторами могли быть признаны:
- Иностранные юридические лица;
- Иностранные структуры без образования юридического лица (далее – ИСБОЮЛ);
- Граждане иностранных государств;
- Лица без гражданства, проживающие за пределами территории РФ;
- Международные организации.
В редакции ФЗ-122 были сделаны уточнения, согласно которым иностранными инвесторами могут признаваться:
- Иностранные юридические лица, за исключением контролируемых гражданами РФ или российскими юридическими лицами;
- ИСБОЮЛ, за исключением контролируемых гражданами РФ или российскими юридическими лицами;
- Граждане иностранных государств, за исключением тех граждан, которые также имеют и гражданство РФ помимо иностранного;
- Лица без гражданства, проживающие за пределами территории РФ;
- Международные организации.
Контролируемыми лицами для целей законодательства РФ об иностранных инвестициях признаются следующие иностранные организации или ИСБОЮЛ:
- в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 50 % голосов по акциям;
- в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право распоряжаться менее чем 50 % голосов по акциям, но соотношение его доли с долями других акционеров таково, что гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет возможность определять решения контролируемого лица;
- в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет полномочие определять принимаемые контролируемым лицом решения, в том числе связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган или более 50 % состава коллегиального исполнительного органа;
- в отношении которых российское юридическое лицо является управляющей компанией.
Напомним, что в соответствии с действующим законодательством лица, признаваемые иностранными инвесторами, могут пользоваться рядом гарантий при осуществлении инвестиционной деятельности на территории РФ, в частности:
- Правовая защита инвестиционной деятельности (в т.ч. возмещение убытков, причиненных государственными органами);
- Возможность осуществлять инвестиции в любой форме, не запрещенной гражданским законодательством РФ;
- Возможность передавать права и обязанности инвестора другому лицу;
- Возможность получить компенсацию при национализации или реквизиции имущества иностранного инвестора в размере его стоимости и компенсацию иных возникших в этой связи убытков;
- В случае, если имели место неблагоприятные для иностранного инвестора изменения налогового законодательства РФ (в частности, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на иностранного инвестора), то такие изменения не применяются в отношении иностранного инвестора в течение срока окупаемости его инвестиционного проекта, но не более семи лет;
- Возможность приобретения недвижимого имущества на территории РФ и ценных бумаг российских эмитентов;
- Возможность свободного распоряжения доходами от инвестиций на территории РФ;
- Возможность беспрепятственного вывоза инвестированного ранее имущества за пределы территории РФ;
- Возможность участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества на территории РФ;
- Возможность получения льгот, предусмотренных законодательством РФ о таможенном деле и налоговым законодательством.
Таким образом, на иностранные организации и ИСБОЮЛ, контролируемые гражданами РФ и/или российскими юридическими лицами, не распространяются перечисленные выше гарантии законодательства РФ об иностранных инвестициях. Данные изменения вступают в силу через 10 календарных дней после официального опубликования ФЗ-122, а именно 12 июня 2018 г.
Инвестиции в России в 2017-2018 году
На протяжении десятилетий правительство РФ говорит о привлечении инвестиций. Считается, что иностранный капитал — это драйвер, способный содействовать модернизации, обогащению опыта и повышению занятости населения. Так ли это? В статье постараемся разобраться в пользе инвестиций для российской экономики, оценим достижения и преграды на пути улучшения инвестиционного имиджа страны.
Суть понятия «инвестиции»
Под инвестициями принято понимать долгосрочные вложения капитала в различные отрасли внутри страны и за ее пределами с целью извлечь прибыль. При этом приравнять инвестиции к простому финансовому инструменту нельзя — их значимость гораздо выше. В зависимости от источника средств, выделяют инвестиции:
- Государственные — выделенные из бюджета;
- Частные — поступают от частного фонда или отдельного инвестора;
- Производственные — направленные на развитие индустрии;
- Интеллектуальные — вкладываются в человеческий капитал;
- Иностранные — поступают из-за рубежа.
С точки зрения государства, наиболее важными являются иностранные инвестиции — они привносят максимум ресурса внутрь страны. Так, масштабные вливания в любую отрасль означают ее развитие: строятся и модернизируются предприятия, воплощаются социально значимые программы, растет производительность и эффективность труда.
Значение иностранного капитала настолько велико, что страны готовы гарантировать инвесторам определенные преференции — экономические и законодательные. Это тем более важно, что инвестиции стимулируют внешние связи, а в страну с ними приходит новый опыт управления и менеджмента.
В какой форме инвестиции могут поступать в экономику государства?
- Портфельные. Средства вкладываются сразу по нескольким направлениям, формирующим общий пакет. Это минимизирует риски инвестора. Примером служит приобретение акций ряда компаний, занятых в разных областях бизнеса.
- Реальные (прямые). Это непосредственное вливание финансовых средств в конкретную компанию или проект. Как правило, речь идет о покупке активов предприятия и контроле за ним.
Очевидно, что роль прямых инвестиций особенно велика: вложение капитала как приток свежей крови действует на экономику. Теперь обратимся к российскому опыту — какие виды инвестиций превалируют и какова их роль в развитии страны.
Статистика инвестиций в России
Для РФ особо значим вопрос обновления производственных мощностей. Большинство из них досталось в наследство от советской эпохи, и спустя десятилетия предприятиям необходима модернизация. У текущих собственников собственных средств на перезапуск производства не хватает. Кроме того, ряд компаний находятся в плачевном состоянии после кризисов последних лет. Потому российскую сторону интересуют все уровни финансовых вложений, включая:
- Начальные инвестиции — венчурные проекты, запуск новых компаний и предприятий;
- Реинвестиции — повторное вложение в бизнес полученной из него прибыли;
- Инвестиции на расширение бизнеса — освоение новых и смежных областей в дополнение к достигнутым рубежам;
- Инвестиции на частичное изменение бизнеса — модернизацию, реорганизацию и диверсификацию имеющихся компаний.
В таблице ниже представлена статистика инвестиций в России в 2018 году. Для сравнения даны показатели за минувшие годы:
*Объем инвестиций в основной капитал РФ указан в триллионах российских рублей.
Как показывает статистика, приток капитала в российскую экономику увеличивается, несмотря на негативный эффект от санкций. Аномальный всплеск на несколько процентных пунктов был отмечен в 2017 году — тогда рост инвестиций превысил ожидания экспертов. Улучшение связали с реализацией крупных проектов (строительства Крымского моста и чемпионата мира по футболу). В минувшем году быстрее всего росли инвестиции в:
- Пищевую промышленность
- Индустрию и производство химических продуктов;
- Добычу полезных ископаемых;
- Сельское хозяйство, охоту и рыболовство.
Улучшение инвестиционного климата зафиксировали и в EY (Ernst & Young) — крупнейшей консалтинго-аудиторской компании. В рейтинге самых привлекательных для инвесторов стран Россия впервые заняла высокую строчку — седьмое место в топе, оставив позади Бельгию. Авторы рейтинга учитывали количество проектов с участием иностранного капитала, а также число рабочих мест, появившихся благодаря инвестициям. Впрочем, успехи РФ в последние годы не отменяет ряда системных проблем. О них пойдет речь ниже.
Что необходимо для роста инвестиций в России
Ключевую роль в привлечении средств из-за рубежа играет инвестиционная привлекательность — то, как страну оценивают потенциальные инвесторы. Что влияет на их выбор?
- Потенциал территории;
- Развитость законодательной базы;
- Уровень коррупции;
- Экономическая ситуация;
- Кадровый потенциал.
И если с человеческим ресурсом и природным богатством у РФ проблем нет, то нестабильность законодательства и кризисные тенденции в экономике отталкивают иностранный капитал. По мнению экспертов, инвесторы в России защищены лишь де-юре. Де-факто всегда сохраняется риск, что власти откажут им в протекции — сменят акцизы, проведут пересчет формул или отменяет действующие преференции.
Смежная к законодательству проблема — налогообложение в РФ. Так, из года в год в стране повышается налоговая нагрузка на заграничный капитал. Это особенно касается тех инвесторов, которые ведут деятельность в российских регионах: они не получают хоть сколько-нибудь значимых послаблений вроде налоговых каникул.
Еще более тревожный тренд для инвесторов — общая нестабильность законодательства (в том числе и налогового). Обращает на себя внимание небольшой интервал между внесением новых поправок в Налоговый Кодекс и их реализацией. Столь же быстро от принятых мер отказываются. Вектор реформ очевиден: если инвестор в одном режиме запустил проект, то он хотел бы в этих же условиях его реализовать. Таким образом, изменения законодательства вкупе со снижением налога на прибыль — эти меры чаще всего предлагают рассмотреть правительству.
И последний момент, важный для реалий РФ, — инвестиции оправдывают себя лишь при грамотном вложении. Нерациональное привлечение средств и их использование на устаревших производствах ведет к обратному результату: эффективность снижается, средства труда вроде зданий и оборудования разваливаются, конкурентоспособность падает. Печальный итог такого менеджмента — банкротство предприятия. Чтобы этого не произошло, привлечение инвестиций должно начинаться со стратегии: обоснования их целесообразности, анализа сочетания с собственным ресурсом.
Источники: http://global-finances.ru/pryamyie-inostrannyie-investitsii-v-rossiyu-2017/, http://int.gestion.ru/news/offshore/izmeneniya-v-zakonodatelstve-rf-ob-inostrannykh-investitsiyakh/, http://bankiros.ru/wiki/term/investicii-v-rossii-2
Источник: