К мерам активизации инвестиций относятся

Финансово-кредитные меры активизации инвестиционной деятельности

Создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности заключается во взвешенной налоговой политике. Данная политика в сфере инвестиционной деятельности включает совершенствование системы налогов, установление субъектам этой деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуальный характер.

Амортизационная политика является составной частью инвестиционной стратегии предприятия, так как амортизационные отчисления служат важнейшим источником финансирования капитальных вложений в основные фонды.

Наряду с налоговой амортизационной политикой предусмотрено расширение возможностей использования залога при осуществлении кредитования. Согласно Федеральному закону «Об ипотеке (залоге) недвижимости) от 16.07.1998 г. №102-ФЗ, ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа, а также иного обязательства.

Ипотека обеспечивает уплату залогодателем (должником обязательства) залогодержателю (кредитору) основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспеченному ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.

Субъектам инвестиционной деятельности представлена возможность создавать собственные денежные фонды для развития производственного потенциала и решения социальных задач (фондов накопления и потребления). Основным источником их образования является чистая прибыль.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, находит утверждение в разработке, утверждении и финансировании проектов, реализуемых за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Формирование перечня объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального и региональных бюджетов для реализации инвестиционных проектов осуществляется государственными заказчиками путем проведения конкурсов. Правительство РФ может предоставлять на конкурсной основе государственные гарантии по инвестиционным проектам, реализуемым за счет средств федерального бюджета. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета.

Размещение средств федерального бюджета осуществляется, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Для финансирования инвестиционных программ государство вправе выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности. Государство предоставляет также концессии отечественным и зарубежным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.

Иные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности включают экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности.

Экспертиза проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ.

Защита прав субъектов инвестиционной деятельности выражается в обеспечении равных прав при осуществлении данной деятельности; гласности при обсуждении инвестиционных проектов; праве обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти и должностных лиц, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан.

Активизация инвестиционной деятельности как приоритетная финансовая политика государства

Главная > Реферат >Финансы

За последние несколько лет страна испытывала непрекращающийся приток иностранных розничных сетей (METRO, Aushan и др.), и, видимо, эта тенденция продолжится.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Россия, по прогнозам EIU, в 2007-2011 годах будет второй страной после КНР среди развивающихся стран по объему полученных ПИИ. Инвесторов прежде всего будет привлекать размер российского рынка и «очень значительный возврат на вложенные инвестиции».

Пока еще иностранные инвестиции незначительны по объему и не играют важной роли в современной российской экономике. Однако по мере улучшения инвестиционного климата ситуация изменится и иностранные инвестиции смогут стать действенным инструментом реализации процессов реструктуризации и инновации рыночной экономики России.

ГЛАВА 3 АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ

3.1 Меры на ближайшую перспективу. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

1) Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы:

— верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;

— необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%;

— должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер;

для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;

требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;

важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;

улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

2) Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:

банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;

создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;

повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;

Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;

ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

3) Внешнеэкономическая и таможенная политика.

упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;

ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.

4) Защита прав собственности.

необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;

законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;

стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;

срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;

ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость — более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;

уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

5) Свобода входа на рынок.

необходимо упростить процедуры по организации бизнеса;

Читайте также  Банковские инвестиции на российском рынке

в настоящий момент требуются резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

6) Борьба с коррупцией.

В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

Основные направления этой работы в ближайшее время:

сокращение числа лицензируемых видов деятельности;

перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе;

активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;

анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств;

следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

Что касается мер на среднесрочную и долгосрочную перспективу, то здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которые предстоит конкретизировать в будущем.

1) Структурные реформы.

Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:

защита прав собственности;

укрепление корпоративного управления;

усиление дисциплины исполнения контрактов;

развитие банковской системы и институтов финансового рынка;

реформирование естественных монополий;

проведение земельной реформы.

Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.

Первое — следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов — «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Второе — необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.

3.2 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 — 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

— достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

— ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

— борьба с преступностью;

— торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

— пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

— мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

— внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

— запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

— предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

— срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

— принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

— создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

— создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвестиции с полным правом можно назвать топливом экономики. Это вложения финансовых, материальных и нематериальных ресурсов для освоения, продолжения и расширения бизнеса. Инвестиции как экономическая категория выполняют важные функции роста отечественной экономики. В макроэкономическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения.

Инвестиции осуществляются в различных формах. С целью систематизации анализа и планирования инвестиций они могут быть сгруппированы по определенным классификационным признакам. Существуют различные виды классификаций, которые определяется, выбором критерия, положенного в ее основу.

Особое значение имеют инвестиции в основной капитал. Именно эти инвестиции определяют структуру экономики, производительность труда, материало- и энергоемкость производства, потребительские свойства выпускаемой продукции. По сути, они формируют будущий облик экономики. Это мост между экономическим «сегодня» и будущим страны.

Значительная часть инвестиций поступает из банков. Они не только кредитуют предприятия, но и сами вкладывают средства в инвестиционные проекты, покупку ценных бумаг.

Вложения российских предпринимателей в финансовые активы, покупку предприятий, строительство новых объектов по большей части и не являются инвестициями в подлинном значении этого слова. В условиях бюрократизированной, теневой и криминальной экономики они выполняют совсем иные функции.

Во-первых, покупка акций, другие сделки с акционерным капиталом, кредитные операции, игры на фондовом рынке нередко служат средством для передела собственности.

Во-вторых, довольно часто так называемые инвестиции используются для «отмывания» денег, легализации средств преступного происхождения. Привычны стали предприятия, магазины, рестораны, развлекательные учреждения, прибыль которым не нужна, их цель – прикрытие теневых источников финансирования.

Для иностранного капитала российский инвестиционный рынок остается довольно непрозрачным и непредсказуемым. Несмотря на все льготы и обещания, объем иностранных инвестиций остается незначительным.

Положения усугубляется отсутствием рыночного механизма межотраслевого перелива капиталов. Инвестиции носят «очаговый» характер как внутри отраслей, так и региональном разрезе. Это означает, что в данном процессе все еще не выявились отрасли-локомотивы; ими со временем могут и должны стать не те, что ныне наиболее привлекательны для капиталовложений. Не выстраиваются и взаимосвязанные инвестиционные цепочки, способные передавать импульсы роста смежным отраслям.

Активизация инвестиционного процесса — важнейшая макроэкономическая проблема. Рост инвестиций крайне необходим для вывода страны из экономического кризиса.

Сегодня крайне необходима энергичная инвестиционная стратегия, тесно увязанная с экономической политикой государства. Иначе Россия так и сохранит свой непрестижный статус сырьевой державы и не впишется в высокотехнологическую, наукоемкую экономику передовых стран третьего тысячелетия.

Читайте также  Стимулирование притока инвестиций в экономику

Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г.

«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2009 года» М., 2005.

Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 2006.-№ 3.-С. 57-59.

Большой энциклопедический словарь/Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 1350с.

Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика, 2006, № 3. – С. 25-37.

Гитман Л.Дж. Основы инвестирования Перевод с анг. — М.: Дело, 2002. – 407с.

Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. — М.: Дело ЛТД, 2008. – 248с.

Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России// Вопросы экономики. – 2008. — № 12.-С. 4-27.

Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и способы финансирования. — М., 2007. – 381с.

Инвестиционная политика: Учебное пособие. / Под ред. Лапыгина Ю.Н. — М.: КНОРУС, 2007. – 458с.

Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. — М.:ИНФРА — М, 2007. – 359с.

Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: «Дашков и К», 2007. – 314с.

Нешитой А. С. Инвестиции: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2008. – 379с.

Пайк Р., Нил Б. Корпоративные деньги и инвестирование. — СПб.: Питер, 2006. – 358с.

Панкратов П.А. Иностранная инвестиция (поиск формулировок) // Внешнеторговое право, 2006, № 1. – С. 45-59.

Петров А. Формирование инвестиционной политики компании// Проблемы теории и практики управления. – 2007. — № 7. – С. 85-91.

Чапек В. Н. Рынок инвестиций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 314с.

Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. – М.: «Дашков и к», 2007. – 544с.

2.2. Роль государства в активизации инвестиционной деятельности

Государство традиционно регулирует инвестиционные процессы в экономике. Инвестиционная политика государства непосредственно влияет на развитие частных и публичных (государственных и муниципальных) инвестиций в стране, именно она формирует инвестиционный климат. Государственное управление инвестиционной сферой предполагает «принудительное» регулирование движения капитала на рынке исходя из государственных интересов путем соединения интересов общества, понимаемых прежде всего как сохранение и наращение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности.

При этом применяются различные инструменты. Инвестиционная политика разных стран может делать акценты на те или иные инструменты.

  • 1. Создание благоприятных условий для инвестиций. Это так называемая политика вытянутой руки. К инструментам такой политики относятся:
    • • налоговые льготы, включая освобождение по инвестируемому оборудованию от таможенных пошлин, инвестиционные налоговые кредиты, регулирование учетной и налоговой политики (например, по амортизации – возможности формирования налогового амортизационного щита [1] ), устранение двойного налогообложения в межстрановых соглашениях;
    • • льготные условия пользования землей и другими полезными природными ресурсами;
    • • защита инвесторов, антимонопольное регулирование экономики [2] ;
    • • развитие информационной, транспортной инфраструктуры;
    • • разработка и утверждение стандартов, норм, регламентов в области инвестиционной деятельности и создания активов [3] ;
    • • создание правовой базы привлечения финансирования под инвестиционную деятельность [4] ;
    • • контроль за соблюдением правил игры на рынке.

Перечисленные инструменты инвестиционной политики государства можно объединить в три большие группы: макроэкономическую, микроэкономическую и институциональную. К макроэкономической группе относят инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций (влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим). К микроэкономической группе относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или отдельные отрасли: налоговые ставки на прибыль, на добычу природных ресурсов, социальная нагрузка на заработную плату и другие выплаты; правила амортизации; гарантии, льготные кредиты. К институциональной группе относятся инструменты, позволяющие достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и других участников рынка. Сюда относятся создание государственных органов в области инвестиционной политики, регулирование объединений предпринимателей, поддержка информационных систем.

Размышления

Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в конце 2007 г., породил среди экономистов жаркие дискуссии о целесообразности тех или иных мер со стороны государства по поддержке экономики, в частности реальных инвестиций. С одной стороны, звучали призывы к первоочередной помощи компаниям финансового и реального секторов экономики. Ряд мер, реализованных в Российской Федерации, соответствовал этому направлению действий государства в период кризиса (предоставление субсидированных кредитов по ставкам заимствования ниже тех, которые складывались на рынке; протекционистские решения по ограничению импортных товаров (например, в секторе автомобилестроения – повышение импортных пошлин), снижение или замораживание налогового бремени для отдельных отраслей и компаний (например, в России введена дифференцированная шкала НДПИ для нефтяных компаний, с 2002 г. не меняется налоговая нагрузка на Газпром, налог на прибыль с 2009 г. для российских компаний снижен с 24 до 20%, снижены также ставки налога для малых предприятий). Итоговая цель реализуемых мероприятий – недопущение спада экономики.

С другой стороны, оппоненты доказывают, что прямые меры поддержки реального сектора (точнее, отдельных компаний) порождают ограничение конкуренции, способствуют сохранению не рынке неэффективных производств и кризис не реализует главную задачу «очищения экономики». Сторонники такого подхода считают, что более ценными действиями со стороны государства должны быть меры по ограничению инфляции (например, через замораживание тарифов естественных монополий), поддержание бездифицитного бюджета, повышение покупательной способности населения (рост выплат, снижение налогового бремени) и обеспечение доверия участников рынка к финансовому сектору и действиям правительства, т.е. возможность прогнозировать и просчитывать будущие инвестиции. Отстаивается мнение о том, что следует ограничить прямые государственные расходы (на административный аппарат, оборону) и удерживать дефицит бюджета на уровне 5–6% ВВП. Как порог стабильности макроэкономической среды рассматривается дефицит бюджета в 6% ВВП.

  • 2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:
    • • прямое бюджетное финансирование ряда коммерческих проектов (например, строительство нефтепроводов или финансирование через федеральные целевые программы);
    • • реализация капитальных вложений для государственных нужд (расходы бюджета на проведение капитального ремонта и создание активов, которые являются имуществом государства);
    • • предоставление бюджетных средств на возвратной основе (бюджетные кредиты на инвестиционные цели);
    • • предоставление государственных гарантий [5] ;
    • • государственные заказы на поставку товаров, работ, услуг компаниям частного сектора (на основе контрактов);
    • • проведение экспертизы инвестиционных проектов;
    • • предоставление концессий через механизмы государственночастного партнерства (ГЧП).

Как правило, значительная часть государственных инвестиций носит социальный характер, что затрудняет оценку их экономической эффективности (яркий пример – инвестиции в транспортную инфраструктуру или в информационные системы). Эти инвестиции отличаются длительным сроком окупаемости, значительной частью «внешних эффектов», создающих условия прибыльной работы для всех участников рынка.

В мировой практике ГЧП часто ориентированы на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, туризм, спорт) и жилищное строительство. Например, в Великобритании, по данным консалтинговой компании Deloitte, через такие партнерства реализуется порядка 20% проектов в области здравоохранения, во Франции – 19, в Испании – 17, в Италии – 8%. Инвесторами часто выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании, заинтересованные в проектах с долгосрочными надежными денежными потоками, которые гарантируются государством.

Особой формой взаимоотношений государства и частного сектора, реализующего инвестиционные проекты, являются контракты (концессионные соглашения) на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры. Такие контракты могут заключаться в различных формах.

Наиболее популярны в зарубежной практике и постепенно приходят на российский рынок два вида соглашений:

  • 1) проекты по строительству, владению, управлению и передаче прав собственности (Build- Own – Operate-Transfer, BOOT projects). Специально созданная проектная компания, привлекающая капитал на принципах проектного финансирования, создает объект (например, электростанцию), владеет и управляет им на протяжении определенного периода, получая прибыль (например, на основании контрактов на поставку электроэнергии), а затем передает права собственности на него государству;
  • 2) проекты по строительству, управлению и передаче прав собственности (Build-Operate-Transfer, ВОТ projects). В отличие от первого варианта в данном случае проектная компания не имеет прав собственности на активы из-за законодательных ограничений (например, на дороги, мосты, туннели). Однако компания, реализующая строительный проект в течение определенного времени, управляет им и получает денежные выгоды.

Инфраструктурные проекты в Российской Федерации связаны, как правило, со строительством дорог, электроэнергетикой, добычей нефти и газа. Большинство проектов структурированы для получения средств из Инвестиционного фонда РФ. В 2009 г. Фонд фактически заморозил новые проекты, а финансовые проблемы частных инвесторов привели к прекращению потока средств в ГЧП.

Пример

В 2009 г. в Российской Федерации запущен механизм ГЧП в автодорожной отрасли. Министерство транспорта РФ со стороны государства подписало два концессионных соглашения на строительство двух участков дорог: Москва –

Санкт-Петербург и новый выход на Московскую кольцевую дорогу (МКАД) с трассы Москва – Минск. Трасса Москва – Санкт-Петербург должна быть введена в строй а 2015 г., ее протяженность составит 626 км. Строительство первого участка началось в 2010 г. и обойдется участникам в 60 млрд руб., из которых 37 млрд руб. составят деньги консорциума компаний-инвесторов и 23 млрд руб. – средства Инвестиционного фонда РФ.

В части первой Налогового кодекса РФ от 3 июля 1998 г. № 146-ФЗ (далее – НК РФ) допускается использование компаниями инвестиционного налогового кредита для активизации инвестиционной деятельности.

Читайте также  Получение гражданства испании за инвестиции

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) – льгота по уплате налогов (отсрочка), которая предоставляется на условиях возвратности и платности.

Срок предоставления ИНК составляет от одного года до пяти лет. Проценты за пользование им устанавливаются но ставке, равной не менее 50 и не более 75% ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам. Решение о предоставлении ИНК по налогу на прибыль в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ, а в той части, которая поступает в федеральный бюджет, – федеральными органами исполнительной власти.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации- налогоплательщику [6] , если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

  • а) проведение НИОКР или технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • б) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, новых видов сырья или материалов;
  • в) выполнение организацией особо важного заказа по социально- экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

В договоре об ИНК фиксируются: срок действия, сумма кредита, процентная ставка за пользование кредитными ресурсами, порядок погашения кредита и начисленных процентов, условия обеспечения кредита (договор залога или поручительства), ответственность сторон [7] .

Компания, получившая ИНК, производит уменьшение налоговых платежей в течение определенного срока. Уменьшение осуществляется по каждому платежу, за каждый отчетный период до достижения фиксируемого размера кредита. При этом в каждом отчетном периоде суммы уменьшения платежей должны быть не выше 50% платежей по налогу, исчисленных без учета действия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

При нарушении условий договора об инвестиционном налоговом кредите организацией-налогоплательщиком она несет соответствующую ответственность, определенную ст. 68 НК РФ.

Еще одной формой государственной поддержки инвестиций является соглашение о разделе продукции (СРП) [8] .

Инвестиционную привлекательность СРП обеспечивают:

■ специальный налоговый режим, при котором инвестор платит минимум налогов при осуществлении капитальных затрат (государство получает выгоды в виде платы за пользование недрами, налога на прибыль, доли от продажи продукции только после того, как инвестор окупит свои затраты по проекту);

■ стабильность условий соглашения на весь срок реализации проекта (до 30–50 лет), фиксация сохранения ранее оговоренных условий при изменении законодательных норм; гарантии судебной защиты прав инвестора от административного произвола, в том числе в третейских (международных) арбитражных судах.

Аналитики выделяют три успешные модели инвестиционной политики государства, которые отличаются выбором определенного направления стимулирования инвестиций:

  • 1. Англо-американская модель финансового управления инвестиционной деятельностью, когда в качестве основного аспекта влияния рассматривается налоговое регулирование частных инвестиций. Главный упор делается на поиск адекватных ситуации налоговых инструментов при реализации последовательной либеральной макроэкономической политики. Второй задачей является поддержание инфраструктуры инвестиционного рынка. Значимым механизмом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресурсов становится фондовая биржа (что возможно только в странах с высоким уровнем развития фондового рынка).
  • 2. Связанная, или японская, модель опирается на государственное участие в инвестиционных проектах, активное партнерство между государством и частными инвесторами. Свое название модель получила благодаря впечатляющему опыту послевоенного восстановления Японии в 1950–1960-х гг. В этот период все инвестиционные проекты в существенной степени (от 1/5 до 1/3) финансировались льготными кредитами Японского банка развития. Источником этих средств были мобилизованные в банковской системе фонды, где существовал жесткий контроль со стороны центрального банка процентных ставок и сбережений населения. Все проекты жестко оценивались и контролировались банком, что обеспечило возвратность средств.

Таким образом, в рамках этой модели государство использует контроль над банковской сферой, занимается мобилизацией сбережений населения, а затем предоставляет средства на льготных условиях частным инвесторам в обмен на сотрудничество. Соответственно, инфраструктурные инвестиции четко увязываются с интересами частных фирм – контрагентов государства. Аналитики считают преимуществом этой модели возможность быстрой мобилизации средств на необходимые инвестиции. Недостатком является политизация инвестиционной деятельности.

  • 3. Инновационная, или тайваньская, модель в качестве основы рассматривает поощрение вложений в человеческий капитал и акцентирует внимание на создании государством только необходимой инфраструктуры. Эта модель сочетает ряд инструментов японской и американской моделей. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается па рыночное понимание национальными экспортерами потенциала инвестиционных проектов и формирование вокруг экспортеров сетей поставщиков, которые координируют свои планы с головной компанией. Со стороны государства: 1) реализуется активная поддержка этих групп;
  • 2) поощряется деятельность агентств по техническому обслуживанию научных лабораторий, проектно-конструкторских бюро;
  • 3) обеспечивается равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта. Участие в группе открывает доступ к льготным кредитам. Недостатком этой модели является проблема участия в различных межгосударственных организациях, например во Всемирной торговой организации (ВТО).

Каждая модель предполагает существование определенной, уже сложившейся институциональной среды, игнорирование которой приводит к провалам государственной политики в области инвестиционной деятельности (яркие примеры – попытка заимствования «японской модели» в конце 1970-х гг. в Филиппинах или акцент на налоговые инструменты в Восточной Германии в послевоенные годы).

В экономической теории инвестиционная политика определяет большинство принимаемых решений на макроуровне: объем инвестиций рассматривается в качестве важнейшего критерия развития национальной экономики, динамика инвестиций является индикатором состояния эффективного совокупного спроса и фактором, влияющим в будущем на объем национального производства, уровень занятости и потребления населения. Существуют различные академические точки зрения на роль и направленность государственного регулирования инвестиционного процесса.

Сторонники монетаристской концепции государственного регулирования отстаивают тезис, что инвестиции в нормальной рыночной экономике являются главным фактором экономического роста. Акцент делается на сбережения участников рынка: чем больше средств накапливается, тем больше инвестиции и выше темпы роста экономики. Соответственно, важнейшая задача государства – увеличение нормы сбережений через поощрение сбережений и ограничение потребления.

Альтернативный взгляд отстаивают сторонники кейнсианской модели. В их представлении цепочка причинно-следственных связей направлена в обратную сторону: чем выше склонность к потреблению, тем больше увеличение национального дохода обеспечивается первоначальным приростом инвестиций. Высокий спрос на рынке ведет к росту производства и заставляет фирмы делать инвестиции. Главная задача государства – поощрение спроса, в том числе потребительского, который должен «вытянуть» за собой все другие сферы экономики и, следовательно, инвестиционный спрос.

В кризисных условиях финансирование государством заработной платы, пенсий, пособий и т.п. является источником увеличения потребительского спроса и инвестиционной активности, оживления производства. Вместе с тем в условиях неполной занятости, незагруженности производственных мощностей рост сбережений уменьшает, а не увеличивает инвестиции: в этом проявляется так называемый парадокс бережливости. В ситуации неполной занятости увеличение склонности к сбережению означает уменьшение склонности к потреблению. Сокращение же потребительского спроса создает трудности для производителей в реализации своей продукции, приводит к затовариванию. Это уменьшает возможности для новых инвестиций, означает сокращение производства, рост безработицы, уменьшение национального дохода в целом и доходов различных социальных групп. «Если население хочет сберегать больше, чем инвесторы хотят расходовать, то сберегатели потерпят неудачу» [9] . И это будет продолжаться до тех пор, пока сбережения беднеющего населения не будут приведены в соответствие с инвестиционными планами субъектов рыночной экономики.

Эти два подхода диаметрально расходятся в определении роли государства в создании богатства общества. Эффективность использования той или иной модели зависит от многих макроэкономических параметров, а также от сложившейся и ожидаемой конъюнктуры инвестиционных рынков.

Ряд экономистов отстаивают тезис, что использование кейнсианской модели более актуально в кризисных условиях, однако с установлением нормальных темпов развития производства возможно использовать монетаристскую модель.

  • [1] Под «налоговым щитом» (tax shield) понимается экономия при налогообложении прибыли, которая может иметь два источника: 1) процентные платежи по заемному капиталу, уменьшающие налогооблагаемую базу; 2) амортизационные начисления.
  • [2] См.: Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
  • [3] См., например: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
  • [4] См., например: Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  • [5] Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации».
  • [6] Предоставление инвестиционного налогового кредита осуществляется на основании заявления организации и документации, подтверждающей основания для предоставления кредита. Организация-налогоплательщик может заключать несколько договоров об ИНК по различным основаниям. Действие ИНК может быть прекращено досрочно (ст. 67 НК РФ).
  • [7] Ответственность фиксируется согласно ст. 68 НК РФ.
  • [8] См.: Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
  • [9]Кейнс Дж. М. Трактат о денежной реформе. Избранные произведения. М., 1993. С. 31.

Источники: http://vuzlit.ru/1172391/finansovo_kreditnye_mery_aktivizatsii_investitsionnoy_deyatelnosti, http://works.doklad.ru/view/-6dHY8HtQoE/5.html, http://m.studme.org/96902/investirovanie/rol_gosudarstva_aktivizatsii_investitsionnoy_deyatelnosti

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто