Что привлекает инвесторов на территорию?
Крылов Андрей Владимирович – социолог, бизнес-тренер, партнер Living Eyes Consulting, участник регионального форсайта «Кама-2035», модератор проекта «Моногорода» РАНХиГС, эксперт Национальной премии «Бизнес-Успех»
Андрей выяснил каковы критерии, по которым инвестор выбирает то или иное муниципальное образование для своих инвестиций и что нужно, чтобы увеличить шансы выбора инвестором МО. Им была создана инструментальная модель «Инвестиционного выбора территории» и сейчас разрабатывается соответствующий курс для Академии. Модель продолжает пополняться лучшими практиками муниципальных образований по развитию инвестиционной привлекательности. Эта статья об этой модели, о том по каким критериям инвестор выбирает МО. Дополнительно в группах vk.com/pmgov и fb.com/groups/pmgov Вы можете посмотреть примеры по развитию инвестиционной привлекательности территорий или внести свой вклад в лучшие практики по её развитию.
В статье пойдёт речь о разработанной инструментальной модели «Инвестиционного выбора территории». Данная модель является инструментом для формирования плана работ по повышению инвестиционной привлекательности территорий. В ходе стратегических сессий и опросов экспертов была сформирована следующая схема последовательности принятия инвестором решения об инвестициях в территорию:
Такова воронка критериев принятия инвестиционного решения инвестором. На каждом уровне выбор, который делает инвестор между муниципальными образованиями, сужается. Администрации МО важно соответствовать тому, как воспринимает информацию и делает свой выбор именно инвестор, а не как «кажется» верным администрации. Например, администрация чаще мыслит понятиями: бюджет, улицы, город, выборы, совещания, район, благоустройство, зима, отопление, отчёт, финансирование, дети, горожане, МСП и т.п. А предприниматель – инвестор мыслит по-другому, например, понятиями: прибыль, банки, проценты, клиенты, конкуренты, займы, курс, рынок, стартапы, подрядчики, кредиты, производство, M&A, персонал, зарплата, бухгалтерия, партнёры.
Инструментальная модель «Инвестиционного выбора территории» устроена именно с позиции восприятия инвестора. Разработанная модель устроена по следующей схеме:
1 уровень модели. Блоки критериев выбора (они даны в воронке);
2 уровень модели. Непосредственно набор критериев выбора территории инвестором;
3 уровень модели. Показатели реализации данного критерия на территории;
4 уровень модели. Конкретные действия и практики администраций по повышению инвест.привлекательности территории в соответствии с показателем выбора инвестора.
Разберём модель подробнее на примерах. Каждый блок критериев (1 уровень) модели состоит из набора критериев выбора инвестором по данному блоку (2 уровень). Так первый блок критериев «Базовые критерии: безопасность, прибыль, репутация» (1 уровень) состоит из следующих критериев выбора инвестора (2 уровень):
- Возможность получить более высокую прибыль от инвестиций по сравнению с другими территориями;
- Понятные и предсказуемые «правила игры» со стороны власти, степень безопасности бизнеса в целом (+ физическая), возможность инвестору влиять на «правила игры»;
- Степень близости рынков сбыта (платёжеспособного спроса на продукцию инвест.проекта), транспортная доступность территории;
- Наличие и близость бизнес-партнёров (поставщиков, логистов, дистрибуторов), их транспортная доступность;
- Наличие/отсутствие конкурентов и их действия на территории;
- Общая репутация территории (бренд территории) и её администрации и др.
Второй блок критериев модели выбора инвестором территории – блок «Необходимые критерии: инфраструктурные и ресурсные» (1 уровень). Он содержит критерии выбора инвестора (2 уровень):
- Наличие квалифицированных (молодых) кадров по адекватной стоимости;
- Степень готовности в соответствии с требованиями инвестора инвестиционных площадок (с нужным подключением электро-, газо-, водо, тепло-коммуникациям, быстрота подключение к коммуникациям);
- Достаточность энергетических мощностей для проекта инвестора и его развития в дальнейшем;
- Близость источников сырья, природных ресурсов (если необходимо и имеет влияние на экономическую модель), их транспортная доступность;
- Качество инфраструктуры: инженерной, транспортной, IT, социальной и т.п.
Третий блок критериев модели выбора инвестором территории – блок «Партнёрская позиция администрации» (1 уровень). Этот блок в свою очередь состоит из следующих критериев выбора инвестором (2 уровень):
- Личная заинтересованность администрации в реализации инвест.проектов, наличие личного контакта с администраций, скорость решения вопросов администрацией;
- Опыт и репутация администрации по реализации инвестиционных проектов (опыт реализованных инвест.проектов);
- Удовлетворенность текущими отношениями с администрацией;
- Позиция вышестоящих властных структур и партнёрство с ними и т.п.
Дополнительными критериями выбора инвестора территории для своего проекта могут быть:
- Степень создания инвест. проектом дополнительных конкурентных преимуществ для бизнес-проекта;
- Внутренний платежеспособный спрос на территории на продукцию инвест.проекта;
- Возможность применения на территории технологических инноваций и другие.
В свою очередь каждый критерий из перечисленных выше (2го уровня) модели выбора инвестором территории состоит из показателей реализации данного критерия на территории (3 уровень) и конкретных действий и практик администраций территории (4 уровень), которые ведут к тому, что инвестор примет решение по данному критерию положительно.
Например, первый критерий выбора инвестором «Понятные и предсказуемые «правила игры», степень безопасности …» (2 уровень) в первом блоке критериев «Базовые критерии: Безопасность, прибыль, репутация» (1 уровень) состоит в свою очередь из таких показателей реализации критерия на территории (3 уровень) как:
- Разработанная и реализующаяся стратегия развития территории (в т.ч. стратегия инвестиционного развития);
- Наличие инвестиционного меморандума, декларация «правил игры»;
- Доступная для инвестора нормативно-правовая база, понятный алгоритм работы с инвестором;
- Наличие на территории работающей коммуникации «бизнес-власть»;
- Наличие портала или отдельного раздела на сайте администрации для инвестора;
- Структура или функция по инвестиционному развитию территории в администрации (АИР или его функция у заместителя по инвестиционному развития или отдела в администрации);
- Независимая (объективная) работающая судебная система и т.п.
Ещё один пример показателей реализации критерия на территории администрации для критерия «Личная заинтересованность администрации в реализации инвест.проектов…» (блок «Партнёрская позиция администрации»):
- Проводимые администрацией результативные мероприятия по снижению административных барьеров;
- «Одно окно», один ответственный от администрации за взаимоотношения с инвестором и реализацию инвест. проекта;
- Клиенто-ориентированный подход администрации к инвесторам;
- Отсутствие излишних налоговых проверок действующего на территории бизнеса;
- Мотивация сотрудников администрации на результат по реализации инвест.проектов;
- Обмен опытом администрации с другими муниципалитетами, практики обмена опытом между муниципалитетами на уровне региона;
- Наличие таких форматов по коммуникации с инвесторами как «Час инвестора» и т.п.;
- Реальные результаты работы Совета под руководством главы администрации по предпринимательству, инвестиционному развитию и т.п.
Самое практичное в инструментальной модели «Инвестиционного выбора территории» инвестором – это набор конкретных практик и действий администрации по повышению инвест.привлекательности территории (4 уровень). Эти действия и практики есть для каждого критерия выбора инвестора. Например, хорошими практиками являются:
Концепция привлечения инвестиций в муниципальные образования
Необходимость разработки оригинальной концепции привлечения инвестиционных ресурсов для муниципальных образований обоснована их особенностями в качестве объекта инвестирования. Помимо решения вопросов местного экономического развития на муниципальном образовании лежит забота о благосостоянии, здоровье, уровне образования граждан. Таким образом, администрации муниципальных образований испытывают значительное социальное давление при формировании своей инвестиционной политики.
Другой особенностью инвестиционной деятельности муниципального образования является то, что администрации вынуждены изыскивать средства и привлекать финансирование часто на заведомо убыточные проекты.
Кроме того, муниципальные образования имеют ограниченные возможности регулирования законодательных условий инвестиционной деятельности, так как большинство законодательных актов принимается на федеральном и региональном уровнях.
Очевидно, что инвестиционный климат муниципального образования складывается из пирамиды инвестиционных условий: инвестиционные климат и рейтинг России, инвестиционный климат региона или области плюс особенности инвестиционных потенциала и риска самого муниципального образования. Поэтому главной особенностью инвестиционного климата муниципального образования является его прямая зависимость от состояния и динамики развития экономики крупных субъектов Российской Федерации, в которых находится муниципальное образование. Это оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на инвестиционный климат муниципальных образований.
Существование в российской экономике, с одной стороны, регионов-доноров и, с другой стороны, дотационных регионов непосредственно влияет на инвестиционный потенциал муниципальных образований. Сильная зависимость от дотаций из центра делает муниципальную экономику уязвимой в отношении федеральных решений о распределении бюджета, колебаний национальной и региональной экономической конъюнктуры, а также сдвигов тех или иных приоритетов региональной политики.
Характерной чертой многих муниципальных образований РФ является наличие одного градообразующего предприятия или профилирующей отрасли. Этот фактор, безусловно, повышает инвестиционный риск в таких районах. С другой стороны, устойчивая диверсифицированная структура экономики позволяет разумно снижать инвестиционные риски, гибко распределять ресурсы.
Большое значение в формировании инвестиционного климата играют такие основные факторы, как географическое положение, природно-климатические особенности, ресурсная обеспеченность, демографическая структура населения. При разработке инвестиционной политики муниципальных образований эти факторы нужно учитывать, однако повлиять на их изменение практически почти невозможно, либо это потребует больших финансовых и временных затрат. Наличие и развитие таких факторов, как уровень образования населения, производительность и конкурентоспособность фирм и предприятий, уровень развития инфраструктуры, применение информационных технологий и др., позволяет муниципальным образованиям влиять на формирование своего инвестиционного климата.
Необходимо также отметить, что инвестиционный климат тесно связан с уровнем конкурентоспособности региона и конкретных предприятий.
Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность муниципального образования складываются из конкурентоспособности страны, региона и самого образования.
Принципами формирования концепции привлечения инвестиций являются:
· единство правового пространства инвестиционной деятельности на территории муниципального образования в сочетании с активной поддержкой инвестиционных процессов;
· создание на территории муниципального образования благоприятного инвестиционного климата и развитой инвестиционной инфраструктуры;
· диверсификация инвестиционных вложений с учетом специфики развития муниципального образования;
· поддержка и стимулирование частной инициативы и процес-
сов самоорганизации участников инвестиционной деятельно-
сти (на финансовом, фондовом и других рынках); инвестици-
онная направленность бюджетной политики муниципально-
го образования с целью реализации приоритетных направле-
ний региональной социальной политики;
· смешанное (государственно-частное) финансирование быстроокупаемых и высокоэффективных инвестиционных проектов, исключительно на экспертно-комиссионной и конкурсной основе при сохранении жесткого контроля за расходованием бюджетных ассигнований муниципального образования.
Основываясь на приведенных выше особенностях муниципального образования и используя российский и зарубежный опыт привлечения инвестиций на местном уровне, предлагается алгоритм действий, направленных на разработку комплексной программы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в муниципальные образования.
1. Определение целей и задач муниципального образования.
Это важнейший этап, на котором формируются главные направления развития муниципального образования, четко формулируются цели и конкретизируются задачи, определяются сроки и ответственные за их реализацию.
2. Определение потребности муниципального образования в
инвестициях.
Оценка емкости и потенциала рынков муниципального образования, выявление приоритетных отраслей и районов для привлечения инвестиций позволяют выработать отдельный документ, содержащий экономические расчеты потребности региона в инвестициях и определение типов требуемых инвестиций.
3. Знание и хорошая ориентация на рынке национальных и
международных инвестиционных ресурсов.
Требуется постоянный мониторинг рынков инвестиционных ресурсов для оценки возникающих тенденций и возможностей, интересующих предприятия муниципального образования. Необходимо провести достаточно большой объем аналитической работы.
4. Сегментирование потенциальных инвесторов и инвестици-
онных ресурсов.
Сегментация — это необходимый шаг в разработке программы привлечения инвестиций и PR-кампании в муниципальном образовании. Каждой целевой группе должна соответствовать своя программа и использоваться различные инструменты привлечения инвестиций.
5. Муниципальная инвестиционная политика региона. Инвес-
тиционная политика должна определить принципиальный под-
ход муниципального образования к привлечению инвестиций: со-
здание условий для инвестирования в регион или активные дей-
ствия администрации по привлечению инвестиций на конкрет-
ные инвестиционные проекты либо сочетание этих подходов.
6. Муниципальная законодательная политика в отношении инвестиций.
7. Разработка мер поддержки предприятий и организаций в привлечении инвестиций.
Муниципальные образования имеют возможность использовать административный ресурс для поддержки предприятий и организаций, заинтересованных в привлечении инвестиций. Поддержка может быть организационной, финансовой, информационной и юридической.
8. Разработка политики в отношении традиционных инвестиционных источников (бюджетные инвестиции, кредиты и займы, прямые инвестиции, лизинг).
9. Разработка нетрадиционных инвестиционных источников («пилотные» проекты, гранты и донорские программы, венчурное инвестирование).
10. Разработка PR-кампаний по привлечению инвестиций в муниципальное образование.
11. Разработка организационной схемы управления процессом привлечения инвестиций в муниципальное образование.
Важнейшим элементом концепции привлечения инвестиций в муниципальные образования служит разработка детального и однозначного механизма возможности выхода инвесторов из предприятий региона, т. е. предоставление гарантий инвесторам в том, что они безусловно сохранят свои капиталы и у них не возникнет никаких организационных или юридических трудностей в реинвестировании средств.
Другой принципиальный момент для инвестора — готовность и заинтересованность местных организаций и предприятий вкладывать свои ресурсы и нести риск вместе с инвестором. В настоящий момент в России менее 1 % проектов высокого риска профинансировано методом размещения акций, в США эта цифра составляет 98 %.
Поддержание контактов с инвесторами после осуществления инвестиций — также важная функция муниципальной инвестиционной политики. Едва ли не самым важным является то, что существующие инвесторы — это лучшие рекомендации для будущих инвесторов. Таким образом, роль инвесторов, уже укрепивших свои позиции и прочно обосновавшихся на местном рынке, чрезвычайно важна по следующим причинам: они — источник будущих инвестиций; они могут привлечь новых потенциальных инвесторов. В этой связи выполнение обязательств перед инвесторами со стороны администрации муниципального образования, в том числе по предоставлению налоговых льгот, — условие, не подлежащее обсуждению.
Привлечение инвестиций в муниципалитеты: лучшие практики
Оптимальные модели разделения функций муниципалитета и региона по формированию инвестиционного климата постарались выработать 20 сентября на мастер-классе «Развитие регионов через развитие бизнеса» , прошедшего в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» под эгидой Открытого правительства. Речь идет об инструментах, которые помогают росту предприятий малого бизнеса на местах и создают новые рабочие места, считают участники мастер-класса.
« Деловая Россия» представила собственное исследование практик улучшения инвестиционного климата (работа с инвесторами, экономическая эффективность, возможность масштабировать опыт на другие муниципалитеты) среди 125 муниципалитетов. Из них выбрано 58 лучших . Они распределены по 1 2 критериям , среди них: стратегия развития территории, методы управления доходами и расходами , взаимодействие с инвесторами по выделению земельных участков, инфраструктура (планирование и общие подходы, способы финансирования развития, муниципальное частное партнерство ), общественный контроль , поддержка инициатив , брендирование территорий , инвестиционный климат.
Например, в Хабаровске с 2006 года принята стратегия развития. Они интегрировали те идеи, которые родились в документе, освоили проектное управление, внедрили бюджетирование, ориентированное на результат, провели мониторинг и актуализацию стратегии. В итоге производство и прибыль выросли в 2 раза, на 70% повысилась производительность труда», — говорит директор Key Partner Владислав Варяник.
В бюджет Ступинского района Московской области за счет открытия крупными компаниями производств за 9 лет было привлечено более 2 млрд долларов . В Ангарске Иркутской области проходит ярмарка социальных проектов. В этом году было представлено 194 проекта, 95 из них получили поддержку — более 7,1 млрд рублей.
Роль муниципалитетов сегодня недооценена, считает губернатор Костромской области Сергей Ситников. Понятный стандарт деятельности муниципалитетов и четкие правила вхождения на рынок позволят существенно увеличить приток инвесторов. Но есть ряд проблем, которые надо решать оперативно . Например , подготовка кадров. Требуются усилия, чтобы научить глав муниципалитетов и население взаимодействовать с инвесторами.
Кадровая проблема для муниципалитетов критически важна. Есть чем заниматься: людей надо учить, нужно искать механизмы для решения кадровых проблем всех муниципалитетов», — отметил мэр Самары Дмитрий Азаров.
Повышение профессионального уровня муниципальных служащих — не единственная проблема, отмечает глава Калининградской области Николай Цуканов. Для привлечения инвесторов необходимо снижать административные барьеры, совершенствовать законодательство по предоставлению мер государственной поддержки и развивать каналы прямой связи с предпринимателями.
Глава муниципалитета — это основа создания благоприятного инвестиционного климата. Он сам должен работать с инвесторами и привлекать их», — дал рекомендацию Николай Цуканов.
В числе основных препятствий для привлечения инвестиций — недостаток средств в местных бюджетах, неразвитость отраслей, непригодное состояние инфраструктуры, плохое качество дорог, дефицит банковских структур и интернет-связи.
Муниципалитет является ключевым звеном, и нужно искать хорошие отношения с ними. Для инвесторов очень важны льготы, сейчас доходность бизнеса падает. Для энергоемких проектов — подключение к электроэнергии. Конечно, хочется взаимодействовать с регионами и муниципалитетами как в Татарстане — там все «в одном флаконе»: земля готова, все готово, ты только платишь деньги», — заявил президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников.
Деятельность власти по обеспечению инвестиционной привлекательности обязательно должна содержать элементы открытости, считают участники мастер-класса. Синхронизировать эту работу призван Стандарт открытости региональных органов власти, разработанный на основе федерального стандарта, утвержденного на уровне Правительства. Будет создан стандарт открытости для муниципалитетов, говорил ранее министр по вопросам Открытого правительства. Для успешного внедрения механизмов открытого госуправления на местах в прошлом году Открытое правительство начало реализовывать проект «Открытый муниципалитет ».
Источники: http://pra-academy.ru/opinion/detail.php?ID=6631&module=1, http://megaobuchalka.ru/11/55077.html, http://open.gov.ru/events/5510950/
Источник: