Какие могут быть инвестиции в жкх

Частные инвестиции в ЖКХ. Как и стоит ли вкладывать деньги в жилищно-коммунальное хозяйство?

Здравствуйте редакторы журнала Частный инвестор (kudavlozitdengi.adne.info). Хочу узнать ваше мнение и мнение сообщества о том, стоит ли инвестировать в ЖКХ? И если стоит, то как? Ведь за обслуживание жилища люди платят регулярно, как и за еду.

Стоит ли говорит, что ЖКХ — больная тема для нашей страны. Зато, наладив успешный бизнес в этой сфере, вы сделаете действительно важное и социально ответственное дело. Плюс этот вариант подходит для тех, кому по нраву устоявшиеся схемы: глобально новых бизнес идей здесь не ищите, новинки вливаются постепенно. Хватит лирики, перейдём к сути.

Простая схема: организуется компания (назовём её ЖилКомСервис), которая заключает договор с электриком, сантехником, дворниками, плотником, инженером, который будет отвечать за отопление и т.д. Обязательно нужен оператор, который будет принимать звонки жильцов.

В доме организуется ТСЖ, и от имени этого ТСЖ заключается контракт с компанией ЖилКомСервис. ТСЖ занимается платежами поставщикам услуг, распространением платёжек и т.д, а ЖилКомСервис занимается текущей работой.

Где же минусы?

  1. Часто схема сводится к тому что ЖилКомСервсис — контора принадлежащая председателю ТСЖ. И здесь начинаются проблемы: не выдаются чеки на услуги, все услуги оплачиваются «по-чёрному» (дело не только в уходе от налогов, речь скорее в уходе от ответственности). А со временем жадность заставляет выставлять тарифы по-максимуму.
  2. Ещё один минус: бОльшая часть жилого фонда в стране сильно изношена. Взяв в обслуживание такой дом, бизнес скорее всего будет убыточен. Плюс много неплательщиков. Посмотрите на состав жильцов в доме прежде чем работать с ним или организовывать ТСЖ.
  3. Часто бывает что организации ТСЖ в новых домах активно препятствуют компании которые в данный момент управляют ими, что же касается старых, проблемных домов, то их отдадут с радостью.

Для капитального ремонта старых домов требуются солидные инвестиции. Впрочем, если посмотреть на США и Европу, то работа в сфере ЖКХ даже со старым жилым фондом может быть прибыльной. Как так получается? Стабильная долгосрочная работа, постоянное обновление, чтобы не запускать ситуацию, взаимодействие с местными властями и льготными программами в данной сфере.

А что с нашим ЖилКомСервисом? Окрепнув и освоившись в работе с одним домом, можно инициировать создание ТСЖ в соседнем доме и подписание контракта на обслуживание. Кстати, плюсы работы с соседними домами в возможности аккумулировать денежные средства на обслуживание общей придомовой территории, двора. Опять же из практики: несколькими домами гораздо проще выбить у мэрии место под стоянку, чем одним домом.

Дальше предлагаю вам читатели поделиться мыслями по поводу инвестиций в ЖКХ.

Самый популярный материал месяца: до 300 тысяч без процентов до 1 года, но только на покупки — расскажу, где взять.

Все жильцы дома платят коммунальные платежи и также все плательщики видят, что тарифы на свет, воду и т.д. неумолимо растут и ставят некоторых жильцов в тупиковые ситуации, по не уплате коммуналки. Но не это главное, добросовестные плательщики готовы производить выплаты, но они так же хотят видеть и изменения в качестве обслуживания, внедрения новаций, замене устаревшего и не пригодного к использованию оборудования (водопроводные трубы, лифт и т.д). А при такой разрухе, к которой привели чиновники разворовывая все что можно, отладить процесс с привлечением частных инвестицией в нашей стране не возможно. Инвесторов должен срок окупаемости насторожить, т.к. вложения будут громадные. А кто им даст гарантии по возврату вложенных средств? уж точно не наше государство.
По мне так нужно делать вложения равные, 50% инвесторы и 50% государство.

Лучше в это все не влезать, так как и так понятно, что большинство домов в нашей стране сильно изношены и на их полное восстановление нужны большие деньги. А их вряд ли будут согласны платить жильцы, только если кто-то не хочет заняться благотворительностью и делать ремонт за свой счет.

Однако не смотря не на что, все равно многие стремятся всеми правдами и неправдами «влезать», а значит бизнес все-таки прибыльный.

При условии если ничего не делать за полученные деньги-)
Большинство правы, жилфонд сильно изношен, а платежеспособность чрезвычайно низкая, да и куча геммора, т.к. сейчас разрешили жаловаться всем и куда угодно.
Единственный выход -строить жилой комплекс, и заводить в него свою управляющую компанию.

Мало того, что жилой фонд изношен, так и население обычно неплатежеспособно. На ком зарабатывать, то? На пенсионерах, которые еле сводят «концы с концами».

Действительно, дело это совсем не выглядит прибыльным. По крайней мере в ближайшие годы и со старыми домами.

ЖКХ стал в последне время очень прибыльным делом, а все потому что нет нормативных документов. Вот они и творят то, что хотят. Владельцы этих компаний наживаются не только на пинсионерах, а на всех честно платящих людях. При этом помощи от них мало или совсем нету!

Автор/Публикатор: Александр (коллективный разум)

Рептилоиды и крепостные.
ИРЧИ: -1.97 | Динамика рубля.

Курс USD: 67.1920, EUR: 77.0692
Прогнозы на месяц: USD: 68.55, EUR: 78.63

  • Экономические новости
    онлайн мониторинг.
  • Блоги о бизнесе и финансах
    онлайн ридер.
  • Новости криптовалют
    лента блогов.
  • Бизнес викторина
    тесты по инвестициям и предпринимательству.
  • Тест на профориентацию
    помогаем выбрать профессию.
Читайте также  Прямые иностранные инвестиции слияния и поглощения

Вступайте в Клуб, получайте свежие идеи, интересные истории и предложения:

Блог об энергетике

энергетика простыми словами

ЖКХ: проблемы и пути решения. Инвестиционный климат

Вопросы развития и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране традиционно вызывают жаркие споры. Все чаще данные споры завершаются убеждением в необходимости привлечения инвестиций в сферу ЖКХ. Основная формула формирования привлекательного инвестиционного климата сколько проста, столько и сложна в реализации: чем более прозрачным и обоснованным будет становиться процесс осуществления инвестиционных проектов, тем больший объем инвестиций будет привлечен в данную сферу. Безусловно, есть нюансы. О них, а также о проблемах отрасли ЖКХ и инвестирования в нее мы и поговорим.

Но сначала попытаемся ответить на злободневный вопрос о целесообразности перехода на прямые расчеты с населением, минуя управляющие компании и прочих посредников. Именно такую схему работы сегодня предлагает ряд теплоэнергетических компаний. Как они утверждают, это должно благоприятно повлиять на платежную дисциплину потребителей. Отмечу, что речь идет именно о теплоснабжении. Возникает вопрос, действительно ли существует потребность в прямых договорах с потребителями и насколько они могут быть эффективны для решения долговой проблемы? На первый взгляд кажется, что желание отказаться от посредников весьма перспективное: управляющие компании больше не смогут повлиять на денежный поток от каждой квартиры до поставщика теплоэнергии, и это приведет к уменьшению дебиторской задолженности у ресурсоснабжающих организаций. То есть для ресурсника – это «плюс». Для владельца самой квартиры, в принципе, тоже особой разницы нет. В целом не имеет значения, чьи реквизиты будут написаны в квитанции. Разве что, квитанций этих станет не одна, а две, ведь сумма не увеличится. Зато, есть потенциальная возможность сэкономить, а если и не экономить, то платить по фактическому потреблению.

Однако когда мы вспомним, что говорим именно о теплоснабжении, то открываются некоторые неоднозначные моменты. Во-первых, это приборы учета. Сейчас более-менее распространены общедомовые приборы учета тепловой энергии, которые считают то количества тепла, которое потребил весь дом: и жильцы, и общие территории. Именно по показаниям этого общедомового прибора учета и идет расчет между организацией, производящей теплоэнергию, и управляющей компанией. Установка индивидуальных приборов учета в квартирах возможна только в многоквартирных домах с горизонтальной (поквартирной) разводкой систем отопления. Поэтому, в отличие от похожей ситуации с электроэнергией, рассчитываться владелец квартиры с ресурсоснабжающей организацией в большинстве случаев будет по нормативу, что сведет на нет потенциальную экономию.

Во-вторых, остается вопрос с общедомовыми нуждами на тепловую энергию. Управляющей компании все равно придется рассчитывать ее по нормативам или как разницу между показаниями коллективного и индивидуальных приборов учета.

В-третьих, в отличие от того же электроснабжения, не существует теплоснабжающиющих организаций, которые бы занимались только сбытом тепловой энергии, без ее производства или передачи. Поэтому, организациям придется создавать сбытовые подразделения, которые будут заниматься заключением индивидуальных договоров, их сопровождением, выставлением счетов. Либо потребуется заключать договора со сторонними организациями, которые за них эту работу сделают. В любом случае – это затраты, которые в результате лягут в тариф на тепловую энергию и приведет к его росту.

В-четвертых, совершенно точно вырастут затраты на юридические подразделения ресурсоснабжающих организаций. Ведь сейчас у них заключены договора с управляющими компаниями, поэтому в случае возникновения споров, в том числе по неплатежам, достаточно подать исковое заявление на управляющую компанию. А вот если договора будут с потребителями – физическими лицами, то придется судиться с каждым конкретным неплательщиком. Если прикинуть, что у организации 100 000 клиентов – физических лиц, из них 5% являются неплательщиками, то это нужно провести 5 000 судебных процессов. И затраты на это тоже лягут в тариф. В результате может оказаться, что благая попытка снизить издержки путем ликвидации лишних звеньев в цепочке может привести к росту тарифа более значительному, чем потенциальная выгода.

Возвращаясь к особенностям и трудностям повышения эффективности работы сферы ЖКХ в России в целом, стоит отметить, что годовой оборот в сфере ЖКХ превышает четыре триллиона рублей. Стоимость коммунальных услуг для конечного потребителя за последние восемь лет выросла примерно в три раза.

По доле расходов на оплату коммунальной инфраструктуры наша страна входит в пятерку лидеров с совокупным платежом чуть более 10% от уровня доходов. При этом процент износа основных фондов и аварийность остаются крайне высокими, эффективность и качество оказания коммунальных услуг — низкими. Несомненно, для развития сферы ЖКХ требуется привлечение инвестиций.

Однако инвестирование в сферу ЖКХ сталкивается с комплексом трудностей, в том числе ментального характера. Приведем несколько примеров. Так, в одной не-далекой-от-столицы-области все начиналось вполне оптимистично: при содействии региональных властей удалось договориться с оператором котельной, в планируемые сроки выполнить модернизацию оборудования за счет средств иностранного инвестора, согласовать уровень тарифа на ближайшие пять лет, который позволял бы вернуть эти инвестиции. К слову, тариф для конечного потребителя при этом не менялся: экономия достигалась за счет установки нового, более экономичного оборудования. Закончилась эта позитивная для нашего коммунального комплекса история меньше чем через год, когда исполняя команду «сверху» руководитель регионального органа регулирования был вынужден снизить тариф до уровня, при котором возврат инвестиций наступал не раньше, чем через 20 лет. В ответ на вопросы со стороны иностранцев: «Как такое может быть?» и «Мы же договаривались о других условиях», — руководителю «РЭКа» оставалось только пожимать плечами.

Читайте также  Займ от учредителя для инвестиций

Есть и другой пример, иллюстрирующий особенности работы в сфере ЖКХ в нашей стране. Так, глава региона, расположенного в Центральной России, принимает решение о сокращении тарифа для теплоснабжающей организации. В очередной тарифной заявке «вырезается» сумма, затраченная на модернизацию собственного оборудования. Сумма не очень большая — 1,5 миллиона рублей: для населения это отразилось бы снижением тарифа менее чем на копейку, хотя эти расходы позволяли повысить эффективность работы оборудования, а значит на следующем шаге привести к экономии понятного размера средств и к снижению тарифа. Но губернатор считает, что платежи граждан сегодня важнее эффективности теплоснабжения завтра.

Совокупность таких «традиций», ставших уже негласными нормами, плюс отсутствие поддержки инвестора на уровне законодательства, приводят к неутешительной ситуации с инвестиционным климатом в коммунальной сфере.

Есть и положительные примеры повышения эффективности работы в сфере в ЖКХ в регионах. К примеру, в Региональной службе по тарифам ХМАО-Югры с осени 2011 года используется новый способ анализа затрат регулируемых организаций сферы ЖКХ – «метод индикаторов-нормативов». Также с 2010 года происходит поэтапное внедрение Единой информационной аналитической системы «ФСТ России – РЭК – Субъекты регулирования» (ЕИАС ФСТ России). С начала применения новой технологической платформы, потребителями услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения было сэкономлено около 700 млн руб. Поясним, что способ анализа затрат по «индикаторам-нормативам» заключается в сравнении затрат конкретной организации с лучшими показателями по региону, после чего подготавливается индивидуальный план повышения эффективности и снижения затрат для каждой организации. Таким образом, комплекс мер в ХМАО позволил: сэкономить значительные бюджеты; определить стратегические цели, достижение которых повысит эффективность работы регулятора и регулируемых организаций сферы ЖКХ; отранжировать все организации ЖКХ ХМАО и сравнить эффективность их работы; выявить проблемы, препятствующие повышению качества услуг предприятий ЖКХ. Что еще более важно – потребители, в результате, будут защищены от переплаты за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Тем не менее, ситуация в области совершенствования работы сферы ЖКХ и привлечения в нее инвестиций остается сложной. Для преодоления сложившихся проблем необходимо активно и всесторонне привлекать инвестиции и оказывать сопровождение инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. Данный процесс в России запущен и развивается. Помогает в частности принятие ряда постановлений о раскрытии информации в электроэнергетике и ЖКХ, начиная с 2004 года. Анализ данных открытых источников показывал и демонстрирует до сих пор существенную разницу в уровнях тарифов в одном и том же регионе.

Наличие таких различий в уровне тарифов также свидетельствует о необходимости привлечения инвестиций. Алгоритм определения «объектов», которые особенно требуют инвестиций, прост. Сначала ведется поиск данных о тарифах, значительно превышающих средний уровень. Затем определяется квалификация этого отклонения как ошибка данных или как инвестиционный сигнал, показывающий, что есть возможность для поиска более эффективного решения. В последнем случае запускается специально разработанная процедура оценки возможности реализации проекта. Если все благополучно — запускается сам проект. В России уже были реализованы и осуществляются проекты по замене устаревшего оборудования небольших котельных на современные газовые котлы, дающие возможность снизить реальные расходы на производство одной гигакалории тепла до десяти раз.

Немаловажно и заниматься продвижением технологических инноваций в коммунальный сектор: популяризировать передовые решения, распространять объективную информацию и «истории успеха», формировать базы добросовестных поставщиков. Стратегическая задача заключается в формировании реального рынка инновационных разработок в инфраструктурной сфере.

Нельзя не упомянуть еще об одной российской новации, направленной на улучшение инвестклимата в инфраструктурном секторе. Ей является создание Федеральной системы регистрации регуляторных контрактов. Замысел проекта заключается в защите интересов инвестора, когда оператор инфраструктурного объекта, инвесторы и органы власти размещают в единой информационной системе копии контрактов и инвестиционных программ с обосновывающими документами для гарантии соблюдения договоренностей в будущем. Механизм частично похож на регистратора в сфере обращения ценных бумаг. В настоящий момент прорабатываются юридические основания и организационные контуры данного проекта.

Еще одной любопытной российской разработкой является интернет-ресурс Мировая база цен и тарифов (www.worldtariff.pro), который открыт в декабре 2013 года. Это свод актуальных мировых цен на электроэнергию, отопление, водоснабжение (водоотведение), вывоз твердых бытовых отходов и услуги связи, содержащий помимо ценовых диапазонов на указанные услуги, совокупность технической, финансовой и социальной информации, разъясняющей величину и динамику тарифов. Сегодня сайт аккумулирует данные по электроэнергетике, но разработчики уже проработали концепцию по интеграции комплексной информации, касающейся тарифов на тепло- и водоснабжение. Разделы интернет-ресурса WTP-тепло и WTP-вода планируется запустить в первом полугодии 2014 года.

Итак, что же должно измениться во внешней среде для улучшения инвестиционного климата в инфраструктурном секторе и ЖКХ? Во-первых, необходимо завершить переход к долгосрочному регулированию, который реализуется в ряде нормативных актов федерального уровня. При этом нужно понимать, что в целом долгосрочное регулирование было возможно и ранее, но решение вопроса отдавалось на усмотрение регионов. Для завершения внедрения долгосрочного регулирования требуется не только возможность установить долгосрочные цифры, но и ввести долгосрочные методики и процедуры. Важно позволить участникам инвестиционного процесса реагировать не неизбежные изменения внешних условий согласно заранее оговоренным правилам, договариваться о действиях при том или ином варианте развития событий.

Во-вторых, важно осуществить переход на государственном уровне к оценке качества тарифного решения и качества работы регулятора на основании показателей инвестиционного климата. Зачастую сегодня для регулятора первостепенное значение имеет выполнение предельных индексов и задач по экономии, поставленных со стороны региональной власти. Способствовать позитивным изменениям в инвестиционной составляющей будет переключение внимания регулятора со «сдерживания тарифов» на достижение качественных изменений среды, роста объема инвестиций, улучшение показателей эффективности.

Читайте также  Эмоционально образная терапия возврат инвестиций

В-третьих, улучшение инвестиционного климата напрямую зависит от наличия надежных механизмов защиты интересов инвестора через развитие практики применения регуляторных контрактов. Речь идет о договоре между инвестором, оператором или собственником объекта инфраструктуры и регулятором о правилах взаимодействия в рамках реализации программы повышения эффективности или программы энергосбережения данного предприятия. Стороны берут на себя определенные обязательства, необходимые для успешной реализации инвестиционного проекта. Достигается соглашение о размерах и направлении инвестиций, плане осуществления инвестпроекта, величине тарифов, а так же о действиях и ответственности сторон в случае, если проект развивается по отличному от базового сценарию.

Наконец, рассмотрим финальную, но важнейшую по значению составляющую благоприятного инвестклимата. Данные о деятельности всех инфраструктурных организаций (имеющих признак монополии или нет) должны публиковаться и быть доступными любому желающему с помощью нескольких кликов «мышью». Задача государства — обеспечить полноту и достоверность раскрытия информации со стороны инфраструктуры. Ключевой эффект повышения эффективности работы инфраструктуры с применением открытых данных достигается при сравнении деятельности различных предприятий в похожих климатических и экономических условиях. Здесь на помощь приходят современные аналитические инструменты, позволяющие понять направления снижения издержек или повышения эффективности, а так же делают возможным регулирование методом аналогов.

Антон Воропаев, исполнительный директор Фонда развития инфраструктуры

Айрат Гиниятуллин, руководитель региональных проектов Института системного мониторинга

Статья опубликована в журнале «ЭнергоРынок» №2, 2014

Привлечение инвестиций в сферу ЖКХ: причины и следствия

Канули в Лету времена плановой экономики, которую так долго ругали. Между тем именно в эти времена наша сфера жилищно-коммунального хозяйства поддерживалась если не на высоте, то на вполне достойном уровне. Инвестиции в ЖКХ тогда отсутствовали, но существовала четкая программа финансирования этой отрасли из бюджета государства. Так что руководителям коммунальных служб не приходилось в спешке выискивать свободные средства для того, чтобы залатать дыры в бюджете хозяйства. Сегодня ситуация прямо противоположная. Платежи поступают нерегулярно, долгов у ЖКХ масса, приходится обращаться к помощи частных инвесторов.

Чем привлечь частных инвесторов

Любая частная инвестиция – это финансовое вложение. Инвестор – это человек (или организация), которое вкладывает деньги и рассчитывает получить определенную прибыль на выходе. Чем сфера жилищно-коммунального хозяйства может заинтересовать инвесторов?

Привлечение частных инвестиций в ЖКХ – тема не новая. Первые инвесторы появились больше 10-ти лет назад. Именно тогда, когда коммунальное хозяйство находилось в плачевном состоянии. Отсутствие поступлений из бюджета и растущие неплатежи привели практически к полному развалу сферы. Именно поэтому коммерсантов, являющихся арендаторами, и просили заключать договоры аренды с оговоркой о безвозмездных частных взносах в фонд ЖКХ. По сути, это было не инвестирование отрасли, а чистое спонсорство, которое частично помогло привести в порядок отдельные объекты.

Следует отметить, что при заключении подобных договоров, правовая основа была весьма шаткой, практически отсутствовала. Сегодня привлечение частных инвестиций в ЖКХ происходит на основе концессий:

  1. Арендатор, он же инвестор, согласно договору, имеет право на определенные преференции (льготы).
  2. За это он обязан инвестировать деньги в реконструкцию и усовершенствование объектов коммунальной инфраструктуры. Все условия инвестирования прописаны в договорах аренды.

В этой ситуации в выигрышном положении находятся обе стороны:

  • коммунальные хозяйства получают возможность дополнительного субсидирования
  • инвесторы получают гарантии того, что все тарифы и ставки будут соблюдаться на протяжении срока договора.

Плановые повышения ставок предусмотрены в процентном отношении, определяемом условиями действующего договора аренды. Так что арендатора-инвестора не ожидают никакие неприятные сюрпризы.

Таким образом, основную часть льгот (о прибыли говорить не приходится), для частных инвесторов составляет щадящие регулирование существующих тарифов на коммунальные услуги. Часть коммунально-бытовых хозяйств делает поблажки инвесторам в виде бесплатного подключения к энергосетям, что экономит определенные средства предпринимателей. К более весомым преференциям следует отнести возможность арендаторов выкупить арендованное помещение или объект при проведении торгов.

Привлечение инвестиций в более крупных объемах может стимулировать новый информационный проект. На базе Министерства строительства разработана специальная программа, которая позволит в скором времени плательщикам коммунальных услуг, по интернету ознакомиться с существующими тарифами и оплатить счета, не выходя из дома.

В рамках проекта арендаторы и жители смогут знакомиться с тарифами и проверять существующие расценки, при необходимости на этом же портале можно будет подавать жалобы на действия коммунальных организаций. Данные меры, по мнению Правительства, позволят сделать систему начислений и платежей более понятной и открытой, что должно привлечь частные инвестиции в ЖКХ.

Иностранные вливания в жилищно-коммунальное хозяйство

Обновление жилищно-коммунального хозяйства страны возможно не только путем бюджетных вливаний (что такое бюджетные инвестиции) и привлечения отечественных инвесторов. Сегодня планируется привлечение частных иностранных компаний для реорганизации и модернизации этой отрасли. В рамках сотрудничества с иностранными инвесторами в отрасль жилищно-коммунального хозяйства будут внедряться новые технологии, которые позволят оптимизировать работу коммунального сектора.

Для обкатки новых технологических решений выбраны «пилотные» области – Ростовская и Саратовская. Модернизация затронет не только теплосети, но и телекоммуникационные системы, а также систему энергосбыта. Все используемые сети планируется оснастить интеллектуальными устройствами последнего поколения. Причем данные с этих устройств будут поступать не только в управляющую компанию, а будут дублироваться на мониторах, установленных в квартирах. Таким образом, каждый житель сможет увидеть, сколько энергоресурсов он потребляет и за что, в конечном итоге, он платит.

Работа по привлечению вложений в ЖКХ нацелена на то, чтобы реформировать существующую систему и дать возможность бизнесу воплотить новые технологические и экономические идеи.

Источники: http://kudavlozitdengi.adne.info/chastnye-investicii-v-zhkx/, http://energoworld.ru/blog/zhkh-problemyi-i-puti-resheniya-investitsionnyiy-klimat/, http://prostoinvesticii.com/drugie-investicii/privlechenie-investicijj-v-sferu-zhkkh-prichiny-i-sledstviya.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто