Киргизия как страна для инвестиций

Крупнейшие инвестиционные проекты, реализуемые в Кыргызской Республики

По данным исследования «Крупнейшие инвестиционные проекты Кыргызской Республики 2018-2020 годов», подготовленного специалистами INFOLine, по итогам 2017 года ВВП Кыргызской Республики вырос на 4,5% по сравнению с 2016 годом и на 3,8% — по сравнению с более стабильным 2015 годом. В 2017 году рост экономики обеспечен за счет отраслей товарного производства (на 7,5%) и сферы услуг (на 2,1%). К концу 2016 года рост ВВП не только вошел в положительную траекторию, но и показал неплохой рост. А вот увеличение показателей по сравнению с 2015-м говорит о том, что экономика республики практически оправилась от шоков регионального кризиса и сложностей в связи со вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз.

Объем выполненных строительных работ в Кыргызской Республике в 2017 году составил 1,067 млрд. долларов США (73,5 млрд. сомов), что в постоянных ценах на 1,8% меньше, чем за 2016 год (в 2016 году по сравнению с 2015 годом – на 48% больше).

В 2017 году в эксплуатацию введено 1,08 млн. квадратных метров общей площади жилья, что на 140 тыс. квадратных метров, или на 13% меньше, чем в 2016 году (в 2016 году по сравнению с 2015 годом – на 1,4% больше).

В сфере инновационно-инфраструктурного строительства выявили 2 реализуемых проекта на общую сумму 477 млн долларов. Крупнейшим проектом стало возведение индустриально-торгово-логистического центра (ИТЛЦ) на территории свободной экономической зоны «Нарын». ИТЛЦ будет состоять из трех очередей: логистической, торговой и индустриальной. В рамках логистического центра будет построен комплекс специализированных терминалов и складских помещений с терминальной и административной зонами, а также зоной таможенного контроля. В ноябре 2017 года постановлением Правительства РК для строительства ИТЛЦ был выделен участок земли площадью 200 га.

7 проектов строительства промышленных производств с общим объемом инвестиций более 2,5 млрд долларов. В сфере промышленного строительства основной тенденцией является то, что большинство проектов реализуются с привлечением иностранных инвесторов, которыми чаще всего являются китайские и российские компании. Так, наиболее крупным промышленным инвестиционным проектом стало создание сельскохозяйственной зоны сотрудничества «Азиатская звезда» в Чуйской области с объемом инвестиций около 1 млрд долларов. Объект возводится на средства китайского инвестора – корпорации «Гуй Ю». Комплекс будет включать в себя предприятия по выращиванию и убою КРС и МРС, по изготовлению мясной продукции и быстрозамороженных пищевых продуктов халяль, по переработке пшеницы, производству кормов и готовой мучной продукции. В случае успешной реализации проект может стать знаковым для агропромышленного комплекса Кыргызстана. Завершить строительство планируется в 2020 году, общая площадь составит 4,6 кв. км.

В 2018 году в Кыргызской Республике велась реализация 6 крупных проектов гражданского строительства на сумму более 800 млн долларов. В стране возводят несколько крупных жилых комплексов – «Тунгуч-40», «Verona Residence», «Smart городок Chaika Resort». Как наиболее интересный проект в сфере гражданского строительства хотелось бы отметить реконструкцию гостиницы «Иссык-Куль» в Бишкеке с объемом инвестиций 65 млн долларов. Власти Кыргызстана планируют создать новую современную гостиницу, где, в том числе, можно было бы размещать правительственные делегации. Кроме реконструкции существующего здания планируется возвести несколько новых строений: конгресс-холл на 1000 гостей (6 тыс. кв. м), залы совещания, фитнес-клуб с бассейном (7 тыс. кв. м), дополнительный блок номеров повышенной комфортности и кафе-бар.

В Кыргызской Республике в сегменте генерации электроэнергии развита гидроэнергетика. Это обусловлено географической особенностью страны, более 3/4 территории которой занимают горы с полноводными реками. Все представленные в Обзоре 5 проектов на сумму 4,6 млрд долларов посвящены реконструкции и строительству ГЭС, их заказчиком выступает компания ОАО «Электрические станции». Самый масштабный реализующийся проект – строительство Камбаратинской ГЭС-1. На возведение станции необходимо 9 лет, планируемый объем инвестиций составляет почти 3 млрд долларов.

Читайте также  Совет по инвестициям и приоритетным проектам

Крупнейшим проектом транспортного строительства Республики Кыргызстан, реализующимся в 2018 году, определили строительство автомобильной дороги Север-Юг. Автомагистраль станет кратчайшим путем сообщения между северными и южными регионами страны, общая протяженность которого составит 433 км. В рамках проекта будет обеспечен доступ к месторождениям полезных ископаемых и освоению земель и сельскохозяйственных угодий в Тогуз-Тороузском, Ак-Талинском, Жумгалском, Кочкорском районах. Также планируется соединить магистрали с дорогами Казахстана и России на севере страны и Таджикистана – на юге, что создаст сквозной транзит по маршруту Россия-Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан в обход Республики Узбекистан. Это позволит стране выйти из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности. Проект реализуется при поддержке Экспортно-Импортного банка Китая, Азиатского банка реконструкции и развития и Исламского банка развития. Общая стоимость строительства оценивается в 850 млн долларов. Всего в сфере транспортного строительства реализуется 8 проектов с общим объемом инвестиций в 1,3 млрд долларов.

Инвестиции

Оперативная информация

Динамические таблицы

Методология

Публикации

Методология
и классификаторы

Проекты и исследования

Борьба с коррупцией

Полезные ссылки

Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики

© Все права защищены, 2015

При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник (ст. 17 Закона о Государственной статистике)

720033, Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул.Фрунзе, 374

+996 (312) 62 60 84
Факс: +996 (312) 66 01 38

+996 (312) 66 41 65

+996 (312) 32 47 03

+996 (312) 32 46 35
Email: nsc_mail@stat.kg

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

+996 (312) 62 56 62; +996 (312) 62 55 59; +996 (312) 62 57 47

Что может предложить экономика Кыргызстана инвестору?

Что мы можем предложить инвестору, чтобы он пришел в страну? Какие цели и ожидания у инвестора? Настоящая публикация является продолжением вводной части блога «Как улучшить инвестиционный климат в Кыргызстане?».

Как было упомянуто, в мировой практике известны три главных мотива инвесторов: поиск рынка, поиск ресурсов и поиск эффективности или конкурентных преимуществ. Если возьмем указанные мотивы инвестора в качестве спроса, то соответственно, как принимающая сторона прямых иностранных инвестиций страна должна представлять собой рыночное предложение. Итак, давайте рассмотрим насколько наше предложение соответствует целям инвестора. Помните, мы это делаем для того, чтобы понять свои слабые и сильные стороны для нахождения оптимальной модели инвестиционной привлекательности с тем, чтобы увеличить приток инвестиций в экономику Кыргызстана.

Первый мотив инвестора — поиск и освоение рынка. В данном случае Кыргызстан по определению не может рассматриваться в качестве потребительского рынка для средних и тем более крупных иностранных корпораций. Доказательством тому являются малый размер, низкий уровень ВВП на душу населения и низкая покупательская способность потребителей.

Второй мотив инвестора — поиск ресурсов и приобретение активов. За исключением труднодоступных, политически ангажированных и социально чувствительных золоторудных месторождений страна не располагает углеводородными ресурсами. Хотя зависимость от последних тоже дает свои негативные последствия — из-за спада цен на нефть и развития технологий в области альтернативных источников энергии. Соответственно, серьезный инвестор не будет заходить на наш рынок. Более того, насколько общественность осознала, горнодобывающая отрасль — это навсегда утраченная экология и постоянные социально-политические «раскачки».

Что касается привлекательных к поглощению и приобретению инвесторами активов, то и здесь, к сожалению, нам особо предложить ничего. Яркое тому свидетельство — это почти отсутствующий рынок ценных бумаг в стране. Не в обиду будет сказано моим коллегам и друзьям-финансистам, но два года назад, когда последний раз посещал Кыргызскую фондовую биржу с потенциальным инвестором, там стояла «музейная тишина».

Конечно, имеющиеся активы Фонда управления государственным имуществом (ФУГИ) можно было бы предложить инвесторам. Но когда дважды отменяют конкурс на продажу государственной доли акций телефонного оператора «Мегаком» в силу отсутствия покупателя, то, скорее, это говорит о том, что мы либо пока не умеем делать действительно серьезные предложения, либо серьезные инвесторы нами не интересуются.

Читайте также  Чистая приведенная прибыль от инвестиций

Третий мотив инвесторов — поиск эффективности или рыночных конкурентных преимуществ. В этом плане страна мало что может также предложить. Как ранее я писал, у нас присутствуют так называемые «структурные ограничения или биометрические черты по рождению», которые мы не в силах поменять или изменить. Это связано с транспортным тупиком. Мало того, что у нас нет выхода к морю и транзитной железной дороги — сегодня встает вопрос о нашей уязвимости от единственного поставщика Интернета как по цене, так и по качеству. В этом смысле у Грузии есть неоспоримое конкурентное преимущество в виде морских портов. К большому сожалению, ниже карта реализации крупнейшего проекта по развитию инфраструктуры в мире «Экономический пояс Шелкового пути», во что Китай инвестирует более $40 млрд., что красноречиво говорит о все большей изоляции нашей страны.

Хотя по большому счету правительство Кыргызстана все эти годы только и проводило политику открытости и нулевой дискриминации в торговом и инвестиционном законодательстве. Однако, на практике имеет место и другое. Поэтому могу подобную ситуацию охарактеризовать как «пассивно открытые двери» или «работа по остаточному принципу» в вопросах продвижения инвестиций. Но давайте вернемся к третьей мотивации инвестора — поиску эффективности. Однозначно, к нам не приедут «Мерседес», «Юнилевер» или «Сони» создавать свои производства в силу нашей устаревающей инфраструктуры, низкой производительности труда, ограниченности рынка, отсутствия инноваций и прочее. Порой сложно даже найти квалифицированных технологов и инженеров для среднего производственного цеха пищевой отрасли.

Эффективную логистику в условиях высокогорья также сложно представить. Возьмем, например, для сравнения перевозку грузов наземным транспортом по направлениям Бишкек — Ош и Берлин — Франкфурт-на-Майне, у которых расстояния практически одинаковые. В итоге перевозка груза в Германии будет минимум в три раза эффективнее, чем это есть в Кыргызстане. А все это из-за особенностей и различий ландшафтов наших стран. К тому же у нас резкие среднесуточные перепады температуры, что негативно отражается на эффективности, наоборот, это увеличивает издержки операционной деятельности. Потому не следует ожидать даже прихода на наш рынок таких торгово-логистических корпораций как Amazon, e-Bay или Alibaba. За исключением того момента, если мы не предложим условия транзитно-перевалочного пункта как конкурентное преимущество на рынке грузовых перевозок воздушным транспортом. И здесь у нас несчастье, если можно так выразиться: наше «одно из лучших предложений» подверглось к испытанию из-за недавней авиакатастрофы грузового «Боинга-747-400F» близ аэропорта Бишкека, унесшей 39 человеческих жизней. А что касается контрабанды — это другой вопрос. Хотя легальное предпринимательство, защита частной собственности и правосудие играют важнейшую роль в привлечении инвестиций. Здесь можно заключить, что организация интенсивного производства в Кыргызстане будет малоэффективной с позиции выхода на международные рынки потребления.

Итак, получается на все три вида спроса или мотивов инвестора стране нечего предложить? Да, именно для мировых транснациональных корпораций (ТНК) мы ничем не привлекательны в силу «природных ограничений». И это может быть даже по той простой причине, что наш рынок не заточен под международный английский язык, и у нас другой менталитет ведения бизнеса. По правде говоря, у нас пока нет ни одной истории успеха зарубежного инвестора, который прошел все этапы инвестиционного процесса — от запуска до выхода из проекта. Здесь обвинять только одну сторону было бы некорректно, поскольку инвестиции — это двухстороннее движение. Иными словами, какое качество страны, такого качества и инвесторы. Согласно нашему анализу, в стране 90-95% частных иностранных инвесторов — это класса «бытовых», то есть практически все вложили капитал в малый и средний бизнес, поскольку имеют родственников и друзей в Кыргызстане. Но никак не пришедшие из-за экономической выгоды и извлечения прибыли. Потому что, если брать по экономическим предпосылкам, можно найти более выгодные альтернативы для инвестиций.

Читайте также  Механизм привлечения и управления инвестициями

Считаю наивно верить или ожидать экономического чуда от бывшей дотационной советской республики в виде превращения в самодостаточную страну с положительным торговым сальдо и профицитом госбюджета. К сожалению, экономическая система страны по сей день местами переживает некоторые формы переходного периода, о которой расскажем в последующих блогах.

А сегодня хотел бы дать следующие рекомендации для формирования предложения инвестиционной привлекательности страны. Конечно, при условии и по умолчанию надлежащей системы правосудия и гарантии сохранности частной собственности. Приведенные ниже рекомендации касаются только экономических предпосылок для притока инвестиций.

1. Провести универсализацию системы налогообложения, чтобы исключить «чёрных пассажиров» и минимизировать риски коррупциогенности. Это означает универсальное введение налога на добавленную стоимость (НДС) на всех без исключения от форм и размеров хозяйственных субъектов. Правда, это будет болезненно, но переходный период для этого вида налога должен был закончиться давно и в конце концов он добавляется на конечную стоимость товара и услуг, что в итоге платит потребитель. В долгосрочной перспективе это создаст всем равные условия для конкуренции на рынке, сократит «теневую» экономику и увеличит доходную часть госбюджета.

2. Ориентироваться на привлечение прямых инвестиций малого и среднего размера, исходя из масштабов экономики. Здесь также следует иметь в виду, чтобы не было эффекта «вымывания» отечественных предпринимателей из выбранных секторов. Наоборот мы должны привлекать инвесторов так, чтобы они в свою очередь были причиной прихода новых или стимулом для развития совместной деятельности с отечественными предпринимателями.

3. Упростить и сделать прозрачной систему получения вида на жительство и других разрешений для иностранных предпринимателей и членов их семьей путем внедрения «единого окна».

4. Активное продвигать в ЕАЭС вопрос о создании совместных промышленных зон для производства товаров народного потребления в приграничных территориях Кыргызской Республики с третьими странами союза, такими как Таджикистан и Узбекистан. Например, на границе между Южной Кореей и КНДР действует промзона с валовым объемом производства в $100 млн. в год. В отличии от отношений двух стран Корейского полуострова, в приграничных территориях Кыргызстана условия более стабильные и привлекательные. Здесь нужно пересмотреть существующий закон «О СЭЗ», и сегодня идет обсуждение законопроекта в бизнес-кругах. Исходя из собственного опыта, визитов в промзоны Турции и Чехии, готов рассказать в следующих постах о том, какие промзоны существуют и как они функционируют.

5. Систематизировать и упорядочить преференции для продвижения таких секторов экономики как туризм, образование, легкая промышленность и ИКТ. Как шутя говорят приезжающие к нам китайские предприниматели: «По размеру населения Кыргызстан сопоставим с одним малым ПГТ в Китае. И зачем кыргызам строить заводы и портить экологию?». Диверсификация экономики необходима прежде всего для получения более высокой добавленной стоимости и развития человеческого капитала. Поэтому многие правительства мира и предпринимают различные меры для стимулирования этого.

6. Разрешить в ограниченной доступности и местности с локализацией в особых местах игорный бизнес для иностранных граждан. Например, вблизи международных аэропортов города Баткена и села Тамчы. От этого будет только мультипликационный эффект для развития других секторов экономики и минимальный социальный вред гражданам Кыргызской Республики.

7. Все имеющиеся государственные хозяйствующие субъекты в форме госпредприятия (ГП) необходимо акционировать и реализовать часть их акций частным инвесторам и корпорациям с постепенным увеличением их доли в капитале. В противном случае, можно продать все неликвидные госпредприятия по номинальной стоимости в 1 сом при условии реализации инвестиционного соглашения и плана по развитию предприятия на 5-7 лет.

8. Развивать инфраструктуру муниципального масштаба через модели государственно-частного партнерства (ГЧП). Но это требует определенных реформ, о чем постараюсь написать в следующих постах.

В заключении хотел бы сказать, что предлагаемый список предложений может быть продолжен, оспорен и отнюдь не является окончательным. Поэтому, уважаемый читатель, ваши комментарии и предложения будут учтены в последующих постах.

Кайрат Итибаев, председатель Ассоциации иностранных инвесторов​

Источники: http://marketing.rbc.ru/articles/10463/, http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/, http://rus.azattyk.org/a/28308246.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто