4.1. Коммерческая организация с иностранными инвестициями в РФ.
Отличительной чертой этой правовой формы осуществления инвестиций является то, что коммерческие организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами.
Самостоятельная правосубъектность создаваемой инвестором организации дает иностранному инвестору большие преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями является российским юридическим лицом, поскольку создается в России и в соответствии с российским законодательством. Развитие коммерческой организации с иностранными инвестициями как правовой формы организации деятельности иностранных лиц началось в России еще в дореформенный период, когда на основании Указа Президиума ВС СССР от 13.01.1987 г. и Постановлений СМ СССР №48 и №49 стали создавать совместные предприятия. Правовая природа организации в форме совместных предприятий, предприятий с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями не менялась с течением времени. Менялся только правовой режим, предоставляемый организациям, создаваемым в форме юридического лица, чьей особенностью является присутствие в этой организации иностранного капитала. О различиях в правовом режиме деятельности юридических лиц с участием иностранного капитала на различных этапах экономических реформ 90-х годов подробно говорится в работах, посвященных иностранным инвестициям . Изменения в названии юридических лиц с участием иностранного капитала были связаны со значительным увеличением числа разнообразных видов юридических лиц вместе с развитием рыночных отношений. На смену категории «предприятие» как преобладающей формы юридического лица пришли разнообразные
Вознесенская Н.Н. Указ.соч.С. 118-136.
158 виды хозяйственных объединений и товариществ, признаваемые юридическими лицами, которые в условиях рынка обеспечивали потребности инвесторов в организации совместной с национальными предпринимателями деятельности на рынке. Форма акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью, урегулированные Гражданским кодексом и специальными нормативными актами,
стали преобладающими формами при создании юридических лиц с участием
і иностранного капитала.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999г. предусматривает порядок создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Он не ограничивает иностранное лицо в выборе вида юридического лица. Он исключает из сферы своего действия только коммерческие организации с иностранными инвестициями, создаваемые в области страхования и банковской деятельности. Особенности порядка создания страховых организаций с участием иностранного капитала и кредитных учреждений с иностранными инвестициями определяются специальным законодательством.
В соответствии с формулируемыми в законе целями его принятия (привлечение иностранных инвестиций в различных формах, предоставление основных гарантий прав иностранных инвесторов и соблюдение норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества) можно выделить одну общую задачу, которую решает новый закон об иностранных инвестициях -гарантировать иностранному инвестору стабильность правового режима деятельности. Эта задача решается путем предоставления среди прочих гарантий гарантии от неблагоприятного изменения законодательства (ст.9). Предоставление указанной гарантии предусматривается законом лишь для приоритетных инвестиционных проектов и для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в которых доля иностранного капитала превышает 25% уставного капитала (абз.2 п.2 ст.9).
В рамках статьи 4 Закона об иностранных инвестициях, посвященной определению правового режима деятельности иностранных инвесторов, предусматриваются конкретные организационно-правовые формы деятельности иностранных инвесторов. Пунктом 5 ст.4 Закона об иностранных инвестициях предусматривается, что статус иностранного инвестора предоставляется коммерческим организациям с иностранными инвестициями, в которых доля иностранного инвестора составляет не менее 10%.
Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 125.
Особый статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями обеспечивается специальным порядком их создания, который предусматривается в законе об иностранных инвестициях (ст.20). В соответствии с этой статью юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одною месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов: устава, выписки из торгового реестра страны места учреждения иностранного инвестора, документа, свидетельствующего о платежеспособности иностранного инвестора, квитанции об уплате регистрационного сбора.
Особенности порядка создания кредитных организаций с участием иностранных инвестиций предусматриваются и Федеральном законе о банках и банковской деятельности, а страховых организаций с участием иностранных инвестиций — в Федеральном законе об организации страхового дела.
В соответствии с Федеральным законом о банках и банковской деятельности (ст. 17) для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка иностранное юридическое лицо обязывается представлять: решение об его участии в создании кредитной организации или об открытии филиала, документ, подтверждающий регистрацию иностранного юридического лица, и балансы за три предыдущих года, письменное согласие контролирующего органа иностранного банка. Кроме того, статьей 18 Федерального закона «О банках и банковском деле» предусматриваются дополнительные требовании к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков.
В соответствия с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. В законе предусматривается, что законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации (п.1 ст.6).
Закон об иностранных инвестициях, закон о банках и банковской деятельности и закон об организации страхового дела регулируют вопросы создания юридических лиц с участием иностранного капитала по-разному, поскольку цели перед этими законами были поставлены разные. В наиболее общем порядке для целей регулирования
160 иностранных инвестиции вопросы создания иностранным лицом юридического липа, как правило, регулируются в законах об иностранных инвестициях. Эти вопросы относятся к числу тех, которые определяют порядок допуска иностранного капитала в национальную экономику.
При решении вопроса о допуске иностранного капитала в национальную экономику часто встречаются ограничения в допуске прямых иностранных инвестиций. К ним, например, относится указание доли в уставном капитале, которую не вправе превышать иностранный инвестор. В законе об организации страхового дела, например, страховые организации, имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитане более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации определенные виды страхования (п.З ст.6). Настоящее положение закона ограничивает допуск иностранных инвестиций, поскольку иностранным страховщикам запрещается оказывать определенные виды страховых услуг, если доля иностранного инвестора в создаваемой им страховой организации в форме юридического лица превышает 49%.
Закон об иностранных инвестициях связывает особенности правового статуса создаваемого юридического лица с участием иностранного лица в создаваемом им юридическом лице. С выходом из ее состава иностранного лица организация утрачивает статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В законе об иностранных инвестициях, например, предусматривается, что «коммерческая организация утрачивает статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава се участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех ее участников)» (п.6 ст.4). При этом закон исходит из общего понятия иностранного инвестора, в соответствия с которым статус иностранного инвестора -физического и юридического лица — определяется в соответствии с его гражданством, принадлежностью другому государству в случае юридического лица (абз.2 ст.2 Закона).
Важно отметить, что предоставление законом об иностранных инвестициях коммерческим организациям с иностранными инвестициями особого статуса не влечет за собой во всех случаях признание за коммерческими организациями с иностранными инвестициями статуса иностранного инвестора. Статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями предполагает лишь пользование этими организациями гарантиями, предусмотренными в законе. При этом гарантии предоставляются не всем коммерческим организациям с
иностранными инвестициями, а лишь тем, в которых доля участия иностранного капитала составляет не менее 25%.
С развитием акционерного законодательства в Российской Федерации вопросы участия иностранного инвестора в уставном капитале все в большей степени стали регулироваться нормами акционерного законодательства. Доля участия иностранного инвестора в создаваемом им юридическом лице обычно определяет права иностранного лица в управлении создаваемым им юридическим лицом. Доля участия в имуществе создаваемого юридического лица, которая дает иностранному инвестору право контролировать это юридическое лицо, является в законе об иностранных инвестициях необходимым критерием для признания соответствующего капиталовложения прямой инвестицией. Указанный критерий в литературе называется «критерием контроля». Присутствие иностранного лица в создаваемом им юридическом лице не является само по себе признаком прямой инвестиции. Однако если это присутствие выражается в той или иной форме, обеспечивающей иностранному лицу контроль за деятельностью создаваемого им юридического лица, такое участие, как правило, относится к категории «прямая иностранная инвестиция».
Закон об иностранных инвестициях в РФ не применяет критерия контроля. О применении критерия контроля в регулировании иностранных инвестиций можно было бы говорить, если бы коммерческая организация с иностранными инвестициями утрачивала свой особый статус не со дня выхода иностранного лица из состава се участников, а со дня уменьшения доли участия иностранного инвестора в коммерческой организации с иностранными инвестициями и связанного с этим контроля иностранного инвестора за управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Как отметил М.М. Богуславский, в законе об иностранных инвестициях не устанавливается критерий контроля. По его мнению «принцип контроля может быть
162 применен или использован лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено российским законодательством» . Однако, по мнению В.П.Серегина, основанием для регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями служит договор купли-продажи акций, что позволяет отслеживать вхождение в состав и выбытие из состава акционеров иностранных инвесторов в акционерных обществах, не смотря на то, что в федеральном законе об иностранных инвестициях не предусматривается механизм контроля за действительным участием иностранного капитала в таких предприятиях .
Наиболее убедительным аргументом, на наш взгляд, также является предложенный В.В.Силкиным подход «введения системы регистрации инвестиционных вкладов иностранных инвесторов». В этом случае, по его мнению, при продаже иностранными инвесторами объектов своих инвестиций инвестор будет обязан уведомить соответствующий регистрационный орган (ту же регистрационную палату), и тогда государство будет располагать достоверной информацией о вхождении и выходе иностранных инвесторов из состава участников общества любого типа.3
Наиболее разработанным с правовой точки зрения является режим допуска иностранного капитала в банковскую сферу. Подробные предписания на этот счет содержатся в новой редакции Закона «О банках и банковской деятельности» (ст. 16-18 Закона) и в нормативных актах ЦБ РФ (приказ от 23 апреля 1997 г. №02-195) «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» с изменениями и дополнениями. Например, помимо требований к регистрационным документам и общих условий лицензирования банковских организаций Законом «О банках и банковской деятельности» установлена квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ (отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиала иностранных банков к совокупному уставному капиталу всех кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ) (ст. 18 Закона).
Богуславский М.М. Принцип контроля и определение подсудности инвестиционных споров // Международное частное право. Современная практика. М., 2000. С. 198-212. 2 См.: Серегин В.П. Указ. соч. С.80.
См.: Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России: правовые формы привлечения и защиты. М.: Юристъ, 2003. С.75-76.
4 СЗРФ. 1966. №6. Ст.492.
5 Вестник Банка России. 1997. №25; 2002. №15.
Установление квоты подразумевает контроль Банка России не только за учреждением банковских организаций с иностранными инвестициями, но и за любым увеличением доли иностранных участников в уставном капитале уже существующих банковских организаций, как вследствие увеличения уставного капитала, так и путем продажи доли (акций) в уставном капитале иностранному лицу.
Соответственно, кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажи) своих акций (долей) в пользу нерезидентов (речь идет о продаже акций/долей, временно находящихся в распоряжении общества), а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Совершение указанных сделок без разрешения Банка России делает их недействительными, т.е. ничтожными, так как они противоречат требованиям, указанным в ст. 18 Закона «О банках и банковской деятельности» и в ст. 168 ГК РФ.
Превышение квоты участия иностранного капитала влечет за собой отказ Банка России в увеличении доли иностранных участников в уставном капитале существующей кредитной организации и в регистрации вновь создаваемой кредитной организации.
Дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями могут быть введены Банком России в отношении обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков (абз.7 ст. 18 Закона).
Кроме того, установлены также требования к составу руководства и рядовых сотрудников банка с иностранными инвестициями. Так, если функции единоличного исполнительного органа кредитной организации с иностранными инвестициями осуществляет иностранный гражданин (лицо без гражданства), то в коллегиальном исполнительном органе (правлении, дирекции) граждан РФ должно быть не менее 50% (впрочем, комитет банковского надзора Банка России может установить и иное соотношение).
Руководитель или главный бухгалтер кредитной организации с иностранными инвестициями, не являющиеся российскими гражданами, должны иметь подтвержденные Министерством образования РФ документы о квалификации, разрешение на право занятия трудовой деятельностью, выданное Федеральной миграционной службой, а один
164 из них — и документ, подтверждающий знание русского языка. Количество работников банка — граждан РФ не должно быть менее 75%.
Российское законодательство ограничивает иностранные инвестиции и в сфере страхования. Например, установлен размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций — 15%, с превышением которого федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Руководители страховой организации с иностранными инвестициями (лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера) должны иметь гражданство РФ и прочие.
Кроме того, предусмотрено также требование, согласно которому страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению иностранному инвестору, имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ.
Но самое существенное ограничение, установленное Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в РФ»» -запрет страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющим долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%, заниматься отдельными видами страхования: страхованием жизни, обязательным страхованием, государственным обязательным страхованием, имущественным страхованием, связанным с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхованием имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В числе ограничений допуска прямых иностранных инвестиций в иные отрасли и сферы деятельности следует отметить ст. 12 Федерального Закона от 8 января 1998 г. №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» , которая ограничивает
Положение №437 действует в редакции Указания ЦБ РФ от 20 марта 2002 г. №1129-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 23 апреля 1997 г. №437 «об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов»» // Вестник Банка России. 2002. №15.
См.: Федеральный Закон от 20 ноября 1999 г. №204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об организации страхового дела в РФ»» // СЗ РФ. 1999. №47. С.5622. 3 СЗ РФ. 1998. №2. Ст.226.
165 возможность создания на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники условием, что доля участия иностранного капитала составляет менее 25% уставного капитала авиационной организации и ее руководитель и входящие в орган управления такой организации лица являются гражданами РФ (аналогичное правило ст.1 Воздушного Кодекса РФ устанавливает в отношении авиационных организаций — перевозчиков грузов, багажа, пассажиров).
Аналогичное ограничение имеет место в Законе РФ от 27 декабря 1998 г. «О средства средствах массовой информации», который был дополнен Федеральным Законом от 4 августа 2001 г. №107-ФЗ «О внесении дополнения в Закон РФ «о средствах массовой информации»» иностранным гражданам, лицам без гражданства, гражданам РФ, имеющим двойное гражданство, иностранным юридическим лицам, а также российским юридическим с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которых составляет 50% и более, запрещено учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ. Указанные лица также не могут выступать учредителями теле- и видеопрограмм и другие.
Помимо рассматриваемых форм инвестиционной деятельности для России характерны и другие договорно-правовые формы осуществления инвестиций, таких как
соглашение о разделе продукции и договор лизинга.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями
Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации в любых организационно-правовых формах.
Предприятия, в уставном фонде кото?ы? иностранные инвестиции составляют объем эквивалентный, не менее чем 20000 долларов США и которые в качестве основной цели деятельности преследуют извлечение прибыли (дохода), называются коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Такие предприятия могут создаваться в форме хозяйственных обществ или частных иностранных унитарных предприятий.
Все коммерческие организации с иностранными инвестициями подразделяются на коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.
Коммерческой совместной организацией является предприятие, уставной фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.
Коммерческой иностранной организацией является предприятие, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %.
Деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территорий Республики Беларусь регламентируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.
В соответствии с данным кодексом иностранным инвесторам предоставляется ряд льгот и гарантий. В частности льготы по налоговым и таможенным платежам, гарантии на перевод за границу причитающейся иностранному инвестору прибыли, благоприятный правовой режим инвестиционной деятельности и т.д.
Основными принципами создания коммерческих совместных организаций являются:
- · объединение капитала, принадлежащего лицам или предприятиям различных государств;
- · совместное управления предприятия посредством разделения управленческих функций между партнерами;
- · совместное несение рисков;
- · совместное участие в прибылях.
Имущество предприятия, произведенная продукция и прибыль являются общей собственностью партнеров и распределяются между ними в соответствии с их вкладами в уставной фонд.
Коммерческие совместные организации действуют как на принципах хозяйственного расчета, так и учитывают в своей деятельности другие принципы, обусловленные совместным предпринимательством. Это принципы взаимовыгодности и сбалансированности интересов, валютной самоокупаемости.
Создание совместных предприятий на территории Республики Беларусь направлено на привлечение в национальную экономику современных технологий и оборудования, повышения конкурентоспособности продукции и развитие экспортного потенциала страны.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем ее учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в другом предприятии или приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом или его части.
Порядок формирования уставного фонда, объявленного в учредительных документах, зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации с иностранными инвестициями. Так для ООО, ОДО, ЗАО или частного иностранного унитарного предприятия он должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме — до истечения двух лет со дня регистрации. Для ОАО уставной фонд должен быть сформирован в полной объеме до государственной регистрации такой организации.
Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносит вклады в уставной фонд этой организации в денежной и (или) не денежной форме.
Предприятия с иностранными инвестициями
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики — привлечения иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
В мировой и российской практике внешнеэкономической деятельности широко распространены различные формы производственного сотрудничества, которые можно определить как совместное предпринимательство — это международная специализация и кооперирование производства, совместное производство, российские предпринимательские инвестиции за рубежом, предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Одна из самых эффективных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику России — создание ПИИ (прямое инвестирование).
Создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Российской Федерации регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в РФ», принятым 9 июля 1999 г. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта.
В соответствии с законом на территории РФ могут быть созданы следующие виды предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ):
предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
филиалы иностранного юридического лица;
коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых иностранному инвестору принадлежит не менее чем 10% доли в уставном (или складочном) капитале. Такие предприятия называются совместными предприятиями (СП).
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом.
Иностранным инвестором может быть:
иностранное юридическое лицо;
иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;
иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое проживает за пределами РФ;
В зависимости от условных установок партнеров ПИИ могут быть следующих типов:
а) ПИИ научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новых продуктов, “ноу-хау”, оборудования и т.п.;
б) ПИИ производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции. Могут применяться различные формы корпорационных связей, например, объединение отдельных комплектующих узлов инвестора и местного партнера, технологии, опыта организации производства, предоставляемых инвестором, и сырья, рабочей силы местного происхождения и т.д.;
в) закупочные ПИИ, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;
г) сбытовые ПИИ, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения, так и в третьих странах.
ПИИ могут принимать различные организационные формы, что зависит от разных факторов, в том числе и от цели партнеров. Для многих западных корпораций международная хозяйственная кооперация стала одной из ведущих стратегий развития и решения проблем выхода на новые рынки, преодоления протекционистских барьеров, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения степени риска капиталоемких проектов производства новых продуктов, облегчения доступа к источникам сырья и материалов.
Наибольший интерес представляют прямые иностранные инвестиции в российскую экономику.
Прямой иностранной инвестицией считается:
приобретения иностранным инвестором не менее 10% доли (вкладах) в уставном (или складочном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества);
вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
осуществление иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей.
Производя прямые инвестиции в России иностранные компании могут преследовать следующие цели:
1) получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены, которая в России значительно выше мировых;
2) использование факторов производства, цена которых в России ниже мировых: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;
3) использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;
4) продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.
Для российской стороны создание предприятий с иностранными инвестициями с зарубежными партнерами предполагает для одной из сторон достижение следующих целей:
выпуск товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны с учетом наличия спроса на эту продукцию за рубежом;
привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования;
получение доступа к зарубежным методам управления;
увеличение объемов экспорта на основе выпуска конкурентоспособных товаров на мировом рынке;
создание современных производств высококачественной продукции, позволяющей сократить импорт или полностью отказаться от него;
привлечение иностранных капиталовложений и получение доступа к дополнительным материальным и финансовым ресурсам;
повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления;
получение иностранной валюты.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Привлечение иностранного капитала может не только дать дополнительные материальные и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.
Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важной чертой этого процесса является возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации представляется полная защита прав и интересов, которая обеспечивается законом, нормативными актами и международными договорами РФ.
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законом РФ. Оценка вложения капитала в уставный (кладочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в валюте РФ и по российским законам.
Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, национализации или реквизиции, за исключением случаев предусмотренных федеративным законом и международным договором.
Если же реквизиция или национализация происходит, то иностранному инвестору или ПИИ возмещается стоимость имущества и другие убытки.
Особое значение для ПИИ и иностранного инвестора имеют гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ. В том случае, если вступают в силу новые федеральные законы, которые изменяют таможенные пошлины, федеральные налоги и взносы во внебюджетные фонды (кроме пенсионного) и увеличивают совокупную налоговую нагрузку на иностранного инвестора и ПИИ, им гарантируются стабильность налогового режима в течение амортизации периода, но не более 7 лет.
Определенные льготы предоставлены предприятиям с иностранными инвестициями в области таможенного обложения. В соответствии с Законом “О таможенном тарифе” товары (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада зарубежного партнера в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, не облагаются ввозными таможенными пошлинами. Важно, что эти льготы распространяются на любые товары, вносимые участником в уставный капитал предприятия.
46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники: http://lawbook.online/finansovoe-pravo-rossii-kniga/kommercheskaya-organizatsiya-inostrannyimi-15879.html, http://vuzlit.ru/1139940/kommercheskie_organizatsii_inostrannymi_investitsiyami, http://studopedia.ru/14_27214_predpriyatiya-s-inostrannimi-investitsiyami.html
Источник: