Концепция развития по привлечению инвестиций

Концепция развития по привлечению инвестиций

Работа органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций состоит из нескольких взаимоувязанных направлений деятельности:

По приоритетам задачи могут быть расставлены следующим образом:

Общие положения по рассматриваемой теме

Задачи привлечения инвестиций являются следствием вопросов и направлений социально-экономического развития. Не обсудив и не сформулировав их нельзя перейти к условиям привлечения инвестиций.

Ниже приводятся положения, обычно характеризующие структуру направлений местного социально-экономического развития.

Местное экономическое развитие осуществляется посредством:

Стратегия процесса экономического развития территорий разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов территориально-общественного самоуправления на основе составленных ими проектов и программ развития.

Разумеется, местное экономическое развитие осуществляется в рамках заданных извне региональных и страновых экономических условий. Но оно же определяется результатами предпринимательской и производственной активности местных участников, принадлежащих государственному, частному или «общественному» секторам экономической деятельности.

Со своей стороны, члены различных сообществ имеют возможность активно влиять на направленность процессов экономического развития, защищать и продвигать в нем свои экономические интересы и для этого вступать с другими сообществами — и с органами власти — в отношения социального партнерства.

Главные цели местного экономического развития в контексте улучшения инвестиционного климата области (республики) и муниципальных образований

Развитие, сохранение и расширение бизнеса вместе с привлечением предпринимателей — главные цели местного экономического развития, потому что бизнес — это двигатель экономики квартала, города, области (республики) или страны. В условиях преодоления командно-административной модели экономики важно, чтобы местные сообщества создавали и сохраняли динамичную предпринимательскую культуру.

Развитие бизнеса, обычно, служит сразу нескольким задачам, которые включают в себя:

Перечень минимально необходимых организационно-административных и содержательных мероприятий

Анализ принципов успешного местного экономического развития

Принцип 1. Организация частного/государственного предприятия, основанного на рыночных принципах, с целью создания долгосрочных рабочих мест, получения доходов и достижения благосостояния.

Реализация данного принципа предусматривает реорганизацию местного экономического уклада на основе долгосрочности, понимания сравнительных преимуществ городов и области (республики), гибкой реакции на новые требования и возможности.

В России и области (республике) принятие данного принципа сталкивается с отсутствием практики самостоятельного долгосрочного планирования собственной деятельности органами местного самоуправления. Качество муниципальной управленческой работы таково, что стратегическое планирование остается пока недоступным для большинства местных структур управления.

Бюджетный процесс выстраивается исключительно на один текущий год в связи с постоянно меняющимися источниками формирования местных бюджетов, местная аналитическая база в основном ориентирована на крупных налогоплательщиков, а средств влияния на их деятельность местные органы власти практически не имеют.

Местные администрации очень часто напрямую занимаются хозяйственной деятельностью, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.

Принцип 2. Упор на экономическую базу. Данный принцип базируется на развитии экспортного потенциала территории, дающего рабочие места и способствующего импорту благосостояния. Таким образом, предлагается провести выявление компаний, формирующих местную экспортную экономическую базу, выработать стратегию по расширению и диверсификации этой базы.

Реализация данного принципа в России и области (республике) сталкивается: с неразвитой сетью местных торгово-промышленных палат; отсутствием инвестиционных механизмов модернизации местной инфраструктуры, влияющей на себестоимость продукции местных производителей.

Принцип 3. Развивать сравнительные преимущества. Данный принцип состоит в развитии отраслей, имеющих сравнительные преимущества на внешнем рынке.

Для России и области (республики), на первый взгляд, нет никаких препятствий для выявления сравнительных преимуществ местных предприятий на внешнем рынке. Основные затруднения лежат в формах и методах поддержки таких предприятий. Задача в российском контексте может формулироваться как интеграция промышленного потенциала территории в общую программу продвижения области (республики) на внешних рынках. То есть, вопрос в средствах и методах взаимодействия местных властей и руководителей крупных предприятий.

Принцип 4. Устранение рыночных барьеров. Рыночные барьеры подразделяются на:

Высокие затраты на получение информации или заключение сделок;

Недостаточный уровень конкуренции;

Государственные нормативы или государственная политика.

Для России и области (республики) целесообразно выделить состав работ по преодолению рыночных барьеров для двух типов местных предприятий. Первый тип — предприятия, работающие на международный рынок, второй тип — предприятия, работающие на внутри российский рынок. Для первых характерны рыночная стратегия и сугубо денежные формы расчетов, для вторых – во многом, использование денежных суррогатов и, как правило, работа вне конкурентной среды.

Принцип 5. Устранять причины, а не симптомы. Принцип сводится к формированию предпринимательской основы управления предприятием и стратегии прямых инвестиций и создания новых предприятий.

Для России и области (республики) это означает формирование идеологии предпринимательства и всяческое поощрение предпринимательской активности. Сегодня в большинстве регионов существуют значительные бюрократические препятствия для деятельности предпринимателей. Предприятия оцениваются чиновниками как совокупность материальных ресурсов, а не уровнем предприимчивости.

Основные этапы стратегического планирования местного экономического развития

Этап 1. Оценка местной экономики

Оценка местной экономики помогает определить:

Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 2745 раз

Библиографическое описание:

Шакуров Р. М. Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 204-207. — URL https://moluch.ru/archive/48/6002/ (дата обращения: 16.01.2019).

В современной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных инвестиций для экономики России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходимы финансовые ресурсы, которые могли бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В настоящее время организационно-экономическими механизмами привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации являются:

федеральные целевые программы;

внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);

образование государственной корпорации «Банк развития»;

региональные агентства по привлечению инвестиций;

подготовка специальных площадок для застройки инвесторами;

венчурные инструменты и т. п.

Остановимся подробнее на этих механизмах.

Инвестиционный фонд и механизмы ГЧП

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты.

Используя механизмы ГЧП, государство может привлечь частные деньги для осуществления приоритетных проектов, повысить эффективность управления инфраструктурой. Стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, повышает рентабельность проекта и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать на рыночных условиях.

Области применения ГЧП разнообразны — от совместной выработки стратегических направлений развития национальной экономики до реализации конкретных инвестиционных проектов [1, c .18].

Инвестиционный фонд Российской Федерации — один из важнейших инструментов реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно — частного партнерства.

Государственная поддержка из Фонда предоставляется в форм

софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с формированием прав собственности Российской Федерации;

направления средств в уставные капиталы юридических лиц;

предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

Предоставление поддержки в виде софинансирования на договорных условиях пользуется наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов — около 85 % поступивших заявок.

По подавляющему большинству одобренных инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры. Развитая инфраструктура страны существенно повышает ее рейтинг инвестиционной привлекательности. В последующем, по завершении реализации подобных инвестиционных проектов они будут играть роль катализаторов для привлечения новых инвестиций и новых проектов в смежных отраслях.

В начале 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях». С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Как показывает мировой опыт концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов — как на инвестиционной, так и на операционной. В настоящее время соглашения достаточно активно используются в ЖКХ, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов и т. д.

Читайте также  Роль инвестиций на макро и микроуровне

Следует отметить, что сохраняются некоторые сложности по реализации концессионных проектов, в частности, неадаптированность бюджетного законодательства к совместному инвестированию государством и частными компаниями в объекты концессионных соглашений, а также процедурные расхождения между основными правовыми актами, регулирующими концессионные соглашения и функционирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, социального, культурного развития Российской Федерации.

В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.

Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:

концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;

возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;

длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;

высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;

обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета, а также иных средств.

Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [2, c .142–145].

В мае 2007 г. Федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.

Банк развития выступает не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.

В соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» осуществляется подготовка инфраструктуры для строительства технопарков ы РФ. Технопарки в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.

Реализация этой программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

Для реализации в России была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов — «Российской венчурной компании», которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и стартапов, т. е. непосредственно производителей технологий.

На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания — государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [3, c .26].

Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в использовании этого инструмента могут заключаться в выделении и продвижении наиболее перспективных инновационных проектов и наработок на федеральном уровне, что может на практике выражаться в их административной и консультативной поддержке, создание региональных инкубаторов, предоставлении дополнительных налоговых и административных преференций субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в hi — tech сегменте.

Задачей Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий является поддержка перспективных проектов в сфере ИКТ на начальном этапе их развития. Из федерального бюджета в капитал фонда предусмотрено выделение около 1,5 млрд. руб. Первоначально фонд будет полностью государственным. В дальнейшем, по мере привлечения частных инвесторов, планируется постепенный выход государства из капитала фонда.

Региональные агентства по привлечению инвестиций

В настоящее время в большинстве регионов существуют специализированные органы государственной власти или агентства (корпорации) по привлечению инвестиций, занимающиеся вопросами сопровождения проектов, то есть внимательного и своевременного решения административно-правовых вопросов, возникающих у инвестора в ходе подготовки и реализации проектов, создании площадок для инвестиций и проведения мероприятий по улучшения имиджа региона и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.

Международный опыт показывает, что агентства по привлечению инвестиций могут быть действенным средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.

Беляева И. В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране// Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки.2010.Т.83.№ 3.С.18–23.

Юзович Л. И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.2010.№ 2. С. 142–145

Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 26–42.

Концепция развития по привлечению инвестиций

Проблема привлечения инвестиций в экономику предприятия и города является одной из главных в преодолении последствий экономического кризиса. оценка инвестиционной привлекательности становится первоочередной, а исследования по оценке инвестиционной привлекательнеости – актуальными. Потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя объект инвестирования с вполне удовлетворительными условиями для этого. необходимо лишь предоставить ему полноценную и достоверную ин — формацию об инвестиционном климате города, предприятия [1; 7; 8].

Сущность инвестиционной политики города – это обоснованная деятельность по при — влечению инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-эко — номического развития муниципального образования и, как следствие, улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Для решения этих проблем необходи — ма концепция, которая должна определять цели, задачи, основные положения и механиз — мы ее реализации, направленные на улучшение инвестиционной привлекательности и рост

© Павленков М. Н., Портнов В. В., 2011

инвестиционной активности на территории муниципального образования, в первую оче — редь в приоритетных направлениях и отрас — лях производства [8].

основной целью разработки инвестици — онной политики города является наращива — ние общего объема инвестиций в экономику за счет более эффективного использования бюджетных и привлечения внебюджетных ресурсов для решения проблем комплекс- ного социально-экономического развития, а именно:

— обеспечение экономического роста за счет привлечения инвестиций в эффектив — ные и конкурентоспособные предприятия, формирующие создание собственного ин — вестиционного потенциала и потенциала города и способствующие развитию других отраслей и производств;

— решение проблем расширения налого — вой базы и сбалансированности городского бюджета.

При разработке концепции инвестицион — ной политики города необходимо рассмот — реть следующие задачи:

— создание благоприятного инвестицион — ного климата города;

— участие города и предприятий в феде — ральных и региональных программах в раз — личных областях;

— мониторинг инвестиционной деятель — ности;

— мобилизация всех инвестиционных ре — сурсов для эффективной реализации при — оритетных и социально значимых программ развития города;

Читайте также  Ценная бумага как особая форма инвестиций

— создание инвестиционного имиджа го — рода.

Далее предлагаются основные положения разработки концепции инвестиционной по — литики города.

1. Создание благоприятного инвести — ционного климата города.

инвестиционный потенциал города – сумма объективных предпосылок для инвес — тиций, зависящая как от наличия и разнооб — разия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического состояния. инвес-

тиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие, как насыщенность объекта факторами про — изводства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструкту — рой и т. д.), потребительский спрос населе — ния и другие показатели. инвестиционный потенциал складывается из ряда элементов, каждый из которых характеризуется своей группой показателей [2; 5].

В рамках развития инвестиционного по — тенциала города необходимо осуществление следующих мероприятий.

1.1. использование природно-ресурсно — го потенциала: использование выгод эконо- мико-географического положения города, что позволяет интенсифицировать межреги — ональные связи, а также внешнеэкономичес — кое сотрудничество.

1.2. использование трудового потенциа — ла: снижение уровня неэффективной заня — тости; снижение структурного дисбаланса рынка труда и рынка образовательных услуг; институционализация сферы малого пред — принимательства как гаранта позитивной динамики на городском рынке труда; нали — чие высококвалифициванных кадров; сни- жение занятости в непромышленной сфере.

1.3. использование экономического по — тенциала: выбор и обоснование приоритетов развития экономики города по отраслевому, экономическому и социальным признакам; модернизация производства и его струк- турная перестройка; увеличение объемов производства и повышение конкурентоспо- собности продукции; поддержка и ускоре — ние нТП, направленной на разработку и ос — воение новых технологий, развитие средств информатики, выпуск конкурентоспособной продукции; наращивание производства ин — новационной продукции на предприятиях, обеспечивающей импортозамещение; подде — ржка предприятий, использующих высокие технологии на базе развития экономически выгодных связей с иностранными компани — ями; поддержка отраслей, необходимых для обеспечения других отраслей, ориентиро- ванных на внутренний рынок; наращивание

объемов инвестиций, обеспечивающее уско — рение экономического роста; приоритетная реализация инвестиционных проектов, ори- ентированных на включение экономики го — рода в систему мирохозяйственных связей; стимулирование привлечения инвестиций для обновления основных фондов, разработ — ки новых продуктов и технологий, приобре — тение лицензий и патентов.

1.4. использование инфраструктурного потенциала: внедрение транспортной инф — раструктуры: портового хозяйства, железно — дорожного узла, транспортных магистралей, городского транспортного хозяйства; внед — рение новых технологий и схем жилищного строительства, капитального ремонта, ввод новых систем инженерного оборудования, энергообеспечения, водоснабжения, водо — отведения, внедрение энергосберегающих технологий; развитие информационных тех — нологий во всех сферах жизнедеятельности города.

1.5. использование финансового потен — циала: проведение бюджетной реформы муниципального уровня; стимулирование инвестиционной активности предприятий и организаций;

— расширение налогооблагаемой базы; расширение капитального строительства в городе; обеспечение финансово-экономичес — кой устойчивости предприятий; увеличение объемов прибыли предприятий за счет роста объемов и качества выпускаемой продукции; снижение уровня дебиторской и кредиторс — кой задолженности предприятий; рост про — изводительности труда; создание механизма использования сбережений населения на комплексное социально-экономическое раз- витие города.

1.6. использование институционального потенциала: реинжиниринг системы управ — ления муниципальной собственностью; ав — томатизация учета городских земель; фор- мирование направлений и условий развития малого бизнеса; усиление взаимовыгодного партнерства крупного бизнеса и власти на всех уровнях; усиление инвестиционной деятельности в городе за счет банковско-

го сектора, фондового рынка, иностранных инвестиций, инвестиционных институтов; развитие механизмов совместного финанси — рования инвестиционных программ и про — ектов с использованием финансовых ресур — сов местных бюджетов, кредитных ресурсов банков и бизнеса; развитие новых форм ком- мерческого и потребительского кредита.

1.7. использование инновационного по — тенциала: разработка стратегической про — граммы инновационного развития города; выбор приоритетных технологий и иннова — ционных проектов; развитие инновационной деятельности в вузах и нии по созданию “прорывных” технологий и инновацион — ных разработок; расширение прикладных исследований, создание инфраструктуры инновационной деятельности: технопарка, венчурных предприятий и фирм, бизнес-ин — кубаторов, инженерных центров и т. п.; фи — нансовое обеспечение исследований и разра — боток, проводимых в интересах экономики города; развитие научно-методической базы вузов и научно-исследовательских учрежде — ний; привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу; увеличение вклада научно-технического потенциала города в улучшение экологической обстановки; обес — печение взаимосвязи исследований и разра — боток, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном уровнях; финансовая поддержка малого ин- новационного предпринимательства; под — готовка и переподготовка кадров в области инновационного менеджмента; расширение международных и межрегиональных связей в инновационной сфере.

оценка инвестиционной привлекатель — ности города не отличается в принципе от оценки инвестиционной привлекательности региона, когда инвестиционную привлека — тельность определяют как инвестиционный потенциал и инвестиционный риск или как социально-экономический потенциал и риск [1; 4].

оценка риска строится, как правило, на экспертном методе, на приглашении группы высокопрофессиональных экспертов, выра-

ботке системы оценок, сборе необходимой информации и анализе полученных резуль — татов.

Задача оценивания инвестиционной при — влекательности города включает в себя оце — нивание его инвестиционного потенциала в совокупности с оценкой инвестиционного риска и эффективности управления этим потенциалом. Условия оценивания форми — руются под влиянием набора факторов, оп — ределяющих уровень рисков, возникающих при осуществлении инвестиционных вложе — ний на данной территории, а также опреде — ляющих возможность окупаемости этих вло- жений и получения прибыли.

В целях снижения инвестиционных рис — ков в процессе разработки концепции необ — ходимо разработать следующие мероприя- тия по их снижению.

а) мероприятия по снижению эконо — мического риска: осуществление активной экономической политики; обеспечение по — ложительной динамики экономических про — цессов; реализация антикризисной политики в управлении предприятиями и организаци — ями города.

б) мероприятия по снижению социаль — ного риска: создание новых рабочих мест и повышение квалификации труда; снижение уровня дифференциации заработной платы по отраслям экономики.

В) мероприятия по снижению финансо — вого риска: оптимизация бюджета по дохо — дам и расходам; проведение комплексного анализа финансовой деятельности предпри — ятий и выявление причин негативной дина — мики; содействие местных органов власти в поиске дополнительных источников финан- сирования предприятий.

Г) мероприятия по снижению законода — тельного риска: совершенствование право — вых норм и институциональных условий де — ятельности инвесторов; совершенствование условий и правил инвестирования и порядка использования инвестиционных ресурсов.

Д) мероприятия по снижению экологи — ческого риска: совершенствование системы платежей за природопользование, стимули-

рующей экологическое оздоровление, вос — производство и рациональное использова — ние природных ресурсов; реинжиниринг управления природными ресурсами: лими — тов потребления, выбросов и сбросов за — грязняющих веществ, размещения отходов; разработка системы показателей эффектив — ности и комплексности использования при — родных ресурсов; разработка и выполнение мероприятий по предупреждению чрезвы — чайных ситуаций и оздоровлению экологии. е) мероприятия по снижению крими — нального риска: снижение уровня преступ — ности; повышение эффективности функци — онирования правоохранительных структур;

снижение коррупции и теневой экономики.

2. Участие города и предприятий в фе — деральных и региональных программах в различных областях.

одним из направлений привлечения ин — вестиционных ресурсов является участие в реализации федеральных и региональ — ных программ. Такое участие может быть обеспечено на основе повышения качест — ва инвестиционных проектов, соблюдения требований долевого финансирования высо- коэффективных социально значимых проек — тов, реализуемых предприятиями и органи — зациями со стороны бюджетов всех уровней. Для продвижения инвестиционных проек — тов необходима поддержка исполнительной и законодательной власти, начиная от на — чальных этапов подготовки предложений до представления и защиты в органах власти и местного самоуправления [2; 6].

Читайте также  Можно ли разбогатеть на инвестициях

3. мониторинг инвестиционной де — ятельности.

Эффективная инвестиционная деятель — ность строится на основе непрерывного на — блюдения за фактическим положением дел в инвестиционной сфере и анализа происхо — дящих в ней изменений.

мониторинг является условием для акти — визации и повышения эффективности ин — вестиционной деятельности за счет обеспе — чения достоверной и систематизированной информации, необходимой всем участникам инвестиционной деятельности. Эта инфор-

мация должна стать основой прогнозиро — вания социально-экономического развития города и предприятий.

В целях осуществления мониторинга не — обходимо создать информационную базу данных инвестиционных проектов и по — тенциальных инвесторов. Данные из базы могут быть использованы для включения в Федеральную адресную инвестиционную программу и реестр инвестиционных про — ектов области, что сократит время на поиск объектов инвестирования, на подготовку информационных материалов для распро — странения и на поиск инвесторов.

4. мобилизация всех инвестиционных ресурсов для эффективной реализации при — оритетных и социально значимых программ развития города.

В условиях ограниченности бюджетных средств необходимо использовать потенци — альные источники инвестиционных ресур — сов города. В связи с этим необходимо ори — ентироваться на привлечение внебюджетных инвестиционных ресурсов.

основным источником финансирования должны стать собственные средства пред — приятий и, прежде всего, амортизацион — ные фонды. Предприятиям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, должны предоставляться на конкурсной основе: бюджетные кредиты за счет город — ского бюджета, гарантии и поручительства; инвестиционные налоговые кредиты, суб- венции юридическим лицам; бюджетные ин — вестиции юридическим лицам на условиях возникновения права муниципальной собс — твенности на эквивалентную часть устав- ных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформления участия города в уставных (складочных) ка — питалах таких юридических лиц; субсидиро — вание процентной ставки по кредитам ком — мерческих банков [3; 5; 6].

одной из форм поддержки является при — влечение объектов недвижимости, земельных участков в качестве инвестиционных ре — сурсов имущественного потенциала города. С этой целью Комитет по управлению му-

ниципальным имуществом должен выпол — нить: анализ эффективности использования имущества; разработку процедур оплаты за использование имущества; разработку про — граммы реструктуризации муниципальных предприятий; разработку предложений по использованию муниципальной собствен- ности в ходе реализации инвестиционных проектов.

Для мобилизации инвестиционных ресур — сов необходимо объединить усилия банков в направлении: расширение инвестиционной деятельности банков на основе увеличения объемов операций;

— расширение вексельных и иных про — грамм, способствующих экономическому развитию города; объединение инвестици — онных ресурсов для реализации крупных программ, в том числе по социально значи — мым направлениям.

Эффективное вовлечение средств населе — ния в инвестиционную деятельность явля — ется сложной, но важной задачей. Средства населения могут быть вовлечены путем: раз — мещения сбережений на банковских депо — зитах и счетах; приобретения паев, акций, облигаций и других ценных бумаг; выпуска региональных (муниципальных) облигаци — онных займов; отчисления средств в негосу — дарственные пенсионные фонды; долевого строительства жилья и др.; развития пред — принимательской деятельности.

Для включения сбережений населения в инвестиционный процесс необходимо: раз — работать программу коллективного инвес — тирования; расширить программу развития рынка страховых услуг.

инвестиционная политика города долж — на быть направлена на решение следующих задач: аккумуляции накоплений населения и использования их с целью дальнейшего инвестирования; инвестирования в реаль- ный сектор экономики путем покупки акций предприятий, корпоративных облигаций; реинвестирования средств в ценные бума — ги, выпускаемые самим предприятием; раз — мещение инвестиционных облигационных займов.

Решение этих задач позволит: создать сис — тему, стимулирующую инвестиционную ак — тивность всех участников; расширить спектр объектов инвестирования; обеспечить по — тенциальным инвесторам равные условия доступа к информации об институтах кол- лективного инвестирования посредством создания единой информационной системы; создать систему обеспечения максимальной защиты прав участников инвестиционной деятельности.

В концепции необходимо рассмотреть привлечение иностранных инвестиций:

— привлечение: иностранных инвестици — онных фондов; иностранных кредитов; инос — транного оборудования на основе лизинга; кредитов на компенсационной основе;

— создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным ин — весторам акций;

— кооперация производства, сопровож — дающаяся передачей технологии, созданием совместной собственности.

В рамках концепции необходимо детально проработать мероприятия по привлечению отечественных и иностранных инвестиций:

— обеспечение доступа потенциальных ин — весторов к портфелю инвестиционных пред — ложений в электронном виде;

— размещение инвестиционных предложе — ний на сайтах городской и областной адми — нистрации;

— доступность результатов исследования потенциальных отечественных и иностран — ных инвесторов для предприятий;

— доступность системы гарантий и стра — хования инвестиций, в том числе для инос — транных инвесторов;

— программы региональных, российских и международных выставок.

Все это формирует положительный ин — вестиционный имидж города.

5. Создание инвестиционного имиджа города.

основная цель: привлечь инвестиции рос — сийских и международных инвесторов, по — казать привлекательные для потенциальных

инвесторов характеристики предприятий и условий осуществления инвестиционной де — ятельности, представить город как перспек- тивного партнера, обладающего значитель — ным экономическим потенциалом.

направления по созданию инвестицион — ного имиджа:

— позиционирование информации о кон — курентных преимуществах города;

— распространение информации об ин — вестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством средств массовой информации и международного информационного обмена;

— расширение презентаций города и отде — льных инвестиционных проектов;

— распространение информационно-рек — ламных материалов;

— проведение семинаров и конференций по развитию инвестиционной деятельности.

Разработка концепции инвестиционной деятельности города требует научного обос — нования. Важнейшими условиями реализа — ции инвестиционной политики являются:

— разработка научно обоснованной сис — темы управления инвестиционной деятель — ностью города;

— разработка программы реализации ин — вестиционной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу;

— разработка программы мероприятий по реализации инвестиционной политики;

— создание системы контроля выполнения программы мероприятий;

— создание системы оценки экономичес — кой и социальной эффективности инвести — ционной деятельности;

— создание системы регулирования планов и инвестиционных программ.

Важным аспектом инвестиционной по — литики является период ее реализации. Сле — дует отметить, что такая программа должна разрабатываться на длительный период, она должна быть непрерывной. однако в любом случае необходимо озвучить основные этапы ее реализации.

Первый этап: анализ состояния инвести — ционной деятельности города.

Второй этап: разработка собственно кон — цепции.

Третий этап: согласование концепции. четвертый этап: разработка и согласова-

ние планов, программ, мероприятий реали — зации концепции.

Пятый этап: уточнение концепции и ут — верждение на уровне исполнительной и за — конодательной власти.

Для достижения целей концепции должен быть разработан механизм ее реализации, включающий совокупность методов, форм, инструментов воздействия на инвестицион — ную деятельность с целью ее активизации и контроля за ней. механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления аль- тернативных вариантов инвестиционной по — литики. Важно разработать прогнозную мо — дель реализации инвестиционной политики, которая позволит оценить экономические, социальные, экологические последствия ее осуществления для местного сообщества.

Важным условием действенности лю — бой программы, в том числе и концепции инвестиционной политики города, являет — ся восприятие ее городским сообществом. Поэтому непременным условием принятия долгосрочной концепции инвестиционной политики должно основываться на мнение горожан.

изучение мнения горожан должно стать традицией в процессе принятия важнейших для города решений.

Материал взят из: Вестник МГОУ. Серия «Экономика». – № 2. – 2011

Источники: http://vasilievaa.narod.ru/mu/csipfo/kpr/frames/inst.html, http://moluch.ru/archive/48/6002/, http://moyuniver.net/razrabotka-koncepcii-privlecheniya-investicij-v-promyshlennoe-razvitie-goroda/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто