Конкурентоспособность страны на уровне инвестиций

Конкурентоспособность страны;

Стадии развития и основные факторы. М.Портер определив конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается как эффективное использование рабочей силы и капитала и результируется в величине национального дохода на душу населения[3]. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:

· факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информа-ционный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;

· условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса.

· смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий.

· стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

По М.Портеру, развитие конкурентоспособности страны проходит четыре основных стадии: движение факторами, движение инвестициями, движение инновациями и движение богатством.

Портер утверждает: политика государства важна не сама по себе,
а своим влиянием на «конкурентный ромб». Он рекомендует государству инвестировать в создание факторов, прежде всего – развитых (образования, инфраструктуры, науки). Портер особо подчеркивает значимость такой функции государства, как улучшение качества внутреннего спроса путем использования таких инструментов, как государственные закупки для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации (например, бесплатное тестирование), не препятствование иностранным конкурентам. За государством остается также функция поддержки и усиления кластеров (в том числе региональных), поощрение внутренней диверсификации, а не поглощений, при одновременном содействии внешнеэкономической активности фирм.

Главный тезис, главная рекомендация Портера: Перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках!И маркетинг российским территориям нужен внутри них в том числе и для того, чтобымог успешно развиваться маркетинг России в целом, как конкурентоспособной страны.

Технологии и оценки. Социально-экономическийимидж страны оценивается с помощью комплексного показателя ее благополучия. Это весьма значимо для миграционных потоков, туризма и др. По модернизированной методике Всемирного банка применяются четыре основных показателя: доля ВНП на душу населения, а также уровни обеспеченности населения: производственными ресурсами (основные фонды, дороги, здания); природными ресурсами; человеческими ресурсами (уровень образованности).

Деловой имидж страны характеризуется понятием ее конкурентоспособности. Для анализа конкурентоспособности стран экспертами Международного института развития менеджмента используется 288 оценочных параметров, сформированных на базе статистических данных и отчетов экспертов.

Примером более частных уровней делового имиджа страны (по отдельным аспектам бизнеса) выступает оценка факторов инвестиционной привлекательности страны. Одна из моделей такой оценки, разработанная специалистами из американского неправительственного фонда «Наследие» в основных чертах представлен в таблице в таб. 1.

По этой модели была оценена инвестиционная привлекательность стран так называемого «второго эшелона», то есть тех, которые достаточно быстро развиваются, продвигаются к состоянию экономической свободы. Самые привлекательными для инвестиций были признаны следующие развивающиеся страны: Ботсвана, Индонезия, Израиль, Панама, Португалия.

Факторы инвестиционной привлекательности стран

Последствия снижения инвестиционного рейтинга страны. Основные организации по определению рейтинга в США и Великобритании объявили в октябре 1996 г. следующий рейтинг облигационных займов российского правительства: MOODY’S (Moody’s Investor Service, USA):Ba2;S&P (Standard and Poor’, USA):BB;IBCA (The international Bank Credit Analist, UK):BB+.Уровни приведенных рейтингов соответствовали рейтингам Мексики, Аргентины, Венгрии. Но ровно через два года рейтинг России как страны-заемщика упал до критического уровня ССС, и к этому не может быть равнодушен ни один российский регион: ведь по международным правилам, рейтинг любого региона не может быть выше рейтинга страны в целом.

Читайте также  Системные энергоэффективные решения и инвестиции

Снижение рейтинга, как правило, самым серьезным образом тормозить реализацию проектов, осуществляемых на привлеченные деньги, если их гарантами или участниками выступают государственные структуры.

После снижения кредитного рейтинга может произойти перелом в самом характере иностранных инвестиций. Вместо поддержки существующих российских компаний и бюджета за счет дешевых заемных денег они будут сориентированы на так называемую реструктуризацию предприятий, то есть на вложения в собственность обанкротившихся российских компаний. А чтобы снизить стоимость их покупки, кредиторы обычно инициируют процедуру банкротства.

Снижение рейтинга крайне болезненно действует на бюджет государства, если он зависим от внешних заимствований или/и от рынка внутренних государственных ценных бумаг. Но еще более опасным долгосрочным последствием этого может стать то, что государство, чей рейтинг снизился, постепенно вытесняется с финансового рынка. Одновременно повышается роль прямых инвестиций, расширяется иностранное присутствие.

Страна и ее соседи по региону. Среди многочисленные рейтингов деловой привлекательности стран, особое внимание стоит уделить рейтингам, действующим в конкретных регионах мира. Россия – евроазиатская страна и, без сомнения, не может быть равнодушна к восприятию ее в азиатском регионе. В Азии одна из наиболее квалифицированных организаций, действующих в этой области — Японский институт облигационных займов (The Japan Bud Research Institute — JBRJ). Этот институт выстроил рейтинги ряда азиатских стран, опираясь на значения стра­нового риска как «риска невозможности возвращения долгов или вывоза инвестированного капитала из-за неблагоприятных изменений в полити­ческой, экономической или социальной ситуации в стране»

Чтобы Россия смогла рассчитывать на расширение технического сотрудничества с зарубежными странами и на привлечение иностранных инвестиций с их стороны, японские экономисты, в частности рекомендуют сосредоточиться на следующих факторах: введение простой и прозрачной схемы налогообложения; совершенствование законодательства об иностранных инвестициях, разделе продукции и др.; соблюдение контрактной дисциплины; установление приоритетов политики, проводимой в промышленности; разграничение роли центрального правительства и регионов; стимулирование возврата российского капитала, вывезенного за рубеж, оцениваемого в 120 млрд. долл. США и притока отечественных инвестиций в размере 30 млрд. долл. США, находящихся на руках у населения. При этом необходимым условием должна быть стабильность политической обстановки в стране.

Конкурентоспособность страны

  • Экономика предприятия
  • Принципы организации производственного процесса
  • Производственный цикл
  • Маркетинг на фирме
  • Уставный капитал

Конкурентоспособность страны

На современном этапе экономического развития обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшей проблемой, характеризующей не только положение страны на мировом рынке, но и определяющей в значительной степени ее национальную безопасность.

Конкурентоспособность страны:

  • способность страны производить больше материальных ценностей, чем их конкуренты, на мировых рынках;
  • степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги (комиссия по промышленной конкурентоспособности при президенте США);
  • экономическая возможность расплачиваться за полученные средства (Всемирный банк развития);
  • способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.

Факторы, определяющие конкурентоспособность страны:

  • динамизм экономики, оцениваемый по таким показателям, как темпы экономического развития, положение национальной валюты, объем производства важнейших товаров в расчете надушу населения и др.;
  • эффективность промышленного производства:
  • динамизм рынка, оцениваемый по показателям уровня качества товаров, объема потребительских расходов надушу населения и др.;
  • состояние и развитие финансовой системы страны, оцениваемое исходя из деятельности коммерческих банков, рынка ценных бумаг;
  • человеческие ресурсы, определяемые на основе численности и темпов роста населения и рабочей силы, уровня безработицы, уровня квалификации трудовых ресурсов и т.п.;
  • роль государства, оцениваемая степенью воздействия государственного регулирования в экономике на основе исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны и др.;
  • ресурсы и инфраструктура — исследуется обеспеченность страны различными видами ресурсов со степенью развития инфраструктуры;
  • социально-политическая обстановка в стране — показателями, ее характеризующими, выступают величина дохода и его распределение, трудовые отношения в промышленности и т.д.
Читайте также  Структура инвестиции и инвестиционный процесс

Структура конкурентоспособности каждой страны сильно различается, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях, потому что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.

В отличие от категорий конкурентоспособности продукции, товара, предприятия, относящихся к сфере микроэкономики, конкурентоспособность национальной экономики имеет ярко выраженный макроэкономический характер.

Оценка конкурентоспособности страны

Среди наиболее распространенных методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности страны выступают методики Всемирного банка, Всемирного экономического форума.

1. Всемирный экономический форум, 1986 г. оценивает по 8 группам агрегированных факторов (381 показатель):

  • внутренний экономический потенциал;
  • внешнеэкономические связи;
  • государственное регулирование;
  • кредитно-финансовая система;
  • инфраструктура;
  • система управления;
  • научно-технический потенциал;
  • трудовые ресурсы.

Показатели для оценки стадии развития конкурентоспособности страны:

  • характеризующие уровень развития экономики и темпы ее роста;
  • характеризующие трудовые ресурсы (доля активного населения, уровень производительности труда, заработной платы, личного дохода);
  • расходов на НИОКР, % от ВВП (темпы роста расходов, расходы на образование, количество патентов);
  • характеризующие экспорт (доля страны в мировом экспорте, темпы роста экспорта; доля трудоемких и сырьевых отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий; доля услуг в ВВП);
  • инвестиций (доля внутренних инвестиций, % к ВВП: инвестиций за границу, % к ВВП: иностранных инвестиций, % к общему объему инвестиций; доля налогов в ВВП).

2. Всемирный банк оценивает конкурентоспособность страны по 9 критериям (сумма может составить максимально 100 баллов):

  • политический риск (возврат денег);
  • экономические перспективы;
  • внешняя задолженность;
  • долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга;
  • доступ к банковским ресурсам;
  • доступ к рынкам капитала;
  • предоставление форфейтинговых услуг.

Конкурентоспособность страны рассчитывается по формуле:

100 баллов = 25 + 25 + 10 +10 + 10 + 5 + 5 + 5 (табл. 1).

Таблица 1. Оценка конкурентоспособности страны

Конкурентоспособность как фактор инвестиционной привлекательности

Тема контрольной работы «Конкурентоспособность как фактор инвестиционной привлекательности» по дисциплине «управление экономикой».

Цель работы — рассмотреть подходы к определению конкурентоспособности как экономической категории и критерии ее оценки с точки зрения потенциального инвестора; определить уровень конкурентоспособности отдельных видов экономической деятельности в Украине и их инвестиционной привлекательности.

Главная цель общественного развития — достижение высокого уровня жизни граждан и постоянный его рост. Поэтому одной из важнейших задач для современной Украины является усиление конкурентоспособности экономики, что определяет не только уровень эффективности отраслей и предприятий, но и уровень благосостояния населения, который достигнут или может быть достигнут страной.

С другой стороны, конкурентоспособные отрасли и предприятия имеют сравнительно более высокий уровень доходности (рентабельности), что не только обеспечивает их жизнедеятельность и развитие, а также является одним из главных факторов инвестиционной привлекательности. Подтверждением этого может быть опыт развитых стран мира, где аккумулируется около 70% прямых иностранных инвестиций. Именно эти страны являются и самыми крупными импортерами капитала. Следовательно, существует тесная связь между конкурентоспособностью, инвестициями и экономическим ростом. В то же время конкурентоспособность является важным требованием современного глобализированного мира и основным критерием развития открытой экономики. Уровень конкурентоспособности определяет также конкурентные преимущества и мирохозяйственные позиции страны.

Читайте также  Национальный центр развития и инвестиций

Конкурентоспособность как фактор инвестиционной привлекательности

Конкурентоспособность страны в первую очередь зависит от факторов, наиболее влияющих на развитие экономической деятельности, — количества и качества имеющихся в стране ресурсов (людских, природных, инфраструктурных, технологических, информационных, культурных и др.). Однако не только факторы производства являются определяющими. Многие страны, не имевшие в свое время достаточно ресурсов, в частности, Германия, Япония, Южная Корея, Финляндия достигли значительных успехов в своем развитии, что до определенной степени опровергает этот тезис. По мнению М. Портера, не менее важными факторами конкурентоспособности страны являются также эффективность действий правительства, распоряжающегося этими ресурсами, производительность, обеспечиваемая людскими ресурсами и обусловливающая уровень заработной платы и продуктивность (эффективность) использования капитала, что определяет доход, полученный его собственниками.

Мировой опыт показывает, что даже в развитых странах не все отрасли имеют достаточно высокий уровень конкурентоспособности, что вызвано, прежде всего ограниченностью ресурсов. Основными факторами, обусловливающими привлекательность отрасли, М. Портер считает влияние покупателей и поставщиков, угрозу появления новых игроков (конкурентов), а также новых продуктов-заменителей или услуг-заменителей и конкуренцию среди существующих игроков.

Появление новых игроков (конкурентов) на рынке в значительной степени зависит от входных барьеров — юридических (лицензии, разрешения, патенты и др.) и экономических (размер первоначального капитала, ценовая политика уже работающих предприятий и т. д.), и уже потом — от внутриотраслевой конкуренции.

Вполне естественно, что новые игроки будут стремиться войти в более конкурентоспособные, с высшим уровнем доходности отрасли, которые инвестиционно более привлекательны. Если допустить наличие одинаковых условий вхождения во все отрасли экономики, то новых игроков (конкурентов) будет больше в тех отраслях, которые наиболее привлекательны для вложения капитала. Поэтому инвестиции, будучи одним из основных факторов экономического роста, повышения конкурентоспособности и развития страны, являются также фактором, который может вызвать структурные сдвиги в составляющих макроэкономической системы, предоставляя возможности для интенсификации функционирования приоритетных и тормозя рост других отраслей, что обусловливает перелив капитала из одних отраслей в другие.

В целом понятие конкурентоспособности можно охарактеризовать как возможность объекта полнее удовлетворять конкретную потребность по сравнению с аналогичными объектами данного рынка. На уровне страны — это способность ее экономики в условиях свободной торговли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мирового рынка, реализация которых повышает благосостояние страны и отдельных ее граждан. На микроуровне конкурентоспособность определяется преимуществами предприятий по сравнению с другими предприятиями этой же отрасли внутри страны или за ее пределами, то есть их способностью производить конкурентоспособные на конкретном рынке товары или услуги, а также преимуществами самого произведенного товара, который может выдержать конкуренцию с аналогичными товарами на данном рынке. Показатель конкурентоспособности страны является обобщающим и характеризуется комплексностью и многомерностью, поскольку объединяет в себе индикаторы оценки и конкурентоспособности отраслей, предприятий и товаров.

Конкурентоспособность отрасли предполагает получение предпринимателем (собственником капитала) максимального дохода (прибыли) при минимальном уровне риска. При ее оценке в качестве критерия доходности целесообразно использовать показатель, характеризующий эффективность производства, например, рентабельность отрасли. Научные работники ГУ «Институт экономики и прогнозирования» признаком конкурентности также считают рентабельность (превышение цены над издержками), а превышение издержек над ценой (убыточность) — признаком неконкурентности. Такой подход вполне оправдан с точки зрения предпринимателя, поскольку показатель рентабельности в определенной мере учитывает доходность капитала. Оценка уровня конкурентоспособности отрасли приведена в таблице 1.

Источники: http://studopedia.su/4_23590_konkurentosposobnost-strani.html, http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentosposobnost-strany.html, http://studbooks.net/1998283/ekonomika/konkurentosposobnost_kak_faktor_investitsionnoy_privlekatelnosti

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто