Проблемы инвестирования
Проблемы инвестирования частного капитала являются очень актуальными в нынешнее время. Общеизвестным фактом является то, что для стабильного роста экономики страны, необходимы постоянные прогрессирующие инвестиции в основной капитал. Этот метод относится к одним из самых эффективных способов при стагнациях в экономике, и положительно сказывается на финансовом положении государства, при всевозможных кризисах. Каждый серьезный инвестор, старается вкладывать средства только в тот проект, способный принести максимальную прибыль, сохраняя, при этом, минимальные риски. Проблемы инвестирования остро стоят в развивающихся странах.
Частные инвесторы отдают свое предпочтение компаниям и предприятиям, находящиеся на территории страны со стойкой и надежной экономикой. В таких странах постоянно происходит улучшение регулирования финансовых отношений, а система налогообложения, разработанная десятилетиями, не создает проблем инвестированию, а наоборот стремиться повлиять на ситуацию весьма привлекательными условиями для потенциальных инвесторов. С другой стороны, увеличение производительности отдельно взятых ячеек государственной экономики, дает не только увеличенные доходы, которые используются для самофинансирования, но и улучшение финансового состояния страны в целом.
На этом основании можно сделать вывод, что повышение производительности труда, может решить такую чувствительную проблему как нехватка инвестиций. В развивающихся странах, именно из-за нехватки эффективности труда, ограничен приток инвестиций, так как собственники вкладывают деньги только в эффективные проекты. Проблемы инвестирования частного капитала всегда будут сопутствовать странам, имеющим неэффективное производство на предприятиях, потому что, капитал будет двигаться в сторону больших возможностей и стабильности. Повышение эффективности или производительности труда осуществимо, только при условии наличия большого возможного потенциала на предприятии. В свою очередь, чтобы достичь выполнения определенных производственных задач, каждой составляющей ячейке, будь это работник, специалист или начальник, необходимо действовать сообща, максимально быстро реагируя на возникающие проблемы и быстро искать пути их решения.
Учитывая кризисы прошлых лет, стоит обратить внимание на такие проблемы инвестирования, как нерациональное использование вложенных средств. Важно помнить, что инвестируемый капитал должен быть направлен на улучшение качественных характеристик производства, а также на создание высокопроизводительных рабочих мест. При этом необходимо добиться снижения некритичных расходов, что позволит обеспечить прирост доходов и повысить рентабельность организации.
Проблемы инвестирования частного капитала и пути их решения, в условиях высокой конкуренции, являются весьма сложной совокупной задачей. Эта работа предназначена для людей имеющих соответствующую квалификацию и большой опыт работы в подобном деле.
Технологии оптом: кто может решить проблемы венчурного рынка России
В октябре 2018 года РВК и PWC опубликовали отчет о развитии венчурного рынка в России. Представитель РВК отметил новый вызов для индустрии: дефицит капитала, инвестируемого в высокотехнологичные компании на сделках объемом от €5 млн до €15 млн. Похожая ситуация наблюдается в Европе — дефицит фондов, способных выписать чек от €20 млн. Однако в ЕС нашли решение этой проблемы. Возможно, этот опыт будет полезен и для России.
Средний размер европейского венчурного фонда — €150 млн. Такой фонд объединяет капитал 10-20 инвесторов. Обычно это семейные офисы, частные лица, корпорации, государственные фонды и частные фонды фондов.
Фонд фондов (FoF, или Fund of Funds) инвестирует капитал не напрямую в стартапы, а в венчурные фонды. Как пример, норвежская управляющая компания Argentum, которая инвестировала в 129 фондов, из которых каждый третий фонд в портфеле — венчурный.
Частные FoF — это тот класс инвесторов, который до сих пор не сформирован в России, но он появится в ближайшие 2-3 года, если повторится трек развития европейского венчурного рынка. Российский венчур во многом следует по стопам европейского, например, европейские корпорации так же начинали три года назад с акселераторов и хакатонов, как и многие их российские коллеги сегодня.
В апреле 2018 года было объявлено, что европейский венчурный институт развития — Европейский инвестиционный фонд — стал решать проблему дефицита капитала на поздних стадиях именно через стимулирование рынка частных FoF.
Государственные деньги частным инвесторам
Европейский инвестиционный фонд (EIF) отвечает в ЕС за развитие венчурного рынка. На сегодня EIF уже предоставил капитал более 500 европейским венчурным фондам, которые, в свою очередь, уже выбирают наиболее перспективные стартапы для финансирования.
EIF не единственный подобный институт в Европе, есть немецкий KFW, который уже вложил в венчурные фонды более €265 млн и со следующего года будет вкладывать €200 млн ежегодно. Аналог KFW в России — Внешэкономбанк — пока в венчурные фонды серийно не инвестирует. При этом надо отметить, что фонды поздней стадии уже не несут тех рисков, которые характерны для посевных венчурных фондов.
В апреле 2018 года EIF запустил программу VentureEU по стимулированию рынка частных FoF. Новая инициатива предусматривает выделение €410 млн шести частным фондам фондов, которые, в свою очередь, обязуются привлечь частный капитал объемом порядка €2,1 млрд.
EIF планирует, что VentureEU позволит профинансировать более 1500 технологических компаний. Еще одна цель — как раз решить проблему дефицита инвестиций на поздних стадиях, которые будут профинансированы за счет средств программы. VentureEU позволит европейским технологическим компаниям привлекать инвестиции на всем своем жизненном цикле, оставаясь в Европе и используя европейские инвестиционные структуры.
Инициатива EIF стимулирует появление частных фондов фондов, которые станут удобными инструментами для вложения крупного частного капитала с чеком €50-100 млн.
Венчурный фонд фондов — это возможность для частного инвестора заработать на быстро растущем технологическом рынке, при этом не нужно нести риски бизнес-ангела — профессиональный фонд отбирает стартапы сам, а несколько таких фондов в портфеле позволяют снизить риски за счет диверсификации по стадиям, географиям и технологическим секторам.
Частным фондам фондов в России пока только предстоит сформироваться. Сейчас таких инвесторов почти нет — мне известны всего единицы семейных офисов, инвестирующих в венчурные фонды серийно и регулярно.
Частные фонды фондов
Интересно посмотреть, кому же VentureEU выделил капитал. Это шесть управляющих компаний с штаб-квартирами в Эдинбурге, Мадриде, Лондоне, Лихтенштейне, Женеве и Цюрихе. Например, Adveq, основанная в Цюрихе в 1997 году и поглощённая британской компанией Schroders, на сегодня управляет капиталом в $ 8,6 млрд.
Есть и другие игроки, которые начали инвестировать в венчурные фонды даже раньше, например, голландский AlpInvest, входящий в группу Carlyle, инвестировавший в таких лидеров венчурных инвестиций, как Index Ventures и Northzone Ventures, на счету которых инвестиции в 22 европейских «единорога» («единорог» — стартап, превысивший оценку в $1 млрд), которые включают известные в России Avito и Revolut.
Управляющих компаний, которые занимаются только венчурными инвестициями в режиме FoF, пока не так много. Пример доходности показывают Cendana Capital и Industry Ventures, имеющие серию венчурных FoF с доходностью 30% годовых, а также 47% и 60% в то время, как медианная доходность невенчурных FoF, согласно Pitchbook, составляет 10% в год.
Среди первопроходцев можно назвать американские TopTier Capital, Cendana Capital и Sapphire Ventures, каждая из которых проинвестировала в десятки венчурных фондов. Например, Sapphire только в 2017 году инвестировала в 12 венчурных фондов. В Европе же таких управляющих компаний пока мало, мне известно только два игрока, которые первыми запускают европейский фонд фондов, ориентированный 100% на венчур.
Мы здесь надолго
Фонды фондов имеют стратегии с длинным горизонтом — 10-12 лет. При этом FoF имеет свою положительную специфику. Помимо диверсификации, FoF получает доступ к инфраструктуре, связям и неформальной сети контактов своих фондов, которые могут быть разбросаны по нескольким странам. Венчурные фонды работают как think tanks, очень разборчивы в найме своих команд, и нельзя недооценить ценность доступа к экспертизе десятка венчурных фондов.
Это хороший метод комплексно заглянуть в будущее рынков и технологий, а также получить трансфер компетенций, которые венчурные фонды нарабатывают годами. Также FoF, состоящий из венчурных фондов, часто даёт доступ к лучшим сделкам за счёт того, что проинвестированные венчурные фонды имеют суммарный портфель размером в несколько сотен компаний.
Правила игры для российского капитала
Российские инвесторы часто просят венчурных управляющих сократить сроки работы фонда, например разместить капитал и выйти из портфеля за 5 лет, а не за 7. Если вы придете к европейскому LP (LP — инвестор в венчурный фонд) с проектом фонда, запланированным на 5 лет, вас сочтут некомпетентным. Основная доходность делается на шестой-восьмой год, и инвесторы это знают, а часто и просят продлить срок, когда видят, что лучшая компания портфеля продолжает расти высокими темпами и выход нужно делать позже.
Так же, как венчурный инвестор ищет новый Facebook себе в портфель, LP пытается распознать, какой фонд станет следующим Accel V или USV I, показавшим доходность на инвестиции 188% и 67% годовых и умножившим капитал своих инвесторов в 19 и 13 раз соответственно.
Частные фонды фондов — один из недостающих элементов развития российского венчурного рынка. Сейчас на этот рынок претендуют корпорации и семейные офисы. Да, это новый подход, и пока мы видим дистанцию между европейским и российским институциональным развитием венчурного рынка, но это расстояние ближе, чем кажется.
Пути решения проблем инвестиций в России
Выше уже говорилось о важности инвестиционного процесса в экономике современной России. В этом пункте мы рассмотрим основные пути его активизации. Инвестиционный процесс логически распадается на ряд процедурных составляющих. Ими являются: сбережение средств, осуществляемое отдельными экономическими агентами, аккумулирование сбережений отдельных экономических агентов, вложение аккумулированных сбережений в инвестиционные проекты в виде инвестиционного плана, реализация инвестиционного плана под контролем инвесторов и кредиторов. Большая часть средств, направляемых на инвестиции, имеют своим источником сбережения. Следовательно, для стимулирования экономического роста и инвестиций необходимо обеспечить соответствующий объем сбережений. Статистические данные свидетельствуют, что норма сбережений в России сопоставима с соответствующими показателями в развитых странах мира. Однако, норма реального инвестирования здесь гораздо ниже, чем в указанных странах. Это свидетельствует о неразвитости финансового рынка в стране и его неспособности выполнить свою главную задачу: перераспределение средств от владельцев денежных средств к инвесторам. Причин этому множество. Одна из главных — уход организаций финансовой системы от выполнения своих основных функций по обеспечению реального сектора экономики необходимыми финансовыми ресурсами. Соотношения между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями нарушены главным образом по той причине, что преобладающая часть населения все еще держит сбережения в долларах. Сбережения вкладываются в доллары в силу высокого уровня инфляции. Дополнительной причиной нежелания населения хранить деньги в банках является неустойчивость банковской системы. Сбережения населения, вложенные в доллары и хранящиеся втуне, потеряны для прибыльных инвестиций. Обезопасить сбережения населения — это главная забота государства. Роль государства как регулятора инвестиционных состоит в выборе приоритетов инвестиционной политики, создании равных условий для различных типов инвесторов, стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении льготных инвестиционных кредитов на конкурсной основе, осуществлении гибкой амортизационной, ценовой, таможенной политики. В условиях рыночной экономики главная функция государства состоит в создании
благоприятных условий для всех видов внутренних инвестиций. Деятельность правительства должна быть направлена на решение следующих главных задач:
- 1) создание благоприятного инвестиционного климата;
- 2) формирование правовой базы и других благоприятных условий инвестирования (гарантии прав собственности, обеспечение политической стабильности, разработка и введение в действие четкого, понятного и устойчивого законодательства, а также нормативных документов в области налогообложения и валютного регулирования, и т.д.);
- 3) повышение экономической привлекательности инвестиций (преодоление инфляции, содействие формированию конкурентной среды, создание объектов инфраструктуры и коммуникаций и т.д.).
Особо следует отметить законодательный аспект активизации инвестиционной деятельности. Бюджетный кризис, приведший к известным событиям 17 августа 1998 года, резкое сокращение инвестиционного потенциала федерального бюджета обусловили определенную смену приоритетов инвестиционной политики в деятельности
Федерального Собрания и выдвинули на первый план проблему восстановления инвестиционного имиджа России. В результате изменившейся экономической ситуации и активизации Государственной Думы и Совета Федерации со второй половины 1998 и до середины 1999 года были приняты и вступили в силу такие основополагающие для инвестиционной деятельности законы, как «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года, «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»» от 7 января 1999 года, «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»» от 10 февраля 1999 года, «О лизинге» от 29 октября 1998 года, «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 года. Исключительно важное значение имеет содержащаяся в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» так называемая стабилизационная оговорка, поскольку, как неоднократно подчеркивали иностранные инвесторы, для них в принципе важны не столько льготы, сколько стабильные условия деятельности. В то же время необходимы жесткие законодательные гарантии неприкосновенности собственности с введением реальной ответственности за ее нарушение.
В январе-июне 2000 года сохранилась и получила дальнейшее развитие сложившаяся во второй половине 1999 года тенденция активизации деятельности иностранных инвесторов. Приток иностранных инвестиций в Россию в 2000 г увеличился на 11,9 % по сравнению с прошлым годом и составил около 12 млрд. долл. Тем не менее, на пути разворачивания мировых инвестиционных потоков в сторону России делаются только первые шаги. Негативным моментом некоторая стагнация активности прямых иностранных инвесторов — в первом полугодии 2000 года они составили 1,79 млрд. долл. США, что ниже на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. Подобная ситуация не может считаться благотворной для развития российской экономики, потому что именно прямые инвестиции служат носителями современной техники, технологий и передового зарубежного опыта менеджмента. В то же время ориентация иностранных инвестиций на топливные и сырьевые отрасли тормозят структурные сдвиги, закрепляя устаревшую и неэффективную структуру экономики, что в итоге негативно сказывается на темпах экономического роста. Основная проблема — в некоторой инерционности мероприятий экономической политики, направленных на структурную реформу и модернизацию экономики. Иностранные инвесторы сами определяют сферы приложения капитала, руководствуясь спросом на продукцию и нормой прибыли. Политика привлечения иностранных инвестиций должна получить четкие принципы, ориентиры и приоритеты. Должен быть сформулирован набор понятных и действенных стимулов, реализующих данную политику, как на федеральном, так и региональных уровнях. Пути привлечения капитала различны, но одним из наиболее перспективных является фондовый рынок, потенциальные возможности которого в настоящее время использованы лишь на десятые доли процента. По данным Госкомстата России, в 2000 году 85.6% инвестиций предприятий приходилось на собственные средства, 3.5% — на кредиты банков и лишь 1.6% — на средства, полученные от эмиссии акций. Одной из фундаментальных причин сложившейся неблагоприятной ситуации является низкая степень информационной прозрачности предприятий. Низкая информационная прозрачность заметно повышает цену заимствований капитала. Именно этот фактор наиболее часто ставится во главу угла при анализе иностранными инвесторами возможностей инвестирования в экономику России. Для этого целесообразно оптимизировать перечень информации, который устраивал бы три заинтересованные стороны: эмитента, инвестора и регулирующие органы. В то же время крайне важной является задача создания для эмитентов таких условий, при которых раскрытие информации для них являлось бы насущной необходимостью. Несколько слов о развитии форм привлечения иностранных инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции. Вклад прямых иностранных инвестиций в структуру общих источников финансирования российской экономики, то их доля чрезвычайно мала и пока не является существенным фактором экономического роста. Структурные изменения, характеризующиеся сокращением доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, не могут считаться благотворными для российской экономики. Ведь именно прямые инвестиции служат носителями современной техники, технологии, передового зарубежного опыта менеджмента, маркетинга и не являются возвратными и платными.
География основных прямых иностранных инвестиций достаточно предсказуема: Москва, Сахалинская область, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Татарстан и Тюменская область, т.е. регионы со значительным ресурсным потенциалом или емким рынком. Деформированность региональной структуры иностранных инвестиций все возрастает. Одна из причин заключается в недостаточной разработанности региональной политики по привлечению иностранных инвестиций — прежде всего в части страхования, залога, обеспечения инвесторов информацией об инвестиционных проектах, неразвитостью информационно-транспортной инфраструктуры. Сегодня нужна действенная политика привлечения иностранных инвестиций в депрессивные регионы, т.к. успешность данных инвестиций в первую очередь способствует формированию социальных гарантий осуществления проводимых правительством экономических реформ. Для инвестиционного климата регионов России характерна правовая нестабильность, выражающаяся в регулярных изменениях соответствующих
норм права, не обеспечивающих полного регулирования отдельных экономических процессов. В этой связи активность иностранных инвесторов в некоторых регионах обусловлена как созданными там достаточно благоприятными условиями для инвестиций, так и направленной политикой местных администраций именно на привлечение мировых управленческих и производственных технологий.
Инвестиции с глобальных фондовых рынков. Приток капитала с глобальных фондовых рынков в российскую экономику должен быть связан с созданием определенных условий хозяйствования, предсказуемых и долгосрочных. Что особенно важно, страна-получатель должна располагать институциональными структурами, необходимыми для эффективного использования притока инвестиций. В числе этих институтов — отлаженные рынки финансовых инструментов, особенно государственных обязательств; законодательство о банкротстве; процедуры управления компаниями-банкротами; хозяйственное право в целом; защита прав собственности в патентной системе; правила хозяйственного учета; органы
государственного регулирования для защиты интересов общества.
Наличие таких институтов — непременное условие эффективного хозяйствования. Необходимо создание и использование в хозяйственной практике соответствующих рынков, деловых предприятий, осуществляющих оценку капиталов, торговлю ценными бумагами, превращение финансовых потоков в конкретные формы реальных
производственных активов. Мероприятия, предпринимаемые правительством уже направлены на повышение эффективности российской экономики, переходу к устойчивому экономическому росту, снижению системных рисков, повышению рейтинга России на мировом рынке капитала и доверия отечественных и западных инвесторов. Это в конечном итоге позволит в ближайшие три года существенно увеличить (до 20-30 млрд. долл. США в год) объемы иностранных инвестиций, но что также важно структурно диверсифицировать и качественно улучшить потоки иностранных инвестиций в экономику страны.
Источники: http://investbaza.ru/articles/problemy-investirovaniya-630944.php, http://www.forbes.ru/tehnologii/369527-tehnologii-optom-kto-mozhet-reshit-problemy-venchurnogo-rynka-rossii, http://studwood.ru/1295403/ekonomika/puti_resheniya_problem_investitsiy_rossii
Источник: