Маркетинг привлечения инвестиций в регион

Привлечение инвестиций в регион с использованием маркетингового подхода Николаева Юлия Николаевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Николаева Юлия Николаевна. Привлечение инвестиций в регион с использованием маркетингового подхода : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2004 152 c. РГБ ОД, 61:04-8/4608

Содержание к диссертации

Глава 1. Привлечение инвестиций в регион с использованием
маркетингового подхода как объект исследования
10

Сущность, понятия, основные принципы и особенности управления инвестиционной деятельностью в регионе с использованием маркетингового подхода 10

Инструменты и методы маркетингового подхода в управлении привлечением инвестиций в регион 35

Использование маркетингового подхода в привлечении инвестиций:

зарубежный и отечественный опыт 53

Глава 2. Совершенствование привлечения инвестиций в регион на

основе маркетингового подхода 69

Реализация маркетингового подхода в системе государственного управления инвестиционной сферой 69

Развитие методов оценки инвестиционной емкости региона на основе маркетингового подхода 82

Перспективы использования интернет-маркетинга в привлечении инвестиций в регион 96

Разработка регионального инвестиционного маркетинг-плана 113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 133

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью стимулирования инвестиционной деятельности на территории РФ и привлечения инвестиций в экономику регионов. Привлечение необходимого объема инвестиций в регионы — стратегическая задача, для решения которой необходимо совершенствование управления деятельностью субъектов региональных инвестиционных рынков на основе внедрения современных управленческих концепций. Участники региональных инвестиционных рынков не располагают достаточным набором механизмов и инструментов для привлечения необходимого объема инвестиций в экономику регионов. В сложившихся условиях маркетинговый подход в управлении деятельностью субъектов региональных инвестиционных рынков может стать действенным фактором, стимулирующим инвестиционную деятельность на территории

Управление привлечением инвестиций с использованием маркетингового подхода позволяет вывести реализацию инвестиционного потенциала регионов на качественно новый уровень и увеличить объем инвестиций в региональную экономику. Инструменты и методы маркетинга позволяют создавать необходимую инфраструктуру регионального рынка инвестиций и эффективно использовать её для принятия управленческих решений; совершенствовать ценообразование на региональные инвестиционные товары и повышать их конкурентоспособность; формировать инвестиционную привлекательность территорий; обеспечивать оптимальную структуру привлеченных средств; улучшать имидж территорий. Технологии маркетингового подхода в управлении привлечением инвестиций обеспечивают доступность информации для потенциальных инвесторов, способствуют координации процесса управления, облегчают контроль, позволяют проводить своевременную аналитику и мониторинг инвестиционной конъюнктуры. Все это позволяет

4 субъектам региональных инвестиционных рынков адаптироваться к динамично изменяющимся условиям внешней и внутренней среды в максимально короткие сроки, а значит — отвечать современным требованиям управления.

Состояние научной разработанности проблемы. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности рассмотрены в работах Л.Абалкина, Л. Гитмана, М. Джонка, Дж.Кейнса, В.Кушлина, П.Массе, М.Фридмана, У.Шарпа и других ученых. Вопросами формирования, реализации и совершенствования инвестиционных стратегий регионов занимались И.Абросимова, А.Марголин, В.Перская, В.Фельзенбаум, Б.Чуб.

Важную роль при раскрытии темы диссертационного исследования сыграли труды в области стратегического управления развития регионов. Здесь необходимо назвать А.Алисова, А.Гапоненко, В.У колова. Проблемами активизации инвестиционной деятельности в регионах, привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата занимались такие ученые, как А.Абалкин, С.Глазьев, К.Гусева, Ф.Тумусов, А.Фоломьев.

Проблемам маркетинга в научной и практической литературе уделено достаточно много внимания. Вопросам проведения маркетинговых исследований, организации маркетинга, сегментирования рынка, позиционирования, маркетинговых коммуникаций посвящены труды И.Березина, Дж. Бернета, Е.Голубкова, Е.Дихтля, Ф.Котлера, С.Мориарти, Т.Орловой, Д.Траута, и других авторов. Использованию регионального маркетинга для повышения инвестиционной привлекательности регионов посвящены труды Ф.Котлера, А.Лаврова, А.Панкрухина, В.Мальцева, Г.Морозовой, Т.Орловой и другие. Вопросами интернет-маркетинга и территориального интернет-маркетинга занимались Ю.Багрин, Т.Бокарев, Т.Калюжнова, У.Хэнсон и другие.

Вместе с тем в научной литературе недостаточно полно раскрыты вопросы привлечения инвестиций в регион на основе маркетингового

5 подхода, практически не разработаны технологии и методики маркетинга в процессе привлечения инвестиций в экономику регионов.

Целью исследования является дополнение и развитие концепции управления привлечением инвестиций в регион с использованием маркетингового подхода.

Реализация указанной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

раскрытие сущности маркетингового подхода в управлении привлечением инвестиций, определение его принципов, субъектов, объектов и особенностей в целях выявления преимуществ данного подхода и обоснования целесообразности его использования для решения задач развития регионов;

выявление наиболее эффективных инструментов и методов маркетинга в соответствии с задачами и функциями управления деятельностью субъектов региональных инвестиционных рынков;

выявление компонентов положительного опыта использования маркетингового подхода к привлечению инвестиций в регионы в России и за рубежом;

разработка нового метода оценки инвестиционной емкости региона в целях развития инструментария позиционирования региона на инвестиционных рынках и привлечения инвестиций;

выявление возможностей интернет-маркетинга в управлении деятельностью субъектов региональных инвестиционных рынков;

разработка инвестиционного маркетинг-плана региона как базового документа стратегии привлечения инвестиций в регион.

Объектом исследования является процесс привлечения инвестиций в регион с использованием маркетингового подхода.

Предметом исследования выступает совокупность управленческих и организационно-экономических отношений, возникающих в процессе привлечения инвестиций в регион с использованием маркетингового

Теоретической и методологической основой исследования служат труды классиков экономической теории и управления; положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых, в том числе, посвященные проблемам стратегического управления развитием регионов, проблемам управления инвестиционной деятельностью, проблемам территориального маркетинга; зарубежный и российский опыт привлечения инвестиций в регионы, а также прикладные исследования в области применения маркетингового подхода в привлечении инвестиций. При выполнении работы использовались методы макро- и микроэкономического анализа, методы прогнозирования, планирования, статистики, маркетинга.

Исследование базируется на официальных статистических данных, федеральных и региональных целевых программах, публикациях в периодической печати, документах и материалах администраций субъектов РФ.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в том, что дополнена и развита концепция управления привлечением инвестиций в регион с использованием маркетингового подхода, сущность которого рассматривается как ориентация управления на удовлетворение потребностей участников рынка инвестиций, исходя из основных приоритетов развития территории.

1. Обосновано понятие региональный инвестиционный маркетинг как философия, стратегия и тактика управления привлечением инвестиций в регион (и инвестиционной деятельностью субъектов региональных инвестиционных рынков), позволяющая достигать целей социально -экономического развития регионов. В этой связи управленческие функции анализа и планирования деятельности субъектов инвестиционных региональных рынков наполняются новым содержанием с использованием

7 методов маркетинга: стратегического SWOT-анализа, сегментации, таргетирования, позиционирования, комплекса маркетинга и других.

2. Предложены признаки сегментации региональных инвестиционных
рынков, позволяющие выявлять потребности инвесторов и формировать
адекватную стратегию привлечения инвестиций в регион. В качестве
базовых признаков сегментации предложены следующие:

Читайте также  Протоколы заседания совета по инвестициям

S объемы инвестирования (инвестиционная емкость проекта);

S приоритет отрасли (признак приоритета проекта);

S принадлежность к территории;

S сроки инвестирования. ;

Предложена матричная модель сегментации региональных инвестиционных рынков, представляющая собой технологию выявления целевых групп потенциальных потребителей региональных инвестиционных товаров, объединенных на основе двух базовых признаков — государственных и региональных приоритетов инвестирования и инвестиционной емкости проекта.

Выявлены объекты маркетинга на региональных инвестиционных рынках. Такими объектами, т.е. региональными инвестиционными товарами могут выступать: инвестиционные ресурсы; действующие, разработанные и потенциальные инвестиционные проекты; региональные ресурсы (материальные, в том числе природные, трудовые, интеллектуальные и другие); условия инвестиционной деятельности; востребуемые инвесторами услуги; ценные бумаги и другие объекты инвестиционной деятельности.

Уточнено понятие инвестиционной емкости региона, как возможного годового объема инвестиций в регион. Уточнение заключается в том, что в работе предложено рассматривать годовой, а не весь предполагаемый объем инвестирования в регион. Разработан метод оценки инвестиционной емкости региона, заключающийся в определении доли, которую занимает регион в инвестиционной емкости России. Метод

8 предполагает использование оценочной инвестиционной емкости Российской Федерации, оценки доли ВРП данного региона в ВВП России (в качестве понижающего коэффициента), а также специальных коэффициентов инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона.

5. Предложен комплекс маркетинговых инструментов и действий по
управлению инвестиционной деятельностью субъектов региональных
рынков в соответствии с задачами привлечения инвестиций в экономику
регионов, включающий в себя:

разработку инвестиционного маркетинг-плана региона как базового документа региональной стратегии привлечения инвестиций в регион;

сегментацию рынка и целевое продвижение региональных инвестиционных товаров;

инвестиционное позиционирование региона (с учетом целевых сегментов инвесторов и специфики регионального инвестиционного товара);

разработку плана развития инвестиционных товаров региона, ценовой политики, плана локализации (территориальное размещение региональных инвестиционных товаров, формирование инвестиционного паспорта региона и развитие региональной инвестиционной инфраструктуры) и плана продвижения.

6. Сформулированы основные требования к интернет-ресурсам,
обеспечивающим привлечение инвестиций в регион: архитектура интернет-
ресурса должна соответствовать правилам удобства пользования;
содержательная часть интернет-ресурса должна соответствовать
информационным потребностям целевых групп пользователей (населения,
иностранных инвесторов и других); ресурс должен обладать официальным
статусом; важна достоверность публикуемой информации; необходимо
оптимизировать позиционирование в сети Интернет (ресурс должен легко
находиться пользователями как в российском сегменте Интернет, так и за

Практическая значимость исследования заключатся в том, что исследование доведено до конкретных рекомендаций по совершенствованию управления привлечением инвестиций в регионы РФ. Материалы данного исследования могут быть использованы в работе исполнительных и представительных органов власти регионов РФ, а также в процессе повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в ходе практической деятельности автора и обсуждены на конференциях в РАГС при Президенте РФ и ИНИОН РАН.

Структура и логика работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Методы обеспечения инвестиционной привлекательности территории

Привлечение инвестиций актуально для любой территории. Они позволяют улучшать инфраструктуру, создавать новые рабочие места, развивать местный бизнес и т.д. Другими словами, процесс привлечения инвестиций является базовой поддержкой всех направлений развития территории, например туризма или продвижения национальных брендов.

Инвестиции — совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений частного или государственного капитала в те или иные отрасли экономики с целью получения прибыли [1] . В широком смысле выделяют инвестиции:

  • • в зависимости от формы: материальные (вложения в вещественно- материальной форме — машины, оборудование и т.д.), нематериальные (вложения, которые не имеют вещественно-материальной формы — интеллектуальные ценности, лицензии и т.д.), финансовые (вложения в виде портфельных и прямых инвестиций, которые подразумевают инвестиции в ценные бумаги);
  • • в зависимости от инвестора: иностранные (инвестором выступает зарубежный собственник), внутренние (инвестором выступает отечественный собственник), частные, бюджетные правительственные.

Выделяют также две модели привлечения инвестиций: первая направлена прежде всего на частные инвестиции, вторая — на бюджетные правительственные. В нашей стране существуют обе модели инвестиционных процессов, в том числе и смешанная модель, именуемая государственночастным партнерством.

Инвестиционная привлекательность территории находит свое выражение в формировании инвестиционного климата — совокупности политических, экономических, социальных и юридических условий, благоприятствующих инвестиционному процессу, равных для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковых но привлекательности для вложения в национальную экономику [2] .

Для анализа инвестиционного климата на практике используют различные методики. Так, например, одна из подобных методик предполагает сопоставление инвестиционного потенциала и инвестиционного риска территории. Инвестиционный климат включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить эти показатели. В том случае, если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск территории, можно говорить о ее инвестиционной привлекательности [3] .

Российская Федерация объединяет более 80 субъектов Федерации, различных но своим характеристикам и ресурсам. Многие из этих территорий пытаются идентифицировать себя в качестве отдельно развивающегося рынка, конкурирующего за привлечение инвестиций.

Согласно А. Стаею, можно выделить четыре этапа создания концепции бренда инвестиционно привлекательной территории.

  • 1) определение текущего инвестиционного потенциала территории, наиболее развитых и перспективных секторов, состояния и наличия ресурсов, качества и доступности инфраструктуры;
  • 2) определение приоритетного типа инвесторов;
  • 3) изучение текущего восприятия территории потенциальными группами инвесторов;
  • 4) формулировка уникального предложения региона как объекта для инвестиций [4] .

Привлечение инвестиций, по сути, сводится к следующей проблеме: как найти инвестора и убедить его быть партнером? Другими словами, на той или иной территории необходимо создать такие условия, чтобы она стала восприниматься потенциальными инвесторами как самое привлекательное место для инвестирования.

При выборе объекта инвестирования инвестора интересуют ключевые объективные параметры инвестиционного климата на территории: отраслевая структура хозяйства, природные и трудовые ресурсы, инвестиционное законодательство, уровень развития бизнес-инфраструктуры и т.д. Наряду с этим инвестор полагается и на субъективные параметры (например, личные стереотипы инвестора относительно конкретного места, сложившийся имидж территории в СМИ).

Инвестор должен располагать адекватной информацией. По этой причине целесообразна разработка и реализация программ по геобрендингу территориями, которые конкурируют между собой за привлечение капитала.

При этом важно учитывать стадию развития инвестиционного рынка интересующего региона. В российских регионах В. С. Блашенкова выделяет три стадии развития инвестиционного рынка:

  • 1) «Бери то, что легко достается, быстро окупается и дорого выглядит». На этой стадии инвесторов интересуют крупные экспортоориентированные предприятия и устраивает любой регион, где расположен востре- бованный объект. Как такового выбора между регионами нет, отсутствуют четкие правила игры. Ключевая задача инвестора — создание или захват рыночной ниши;
  • 2) «Бери то, что хорошо идет, модно и попадает в номинации». На этом этапе увеличивается роль неценовых преимуществ региона: репутации, имиджа, бренда. Основная задача — позиционирование, закрепляющее право быть уникальным по какому-либо параметру;
  • 3) «Брать нужно то, что может увеличить нынешнюю стоимость, или то, что выгодно продать по частям». На данной стадии начинается конкуренция геобрендов. Устойчивый геобренд становится необходимой составляющей инвестиционной привлекательности [5] .
Читайте также  Направления социальных инвестиций на предприятиях

Разумеется, стратегия геобрендинга каждой территории индивидуальна. Многое определяется общими задачами социально-экономического развития, с которыми она тесно связана. Но вместе с тем мы имеем дело с вполне определенными коммуникационными инструментами.

Во-первых, эго активное участие территории в международных экономических форумах и конференциях, ориентированных на инвестиции и конкретную отрасль; различных мероприятиях в России и за рубежом, посвященных России; неформальных встречах инвесторов и бизнесменов.

Во-вторых, это организация собственных мероприятий, нацеленных на представление данной территории потенциальным инвесторам. Формат мероприятия может быть самым различным: от конференции до серии подготовленных неформальных встреч главы региона с бизнесменами.

В-третьих, необходима профессиональная работа со специализированными СМИ — формирование портрета территории, привлекательного для инвесторов, как в российской, так и в зарубежной прессе.

В-четвертых, целесообразным является налаживание за рубежом контактов с русской диаспорой и землячествами. Сегодня многие россияне, проживающие за рубежом, имеют хорошее образование и высокооплачиваемую работу. Эти люди потенциально могут стать распространителями позитивной информации о России и ее территориях, где они родились, среди своих коллег и партнеров по бизнесу.

В-пятых, необходимо создание интернет-портала, обеспечивающего вход в информационное пространство территории касательно инвестиций для соответствующих целевых аудиторий, начиная с общего профиля региона и заканчивая описанием конкретных инвестиционных проектов.

Важной составной частью общей программы поддержания отношений с инвесторами является кредитный рейтинг ?перритории. Его наличие показывает объективные финансовые возможности территории, повышает имидж власти как открытой для диалога с инвесторами, позволяет заключать сделки на более выгодных для себя условиях.

Выделяют четыре типа кредитных рейтингов: суверенные (на уровне государства), корпоративные, региональные и муниципальные.

На сегодняшний день крупнейшими международными рейтинговыми агентствами являются Moody’s, Standard & Poor’s, Fitch Ratings. Все эти агентства используют единые для всех стран стандарты, что является причиной определенных недостатков. Так, например, не всегда учитывается национальная и региональная специфика.

В конце 1970-х гг. правительства ряда стран стали создавать национальные рейтинговые агентства. Особенно интенсивно развитие рейтинговых служб происходило в ФРГ, а потом в Китае. Влияние международных рейтинговых агентств в этих странах стало снижаться.

В России был принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации. », который установил порядок получения права осуществлять рейтинговую деятельность на территории нашей страны, требования к учредителям, органам управления и внутреннего контроля. По новому закону, международные рейтинговые агентства смогут работать в России только через филиалы или же через дочерние компании, прошедшие аккредитацию, которые должны соответствовать требованиям российского законодательства.

Закон устанавливает, что начиная с середины 2017 г. международные рейтинговые агентства не вправе отзывать кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для нашей страны, по решению властей иностранных государств (например, по причине введения санкций против России). Все эти меры могут существенно ограничить деятельность международных рейтинговых агентств в России.

Ряд экспертов утверждает, что в последние годы из-за наложенных на нашу страну санкций и закрытия рынка кредитования значимость международных рейтинговых агентств для России стала снижаться. Непростая экономическая ситуация для отечественного бизнеса стала требовать новых условий, которые бы позволили отечественным инвесторам вкладывать средства независимо от санкционной политики иностранных государств.

В ноябре 2015 г. в России было создано национальное Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) с капиталом более 3 млрд руб. и с крупнейшими финансово-промышленными группами в качестве акционеров. Оно должно стать альтернативным источником рейтингов для российских компаний. В среднесрочной перспективе стратегия АКРА предполагает развитие деятельности не только на рынке России, но и на территории Европейского союза (ЕС). Планируется также сотрудничество со странами БРИКС и на других развивающихся рынках. Главная задача АКРА, согласно его официальному сайту, — «обеспечение российского рынка качественным рейтинговым продуктом».

Несмотря на имеющиеся недостатки у рейтинговой информации, кредитный рейтинг региона может способствовать повышению его конкурентоспособности на финансовом рынке. Очевидно, что на сегодняшний день какой-либо единой общепризнанной методики составления рейтингов не существует. По этой причине можно согласиться с российскими специалистами по PR-технологиям А. Н. Чумиковым и М. П. Бочарова, говорящими о том, что «объективное на первый взгляд понятие инвестиционной привлекательности становится субъективным и управляемым» [6] . Другими словами, если исходить из того, что Россия — это огромное государство и страна резких контрастов, то в нем каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион, соответствующий его интересам. То есть любая территория может выявить у себя такую группу инвестиционных показателей, которых ни у кого больше нет.

Итак, будем исходить из того, что каждая территория в составе России по-своему уникальна, интересна и конкурентоспособна. Но для того, чтобы это стало известно и в России, и за рубежом, должен быть создан сильный геобренд, работающий на привлечение инвестиций. В связи с этим целесообразным представляется универсальный алгоритм привлечения инвестиций на территорию (в контексте создания системы коммуникаций) указанных выше авторов:

  • 1) собственный анализ реального положения дел в регионе;
  • 2) вхождение в систему существующих рейтингов;
  • 3) доведение ориентированной на инвестиционный результат рейтинговой информации до сведения целевых аудиторий;
  • 4) проведение специальных мероприятий, рассчитанных на пропаганду инвестиционной привлекательности [7] .

Итак, повышение инвестиционной привлекательности — постоянный процесс, каждый этап которого является результатом предыдущих усилий и закладывает предпосылки для новых достижений.

Инвестиционный менеджмент во многом опирается на маркетинговые принципы. С точки зрения государственного управления, все ветви власти должны совместно участвовать в поддержке различных форм инвестиций на территории как административными, экономическими, так и коммуникационными методами. Разработка и реализация программ по геобрендингу в данном случае имеет не последнее значение.

Национальный инвестиционный рейтинг приведен в табл. 4.1.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (Агентство стратегических инициатив, 2017 г.) 1

Маркетинг привлечения инвестиций в регион

Стратегия привлечения инвестиций в регион

Для развития любой экономии ческой системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.

Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному — убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом. Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.

Читайте также  Прямые инвестиции означают вложение в

В общем виде возможные стратегии государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе могут быть следующими:

· Пассивная стратегия: поиск крупных фирм — инвесторов, потенциально-заинтересованных в размещении производства в данном регионе о предложение им возможных объектов инвестиций (государство оценивает потенциал региона и региональные субъекты власти ищут крупных инвесторов, которые действовали бы в заданных условиях);

· Избирательная стратегия: ведение целенаправленной работы по созданию в выбранном регионе условий, необходимых для определенного типа интересов (государство стремится привлечь инвесторов определенной направленности и решает, что нужно изменить);

· Стратегия комплексного развития: оценка инвестиционной привлекательности и повышение общего инвестиционного потенциала региона (государство должно определить, что можно осуществить на данной территории в ближней и среднесрочной перспективе и предпринимает шаги к комплексному развитию инвестиционной привлекательности региона).

Согласованность целей управления и управленческих факторов.

К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:

1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;

2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;

3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;

4) рост объема валового регионального продукта.

Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.

Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов. Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.

Методы управленческого воздействия

Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.

К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:

1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;

2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;

3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;

4) определение общеобязательных требований достижения директивно

установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.

Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.

Способы поддержки потенциальных инвесторов

Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).

С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:

1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;

2) в рамках налогового — рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;

3) кредитно-денежного — страхование кредитов;

4) антимонопольного — противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;

5) внешнеэкономического — способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;

6) прочие — страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.

Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:

1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;

2) ТНК (транснациональные корпорации);

3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;

4) иностранные инвесторы;

5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.

Источники: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/privlechenie-investicij-v-region-s-ispolzovaniem-marketingovogo-podhoda.html, http://studme.org/167237/marketing/metody_obespecheniya_investitsionnoy_privlekatelnosti_territorii, http://studbooks.net/1703880/ekonomika/strategiya_privlecheniya_investitsiy_region

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто