- Бренд территории, как инструмент привлечения инвестиций
- экономические науки
- Похожие материалы
- Понятие брендинга территории
- Влияние бренда территории на развитие и инвестиционную привлекательность последнего
- Особенности территориального брендинга в России
- Выводы
- Список литературы
- Маркетинг территорий: обеспечение привлечения инвестиции
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Теоретические и методологические аспекты оценки.
- Сущность категории «инвестиционный климат» и категории.
- Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной.
- Создание благоприятного инвестиционного климата с целью.
- маркетинг территорий, территория, территориальный продукт.
- Современные механизмы управления инвестиционной.
- Особенности инвестиционной деятельности муниципальных.
- Влияние инвестиционного климата на привлечение иностранных.
- Обзор методик оценки инвестиционной привлекательности.
- Маркетинг территории как инструмент привлечения инвестиций
Бренд территории, как инструмент привлечения инвестиций
экономические науки
- Понкратова Татьяна Юрьевна , бакалавр, студент
- Рязанский государственный радиотехнический университет
- ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ
- МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ
- БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ
Похожие материалы
Понятие брендинга территории
Современный мир подвержен глобализационным и интеграционным процессам. Основная роль в инвестициях отводится государству. Но на сегодняшний день становятся всё более заметными тенденции к децентрализации государственной власти и фактической на практике передачи большей части полномочий региональной власти. В настоящее время территории находятся в постоянной борьбе за интенсивное развитие инфраструктуры и обеспечение роста уровня благосостояния населения. Для обеспечения нормального функционирования, а также для расширения возможностей регионам необходимо постоянно привлекать инвесторов, туристов, потенциальных жителей, отсюда вытекает необходимость формирование положительного образа региона, его популярности, брендинга.
Существует много несколько разрозненных определений понятия «брендинг», несмотря на его широкое использование. Рассматриваемое понятие слишком многогранно, из чего вытекает необходимость его разделение на более точные и определённые области. Проблеме бренда территории посвятили свои работы многие учёные: Асплунд К., Котлер Ф., Хайдер Д., предложившие свою концепцию, в соответствии с которой, граждане — потребители, а территории — товары.
Особый интерес представляют собой труды Саймона Анхольта. Он разработал и предложил систему оценивания брента территории по нескольким направлениям развития: экспорт, туризм, люди, инвестиции, культура, иммиграция. Уже отсюда следует, что инвестиции в регион неразрывно связаны с территориальным брендингом.
Одной из задач региона всегда является поиск оптимальных путей повышения уровня инвестиционной привлекательности данной территории. Под понятием инвестиционной привлекательности региона подразумевается обобщенная характеристика выгоды, перспективности, результативности и минимизации рисков вложения инвестиций в развитие региона за счет собственных финансовых средств и средств иных инвесторов [2, с. 85].
Инвестиционная привлекательность обладает двумя яркими характеристиками: инвестиционным риском и инвестиционным потенциалом. Инвестиционный потенциал является ничем иным, как совокупностью инвестиционных ресурсов, кроме того, наличием определённых условий для инвестирования, которые дают возможность и некую гарантию превращения потенциального инвестиционного спроса в реальный.
Рассмотрим факторы, определяющие темпы и масштаб изменения уровня инвестиционного потенциала регионов:
- увеличение объёмов ассортимента продукции, улучшение качества продукции до конкурентоспособного уровня, увеличение ринков реализации продукта, создание дополнительных условий для попыток выхода на мировой рынок.
- увеличение темпов развития научно-технических разработок и внедрения их результатов в производство и сбыт продукта;
- грамотный подбор персонала, обеспечение высокого уровня квалификации персонала в инженерно-технической и исследовательской сферах.
Влияние бренда территории на развитие и инвестиционную привлекательность последнего
В условиях современности предлагают несколько способов оценки инвестиционной привлекательности территории. Необходимо всегда учитывать цели и задачи исследования региона, в зависимости от них принимается за основной тот или иной способ оценки; информационную базу следует использовать непосредственно этого региона, не ссылаясь на аналогичные по тем или иным факторам.
Существует инвестиционная программа «следования за инвестором». Она представляет собой систему измерения инвестиционной привлекательности территории в зависимости от итоговых вложений в этот регион — чем выше окажется уровень этих вложений, тем, соответственно, выше его инвестиционная привлекательность. Однако рассматриваемая программа базируется на исследовании поведения уже существующих инвесторов. В результате использования этого способа можно выяснить: условия инвестирования, условия деятельности и уровень эффективности предприятий в регионе, подобный анализ предоставляет данные на достаточном для выводов уровне. Поддержание и наращивание развития регионов базируется на высоких темпах роста производства продукции региона, на высоком уровне производительности труда, и, конечно, на стабильном финансировании регионов.
В Российской Федерации достаточно чётко обозначается проблема повышения уровня инвестиций в регионы, а также поиска дополнительных и альтернативных путей инвестирования, которые полностью обеспечивали бы обеспечить развитие экономики государства в целом в результате поддержки экономики в регионах. На сегодняшний день в подавляющем большинстве регионов государства уровень инвестиционной привлекательности, к сожалению, оставляет желать лучшего. Существует ряд причин, препятствующих реализации новых инвестиционных потоков: остающийся низким уровень платежеспособности населения, недостаточное финансирование региональных товаропроизводителей и прочее.
Особенности территориального брендинга в России
Для России понятие территориального брендинга, как и сущность его методов, является достаточно новым явлением, однако нельзя отрицать, что это явление обладает высоким уровнем влияния на общее развитие региона. Опуская периферию, можно сказать, что грамотно разработанный бренд является одним из главных факторов формирования и развития территориальной экономики, туристической инфраструктуры рассматриваемого региона, его культуры и прочих компонентов. Брендинг территории несёт в себе создание некого «климата» в общественности, который бы стимулировал привлекательность территории как среды жизнедеятельности и туризма, как объект инвестирования.
Брендинг территории в узком смысле — желание «продать» реальные товары территории по стоимости выше, кроме того, реализовать эффективную рекламную кампанию наиболее сильных сторон региона. [3, с. 150].
В широком смысле, в брендинге территории главной целью принимается установление курса на развитии рассматриваемого региона как территории, оптимальной для жизни населения, для ведения бизнеса и прочее.
Таблица 1. Влияние брендинга территории на регион
Успешный брендинг территории влияет непосредственно на:
обеспечение устойчивого и привлекательного имиджа территории, повышение уровня ее узнаваемости
создание представления потребителей о ее уникальности
привлечение туристов; преодоление дефицита ресурсов
совершенствование инвестиционной привлекательности
трансляцию региональных инициатив и достижений
наращивание хозяйственного потенциала; вступление в международные организации
повышение престижа государства
Несколько лет назад в регионах главный основной ставился на увеличении имеющейся промышленной базы, на настоящий же день промышленность в редких случаях может становиться неким препятствием на пути развития городов, нанося некий урон вред их имиджу, их сформировавшейся репутации [3, с. 150]. В настоящее время в Вологодской области быстрыми темпами осуществляется реализации сформированной программы внедрения бренда «Душа Русского Севера», который на практике реально вводится в повседневную жизнь граждан посредством социальных сетей, развлекательных и официальных мероприятий и, конечно, посредством выпуска и рекламы соответствующей сувенирной продукции. Татарстан разработал и внедрил в регион бренд культурно-исторического наследия, который теперь известен всему государству. Посредством формирования этой репутации столица республики Татарстан — город Казань значительно повысил уровень притока туристов. Во время праздников и городских фестивалей улицы заполнены до предела, и только половина толпы составляют туристы. Такое положение дел не может не сказаться весьма положительно на экономике региона. На сегодняшний день Коми продолжает бурную деятельность по внедрению в жизнь своего туристического бренда эко-республики. Уже на начальном этапе проект приносит однозначно положительные результаты в соответствии с прогнозом специалистов, принимавших участие непосредственно в разработке бренда территории.
К сожалению, в Российской Федерации, подавляющее большинство споров и обсуждений вокруг понятия и сущности территориального брендинга, ведётся, по-прежнему, лишь как о намерениях на будущее и предположений, а не реальных разработок крупных программ для регионов РФ, особо в этом нуждающихся. Помимо прямой экономической выгоды, организация ярких и праздничных событий — выступает декларацией процветания регионов. Территория, стремящаяся к развитию и ставящая себе целью повышения уровня своей популярности и имиджа, одновременно, не забывая о экономической выгоде, обязан использовать фестивали, праздники, марафоны и другие торжества, как инструмент достижения вышеперечисленных целей. Бренд территории (региона) можно определить также как некую идентичность территории, которая системно отображена в привлекательных идеях, символах и образах рассматриваемого региона. Это, прежде всего, виртуальный или какой-либо визуальный символ, логотип, узнаваемые положительные «фирменные» отличительные признаки, которые население в процессе формирования бренда территории узнают, формируют ассоциации и мнение, опираясь уже только на имидж территории.
Справедливо заметить, что сущность брендинга глубже: формирование общего впечатления о регионе у потребителей, создание положительных подсознательных ассоциаций, используя весь набор подходящих инструментов. Реализация уже продуманной программы внедрения бренда территории — отнюдь не простая задача. Для этого, прежде всего, необходим отлажено работающий механизм действий, совместной работы субъектов власти на государственном и региональных уровнях власти. Далее следует провести анализ сильных и слабых сторон рассматриваемого субъекта (будет уместен SWOT-анализ), он поможет определить внешние угрозы и предоставит варианты их устранения, кроме того, станет подспорьем в разработке стратегии ведения маркетинга региона. Создание самого бренда оптимально реализовывать поэтапно. Каждый этап развития бренда обусловлен факторами: внешнеэкономические, априорные и апостериорные.
Выводы
Говоря кратко, необходимо отметить, что брендинг представляется одним из самых эффективных инструментов в региональном управлении. Он может помочь развить производство уникальных продуктов региона, характерные только определенному субъекту государства. Кроме того, успешное развитие бренда региона является эффективным инструментом привлечения в регион инвестиционного капитала. Помимо этого, брединг оказывает непосредственное влияние на репутационный капитал. Бренд территориикрайне положительно влияет на уровень различных показателей социальной сферы, он способен усилить уверенность граждан в завтрашнем дне, а также частично удовлетворяет потребности населения.
Бренд зачастую выполняет функции некого связующего звена непосредственно между государственной властью региона и успешным бизнесом рассматриваемого региона вследствие того, что бренды влияет на положительное взаимодействие следующих групп: инвесторы, туристы, потребители — население региона. Реализация грамотно продуманного, уместного и успешного бренда территории откроет перед региональными предприятиями новые горизонты возможностей на новых рынках, попутно расширяя уже существующие рынки сбыта; позволит наладить связи на высоком уровне вследствие того, что брендинг становится мощным инструментом для перспектив развития территорий и существенной частью региональной стратегии в современных условиях.
Список литературы
- Атаева Т. А. Маркетинг территорий как фактор развития инфраструктуры региона / Т. А. Атаева// Маркетингът — реалност и проекции в бъдещето: материалы конференции (Варна, 28–29 июня 2012 г.). — Варна, 2012. — 8 с.
- Малькова В. К., Тишкова В. А. Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест: [сб. науч. трудов]/ [науч. ред. В. К. Мальковой, В. А. Тишкова]. — Ростова н/Д: ЮНЦ РАН, 2012. — 312 с.
- Мещеряков Т. В. Бренд как коммуникативный капитал/ Т. В. Мещеряков, І. Ю. Окольнишникова, Г. Ю. Никифорова// Проблемы современной экономики. — 2011. — № 1. — С. 149–153.
Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Маркетинг территорий: обеспечение привлечения инвестиции
Рубрика: Маркетинг, реклама и коммуникации
Дата публикации: 03.04.2016
Статья просмотрена: 496 раз
Библиографическое описание:
Позднякова Ж. С. Маркетинг территорий: обеспечение привлечения инвестиции // Вопросы экономики и управления. 2016. №3. С. 66-69. URL https://moluch.ru/th/5/archive/31/814/ (дата обращения: 16.01.2019).
Высокая инвестиционная привлекательность — залог экономической стабильности и конкурентоспособности любого региона. Чем больше приток инвестиций в него, тем выше его благосостояние и лучше перспективы развития. Эффективным инструментом для привлечения инвестиций является маркетинг территории. Кажется, что привлечь инвестиции в регион просто — достаточно создать в нем достойные условия, и инвесторы потянутся сами. Но современный мир устроен сложнее, чем иногда, кажется, и огромное значение в нем играет информация и управление ею.
В России о маркетинге территорий как о сфере деятельности заговорили в 1993 году, стало понятно, что имидж территории нужно поднимать не только силами бизнеса, но и необходимо задействовать органы государственного муниципального управления. Сегодня всё чаще говорят о том, что маркетинг территорий можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиции.
В условиях России первым кто обратил внимание на данный вид деятельности, стал А. П. Панкрухин, который обобщил взгляды и суждения ряда западных ученых, определив территориальный маркетинг как деятельность, осуществляемую в интересах территории [1, с. 22].
Нами маркетинг территорий определяется как целенаправленная деятельность по разработке и внедрению комплекса мероприятий, которые способствуют удовлетворению социально-значимых интересов территории, а также внешних по отношению к территории потребителей, во внимании которых заинтересована территория.
Конечной целью мероприятий маркетинга территорий является активизация экономической жизни территории через привлечение капитала извне для создания и развития бизнеса. Его главная задача — повышение привлекательности региона и, следовательно, его конкурентоспособности и благосостояния. Активный маркетинг территории уже давно стал устоявшейся практикой в регионах большинства развитых стран. Его используют передовые субъекты федерации и города России. Для успешной конкуренции в современных условиях сегодня недостаточно бессистемных маркетинговых действий, направленных на решение узких текущих задач, необходимо иметь четкое позиционирование, комплексную стратегию продвижения, вести работу по созданию максимально положительного имиджа и репутации.
Нужно понимать, что маркетинг территории направлен на продвижение продуктов, услуг, товаров, предприятии, отраслей, которые наиболее интересны для территории и конечно для привлечения в эти отрасли инвестиции. И для достижения этой цели нужно разрабатывать конкурентную политику регионов. А конкурентная направленность будет выражаться в создании лучших, по сравнению с другими территориями, условии ведения бизнеса, обучения, туризма, проживания и условии для инвестирования.
Объектом нашего исследования стала Челябинская область, которая в современных границах действует с 6 февраля 1943 года. Административно — территориальное устройство Челябинской области — территориальная организация Челябинской области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, выступающая организационно- правовой основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая участие граждан в управлении государственными и общественными делами. К административно — территориальным единицам Челябинской области относятся: города с территориальным районом, города, районы, поселки городского типа, сельсоветы. В состав Челябинской области входят 313 муниципальных образовании, в том числе 16 округов, 27 муниципальных районов, 243 сельских и 27 городских поселений [2]. По итогам 2014 года среди регионов Челябинская область занимает: 1 место по производству проката и стали; 2 место по производству продукции птицеводства; 7 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах; 11 место по строительству жилья; 12 место по обороту розничной торговли; 15 место по рублевым инвестициям. Приоритетным направлением экономической политики согласно «Прогнозу социально-экономического развития Челябинской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (постановление Правительства Челябинской области от 21.10.2015 г. № 502-П) является привлечение инвестиции, но при этом отмечается, что инвестиции в основной капитал снизятся при базовом варианте на 4 процента, при умеренно-оптимистичном варианте — на 2 процента и составят 221,0 и 225,7 млрд. рублей, соответственно.
В 2015 году по результатам сводной интегральной оценки в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации Челябинская область вошла во вторую группу из пяти «Регионы с комфортными условиями для бизнеса», при этом улучшив показатели 2014 года. На территории Челябинской области сегодня сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия, область обладает развитой инфраструктурой, привлекательными для инвестирования объектами недвижимости.
Проанализировав инвестиционную деятельность на территории региона можно увидеть, что основной объём инвестиции направлен на следующие виды деятельности в соответствии с рисунком 1:
Рис. 1. Виды деятельности, приоритетные с точки зрения инвесторов
Исходя из полученных данных, следует отметить, что Челябинск продолжает ассоциироваться с промышленностью и производством. Имидж города Челябинска и Челябинской области базируется на историко-культурных особенностях и промышленной специализации региона, хотя в последние годы органы власти взяли курс на развитие новых тенденции в области имиджа: туризм, проведение спортивных мероприятии международного формата.
Анализ стратегических факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Челябинской области, обусловлен тенденциями развития российской экономики в долгосрочной перспективе, предполагающими усиление роли инвестиционного компонента в экономическом росте, усиление его зависимости от состояния делового и инвестиционного климата. Всемирный банк определяет деловой и инвестиционный климат как наличие возможностей и стимулов у компаний к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности.
Разработанная инвестиционная стратегия предполагает рассмотрение основных приоритетов и стратегических ориентиров в рамках двух сценариев:
- стабилизационно-инерционный — основан на складывающихся тенденциях и имеющихся инвестиционных планах крупных компаний;
- индустриально-модернизационный — основан на ускоренном развитии промышленного комплекса, машиностроения, стройиндустрии и туризма в условиях благоприятной мировой конъюнктуры [3].
Об успешности инвестиционной деятельности говорят данные Министерства экономического развития Челябинской области, в 2014 году на территории были введены в действие 320 новых объектов, в том числе 88 промышленных, 47 объектов социального быта, 185- объектов малого бизнеса на которых создано 3020 рабочих мест [4].
Анализируя данные Министерства экономического развития за январь-июнь 2015 года, можно увидеть, что объем инвестиции в основной капитал составил 76, 4 млрд. рублей.
Среди источников инвестиции выделяют:
- Собственные средства;
- Привлеченные средства, в том числе бюджетные средства, кредиты банков, средства организации и населения, привлеченные для долевого строительства, заемные средства других организации, средства вышестоящей организации.
Основными объектами вложении инвестиции стали: здания (кроме жилых), помещения, машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь.
30 ноября 2015 года прошло совещание у заместителя Губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова по теме внедрения в Челябинской области муниципального инвестиционного стандарта, а также создания Агентств инвестиционного развития в крупных муниципальных образованиях Челябинской области. Целью агентства станет создание благоприятного инвестиционного климата и комфортной среды для реализации инвестиционных проектов на территории. Исходя, из цели определены следующие задачи: работа с инвесторами в режиме «одного окна», сопровождение инвестиционных проектов, привлечение инвестиции на территорию, реализация политики по улучшению инвестиционного климата.
В условиях рыночной экономике выигрывает тот, кто предложит лучшую идею, товар или услугу. Маркетинг территории муниципального образования видит своей целью формирование имиджа, положительной репутации и обеспечение конкурентоспособности, что позволит стать более привлекательным для инвестора и решить проблемы социально-экономического развития территории. Очень редкими являются случаи, когда внешний инвестор готов полностью инвестировать какой-либо проект, поэтому приходится долю инвестиционных расходов нести и самому муниципальному образованию, то есть за счет бюджета.
Нужно отметить, что сегодня в регионе для инвесторов создан ряд условий:
- Челябинская область является пилотным регионом по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (выполнены все 15 требований Стандарта);
- Создана взаимосвязанная система нормативно-правовых актов по защите прав инвесторов;
- Внедрена система взаимодействия с инвесторами по принципу «Одного окна»;
- Инвесторам предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество организаций;
- Утверждена схема территориального планирования области, приняты документы территориального планирования во всех муниципальных образованиях;
- Создаются инвестиционные площадки, оснащенные инфраструктурой, на которых земля сдается в аренду (продается) на льготных условиях.
На инвестиционном портале значится, что Челябинская область сохранила положительную динамику темпа роста, в то время как в среднем по России он оценивается на уровне 97,5 процентов среди крупных введенных проектов запуск двух новых энергоблоков по 400 мВт каждый энергетического комплекса Южноуральская ГРЭС-2 в Южноуральске, восстановление электрической мощности турбогенератора № 1 ТЭЦ в Миассе, реконструкция листопрокатного цеха № 1 Ашинского металлургического завода, запуск печи по производству ферросилиция на ОАО «ЧЭМК», открытие нового производства экструзивного профиля из алюминия на ОАО «Златмаш» в Златоусте. В Снежинске в рамках строительства завода по производству специальных электрических машин введена в эксплуатацию линия по производству электрических преобразователей [4].
Наиболее существенным недостатком социально-экономического развития Челябинска называется тяжелая экологическая ситуация и высокая вероятность техногенных аварий в ряде районов и городов в связи с перенасыщенностью экологически опасными производствами.
Для того чтобы территория стала более привлекательна для инвестора нужно разработать стратегию развития, маркетинговую стратегию, развивать инфраструктуру, проявлять конкурентные качества, разрабатывать информационные материалы.
Таким образом, нужно понимать, что маркетинг территории становится важнейшим инструментом повышения инвестиционной привлекательности, направленным на постоянное продвижение положительной информации о регионе с целью создать благоприятное отношение к ней, к продукции и услугам и местным условиям ведения бизнеса.
- Панкрухин А. П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / А. П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. — с. 15.
- http://pravmin74.ru — официальный сайт Правительства Челябинской области.
- http://www.econom-chelreg.ru/economicsstrateg?article=2912 — официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области.
- http://www.econom-chelreg.ru/ — официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области.
- http://www.oblinvest74.ru/ru/ — инвестиционный портал Челябинской области.
Похожие статьи
Теоретические и методологические аспекты оценки.
инвестиционный климат территории
. инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиционная деятельность, субъективная оценка, совокупность политических, риск, регион, экономическая.
Сущность категории «инвестиционный климат» и категории.
инвестиции, инвестиционный потенциал, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, методика. Показатель инвестиционной привлекательности региона как внешний фактор инвестиционной привлекательности предприятия.
Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной.
инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, регионы.
Инвестиционная активность – реальное развитие инвестиционной деятельности в.
Создание благоприятного инвестиционного климата с целью.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
маркетинг территорий, территория, территориальный продукт.
челябинская область, маркетинг территории, территория, инвестор, маркетинг территорий, вид деятельности, инвестиционный климат, благоприятный инвестиционный климат, инвестиционная деятельность.
Современные механизмы управления инвестиционной.
благоприятный инвестиционный климат, инвестиционный климат, инвестиционная деятельность, надежное
Теоретические основы инвестиционной деятельности и ее. Ключевые слова: инвестиции, инвестирование, инвестиционная деятельность.
Особенности инвестиционной деятельности муниципальных.
Ключевые слова: инвестиции,структура инвестиций, муниципальное образование, инвестиционная привлекательность, инвестиционный
Современные механизмы управления инвестиционной деятельностью на территории муниципального образования.
Влияние инвестиционного климата на привлечение иностранных.
инвестиции, значение инвестиций, инвестиционная деятельность, инвестирование, инвестиционная деятельность региона, субъекты и объекты. Инвестиционный климат является важной характеристикой региональной инвестиционной системы.
Обзор методик оценки инвестиционной привлекательности.
инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиционная деятельность, субъективная оценка, совокупность политических, риск, регион, экономическая.
Маркетинг территории как инструмент привлечения инвестиций
Города, регионы и страны конкурируют друг с другом, пытаясь обеспечить для своих жителей наилучшие условия жизни. Предмет конкуренции здесь во многом схож с предметом конкуренции товаров и фирм. С одной стороны, это цена, качество товаров и услуг для различных территорий, а с другой – качество и соответственно цена специфических услуг общественного сектора. Территории стремятся обеспечить собственное динамичное устойчивое развитие, которое на долгосрочной основе формирует условия повышения доходов населения и бизнеса, функционирующего в городе, снижения уровня нищеты, стабилизации политических и социальных условий.
Конкурентное преимущество территории (страны, региона, города) – это преимущество, которое обеспечивает дополнительный приток высококвалифицированных людей на данную территорию, а также привлечение инвестиций, способствующих ее развитию. Территории конкурируют друг с другом по следующим направлениям:
жизнеобеспечение (создание современной инфраструктуры жизнеобеспечения населения города);
создание лучших условий для бизнеса, привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
сохранение имеющихся производственных мощностей;
повышение уровня коммунального обслуживания и услуг общественного сектора (совершенствование набора и качества услуг, а также снижение цен на них);
развитие индустрии гостеприимства;
использование информационных технологий (развитие информационной инфраструктуры, стимулирование применения новых решений в сфере информационных технологий и Интернета);
наличие квалифицированной и высокообразованной рабочей силы;
ответственное и эффективное муниципальное управление (повышение открытости местной власти, развитие партнерства местных властей и частного сектора, использование лучшей практики муниципального управления).
Эти показатели и являются инструментом для привлечения инвестиций территории.
В последнее время все большее значение наряду с другими конкурентными преимуществами приобретают такие, как качество образовательных услуг на территории, качество системы жизнеобеспечения, развитость транспорта и связи, безопасность личности и бизнеса.
Для того, чтобы усилить привлекательность своей территории, органы местной власти должны выработать стратегию маркетинга привлекательности данной территории.
Маркетинг привлекательности – это стратегия маркетинга территории, направленная на повышение притягательности данной территории для человека, ее гуманизацию путем развития особых черт, гарантирующих конкурентные преимущества данной территории.
Таким образом, механизм данной стратегии маркетинга территории достаточно прост: развитие и популяризация особых черт, гарантирующих преимущества в соперничестве территорий.
Особенностью маркетинга привлекательности является ориентация на человека, с учетом стилей жизни, поведения и потребностей отдельных категорий.
В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ территории (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данную территорию от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Таким образом формируются новые или выявляются нереализованные преимущества территории. Основной упор делается на создание таких новых местных преимуществ, как развитая рыночная инфраструктура, наличие коммуникационных линий, безопасность (личная и бизнеса), развитость институтов, поддерживающих бизнес, наличие квалифицированных кадров, благоприятные условия для инвестиций.
Создание и поддержание высокого уровня квалификации региональных кадров – также весьма существенный фактор регионального развития. В конечном счете развитие региона зависит от уровня квалификации работающих в нем людей, а это в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, качеством окружающей среды и жизни. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.
Инвестиционная привлекательность территории представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков.
Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Инвестиционный потенциал складывается в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций, зависящей как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал включает в себя восемь частных потенциалов:
ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
потребительский (совокупная покупательная способность населения региона)
Резервы улучшения инвестиционного климата большинства регионов связаны со снижением инвестиционного риска главным образом за счет совершенствования законодательной базы деятельности инвесторов.
Источники: http://novainfo.ru/article/15229, http://moluch.ru/th/5/archive/31/814/, http://megalektsii.ru/s23736t10.html
Источник: