Механизм привлечения частных инвестиций в отрасль

Содержание
  1. Образовательный портал
  2. Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику территории и отрасли
  3. Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику территории и отрасли
  4. Привлечение инвестиций в отрасль
  5. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций в электроэнергетическую отрасль Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
  6. Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Нестулаева Диана Рустамовна
  7. Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Нестулаева Диана Рустамовна,
  8. Public — private partnership as the mechanism of investments attraction into electropower branch
  9. Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций в электроэнергетическую отрасль»

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Творч. и проектная деят-сть школьников и студентов
  • Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику территории и отрасли

Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику территории и отрасли

Разработка механизмов привлечения инвестиций
в экономику территории и отрасли

Шубенкова Виктория Андреевна

Студентка 4 курса направления ГМУ, ФГБОУ ВО БГАУ, г. Уфа

Аннотация: в данной статье представлен анализ проблем привлечения инвестиций в экономику территории и отрасли. Также описаны варианты решения этих проблем, а именно: улучшение социальных гарантий, предоставление налоговых льгот инвесторам, улучшение управления инвестиционными процессами.

Ключевые слова: инвестиционный климат, политическая стабильность, эффективное экономическое развитие, методы и средства управления.

Инвестиции являются неотъемлемой частью экономики. Они грают важную роль в социальном и экономическом развитии Российской Федерации и её субъектов. Чем больше инвестиций поступает в страну, тем выше показатели эффективности и развития как отдельных отраслей экономики, так и в целом.

Большое влияние на величину инвестиций влияет инвестиционный климат (условия ведения бизнеса). Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день активно разрабатываются механизмы привлечения инвесторов в экономику с целью выведения страны на межконтинентальный уровень. Это необходимо для социально-экономического развития страны.

Инвестиции в Российскую Федерацию могут осуществляться путем создания предприятий с долей иностранного капитала, приобретением иностранными инвесторами зданий, объектов, сооружений, долей в акциях и других ценных бумагах, приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами и т.д. Однако проблема заключается в стимулировании эффективного притока иностранного капитала.

Притоку иностранного капитала препятствует политическая нестабильность в стране, санкции против страны, инфляция, несовершенство законодательства, слабое информационное обеспечение, наличие межнациональных конфликтов в России и на границах Российской Федерации и так далее.

Решить абсолютно все задачи невозможно за короткий промежуток времени, однако можно найти альтернативный подход в разработке механизмов по привлечению инвестиций в экономику территории и отрасли.

Рассмотрим в качестве примера инвестиционную политику Республики Башкортостан.

Во-первых, следует улучшить предоставление государственных гарантий Республики Башкортостан в установленном порядке.
Во-вторых, обеспечить информационной поддержкой субъектов иностранной инвестиционной деятельности. В-третьих, предоставить субъектам иностранной инвестиционной деятельности налоговые льготы в соответствии с законодательством, а также содействовать в развитии инфраструктуры, необходимой для обеспечения иностранной инвестиционной деятельности;
организационной, правовой и иной поддержки в соответствии с законодательством. [1].

Например, развивать взаимоотношения с иностранными инвесторами по развитию инвестиций в предприятия, научные открытия и разработки в различных сферах.

Привлечение инвестиций обычно включает в себя систему, приведенную ниже:

отработанный и эффективный план деятельности, наличие доходов, приносящих высокие дивиденды и проценты (соотношение целей и задач);

обратная связь со средствами массовой информации (прозрачность и гласность деятельности);

хорошая репутация на межрегиональном и межконтинентальном рынке инвестиций, насыщенность, спрос, состояние экономики в целом, отдельных отраслей и регионов.[2].

Так же стоит отметить, что строительство таких масштабных проектов, как «Сочи-2014», повышают интерес инвесторов, выводя страну на более высокий уровень развития. В Республике Башкортостан в 2015 году были проведены мероприятия «ШОС и БРИКС», на что были возложены все силы для полноценного осуществления проекта. После этого ожидается большой поток иностранного капитала в регион Российской Федерации и повышение социально-экономического уровня не только на данной территории, но и страны в целом [ 3].

Таким образом, чтобы разработать механизм привлечения инвестиций, следует учитывать множество факторов: инвестиционный климат, политическая стабильность, эффективное экономическое развитие, сотрудничество и стабильные отношения с соседними странами, а также методы и средства управления, через которые регулируется и контролируется инвестиционная политика.

1. Закон от 24.12.2010 года № 339-з Республика Башкортостан Закон об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан, осуществляемой в форме капитальных вложений (в ред. Закона РБ от 11.07.2011 N 424-з)

2. Менеджмент: учеб.-3-е изд., перераб.и доп.-М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.- 480с.

3. URL: http://www.bfm.ru/news Мировая экономика: новости, статьи, статистика, аналитика.

4. Валиева А.Р., Есина К.С. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В сборнике: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 187-190. 0

5.Карачурина Р.Ф., Повышение эффективности работы муниципальных служащих / Р.Ф. Карачурина // Экономика и социум – 2014 — №4 – с. 45- 48

6. Карачурина Р.Ф., Эффективность деятельности муниципальных служащих / Р.Ф. Карачурина // Экономика и социум – 2015 — №3 – с. 57- 58

7. Нартдинова Э.Р., Валиева А.Р. РОЛЬ АТЭС В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 338-339. 0

8.Нартдинова Э.Р., Валиева А.Р. ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТИЯ РОССИИ В ФОРУМЕ АТЭС В сборнике: ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 339-341.

9. Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 33-35. 0

10. Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 367-369. Ханнанова Е.С., Ханнанов Р.А. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА БАШКИРИИ В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 34 частях. Тамбов, 2013. С. 151-153.

11Ханнанов Р.А. НОВАЯ ПАРАДИГМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ПОСТУПКОВ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Право и политика. 2013. № 1. С. 121-137.

12.Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.

13.Василова А.И., Ханнанова Т.Р. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В сборнике: Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции материалы Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор В.И. Долгий, А.И. Карпович. Саратов, 2014. С. 92-95.

Читайте также  Фонды прямых инвестиций на российском рынке

14. Ханнанова Т.Р. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ» Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.

15. Ханнанова Т.Р. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

16.Мусина А.Ф., Хатмуллина Л.Р. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2015. С. 115-117.

17. Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 111-113.

18. Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯХаннанов Р.А., Шапошникова Р.Р. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

19. Андриянова А.А., Шапошникова Р.Р. К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 17-19.

20. Шапошникова Р.Р. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» В сборнике: Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, Факультет информационных технологий и управления, редколлегия: Ф. Н. Зиатдинова, Р. М. Зиязетдинов, отв. ред. Ф. Н. Зиатдинова. 2014. С. 336-339.

Привлечение инвестиций в отрасль

Во второй половине 2000-х годов резко выросли темпы роста спроса на электроэнергию. Отчасти ввиду исчерпания резервов неиспользуемых ранее мощностей, это привело к дефициту электроэнергии, в первую очередь, в динамично развивавшихся регионах. Имели места случаи ограничения поставок электроэнергии потребителям. Ситуацию, сложившуюся в масштабах страны, хорошо иллюстрирует рисунок 1(так называемый «Крест Чубайса») пересечения кривых требуемой и действующей мощностей и мощности с истекшим сроком службы.

Рис. 2. Графики баланса установленной мощности (млн кВТ) и потребности в генерации

Анатолий Чубайс: «Энергетика оказалась именно сейчас в очень специфическом положении, когда экономика предъявляет энергетике новый колоссальный спрос. И масштаб этого спроса таков, что энергетика оказывается перед развилкой. Либо она будет в состоянии отреагировать на спрос — и если это произойдет, тогда и в самой энергетике должны произойти глубинные масштабные изменения (как результат — и в экономике в целом). Либо этого не произойдет, и энергетика на наших глазах превратится в масштабный мощный тормоз развития экономики.»

Для минимизации неопределенности для инвесторов, были разработаны и предложены следующие документы:

  • 1. «Целевое видение развития российской электроэнергетики на период до 2030 года».
  • 2. «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», содержащая научно обоснованный перечень площадок для строительства энергетических объектов. Данный документ повышает определенность в сфере прогнозирования как спроса, так и локаций различных значимых объектов. Данный документ был подготовлен в тесной координации с регионами и муниципальными образованиями, ввиду необходимости учета долгосрочных стратегий городского планирования и развития регионов.
  • 3. Инвестиционные программы холдинга РАО «ЕЭС России» и компаний, образованных в результате его ликвидации.

По оценкам авторов реформы, на первом этапе (2008-2012 годы) предполагался взрывообразный рост инвестиций (более чем десятикратный, объём порядка 4.4 триллиона рублей). Эти показатели были достигнуты. На втором этапе планировался планомерный рост, соответствующий темпам роста спроса на электроэнергию. Централизованное планирование предполагается сохранить лишь в отношении инфраструктуры, гидрогенерации и атомной генерации. Развитие тепловой генерации (более половины объема выработки) предполагается на базе исключительно рыночных институтов.

Был реализован ряд мер для привлечения частных инвестиций в монопольный сектор. Отход от метода экономически обоснованных затрат в тарифообразовании и применение, взамен него, метода доходности инвестированного капитала (RAB) снижает неопределенность для инвесторов, ввиду того, что до перехода на RAB-метод параметры в формуле, используемой для определения тарифа, пересматривались ежегодно, в то время как при применении RAB-метода тарифы устанавливаются на 3-5 лет.

По словам Якова Уринсон (заместителя председателя правления РАО «ЕЭС России»), ФСК будет поддержку действующих сетей, а все новые присоединения будут осуществляться за счет денег инвесторов, поскольку ясно, что эти средства окупятся быстрее, чем деньги во всю систему. (Бойко, Губанов, 2010)

Однако частные инвестиции в достаточном объеме можно привлечь только лишь в случае приватизации региональных сетей, что на данный момент законодательно запрещено. Включение инвестиционной компоненты в тариф на передачу электроэнергии по региональным сетям также было решено не реализовывать ввиду того, что в этом случае за развитие распределительных сетей придется платить и тем потребителям, которые в этом напрямую не нуждаются, в том числе населению. К тому же, инвестиционная составляющая может увеличить тариф на передачу в несколько раз, а это чревато социальным напряжением.

Поэтому реальным остался все тот же источник инвестиций — плата за присоединение. Ее вносят предприятия, желающие стать новыми потребителями (подключиться к сетям), и предприятия, увеличивающие потребление электроэнергии (что требует подвода дополнительных линий). Однако механизм определения величины такой платы недостаточно прозрачен, что создает предпосылки для злоупортеблений. Но, главное, данный способ привлечения инвестиций сам по себе является серьезным финансовым барьером для открытия нового (расширения существующего) бизнеса. А значит, этот фактор существенно сдерживает инвестиционную привлекательность страны в целом и рост экономики.

Так что важнейшим успешным краткосрочным результатом реформы стало привлечение масштабных (в том числе частных) инвестиций в конкурентный сектор. При этом привлечение частных инвестиций через приватизацию в данном случае не означало шоковый скачок цен.

Яков Уринсон: «В цену обычно закладываются проценты по привлеченным кредитным средствам, а „тело“ кредита покрывают деньги, заработанные инвестором на продаже энергии и мощности, выработанной вновь вводимыми электростанциями. Российских потребителей ожидает некоторый рост тарифов. Но о том, что цены на электроэнергию вырастут в разы, не может быть и речи. Пик придется на 2011-2012 годы. Когда заработают конкурентные механизмы, начнется обратное движение. Генерирующие компании будут вынуждены сокращать свои издержки, чтобы не потерять рынок». [4]

Более того, наблюдавшийся после реформы рост цен на электроэнергию во многом был обусловлен удорожанием сырья, что никак не связано с внедренными рыночными механизмами. Однако, несмотря на то, что приватизация генерирующих активов стала важнейшим успешным результатом реформы, ситуация с конкуренцией между генерирующими компаниями все еще несет в себе определенные риски. Несмотря на то, что законодательно запрещено совместное владение генерирующими и сетевыми активами, ОАО «Газпром», один из крупнейших инвесторов в генерацию с заметной долей рынка, будучи также крупнейшим производителем сырья для тепловой генерации и монополистом в сфере его транспортировки, сохраняет возможность манипуляции ценами на сырье для генерирующих компаний. С учетом того, что цена на сырье за период реформирования отрасли нарастила долю в себестоимости электроэнергии, этот фактор накладывает значительную ответственность на регулирующие органы. Таким образом, консолидация активов в отрасли при эффективном функционировании антимонопольных органов сама по себе не несет угрозы конкуренции. И, ввиду приватизации существенной части генерирующих активов, в долгосрочном периоде можно ожидать позитивных изменений в вопросах производительности труда, которая пока остается в числе слабых сторон российской электроэнергетики.

Читайте также  Крупные инвестиции в готовый бизнес

Среди механизмов привлечения частных инвестиций стоит отметить:

  • 1. Дополнительный выпуск акций (IPO) генерирующих компаний в пользу частных инвесторов. Отличие этого основного механизма привлечения инвестиций от обычной приватизации состоит в том, что привлеченные средства направляются не государству, а приватизируемой компании, с условием, что они будут направлены на строительство новых энергетических объектов, в соответствии с инвестиционной программой. Данный механизм оправдан, в том числе, и ввиду низкой рентабельности (чуть выше инфляции) в отрасли, которую нужно было компенсировать для привлечения инвестора. С учетом прогнозируемого выполнения инвестиционной программы и качественно нового характера функционирования постреформенной отрасли, государство и компенсирует отсутствие прямых финансовых доходов от такого рода IPO.
  • 2. Хеджирование рисков отказа энергокомпаний от инвестиционных программ, посредством подписания между приватизируемой компанией и АТС договора о предоставлении мощности на оптовый рынок, в рамках которого предусмотрена финансовая ответственность за невыполнение планов введения новых мощностей. Стоит также отметить, что авторы реформы предусмотрели в договоре поставки мощности, заключаемом с инвестором, норму, согласно которой пересмотр государством графика либерализации рынка электроэнергии рассматривается как форс-мажор, снимающий с инвестора обязательства по строительству и вводу новых мощностей.
  • 3. Механизм гарантирования инвестиций (МГИ), заключающийся в предоставлении системным оператором гарантии, виде обязательства по оплате услуги по формированию резерва мощностей.
  • 4. Прямые частные инвестиции в локальные проекты.

Поскольку источники инвестиций для монопольных сетей были преимущественно государственными, то в монопольном секторе были предусмотрены следующие источники финансирования (в основном для создания и поддержания сетевой инфраструктуры, порядка 1 триллиона рублей на первом этапе):

  • 1. Дополнительная эмиссия акций в пользу государства.
  • 2. Плата за техническое присоединение к сетям, которая в России является одной из наиболее высоких в мире, а также важнейшим сдерживающим развитие конкуренции фактором.
  • 3. Средства от продажи активов.
  • 4. Займы и кредиты.
  • 5. Поступления из федерального бюджета.
  • 6. Собственные средства.

В столь масштабной реформе, которая состоит в комплексе институциональных изменений, в каждом из которых важен каждый компонент, многие, на первый взгляд, частные несовершенства могут стать существенным препятствием на пути либерализации и развития конкуренции в отрасли.

Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций в электроэнергетическую отрасль Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Нестулаева Диана Рустамовна

В статье описан один из механизмов привлечения внешних и внутренних инвестиций в электроэнергетическую отрасль государственно-частное партнерство . Дано определение понятия ГЧП и представлены инструменты данного механизма. Рассмотрены риски при заключении инвестиционных договоров между бизнесом и государством и представлены меры, разработка и применение которых даст возможность успешной реализации проектов ГЧП в России.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Нестулаева Диана Рустамовна,

Public — private partnership as the mechanism of investments attraction into electropower branch

The article describes one of mechanisms of attraction of external and internal investments into electropower branch that is public-private partnership. Definition of PPP is made and tools of the given mechanism are presented. Risks taken at the conclusion of investment contracts between business and the state are considered and measures working out and application of which will provide an opportunity of the successful realisation of projects of PPP in Russia are presented.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций в электроэнергетическую отрасль»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ

Д.Р. НЕСТУЛАЕВА Казанский государственный энергетический университет

В статье описан один из механизмов привлечения внешних и внутренних инвестиций в электроэнергетическую отрасль — государственно-частное партнерство. Дано определение понятия ГЧП и представлены инструменты данного механизма. Рассмотрены риски при заключении инвестиционных договоров между бизнесом и государством и представлены меры, разработка и применение которых даст возможность успешной реализации проектов ГЧП в России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции в электроэнергетику, реформа электроэнергетики, права инвесторов.

Целью реформы российской электроэнергетики было: сокращение масштабов прямого государственного регулирования, приток внешних и внутренних инвестиций, формирование конкурентной среды, появление новых собственников. Все это должно было привести к надежному и безопасному развитию электроэнергетической отрасли.

В последние годы российская экономика развивалась высокими темпами, что сопровождалось ростом энергопотребления. Новое строительство и реконструкция генерирующих мощностей, передающих и распределительных сетей не обеспечивали возрастающие потребности экономики. Для дальнейшего развития нужны были средства.

До кризиса 2008 г. деньги в отрасль поступали, но приток государственных и частных инвестиций не перекрывал потребностей. Объем привлечения заемных средств был незначителен из-за ограниченных возможностей и неразвитости внутреннего рынка капиталов. Стратегический инвестор в отрасль не шел, так как слишком высоки риски: традиционные риски, связанные с высокой капиталоемкостью и длительностью строительства; дополнительные риски которые привносит незавершенность реформирования рынка электроэнергии, непрозрачность финансовых потоков, непрогнозируемость покупательной способности потребителей в различных регионах и секторах, а также неопределенность ценового поведения поставщиков топлива. Возвратность средств никем и ничем не гарантируется.

Сейчас в условиях углубившегося экономического кризиса в электроэнергетике сложилась острая инвестиционная ситуация. У реальных собственников не достает средств для покрытия потребности отрасли в капиталовложениях. За счет собственных накоплений: амортизации и части прибыли едва поддерживается простое воспроизводство. Уровень тарифов на электроэнергию также не гарантирует выполнение инвестиционных программ.

Читайте также  Понятие и роль инвестиций для экономики

Решение этой проблемы представляется в новой форме сотрудничества власти и частного бизнеса — государственно-частном партнерстве (ГЧП). Для предпринимателей партнерство с властью означает снижение долгосрочных рисков ведения бизнеса и укрепления доверия кредитных организаций. Для государства присутствие частного экономического расчета позволяет повысить эффективность реализации проекта.

Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что те проекты,

успешность которых зависела только от частных партнеров, эффективны на 100 %. Там же, где в качестве инвестора выступало государство, оказались сдвинуты сроки реализации и превышены затраты, причем это происходило не по вине частных предпринимателей, а было связано с непредсказуемыми решениями правительства [1].

Практически во всех странах с развитой экономикой государственные органы партнерствуют с энергетическими компаниями при регулировании: отношений собственности; реализации прав собственности, когда государство является землевладельцем; налоговой и денежно-кредитной политики, служащих инструментами развития энергокомпаний и в направлениях, предусмотренных национальными программами; уровня тарифов и производства; трудовых отношений.

Опыт многих стран показывает, что с 1980-х годов. в инфраструктурных отраслях, затрагивающих общенациональные интересы, существенно возросла роль совместного государственного и частного партнерства при реализации крупных инвестиционных проектов. Оно не ограничивается финансированием инвестиций, предоставлением льгот или гарантий. Это довольно сложный комплекс договорных взаимоотношений между внутренними и внешними инвесторами, заемщиками, заказчиками, поставщиками, регулирующими органами власти различного уровня. Ответственность, полномочия, границы деятельности между множеством участников жестко регламентируются быстро развивающимся законодательством [2].

ГЧП обладает особенностями, которые связаны с участием в проекте государства, определяющего рамочные условия партнерства. К ним, например в ЕС, относятся: специфические требования бюджетного учета; необходимость особого «бюджетного» мышления (в дополнение к «бухгалтерскому»); различный правовой статус партнеров; детальное регулирование задолженности государственного сектора; ограниченная готовность государства принимать решения по проекту; формальные требования к процедуре принятия решений; различные правила и нормы в области государственных заказов и закупок для проекта [2].

Для России механизм ГЧП нов и еще не до конца проработан, но, несмотря на это, «пилотные» проекты партнерства государства и бизнеса уже разрабатываются и реализуются в сфере транспорта, инноваций, ЖКХ, энергетики и др.

Само по себе привлечение частных инвестиций под государственные деньги или кредитование госбанком частных заемщиков — это еще не есть государственно-частное партнерство. ГЧП — это особый инструмент. На наш взгляд, отличительная особенность ГЧП это то, что четко зафиксированы взаимные обязательства бизнеса и государства [3].

МЭРТ РФ определяет ГЧП как «сотрудничество на контрактной основе между государственными органами, органами местного самоуправления и бизнесом». При этом со стороны государства сохраняется жесткий контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг. То есть ГЧП — это такое партнерство, где существуют контрактное право и соответствующие договорно-правовые отношения.

В настоящее время для продвижения и реализации механизма государственно-частного партнерства необходимо: совершенствование и развитие нормативно-законодательной базы, стабильная политико-правовая среда, создание соответствующей институциональной среды и системы обучения, анализ отечественного и зарубежного опыта и его распространение среди органов федеральной, региональной и муниципальной власти, четко определенный рынок государственных заказов и возможность точной оценки выгод каждого проекта [2].

Со стороны государства требуется выдача гарантийных обязательств с целью снижения стратегических рисков инвесторов. Вариантами таких обязательств могут быть — долевое финансирование, льготное кредитование, обеспечение облигационных займов, гарантированные закупки, страхование и гарантирование доходности. Также государство должно создать такие налоговые, кредитные, экспортно-импортные и иные экономические рычаги, использование которых сделает инвестиции в национальную экономику привлекательными.

Прежде всего необходимо органам государственного и муниципального управления разработать процедуру проведения конкурсов на выбор дееспособного

частного оператора и сформулировать требования к планируемым проектам. На региональном уровне требуется развитие контрактных моделей, механизмов гарантий и страхования, совершенствование законодательства. Также нужно использовать человеческий потенциал — привлекать квалифицированных служащих в процесс управления капиталовложениями и профессиональных участников рынка ГЧП. В совокупности все эти меры должны обеспечить приемлемые риски частных инвестиций в общественную инфраструктуру [4].

Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в России, действительно, выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики. Этот механизм будет способствовать повышению инвестиционной и инновационной активности, развитию производственной и социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики.

Ключевым словом в определении ГЧП для нас является «партнерство», т.е. наличие многосторонних отношений, в которых государство выступает равноправной стороной и на общих основаниях несет как юридическую, так и финансовую ответственность. К сожалению, государство на практике часто использует свой административный ресурс при разрешении конфликтов с хозяйствующими субъектами и назвать подобные отношения «партнерством» нельзя. Поэтому применение ГЧП в большей степени зависит от условий, прописанных в контракте по конкретному проекту, т.е. для реализации ГЧП нужна стабильная правовая база. Здесь важна форма заключения в рамках Гражданского кодекса договоров между инвестором и государством в части взаимных интересов и обязательств по реализации проекта. Еще три-четыре года назад отношения государства и инвесторов в части госинвестиций не регулировались никакими контрактными обязательствами. Обязательства государства никак не были закреплены ни в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), ни в рамках федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП). Инвестору приходилось «изворачиваться», чтобы хоть как-то попытаться зафиксировать интересы и обязательства государства. Очень важно, чтобы теперь в заключаемых контрактах между бизнесом и государством все права и обязанности регулировались и прописывались инвестиционными соглашениями.

The article describes one of mechanisms of attraction of external and internal investments into electropower branch that is public-private partnership. Definition of PPP is made and tools of the given mechanism are presented. Risks taken at the conclusion of investment contracts between business and the state are considered and measures working out and application of which will provide an opportunity of the successful realisation of projects of PPP in Russia are presented.

Key words: public-private partnership, investments into electric power industry, reform of electric power industry, the right of investors.

1. Понизовкина Е. Государственно-частное партнерство: российские перспективы. URL: http://www.uran.ru/gazetanu/2007/07/nu16_17/wvmnu_p11_16_17_ 072007.htm.

2. Сильвестров С.Н. Государственно-частное партнерство в инвестиционной сфере энергетики // Тезисы доклада. URL: http://www.koism.rags.ru/science/actions/silv2.php

3. Как расшифровать ГЧП — Время новостей. — 2007. — 5 декабря — № 223.

Источники: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/99-student-work/9776-razrabotka-mekhanizmov-privlecheniya-investitsij-v-ekonomiku-territorii-i-otrasli.html, http://studwood.ru/696185/ekonomika/privlechenie_investitsiy_otrasl, http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-mehanizm-privlecheniya-investitsiy-v-elektroenergeticheskuyu-otrasl

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто