Механизмы привлечения иностранных инвестиций в рф

Содержание
  1. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России (3)> Главная > Реферат >Экономика 1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. в ст. 2 определяет иностранные инвестиции как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности, на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность),а также услуг и информации». [1.2] В этом смысле гораздо более соответствует действительности определение инвестиций, содержащееся в ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. В соответствии с этим законом под инвестициями следует понимать «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». [2.1] Принятый Закон об иностранных инвестициях рассматривается в качестве инструмента создания в России благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и гарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов. Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия законодательных и нормативных актов.[5.17] Необходимы четкие ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность оставлять в заграничных банках на счетах российских юридических и физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых должен подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными санкциями уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение закона. В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимо внести дополнения в налоговое законодательство и нормативные документы, регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов. Среди основополагающих законопроектов в области международного инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях о разделе продукции”. При разработке указанных законопроектов предусматривались следующие принципы: а) необходимость активизации инвестиционного процесса как главного фактора стабильного развития экономики; б) содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную систему через производственно-инвестиционное сотрудничество; в) предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам конкурсов и аукционов; г) обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала в экономику России. [13.21] Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельности страховых учреждений. Для подготовки постановления Правительства Российской Федерации намечается предоставить предложения по совершенствованию рынка ценных бумаг, регистрационной депозитарной деятельности. В настоящее время Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации совместно с некоторыми российскими банками и брокерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговой компании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценными бумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг, а также ответственное их хранение. Эффективная и надежная деятельность компании будет одним из факторов привлечения иностранных инвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандарты депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг. II Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций 2.1. Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями. Привлечение иностранных инвестиций: проблемы, механизм и формы Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 26.02.2017 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ФОРМЫ Привлечение иностранных инвестиций принимает следующие формы: собственные ресурсы и внутрихозяй­ственные резервы (например, прибыль, амортизационные от­числения, страховые сбере­жения и другие); заёмные средства (облигационные займы, бюджетные и банковские кредиты); привлеченные средства (продажа любых ценных бумаг, а также паевые взносы); бюджетные ассигнования, но обязательно инвестиционные; прямые вклады средств (капитала) (в виде па­тентов, оборудования, лицензий и т.д.); средства от благотворительности; взносы денег населения страны. Очевидно, что стимулом экспорта именно капитала является желание получить максимальную прибыли. Высокая конкуренция на рынках, в особенности, высокоразвитых стран приводит инвесторов к поиску новых направлений финансовой экспан­сии. По мнению большинства западных специалистов, главными факторами, которые приводят к привлечению иностранных инвестиций являются: Повсеместная стратегия развития ТНК и МНК, которая учитывает как масштабы, так и емкость рынков, возможности рационализации ведения производственной деятельности и технологических требований производства. Перспективы роста экономики страны, которая принимает иностранные инвестиции, а также общественно-политическое состояние страны. Срок окупаемости привлеченных иностранных инвестиций, который зависит от инвестиционного риска. Перечисленные факторы в некоторых госу­дарствах принимают следующие формы. Например, к первому фактору относят следующие мотивы: емкий рынок для сбыта продукции, возможности увеличить этот рынок через зону свободной торговли с различными странами, экономико-геогра­фическое положение, которое обеспечивает возможности для эк­спорта, неконкурентоспособность национальных про­изводителей, которая обеспечивает получение прибы­ли от реализации товаров в стране. Второй из факторов имеет такие предпосылки: позитивные показатели экономического роста, постепенное реформи­рование экономики страны, уменьшение уровня инфля­ции, улучшение системы банков, модернизация те­лекоммуникаций, правовое регулирование иностранных инвестиций и закрепленное право собственности, приватизация госпредприятий через иностранных инвестиций. Третий фактор: по причине уменьшения себестоимости производства появляется возможность реализации нормы прибыли выше среднего. МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Механизм привлечения иностранных инвестиций предполагает развитие, в первую очередь, законодательной базы страны, привлекающей данные инвестиции, т.к. без конкретно закрепленного в законодательства отношений между государством и иностранным инвестором существуют слишком высокие риски для инвестирования и нельзя быть полностью уверенным не то чтобы в получении прибыли, но даже в полном их возврате. Поэтому государство формирует специальную государственную политику для привлечения иностранных инвестиций, которая должна осуществляться последовательно и не отходя от плана. На первом этапе данной политики надо проанализировать некоторые макроэкономические показатели, прежде всего объём и структуру ВВП, объём и структуру капиталовложений, уровень сбережений, на основании которых надо определить нужный стране объем иностранных инвестиций с учетом определенных критериев экономической и долговой безопасности данной страны. Далее надо определить приоритеты для иностранных капиталовложений, а также принципы их увеличения. Затем, учитывая современные тенденции международного экспорта капитала надо определить особенно привлекательные формы привлечения иностранного капитала. Конкретные предпосылки закладываются в национальное законодательство страны и в организационно-экономический механизм государственного регулирования иностранных инвестиций. Приведённая последовательность реализации механизма привлечения иностранных инвестиций позволяет строить эффективную и комплексную модель, с целью привлечения иностранных инвестиций. При формировании вышеназванного механизма западные инвесторы руководствуются правилом четыре «C»: деловая репутация + кредитная история, денежный поток, дополнительное обеспечение, доля собственного капитала. Т.е. иностранный инвестор изучает, в первую очередь, данные показатели и уже, если они является приемлемыми дополнительно и более основательно изучает другие показатели на основе которых можно сделать тот или иной вывод. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Какие же существуют проблемы привлечения иностранных инвестиций? Во-первых, спад в инвестиционной деятельности, который опережает общий производственный спад. Данная проблема приводит к подрыву условий простого и расширенного воспроизвосдтва, далее происходит резкое отставание капиталоемких отраслей производства, а также уменьшение технического производства. Во-вторых, уменьшается доля общего накопления при использовании ВВП. Общее накопление в целом по национальной экономике характеризует чистую покупку ре­зидентами товаров и услуг, которые произведены или поступили по импорту в этом периоде, но еще не потребленных. В-третьих, огромные объемы недоинвестирования приводят к появлению воспроизводственных проблем — возникает значительная масса, которая обесценена кризисом, морально и физически изношенных производственных средств. В-четвертых, технологическая структура вложений капитала не ускоряет процесс обновления капитала. Доля затрат на оборудование имеет тенден­цию к уменьшению. В-пятых, углубляется дифференциация различных регионов страны по их инвестиционной привлекательности. В-шестых, высокие инвестиционные риски из-за слишком завышенной цены в сравнении с инфляцией и слишком низкая норма рентабель­ности, которые делают недоступными привлечение иностранных инвестиций для реального сектора экономи­ки. Механизмы привлечения иностранных инвестиций Инвестиционный механизм представляет собой совокупность целей, принципов и методов мобилизации и размещения инвестиционных ресурсов, а также инструментов и рычагов воздействия на инвестиционный процесс для максимизации инвестиционного эффекта и минимизации инвестиционных рисков. Инвестиционная привлекательность страны в значительной мере зависит от совершенства и полноты нормативно-законодательной базы государства в области инвестиционной деятельности. Следует, отметит, что многие страны стимулируют приток иностранных инвестиций путем либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, вносят поправки в существующие законодательные акты или принимая новые, утверждающие благоприятные условия для потенциальных инвесторов. В этой области основными мерами по повышению инвестиционной привлекательности страны и улучшению благоприятного инвестиционного климата в ней являются: 1. Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование, а в некоторых случаях и освобождение от него (например, когда объем инвестиций находится в границах заданной величины; при создании совместных предприятий и при повторном вложении капиталов в предприятие). 2. Предоставление «налоговых каникул» или продление сроков ранее предоставленных, а также полное или частичное освобождение от уплаты некоторых налогов. 3. Льготы в области права собственности (например, разрешение, создавать предприятия со стопроцентным иностранным капиталом). 4. Возможность применять вычет из налогооблагаемой базы затраты на подготовку местных кадров и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) в целях развития предприятия. 5. Увеличение продолжительности периода с допустимым использованием иностранного персонала. 6. Возможность применять ускоренную амортизацию. 7. Отмена или ослабление требований к иностранным инвесторам при использовании местного сырья и местной рабочей силы. 8. Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики или в отдельных регионах. 9. Отмена или снижение минимального объема инвестирования. Разработке комплекса мер по привлечению иностранных инвестиций и деятельность по формированию инвестиционного климата способствует изучение международного опыта в этой области. Основная масса мировых инвестиций, около 75%, направляются в США, Европу и прочие развитые страны, а в развивающиеся и другие страны – 25%. Главная роль в вывозе капитала принадлежит США, ЕС и Японии. Растет вывоз капитала и из новых индустриальных быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Большая часть инвестиций приходится на транснациональные корпорации, а также международные финансовые организации, крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и другие. Несомненный интерес представляет система привлечения иностранных инвестиций Китайской Народной Республики, которая способствует благоприятному формированию инвестиционного климата в этой стране. Важнейшим фактором привлечения иностранных инвестиций в Китай является эффективная деятельность по формированию и улучшению инвестиционного климата в стране. Основными условиями роста прямых иностранных инвестиций в Китай являются: 1) колоссальные возможности быстро развивающегося китайского внутреннего рынка; 2) гарантируемая иностранному бизнесу безопасность инвестиционной деятельности; 3) наличие дешевой рабочей силы; 4) рост открытости экономики; 5) грандиозные инфраструктурные сдвиги во всех районах страны и ряд других. В Китае постепенно совершенствуется правовая база; проводится единая, прозрачная, стабильная и предсказуемая экономическая политика; формируется открытая, справедливая и свободная от коррупции высокоэффективная административная система. Все это, играет важную роль в привлечении иностранных инвесторов. Ориентируясь на пример Китая, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика также реализуют политику, направленную на увеличение притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы. С этой целью они начали осуществлять последовательную либерализацию внешней торговли и экономики, в том числе закрепили за иностранными гражданами право приобретать контрольные пакеты акций в секторах, которые ранее были закрытыми: в автомобилестроении, электронике, металлургии, пищевой промышленности, производстве товаров широкого потребления и т.д. В США регулирование инвестиционных процессов в определенных рамках осуществляет государство. Из валовых капиталовложений в экономику США на долю государства приходится более 20%, из них 12% идет на инвестиции из федерального бюджета. Влияние государства на инвестиционную деятельность осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как льготные ставки налога на прибыль, политика ускоренной амортизации, стимулирование отдельных категорий инвестиций. Согласно действующему инвестиционному режиму иностранным инвесторам в большинстве случаев предоставляются равные с национальными производителями права относительно создания, регистрации и деятельности компаний, уплаты налогов, ведения делопроизводства и т.п., на них распространяются также аналогичные ограничения, предусмотренные американским законодательством для граждан США. Интересы иностранных инвесторов не ущемляются при разрешении спорных вопросов: фактически отсутствуют ограничения на перевод капиталов и прибыли за границу, в отдельных случаях предоставляется более льготный режим налогообложения и кредитования, и что наиболее важно – в стране существуют конкретные гарантии от экспроприации. Кроме того, по показателям потенциала своего рынка и ресурсной обеспеченности экономики США являются наиболее привлекательными из всех стран мира в качестве реципиента иностранного капитала. В США, Канаде, Японии, Европе и Азии в целях более широкого привлечения иностранного капитала создаются так называемые свободные экономические зоны. В этих зонах действуют особые правовые нормы в области налогового, таможенного регулирования, что создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов. Они вносят существенный вклад в развитие регионов страны и способствуют расширению и диверсификации ее внешней торговли. Кроме того, опыт разных стран показывает, что для привлечения иностранных инвестиций могут использоваться такие организационные механизмы как: существующие министерства или ведомства, или специально созданные учреждения. В современном мире широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства имеют порядка 100 стран. Такие агентства существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. Такое положение дел характерно, в частности, для Австралии, Японии. Широко используется и практика сочетания различных вариантов. В частности, для Ирана и Мексики, когда полномочия по решению основных вопросов регулирования иностранных инвестиций передаются специализированным подразделениям экономических министерств, а основные функции межведомственной координации возлагаются на комитеты правительства, состоящие из представителей руководства министерств и ведомств. Возможность осуществления иностранного инвестирования возникает благодаря тому, что развитие различных стран мира и их экономик осуществляется не одинаковыми темпами. В странах с более развитой экономикой, где объемы создаваемого национального дохода и уровень жизни населения во многом выше, чем в среднем по всем странам мира, появляются возможности для роста сбережений за счет эффективного финансового перераспределения национального дохода. Естественно, больший объем сбережений, превращаясь в денежный капитал, стремится реализовать свой внутренний потенциал, что равносильно поиску направлений и форм своего производительного использования. В то же время в странах с развивающейся экономикой потребность в иностранных инвестициях особенно большая, так как не может быть удовлетворена за счет внутренних сбережений из-за относительно низкого объема национального дохода и низкой сберегательной способности населения, а также юридических лиц. Денежный капитал, поступая на инвестиционный рынок высокоразвитых стран, не может найти свое наиболее выгодное применение по нескольким причинам. Во-первых, на рынках высокоразвитых стран предложение инвестиционного капитала значительно больше, чем на рынках развивающихся стран. Во-вторых, из-за довольно большого объема предлагаемого инвестиционного капитала средняя норма доходности на инвестиционном рынке высокоразвитых стран, как правило, оказывается ниже, чем на рынках развивающихся стран. В-третьих, в развитых странах процесс использования инвестиционного капитала находится в большей степени под контролем государства, которое осуществляет более жесткое его регулирование. В-четвертых, в развитых странах, действуют более четкие и строгие налоговые законы, что также не позволяет существенно увеличить свои доходы на вложенный капитал. В-пятых, стремление овладеть новыми рынками товаров и ресурсов является также одним из существенных стимулов для экспорта инвестиционного капитала за пределы развитых стран. В-шестых, высокая конкуренция между компаниями и предпринимателями внутри развитых стран стимулирует многих предпринимателей-инвесторов вкладывать свой капитал за рубежом. В-седьмых, льготы и специфические условия, предоставляемые странами-получателями иностранных инвестиций, также выступают дополнительными стимулами для осуществления инвестирования капитала за пределы своей страны. Источники: http://works.doklad.ru/view/92nTSUYBIXY/2.html, http://dengifinance.ru/privlechenie-inostrannykh-investiciy-2/, http://lektsii.org/12-33495.html Источник: invest-4you.ru
  2. Главная > Реферат >Экономика
  3. Привлечение иностранных инвестиций: проблемы, механизм и формы
  4. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ФОРМЫ
  5. МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
  6. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
  7. Механизмы привлечения иностранных инвестиций
Читайте также  Способы снижения риска при инвестициях

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России (3)>

Главная > Реферат >Экономика

1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» от 9 июля 1999 г. в ст. 2 определяет иностранные инвестиции как
«вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности, на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность),а также услуг и информации». [1.2]

В этом смысле гораздо более соответствует действительности определение инвестиций, содержащееся в ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. В соответствии с этим законом под инвестициями следует понимать «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». [2.1]

Принятый Закон об иностранных инвестициях рассматривается в качестве инструмента создания в России благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и гарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов. Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия законодательных и нормативных актов.[5.17]

Необходимы четкие ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность оставлять в заграничных банках на счетах российских юридических и физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых должен подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными санкциями уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение закона.

В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимо внести дополнения в налоговое законодательство и нормативные документы, регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов.

Среди основополагающих законопроектов в области международного инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях о разделе продукции”.

При разработке указанных законопроектов предусматривались следующие принципы:

а) необходимость активизации инвестиционного процесса как главного фактора стабильного развития экономики;

б) содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную систему через производственно-инвестиционное сотрудничество;

в) предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам конкурсов и аукционов;

г) обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала в экономику России. [13.21]

Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельности страховых учреждений.

Для подготовки постановления Правительства Российской Федерации намечается предоставить предложения по совершенствованию рынка ценных бумаг, регистрационной депозитарной деятельности. В настоящее время Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации совместно с некоторыми российскими банками и брокерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговой компании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценными бумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг, а также ответственное их хранение. Эффективная и надежная деятельность компании будет одним из факторов привлечения иностранных инвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандарты депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.

II Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций

2.1. Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями.

Привлечение иностранных инвестиций: проблемы, механизм и формы

Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 26.02.2017

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ФОРМЫ

Привлечение иностранных инвестиций принимает следующие формы:

  • собственные ресурсы и внутрихозяй­ственные резервы (например, прибыль, амортизационные от­числения, страховые сбере­жения и другие);
  • заёмные средства (облигационные займы, бюджетные и банковские кредиты);
  • привлеченные средства (продажа любых ценных бумаг, а также паевые взносы);
  • бюджетные ассигнования, но обязательно инвестиционные;
  • прямые вклады средств (капитала) (в виде па­тентов, оборудования, лицензий и т.д.);
  • средства от благотворительности;
  • взносы денег населения страны.

Очевидно, что стимулом экспорта именно капитала является желание получить максимальную прибыли. Высокая конкуренция на рынках, в особенности, высокоразвитых стран приводит инвесторов к поиску новых направлений финансовой экспан­сии. По мнению большинства западных специалистов, главными факторами, которые приводят к привлечению иностранных инвестиций являются:

  1. Повсеместная стратегия развития ТНК и МНК, которая учитывает как масштабы, так и емкость рынков, возможности рационализации ведения производственной деятельности и технологических требований производства.
  2. Перспективы роста экономики страны, которая принимает иностранные инвестиции, а также общественно-политическое состояние страны.
  3. Срок окупаемости привлеченных иностранных инвестиций, который зависит от инвестиционного риска.

Перечисленные факторы в некоторых госу­дарствах принимают следующие формы.

Например, к первому фактору относят следующие мотивы: емкий рынок для сбыта продукции, возможности увеличить этот рынок через зону свободной торговли с различными странами, экономико-геогра­фическое положение, которое обеспечивает возможности для эк­спорта, неконкурентоспособность национальных про­изводителей, которая обеспечивает получение прибы­ли от реализации товаров в стране.

Второй из факторов имеет такие предпосылки: позитивные показатели экономического роста, постепенное реформи­рование экономики страны, уменьшение уровня инфля­ции, улучшение системы банков, модернизация те­лекоммуникаций, правовое регулирование иностранных инвестиций и закрепленное право собственности, приватизация госпредприятий через иностранных инвестиций.

Третий фактор: по причине уменьшения себестоимости производства появляется возможность реализации нормы прибыли выше среднего.

МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Механизм привлечения иностранных инвестиций предполагает развитие, в первую очередь, законодательной базы страны, привлекающей данные инвестиции, т.к. без конкретно закрепленного в законодательства отношений между государством и иностранным инвестором существуют слишком высокие риски для инвестирования и нельзя быть полностью уверенным не то чтобы в получении прибыли, но даже в полном их возврате. Поэтому государство формирует специальную государственную политику для привлечения иностранных инвестиций, которая должна осуществляться последовательно и не отходя от плана.

На первом этапе данной политики надо проанализировать некоторые макроэкономические показатели, прежде всего объём и структуру ВВП, объём и структуру капиталовложений, уровень сбережений, на основании которых надо определить нужный стране объем иностранных инвестиций с учетом определенных критериев экономической и долговой безопасности данной страны. Далее надо определить приоритеты для иностранных капиталовложений, а также принципы их увеличения. Затем, учитывая современные тенденции международного экспорта капитала надо определить особенно привлекательные формы привлечения иностранного капитала.

Конкретные предпосылки закладываются в национальное законодательство страны и в организационно-экономический механизм государственного регулирования иностранных инвестиций. Приведённая последовательность реализации механизма привлечения иностранных инвестиций позволяет строить эффективную и комплексную модель, с целью привлечения иностранных инвестиций.

При формировании вышеназванного механизма западные инвесторы руководствуются правилом четыре «C»: деловая репутация + кредитная история, денежный поток, дополнительное обеспечение, доля собственного капитала. Т.е. иностранный инвестор изучает, в первую очередь, данные показатели и уже, если они является приемлемыми дополнительно и более основательно изучает другие показатели на основе которых можно сделать тот или иной вывод.

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Какие же существуют проблемы привлечения иностранных инвестиций?

  • Во-первых, спад в инвестиционной деятельности, который опережает общий производственный спад. Данная проблема приводит к подрыву условий простого и расширенного воспроизвосдтва, далее происходит резкое отставание капиталоемких отраслей производства, а также уменьшение технического производства.
  • Во-вторых, уменьшается доля общего накопления при использовании ВВП. Общее накопление в целом по национальной экономике характеризует чистую покупку ре­зидентами товаров и услуг, которые произведены или поступили по импорту в этом периоде, но еще не потребленных.
  • В-третьих, огромные объемы недоинвестирования приводят к появлению воспроизводственных проблем — возникает значительная масса, которая обесценена кризисом, морально и физически изношенных производственных средств.
  • В-четвертых, технологическая структура вложений капитала не ускоряет процесс обновления капитала. Доля затрат на оборудование имеет тенден­цию к уменьшению.
  • В-пятых, углубляется дифференциация различных регионов страны по их инвестиционной привлекательности.
  • В-шестых, высокие инвестиционные риски из-за слишком завышенной цены в сравнении с инфляцией и слишком низкая норма рентабель­ности, которые делают недоступными привлечение иностранных инвестиций для реального сектора экономи­ки.

Механизмы привлечения иностранных инвестиций

Инвестиционный механизм представляет собой совокупность целей, принципов и методов мобилизации и размещения инвестиционных ресурсов, а также инструментов и рычагов воздействия на инвестиционный процесс для максимизации инвестиционного эффекта и минимизации инвестиционных рисков.

Инвестиционная привлекательность страны в значительной мере зависит от совершенства и полноты нормативно-законодательной базы государства в области инвестиционной деятельности. Следует, отметит, что многие страны стимулируют приток иностранных инвестиций путем либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, вносят поправки в существующие законодательные акты или принимая новые, утверждающие благоприятные условия для потенциальных инвесторов. В этой области основными мерами по повышению инвестиционной привлекательности страны и улучшению благоприятного инвестиционного климата в ней являются:

1. Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование, а в некоторых случаях и освобождение от него (например, когда объем инвестиций находится в границах заданной величины; при создании совместных предприятий и при повторном вложении капиталов в предприятие).

2. Предоставление «налоговых каникул» или продление сроков ранее предоставленных, а также полное или частичное освобождение от уплаты некоторых налогов.

3. Льготы в области права собственности (например, разрешение, создавать предприятия со стопроцентным иностранным капиталом).

4. Возможность применять вычет из налогооблагаемой базы затраты на подготовку местных кадров и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) в целях развития предприятия.

5. Увеличение продолжительности периода с допустимым использованием иностранного персонала.

6. Возможность применять ускоренную амортизацию.

7. Отмена или ослабление требований к иностранным инвесторам при использовании местного сырья и местной рабочей силы.

8. Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики или в отдельных регионах.

9. Отмена или снижение минимального объема инвестирования.

Разработке комплекса мер по привлечению иностранных инвестиций и деятельность по формированию инвестиционного климата способствует изучение международного опыта в этой области.

Основная масса мировых инвестиций, около 75%, направляются в США, Европу и прочие развитые страны, а в развивающиеся и другие страны – 25%. Главная роль в вывозе капитала принадлежит США, ЕС и Японии. Растет вывоз капитала и из новых индустриальных быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Большая часть инвестиций приходится на транснациональные корпорации, а также международные финансовые организации, крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и другие.

Несомненный интерес представляет система привлечения иностранных инвестиций Китайской Народной Республики, которая способствует благоприятному формированию инвестиционного климата в этой стране.

Важнейшим фактором привлечения иностранных инвестиций в Китай является эффективная деятельность по формированию и улучшению инвестиционного климата в стране. Основными условиями роста прямых иностранных инвестиций в Китай являются:

1) колоссальные возможности быстро развивающегося китайского внутреннего рынка;

2) гарантируемая иностранному бизнесу безопасность инвестиционной деятельности;

3) наличие дешевой рабочей силы;

4) рост открытости экономики;

5) грандиозные инфраструктурные сдвиги во всех районах страны и ряд других.

В Китае постепенно совершенствуется правовая база; проводится единая, прозрачная, стабильная и предсказуемая экономическая политика; формируется открытая, справедливая и свободная от коррупции высокоэффективная административная система. Все это, играет важную роль в привлечении иностранных инвесторов.

Ориентируясь на пример Китая, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика также реализуют политику, направленную на увеличение притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы. С этой целью они начали осуществлять последовательную либерализацию внешней торговли и экономики, в том числе закрепили за иностранными гражданами право приобретать контрольные пакеты акций в секторах, которые ранее были закрытыми: в автомобилестроении, электронике, металлургии, пищевой промышленности, производстве товаров широкого потребления и т.д.

В США регулирование инвестиционных процессов в определенных рамках осуществляет государство. Из валовых капиталовложений в экономику США на долю государства приходится более 20%, из них 12% идет на инвестиции из федерального бюджета. Влияние государства на инвестиционную деятельность осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как льготные ставки налога на прибыль, политика ускоренной амортизации, стимулирование отдельных категорий инвестиций.

Согласно действующему инвестиционному режиму иностранным инвесторам в большинстве случаев предоставляются равные с национальными производителями права относительно создания, регистрации и деятельности компаний, уплаты налогов, ведения делопроизводства и т.п., на них распространяются также аналогичные ограничения, предусмотренные американским законодательством для граждан США. Интересы иностранных инвесторов не ущемляются при разрешении спорных вопросов: фактически отсутствуют ограничения на перевод капиталов и прибыли за границу, в отдельных случаях предоставляется более льготный режим налогообложения и кредитования, и что наиболее важно – в стране существуют конкретные гарантии от экспроприации. Кроме того, по показателям потенциала своего рынка и ресурсной обеспеченности экономики США являются наиболее привлекательными из всех стран мира в качестве реципиента иностранного капитала.

В США, Канаде, Японии, Европе и Азии в целях более широкого привлечения иностранного капитала создаются так называемые свободные экономические зоны. В этих зонах действуют особые правовые нормы в области налогового, таможенного регулирования, что создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов. Они вносят существенный вклад в развитие регионов страны и способствуют расширению и диверсификации ее внешней торговли.

Кроме того, опыт разных стран показывает, что для привлечения иностранных инвестиций могут использоваться такие организационные механизмы как: существующие министерства или ведомства, или специально созданные учреждения.

В современном мире широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства имеют порядка 100 стран. Такие агентства существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. Такое положение дел характерно, в частности, для Австралии, Японии. Широко используется и практика сочетания различных вариантов. В частности, для Ирана и Мексики, когда полномочия по решению основных вопросов регулирования иностранных инвестиций передаются специализированным подразделениям экономических министерств, а основные функции межведомственной координации возлагаются на комитеты правительства, состоящие из представителей руководства министерств и ведомств.

Возможность осуществления иностранного инвестирования возникает благодаря тому, что развитие различных стран мира и их экономик осуществляется не одинаковыми темпами. В странах с более развитой экономикой, где объемы создаваемого национального дохода и уровень жизни населения во многом выше, чем в среднем по всем странам мира, появляются возможности для роста сбережений за счет эффективного финансового перераспределения национального дохода. Естественно, больший объем сбережений, превращаясь в денежный капитал, стремится реализовать свой внутренний потенциал, что равносильно поиску направлений и форм своего производительного использования. В то же время в странах с развивающейся экономикой потребность в иностранных инвестициях особенно большая, так как не может быть удовлетворена за счет внутренних сбережений из-за относительно низкого объема национального дохода и низкой сберегательной способности населения, а также юридических лиц.

Денежный капитал, поступая на инвестиционный рынок высокоразвитых стран, не может найти свое наиболее выгодное применение по нескольким причинам.

Во-первых, на рынках высокоразвитых стран предложение инвестиционного капитала значительно больше, чем на рынках развивающихся стран. Во-вторых, из-за довольно большого объема предлагаемого инвестиционного капитала средняя норма доходности на инвестиционном рынке высокоразвитых стран, как правило, оказывается ниже, чем на рынках развивающихся стран. В-третьих, в развитых странах процесс использования инвестиционного капитала находится в большей степени под контролем государства, которое осуществляет более жесткое его регулирование. В-четвертых, в развитых странах, действуют более четкие и строгие налоговые законы, что также не позволяет существенно увеличить свои доходы на вложенный капитал. В-пятых, стремление овладеть новыми рынками товаров и ресурсов является также одним из существенных стимулов для экспорта инвестиционного капитала за пределы развитых стран. В-шестых, высокая конкуренция между компаниями и предпринимателями внутри развитых стран стимулирует многих предпринимателей-инвесторов вкладывать свой капитал за рубежом. В-седьмых, льготы и специфические условия, предоставляемые странами-получателями иностранных инвестиций, также выступают дополнительными стимулами для осуществления инвестирования капитала за пределы своей страны.

Источники: http://works.doklad.ru/view/92nTSUYBIXY/2.html, http://dengifinance.ru/privlechenie-inostrannykh-investiciy-2/, http://lektsii.org/12-33495.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто