Международные инвестиции и их гарантирование

Международное агентство по гарантированию инвестиций

Международное (многостороннее) агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 году для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. В состав МАГИ входит 175 государств. Местопребывание – Вашингтон (США).

Высшим органом является Совет управляющих, который ежегодно собирается на сессию. Текущую деятельность МФК осуществляет Директорат. Председателем Директората является президент МБРР. Президент МАГИ назначается Директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела.

Правовой статус Агентства — это акционерное общество, занимающееся коммерческой деятельностью. Цель МАГИ заключается в содействии устойчивому притоку частных инвестиций в развивающиеся страны, сокращению бедности и улучшению условий жизни населения. Основными задачами МАГИ являются содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МАГИ обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии от некоммерческих рисков в следующих случаях:

s введение правительством страны, принимающий капитал, ограничение на обмен и перевод капитала;

s законодательные или административные меры принимающей страны, лишающие иностранного инвестора право на собственность, контроля над инвестициями или значительно снижающие его доходы;

s административная и судебная практика принимающей страны, нарушающая права иностранного инвестора и ведущая к расторжению договоров, заключенных с ее государственными институтами;

s вооруженные конфликты, гражданские войныи т.п.

МАГИ может предоставлять гарантии в отношении самых различных видов инвестиций. Это могут быть, например, инвестиции в акционерный капитал в той или иной форме (денежной, натуральной, интеллектуальной собственности), кредиты или средства обеспечения кредитов, различного вида инвестиционные соглашения (о разделе продукции, о разделе прибыли, управленческие, лицензионные, франчайзинговые и др.).

Важнейшим источником финансирования МАГИ является уставный капитал (948 млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн.долл. США. Уставом предусмотрено, что промышленные страны 10% их доли уставного капитала должны выплачивать в конвертируемой валюте, еще 10% вносят в форме беспроцентного долгового свидетельства, которое не может обращаться на рынке.

МАГИ предоставляет инвесторам гарантии, покрывающие до 90 % от общего объема инвестиций, сроком на 15-20 лет. При этом на сегодня предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, составляет 50 млн. долл. США. Ставка страховой премии колеблется от 0,25 % за каждые 100 долл. стоимости гарантии от риска войны и гражданских волнений для предприятий обрабатывающей промышленности до 1,25 % от риска экспроприации для предприятий в области нефте- и газодобычи.

МАГИ не обеспечивает субсидии для развития частного бизнеса, а предлагает услуги по рыночным ценам. Инвестор, который может претендовать на получение гарантии МАГИ, должен быть резидентом одной из стран-членов, а его инвестиции должны предназначаться для любой другой страны, даже не являющегося членом данной организации.

Между Агентством и государствами-членами, размещающими инвестиции, заключаются соглашения о защите и гарантиях инвестиций. В соответствии с заключенным контрактом одна сторона (МАГИ) обязуется выплатить другой стороне (инвестор) определенную в договоре сумму, составляющую обычно процент от суммы убытков, которые понес держатель гарантии и которые возникли в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев. В свою очередь, инвестор обязуется в соответствии с заключенным с МАГИ договором ежегодно выплачивать страховой взнос в размере устанавливаемого в договоре процента от суммы гарантии.

Независимо от повышения или снижения политического риска в конкретной стране, клиенты МАГИ не имеют права отменить свои обязательства по страхованию до окончания действия контракта. После уплаты сумм страховой гарантии Агентство получает право суброгации на все требования инвестора к принимающей стране и другим должникам, т.е. от частного инвестора к МАГИ переходят права требования компенсации ущерба, эти требования предъявляются государству-импортеру инвестиций. Предоставляя гарантии, МАГИ контролирует:

s экономическую обоснованность инвестирования и его вклада в развитие страны-импортера;

s соответствие инвестиций законам и правилам страны-импортера;

s соответствие инвестиций целям и приоритетам развития страны-импортера;

s наличие условий для инвестиций в стране-импортере, включая равный подход и правовую защиту иностранных инвесторов.

За время своего существования МАГИ предоставило гарантии по 500 проектам в 78 развивающихся странах на сумму 9 млрд. долл. Благодаря деятельности МАГИ было привлечено 41 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.

МАГИ оказывает помощь в разработке инвестиционную политики и в развитии инфраструктуры, организует встречи и переговоры между деловыми кругами и правительствами стран, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, предоставляет иинформационные

услуги. МАГИ способствует улучшению инвестиционного режима в принимающих странах и другими способами: путем реализации программ по повышению квалификации кадров правительственных структур, частных фирм посредством проведения конференций и семинаров, оказания консультативной помощи по разработке нормативных документов, направленных на поощрение иностранных инвестиций. Таким образом, МАГИ выступает международным гарантом для прямых капиталовложений и портфельных инвестиций государств-членов в экономику развивающихся стран.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций;

МФК

МВФ

Всемирный банк и МВФ

Были созданы в 1944 году ведущими странами мира для стабилизации экономики после второй мировой войны. С 1992 года Россия является членом этих организаций. ВБ представляет собой объединение МБРР и МАР (международной ассоциации развития) и вместе с МФК, МАГИ и МЦУИС образует Группу всемирного банка. Ядром группы является МБРР крупнейший и старейший финансовый институт из названной группы. Деятельность всех организаций тесно координируется, но одновременно между ними существует достаточно четкое разделение труда. Деятельность ВБ очень схожа с деятельностью МВФ. И та и другая организации предоставляют кредиты организациям, разрабатываю принципы функционирования международной финансовой системы, осуществляют межгосударственные регулирования финансовых и кредитных сферах. Конечные цели этих организаций идентичны: они предоставляют кредиты странам с той целью, чтобы последние, достигнув определенной стабильности, могли отказаться от международной финансовой помощи и опереться на внутренние ресурсы страны. МБРР и МВФ тесно сотрудничают и дополняют друг друга. По соглашению о ВБ в эту организацию могут вступать только страны-члены МВФ. ВБ согласно своей стратегии учредил займы странам для перестройки отраслей экономики и на структурные преобразования. МВФ со своей стороны делает также упор на исправление структурных перекосов в экономике стран-членов. При этом МВФ использует механизм резервного кредитования (stand by), расширенного кредитования и финансирования структурной перестройки. Вместе с тем ВБ и МВФ имеют определенные особенности. МБРР предоставляет 2 вида займов:

Читайте также  Российские инвестиции в гособлигации сша

1. финансовые или бюджетозамещающие займы для поддержания платежного баланса, которые предоставляются конечным пользователям на безвозвратной основе

2. инвестиционные. Включая оказание помощи для финансирования проектов по решению социально-экономических задач страны заемщика. Одна часть этих займов предоставляется на возвратной, а другая на безвозвратной основе. Именно эти займы занимают основное место в деятельности МВФ (практически до 40% этого банка). Виды займов:

· займы технической помощи

· займы финансовым посредникам (на развитие финансово-кредитной системы)

Займы бывают краткосрочные и долгосрочные.

Процентные ставки по этим займам незначительно выше рыночных.

Очень тесно работает с МБРР. Не является банковским учреждением, но осуществляет:

· краткосрочное и среднесрочное (от 3 до 5 лет) кредитование стран-членов МВФ для покрытия дефицитов платежных балансов или поддержания макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики

· льготное финансирование наибеднейших стран-членов с целью выравнивания платежного баланса и содействия экономическому росту

· наблюдение за проводимой странами-членами кредитно денежной и валютной политикой, соблюдением устава МВФ.

Кредиты МВФ наиболее дешевые и льготные. Имеется льготный период, когда выплата основного долга не производится (от3 до 5 лет).

Кредиты носят средне или краткосрочный характер, что не позволяет странам заемщикам решать глубокие экономические проблемы, в связи с чем, они начинают испытывать постоянную хроническую зависимость со стороны фонда, и вынуждены прибегать к дополнительному финансированию. В результате сумма долга и процентов по нему возрастает.

Еще одна проблема, с которой столкнулся МВФ – невозможно обеспечить целевое использование предоставляемых фондом ресурсов. Специалистами была разработана и сделана попытка внедрить в практику системы гарантий под выдаваемые кредиты, однако проконтролировать направление использования средств и на сегодняшний день невозможно.

В последнее время фонд проводит мероприятия по модернизации своей деятельности. Теперь фонд будет не только контролировать состояние экономик отдельных стран, но и изучать их взаимное влияние. Как отмечает руководство фонда, такое расширение деятельности фонда связано с необходимость адаптации деятельности МВФ к требованиям времени. МВФ должен соответствовать результатам мировой экономики и должен быть решать способным решать ее проблемы, так как с момента создания фонда произошли значительные изменения.

МФК была создана в 1956 году для оказания содействия частному предпринимательству. Главным объектом внимания корпорации являются развивающиеся страны. В отличие от МБРР МФК предоставляет кредиты частным предприятиям без получения гарантии правительства соответствующей страны, а также приобретает акции предприятия, т.е. непосредственно сама участвует в прямом финансировании. Своим участием МФК выступает в роли своеобразного гаранта качества проектов, их реализуемости и эффективности и именно таким путем способствует привлечению частных инвестиций.

МФК финансирует не более 25-35% расходов на проект. Остальные средства поступают от частных инвесторов, которые не в состоянии в полном объеме профинансировать такой проект.

МФК никогда не приобретает пакета акций, т.е. не участвует в управлении предприятием.

Поскольку МФК не получает правительственных гарантий, она делит со своими партнерами все риски связанные с проектом. Предпочтение отдается многонациональным проектам, в которые участвуют и местные, и иностранные инвесторы. Она финансирует создание новых мощностей, а также модернизацию и расширение предприятий во всех сферах экономики.

Ряд проектов финансируемых МФК предусматривает развитие финансового сектора. Например, финансирование создания инвестиционных банков, инвестиционных фондов и т.д.

МФК обязательно оценивает проекты, которые принимает к финансированию и в ходе этой работы может оказать инвестору значительную техническую помощь, а именно в выборе партнера или технологии, поиске рынка быта продукции, предложения наиболее приемлемого финансирования и т.д.

Кроме того, МФК консультирует компании и правительства по широкому кругу вопросов, например, по вопросам развития национального финансового рынка.

МФК помогает правительствам разрабатывать и вводить правовые, административные, бюджетные принципы, необходимые для эффективной деятельности национальной финансовой инфраструктуры.

МФК работает с Россией с 1993 года.

Создано в 1988 году.

Цель: стимулирование иностранных частных капиталовложений в экономику развивающихся стран путем предоставления долгосрочных гарантий на случай некоммерческих рисков. Агентство предоставляет 4 вида страхования от политических рисков:

· От неконвертируемости валюты. Защищает инвестора от убытков вследствие невозможности конвертировать полученную прибыль на инвестированный капитал в иностранную валюту для перевода ее из страны, на территории которой были осуществлены инвестиции.

· Страхование от экспроприации, защищающее инвестора от последствий действий правительства страны, которое аннулировало или сократило право инвестора на владение застрахованными инвестициями или его право на контроль над ними.

· Страхование от войн и беспорядков, защищающее инвестора от убытков, причиняемых военными действиями или гражданскими беспорядками, в результате которых уничтожается или повреждаются активы инвестора, что уменьшает продолжению нормальной деятельности данного предприятия.

Читайте также  Инвестиции в развитие логистической системы

· Страхование от нарушения договора, защищающее инвестора от убытков вследствие его неспособности добиться исполнения судебного или арбитражного решения, которое было вынесено в отношении стороны, расторгшей или нарушившей договор об инвестициях.

Особенность страхования: страхуется только часть проекта, с тем, чтобы лимит страны не был исчерпан на одном-двух проектах. Все проекты подвергаются тщательной проверке, чтобы выяснить, насколько они обоснованы с финансовой, экономической или экологической точек зрения и будут ли они способствовать развитию страны, на территории которой планируется осуществить инвестиции. Как и другие, организации МАГИ оказывает и техническое содействие в области иностранных инвестиций, а именно: создана специальная компьютерная система по содействию инвестициям. Ее цель связать инвестиционных посредников, частных инвесторов, владельцев технологий, ноу-хау во всем мире и т.д.

Многосторонний характер гарантий предоставляемых Маги вызывает повышенный интерес со стороны инвесторов и фирм импортеров капитала. Для первых это означает дополнительное усиление получаемых гарантий, ответственность по которым будут нести не только национальные, но и международные органы страхования. Для вторых наднациональный характер гарантий позволяет избежать потенциальной возможности политизации чисто экономических операций страхования.

Всемирный банк уделяетбольшое внимание проблемам международного регулирования прямых иностранных инвестиций и созданию благоприятного инвестиционного климата в странах реципиентах.

Банком было подготовлено в 1992 году Руководство по режиму для прямых иностранных инвестиций. Этот документ не является юридически обязательным документом, но широко используется в разработке национальной политики отдельных государств в области привлечения иностранных инвестиций, как документ, в котором обобщены требования иностранных инвесторов к условиям допуска их капиталов в принимающие страны. Он включает ряд разделов. В преамбуле подчеркнута выгодность для стран реципиентов привлечения иностранных инвестиций, которые улучшают долгосрочную экономическую эффективность «за счет увеличения конкуренция, передачи капиталов, технологий и управленческого опыта, за счет увеличения доступа к рынкам, а также путем расширения международной торговли». Далее в руководстве отмечено, что содержащиеся в нем принципы являются «неокончательными стандартами, но важным шагом в развитии общепризнанных международных стандартов, которые дополняют, а не заменяют двусторонние инвестиционные соглашения». Руководство состоит из 5 разделов, которые посвящены важнейшим вопросам притока иностранного капитала.

В разделе 1 «Область применения» подчеркнуто, что это руководство является дополнением к двусторонним и многосторонним соглашениям и может использоваться также для совершенствования национального законодательства, регулирующего частные иностранные вложения. В руководстве отмечается, что оно «исходит из общей предпосылки о том, что одинаковые отношения к инвесторам в одинаковых ситуациях и свободная конкуренция между ними являются условиями создания положительной инвестиционной среды». Руководство исходит из того, что иностранные инвесторы не должны пользоваться привилегированным положением по сравнению с национальными инвесторами.

Раздел 2 «Допуск иностранных инвестиций». В этом разделе подчеркивается, что «каждое государство сохраняет за собой право устанавливать правила, регулирующие допуск иностранных частных инвестиций. Правительствам рекомендуется применять открытый допуск с изъятиями ограничительного характера. Государство может отказать в допуске или осуществлении тех или иных инвестиций:

· Если по обоснованному мнению государства эти инвестиции не соответствуют требованиям национальной безопасности

· Если инвестиции относятся к секторам экономики, зарезервированным государством для своих граждан в целях экономического развития или по причине крайней необходимости в национальных интересах

Ограничения, которые применяются к инвестициям в интересах осуществлениях государственной политики обеспечения общественного здоровья и защиты окружающей среды в равной степени распространяются и на иностранных инвесторов.

3 раздел «Режим иностранных инвестиций». В нем отмечается, что каждое государство должно распространять на иностранные инвестиции справедливый и беспристрастный режим. Может быть установлен национальный режим для иностранных инвесторов, подразумевающий равные условия с национальными. В вопросах, которые не имеют значения для национальных инвесторов, режим для иностранных инвестиций не должен быть дискриминационным по признаку гражданства различных иностранных инвесторов. Этот режим называется режимом наибольшего благоприятствия. Государство разрешает:

· Свободный, регулярный, периодический перевод части заработной платы и доходов иностранного персонала

· Свободный перевод в части доходов, полученных от инвестиций

· Перевод таких сумм, которые могут понадобиться для погашения задолженности по контрактным обязательствам

· В случае ликвидации или продажи инвестиций (полностью или частично) единовременную репатриацию и перевод чистых доходов

Эти положения в отношении переводов капитала распространяются и на любые компенсации. Очень существенным является то, что государство разрешает и способствует реинвестированию прибылей, полученных от инвестиций, а также доходов от продажи или ликвидации таких инвестиций.

Государство не должно предоставлять иностранным инвесторам налоговые освобождения или иные финансовые стимулы. Если же государство считает такие стимулы оправданными, они должны быть связаны с поощряемыми видами деятельности, но в равной степени они должны распространяться и на национальных инвесторов. Не рекомендуется, хотя на практике без этого не обходится, конкуренция между государствами, предоставляющими такие стимулы (в особенности налоговые освобождении). Считается, что разумные и стабильные налоговые ставки являются лучшим стимулом, нежели освобождение от налогов.

4 раздел «Экспроприация, одностороннее изменение или прекращение контрактов». В разделе указывается, что государство не может экспроприировать частные иностранные инвестиции. Исключения составляют только случаи, предусмотренные законодательством в интересах общественного блага, без дискриминации по признаку гражданства. Обязательной считается компенсация, которая должна быть адекватной, эффективной и незамедлительной.

5 раздел «Разрешение споров». В этом разделе отмечается, что споры должны разрешаться путем мирных переговоров, включая различные согласительные процедуры и независимый арбитраж. Решение последнего (арбитражной стороны) является обязательным.

Читайте также  Объемы инвестиций в коммерческую недвижимость

Все эти 5 разделов обязательны и в договоре.

МФО регулируют движение капитала также и через механизм финансирования, кредитования, страхования.

35. Международный механизм гарантирования иностранных инвестиций.

Инвестору гарантируется защита имущественных и иных приобретенных и осуществ-х, или в соответствии с соглашением. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестицию на территории РФ в любых формах не запрещенных законодательством РФ. Закон об иностранных инвестициях 1999 г предусматривает ряд гарантий для иностранных инвесторов.

1) гарантия права защиты деятельности иностр-х инвесторов на территории РФ.

2)гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиции на территории РФ.

3)гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг

4)гарантия участия иностранного инвестора в приватизации

5)гарантия перехода права и обязанностей иностранного инвестора другому лицу.

6) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора

7) гарантия использования на территории рф и перевода за пределы рф доходов, прибыли и др. правомерно полученных денежных средств.

Особо следует отметить наличие в законе гарантии компенсации при национализации имущ-ва иностранного инвестора.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий гос органов, орг местного самоупр-я, или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражд-м законод-вом РФ.

36. Порядок разрешения инвестиционных споров.

Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, разрешаются в порядке, установленном международными договорами и законодательством РФ.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

В соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Его задача — предоставление структур для примирения и арбитража в связи с инвестиционными спорами между договаривающимися государствами и физическими или юридическими лицами других договаривающихся государств.

Юрисдикция Центра распространяется на все непосредственно связанные с инвестициями правовые споры между договаривающимся государством и физическим или юридическим лицом другого договаривающегося государства, которые стороны в письменной форме согласились передать Центру, т.е. одной из сторон такого спора обязательно должно быть государство, ратифицировавшее данную Конвенцию.

Если обе стороны выразили свое согласие на разрешение спора в соответствии с Конвенцией, то ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке. Причем согласие сторон на арбитраж на основании данной Конвенции исключает любые другие средства правовой защиты. Договаривающееся государство может потребовать, чтобы прежде были исчерпаны все внутригосударственные административные и судебные средства защиты.

Любое договаривающееся государство или любое физическое или юридическое лицо договаривающегося государства, желающее возбудить арбитражную процедуру, обращается с письменной просьбой об этом к генеральному секретарю Центра, который направляет ее копию другой стороне.

Арбитражный суд формируется в кратчайший срок после регистрации просьбы.

Суд состоит из одного арбитра или любого нечетного числа арбитров, назначаемых по согласованию сторон. Если стороны не договорились о числе арбитров и порядке их назначения, суд формируется в составе трех арбитров, по одному из которых назначает каждая из сторон, а третий, являющийся председателем суда, назначается по соглашению сторон.

Большинство арбитров должны быть гражданами иных государств, нежели договаривающееся государство, физическое или юридическое лицо которого является стороной в споре; при этом, однако, данное положение не применяется в случае, когда единственный арбитр или любой отдельный член суда назначается по соглашению сторон.

Суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые могут быть согласованы сторонами. При отсутствии такого соглашения суд применяет право договаривающегося государства, являющегося стороной в споре (включая его нормы коллизионного права), и такие нормы международного права, которые могут быть применены.

Суд решает вопросы большинством голосов всех его членов.

Арбитражное решение суда составляется в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда. Оно должно касаться всех вопросов, переданных на рассмотрение суда, и содержать соображения, на которых оно основано.

Генеральный секретарь безотлагательно направляет заверенные копии арбитражного решения сторонам. Арбитражное решение считается вынесенным в день направления его заверенных копий.

Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя генерального секретаря суда просить о пересмотре арбитражного решения на основании выявления какого-либо факта, который существенно влияет на это решение, при условии, что в момент вынесения решения этот факт был неизвестен суду и заявителю и что незнание его заявителем не было результатом небрежности. Заявление подается в течение 90 дней после выявления такого факта и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.

Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя генерального секретаря просить об отмене арбитражного решения только по одной или нескольким из нижеследующих причин:

суд был сформирован ненадлежащим образом;

суд явно превысил свои полномочия;

имела место коррупция какого-либо члена суда;

сделано серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры;

в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано.

Заявление подается в течение 120 дней начиная с даты вынесения арбитражного решения, за исключением случая, когда просьба об отмене основана на факте коррупции: такое заявление подается в течение 120 дней после выявления факта коррупции и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.

Источники: http://studopedia.ru/4_175761_mezhdunarodnoe-agentstvo-po-garantirovaniyu-investitsiy.html, http://studopedia.su/7_36178_mnogostoronnee-agentstvo-po-garantirovaniyu-investitsiy.html, http://studfiles.net/preview/5641949/page:46/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто