Инвестиции в экономику дальнего востока

Как Дальний Восток вышел в лидеры по привлечению инвестиций

ТАСС, 23 мая. Экономика Дальнего Востока в 2017 году впервые показала беспрецедентный уровень роста частных инвестиций и обогнала по этому показателю всю остальную Россию. По данным Росстата, объем инвестиций в основной капитал в ДФО составил 1,217 трлн рублей или 117,1% по отношению к 2016 году, в то время как в среднем по стране этот показатель составил 104,4%.

Как уточняют в Минвостокразвития, среди главных причин «Дальневосточного экономического чуда» — внедрение новых экономических механизмов, таких как режимы территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ), которые предоставляют значительные льготы для инвесторов. На инвестиции резидентов этих зон, которые вложили в экономику ДФО более 90 млрд рублей, пришлись 9% прироста из 17,1%.

Причинам улучшения инвестиционного климата и перспективам привлечения новых инвесторов в регион посвятят специальную сессию «Дальневосточный прорыв. Как стать лидером роста частных инвестиций», которая состоится 24 мая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Перед этим обсуждением корреспонденты ТАСС в регионах Дальнего Востока узнали у представителей местных властей, экспертов и частных инвесторов, как удалось добиться высоких результатов в привлечении инвестиций и как работается в условиях новых экономических механизмов предпринимателям.

Лидеры и инструменты развития

Среди дальневосточных регионов приток инвестиций неравномерен как в абсолютных, так и в относительных цифрах. Лидерами среди субъектов в 2017 году стали Амурская область — 186 млрд 624,1 млн рублей (+36,6%), Якутия — 384 млрд 853,3 млн рублей (+35,4%) и Сахалинская область — 299 млрд 467,1 млн рублей (+17,3%). За притоком денег «потянулась» вверх и вся экономика: темпы роста в промышленности ДФО также превысили среднероссийские показатели, правда, уже всего на 2,2%, сообщили в Минвостокразвития.

Свою долю инвестиций в общую копилку принесли и резиденты ТОРов и СПВ. Сегодня на Дальнем Востоке действуют 18 ТОР, а закон о свободном порте распространяется на 21 муниципалитет в Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, в Чукотском АО и Сахалинской области.

По данным Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ), в регионах ДФО благодаря новым инструментам развития бизнесом инициировано 1200 инвестиционных проектов на сумму 3,7 трлн рублей, что позволит создать 120 тыс. новых рабочих мест.

Среди всех заявленных вложений в проекты ТОР и СПВ в 2017 году более трети поступило в создание обрабатывающих производств. Еще около 30% — в транспортно-логистические проекты, по 8% вложено в сельское хозяйство и строительный бизнес. По словам бывшего министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, ТОРы и СПВ полностью изменили экономику региона: теперь 90% инвестиций не связаны с добычей полезных ископаемых.

В частности, в ТОР «Свободный» в Амурской области «Газпром» строит крупнейший в России газоперерабатывающий завод. В октябре 2017 года было запущено предприятие «МК Рефтранс», которое занимается поставками свежемороженой рыбы по маршруту Владивосток — Москва. В Магаданской и Еврейской автономной области появились два крупнейших для этих регионов производства — горно-обогатительные комбинаты на базе Наталкинского золоторудного и Кимкано-Сутарский железорудного месторождений.

Участие государства

Успех инвестиционной политики эксперты объясняют широким внедрением режимов ТОР и Свободного порта. Созданные на Дальнем Востоке особые экономические зоны сегодня являются достаточно конкурентоспособными в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона, считает заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Дмитрий Шелест. Это, вкупе с другими усилиями правительства, и позволило повысить привлекательность региона.

Режим ТОР на Дальнем Востоке сегодня предполагает существенное снижение для резидентов налогов на добычу полезных ископаемых, прибыль и имущество в течение первых лет работы, льготное подключение к инфраструктуре, особый порядок пользования землей, льготные ставки по аренде и многое другое. Свободный порт Владивосток также предполагает каникулы по налогам на прибыль, имущество и землю, быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли, облегченный визовый режим, существенное сокращение сроков проведения фискальных проверок и прочие преференции.

«Прежде всего, на приток инвестиций на Дальний Восток России повлияло участие государства в трансформации дальневосточных регионов. Интерес Москвы выразился в политических и административных решениях, начиная от принятия программ развития Дальнего Востока РФ с формированием различного рода специальных экономических зон до деклараций со стороны внешнеполитического ведомства для заинтересованных стран и иностранного бизнеса, реализации инфраструктурных проектов при максимальном участии федерального бюджета», — считает Шелест.

И такой подход, по словам эксперта, добавил уверенности внешним инвесторам в стабильности политического курса. Также, пусть и не в полном объеме, но он оздоровил инфраструктуру региона, привлек крупный российский бизнес, который обновил промышленную и добывающую базы, плюс — создал правовые основания для входа заинтересованным компаниям из Азиатско-Тихоокеанского региона.

Бизнесу нужна окупаемость

Сами предприниматели также позитивно оценивают свой опыт работы в рамках преференционных режимов. Один из них, Сергей Дмитриев, управляющий директор компании «Хонока Сахалин», которая под началом японской «Марусин Ивадеро» строит на острове бальнеологический комплекс «Хонока». Это будет несколько открытых и закрытых бассейнов, бани, комнаты отдыха, массажные и процедурные кабинеты, в том числе с горячими каменными лежаками.

«Режимы ТОР и СПВ благотворно влияют на экономику проектов. На сегодняшний день мы имеем в долгосрочной перспективе (в обозримом горизонте на 10 лет) те преференции, которые прописаны в ТОР с СПВ. Это перспективно, потому что уменьшается себестоимость проекта и срок возврата инвестиций. Когда инвесторы заходят и видят, что возврат инвестиций будет проходить в диапазоне четырех-семи лет, то это вписывается в их понимание, потому что у себя дома они такого возврата не получат никогда», — сказал Дмитриев.

Отрадно, по его мнению, и то, что регионы добавляют свои преференции: субсидируют возмещение затрат по технологическому присоединению, по банковским процентам в случае получения займов. Эту точку зрения разделяет и руководитель «Агрохим ДВ», также являющейся резидентом ТОР, Дмитрий Малышев. Его компания строит современный логистический комплекс хранения пестицидов и агрохимикатов в Ивановском районе Амурской области.

«Если бы не было ТОР, то такое масштабное строительство мы бы не затевали. Если нет льгот со стороны государства, то у бизнеса был бы большой срок окупаемости. Например, по нашему проекту — около 15-17 лет, за счет того, что мы в ТОРе — окупаемость составит в пять-шесть лет», — рассказал ТАСС предприниматель.

Читайте также  Как оценить инвестиции в недвижимость

Узкие места

Несмотря на достигнутые высокие результаты, уже сейчас эксперты задаются вопросом, как сохранить темпы роста экономики. И здесь самих по себе особых экономических зон не может быть достаточно, считает вице-президент по развитию крупнейшей в регионе лесопромышленной компании RFP Group Роман Романовский. Дело здесь, как часто случается в ДФО, упирается в транспорт.

«Мощность железной дороги является одним из выраженных узких мест Дальнего Востока, то есть при создании новых производств и последующей транспортировке продукции этого производства на рынки неизбежно сталкиваешься с вопросом мощности и стоимости доставки по железной дороге. Значительная часть мощностей занята углем. Региону необходимо развивать систему железных дорог, это сдерживающий развитие фактор», — сказал Романовский.

RFP Group уже реализовала два инвестпроекта в рамках ТОР «Комсомольск» в Хабаровском крае — запустила в эксплуатацию заводы по производству лущеного шпона и пиломатериалов стоимостью около 12 млрд рублей и начала строительство завода по производству топливных гранул.

Чтобы рост притока инвестиций и экономики ДФО в целом продолжался, важно также не снижать темпы по созданию энергетической и коммунальной инфраструктуры, считает министр экономического развития Сахалинской области Алексей Успенский.

«Сегодня уже решена одна из ключевых проблем, мешающих развитию макрорегиона — дороговизна электроэнергии. С начала 2017 года на Дальнем Востоке были снижены энерготарифы до среднероссийского уровня. И это огромная поддержка для промышленных предприятий Сахалина и Дальневосточного региона в целом. Также важным и актуальным вопросом является наличие высококвалифицированных кадров в макрорегионе», — заявил ТАСС министр.

Цифры цифрам рознь

Хотя озвученные Росстатом цифры роста инвестиций и внушают оптимизм, некоторые эксперты не склонны к их однозначной трактовке. По мнению заведующей кафедрой международных исследований Северо-восточного федерального университета (СВФУ) Марины Велижаниной, между оценками Минвостокразвития и теми цифрами, что идут из регионов, есть некоторые противоречия.

«Все зависит от методологии, которая выбирается для исследования этих процессов. Минвостокразвития пользуется одной методологией, в частности, по определению объемов иностранных инвестиций в ДФО, исследователи используют другие методики, и поэтому очень трудно реально оценить каковы вливания в экономику», — рассказала ТАСС Велижанина.

Количество реально работающих предприятий пока далеко от заявленных 1200. К концу 2017 года на Дальнем Востоке работало 107 новых предприятий, созданных резидентами ТОР и СПВ. К концу 2018 года будет реализовано порядка 200 проектов, а к 2020 году планируется запустить 350 проектов.

По словам эксперта, есть также объективные причины тому, что процессы создания новых предприятий идут в регионах с разной скоростью.

«У нас есть регионы южные, где более диверсифицирована экономика, где есть и машиностроительное производство и сельское хозяйство развито. А есть северо-восточные регионы, такие как Республика Саха (Якутия), Чукотский АО, Камчатский край, Магаданская область, где моноотраслевая экономика, где большое пространство и очень мало людей, не развита инфраструктура и, соответственно, производство гораздо дороже», — сказала собеседница агентства.

3.3 Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока, в частности Хабаровского края.

Первые деловые люди из-за рубежа, уже не в роли гостей и туристов, появились на Дальнем Востоке в конце 80-х — начале 90-х. Были они тогда в диковинку так же, как слова «бизнес», «инвестиции», «фондовый рынок», «акции» и другие рыночные понятия. Любой из них, независимо от ранга у себя на родине, мог запросто попасть на прием, ну, если не к губернатору, то уж к его заместителю по внешним связям. Достаточно было заявить о планах инвестиций.

Именно тогда появились первые совместные предприятия и первые инвестиции, естественно, в сырьевые отрасли. К сырьевым и торгующим СП подтянулись те, кто создавал необходимую для бизнеса инфраструктуру: гостиницы, телекоммуникации и пр. Это сейчас благодаря иностранным инвесторам мобильная и спутниковая связь, интернет стали явлением повседневной жизни.

Доля Дальнего Востока и в общем объеме иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2004 году составила около 16%. В 2004 году на Дальний Восток поступило 5113 млн. долл., что 1,8 раза превышает уровень 2003 года, из них прямые инвестиции — 3423,4 млн. долл.

В отраслевом распределении иностранные инвестиции на Востоке России характеризуются тенденцией предпочтительно инвестирования в топливно-энергетический комплекс и отрасли связанные с ТЭК. В топливную промышленность вложено 3268,9 млн. долл. или 64%, в металлургию — 800,6 млн. долл. или 16 %, геологию — 492,2 млн. долл. или 4% и горнодобывающую промышленность — 158,1 млн. долл. (3%). Остальные инвестиции распределяются между следующими отраслями экономики: ювелирная промышленность — 67,2 млн. долл., транспорт и связь — 41,9 млн. долл., прочие — 144,2 млн. долл., значительные инвестиции в 2004 году приходились на банковский сектор — 140 млн. долл.

Динамика привлечения иностранных инвестиций определяется, главным образом, ходом работ по реализации нефтегазовых проектов в Сахалинской области, на долю которой приходится 77% всех инвестиций (3927 млн. долл.), где инвестиции привлекаются на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Положительным моментом СРП является участие предприятий и организаций регионов Востока России в открытых конкурсах на размещение заказов для реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

По количеству регистрируемых предприятий с иностранными инвестициями лидирующие позиции занимают: Китай (40%), США (14%), Республика Корея (11%), и Япония (10%). На страны АТР приходится 82% всех зарегистрированных предприятий. Основное размещение предприятий с китайскими инвестициями: в Амурской области, ЕАО, Приморском и Хабаровском краях. Предприятия с японскими и американскими инвестициями размещаются в основном на территориях Сахалинской и Магаданской областей.
Если в первой половине 90-х годов иностранные инвестиции концентрировались в сфере торговли и услуг, то в последние годы выявилась тенденция привлечения иностранного капитала в производственный сектор. В 2004 году уже 95% иностранных инвестиций вложено в развитие промышленности. Наиболее привлекательными являются экспортоориентированные отрасли топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей и лесной промышленности.

Общий объем накопленных иностранных инвестиций на Дальнем Востоке в 2004 году составил 9 млрд. долларов США. На одного жителя Востока России приходится 1350 долларов накопленных инвестиций.

В экономике Хабаровского края иностранные инвестиции также играют важную роль. Растет объем прямых капиталовложений, реализуются все более крупные проекты, начали поступать портфельные инвестиции в приватизированные предприятия, прорабатываются проекты с участием зарубежных кредитов. Проведены первые международные тендеры на право разработки месторождений полезных ископаемых. На территории края уже создано свыше 500 предприятий с иностранными инвестициями, из которых более 100 -это предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Читайте также  Под инвестициями понимается любое имущество

Общий объем зарегистрированных зарубежных инвестиций в экономику края превысил 120 млн. долл., в том числе: 36 млн. долл. (или 30%) — инвестиции США, 21 млн. долл. (18%) — Японии, 11 млн. долл. (9%) — Китая, 2,5 млн. долл. (2%) -Республики Корея.

Наиболее крупные по объему иностранных инвестиций -российско-американское СП «Дальтелеком Интернейшнл», российско-японское СП «Кияма-Авиа», российско- австралийское СП «Амурсталь-Ани». Основными сферами деятельности СП являются добыча и переработка природных ресурсов, внутренняя и внешняя торговля, услуги в области транспорта, связи, а так же развитие сети гостиниц и ресторанов. Некоторые из совместных предприятий (российско-японское СП «Восток-металл», «Ванино-Тайрику», российско-австралийское СП «Амурсталь-Ани») вошли в число ведущих экспортеров края. В общем объеме экспорта края доля СП составляет 12%, а в импорте — 18%.

Предприятия с иностранными инвестициями поставляют на экспорт пиломатериалы, рыбу и рыбопродукцию, лом и отходы черных и цветных металлов, алюминиевые сплавы, разнообразные услуги. Все более заметное количество импортных товаров поступает в край через совместные предприятия, созданные с фирмами разных стран. Предприятия импортируют товары народного потребления, продовольствие, изделия электроники, транспортные средства, технологическое оборудование, материалы для развития собственного производства. Значительная часть ввозимых в край машин и оборудования поступает в качестве вклада иностранных инвесторов в СП.

Придавая большое значение привлечению иностранных инвестиций, администрация Хабаровского края и краевая Дума делают все возможное, в рамках, предоставленных им прав, для создания более благоприятных условий зарубежным инвесторам. С этой целью на территории края введены следующие налоговые льготы в размерах сумм, поступающих в краевой бюджет: — на два года освобождены от налога на прибыль, получаемую от производственной деятельности и предоставления услуг в сфере гостиничного бизнеса, вновь создаваемые совместные предприятия с долей иностранного инвестора более 30%, филиалы иностранных предприятий, а также предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;

— на три года — вновь создаваемые предприятия с объемом иностранных инвестиций свыше 5 млн. долл., направляемых на освоение месторождений полезных ископаемых и строительство объектов транспортной инфраструктуры.

В своей курсовой работе я постаралась раскрыть поставленные задачи: раскрытие проблемы инвестирования иностранного капитала в российскую экономику, регулирование инвестиционной деятельности государством и на примере Хабаровского края показать роль иностранных инвестиций.

Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:

-сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;

-улучшение финансового положения предприятий;

-рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;

-увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;

-снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;

-формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.

Но так же остаются основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, к которым относятся:

-высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

-избыточные административные барьеры для предпринимателей;

-недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

-достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

-отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

-недостаточный уровень развития фондового рынка.

Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике нуждается в государственном регулировании потому, что инвестиционная деятельность, как и экономика, подвергается реформированию.

Реформирование осуществляется путем либерализации по отдельным направлениям инвестиционной деятельности, ликвидации монополии государства на инвестиционную деятельность.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации регулируется системой законов и нормативных актов.

Таким образом в Российской Федерации создаются благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.

Список использованных источников

1.Анализ и разработка инвестиционных проектов. — Учебное пособие. Савчук В. и др. — К. 2003 — 304с.

2.Инвестиции: учеб. для вузов/ Вахрин П.И.-М.: Дашков и к 2005

3.Экономика: учеб. для вузов; под ред. Булатова А.С.-М.: Экономист 2005

4.Государственное регулирование рыночной экономики/ под ред. Кушлина- М: Экономист 2005

5.Финансы: учеб. для вузов / под ред. Романовского П.Н, Врублевской А.А-М.: Библиограф: 2005

6.Иностранные инвестиции в экономику Хабаровского края в 2003 году Х.-2004

7.Инвестиционная деятельность: учеб. для вузов под ред. Подшиваленко Г.П. и Киселевой Н.В.-М.2005

8.Инвестиции: учеб. для вузов Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макаров М.В -М. 2006

9.Государственное регулирование национальной экономики: учеб. для вузов/ Бабашкина М.С- М.2005

10.Инвестиции: учеб. для вузов/ под. ред. Ковалева В.В, Иванова В.В, Лялина В.А.-М: ТК Велби 2005

11.Инвестиционная политика: учеб. для вузов/под.ред. Лапыгина А.Н -М. 2005

12.Экономические и финансовые риски : учеб. для вузов -Шапкин М.П М.2005

13.Фархутдинов И.З. Инвестиционное право: учебно-практическое пособие//

14.Управление инвестиционной деятельностью: учебник / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова -М: КНОРУС, 2005

15.Экономическая оценка инвестиций/ под общ ред. М. Римера-СПБ: Питер 2006

16.Инвестиции: учебник/ С.В. Валдайцева, П.П. Воробьева; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2005

17.Финансовая политика России: учебное пособие/ под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова- М.: Финансы и статистика 2007

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы привлечения и основные направления

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.12.2016 2016-12-03

Статья просмотрена: 1031 раз

Библиографическое описание:

Кондратюк К. В. Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы привлечения и основные направления // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 321-324. — URL https://moluch.ru/archive/130/36017/ (дата обращения: 16.01.2019).

Развитие Дальнего Востока на сегодняшний день играет важную роль в экономике России. Дальний Восток России является привлекательным с экономической точки зрения. Здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Регион обладает протяженной морской и сухопутной внешней границей. [3] Это даёт много преимуществ для инвестиционной деятельности и торговли. Однако, на сегодняшний день для таких соседей как Китай, Япония и Южная Корея Дальний Восток представляется лишь небольшим сырьевым придатком. Совокупный внутренний региональный продукт ДФО составляет всего 0,2 % от всего ВВП региона АТР. [8]

Торгово-инвестиционное сотрудничество Китая и России за минувшие двадцать лет получило стремительное развитие. К 2020 году руководителями стран поставлена задача увеличения китайских прямых инвестиций в экономику России, в частности большие объемы на Дальний Восток, учитывая его территориальную близость к Китаю и удаленность от европейских рынков, до 12 млрд долларов. [7]

Вопросы привлечения иностранных китайских инвестиций на российский Дальний Восток, развития российско-китайского торгово-инвестиционного сотрудничества и активизации инвестиционной деятельности региона рассматриваются в трудах многих российских ученых и исследователей, а также в трудах журналистов: Петрунина Ж. В., Борщ Л. М., Долженков А., Обухова Е., Савалей В. В. Тем не менее, трансформационные процессы, происходящие в инвестиционной деятельности экономики России, требуют своевременного и комплексного исследования, что делает выбранную тему актуальной.

Читайте также  Лизинг как среднесрочное финансирование инвестиций

Целью исследования является выявление проблем низкой инвестиционной активности Китая в экономику Дальнего Востока и определение основных направлений инвестиционного сотрудничества.

В основе исследования лежат данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства экономического развития.

Подтверждением того, что развитие Дальнего Востока для России имеет стратегически важное значение, служат следующие принятые меры: «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», создание Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, государственная программа «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», Федеральный Закон от 30 сентября 2013 года № 267-ФЗ, который вводит новые меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности на территориях Дальневосточного федерального округа с 1 января 2014 года.

Главное направление развития российского Дальнего Востока можно выделить в осуществлении крупных инвестиционных проектов инфраструктурного характера, которые в свою очередь нуждаются в масштабных инвестициях. [4] Понимая, что затраты на осуществление этих проектов достаточно велики, России необходимо привлекать иностранные вложения. В качестве реального инструмента комплексного развития экономики региона является установление торгово-инвестиционных отношений. На ближайшее время инвестиции Китая представляются наиболее реальными. Подтверждается это «Программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг». [1]

Рассмотрим законодательную основу для развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества, которая была принята большей частью в течении последних двадцати лет:

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  2. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов.
  3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Целью данного закона является привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику.
  5. Поступление китайских инвестиций может осуществляться в рамках соглашения о разделе продукции. Это регулируется Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашении о разделе продукции». Закон устанавливает правовые отношения для иностранных инвесторов в области недропользования: поиск, разведка и добыча минерального сырья на территории Российской Федерации.
  6. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
  7. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» регулирует особый правовой режим осуществления инвестиционной деятельности.

Несмотря на территориальную близость, длительную историю экономического и внешнеторгового сотрудничества, объем поступающих на Дальний Восток из Китая ПИИ низкий. Для сравнения рассмотрим географическое движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в направлении Дальневосточного федерального округа.

Распределение ПИИ в Дальневосточный федеральный округ по странам, в млн долларов

Рис. 1. Прямые инвестиции в ДФО в разрезе основных стран-партнеров.

Источник: по данным ЦБ РФ

Из рис. 1 мы видим, что основная часть прямых иностранных инвестиций приходит из Бермудов и Кипра. Объяснением этого служит то, что эти страны являются офшорными. [3] То есть инвестирование производится преимущественно российскими организациями. Их руководителя, выведя активы за границу, реинвестируют часть из них в Россию для приобретения налоговых льгот. [3] Получается, что основная часть прямых иностранных инвестиций приходится на российских инвесторов. Остальные 6 % распределяют следующие страны: Соединенные Штаты Америки, Республика Корея, Китай и Япония. Прямые инвестиции Китая занимают 0,7 % в общей структуре ПИИ.

Рассмотрим факторы, оказывающие негативное влияние на приход ПИИ из Китая на Дальний Восток России:

  1. Несовершенство и нестабильность законодательства, непредсказуемость изменений законодательства и возможность неоднозначной трактовки ряда законов и подзаконных актов. [3] Как следствие, это потенциальный риск для инвесторов.
  2. Излишняя зарегулированность экономической деятельности в области лицензирования и работы таможенной службы. [3] Как следствие, это вызывает задержку, а в некоторых случаях отказ от проектов. Проекты, в которые уже вложены значительные средства до принятия изменений законодательства, впоследствии оказываются неприбыльными.
  3. Неразвитость инфраструктуры, слабо развита логистика, что затруднит поставки в центр России, неудовлетворительное состояние портов.
  4. Кадровые сложности. [3] Так как на Дальнем Востоке ощущается низкая плотность населения, то это приводит к нехватке трудовых ресурсов, а отток молодого и инициативного населения порождает проблему недостаточной квалификации оставшейся рабочей силы.
  5. Отсутствие емкого рынка. Китай обеспечивает свои рынки необходимыми товарами, однако на Дальнем Востоке такой рынок предстоит только создать, низкая плотность населения, значит как следствие отсутствие спроса на продукцию.
  6. Непредсказуемый рост тарифов естественных монополий, в частности стоимость электроэнергии.
  7. Сложности налогового администрирования. [3] Значительный шаг в решении этого вопроса был предпринят принятием Федерального закона № 267-ФЗ, подписанного 30 сентября 2013 года о налоговых льготах для инвестиционной деятельности на территориях Дальневосточного федерального округа. Однако проблемы в сфере налогообложения еще остаются актуальными.
  8. Языковой барьер и нехватка специалистов со знанием рынков.

Выделим главные направления инвестиционной деятельности КНР на Дальнем Востоке России:

  1. Деревообрабатывающая промышленность: обработка древесины и производство изделий из дерева, пиломатериалы. Китайские инвесторы планируют инвестировать подобные проекты в Хабаровском крае. [5] Для Китая заинтересованность в этих видах деятельности позволит сократить издержки с оплатой экспортных пошлин.
  2. Добыча металлических руд и нерудных полезных ископаемых.
  3. Создание предприятий по производству строительных материалов. Объясняется это тем, что согласно программам развития восточных регионов России, предусмотрено создание большого количества новых производств. Китай, инвестируя в этот вид деятельности, обеспечит необходимым сырьем.
  4. Сельское хозяйство и животноводство. «Агропромышленный кластер «Тай Юань», инвестирование составило 90 % проекта. Рассматриваются проекты с Артемовским и Арсеньевским молокозаводами, проекты по выращиванию риса в Ханкайском районе. [5]
  5. Комплексы по переработке и хранению рыбной и морской продукции. «Корпорация Прим Хуньчунь» планирует создать данный проект в рамках свободного порта. [5]
  6. Развитие нефтегазохимического комплекса на базе сырья с новых дальневосточных месторождений. Клинкерный завод и нефтеперерабатывающее предприятие в Амурской ТОР. [5]

Как мы видим, перевес китайских инвестиций происходит в сторону проектов с сырьевой направленностью в следствие отсутствия мощной промышленной базы Дальневосточного округа.

Для развития торгово-инвестиционного российско-китайского сотрудничества в 2012 году Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией (CIC) создан Российско-китайский инвестиционный фонд (РФПИ), целью которого является обеспечение высокой доходности инвесторам. [6] Инвестиционная деятельность РКИФа направлена на развитие двусторонних экономических, торговых и инвестиционных отношений между Россией и Китаем.

Источники: http://tass.ru/ekonomika/5223824, http://econ.bobrodobro.ru/28140, http://moluch.ru/archive/130/36017/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто