Несбалансированность инвестиций в стране является

Дефицит бюджета и его финансирование

Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность, т.е. наличие дефицита, когда расходы превышают доходы. Дефицит существует практически во всех странах, что связано с ростом роли государства в экономике; увеличением расходов на социальные цели; увеличением расходов на содержание административного аппарата; циклическим развитием экономики.

Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина сальдо госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:

— долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

— стадией экономического цикла, в которой находится страна;

— текущей политикой государства.

В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате сознательного планирования превышения расходов над доходами. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту. Второй возникает в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, налоговых неплатежей).

Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит — дефицит, рассчитанный при предположении о полной или высокой занятости. Он возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне выпуска полной занятости. Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Различие между структурным и фактическим дефицитом проявляется благодаря тому, что государственные доходы и расходы систематически отражают экономический цикл.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% — критическим.

Бюджет обычно балансируют ежегодно или в более длительном периоде на циклической или функциональной основе. До Великой депрессии 30-х гг. общепризнанным считался ежегодно балансируемый бюджет. Однако такой подход к ликвидации бюджетного дефицита имеет существенные недостатки, особенно если экономика находится на стадии спада. Кроме того, следует учитывать, что государство стремясь сбалансировать бюджет ежегодно может менять систему налоговых платежей и государственных расходов, что порождает нестабильность и риск в предпринимательской деятельности.

Поэтому в большинстве стран пытаются балансировать госбюджет на циклической основе, то есть пытаются выравнять доходы и расходы государственного бюджета за ряд лет, составляющих продолжительность экономического цикла. В период кризиса формируется дефицит бюджета, так как сокращаются налоговые поступления и растут государственные расходы. А в период подъема экономики наоборот, растут налоговые поступления бюджета и сокращаются расходы. Сбалансировать бюджет на циклической основе достаточно трудно, так как нельзя предвидеть продолжительность цикла. Кроме того, жесткая бюджетная и денежная политика помогает держать бюджетный дефицит на относительно стабильном уровне.

При балансировке на функциональной основе на первый план выдвигается решение текущих проблем социально-экономического развития. В этом случае финансовая политика направлена на увеличение доходов госбюджета путем реализации мер, ориентированных на оздоровление экономики. Проблема сбалансированности бюджета как такового не рассматривается как первоочередная. На передний план выдвигается проблема развития производства и достижения полной занятости. В краткосрочном периоде бюджетный дефицит и инфляция могут даже возрасти, однако по мере стабилизации экономики налоговые поступления обеспечат ликвидацию бюджетного дефицита.

Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета:

— долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;

— увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова. Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет эмиссии денег, то создаются условия для инфляции в стране. Правительство заинтересовано в умеренной инфляции, так как инфляция, во-первых, обесценивает государственный долг, и, во-вторых, обеспечивает правительству дополнительные средства для финансирования долга в виде инфляционного налога и сеньоража.

Сеньораж – доход государства от эмиссии денег в результате его монопольного права печатать деньги. Сеньораж может быть измерен покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за данный период. Сеньораж приводит к повышению среднего уровня цен и росту номинальных доходов. В результате все экономические субъекты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие налоговые платежи. Инфляционный налог – потери капитала, понесённые владельцами денежных средств в результате инфляции.

В условиях растущей инфляции, перерастающей в гиперинфляцию, может возникнуть эффект Танзи-Оливера– сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых платежей в госбюджет. За время такой затяжки происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. Рост цен приводит к увеличению расходов госбюджета. В итоге дефицит возрастает, вызывая рост эмиссии денег и усиление инфляции.

Государственные займы как средство финансирования дефицита госбюджета менее опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих субъектов на финансовом рынке.

Кроме того, действует эффект Барроу, который объясняет сокращение темпов роста экономики страны.

Выпуск государственных ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета приводит к тому, что субъекты часть своих сбережений направляют на покупку этих бумаг. Следовательно, на рынок свободных денежных средств направляется сбережений меньше и при прежнем спросе на инвестиции это вызывает рост ставки процента, который делает многие инвестиционные проекты нецелесообразными. Уменьшение объема планируемых инвестиций замедляет темпы роста национальной экономики. Кроме того, следует учитывать последствия событий на валютном рынке страны. Повышение ставки процента делает вложения в государственные ценные бумаги более выгодными для держателей валютных средств других стран. Это приводит к притоку иностранной валюты в страну и росту спроса на национальную валюту, что вызывает повышение курса национальной валюты. Следствием роста курса становится ухудшение условий внешней торговли, то есть сокращается экспорт и растет импорт, что еще в большей степени замедляет рост экономики. В результате этих процессов национальная экономика вместо того, чтобы увеличить рост производства с Y0 до Y1 , растет всего на Y0Y2. (Рис.4.2).

Рис.4.2 Эффект Барроу

Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между сторонниками традиционной и рикардианской точек зрения на государственный долг. Согласно традиционной точке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет государственных займов и накопления долга, стимулирует рост потребительских расходов и приводит к сокращению национальных сбережений. Рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в краткосрочном периоде, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накопленного капитала и ограничению экономического роста. Согласно рикардианской точки зрения, снижение налогов, финансируемое за счет увеличения государственного долга, не вызывает роста потребительских расходов и ограничение роста сбережений, а только в определенной мере перераспределяет налоговое бремя от настоящего поколения к будущим. Каждая из этих концепций не может быть полностью опровергнута и оказывает известное воздействие на формирование конкретных моделей бюджетно-налоговой политики.

Поведение инвестиционного спроса также может быть различна. Эффект вытеснения предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако, если экономика первоначально находиться в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора. Это может улучшить ожидания прибыли у частного бизнеса и вызвать сдвиг кривой инвестиционного спроса. Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать эффект вытеснения

Читайте также  Инвестиционные проекты и портфельные инвестиции

Вместе с тем в экономической теории есть теорема эквивалентности Риккардо, в соответствии с которой, государство может заменить традиционное взимание налогов принудительной продажей облигаций на ту же сумму. Оба подхода оказываются эквивалентными с точки зрения влияния на сбережения населения, накопление капитала.

4.5 Государственный долг

Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Превышение государственного долга ВВП более чем в 2.5 раза считается опасным для стабильности национальной экономики и, в первую очередь, для устойчивого денежного обращения.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. В мировой практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внешний долг рассматривается как более проблема, если:

— отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%;

— отношение внешнего долга к объему экспорта превышает 273%;

— выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга по отношению к экспортной выручке превышают 30%.

В этом случае говорят о критическом уровне задолженности и угрозе потери экономической независимости страны.

Последствиями существования значительного государственного долга являются:

— Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

— Финансирование государственного долга за счет займов в частном секторе, как правило, приводит к росту нормы процента (правительство вынуждено предлагать все новые и новые государственные ценные бумаги, следовательно, цены на них падают и норма процента возрастает), рост нормы процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары (снижаются прежде всего, инвестиции в основной капитал). Снижение инвестиций в основной капитал означает, что через некоторое время основной капитал в стране будет или снижаться или, по крайней мере, снизится темп его роста. Основной капитал, как известно, один из основных факторов производства продукции, а значит, при его уменьшении подрываются возможности роста реального ВНП.

— Существование дефицита государственного бюджета и рост государственного долга приводит к увеличению налоговых ставок, так как правительство пытается получить больший доход для финансирования погашения долга. Рост налоговых ставок подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и стимулы к труду, что влечёт за собой снижение выпуска или снижение темпов его роста

— В условиях экономического спада или депрессии, когда доверие к государственным ценным бумагам низкое, покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется через продажу прироста государственного долга центральному банку страны. Это приводит к росту монетарного базиса и в конечном итоге к усилению инфляции.

Следует отметить, что государственный долг нельзя понимать упрощенно. В макроэкономике существует понятие чистый государственный долг. Наряду с пассивами (в данном случае это государственный долг) правительство владеет еще и активами (различные элементы государственной собственности: акции предприятий с участием государства, просто государственные предприятия, золотовалютные запасы), то есть, говоря о государственном долге необходимо сопоставлять его с активами правительства.

Несбалансированность инвестиций в стране является

Итак, преодоление кризиса переходной экономики сопряжено не только с ее разгосударствлением, но и осуществлением глубокой инвестиционной перестройки. Ее крупневшим и важнейшим субъектом в силу названных выше обстоятельств является государство. Перед правительственными органами в этой связи возникает проблема выработки долгосрочной инвестиционной программы, в конечном счете, направленной на достижение макроэкономического равновесия, соответствующего законам рыночной экономики.

Российская реальность такова, что низкая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов в 1992—1993 годах не способна была обеспечить серьезных структурных изменений. Но ситуация складывается так, что и в ближайшие годы вряд ли удастся создать благоприятные условия для развертывания инвестиционной деятельности. Весьма вероятно, что структурную перестройку придется осуществлять в условиях финансовой дестабилизации и высоких темпов инфляции.

Это чрезвычайно осложняет решение проблемы, но иной ситуации может и не сложиться в ближайшие годы. Ведь, как известно, инфляция носит не просто монетарный, но структурный характер. И не исключено, что преодоление промышленного спада явится условием преодоления инфляции, а не наоборот. Может быть именно поэтому попытки макроэкономического регулирования преимущественно монетаристскими методами и не дают ощутимого эффекта: жесткие финансовые ограничения сопровождаются не снижением цен, а спадом производства, увеличением взаимного коммерческого кредитования через систему взаимных неплатежей, что спасает от банкротства даже нерентабельные предприятия; использованием государственными предприятиями финансовых средств прежде всего на потребление, а не на укрепление производственного потенциала; медленным нарастанием безработицы относительно темпов падения производства, что также питает инфляцию.

Иными словами, не исключено, что российская экономика является недостаточно рыночной, чтобы получать положительные результаты, адекватные монетаристским методам макроэкономического регулирования.

Но коль скоро монетаристские методы не вполне срабатывают, то альтернативой может стать государственная инвестиционная программа, направленная на структурную перестройку за счет, в том числе и инфляционных источников.

При крайней ограниченности инвестиционных средств тем более возникает традиционная в таких случаях проблема выбора национальных приоритетов в ее осуществлении. В условиях инвестиционного голода таковыми вряд ли могут стать такие огромные сектора, как АПК и/или ТЭК, требующие значительных капиталовложений, каковыми страна не располагает, а потому ими могут явиться более узкие хозяйственные звенья, концентрация инвестиционных средств вокруг которых тем не менее позволит повысить эффективность не только отдельных секторов народного хозяйства, но и экономики в целом. Так, в пределах ТЭК таковыми могли бы выступить звенья, связанные с ресурсосбережением топливного сырья. Отобранные в качестве национальных приоритетов, они могут стать ориентиром для всех хозяйствующих субъектов.

Необходим механизм доведения инвестиционных ресурсов до приоритетных звеньев и обеспечения ответственности за эффективное их использование. Центральный банк мог бы предоставить за счет централизованных ресурсов кредиты под льготные проценты для финансирования одобренных правительством приоритетных государственных программ.

Эти кредиты предоставляются крупным коммерческим банкам, имеющим разветвленную сеть своих филиалов на территории страны. В свою очередь, эти банки предоставляют их хозяйствующим субъектам под проценты, которые обеспечивают банкам невысокую — в пределах не более 3% — маржу. Коммерческие банки берут на себя ответственность за их целевое использование и своевременный возврат.

При современных двухзначных месячных темпах инфляции в стране процентные ставки не могут быть положительными. Но льготный инвестиционный кредит в условиях высокой инфляции — обычное явление. Более того, инвестиционный кредит в данной ситуации попросту не может не быть льготным. Важнее другое — обеспечить его возвратность, без чего кредит попросту перестает быть таковым.

Повышение же процентных ставок в условиях отсутствия нормального денежного рынка не даст ожидаемого положительного эффекта. Это лишь сделает кредит малодоступным, а полученный — безвозвратным. К тому же высокие процентные ставки сами становятся фактором роста цен. А потому они не только не способствуют преодолению спада производства и инфляции, но становятся факторами углубления этих процессов.

Инвестиционная деятельность банков-агентов правительства сопряжена с огромными трудностями и риском, а потому необходимо создать для них благоприятные условия. К их числу относится снижение размеров резервных требований, так как эти банки имеют более высокую долю долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений. Снижение размеров резервных требований могло бы компенсировать им менее выгодную с коммерческой точки зрения структуру кредитов.

Целесообразно было бы в условиях высокой степени риска при осуществлении долгосрочных кредитов освободить коммерческие банки от налогообложения доходов, получаемых ими от долгосрочных кредитов и их вложений в рамках целевых государственных программ.

Читайте также  Инвестиции тест с ответами мфпа

Вполне логично было бы распространить на эти банки порядок налогообложения прибыли, направляемой на пополнение резервных и страховых фондов, установленный сейчас для предприятий и организаций, ибо условия их деятельности по осуществлению долгосрочного кредитования ближе именно к ним, а не к коммерческим банкам, кредитующим посреднические операции.

В настоящее время пополнение ресурсов коммерческих банков происходит прежде всего за счет централизованных ресурсов, предоставляемых ЦБ. И это вполне естественно в условиях, когда свободных денежных средств у предприятий нет, доходы населения низки, а следовательно, низки и его сбережения. Что же касается разного рода фондов — пенсионных, страховых, то они еще не набрали финансовой мощи, чтобы стать солидными инвесторами. Поэтому снижение динамики выделения централизованных кредитных ресурсов для финансирования народного хозяйства весьма губительно для осуществления инвестиционных программ.

Структурно-инвестиционная перестройка народного хозяйства— грандиозная задача, требующая огромных усилий и значительных финансовых и пр. ресурсов, а потому в одночасье решена быть не может. Но важно не откладывать разработку и реализацию инвестиционной государственной программы, направленной на преодоление макроэкономической несбалансированности.

В экономической литературе обсуждаются и иные варианты осуществления структурной перестройки с выделением иных приоритетов в поэтапном преобразовании народнохозяйственной структуры. Таких вариантов в среде ученых-экономистов и в правительственных органах множество. В разработке программы преобразований в России принимают участие и зарубежные специалисты.

Так, ими были подготовлены различные модели государственной инвестиционной программы, направленной на достижение макроэкономического равновесия. В экономической литературе они известны как «японский вариант», «австрийский подход», «концепция МБРР». Общим моментом всех трех программ является их направленность на коренное преобразование структуры народного хозяйства России.

Однако акценты в предлагаемых моделях государственной инвестиционной деятельности расставлены по-разному. В «японском варианте» исходным является тезис о наибольшей значимости первоочередного решения продовольственной проблемы в России, в соответствии с которой приоритетным объектом инвестиционной деятельности становится агропромышленный сектор. В свою очередь, подъем отраслей АПК невозможен без увеличения импорта, что потребует наращивания экспортного потенциала главным образом за счет государственных инвестиций в топливно-энергетический комплекс, обладающий в российской экономике наибольшим экспортным потенциалом. Экспортная выручка и явится основой инвестиций в АПК в соответствии с данной концепцией.

В «австрийском подходе» главной представляется проблема предотвращения массовой безработицы и порождаемой ею социальной нестабильности. Исходя из этого, приоритетным в инвестиционной деятельности государства признается наращивание рабочих мест в производственной и непроизводственной сферах.

В «концепции МБРР» на первый план выдвигается финансирование непроизводственной сферы при одновременном сокращении государственных капиталовложений в производственную. И в этом смысле две последние концепции, по существу, смыкаются, ибо преимущественное развитие непроизводственной сферы в наибольшей мере сулит прирост рабочих мест и решает проблему занятости.

В каждой из концепций в той или иной мере учитывается необходимость развития АПК, обеспечивающего решение продовольственной проблемы. Вместе с тем объектом финансирования становится и ТЭК как основа экспортного потенциала страны, а также неразвитая непроизводственная сфера. В ней приоритет отдается, прежде всего, жилищному и социально-культурному строительству, наиболее запущенным в предшествующий период развития.

Сопоставление моделей макроэкономического равновесия, проведенное российскими учеными (Вопросы экономики. 1993 г. № 6), показало, что ни одной из этих концепций не следует отдавать предпочтение, так как каждая из них сопровождается теми или иными негативными последствиями. Так, приоритетное финансирование АПК и ТЭК в соответствии с «японским вариантом» не дает увеличения валового национального продукта, а что касается АПК, то увеличение государственных инвестиций в этот сектор сопровождается даже сокращением агропромышленного производства при сохранении прежних форм хозяйствования. Проведение радикальной земельной реформы рассматривается необходимым предварительным условием подъема сельского хозяйства. Она должна предшествовать приоритетному финансированию отраслей АПК.

Преимущественное и первоочередное развитие непроизводственной сферы в соответствии с другими концепциями сопровождается в краткосрочном периоде сокращением объема непроизводственных услуг и быстрым развитием строительного сектора как поставщика товаров для непроизводственной сферы, что в свою очередь становится фактором роста АПК.

Таким образом, следствием преимущественного инвестирования непроизводственного сектора явится структурная перестройка экономики. Капитал и рабочая сила перемещаются в наиболее перспективные и эффективные отрасли экономики. Однако при этом сдерживается развитие инвестиционного сектора экономики, и прежде всего — машиностроения, что в долгосрочной перспективе станет фактором торможения экономического роста.

Итак, в краткосрочном периоде предлагаемое приоритетное инвестирование приведет к подъему инвестиционных отраслей (машиностроение, строительство), а не отраслей-получателей инвестиций. Но в долгосрочном периоде последние также смогут ускорить свое развитие, результатом чего в конечном счете явится структурная перестройка. Развитие инвестиционных отраслей позволит обновить основные производственные фонды во всех отраслях народного хозяйства.

Разработка различных моделей структурной перестройки в целях достижения макроэкономического равновесия дает возможность отобрать наилучшую с точки зрения решения поставленной задачи. Их сопоставление в ходе научной экспертизы позволяет выявить эффект взаимного влияния различных секторов экономики, проявляющееся в том, что преимущественное государственное инвестирование одних секторов ведет к преимущественному развитию других. При этом социально-экономические последствия неоднозначны с точки зрения кратко-, средне- и долгосрочного периодов. Все эти обстоятельства и должны учитываться при формировании государственной инвестиционной программы и отборе ее приоритетов.

Структура российской экономики и поныне остается весьма утяжеленной, примитивной. Продолжается активное проедание основных производственных фондов из-за невозможности долгосрочных инвестиций, высоких налогов, изымающих 75—100% прибыли. Капиталовложения за 1992 г. сократились на 45%, а в 1993 г. они составили 85% к 1992 году. Предполагается ежемесячное сокращение производства на 1,5—2% по более чем 80%) продукции, еженедельно растут цены. Экономическая ситуация остается тяжелой, но не безнадежной. Опыт стремительных преобразований в первые годы советской власти в полной мере показал пагубность поспешных действий.

Итак, основные направления структурной перестройки в переходной экономике заданы, прежде всего, необходимостью преодоления унаследованных от социалистического прошлого, от плановой экономики диспропорций: это устранение экономически необоснованного разрыва между I и II подразделениями, между материальным и нематериальным производством, внутри каждого из них; это сокращение военного производства до пределов, соответствующих новой военной доктрине; это преодоление крайней неравномерности в технико-технологической оснащенности предприятий различных отраслей и секторов экономики при общем повышении ее уровня соответственно достижениям современного этапа НТР.

Такая перестройка требует колоссальных усилий всех потенциальных инвесторов, отечественных и иностранных, под эгидой государства, призванного регулировать инвестиционный процесс, исходя из общенациональных интересов, текущих и в особенности — будущих.

В ходе осуществления инвестиционной политики важно не ослабить уже существующих высокотехнологических комплексов, в особенности — в военно-космической промышленности, а также смежных отраслей. Речь идет не только об их перепрофилировании, но и укреплении их позиций на внутреннем и международных рынках высоких технологий, современного вооружения. Важно сохранить высококвалифицированные кадры, сосредоточенные на таких предприятиях. Не исключена санация нерентабельных, но перспективных производств при размещении государственных заказов и жестком выполнении взаимных обязательств.

Что касается реалий сегодняшнего дня, то долгосрочная государственная программа, как таковая, отсутствует, а Министерство экономики занято разработкой социально-экономического сценария развития страны в 1994 г. Согласно прогнозу, отобранному Правительством РФ в качестве официального, макроэкономические показатели на 1994 г. будут выглядеть следующим образом: спад промышленного производства составит 12%, уровень безработицы — 5—6%, среднемесячный уровень инфляции — 12—13% в IV квартале, так как ресурсы для финансирования государственных капиталовложений весьма ограничены. Они составляют 2,5% ВВП при потребности в них не менее 20%. В этих условиях основная тяжесть структурной перестройки ложится на плечи инвесторов.

При всех обстоятельствах, однако, следует помнить, что акцент на развитие добывающих отраслей — лишь временное средство накопления экспортных ресурсов, необходимых для развертывания наукоемкого производства. Без такой ориентации, как показывает мировой опыт, страна не сумеет войти в число наиболее развитых стран мира, а удел слаборазвитой едва ли ее устроит.

Да и собственный опыт приоритетного развития отраслей ТЭК и экспорта их продукции, в особенности в 1992—1993 гг. не только не привел к экономическому подъему, но и усугубил в значительной мере промышленный спад: возросший экспорт при уменьшающейся добыче полезных ископаемых привел к сырьевому голоду в собственной промышленности, не говоря уже об истощении природных запасов. Уже в настоящее время обеспеченность российской промышленности конкурентоспособными ресурсами ниже мировой.

Между тем Россия продолжает экспортировать стратегические материалы по демпинговым ценам. Так, экспортная цена российской нефти уменьшилась с 1992 г. по 1993 г. на 20%, нефтепродуктов — на 39%, газа — на 11%, каменного угля — на 21%, алюминия — на 29%. Экспорт алюминия возрос почти в полтора раза, а цена на него упала в 2,3 раза, в результате чего упущенная выгода оценивается в 460 млрд. долл.

Читайте также  Земельные участки инвестиции в землю

ООО «Реклама и продвижение»

Полный комплекс Продвижения сайта медицинской клиники ООО «Реклама и продвижение».

Инфляция: понятие, факторы и последствия

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы. Термин «инфляция» применительно к денежному обращению появился в середине XIX века в связи с огромным выпуском бумажных долларов в годы Гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Длительное время под инфляцией понимали обесценение денег и рост товарных цен, считая ее монетарным явлением. До сих пор некоторые авторы определяют инфляцию как повышение общего уровня цен в экономике.

Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, кредита и финансов. Первопричиной инфляции являются диспропорции между различными сферами экономики: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.

Какие факторы инфляции относятся к внутренним, а какие – к внешним?

Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные (монетарные).

Неденежные факторы инфляции:

  • нарушение диспропорций хозяйства;
  • циклическое развитие экономики;
  • монополизация производства;
  • несбалансированность инвестиций;
  • государственно-монополистическое ценообразование.

Денежный фактор инфляции – кризис государственных финансов, проявляющийся в следующем:

  • дефицит бюджета;
  • рост государственного долга;
  • эмиссия денег и т.д.

Внешними факторами инфляции являются:

  • мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный),
  • валютная политика государства, направленная на нелегальный экспорт золота, валюты.

Итак, инфляция как многофакторный процесс – это проявление диспропорциональности в развитии общественного воспроизводства, которое обусловлено нарушением закона денежного обращения.

Чем отличаются виды инфляции в зависимости от темпов роста цен?

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают следующие виды инфляции:

  • ползучая – при ежегодных темпах прироста цен на 3-4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор;
  • галопирующая – при среднегодовых темпах прироста цен на 10-50% (иногда до 100%), которая преобладает в развивающихся странах;
  • гиперинфляция – при ежегодных темпах прироста цен свыше 100% — свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

Какие существуют виды инфляции в зависимости от причин, ее вызывающих?

В зависимости от причины, которая преобладает, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.

Инфляция спроса. Традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложение товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен.

Инфляция спроса может быть обусловлена:

  • милитаризацией экономики и ростом военных расходов. Военная техника и военная продукция не функционируют на рынке, ее приобретает государство и направляет в запас. Деньги для обслуживания этой продукции по существу не требуются, поскольку она не переходит из рук в руки;
  • дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие дефицита осуществляется либо государственными займами, либо эмиссией банкнот, что создает государству дополнительные средства, а следовательно, и дополнительный спрос;
  • кредитной экспансией банков. Расширение кредитных операций банков и других кредитных учреждений приводит к увеличению кредитных орудий обращения, которые также создают дополнительный спрос на товары и услуги;
  • притоком иностранной валюты в страну, которая с помощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а следовательно, и излишний спрос.

Итак, инфляция спроса наблюдается в том случае, если рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.

Инфляция издержек производства. Причинами инфляции издержек производства являются:

  • снижение роста производительности труда, вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции, и следовательно, к уменьшению прибыли. В конечном итоге это скажется на снижении объема производства, сокращении предложения товаров и росте цен;
  • расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом заработной платы и относительно низкой по сравнению с производством производительностью труда. Отсюда общий рост цен на услуги;
  • высокие косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, и, следовательно, общий уровень издержек растет;
  • повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах (например, рост минимальной зарплаты). Компании отвечают на такой рост инфляционной спиралью; повышение заработной платы вызывает рост цен и новое повышение заработной платы.

Чем отличаются открытая и подавленная инфляция?

Различают открытую и подавленную инфляцию.

Открытая инфляция проявляется в условиях, когда цены не регулируются «сверху», а формируются под влиянием рыночных факторов. Регулятором цен служит соотношение спроса и предложения на основных рынках – рынке товаров, рынке денег, рынке рабочей силы. Открытую инфляцию характеризует постоянное повышение цен. При этом причины их роста могут быть различными.

Толчком к раскручиванию открытой инфляции может служить нерегулируемое повышение железнодорожных тарифов и других услуг естественных монополий, цен на исходные виды продукции. Известно, что именно цены на продукцию топливно-энергетического комплекса, на электроэнергию, на транспорт формируют общий уровень и динамику цен, в том числе и на продукцию обрабатывающей промышленности, строительной индустрии, сельского хозяйства. Если в силу каких-то причин растет сопутствующая ценовая составляющая, то это нередко приводит к общему инфляционному росту цен.

Подавленная инфляция отличается тем, что она возникает в условиях жесткого регулирования цен и доходов. Подавленная инфляция проявляется не в росте цен, а в обострении товарного дефицита. Подобный процесс имел место в нашей стране в 80-е годы. В этот период, помимо дефицита, инфляционный процесс характеризовался ухудшением качества продукции (при тех же ценах), неоправданными ассортиментными сдвигами (увеличением производства дорогих товаров и сокращением выпуска дешевых). В начале 90-х гг. вместо одного дисбаланса (много денег – мало товаров) возник другой: дефицит денег – падение спроса – снижение производства. Обострилась проблема неплатежей. Государство задерживало выплату зарплаты, не выполняло обязательств по оборонным заказам, поставкам топлива, сельскохозяйственной продукции. Жесткое финансовое регулирование, проводимое по монетарным схемам, привело к падению инвестиций, подрыву стимулов к росту производства.

Каковы наиболее значимые последствия инфляции?

  1. Ухудшается экономическое положение:
    • снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы производства;
    • происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли;
    • расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен;
    • ограничиваются кредитные операции, поскольку никто не верит в долг;
    • обесцениваются финансовые ресурсы государства.
  2. Возникает социальная напряженность:
    • инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб наименее обеспеченных слоев общества;
    • инфляция снижает реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход), а соответственно и общий уровень жизни населения;
    • инфляция обесценивает сбережения граждан.

Развертывание инфляции приводит к такому обострению экономических и социальных противоречий, что государства начинают предпринимать меры для преодоления инфляции и стабилизации денежного обращения.

Какие существуют формы борьбы с инфляцией?

Основные формы борьбы с инфляцией: денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежная реформа – это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Основные пути антиинфляционной политики:

  1. дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем:
    • снижения государственных расходов;
    • повышения процентных ставок за кредит;
    • усиления налогового бремени;
    • ограничения денежной массы.

Эта политика приводит к замедлению экономического роста.

  • политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Её осуществление может вызвать социальные противоречия.
  • Что такое инфляционное ожидание?

    Инфляционное ожидание – это прогнозируемые уровни инфляции, на основе которых экономические субъекты формируют свою будущую экономическую политику (денежную, ценовую, кредитную и т.п.).

    Что такое инфляционные оговорки?

    Инфляционные оговорки – это оговорки в контрактах, соглашениях, договорах, предусматривающ ие изменения в оплате труда, стоимости товаров и услуг вследствие инфляционного роста цен.

    Источники: http://studopedia.ru/1_116059_defitsit-byudzheta-i-ego-finansirovanie.html, http://websurveys.ru/foris/deefa96.htm, http://topknowledge.ru/econteoriya/514-chto-ponimaetsya-pod-terminom-inflyatsiya.html

    Источник: invest-4you.ru

    Преном Авто