О поощрении и защите иностранных инвестиций иран

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Заключено в г. Тегеране 23.12.2015) (вместе с Протоколом к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Подписан в г. Тегеране 23.12.2015))

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН О ПООЩРЕНИИ И ВЗАИМНОЙ

(Тегеран, 23 декабря 2015 года)

Правительство Российской Федерации и Правительство Исламской Республики Иран, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

желая активизировать экономическое сотрудничество для взаимной выгоды граждан и юридических лиц государств Договаривающихся Сторон,

намереваясь использовать свои экономические ресурсы и возможности в области капиталовложений, а также создавать и сохранять благоприятные условия для капиталовложений инвесторов Договаривающихся Сторон на территориях Договаривающихся Сторон,

признавая необходимость поощрять и защищать капиталовложения инвесторов Договаривающихся Сторон на территориях Договаривающихся Сторон,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Соглашения:

1) термин «капиталовложение» относится к любому виду имущественных ценностей, которые вкладываются инвесторами одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами последней Договаривающейся Стороны, включая следующие:

(а) движимое и недвижимое имущество, а также связанные с ним имущественные права;

(б) акции или любые виды участия в капитале компаний;

(в) право требования в отношении денежных средств или любого исполнения обязательств, имеющих экономическую ценность и связанных с капиталовложениями;

(г) исключительные права на такие объекты интеллектуальной собственности, как, в частности, авторские права, патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования, а также ноу-хау;

(д) права, предоставляемые на основе закона или договоров в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами последней Договаривающейся Стороны, в частности права на разведку, разработку, добычу и эксплуатацию природных ресурсов.

Никакие изменения формы капиталовложений не влияют на их квалификацию в качестве капиталовложений, если такие изменения не противоречат законам и иным нормативным актам последней Договаривающейся Стороны;

2) термин «инвестор» в отношении любой из Договаривающихся Сторон относится к:

(а) физическим лицам, которые в соответствии с законами и иными нормативными актами этой Договаривающейся Стороны являются гражданами ее государства и не имеют гражданства государства Договаривающейся Стороны, на территории которой осуществлены капиталовложения;

(б) юридическим лицам, учрежденным в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этой Договаривающейся Стороны и имеющим свое местонахождение на территории этой Договаривающейся Стороны;

3) термин «доходы» относится к средствам, получаемым от капиталовложений, включая прибыль, полученную от капиталовложений, дивиденды, лицензионные и иные вознаграждения;

4) термин «территория Договаривающейся Стороны» относится к территории Российской Федерации или территории Исламской Республики Иран в зависимости от контекста;

5) термин «законы и иные нормативные правовые акты Договаривающейся Стороны» относится к законам и нормативным правовым актам Российской Федерации или законам или нормативным правовым актам Исламской Республики Иран в зависимости от контекста.

Поощрение и допуск капиталовложений

1. Каждая Договаривающая Сторона в рамках своих законов и иных нормативных правовых актов стремится создавать благоприятные условия для привлечения капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся Стороны на свою территорию.

2. Каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии со своими законами и иными нормативными правовыми актами допускает на свою территорию капиталовложения инвесторов другой Договаривающейся Стороны.

3. После осуществления допуска капиталовложений каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии со своими законами и иными нормативными правовыми актами предоставляет все необходимые разрешения для реализации такого капиталовложения.

1. Каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим капиталовложениям, осуществленным инвесторами другой Договаривающейся Стороны, в отношении владения, пользования и распоряжения такими капиталовложениями.

2. Режим, указанный в пункте 1 настоящей статьи, должен быть таким же благоприятным, как режим, который предоставляется одной Договаривающейся Стороной капиталовложениям своих инвесторов или капиталовложениям инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них, по мнению инвестора, является более благоприятным.

3. Каждая Договаривающаяся Сторона сохраняет за собой право применять и вводить в соответствии со своими законами и иными нормативными правовыми актами исключения из национального режима, предоставляемого в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении капиталовложений иностранных инвесторов.

4. Положения пункта 2 настоящей статьи в отношении режима наибольшего благоприятствования не должны толковаться как обязывающие одну Договаривающуюся Сторону распространять на капиталовложения, осуществленные инвесторами другой Договаривающейся Стороны, выгоды, привилегии и преимущества, которые предоставляются или будут предоставлены в будущем первой Договаривающейся Стороной инвесторам любого третьего государства:

(а) в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, общем рынке или аналогичных экономических образованиях;

(б) на основе соглашений, заключенных с целью избежания двойного налогообложения, или других договоренностей по вопросам налогообложения.

5. Без ущерба для положений статей 4, 5 и 9 настоящего Соглашения ни одна из Договаривающихся Сторон не обязана в соответствии с настоящим Соглашением предоставлять режим более благоприятный, чем режим, предоставляемый такой Договаривающейся Стороной в соответствии с любыми многосторонними соглашениями, которые касаются режима капиталовложений, участниками которых являются обе Договаривающиеся Стороны, или с даты присоединения ее государства ко Всемирной торговой организации — в соответствии со своими обязательствами по Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации, подписанному 15 апреля 1994 г., включая обязательства по Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС).

Экспроприация и компенсация

1. Капиталовложения инвесторов одной Договаривающейся Стороны, осуществленные на территории другой Договаривающейся Стороны, не должны национализироваться, экспроприироваться или подвергаться любым мерам, равносильным по последствиям экспроприации или национализации (далее — экспроприация), за исключением случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного законами и иными нормативными правовыми актами последней Договаривающейся Стороны, не носят дискриминационного характера и влекут за собой выплату быстрой, эффективной и соответствующей компенсации. Сумма компенсации должна выплачиваться без необоснованной задержки.

2. Компенсация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, должна соответствовать рыночной стоимости экспроприируемых капиталовложений, рассчитанной на дату, непосредственно предшествующую дате экспроприации, или дату, когда официально стало известной о предстоящей экспроприации, в зависимости от того, какое из событий наступило ранее. Компенсация выплачивается в свободно конвертируемой валюте и свободно переводится в соответствии со статьей 6 настоящего Соглашения с территории последней Договаривающейся Стороны на территорию первой Договаривающейся Стороны. С даты экспроприации до даты выплаты компенсации на сумму компенсации будут начисляться проценты по ставке, рассчитанной на основе превалирующей рыночной процентной ставки.

Инвесторам одной Договаривающейся Стороны, капиталовложениям которых нанесен ущерб в результате любого вооруженного конфликта, революции или иных подобных обстоятельств на территории другой Договаривающейся Стороны, предоставляется последней Договаривающейся Стороной в отношении реституции, возмещения, компенсации или других видов урегулирования режим, который последняя Договаривающаяся Сторона предоставляет инвесторам третьего государства или своим инвесторам, в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным для инвестора.

1. Одна Договаривающаяся Сторона в соответствии со своими законами и иными нормативными правовыми актами и после выполнения инвесторами другой Договаривающейся Стороны всех своих финансовых обязательств в отношении первой Договаривающейся Стороны, включая налоги, разрешает без задержки беспрепятственный перевод за пределы своей территории платежей в связи с капиталовложениями, указанными в настоящем Соглашении, и в частности:

(б) средств, полученных в связи с продажей и (или) ликвидацией всего капиталовложения или его части;

(в) сумм, выплачиваемых в соответствии со статьями 4 и (или) 5 настоящего Соглашения;

(г) сумм займов, связанных с капиталовложением, при условии, что они выплачиваются из средств, полученных от такой инвестиционной деятельности;

(д) месячной заработной платы, получаемой инвестором и работниками инвестора, которые получили соответствующие разрешения на работу в связи с капиталовложениями на территории первой Договаривающейся Стороны;

(е) платежей, возникающих в соответствии с решением, указанным в статье 9 настоящего Соглашения.

2. Переводы платежей осуществляются без задержки в свободно конвертируемой валюте по курсу, применяемому на дату перевода в соответствии с валютным законодательством той Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения были осуществлены.

Если договаривающаяся Сторона или уполномоченный ею орган производят платеж своему инвестору на основе договора страхования или гарантии от некоммерческих рисков в связи с капиталовложением на территории другой Договаривающейся Стороны, последняя Договаривающаяся Сторона признает суброгацию первой Договаривающейся Стороны или уполномоченного ею органа в отношении всех прав и требований инвестора. Первая Договаривающаяся Сторона или уполномоченный ею орган могут осуществлять такие права и предъявлять такие требования в соответствии с законами и нормативными правовыми актами последней Договаривающейся Стороны в том же объеме, что и сам инвестор мог бы осуществлять или предъявлять.

Сфера применения настоящего Соглашения

Настоящее Соглашение применяется в отношении всех капиталовложений, осуществленных инвесторами одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны начиная с 1 января 1992 г. Однако оно не применяется к любым спорам, касающимся капиталовложений, возникшим до вступления в силу настоящего Соглашения, или к любым требованиям, касающимся капиталовложений, возникшим в результате событий, которые имели место до его вступления в силу.

Разрешение споров между одной Договаривающейся Стороной

и инвестором другой Договаривающейся Стороны

1. Если между одной Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны возникает любой спор по настоящему Соглашению в отношении капиталовложения инвестора, осуществленного на территории первой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона и инвестор стараются разрешить спор в первую очередь посредством переговоров и консультаций.

2. В случае если такой спор не может быть разрешен так, как указано в пункте 1 настоящей статьи, в течение шести месяцев с даты письменного уведомления о претензии одной стороны спора другой стороне спора, то спор по выбору инвестора может быть передан в один из следующих органов по разрешению споров:

Читайте также  Контроль и ревизия долгосрочных инвестиций

(а) компетентный суд государства первой Договаривающейся Стороны;

(б) арбитраж Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, учрежденного в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, открытой для подписания в г. Вашингтоне 18 марта 1965 г., для разрешения спора в соответствии с положениями этой Конвенции (при условии, что она вступила в силу для государств обеих Договаривающихся Сторон);

(в) арбитражный суд adhoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

3. Арбитражное решение является окончательным и обязательным для обеих сторон спора. Каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает выполнение такого решения в соответствии со своими законами и иными нормативными правовыми актами.

Разрешение споров между Договаривающимися Сторонами

1. Все споры, возникающие между Договаривающимися Сторонами относительно толкования или применения настоящего Соглашения, разрешаются в первую очередь дружественным образом путем консультаций.

2. Если спор не урегулирован дружественным образом путем консультаций, каждая Договаривающаяся Сторона по истечении шести месяцев с даты получения письменного запроса о консультациях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может передать спор на рассмотрение третейского суда, состоящего из двух членов третейского суда и председателя третейского суда, путем направления письменного уведомления другой Договаривающейся Стороне.

3. В случае если спор передан на рассмотрение третейского суда, каждая Договаривающаяся Сторона назначает по одному члену третейского суда в течение шестидесяти дней с даты получения уведомления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, и эти члены третейского суда, назначенные Договаривающимися Сторонами, с одобрения обеих Договаривающихся Сторон избирают председателя третейского суда в течение шестидесяти дней с даты назначения последнего члена третейского суда. Если любая из Договаривающихся Сторон не назначает своего члена третейского суда или назначенные члены третейского суда не приходят к согласию о назначении председателя третейского суда в указанные сроки, то в отсутствие любой иной договоренности между Договаривающимися Сторонами любая Договаривающаяся Сторона может обратиться к Председателю Международного Суда Организации Объединенных Наций (далее — Международный Суд) с просьбой назначить члена третейского суда, не назначенного Договаривающейся Стороной или председателя третейского суда, в зависимости от конкретного случая. Председатель третейского суда должен быть гражданином государства, поддерживающего дипломатические отношения с государствами обеих Договаривающихся Сторон во время назначения.

4. В случае если Председатель Международного Суда должен назначить председателя третейского суда и не может выполнить указанную просьбу или является гражданином государства одной из Договаривающихся Сторон, то назначение предлагается произвести заместителю Председателя Международного Суда. Если заместитель Председателя Международного Суда также не может выполнить указанную просьбу или является гражданином государства одной из Договаривающихся Сторон, то необходимое назначение предлагается произвести следующему за ним по старшинству члену Международного Суда, который не является гражданином государства ни одной из Договаривающихся Сторон и в отношении которого отсутствуют иные причины, не позволяющие ему выполнить указанную просьбу.

5. Третейский суд выносит свое решение большинством голосов. Такое решение является окончательным и обязательным для Договаривающихся Сторон. Каждая Договаривающаяся Сторона несет расходы, связанные с деятельностью назначенного ею члена суда и со своим представительством в третейском разбирательстве. Расходы, связанные с деятельностью председателя третейского суда, а также прочие расходы Договаривающиеся Стороны несут в равных долях. Третейский суд, однако, может предусмотреть в своем решении, что одна из Договаривающихся Сторон будет нести большую долю расходов, и такое решение будет обязательным для обеих Договаривающихся Сторон. Третейский суд определяет порядок и место арбитражного разбирательства самостоятельно.

Договаривающиеся Стороны по просьбе любой из них проводят консультации по вопросам, касающимся толкования или применения настоящего Соглашения.

Вступление в силу и срок действия Соглашения

1. Настоящее Соглашение остается в силе в течение десяти лет и вступает в силу по истечении тридцати дней с даты последнего письменного уведомления одной из Договаривающихся Сторон другой Договаривающейся Стороне о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами первой Договаривающейся Стороны. После окончания этого срока его действие автоматически продлевается на очередные пятилетние периоды, если одна Договаривающаяся Сторона письменно не уведомит другую Договаривающуюся Сторону по крайней мере за двенадцать месяцев до истечения соответствующего периода о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения.

2. В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения с взаимного письменного согласия Договаривающихся Сторон. Любое изменение вступает в силу после того, как каждая Договаривающаяся Сторона письменно уведомит другую Договаривающуюся Сторону о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления такого изменения в силу.

3. После прекращения действия настоящего Соглашения его положения применяются в отношении капиталовложений, подпадающих под действие настоящего Соглашения, осуществленных до даты прекращения действия настоящего Соглашения, в течение последующих десяти лет.

Совершено в г. Тегеране 23 декабря 2015 г., что соответствует 2 дэя 1394 г. солнечной хиджры, в двух экземплярах, каждый на русском, персидском и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае каких-либо расхождений в толковании настоящего Соглашения используется текст на английском языке.

О поощрении и защите иностранных инвестиций иран

Исламская Республика Иран (ИРИ) является вторым крупнейшим производителем нефти в ОПЕК. Помимо этого, государство стоит на втором месте по объему запасов природного газа.

В этой связи становится очевидным тот факт, что многие международные игроки стремятся вложить существенные средства в различные иранские энергетические проекты. Однако понятно также и то, что без действенной законодательной базы весьма не просто обеспечить бесперебойное иностранное инвестирование.

Иранский правовой механизм, обеспечивающий привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, является одним из наиболее самобытных в мире. В стране, где сконцентрировано более 9% мировых запасов нефти и 15% запасов природного газа, наложен полный запрет на предоставление концессий иностранным инвесторам и применения механизма СРП.

В Статье 81 Конституции Исламской Республики Иран зафиксировано, что «правительству абсолютно запрещается предоставлять концессии иностранцам для организации публичных компаний и организаций или обществ в коммерческом, сельскохозяйственном, промышленном и добывающем секторах в сфере услуг».

Стоит отметить, что несколько лет назад правительство Ирана приступило к активному созданию капиталоемких отраслей. Сложившаяся в стране ситуация потребовала масштабного инвестирования средств в экономику, которое страна была не способна обеспечить самостоятельно. Это усилило заинтересованность иранского руководства в иностранном финансировании, а, следовательно, и в создании современной правовой базы для его привлечения.

В результате парламентом в 2002 г. был принят новый Закон «О поощрении и защите иностранных инвестиций» (далее – Закон о защите), который определил иностранный капитал, предназначенный для инвестирования в экономику Ирана, как наличные денежные средства в виде конвертируемой валюты, поступающие через банковскую систему или иными путями, и иные ввозимые платежные средства; дивиденды по акциям иностранного инвестора, которые можно перемещать, а также другие разрешенные средства, одобренные правительственной комиссией.

Данный нормативный акт был несколько раз пересмотрен в соответствии с решением Совета по охране Конституции, состоящего из ведущих богословов страны и юристов-специалистов в разных областях мусульманского права. Примером решений Совета может послужить итоговый документ одного из его заседаний. В документе была зафиксирована необходимость наложения запрета на такую форму инвестиций, как проектное финансирование, которое противоречит исламским нормам, предусматривающим отказ от ростовщичества, а также на предоставление государственных гарантий иностранным инвесторам, так как «к понятию иностранный инвестор относятся иностранные правительства и государственные компании, которые могут создать угрозу национальной безопасности страны».

Закон о защите по праву можно отнести к числу одного из прогрессивных законов Ирана. Нормативный акт позволяет выступать в качестве инвесторов физическим и юридическим лицам, привлекать инвестируемые денежные средства, как наличным, так и безналичным способами (ст.1), причем перевод таких средств возможен как через Центральный банк Ирана, так и другими методами, разрешенными действующим в стране законодательством.

Закон, помимо прочего, устанавливает общие критерии допуска иностранных инвестиций в страну: они должны способствовать развитию экономики страны, повышению уровня технологий, качества продукции, способствовать созданию новых рабочих мест продвижению страны на международный рынок.

При этом не должны создавать угрозы безопасности иранского государства и общественным интересам, а также ухудшать состояние окружающей среды.

Тем не менее, закон не позволяет применения понятия «концессия» в отношениях с иностранными инвесторами. Отношения с иностранным инвестором могут строиться только на основе временной лицензии, не позволяющей завоевать инвестору монопольное положение в государстве. Также анализируемый нормативный акт ограничивает степень участия иностранного капитала в экономике страны.

Так, в соответствие со ст. 2 анализируемого закона, степень участия иностранных инвесторов не может превышать 25% любого сектора экономики страны и 35% любого суб-сектора.

Данные суб-секторы и степень участия в них иностранных инвесторов определяются подзаконными актами, одобренными Советом министров. Однако закон позволяет не применять данное соотношение к товарам, производимым на экспорт, за исключением нефти.

Важно отметить тот факт, что в Иране запрещено иностранцам иметь в собственности землю в каком бы то ни мыло количестве.

Иностранные инвестиции возможны в двух видах:

• виде прямых вложений в те сферы, где разрешена частная экономическая активность;

• форме следующих видов соглашений:

а) «гражданское участие»;

б) «обратный выкуп»;

в) «строительство-управление-передача», где возврат капитала и полученной прибыли проистекает от ведения разрешенной экономической активности и не зависит от гарантий правительства, государственных предприятий или банков.

Важной гарантией прав инвесторов является положение закона о том, что если деятельность иностранного инвестора будет приостановлена или прекращена в результате вступления в действие новых законов или подзаконных актов, правительство Ирана обязано возместить инвестору все понесенные им убытки, размер возмещения которых должен быть утвержден Советом министров.

Читайте также  Найти инвестиции в покупку бизнеса

Инвестиции правительств иностранных государств в Иран возможны только после одобрения Исламским Консультативным Собранием в каждом конкретном случае.

Примечательно, что инвестиции государственных предприятий имеют статус частных.

Стоит отметить, что на данный момент единственной формой работы иностранных инвесторов в сфере недропользования в Иране являются контракты «buy-back» («покупаю обратно»), позволяющие «обойти» конституционный запрет на предоставление права пользования недрами на основе концессии и соглашения о разделе продукции (СРП).

В соответствии с контрактом «buy-back», зарубежный инвестор вкладывает денежные средства, например, в проект повышения нефтеотдачи месторождения или в разведку запасов углеводородов, получая взамен компенсацию, покрывающую вложенные средства с учетом процента и прибыли. Причем инвестор получает компенсацию не в денежном выражении, а в виде нефти и газа, добытых в ходе осуществления проекта. Срок действия контракта «buy-back» обычно составляет семь лет, а компенсационный период — пять лет.

Особенностью данного типа контракта является то, что инвестор не является недропользователем или собственником части добытого сырья, получая лишь «плату натурой» за инвестиции и техническое участие в проекте.

Необходимо особо подчеркнуть, что принятие Закона о защите представляется важным для экономики не только Ирана, но и нашего государства, поскольку в последнее время ИРИ выражает готовность идти на сотрудничество с Россией (в том числе и в сфере инвестиций).

Закон, если так можно выразиться, послужил основой нового этапа развития взаимовыгодных двусторонних отношений.

К примеру, после принятия данного закона вступили в силу договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Россией и Ираном, а также соглашение о недопустимости двойного налогообложения.

Важными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области пользования недрами Ирана, являются Закон «О прямом налогообложении», принятый в феврале 1988 г. с изменениями, внесенными меджлисом (парламентом) в апреле 1992 г. для его адаптации к изменившимся условиям экономической политики государства и Закон «О капиталовложениях в зонах свободной торговли и промышленности в ИРИ» 1994 г.

Порядок инвестирования иностранного капитала в иранскую экономику определяется положениями Постановления по выполнению Закона «О привлечении и защите иностранных инвестиций» и предусматривает следующие этапы:

• поиск иранского потенциального партнера;

• согласование проекта и получение разрешения в отраслевом министерстве. На данном этапе иранский и иностранный партнеры должны получить так называемую установочную лицензию и заключить «базовое соглашение».

• представление проекта в Организацию по инвестициям, экономическому и техническому содействию (ОИЭТС).

Для получения в законодательном порядке содействия и поддержки инвестор одновременно или после прохождения вышеуказанных процедур должен обратиться в ОИЭТС. Причем к соответствующему запросу должны быть приложены следующие документы: копия формы, заполненной о ввозе капитала, копии проектов соглашения по совместному инвестированию и имуществу партнеров, копии проектов соглашения в случае, если иностранным инвестором предлагаются технологии, копии финансовых отчетов инвестора за последние три года (включая бухгалтерский отчет с указанием доходов и убытков).

В случаях, когда по основаниям, предусмотренным законодательством, производится экспроприация имущества предприятия, иностранному инвестору гарантируется справедливая компенсация. Разрешение споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Ирана, предусмотрено в иранских судах.

Подробно проанализировав некоторые наиболее важные положения иранских нормативных актов, составляющих современную правовую основу для привлечения иностранных инвестиций, можно с уверенностью заключить, что законодательство ИРИ отвечает ряду международных стандартов:

• предлагает иностранному капиталу национальный режим и режим наибольшего благоприятствования;

• снимает ограничения на участие иностранных инвесторов в государственных секторах иранской экономики;

• позволяет решать гражданские споры между иностранными инвесторами и иранскими партнерами в любом международном судебном и арбитражном органе;

• предоставляет иностранному инвестору правовые гарантии со стороны государства.

Однако законодательство Ирана продолжает содержать ряд ограничений на ведение инвестиционной деятельности на территории страны. Эти ограничения усугубляются рядом факторов, существующих в Иране на данный момент, из которых сильное государственное вмешательство в экономику можно выделить как основное.

Таким образом, Иран в условиях исламского правления проводит политику преобразований, перехода к современным методам управления экономикой, сохраняя мусульманские традиции и национальную специфику страны, что требует огромной мотивации и недюжинных усилий со стороны как государственного, так и частного сектора экономики.

Главный же вывод состоит в том, что, несмотря на присущие Ирану поистине уникальные особенности и наличие определенных правовых рисков, в целом инвестиционный климат в стране благоприятствует деятельности международных нефтегазовых компаний.

О поощрении и защите иностранных инвестиций иран

Введите ваш e-mail:

Самый краткий в мире обзор по инвестициям в Иран

Иран — крайне сложная с точки зрения инвестиций юрисдикция. Десятилетия санкций привели к тому, что иранская экономика и правовое общество развивались в уникальных условиях. Поэтому, инвесторам крайне важно получить первичное описание основных актуальных вопросов Иранской инвестиционной среды.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ОБЗОР ПО ИРАНУ

I. Введение

Иран является восьмой в мире экономикой, с уровнем валового внутреннего продукта (ВВП) в 387,6 млрд. долл. США и второй густонаселённой страной в регионе с населением более 78 миллионов. Вместе с тем, страна входит число стран с уровнем доходов выше среднего.

Иран обладает четвертыми по величине разведанными запасами нефти в мире и вторыми по величине запасами газа. Доказанные запасы нефти превышают 158 миллиардов баррелей, а запасы газа достигают 33.5 триллиона кубических метров.

Согласно отчетам Всемирного Банка, основными драйверами экономики Ирана являются энергетический сектор, сельское хозяйство и сфера услуг, а также промышленность и финансовый рынок, которые характеризуются высоким уровнем присутствия государства.

II. Правовая система

Иранимеет достаточно прочно устоявшуюся правовую систему с почти вековой историей развития. Однако отсутствие достаточных иностранных инвестиций в иранскую экономику за последние десятилетия отрицательно сказалось на правовой системе страны. В частности, она недостаточно приспособлена для трансграничных транзакций и все еще не в полной мере готова для применения сложных коммерческих и корпоративных инструментов.

Правовая система Ирана развивалась под влиянием французской и немецкой правовых школ. Законодательство состоит из гражданского права, а также норм шариата. Хотя большинство отношений регулируются гражданским законодательством, нормы шариата по-прежнему применимы в отдельных случаях, вытекающих из ключевых статей конституции Ирана. Однако, даже при этом, нормы шариата имеют ограниченный характер и играют превентивную роль при принятии законов, которые могут противоречить основополагающей исламской доктрине, и не имеют прямое отношение к сделкам гражданско-правового характера.

Как свидетельство постепенного изменения внешнеэкономической политики страны, Иран 10 марта 2002 года принял Закон «О содействии и защите иностранных инвестиций» (Foreign Investment Promotion and Protection Act) («FIPPA»), согласно которому государство предоставляет беспрецедентные привилегии и льготы для иностранных инвесторов.

Стратегические отрасли экономики страны такие, как: энергетика, нефть и газ, финансовый сектор, СМИ и телекоммуникации, строго регламентированы и предусматривают множество различных согласований для проведения сделок в указанных отраслях.

III. Иностранные инвестиции

Деятельность иностранных инвесторов в стране преимущественно регулируется FIPPA. Указанный закон включает в себя большинство международно-признанных стандартов по защите иностранных инвестиций. Однако, правоприменительная пока достаточно скудна и все еще отсутствует судебная практика по его применению.

FIPPA представляет собой пример рамочного законодательства, регулирующего вхождение иностранного инвестора на иранский рынок и его дальнейшую деятельность в стране. Закон устанавливает ряд льгот и гарантий для иностранных инвесторов. Для получения выгоды из таких стимулов иностранный инвестор обязан получить инвестиционную лицензию. Инвестор может вести деятельность в Иране без получения такой лицензии, однако при этом, он не получит те льготы, которые предоставляются по FIPPA. Это может быть не критично для малого и среднего бизнеса, но в любом случае инвестору необходимо решить, нужна ли ему такая лицензия или нет.

IV. Способы инвестиций

Инвестиции могут осуществляться следующим образом:

— путем приобретения долей или ценных бумаг в существующих или вновь создаваемых обществах,

— или путем контрактных отношений в рамках нового формата иранских нефтегазовых контрактов, соглашений обратного выкупа (buy-back), государственно-частного партнерства и других форм концессий.

В обоих случаях инвесторы могут получить льготы и привилегии, предусмотренные FIPPA. При этом иностранный инвестор должен продемонстрировать повышенную эффективность от таких инвестиций, а именно: совершенствование управления, увеличение экспорта и(или) улучшение технологического уровня существующего объекта и т.д.

V. Инвестиционная лицензия

Государственным органом, ответственным за выдачу инвестиционных лицензий, является Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирана. Организация является основным государственным ведомством, курирующим сферу иностранных инвестиций в стране.

Для получения инвестиционной лицензии иностранный инвестор должен подать соответствующее заявление. На официальном сайте (http://www.investiniran.ir/en/home)указан перечень документов, необходимых для получения инвестиционной лицензии. Перечень на сайте, правда, не совсем точный, в связи с чем надо постоянно перепроверять. В соответствии с законодательством процесс выдачи инвестиционной лицензии занимает до 45 дней. На практике, как и следует ожидать, процесс может растянуться до 6 месяцев.

Процедура выдачи лицензии не прозрачна и недостаточно хорошо прописана. Так, например, FIPPA не предусматривает причины, на основании которых может быть отказано в выдаче лицензии. Тем не менее, принимая во внимание текущую политику правительства страны, направленную на привлечение иностранных инвестиций, для получения отказа должны быть очень серьезные причины. Какие именно – не совсем ясно, но представляется, что отказ может быть связан, например, с отрицательной историей взаимоотношений с инвестором, жалоб со стороны местного партнера, или если инвестиции могут идти вразрез с публичными интересами страны.

VI. Валютное регулирование

Хотя в связи с заключением Венского соглашения большинство санкций было снято летом 2015 года, Иран все еще находится под так называемыми «первичными» санкциями.

В частности, платежи в долларах США, Евро или другой свободно конвертируемой валюте пока еще не могут осуществляться через счета в иранских банках. Для проведения таких операций Дубай и Турция являются самыми популярными посредническими центрами. Отметим, что цены по долгосрочным контрактам как правило индексируются, а также к таким контрактам применяются механизмы хеджирования.

Читайте также  Влияние инвестиций на экономические показатели

По некоторым данным, банк, который был недавно открыт на острове Киш (одна из СЭЗ Ирана), сможет проводить платежи в иностранной валюте. Однако, на практике это еще не подтвердилось. В целом, невозможность банков проводить валютные операции с иранскими активами остается, возможно, одним из главных барьеров окончательного раскрытия иранского рынка.

VII. Привилегии и меры защиты

Инвесторы в рамках FIPPA получают определенные льготы и привилегии. В частности:

(i) защиту от экспроприации или национализации. Данное право государства может быть реализовано только в общественных интересах. Хотя закон предусматривает выплату соответствующей компенсации, механизм ее расчета четко не прописан, что представляет собой большой риск;

(ii) гарантированный возврат неиспользованного иностранного капитала в Иране;

(iii) государственная поддержка в выдаче въездной визы, вида на жительство, рабочей визы и других разрешений;

(iv) отсутствие каких-либо ограничений в отношении процентной доли иностранных инвестиций в определённых секторах национальной экономики.

VIII. Ограничения для инвесторов

По общему правилу, иностранные инвестиции могут осуществляться практически во всем секторах экономики. Тем не менее, имеются некоторые ограничения, например такие, как:

— запрет напрямую владеть недвижимостью на праве собственности. Однако данный запрет обычно обходят путем покупки компании, владеющей этой недвижимостью;

— иностранные компании не могут иметь право собственности на месторождения нефти и газа;

— участие в финансовом секторе не может превышать 40% и должно быть одобрено со стороны Центрального банка страны;

— участие в телекоммуникационном секторе не может превышать 49% и должно быть одобрено со стороны регулятора.

IX. Организационно-правовые формы предпринимательства

Для осуществления долгосрочных партнерских проектов инвесторы предпочитают открывать общества с ограниченной ответственностью, деятельность которых, главным образом, регулируется положениями иранского торгового кодекса. Такая форма, как правило, используется между долгосрочными партнерами, которые строят свой бизнес преимущественно на доверии. Для сравнения, акционерные общества регулируются положениями более трёхсот статей торгового кодекса, в то время как для компаний с ограниченной ответственностью в кодексе отведено только 22 статьи. Эти две формы являются наиболее частыми формами для организации бизнеса с участием иностранного капитала в Иране. При этом, окончательная организационно-правовая форма бизнеса выбирается инвесторами в зависимости от типа бизнес-модели и объема планируемых инвестиций.

Уставный капитал акционерного общества разделен на акции и ответственность акционеров ограничивается номинальной стоимостью акций. Существуют два типа обществ: (1) публичные, акции которых котируются на фондовой бирже, а также (2) частные, которые полностью принадлежат его акционерам. Для учреждения необходимо как минимум три акционера. Иностранные инвесторы, желающие владеть 100% общества, используют для этого свои аффилированные компании.

Участники общества несут ответственность в пределах стоимости своих долей. Положения, регулирующие этот вид общества, были введены в торговый кодекс сравнительно недавно и еще недостаточно хорошо испытаны на практике. Для учреждения общества необходимо как минимум два участника. Как показывает практика, регистрирующий орган предъявляет к обществу определенные требования, предусмотренные для акционерных обществ. Так, например, любая продажа доли в обществе подлежит предварительному одобрению другими участниками, обладающими квалифицированным большинством голосов в компании или 3/4 доли в уставном капитале общества. В дополнение к этому, решение об увеличение размера долей может быть принято только путем единогласного голосования.

Открытие представительств и филиалов иностранных компаний становится довольно распространенной практикой, что в больше степени обуславливается простотой их открытия.

Данная форма подходит для осуществления представительских и незначительных коммерческих функций. Для целей более активной деятельности, такой как владение недвижимым имуществом или осуществление инвестиций в реальный сектор экономики, иностранные компании учреждают дочерние предприятия в форме вышеуказанных обществ.

Существуют и другие формы организаций юридического лица, в том числе, коммандитное товарищество и простое товарищество, но они не получили пока широкого распространения.

X. Согласие на приобретение акций

Приобретение акций существующей иранской компании, как правило, не требует получения согласия со стороны государственных органов, за исключением тех случаев, когда такая компания осуществляет деятельность, которая входит в перечень стратегических отраслей. К стратегическим относятся: средства массовой информации, телекоммуникации, энергетика, нефтегазовая отрасль, финансовый сектор и другие.

При этом, поскольку существующие акционеры имеют преимущественное право покупки, получение их согласия является обязательным.

XI. Антимонопольное регулирование

В Иране нет отдельного закона о конкуренции, тем не менее, антимонопольное регулирование предусмотрено в ряде законодательных актов, принятых в 2008 году. Приобретение акций и долей в компаниях обычно не требуют получения предварительного разрешения со стороны антимонопольного органа.

Однако, поскольку структура иранского рынка меняется и становится все более сложной не исключено, что существующее антимонопольное регулирование может быть ужесточено в ближайшее время.

XII. Правила валютного контроля

Законодательством не предусмотрены какие-либо требования по регистрации операций с иностранной валютой и отсутствуют ограничения по ее конвертации. Однако, инвестор должен понимать существующие потери из-за курсовой разницы, поскольку риал за последние несколько лет девальвировался в два с лишним раза.

Несмотря на то, что репатриация прибыли по инвестициям, осуществленным в рамках FIPPA , гарантируется законом, необходимо получить одобрение Совета по иностранным инвестициям и затем подтверждение Министерства экономики и финансов.

Это требование направлено на то, чтобы обеспечить уплату всех государственных пошлин, налогов и другие вычетов до репатриации прибыли. Как правило, риск отказа в получении такого одобрения практически отсутствует.

XIII. Лицензирование

Безусловно, существует перечень лицензируемых видов деятельности, однако, в целом, предприятия в Иране, в отличии от ОАЭ, например, считаются универсально правоспособными, то есть, для осуществления предпринимательской деятельности им не требуется получения специальной лицензии. Кроме того, отсутствует общий порядок выдачи лицензий. Соответствующий лицензирующий орган руководствуется внутренними правилами и инструкциями, а также требованиями, сложившимися на практике.

XIV. Государственные предприятия

При заключении договоров с государственными предприятиями необходимо знать, что в отношении транзакций с государственными предприятиями могут применяться определенные ограничения или требования по получению одобрений. Такие ограничения могут быть связаны с корпоративными согласованиями, обязательными тендерами, использованием определенных форм договоров и так далее. Кроме того, в определенных случаях применяются требования по местному содержанию (локализации), которые в некоторых случаях должны составлять как минимум 51% от стоимости проекта.

XV. Контрактные условия

Иранское контрактное право предоставляет достаточную гибкость для согласования и выработки контрактных условий.

В некоторых отраслях экономики закон предписывает следовать определенной форме и условиям договора, однако это применимо в ограниченных случаях, например, в нефтегазовом секторе, в котором применяется недавно разработанный международный нефтегазовый контракт, который собственно предполагает большую свободу договоренностей. Упущенная выгода и косвенные убытки не подлежат возмещению, но стороны могут договориться о неустойке.

С постепенным увеличением объемов прямых иностранных инвестиций типовые сделки по слияниям и поглощениям и акционерные соглашения начинают входить в деловой оборот.

XVI. Соглашение обратного выкупа и нефтяные контракты

Традиционно инвесторы в иранской нефтегазовой отрасли использовали так называемые соглашения обратного выкупа (buy-back contracts), по которым государство компенсирует проектные затраты инвестора, а также выплачивает заранее оговоренное вознаграждение при достижении контрактных параметров. Такие соглашения, в основном, покрывают фазы разведки и разработки, а участие инвестора в добыче и/или производстве не предполагается.

Ситуация постепенно меняется с введением новой формы иранского международного нефтегазового контракта. Эта форма охватывает уже все этапы проекта, включая разведку, разработку и производство, а также предполагает создание совместной операционной компании с иранским партнером. Кроме того, новая форма предлагают более выгодные условия для иностранных инвесторов и имеет множество элементов, схожих с классическими соглашениями о разделе продукции. В отличие от соглашений обратного выкупа, новая форма договора не содержит ограничений по возмещению затрат и предусмотренные компенсационные выплаты не привязаны к нефтяным котировкам.

XVII. Применимое иностранное право

Применение иностранного права в трансграничных сделках допускается. Однако, очевидно, что договоры между резидентами Ирана должны регулироваться иранским правом.

Статья 968 гражданского кодекса Ирана предусматривает, что договоры должны регулироваться законом места заключения договора, если только обе стороны договора не являются иностранными гражданами, которые заявили о своем намерении применять к договору иностранное право. На практике, однако, иранские суды не рассматривают данную статью в качестве императивной, даже если одна из сторон является резидентом Ирана и сам договор был подписан в Иране.

Как показывает практика, иностранное право признается, но при условии, что это не противоречит публичному порядку, а также императивным нормам. Таким образом, полный отказ от применения иранского права невозможен. Сделки с землей или недвижимостью теоретически могут регулироваться иностранным правом, однако маловероятно, что иранские суды согласятся применить такое право. Поэтому, в большинстве случаев, в том числе при трансграничных сделках, сделки с землей или недвижимым имуществом, регулируются иранским правом.

XVIII. Приведение в исполнение иностранных арбитражных и судебных решений.

Иран подписал Нью-Йоркскую Конвенцию в 2001 году и иностранные арбитражные решения, как правило, могут быть исполнены в Иране, если не затрагиваются публичные интересы. Таким образом, при подаче обращения в суд по вопросу исполнения арбитражных решений необходимо принимать во внимание риск того, что в исполнении арбитражного решения может быть отказано если стороной спора является государственная компания. Известны случаи, когда иранские суды отказывали в исполнении решения, по существу игнорировали принципы Нью-Йоркской Конвенции.

Иранские суды обладают исключительной юрисдикцией в отношении некоторых категорий дел, но в основном, это касается вопросов земли и недвижимости. Таким образом, иранские суды могут не обладать исключительной юрисдикцией в отношении, например, коммерческих споров по нефтяным контрактам, но, если спор непосредственно относится к месторождению, земле или скважине, иранский суд будет обладать исключительной подсудностью.

Иранские суды могут принять решение о приведении в исполнение судебного решения иностранных судов по принципу взаимности.

Источники: http://sudact.ru/law/soglashenie-mezhdu-pravitelstvom-rossiiskoi-federatsii-i-pravitelstvom_125/, http://www.iimes.ru/?p=9416, http://www.lawfirm.ru/survey/index.php?id=15942

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто