2. Инвестиции в сферу реальной экономики
Реальные инвестиции — капитальные вложения в производ-ственный капитал (строительство зданий, машин, оборудова-ния, сооружений, приобретение средств информации и связи и т.п.), жилищно-коммунальное хозяйство. Все это относится к недвижимости.
Недвижимость — земельные и другие природные угодья, на-ходящиеся в собственности юридических и физических лиц, а также имущество, прикрепленное к земле и связанное с ней.
Движимость — имущество, не связанное с землей, не при-крепленное к ней. К движимости относятся вещи, деньги, цен-ные бумаги, долговые обязательства, исполнительные листы.
Наряду с приведенной классификацией собственности из-вестно, что в экономике существует классификация с более четкими понятиями — производственные фонды и непроизвод-ственные фонды, оборотные фонды и оборотные средства, факторы производства и т.п.
После либерализации экономики, ваучерной и денежной приватизации начиная с 1992 года объемы частных инвестиций в сферу реальной экономики возросли. Частные инвестиции направляются в те отрасли на-родного хозяйства, где возможно извлечение наибольших при-былей и может быть обеспечен сравнительно быстрый оборот капитала. Используя кредиты коммерческих банков, частные инвесторы направляют инвестиции в краткосрочные мероприя-тия, главным образом в торговлю, реже в промышленность и строительство. Долгосрочные же мероприятия ими не инвести-руются, т. к. коммерческие банки не выдают кредиты более чем на один — два месяца. Предприятия, корпорации, концерны, получив право рас-поряжаться своими доходами, не выделяют достаточно средств для воспроизводства основных фондов инвестиций и на новую технику и технологию, и даже на те направления, которые льго-тируются.
Капитальные вложения являются составной частью капи-тального строительства, которое включает также проектирование, строительное и стро-ительно-монтажное производство.
Капитальные вложения осуществляются за счет фонда на-копления национального дохода и амортизационных отчисле-ний. Объемы капитальных вложений определяются проектны-ми организациями в ТЭО и проектах. Капитальные вложения, направляемые на обновление основных фондов, всегда должны обеспечивать ка-чественные сдвиги в экономике — рост экономического потен-циала страны, повышение конкурентоспособности производи-мой продукции на внутреннем и внешнем рынках, повышение технического уровня отраслей народного хозяйства, повышение благосостояния и экологическую защиту здоровья населения России.
В натурально-вещественной форме капитальные вложения состоят из продукции машиностроения, строительства. Одна треть всех капитальных вложений в народном хозяйстве России прежде направлялась на развитие промышленности и в первую очередь отраслей, обес-печивающих технический прогресс и повышение производи-тельности труда и от-раслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и вы-пускающих товары народного потребления. Капитальные вло-жения и ввод в действие основных фондов обеспечивают под-держание действующих производственных мощностей и воз-мещение выбывающих основных фондов, их прирост.
Основные фонды народного хозяйства — совокупность произ-веденных общественным трудом материально вещественных ценностей, действующих в течение длительного времени.
Основные фонды (ОФ) представляют собой важнейшую и наиболее быстро возрастающую часть национального богатства. Основные фонды, функционирующие в сфере материального производства, являются производственными основными фондами. Основные фонды, не участвующие непосредственно в процессе производства, составляют непроизводственные основные фонды.
Выбор форм воспроизводства основных фондов и динамика их обновления зависят от ряда факторов, которые в ходе ана-литической работы в отрасли, подотрасли, в регионе, на пред-приятии сравниваются по возможному результату с прогнози-руемыми потребностями на определенный период. Для реали-зации выбирается тот вариант, который может в наибольшей мере удовлетворить потребности производства и населения. Основные фонды являются главной заботой инвестирования и основным его результатом в капитальном строительстве.
Эффективная работа основных фондов начинается с того времени, с ко-торого они вводятся в эксплуатацию, и рабочая сила начинает производить на новых или обновленных средствах труда каче-ственно новый продукт производства. Сроки службы основных фондов, особенно ее активной части, находятся в сложной зависимости от темпов технического прогресса, надежности и долговечности машин, наличия капи-тальных вложений, возможностей страны по увеличению вы-пуска оборудования, организации его эксплуатации и ремонта.
Научно-технический прогресс значительно усложнил на-роднохозяйственные связи и выдвинул на одно из первых мест аналитической деятельности экономической науки проблему исследования и определения потребностей общества в различ-ных продуктах производства. Сложности при определении по-требностей возникают разные: нужно прогнозировать количе-ство потребляемого продукта по годам, учитывать тенденции его совершенствования, определить экономичность в произ-водстве и в эксплуатации, знать направления развития произ-водства у конкурентов, взаимоисключающие или взаимозаменяемые виды продукции и т.д.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с ростом производства возрастают и обще-ственные потребности. Потребление того или иного продукта не только удовлетворяет общественные потребности, но и каж-дый раз воспроизводит их вновь. Как общество не может пере-стать потреблять, так не может и перестать производить обще-ственно необходимую продукцию. На решение проблем инвестирования капитальных вложений следует обратить внимание с точки зрения их обновления и решения всех проблем современного производства — выпуск конкурентоспособной продукции, экологически чистые техно-логии и охрана окружающей среды, удовлетворение совершен-но новых потребностей, общества и т.д.
Для поставленных задач постоянно требуются капиталь-ные вложения для обновления основных действующих и ввода новых поколений машин, технологий, средств управления, некраткосрочные, а долгосрочные инвестиции. Ввод новых тех-нических достижений в производство осуществляется путем нового строительства, либо путем расширения и технического перевооружения действующих предприятий. Это приводит к накоплению средств производства, и прежде всего, основных производственных фондов. Для возмещения выбывающих и прироста функционирующих средств производства на протяже-нии последующих периодов воспроизводства требуется допол-нительное производство средств производства. Если усиление процесса возмещения перекрывает снижение нормы накопле-ния и экономию средств производства в последующие периоды и одновременно происходят процессы интенсивного роста на-копления и возмещения, то повышается как суммарная доля фондов возмещения и накопления средств производства, так и удельный вес их в совокупном общественном продукте.
Следовательно, и в этом процессе могут участвовать только долгосрочные кредиты в инвестиции. Суммарная длительность строительных циклов и оборотов денежных ресурсов в народ-ном хозяйстве, в большинстве отраслей промышленности занимает многие годы. Стало быть для расширения производства пред-метов потребления через ряд лет необходимо дополнительное производство средств производства по сравнению с текущим.
В настоящее время современная инвестиционная структура по существу исключает возможность самофинансирования развития важ-нейших народнохозяйственных комплексов, которые не могут суще-ствовать без мощной кредитной накачки.
Рост производства, а также его подъем, будут проходить теми путями и по тем законам, по которым они развивались и развиваются в индустриально развитых странах. А так как наша страна — индустриальная, то и в дальнейшем нам нужно вос-становить воспроизводственные циклы ее развития, которые представляются сложными и взаимосвязанными.
Из-за крупнейшего спада производства в 90-х годах и длитель-ного деинвестирования производства обновление парка обору-дования замедлилось. Техника, технология производства отста-ли от зарубежных аналогов, не менее чем на два технологиче-ских цикла обновления. К сожалению, и сейчас продолжают отставать.
Установлено также, что с увеличением возраста оборудова-ния значительно повышаются затраты на капитальный ремонт. Сопоставление затрат на ремонт со стоимостью новой машины показывает следующее: первый капитальный ремонт машин по сравнению со стоимостью новой машины — экономичен. Вто-рой ремонт экономически нецелесообразен, а третий и четвер-тый подтверждают невыгодность эксплуатации отремонтиро-ванной машины. Увеличиваются простои техники, уменьшается интенсивность использования основных фондов, а следователь-но, и производительность труда.
Во многих отраслях промышленности активная часть основных фондов нуждается в обновлении как из-за физиче-ского износа, так и из-за морального. Планетарная тенденция обновления основных фондов связана с сокращением возраста основных фондов. Чем «моложе» основные фонды в стране, тем эффективнее и крепче экономика.
По удовлетворению потребностей рынка новые производства можно разделить на две группы.
Первая группа — производство новых видов продукции, ко-торые удовлетворяют почти те же потребности, что и заменяе-мая ими продукция (техника). Так, паровоз заменяется тепло-возом или электровозом, хлопчатобумажные и шерстяные тка-ни — тканями из химических волокон, мыло — синтетически-ми моющими средствами и т.п.
Вторая группа — производство новых видов продукции, ко-торые удовлетворяют совершенно новые потребности, работают по новым технологиям, принципиально отличным от имею-щихся, но народному хозяйству приносят большой экономиче-ский эффект. К ним относится продукция атомного машино-строения — машины и оборудование атомных электростанций, в авиационной промышленности — вертолеты и др., в оборон-ной — ракетоносители, спутники связи, радиолокаторы, в электронной промышленности — цветные телевизоры новых поколений, видеотехника и т.п.
Инвестиции в сферу услуг
В период перехода к рыночной экономике в России дина-мично развивалось частное предпринимательство в сфере услуг. Разгосударствление и приватизация проходили более динамич-но, чем в сфере материального производства. Торговля, общественное питание, служба быта и остальные услуги быстро приобрели новые формы экономической деятельности. Низкая капиталоемкость услуг, невысокая стоимость инвестиционных проектов, короткие сроки их реализации и высокая окупае-мость вложений снизили степень инвестиционного риска по сравнению с риском вложений в материальное производство.
Частная инициатива, активность и предприимчивость хозяй-ственных субъектов позволили найти решение инвестиционной проблемы в этой сфере. В отличие от сферы материального производства инвестирование в услуги не сдерживалось неопределен-ностью рыночных условий и перспектив, а крупномасштабное скопление финансового и торгового капитала, получение немалых прибылей облегчили инвестирование капитальных вложений. Благодаря этому доля услуги жилья в общем объеме капитальных вложений выросла с 27-28% в середине 80-х гг. до 44% в 1994 г. Это объясняется тем, что в условиях плановой экономики этот сектор развивался плохо. Потребности не удовлетворялись. Россия начинает сокращать огромный разрыв в развитии этой сферы с ведущими зарубежными странами, где объем капитальных вложе-ний достигает 60-70%.
Развитие сферы услуг идет по пути экономических реше-ний. В мелкорозничной торговле в короткие сроки возникли Отсутствовавшие ранее мелкие и мельчайшие формы ее органи-зации — палатки, лавки, киоски, павильоны легких конструк-ций и ярмарочного типа.
С помощью мелких торговцев в короткие сроки решена проблема наполнения потребительского рынка, покупатель по-лучил возможность выбора товара. В последние годы произо-шло интенсивное насыщение рынка современной информаци-онной техникой, средствами связи. Вместе с тем нужно отме-тить, что с потребительского рынка вытеснены товары отече-ственного производства, особенно большой удар нанесен сельскому хозяйству вследствие замены отечественной продук-ции импортными продовольственными товарами.
Намного ухудшились инвестиционные возможности в служ-бе быта. Большой скачок цен на услуги из-за их либерализации в 1992 г. и дальнейший рост. В последующие годы привели к резкому падению потребительского спроса на услуги службы быта и, как следствие этого, к сокращению объемов реализа-ции услуг, доходов предприятий и инвестиционных средств в сельской местности свертывается сеть предприятий или ме-няется профиль услуг.
Большую тревогу вызывает значительное сокращение инвести-ций, вызванное острейшим бюджетным дефицитом в социально-культурном направлении (образование, здравоохранение, театр, социальные услуги и т.п.). В доперестроечный период материаль-ная база этих отраслей находилась в неудовлетворительном со-стоянии, а в последнее десятилетие она заметно деградировала, что нанесло удар по социальному прогрессу страны.
В последние годы очень динамично расширяются финансо-во-кредитные учреждения. Количество коммерческих банков к началу 1995 г. достигло 2, 5 тыс., а число их филиалов превыси-ло 5 тыс., страховых фирм 2, 5 тыс., 7-8 тыс. туристических агентств. По темпам роста услуг в лидирующую группу входят инвестиционные фонды и компании, фирмы, занятые опера-циями с недвижимостью, ремонтом и реконструкцией помеще-ний, предоставляющие услуги менеджмента, маркетинга, рек-ламы, а также гостиничный бизнес, инновационные компании.
Коммерческие банки, инвестиционные компании обходятся без крупных капитальных вложений они расходуют инвести-ции преимущественно на реконструкцию и модернизацию дей-ствующего фонда нежилых помещений. Много помещений арендуется, что сокращает расходы государства на содержание, бюджет получает дополнительные средства за счет развития этой сферы. Кредитно-финансовые учреждения и фирмы дело-вых услуг лидируют в компьютеризации управленческих работ.
Таким образом, в экономике стремительно развивается сек-тор услуг, роль которого в настоящее время трудно оценить, так как наряду с положительными фактами имеются и отрица-тельные. Именно через этот сектор идет утечка финансовых ресурсов за рубеж, и вместо отечественного производителя фи-нансируется промышленность и сельское хозяйство других стран. Всему этому сектору следует повернуться к нашим про-изводителям и через кооперативные формы организовать кон-куренцию импортным товарам нашими товарами, гарантирую-щими высокое качество, высокую моду и экологическую чисто-ту технологий производства и самих потребительских товаров.
В развитии сферы услуг, ее инвестировании в настоящее время есть недостатки, связанные с неравномерным размеще-нием услуг по территории России. Многие виды услуг сконцентрированы в нескольких крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Уро-вень технической оснащенности сферы услуг в других городах и регионах до сих пор остается крайне низким. Даже банков-ская система по научно-техническому уровню на порядок от-стает от зарубежных стран. Крупные коммерческие банки соз-дают современные расчетные центры, а множество мелких банков, филиалов, особенно периферийных, оснащены самым примитивным оборудованием.
В отличие от материальной сферы производства, где паде-ние инвестиций было повсеместным явлением, падение инве-стиций в сфере услуг в одних отраслях сочеталось с подъемом инвестиций в других.
В каждой отрасли услуг и на каждом предприятии необхо-дим поиск новых путей и средств преодоления инвестицион-ных трудностей и обеспечения финансовыми ресурсами.
В социально-культурных отраслях решение этой проблемы должно быть связано с повышением доли финансирования за счет бюджета и благотворительства (меценатства). Бюджетные средства необходимо в значительных размерах дополнять вне-бюджетными. На инвестиционные цели следует мобилизовать средства частных предпринимателей и фирм других отраслей хозяйства, фондов обязательного и добровольного медицинско-го страхования, иных фондов, благотворительные взносы и по-жертвования, иностранные инвестиции. С углублением ком-мерциализации социально-культурных услуг крупным источни-ком финансирования должны стать собственные накопления предприятий и учреждений, а также кредитные ресурсы.
Может дать большой экономический эффект практика многоканального финансирования инвестиционных программ и проектов при различных комбинациях бюджетных и внебюд-жетных финансовых ресурсов. За рубежом такая практика существует давно, в наших условиях она пока не нашла широко-го распространения. При этом привлечение внебюджетных ре-сурсов для инвестирования социально-культурных объектов не должно вести к сокращению бюджетного финансирования, ко-торое следует увеличивать как из бюджетов субъектов Федера-ции, так и из федерального бюджета.
Большое значение для нормализации инвестиционного климата в сфере услуг имеет дальнейшее развитие мелкого и среднего предпринимательства, которые должны занять основ-ные позиции в большинстве отраслей услуг. Только на этой основе может формироваться конкуренция, без которой не-мыслим рынок с его механизмами, создание экономической мотивации в развитии производства, обновление технологий и технических средств, переход к интенсивному использованию основных фондов и преодоление монополизма.
Расширению сферы услуг, мелкого и среднего предприни-мательства должны способствовать льготы по налогообложе-нию, кредитным операциям, регистрационный принцип орга-низации бизнеса.
Инвестиции в сферу потребительских услуг, как фактор жизнеспособности российского государства.
Инвестиции в сферу потребительских услуг, как фактор жизнеспособности российского государства.
Преобразования последних лет, произошедшие в России сильно подорвали процессы накопления человеческого капитала в стране. В том числе, претерпел изменения процесс государственного инвестирования в получение общих и специальных знаний, здравоохранение, науку, культуру, размер и интенсивность которых, безусловно, связаны с актуальной для сегодняшней российской действительности проблемой развития. Причем образование в данном случае понимается в широком смысле: от курсов повышения квалификации до обучения в аспирантуре и докторантуре.
Государство, инвестируя в сферу потребительских услуг (далее СПУ), в частности в образование, здравоохранение, культуру и спорт, создает возможность каждому человеку максимально полно реализовать тот потенциал, который задан всем в различной степени. Однако, доступность и равность условий для «старта» вызывает сомнения у автора.
Не для кого не секрет, что в недавнем прошлом, многие наши соотечественники для поступления в ВУЗы были вынуждены платить не малые суммы, при этом с переходом на ЕГЭ, ситуация претерпела изменения. Безусловно, взяток стало меньше, и из приемных комиссий ВУЗов, коррупционный элемент переместился в школы, где регулярно вскрываются факты махинаций с проведением единого гос. экзамена. Лишь небольшая часть населения способны оплатить стоимость работы репетиторов за получение необходимых навыков для сдачи ЕГЭ. Данная проблема особенно актуальна в сельской местности, где зачастую штатный состав преподавателей в школах не укомплектован, а иногда, даже в случае комплектности качественно не соответствует установленным требованиям к квалификации.
Бытует мнение, о целесообразности текущих реформ, в связи с уменьшением нормы отдачи от соответствующих государственных расходов.
Одним из факторов оказывающих влияние на изменение нормы отдачи от образования является то, что домашние хозяйства, как правило, склонны ориентироваться на текущий спрос на рынке труда. Поэтому часто происходит подготовка специалистов по не востребованным направлениям. К этому добавляется проблема существования специальностей, на которые сегодня достаточно желающих поступать на фоне престижа профессии (юрист, экономист) и не сбалансированности структуры национального хозяйства в пользу торговой и сервисной составляющих. При этом, дальнейшее развитие национальной экономики на принципах импортозамещения, должно предусматривать развитие реального сектора.
Указанные проблемы отрицательно сказываются на всей системе образования в целом. По сути, образование становится все более платным, но этот факт не влияет как на качество, и престиж самого образования, так и на вероятность дальнейшего трудоустройства специалиста. В России высшее образование стоит примерно 15-20% от стоимости подобного образования в развитых экономиках. В то же время преимуществом полученного образования на Западе является наличие некоторых гарантий для человека, как в отношении величины его будущего дохода, так и в достижении им в последствии определенного социального статуса (сродни того, что достигался обладателями высшего образования в нашей стране в советский период). Помимо этого, в условиях западных экономик, средства, вложенные в образование, возвращаются уже в первые годы после начала активной трудовой деятельности человека, в связи с существенными различиями в оплате труда лиц, занимающихся квалифицированным и неквалифицированным трудом. Тем самым создаются благоприятные условия и для самоинвестирования в свой человеческий капитал каждого индивида, и для увеличения человеческого капитала государства.
Уровень образования можно отнести к основным факторам, определяющим позицию индивида на рынке труда. Чем больше запас накопленного человеческого капитала, тем меньше риск попасть «на задворки».
Таим образом, все обозначенные проблемы не могут остаться нейтральными к системе государственного управления, так как государство обладает определенными инструментами, влияющими на эффективность инвестиций в образование и, как не раз отмечалось, является наиболее заинтересованным в данном процессе игроком рынка. К числу инструментов, среди прочих, относятся, системы процентных ставок и оплаты труда, которая должна быть дифференцированной в зависимости от уровня образования работников.
В силу принципов, лежавших в основе формирования заработной платы и методов управления трудовыми отношениями, в дореформенный период величина заработной платы слабо коррелировала с уровнем образования и прочими индивидуальными характеристиками работника. В то же время существовавшая в СССР система образования и подготовки кадров отличалась направленностью на профессиональное обучение и подготовку квалифицированных рабочих для отраслей народного хозяйства, и преимущественной ориентацией на узкие профессионально-специализированные области. Таким образом, в настоящее время имеется явное несоответствие структуры предложения труда, как по объему, так и по квалификационным требованиям структуре спроса, предъявляемого рынком в современных условиях.
В плановой системе, формирование заработной платы не зависело от личностных характеристик работника и его навыков. Это послужило причиной низкой производительности труда и невысоких норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал. В то же время, за исключением узкого круга лиц, занятых в отраслях ТЭК и чиновников администраций различного уровня, за последнее десятилетие не произошло серьезного сдвига в отдаче от человеческого капитала в пользу более образованных работников.
Следует отметить, что отказ от централизованно устанавливаемых ограничений в формировании заработной платы привел к обесценению накопленных ранее знаний, умений и навыков. Помимо этого, в связи с неудавшимися экономическими реформами произошло сокращение предложения рабочих мест и видов деятельности, требующих высококвалифицированного труда. Указанные тенденции стали причиной понижательной динамики норм отдачи от инвестиций в образование.
Быстроменяющаяся внешняя конъюнктура, в зависимости от которой давно находится российский рынок труда, и экономика в целом, НТП, а также необходимость модернизации экономики, обусловленная этими переменами, свидетельствуют о большей востребованности молодых работников, обладающих мобильностью, активностью и адаптивностью. В результате новый опыт работы в рыночной экономике стал более ценным и значимым, чем тот, приобретенный в советское время.
К другим факторам, влияющим на норму отдачи от инвестиций в человеческий капитал работников, можно отнести появившиеся новые организационно-правовые формы предприятий. Объективно, наличие заинтересованного собственника приводит к повышению эффективности использования капитала, производительности труда, а, следовательно, работники новых частных предприятий имеют сравнительно более высокие нормы отдачи от профессионального опыта и стажа работы.
Отсюда, автор рассматривает норму отдачи от инвестиций в образование как взаимосвязанный результат обучения и опыта на рынке труда. инвестиция экономический потребительский
Теперь обратимся к методологическим основам для расчета норм отдачи от вложений в сферу потребительских услуг, в том числе и в образование в «денежной» интерпретации. Так, если для сопоставления затрат и народнохозяйственных результатов от реализации инвестиционного потенциала СПУ их необходимо привести к одному моменту времени, то целесообразность оценки эффективности инвестиций с учетом фактора временного дисконта становится очевидна.
Прежде всего, рассмотрим основные соотношения для расчета рентабельности от частных вложений в человеческий капитал. Для того чтобы финансовые и временные инвестиции были направлены на формирование человеческого капитала необходимо наличие заинтересованности у каждого экономического субъекта в осуществлении такого процесса. Иными словами, в экономике должны сложиться такие условия, при которых инвестиции будут оправданны. Это означает, что вложения в СПУ должны приносить доход, делающий данные затраты достаточно рентабельными. В противном случае экономические агенты (государство, бизнес и домашние хозяйства) будут уклоняться от инвестиций в человеческий капитал, предпочитая иные сферы для приложения своих средств и усилий.
Один из наиболее адекватных способов учета дисконта в расчетах рентабельности частных инвестиций в человеческий капитал был предложен Е.В.Балацким, причем, на наш взгляд этот подход одинаково применим для анализа рентабельности инвестиций для всей сферы потребительских услуг, как сферы формирования человеческого капитала. Остановимся на этом подходе более подробно. Для определенности анализа в дальнейшем будем рассматривать только случай инвестиций в знания, концентрируя наше внимание на сфере образования.
Сначала следует оценить полные затраты на образование. Они, для индивида, складываются из собственно денежных затрат на образование в виде платы за учебу G и упущенных заработков W, и второй компонент для него чрезвычайно важен. В соответствии с современными представлениями помимо прямых издержек G на получение знаний учитываются еще и альтернативные издержки W, связанные с затратами времени на обучение Т, которое могло бы быть использовано для того чтобы зарабатывать деньги. Таким образом, «потерянные заработки», то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы, входит в состав издержек обучения в качестве главного компонента. По существу, потерянные заработки определяют ценность времени учащихся, затраченного на формирование их человеческого капитала. В соответствии с таким подходом рыночная цена учебы суммируется с упущенными заработками, которые вычисляются в виде произведения времени учебы и ставки заработной платы, по которой мог бы реально оплачиваться труд учащегося. Такие полные затраты, осуществляемые в каждом году, должны дисконтироваться на протяжении всего периода учебы в соответствии с минимальной процентной ставкой.
Но и для государства, как институционального инвестора прямые издержки G и упущенный заработок W компенсируются в виде увеличивающейся базы налогообложения от увеличившихся доходов граждан и предприятий, помноженного на мультипликативный эффект. Тем более, что термин упущенный заработок, в данном случае не уместен, в виду того, что сама сущность государства определена не предпринимательской деятельностью, а максимальным удовлетворением потребностей и защитой прав и интересов общества.
Обоснованием подобного подхода служит тот простой факт, что данные суммы могли быть вложены, к примеру, на депозитный вклад в банки или долгосрочные государственные бумаги за рубежом (что имело место в момент формирования стабилизационного и прочих фондов, которые, по сути, являли инвестиционные фонды в западные экономики). Однако, по истечении времени, мы столкнулись с исчерпанием ресурсов резервных фондов и не готовностью российской экономики противостоять новым угрозам, связанным с затянувшимися санкциями, депрессивным состоянием в мировой экономике и падением мировых цен на энергоносители. Более того, в свете вступления России в ВТО, обостряется проблема низкой производительности труда (во многом из-за низкого качества подготовки специалистов и моральным устареванием основных средств предприятий) и высокой стоимости производства в РФ. Проявившаяся проблема дефицита бюджета, во взаимосвязи с накопившимися безотзывными обязательствами требуют увеличения налоговой нагрузки на «слабый», малый и средний бизнес, тем самым убивая предпринимательскую активность в стране и еще более обостряя зависимость социальной стабильности в обществе от мировых цен на энергоносители. Отсюда, по мнению автора правомерен и без того очевидный вывод, что отказ от инвестиций, в СПУ, или даже их относительное сокращение уже в среднесрочном периоде приведет к крайне негативным последствиям. Более того, на наш взгляд, имевшее место недофинансирования образования и здравоохранения в РФ в последние два десятилетия — явились прямой причиной замедления темпов экономического роста и уровня жизни.
Для оценки совокупного дохода, получаемого от инвестиций в образование, необходимо было бы сопоставить доходы, которые бюджет мог бы получать без соответствующего инвестирования, с доходами, которые могут возникнуть в случае осуществления последнего. И здесь, обязательно необходимо учитывать совокупность множества не материальных, но значимых макроэффектов: повышение производительности и ассортимента производства, за которыми последует снижение цен на внутреннем рынке, понижение темпов инфляции, повышение покупательной способности населения, уровня жизни, продовольственной безопасности и пр. И в данном контексте важно, что учет дисконт фактора — обязателен в случае частных инвестиций, в виду ограниченности срока отдачи от инвестиций продолжительностью жизни объекта инвестиций (которую, кстати, также возможно увеличить посредством инвестирования в СПУ в части инвестиций в здравоохранение, культуру и спорт). Однако, такая трактовка, по мнению автора, не применима в случае государственных инвестиций. Причина подобного суждения в том, что государство не рассматривается в отрыве от постоянного населения, а, следовательно, речь идет о фактическом самоинвестировании в организацию с бессрочным периодом отдачи. При этом социальная стабильность — являющаяся одним из факторов жизнеспособности государства, находится в прямой зависимости от степени развития и доступности сферы потребительских услуг.
Необходимо также учитывать отдачу от получения образования и после окончания активного трудоспособного возраста, то есть имеет смысл не ограничиваться возрастом выхода человека на пенсию при проведении расчетов. Это связано, в том числе с тем, что большое количество граждан России продолжают трудовую деятельность и после выхода на пенсию.
Изучение существующей в настоящее время разницы в доходах российских индивидов, имеющих различный уровень образования, свидетельствует в целом о неблагоприятном климате для инвестирования в человеческий капи-тал. Это подводит нас к выводу о необходимости разработки на уровне госу-дарства единых принципов формирования дифференцированной системы оп-латы труда и отвечающей им тарифной сетки, а также совершенствовании сис-темы надбавок за образование и квалификацию. Вместе с тем, характеристики предприятия в определении заработной платы в России в последнее время доминируют по сравнению с индивидуальными характеристиками работников, и что удивительно, оплата труда в бюджетной сфере, в ряде случаев, превышает аналогичную в коммерческих предприятиях. И все же более образованные индивиды с большей вероятностью будут наняты на работу в тех фирмах, которые имеют более высокий уровень средней заработной платы. Вместе с тем, из того факта, что они окажутся на этих предприятиях, вовсе не следует, что дифференциа-ция их заработков внутри фирмы будет зависеть от уровня образования.
Рыночное хозяйство строится и функционирует на основе довольно сложного механизма конкуренции различных видов и направлений вложений финансовых средств, времени и сил экономических агентов, которые прекращают экономическую деятельность в случае своей не эффективности. Критерием эффективности любых инвестиций по каждому из возможных направлений служит норма прибыли, в качестве разновидностей которой выступают дивиденды с акций, проценты по государственным облигациям, процент по банковскому депозиту, рентабельность предпринимательского дохода, а в рассматриваемом нами случае отдача от инвестиций в человеческий капитал.
Из подобных суждений становится совершенно очевидно, что если не будут осуществляться вложения в СПУ, либо, они будут неконкурентоспособны, возникнет реальная угроза (как внешняя, так и внутренняя) для дальнейшего функционирования государства. При этом речь идет не о том, чтобы рентабельность мгновенно была строго положительной и, следовательно, инвестиции в сферу потребительских услуг окупались, а о том, что показатель должен быть сопоставим по величине со среднедостаточным, или аналогичным со странами с развитыми экономиками.
К сказанному следует добавить, что норма отдачи выступает в качестве регулятора распределения инвестиций не только между СПУ и остальной экономикой, но и между различными видами потребительских услуг и различными уровнями образования. Необходимо: формирование пропорций между средним, средним специальным, высшим или послевузовским образованием в целях соответствия структуры предложения полноценной структуре реального сектора, как макросубъекта спроса на квалифицированную рабочую силу.
Рентабельность вложений в СПУ выступает так же и в качестве своеобразного индикатора состояния экономики. Так, например, высокий предельный доход свидетельствует о недоинвестировании, низкий об избытке финансирования.
Экономика, в которой создаются условия, при которых норма прибыли от инвестиций в сферу потребительских услуг высока, автоматически встает на инновационный путь развития. Это позволяет сделать вывод о том, что наиболее успешными (и это показал мировой опыт) могут быть только экономики, формирующие качество человеческого капитала.
- 1. Ю.К. Бгане // Необходимость реализации инвестиционного потенциала сферы потребительских услуг.// Материалы международной научно-практической конференции «Экрномико-правовые аспекты стратегии модернизации России: потенциал и перспективы реализации социальных и технологических инноваций», Чассть 2, Краснодар 2011.
- 2. Ю.К. Бгане, Н.В. Вахрушева // О необходимости решения концептуальных задач, содействующих улучшению функционирования предприятий сферы потребительских услуг и увеличения доступности услуг для сельского населения // Сфера услуг: инновации и качество., № 4, Краснодар 2010.
Источники: http://fin.bobrodobro.ru/24132, http://studbooks.net/1656431/finansy/investitsii_sferu_uslug, http://studwood.ru/722463/ekonomika/investitsii_v_sferu_potrebitelskih_uslug_kak_faktor_zhiznesposobnosti_rossiyskogo_gosudarstva
Источник: