- Прямые иностранные инвестиции в Европе
- Содержание
- Иностранные инвестиции в Испании
- Наиболее привлекательные рынки для прямых иностранных инвестиций
- Анализ по секторам и видам деятельности
- Кто инвестирует в европейскую экономику?
- Города оказывают существенное влияние на инвестиционную привлекательность европейских стран
- Долгосрочные тренды
- Инвесторы проявляют бóльшую уверенность в отношении Европы
- В 2015 г. прямые иностранные инвестиции в мире выросли на треть, а в странах с переходной экономикой сократились наполовину
- Публикации
Прямые иностранные инвестиции в Европе
Содержание
Иностранные инвестиции в Испании
Число проектов, созданных за счет прямых иностранных инвестиций в Европе, достигло абсолютного максимума в 2013 году, – таковы выводы нового исследования EY «Снова в игре: Инвестиционная привлекательность европейских стран 2014» (European Attractiveness Survey).
Исследование включает анализ данных об иностранных инвестициях в европейские страны за прошедший год, а также результаты опроса 800 руководителей международных компаний о наиболее привлекательных для инвестиций рынках в ближайшее десятилетие.
2013 год оказался рекордным по объему прямых иностранных инвестиций на рынки европейских стран даже несмотря на тот факт, что экономика Европы вышла из рецессии лишь к середине 2013 года. Благодаря прямым иностранным инвестициям в прошлом году было профинансировано 3955 проектов, что на 4% выше показателя 2012 года, составившего 3797 проектов. Увеличилось количество инвестиционных проектов нарынках кру пнейших стран континента – Великобритании, Германии и Франции, – в то же время наблюдалось снижение активности на рынках Испании и стран Восточной Европы.
Наиболее привлекательные рынки для прямых иностранных инвестиций
Рост уровня инвестиций на 15% и 799 инвестиционных проектов в прошлом году вновь обеспечили Великобритании лидирующие позиции в списке наиболее привлекательных рынков для прямых иностранных инвестиций. За ней следует Германия, где объем инвестиций увеличился на 12%, а количество инвестиционных проектов достигло 701. Более неожиданным стало увеличение количества инвестиционных проектов во Франции на 9%, а также изменение динамики роста прямых иностранных инвестиций с отрицательной на положительную. Несмотря на то, что объемы инвестиции в экономику Испании упали на 19% после стремительного роста в 2012 году, который поддерживался благодаря дешёвым активам, эта страна осталась на четвёртом месте по размерам привлеченных прямых иностранных инвестиций. За ней следуют Бельгия (5-е место) и Нидерланды (6-е).
В странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию, количество проектов, финансируемых за счёт прямых иностранных инвестиций, сократилось почти на 5%, число созданных рабочих мест – на 4%. Это обусловлено, среди прочего, сокращением количества инвестиционных решений, принимаемых западноевропейскими автопроизводителями и центрами совместного обслуживания.
Анализ по секторам и видам деятельности
Выход Европы из рецессии повысил её привлекательность для инвестиций в инновационные отрасли и индустрии, производящие товары с высокой добавочной стоимостью. Рынки программного обеспечения и деловых услуг остаются лидирующими в Европе по количеству инвестиционных проектов, число которых составило 509 (рост на 27%) и 483 (рост на 31%) соответственно. Почти половина проектов в секторе программного обеспечения учреждена компаниями со штаб-квартирами в США.
Большие объемы прямых иностранных инвестиций также поступили в фармацевтическую отрасль (рост на 58%) и научно-исследовательские организации (рост на 96%), – количество инвестиционных проектов в этих отраслях составило 141 и 88 соответственно. Неудивительно, что анализ проектов по видам показал значительный рост (23%) в сегменте НИОКР. В то же время количество созданных рабочих мест увеличилось на 64%. В секторе промышленного производства количество проектов увеличилось на 5% при сокращении числа рабочих мест на 12%, поскольку инвесторы стараются минимизировать высокий уровень затрат на сотрудников в Европе.
Кто инвестирует в европейскую экономику?
Основную долю прямых иностранных инвестиций в Европе составляют инвестиции внутри европейского рынка, однако, при проведении оценки по странам крупнейшим инвестором остаются США, на долю которого в 2013 году пришлось 1027 проектов (26% от общего числа). Доля инвестиционных проектов из Великобритании, финансируемых за счёт инвестиций США, увеличилась с 26% до 27% от общего числа проектов, что почти в два раза выше, чем в Германии, которая занимает второе место в Европе по объему прямых иностранных инвестиций.
Однако в целом поток инвестиций из США уменьшился на 2%. В то же время инвестиции из стран БРИК существенно увеличились, составив 28% или 313 проектов, при этом количество созданных рабочих мест выросло на 37%, достигнув 16900. Инвестиции из Китая выросли в три раза за последние шесть лет, инвестиции из Индии и России также достигли рекордных показателей в 2013 году. Аналогичный рост наблюдался в области создания рабочих мест за счёт инвестиционных проектов из стран БРИК – он составил 37%. Германия опередила Великобританию по привлечению инвестиций из стран БРИК, выйдя по этому показателю на первое место. Рост данного показателя составил 50% к значениям 2012 года.
Города оказывают существенное влияние на инвестиционную привлекательность европейских стран
Большую роль в улучшении или ухудшении перспектив стран в области привлечения прямых иностранных инвестиций сыграли крупные города. В Лондоне количество инвестиционных проектов увеличилось на 21% до 380. На его долю приходится почти половина всех проектов, финансируемых за счёт прямых иностранных инвестиций в Великобритании, что является наиболее высоким показателем для крупных европейских стран. Высокий рост количества инвестиционных проектов отмечен также в немецких городах Дюссельдорф и Дармштадт, составивший соответственно 25% и 40%.
Максимальный рост количества инвестиционных проектов, составивший почти 50%, отмечен в Хельсинки. Некоторые основные европейские города (Париж, Барселона и Дублин) не смогли привлечь значительный объём новых инвестиций, что повлияло на инвестиционные показатели их стран.
Долгосрочные тренды
Нынешнее исследование включает анализ влияния пятилетнего кризиса и рецессии на рынок прямых иностранных инвестиций в Европе. Сравнение 2009-2013 и 2004-2008 годов позволяет определить очевидных «победителей» и «проигравших».
Страны Восточной Европы, привлекавшие значительные объемы инвестиций в 2000-е годы, больше других проиграли в результате финансового кризиса. Количество инвестиционных проектов в них сократилось на 12%, в то время как в западноевропейских странах этот показатель вырос на 19%.
Германия, где количество инвестиционных проектов увеличилось более чем вдвое, является очевидным лидером среди основных европейских рынков. В Великобритании количество проектов увеличилось на скромные 12%, в то время как во Франции оно осталось неизменным. В группу лидеров среди крупных стран вошли Испания, Нидерланды, Россия и Ирландия. Наибольшее сокращение размеров прямых иностранных инвестиций произошли в Восточной Европе: в таких странах как Румыния, Венгрия и Болгария объемы инвестиций упали в два раза в 2013 году.
Инвесторы проявляют бóльшую уверенность в отношении Европы
Окончание рецессии в Европе повлияло на взгляды глобальных инвесторов, опрошенных в марте 2014 года относительно перспектив прямых иностранных инвестиций в этом регионе. В 2013 году только 39% инвесторов считали, что инвестиционная привлекательность Европы в следующие три года повысится, при том, что 23% полагали, что она снизится. Результаты опроса этого года показывают, что 54% ожидают улучшения инвестиционной привлекательности Европы и только 12% считают, что она ухудшится. Наиболее оптимистичны инвесторы из Азии, 60% из них уверенно смотрят в будущее.
Александр Ивлев, управляющий партнер компании EY по России, говорит: «Согласно полученным данным, в 2013 году Россия впервые вышла на третье место по инвестиционной привлекательности после США и Китая. Приток прямых иностранных инвестиций достиг 71 млрд. евро, что на 83% выше показателя 2012 года. Россия обошла Великобританию, Францию, Германию, Сингапур и Бразилию. Также на 2% увеличилось количество созданных за счет прямых иностранных инвестиций рабочих мест. Это очень хороший результат, особенно на фоне казателей 2012 года, когда объем ПИИ сократился на 16,5%».
Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии
В 2015 г. прямые иностранные инвестиции в мире выросли на треть, а в странах с переходной экономикой сократились наполовину
В 2015 г. глобальный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вырос на 36% и достиг 1,7 трлн долл. США, наибольшего значения с начала глобального финансового и экономического кризиса 2008-2009 годов. В то же время ПИИ в страны с переходной экономикой упали на 54%. Такова статистика, опубликованная Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в Отчете по мониторингу глобальных инвестиционных тенденций № 22.
Возобновление темпов инвестирования произошло главным образом за счет увеличения на 90% ПИИ в развитые страны, в том числе в ЕС и США, где в 2015 г. сумма ПИИ выросла в четыре раза по сравнению с рекордно низким значением, зафиксированным годом ранее. Таким образом, в прошлом году на долю развитых стран пришлось 55% глобальных входящих ПИИ.
Рост ПИИ произошел в основном за счет трансграничных слияний и поглощений, в то время как капиталовложения во вновь создаваемые производства оставались ограниченными. Кроме того, часть ПИИ была связана с изменениями в корпоративной структуре крупных компаний, которые касались трансферов достаточно больших объемов финансовых средств, но лишь незначительным движением реальных ресурсов.
В первую десятку стран-реципиентов ПИИ в 2015 г. вошли США (384 млрд долл. США), Гонконг (163 млрд долл. США), Китай (136 млрд долл. США), Нидерланды (90 млрд долл. США), Великобритания (68 млрд долл. США), Сингапур (65 млрд долл. США), Индия (59 млрд долл. США), Бразилия (56 млрд долл. США), Канада (45 млрд долл. США) и Франция (44 млрд долл. США).
В 2015 г. ПИИ в страны Евросоюза достигли 426 млрд долл. США, ознаменовав окончание трехлетнего периода падения объемов иностранных капиталовложений в ЕС. В частности, инвестиции в Нидерланды увеличились на 146% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., в Великобританию – на 29%. ПИИ в Бельгию выросли с -8,7 млрд долл. США в 2014 г. до 32,7 млрд долл. США, а в Германию – с -6,2 млрд долл. США до 11 млрд долл. США, в основном за счет резкого сокращения выплат по внутригрупповым кредитам и удвоения суммы реинвестированных доходов. Входящие ПИИ во Францию увеличились больше чем в два раза, с 15 млрд долл. США до 44 млрд долл. США, в том числе в результате приобретения Lafarge SA швейцарской компанией Holcim Ltd за 21 млрд долларов США. Помимо роста темпов трансграничных слияний и поглощений на 68%, важным является также увеличение инвестиций во вновь создаваемые производства на 14%, что может быть свидетельством возврата к наращиванию капиталовложений в производственные активы на фоне улучшения макроэкономической и финансовой ситуации.
Объем ПИИ в развивающиеся страны установил новый рекорд – 741 млрд долл. США, увеличившись на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., при этом на долю развивающихся стран Азии выпала треть глобальных ПИИ, 548 млрд долл. США (15% роста). Крупнейшим реципиентом ПИИ в регионе стал Гонконг, в том числе за счет корпоративных реструктуризаций, проведенных Cheung Kong Holdings и Hutchison Whampoa. Иностранные капиталовложения в Китай увеличились на 6%, при этом снижение поступлений ПИИ в сектор производства было компенсировано их ростом в сфере услуг. Приток ПИИ в Сингапур сократился незначительно (на 4%), а в Индию – наоборот, увеличился практически вдвое.
В странах с переходной экономикой текущая геополитическая ситуация и связанное с ней снижение доверия участников рынка повлекли за собой падение объемов входящих ПИИ на 54%, до 22 млрд долл. США, а в странах Юго-Восточной Европы иностранные капиталовложения выросли на 3%. В частности, в России и Казахстане падение цен на сырьевые товары стали причиной снижения иностранных ПИИ на 92% и 66% соответственно. Тем не менее иностранные инвесторы продолжают финансировать добывающую промышленность. В частности, британский частный инвестиционный фонд Gaetano Holdings Ltd приобрел российскую компанию Komi Oil Ltd, а малазийская государственная компания Petroliam Nasional Berhad заплатила 2,25 млрд долл. США за часть в Azerbaijan Gas Supply Co.
Эксперты ЮНКТАД отмечают, что при отсутствии очередной волны трансграничных слияний и поглощений, а также крупных корпоративных реструктуризаций, глобальные потоки ПИИ в 2016 г. уменьшатся на фоне хрупкости мировой экономики, волатильности мировых финансовых рынков, слабого совокупного спроса и замедления экономической активности во многих развивающихся странах. Ситуацию усугубляют повышенные геополитические риски и региональная напряженность.
Стагнация капиталовложений во вновь создаваемые производства и спад в ряде развивающихся регионов подсказывают, что зафиксированный в 2015 г. рост ПИИ является хрупким и зависимым от трансграничных слияний и поглощений. Тем не менее улучшение макроэкономической ситуации (в 2016 г. рост глобального ВВП ожидается на уровне 2,9% по сравнению с 2,4% в 2015 г.) за счет постепенного восстановления экономического роста в развивающихся странах может позитивно повлиять на ожидания инвесторов и убедить их осуществлять продуктивные инвестиции. Кроме того, дальнейшее снижение курсов валют развивающихся стран и возможные продажи активов с целью реструктуризации корпоративных долгов могут поспособствовать привлечению дополнительных ПИИ.
Ранее аналитики ЮНКТАД сообщали, что в 2014 г. глобальный объем входящих ПИИ сократился на 8% до 1,26 трлн долл. США (подробнее читайте в материале «Мостов» от 24 февраля 2015 г.). При этом в 2014 г. было заключено 27, а за июнь-сентябрь 2015 г. – 7 международных инвестиционных соглашений (подробнее – в публикациях «Мостов» от 6 февраля и 2 ноября 2015 г.). За последние десять лет объем ПИИ в наименее развитые страны увеличился втрое, а в развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, – в четыре раза (подробнее – в материале «Мостов» от 15 июня 2015 г.)
Для подписки на электронную рассылку «Мостов» заполните эту форму.
Публикации
«Регулирование прямых иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы».
[«Банковское дело» (Москва).-20.04.2004.-№004.-с.38-43]
Многие проблемы регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в переходных экономиках стран Центральной и Восточной Европы актуальны и для России. Поскольку привлеченные рядом государств региона относительные объемы ПИИ существенно превышают российские, можно предположить, что изучение и анализ регулирования данных инвестиций в названных странах позволит лучше оценить практику их регулирования в России, избежать возможных ошибок и выработать более обоснованные рекомендации по совершенствованию российской политики в этой сфере.
Венгрия — один из лидеров среди стран региона по показателям привлеченных в национальную экономику ПИИ. Поэтому представляется целесообразным начать рассмотрение особенностей регулирования иностранных инвестиций именно с этой страны.
Венгерская экономика открыта для иностранных капиталовложений, и деятельность зарубежных инвесторов разрешена практически во всех ее сферах. Интенсивный приток ПИИ в Венгрию с начала постсоциалистической эпохи в значительной степени обеспечивался благодаря интенсивной продаже государственных активов иностранным инвесторам. Закон «О приватизации» (1995 г.) и поправки к нему ускорили приватизацию, одновременно обеспечив большую прозрачность этого процесса.
Управлением и продажей государственной собственности занимается Венгерская компания по приватизации и управлению государственным имуществом (The Hungarian Privatization and State Holding Company — APV). По всем вопросам деятельности APV в банковской сфере необходимо разрешение министерства финансов. Государственная собственность может быть разделена на три компонента:
(1) предназначенные для продажи небольшие пакеты акций:
(2) «золотые акции» в ряде стратегических компаний, владение которыми предоставляет право участвовать в принятии стратегических решений и налагать вето, но не позволяет влиять на текущую деятельность компании;
(3) контрольные пакеты акций компаний. в отношении которых еще не принято окончательное решение об их приватизации. 60% таких компаний — это небольшие фирмы в специализированных секторах, например региональные автобусные компании.
ПИИ сконцентрированы в западной Венгрии и Будапеште благодаря развитой инфраструктуре и близости к границе Европейского союза. Однако и восточная Венгрия предлагает инвесторам такие преимущества, как хорошо обученные трудовые ресурсы и давние традиции развития промышленности, сельского хозяйства и науки, а кроме того, ряд специальных льгот и иных побудительных механизмов, которые будут рассмотрены ниже.
Закон «Об инвестициях» регулирует учреждение и деятельность компаний с иностранным участием, отменяет необходимость получения разрешения национальных органов на осуществление ПИИ и гарантирует иностранным инвесторам национальный режим, защиту от национализации и экспроприации, свободную репатриацию инвестированного капитала и дивидендов. Данный закон также гарантирует иностранным работникам право переводить за рубеж после уплаты налогов всю заработную плату.
Иностранные инвестиции осуществляются в Венгрии, как правило, в одной из четырех форм: учреждение новой компании (greenfield): создание совместного предприятия; покупка приватизируемой компании; приобретение дополнительно эмитируемых акций существующего предприятия.
Дочерние структуры зарубежных компаний обычно регистрируются в Венгрии в форме обществ с ограниченной ответственностью (limited liability company, венгерское сокращение — Kft.). Другие формы — это акционерное общество (joint stock company — Rt.), совместное предприятие (joint venture), ассоциация (business association), полное и ограниченное товарищество (general and limited partnership) и частное предприятие (sole proprietorship). Многие иностранные компании осуществляют свою деятельность в стране через представительства и филиалы, учреждение которых значительно упростилось после внесения в январе 1998 г. поправок в закон «О представительствах».
Закон «О компаниях» 1998 г. упростил процедуру регистрации юридического лица. Согласно нормам этого закона регистрирующий орган обязан в течение 30 дней обработать заявку о регистрации общества с ограниченной ответственностью (Kft.) и акционерного общества (Rt.). Если по истечении указанного периода заключение регистрирующего органа (registry court) отсутствует, компания считается автоматически зарегистрированной. Закон устраняет необходимость дополнительной регистрации предприятия в налоговых, социальных и иных органах и реализует принцип «одного окна».
Доля иностранных акционеров в уставном капитале венгерской компании может доходить до 100%. Исключение составляют компании, входящие в перечень «стратегических предприятий» , некоторые отрасли промышленности, связанные с национальной обороной, и венгерская авиалиния «Малев» (согласно международным соглашениям необходимо участие национального капитала в размере 50% или более для того, чтобы компания считалась национальным авиаперевозчиком). С 1996 г. иностранным инвесторам не требуется разрешения регулирующих национальных органов при осуществлении инвестиций в финансовой сфере и страховании (покупка кредитной организации или страховой компании): необходимо только официальное уведомление. Выполняя обязательства, принятые на себя при вступлении в 1996 г. в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD), с 1 января 1998 г. Венгрия разрешила филиалам иностранных финансовых институтов оказывать услуги в сфере международного движения капитала.
Предприятия с иностранным участием могут приобретать недвижимость, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Согласно закону «Об инвестициях» это разрешается делать в том случае, если недвижимость необходима для осуществления экономической деятельности предприятия. Закон 1994 г. «О земле» запрещает иностранцам покупку более 6 тыс. м(кв) земли, однако допускает аренду до 300 га на срок до 10 лет.
Только венгерские граждане имеют право приобретать земли сельскохозяйственного назначения, тогда как компаниям, кооперативам и иностранным гражданам разрешено лишь арендовать их. В ходе согласования условий вступления страны в ЕС Венгрии было разрешено сохранять этот порядок в течение семи лет после присоединения к Евросоюзу. Исключение сделали лишь для проживающих в стране и ведущих фермерское хозяйство зарубежных граждан, которые могут приобретать землю через три года.
Венгрия — член Международного центра по разрешению инвестиционных споров (the International Center for the Settlement of Investment Disputes — ICSID), также известного как Вашингтонская конвенция (the Washington Convention). Страной подписана Нью-Иоркская конвенция 1958 г. о признании и исполнении решений иностранных арбитражных судов. В случае, когда спор между иностранным инвестором и государством не находит разрешения, дело подлежит передаче в юрисдикцию международного арбитража.
Никаких специальных льгот для иностранных инвесторов не существует, поскольку Венгрия присоединилась к антидискриминационным законам Европейского союза. Все льготы доступны для любого инвестора независимо от его национальной принадлежности, но при условии соответствия инвестора определенным требованиям. Льготы и иные стимулы, как правило, не распространяются на зарегистрированные за рубежом иностранные компании, но доступны для всех зарегистрированных в стране предприятий независимо от национальной принадлежности их акционеров, пайщиков или владельцев.
В связи со вступлением Венгрии в. Европейский союз национальная система налоговых льгот и стимулов приводится в соответствие с его законодательством.
Венгерский закон «О налогах с предприятий» предоставляет налоговые каникулы в 100%-ном размере и сроком на 10 лет для всех крупных инвестиций (более 10 млрд венгерских форинтов (35,4 млн долл. США) или более 3 млрд форинтов (10,6 млн долл.) для инвестиций в депрессивные регионы). Данная льгота, которая дается со второго после начала производства года, освобождает компанию от 18%-ного налога с предприятий. Через год предоставление льготы ставится в зависимость от числа трудоустроенных сотрудников, которое должно превышать на 500 или более человек среднестатистическое число работников на предприятии в предшествующий инвестиции период (100 человек — для депрессивного региона). Эта и другие налоговые льготы для новых инвестиций гарантированы только до момента вступления страны в Европейский союз. В отношении уже осуществленных инвестиций данные льготы могут предоставляться до 2011 налогового года.
Налоговые льготы существуют и для небольших компаний и предприятий среднего размера: 40% от выплат по процентам за кредит на закупку или производство товаров промышленного назначения погашаются кредитной организацией, однако общий размер этой льготы не может превышать 5 млн форинтов (17,700 долл.). в год.
Региональные налоговые льготы предоставляются для инвестиций в депрессивные регионы (уровень безработицы превышает 15%) и в определенные правительством промышленные зоны. Расположенные в промышленных зонах компании полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль на срок до 5 лет при условии, что ежегодный рост их продаж превышает 1%. Расположенным в депрессивных регионах предприятиям полное освобождение от уплаты налога на прибыль предоставляется на срок до 5 лет при условии ежегодного роста продаж на 5% от объема инвестиций.
До 2002 финансового года 6% от общего объема вложений исключалось из налогооблагаемой базы для инвестиций в депрессивных районах и промышленных зонах в случае, если инвестиции были направлены на развитие местной инфраструктуры либо вложены в недвижимость или средства производства.
Налоговые льготы предоставляются и для инвестиций в науку. Все расходы, произведенные в сфере научно-исследовательской деятельности (заработная плата, закупка материалов и полуфабрикатов, лицензионные платежи, патенты и ноу-хау, услуги консультантов и пр.), исключаются из налогооблагаемой базы.
Инвесторы могут получать и различные неналоговые льготы в форме грантов, беспроцентных кредитов и субсидий, предоставляемых в индивидуальном порядке по итогам детального рассмотрения инвестиционных проектов.
Инвесторам также могут предоставляться субсидии по линии национальной правительственной программы (Szechenyi Plan), направленной на привлечение ПИИ и улучшение инвестиционного климата. Разработаны 55 подпрограмм, в рамках которых инвесторам могут быть предложены на безвозвратной основе гранты в размере до 20-25% от предполагаемой стоимости проекта для инвестиций в такие сферы, как научно-исследовательская деятельность, туризм, автомобилестроение, недвижимость, а также для инвестиций, способствующих развитию депрессивных регионов и снижению уровня безработицы.
Неналоговые льготы предоставляют, кроме того, следующие фонды: экономического развития: развития территорий; защиты окружающей среды: занятости.
Фонд экономического развития предлагает сопровождение проектам, имеющим государственное значение, в форме кредитов, гарантий и, в исключительных случаях, грантов в наличной форме. К таким инвестиционным проектам относятся проекты в следующих сферах:
— реклама, маркетинговые исследования, выставочная и другая деятельность, которая может способствовать развитию экспортного потенциала страны;
— инвестиции в развитие инфраструктуры, гидростанций, водопроводов и пр.;
— модернизация промышленных предприятий до уровня Европейского союза;
— измерительные системы и системы контроля.
Фонд занятости оказывает поддержку проектам в области подготовки и повышения квалификации трудовых ресурсов, а также иным проектам, способствующим снижению уровня безработицы или предупреждению ее роста. Поддержка предоставляется в основном территориям с высоким уровнем безработицы.
Фонд развития территорий сопровождает инвестиционные проекты на депрессивных территориях, в промышленных зонах внешней торговли, на территориях с высоким уровнем безработицы, а также другие проекты, которые отвечают интересам развития регионов и территорий. Поддержка предоставляется в форме грантов, беспроцентных кредитов и субсидий.
Фонд защиты окружающей среды предоставляет беспроцентные кредиты в размере до 70% от стоимости инвестиций в сфере защиты окружающей среды.
Кроме того. Венгерское агентство по развитию инвестиций и торговли (The Hungarian Investment and Trade Development Agency — ITDH) может оказывать инвесторам информационную и иную поддержку.
Финансовые ресурсы доступны для бизнеса благодаря высокому уровню конкуренции и высокой доле иностранных кредитных организаций в банковской сфере Венгрии (к концу 2000 г. 2/3 банковского сектора Венгрии принадлежало иностранцам). На рынке страны иностранные инвесторы имеют равный с национальными инвесторами доступ к финансовым капиталам за двумя исключениями, к которым относятся специальные правительственные программы кредитования: кредиты для малого бизнеса; кредиты, предоставляемые международными финансовыми организациями венгерским национальным предприятиям.
Иностранным банкам не требуется специального разрешения для учреждения в Венгрии дочерней структуры или приобретения более 10% уставного капитала какой-либо кредитной организации. Иностранные или венгерские кредитные организации, страховые или инвестиционные компании могут владеть до 100% уставного капитала финансового института в Венгрии, однако доля физического лица в уставном капитале банка не может превышать 15%, что строже аналогичной нормы в ЕС.
Вместе с этим необходимо отметить и имеющиеся недостатки, на которые указывают национальные и иностранные инвесторы:
— чрезмерно высокий размер отчислений на социальные цели, который превышает 1/3 выплачиваемой работнику заработной платы. Налог на доходы физических лиц также высок (максимальная ставка -40%):
— компании, работающие в секторах экономики с государственным регулированием цен, таких как энергетика и фармацевтика, несут убытки из-за того, что динамика увеличения государством цен на их продукцию существенно отстает от динамики роста мировых цен и девальвации венгерского форинта:
— недостаточная прозрачность действий и политики венгерских властей как в области законодательства, так и в сфере регулирования экономики.
Польские власти с 1989 г., несмотря на имевшие место разногласия по вопросу о степени допуска иностранных инвесторов в ряд стратегических секторов, в целом приветствовали зарубежные вложения. Членство Польши в Организации экономического сотрудничества и развития и начавшаяся еще в 1991 г. интеграция страны в Европейский союз потребовали приведения национальных законов в соответствие с законодательством европейских стран. Теперь в Польше создан законодательный режим, согласно и в рамках которого защищаются права собственности и инвестиции, разрешена деловая активность практически во всех секторах экономики, обеспечивается в целом равное отношение к национальным и зарубежным компаниям и допускается репатриация прибылей и капиталов. Экспроприация разрешена только в общественных интересах и с предоставлением равноценного возмещения.
Условия создания и функционирования предприятий в стране, в частности компаний с иностранными инвестициями, значительно изменились в январе 2001 г., когда вступили в силу Коммерческий кодекс и закон «Об экономической активности». (Эти акты были приняты взамен утративших силу.) Принятые законы так же, как и закон «О публичной помощи компаниям» , призваны определить и ограничить роль государства в экономической и коммерческой сферах, уменьшив количество обязательных государственных разрешений и установив четкие и прозрачные правила получения государственных субсидий и иных льгот.
Вступление в силу этих законов гарантировало иностранным инвесторам, правда, с некоторыми исключениями, национальный режим. Оставшиеся ограничения на деятельность зарубежных инвесторов отменятся после вступления Польши в Европейский союз.
Согласно новому Коммерческому кодексу компании могут быть учреждены в форме акционерных обществ (joint-stock companies), обществ с ограниченной ответственностью (limited liability companies) и различных форм товариществ (limited joint-stock partnerships, professional partnerships, registered partnerships, limited partnerships). Однако все эти формы доступны для иностранных инвесторов при условии применения в стране их происхождения аналогичных правил в отношении польских компаний. Если данное условие не соблюдается, то иностранный инвестор может учредить только товарищество с ограниченной ответственностью (limited partnership), общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. При этом в дальнейшем такие инвесторы не являются субъектом каких-либо иных ограничений их экономической активности.
Польша практически не ограничивает учреждение и ведение бизнеса иностранными фирмами. Необходимость получения разрешений регулирующих органов и ограничения на долю зарубежных капиталов существуют только в небольшом числе секторов экономики. Так, согласно закону «Об экономической активности» , требуется получение разрешения Казначейства (the Treasury Ministry) на некоторые операции с капиталом и активами государственных предприятий. Кроме того, данный закон накладывает ограничения на иностранные инвестиции по критериям «национальной безопасности». В частности, только польская компания может учредить аэропорт. Вместе с этим лицензии и концессии на работу в оборонных отраслях и управление аэро- и морскими портами могут быть предоставлены инвесторам из стран ОЭСР.
Другие отраслевые законы накладывают следующие ограничения на долю иностранных инвесторов в ряде секторов: воздушный транспорт (49%), радиовещание и телевидение (33), международные телекоммуникации и игровой бизнес (0%). Также существует необходимость получения разрешения регулирующих органов, в случае если доля иностранного инвестора в страховом секторе превышает определенный предел. Данные ограничения находятся в процессе пересмотра для того, чтобы устранить их несоответствие законодательным нормам Европейского союза.
Продажа сельскохозяйственных земель — объект строгого контроля в стране. Закон «О приобретении недвижимости иностранцами» (1920 г.) запрещал иностранцам покупать недвижимость без получения дополнительного разрешения. В 1996 г. в связи со вступлением в ОЭСР Польша либерализовала названный закон. Теперь иностранным физическим и юридическим лицам можно приобретать помещения до 4 тыс. м(кв) городской и до одного га сельскохозяйственной земли без необходимости получения какого-либо разрешения. Кроме того, иностранным компаниям не требуется получать предварительное разрешение на участие в конкурсе, цель которого — приватизация крупных участков земли. Приобретение земли в размерах, превышающих перечисленные выше пределы, а также покупка иностранными инвесторами владеющей недвижимостью польской компании требуют получения разрешения министерства внутренних дел и согласования сделки с министерствами обороны и сельского хозяйства.
Помимо этого, инвестор может приобрести землю в аренду на срок от 40 до 99 лет с его последующим возможным продлением еще на 99 лет. Арендатору разрешено продавать, дарить и завещать право аренды.
Как иностранные, так и национальные инвесторы обязаны получать государственные концессии, лицензии и иные формы разрешений для того, чтобы иметь право осуществлять деятельность в ряде отраслей экономики.
Так, до 2001 г. Национальный банк Польши и министерство финансов выдавали банковские лицензии: министерство финансов контролировало допуск компаний в сферу страхования: Комиссия по ценным бумагам (the Securities and Exchange Commission) выдавала лицензии на осуществление брокерской деятельности: министерство связи (the Communication Ministry) лицензировало деятельность в сфере телекоммуникаций и курьерские услуги.
Такая структура регулирования была упрощена в 2001 г. Количество секторов, для осуществления деятельности в которых было необходимо получение лицензии, снизилось с 27 до 8: теле- и радиовещание, авиация, энергетика, вооружения и военная техника, железнодорожный транспорт, горнорудная промышленность и частные охранные услуги.
Иностранным инвесторам хотя и обеспечивается в целом национальный режим, но исключением является сфера поставок для государственных нужд. Закон «О поставках для государственных нужд» (1994 г.) допускает 20%-ную льготу по цене для национальных фирм. Кроме того, для всех заявок устанавливается 50%-ный порог доли отечественных материалов в поставке и требуется определенная степень участия национальных трудовых ресурсов в исполнении контракта.
Польское правительство оказывает поддержку польским экспортерам, предоставляя экспортные кредитные гарантии государственной инвестиционной компании KUKE. Она, в свою очередь, предоставляет гарантии всем зарегистрированным в стране компаниям, включая зарубежные, а также компании с участием иностранного капитала. Однако эти гарантии относятся только к экспорту национальной продукции. Национальной продукцией считается продукция, доля компонентов иностранного происхождения в которой не превышает установленного регулирующим органом значения — 50%.
Польская судебная система вызывает нарекания со стороны иностранных инвесторов, которые, как правило, предпочитают защищать свои права и законные интересы вне ее юрисдикции. Поэтому договоры и контракты с участием иностранных инвесторов обычно содержат договоренность о том, что все разногласия и споры подлежат разрешению в международном арбитраже или суде третьей страны. Польша является стороной четырех перечисленных ниже международных соглашений о разрешении хозяйственных споров:
1. Женевский протокол 1923 года об арбитраже (the 1923 Geneva Protocol on Arbitration Clauses);
2. Нью-Иоркская конвенция 1958 года о признании и исполнении решений международных арбитражных судов (the 1958 New York Convention on the Recognition and Enforcement of International Arbitration Awards);
3. Женевская европейская конвенция 1961 года о международном торговом арбитраже (the 1961 Geneva European Convention on International Trade Arbitration);
4. Московская конвенция 1972 года о рассмотрении гражданских споров в сфере экономического и научного сотрудничества в арбитражных судах (the 1972 Moscow Convention on Arbitration Resolution of Civil Law Disputes in Economic and Scientific Cooperation).
Вместе с этим необходимо отметить, что Вашингтонская конвенция Польшей не подписана.
Решения иностранных судов не подлежат автоматическому исполнению на польской территории. Вопрос их исполнения решается согласно нормам перечисленных выше международных соглашений.
Кроме того, и иностранные, и национальные инвесторы отмечают медлительность польской судебной системы, частые и непредсказуемые изменения законодательных актов и иных форм регулирования, сложность и нечеткость законодательства, излишнюю жесткость наказания за незначительные просчеты и ошибки. Польское трудовое законодательство, с их точки зрения, чрезмерно защищает интересы работника в ущерб интересам работодателя, является препятствием для создания новых рабочих мест и развития малых и средних предприятий (1).
Польша обычно не устанавливает специальных требований по функционированию инвестиционных проектов. Тем не менее при приватизации ряда крупных государственных компаний правительство и инвесторы согласовывали условия, в том числе связанные с последующим управлением приватизируемыми предприятиями. Например, когда компании Fiat и Daewoo приобретали польские государственные автомобильные заводы, они обязались реализовать ряд производственных целей и задач, инвестировать в развитие предприятий согласованные суммы средств и поддерживать установленные уровни занятости.
Предприятия с участием иностранного капитала платят такие же налоги, как и национальные компании. При этом необходимо отметить происходящее в последнее время поэтапное снижение налогового бремени: в 1999 г. налог на прибыль составлял 34%, в 2000 г. был снижен до 30, в 2001 г. — до 28, в 2003 г. -до 24, а с 2004 г. подлежит уменьшению до 22%.
Кроме того, инвесторы, которые нанимают инвалидов, занимаются переработкой мусора или работают в специальных экономических зонах (Special Economic Zones), получают дополнительные льготы.
Согласно закону «О специальных экономических зонах» (1994 г.) инвесторы, привлекающие капиталы в такие зоны, получают налоговые и таможенные льготы, а также льготы при проведении валютных операций. Специальные экономические зоны учреждаются на определенный период времени решением Совета министров по запросу министра экономики. Основные льготы для инвесторов включают в себя: полное освобождение от налога на прибыль на период, равный половине срока функционирования зоны; 50%-ную льготу по налогу на прибыль на оставшийся срок; 10-летнее освобождение от уплаты налога на имущество; упрощенную процедуру продажи собственности и наследуемого имущества.
Работа в специальной экономической зоне возможна при получении разрешения после выполнения ряда условий: найма определенного количества работников, достижения оговоренного уровня продаж или экспортных поставок и пр.
Стратегические инвесторы могут получить и льготы по уплате налога на недвижимость, а также по ряду налогов регионального значения после переговоров с региональными властями.
В мае 2002 г. вступил в силу закон о финансовой поддержке инвестиций, где установлены единые принципы и формы финансовой помощи инвестором, как иностранным, так и национальным.
Для того чтобы получить финансовую поддержку согласно нормам названного закона инвестиции должны соответствовать одному из перечисленных условий:
— объем новых инвестиций должен превышать 10 млн евро;
— объем инвестиций в развитие и модернизацию существующего бизнеса должен превышать 500 тыс. евро и должно обеспечиваться функционирование 100 или более рабочих мест (50 рабочих мест для инвестиций в приоритетные регионы) на протяжении по крайней мере пяти лет;
— в результате инвестиций должно обеспечиваться создание 20 и более новых рабочих мест на протяжении по крайней мере пяти лет;
— инвестиции должны обеспечивать внедрение новых технологий, которые позволяют производить современные и конкурентоспособные товары либо услуги;
— инвестиции должны обеспечивать внедрение новых и отвечающих современным экологическим требованиям технологий. Финансовая поддержка осуществляется в перечисленных ниже формах:
— для инвесторов: субсидирование, размер которого устанавливается в процентах от объема инвестиций. При этом размер субсидии не может превышать 50% от максимального объема государственных инвестиций в регионе; субсидирование в размере не более 4 тыс. евро за каждое созданное рабочее место; субсидирование в размере до 1150 евро за подготовку и обучение каждого нанятого работника.
— для региональных сообществ: помощь в создании либо улучшении региональной инфраструктуры в целях привлечения инвесторов.
Детали предоставления финансовой поддержки устанавливаются в соглашениях, заключаемых между министерством экономики и инвестором либо между инвестором и региональным сообществом. Каждое соглашение фиксирует обязательства инвестора и/или сообщества, в частности, месторасположение предприятия и размер инвестиций; временные рамки инвестиционного проекта; количество трудоустраиваемых работников и учебных курсов; размер и временные рамки оказываемой финансовой поддержки; условия возвращения инвестором предоставленных средств.
Иностранные инвесторы выделяют ряд моментов, которые оказывают негативное влияние на их деятельность (2). Так, польское законодательство не запрещает иностранным специалистам жить и работать в стране. Однако на практике существуют значительные трудности в получении польской визы и разрешения на работу: последнее выдается региональными властями, которые чрезмерно долго оформляют этот документ, а польская виза должна быть получена только в стране, гражданином которой является заявитель, и не может быть получена в Польше или третьей стране. При этом процедуры оформления обоих документов очень бюрократизированны.
Достаточно показателен и следующий факт: хотя и нет никаких ограничений на участие иностранных инвесторов в финансируемых государством под эгидой национального Комитета по научным исследованиям (the Committee for Scientific Research) научно-исследовательских программах, на практике ни один иностранный инвестор не участвовал ни в одной программе.
Отмечены и случаи дискриминации- в отношении частных инвесторов, как иностранных, так и национальных: различные формы помощи и содействия, оказываемые национальными и региональными властями государственным компаниям. Например, налоговые органы позволяют крупным неэффективным и испытывающим финансовые затруднения государственным предприятиям задерживать уплату налогов или вообще не платить определенную их часть.
А недостаточная прозрачность политики и деятельности польских властей в экономической сфере и наличие многочисленных бюрократических барьеров признаются и самими властями страны.
С.ЗАГОРОДНИКОВ, аспирант кафедры МЭ и МВКО Финансовой академии при Правительстве РФ
Источники: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Прямые_иностранные_инвестиции_в_Европе, http://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/в-2015-г-прямые-иностранные-инвестиции-в-мире-выросли-на-треть-а-в-странах-с, http://advokat-euro.ru/press.htm?id=150
Источник: