Экономическое обоснование инвестиций
Обоснование инвестиций в проектировании
Обоснование инвестиций в проектировании. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) [1] — основной предпроектный документ, который отвечает на вопрос «быть или не быть» проекту.
Обоснование инвестиций разрабатывается, как правило, заказчиком с привлечением, при необходимости, на договорной основе научно-исследовательских и проектных (или проектностроительных) организаций, других юридических и физических лиц. Настоящий документ содержит принципиальные, обобщенные подходы, требования и рекомендации по составу и содержанию обоснований на строительство объекта.
В качестве основного предпроектного документа ТЭО было воспринято не сразу, поскольку те вопросы, что разрабатываются в ТЭО по ходу развития технологии проектирования, входили в другие проектные работы. Однако с течением времени этот проектный документ постоянно совершенствовался.
С 1930-х до 1970-х годов в одних проектных организациях выполнялись ТЭО, в других — ТЭД (технико-экономические доклады), но общей задачей был предварительный поиск оптимальных экономических решений. За разработкой ТЭО или ТЭД проектная организация начинала разрабатывать проект ное задание на основе принятых технических решений по технологии, энергетике, строительству и т.д. Утвержденное проектное задание чаше всего было единственным обоснованием для инвестирования строительства объекта.
Период разработки ТЭО (ТЭД) и проектного задания был довольно длительный — 2—3 года, что сдерживало развитие отраслей, строительство новых основных фондов, не корреспондировалось с планированием развития народного хозяйства.
В соответствии с «Указаниями» 1 в состав ТЭО вошли такие пункты:
- • определение потребности народного хозяйства в продукции предприятия (сооружения), его проектной мощности и специализации;
- • обеспечение предприятия сырьем, полуфабрикатами, электроэнергией, топливом и водой;
- • обоснование размещения предприятия;
- • основные технологические решения;
- • состав предприятия;
- • основные строительные решения;
- • экономика строительства и производства.
Согласно этим положениям ТЭО объединило два разработанных ранее документа ТЭО (ТЭД) прежнего состава и проектное задание.
Технико-экономическое обоснование называлось в указанном Постановлении «предпроектным документом», хотя при формировании очередного пятилетнего плана 1971 — 1975 гг. оно использовалось уже как предплановый документ. Объемы проектной работы были достаточно представительными и достоверными, так что при планировании могли использовать этот вид документа для многих плановых решений.
Но одно предложение, принятое в «Указаниях», расстраивало все намерения и ожидания для наведения порядка в планировании капитального строительства. В подразделе (ж) «Экономика строительства и производства» [2] [3] было записано, что в ТЭО определяются «ориентировочные объемы капитальных вложений, в том числе строительно-монтажных работ по промышленному и жилищно-гражданскому строительству, с учетом сопряженных затрат в смежные отрасли промышленности народного хозяйства».
Возложение на ТЭО функций двух ранее существовавших документов ТЭО (ТЭД) и проектного задания ослабили требования к определению стоимости строительства. Запись «ориентировочные капитальные вложения. » в корне противоречила ранее существовавшему положению проектного задания, в котором значилось: «Должна быть доказана техническая возможность и экономическая целесообразность всех основных проектных решений». Это означало, что показатели должны быть достоверными и по ним должно начинаться и заканчиваться строительство объекта. Жесткость этого требования нужно было сохранить и в новом ТЭО. В результате обсуждения «Указаний» министерства и ведомства предложили требования к определению стоимости строительства снять и определять только ориентировочные капитальные вложения.
Одним из мотивов такого подхода было стремление хозяйственников «приукрасить технико-экономические показатели» тех объектов, которые должны быть включены в титульный список плана капитального строительства очередной пятилетки. Заниженная стоимость строительства обеспечивала высокую окупаемость вложений, поскольку в ТЭО разрешается определять «ориентировочные капитальные вложения», то само собой разумеется, что в техническом проекте должна происходить корректировка стоимости строительства объекта по смете в большую сторону. Иногда это увеличение достигало двукратного и более размера по сравнению со стоимостью строительства, определенной в ТЭО. При этом многие министерства предлагали уточнять сметную стоимость еще и по рабочим чертежам. И так проходила по всем министерствам и ведомствам постоянная корректировка стоимости строительства в большую сторону. Такое «узаконенное обкрадывание» государства стало массовым явлением. Не было случаев, чтобы стоимость строительства объекта, определенная в ТЭО, уменьшалась или сохранялась на том же уровне в техническом или технорабочем проекте.
Тысячи объектов, включенные в пятилетние планы с «ориентировочными капитальными вложениями», требовали увеличения финансирования в связи с уточнением стоимости строительства в техническом проекте или технорабочем проекте в несколько раз. А поскольку это явление носило массовый характер, в стране постоянно создавался искусственный дефицит инвестиций в капитальные вложения по всем министерствам и ведомствам.
Постоянные корректировки планов, переключение инвестиций с одних объектов на другие дезорганизовывали планирование капитального строительства, стройки «замораживались» на неопределенное время, страна не получала нужных видов продукции новых поколений.
Сроки строительства объектов растягивались и выходили за пределы нормативных и расчетных, нарастало количество переходящих строек, в незавершенном строительстве омертвлялись огромные средства, эффективность капитальных вложений падала. Государство работало на «черную дыру», вкладывая огромные средства в обновление основных фондов производства и не получало от него нужной отдачи и возмещения вложенных средств в обещанные в ТЭО сроки.
В середине 1970-х годов это явление было вскрыто и соответствующие ведомства получили поручение по подготовке предложений, направленных на искоренение этого явления в экономике страны.
В мае 1974 г. под эгидой Правительства СССР состоялось Всесоюзное совещание работников проектных и изыскательских организаций страны. Оно приняло рекомендации, направленные на совершенствование проектно-сметного дела; обратило особое внимание на необходимость разработки ТЭО как предпланового документа, дополняющего и развивающего прогнозные оценки и решения. Было установлено, что расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией и предусмотренная в утвержденном ТЭО, является лимитом на весь период проектирования и строительства и учитывается при составлении планов капитального строительства [4] .
В ТЭО определяются традиционные параметры проектируемого предприятия: производственная мощность, номенклатура и качество выпускаемой продукции, обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, электро- и теплоэнергией, водой и трудовыми ресурсами. На основе сравнения вариантов выбираются наиболее эффективные технические, организационные, экономические (специализация, кооперирование производства и т.п.) решения по эксплуатации и строительству объекта, включая выбор конкретной площадки для строительства, определение расчетной стоимости строительства и основных техникоэкономических показателей.
Предусматриваемые в ТЭО технический уровень, основные технико-экономические показатели и качество выпускаемой продукции после окончания строительства предприятия должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных предприятий.
Итак, при разработке ТЭО необходимо:
- • учитывать перспективы развития науки и техники, предусматривать применение при строительстве предприятия прогрессивных строительных решений;
- • обеспечивать высокую эффективность используемых капитальных вложений и минимизировать объемы строительно-монтажных работ на основе вариантной проработки строительных решений;
- • предусматривать строительство предприятий, как правило, очередями с определением основных технико-экономических показателей на полное развитие и на очереди;
- • обеспечивать рациональное и экономное использование земель, материальных, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов;
- • предусматривать комплексное решение вопросов строительства объектов производственного назначения, жилых домов, объектов социально-бытового назначения и природоохранные мероприятия;
- • при рассмотрении вариантов технических решений учитывать сейсмичность районов размещения предприятий, комфортность или дискомфортность природной среды обитания их работников, взрыво- и пожаробезопасность предприятий.
В технико-экономическом обосновании необходимо определять стоимость строительства объектов, поскольку в условиях перехода к рыночным отношениям занижение стоимости строительства в результате реализации проекта приведет заказчика к банкротству из-за неполучения ожидаемых результатов от вложенных в объект инвестиций.
Цели любого наращивания или обновления производственных фондов могут быть достигнуты, если все участники процесса созидания новых фондов будут решать задачи на высшем техническом уровне. Однако часто вновь вводимые фонды (или реконструируемые) по своим технико-экономическим показателям уступают зарубежным аналогам из-за того, что отечественные машиностроители поставляют машины и оборудование устаревших конструкций, сконструированные для производств с устаревшими технологиями. Громоздкость технологического, энергетического и нестандартного оборудования, завышенные габариты, большая масса продукции машиностроения приводят к увеличению производственных площадей, а в итоге — к неоправданному увеличению объемов строительно-монтажных работ и абсолютных и удельных капитальных вложений по сравнению с аналогичными объектами строительства за рубежом.
В технико-экономических обоснованиях должны быть разработаны вопросы о сроках строительства и основные решения по его организации, об объемах строительно-монтажных работ по годам, адекватном развитии приобъектной базы строительной индустрии и возможности поставки строительных материалов, деталей, конструкций и т.п., о кооперации с другими базами региона и отрасли. Каждое предприятие в современных условиях может успешно развиваться и выполнять поставленные задачи лишь в условиях рынка. Поэтому маркетинговые исследования должны сопровождать ход проектирования и строительства предприятия; пуск в эксплуатацию новых производственных мощностей должен гарантировать активный сбыт продукции с помощью организованной системы рекламы.
Эффективна разработка ТЭО на конкурсной основе. В период перехода к рыночным отношениям разработка ТЭО предусматривает:
- • проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, поведение основных конкурентов, мар- гетинговая стратегия, программа повышения авторитета продукции и т.п.);
- • подготовку программы выпуска продукции;
- • подготовку пояснительной записки, включающей данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;
- • подготовку исходно-разрешительной документации;
- • разработку технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования; загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств; производственный процесс, используемые сырьевые и другие материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы);
- • градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;
- • инженерное обеспечение;
- • мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;
- • описание организации строительства;
- • данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;
- • описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;
- • сметно-финансовую документацию, в том числе оценку издержек производства; расчет капитальных издержек; расчет годовых поступлений от деятельности предприятий; расчет потребности в оборотном капитале; проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта; предполагаемые потребности в иностранной валюте; условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;
- • оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;
- • планирование сроков реализации проекта;
- • оценку коммерческой эффективности проекта;
- • анализ бюджетной и (или) экономической эффективности проекта при использовании бюджетных инвестиций;
- • формирование условий прекращения реализации проекта.
- [1] Термин технико-экономическое обоснование (ТЭО) в последних нормативныхизданиях заменен на термин обоснование (См. СП-1-01—95, Госстрой России. —М., 1998). В учебнике термин ТЭО сохранен, потому что он наиболее точно отражает суть этого предпроектного документа и его экономическую основу, связанную с экономическим обоснованием новой техники и технологии.
- [2] Указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономическихобоснований (ТЭО) проектирования и строительства крупных и сложных предприятий и сооружений. Утверждены Постановлением Госплана СССР № 1 от9 января 1970 г.
- [3] Там же. С. 7.
- [4] Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (апри необходимости и по другим объектам) утверждены Постановлением Госплана СССР и Госстроя СССР № 95/60 от 24 апреля 1985 г.
Формирование инвестиционного замысла. Исходные данные;
Результаты «Обоснования инвестиций» служат основой для непосредственного проектирования объектов.
Предпроектная стадия
На первой стадии (предпроектной) происходит формирование инвестиционного замысла и предпроектное исследование инвестиционных возможностей.
В ходе ее определяют:
— назначение и мощность объекта,
— выполняют оценку возможностей финансирования и достижения дорогой намеченных технико-экономических показателей.
Заказчик в местные органы исполнительной власти представляет ходатайство о намерениях.
В ходатайстве приводят:
— основные технические и технологические данные о железной дороге
— основное ее направление,
— примерная численность рабочих,
— обеспечение работников жильем и объектами социального назначения,
— ориентировочная потребность в сырье, материалах, воде, энергии, земельных ресурсах;
— соображения о влиянии дороги на окружающую среду.
После получения положительного заключения на ходатайство о намерениях заказчик разрабатывает «Обоснование инвестиций в строительство». В результате принимают решения о хозяйственной, экономической и социальной целесообразности инвестиций.
Кроме того, эти материалы могут быть использованы для разработки бизнес-планов, проведения социологических исследований, а также для переговоров с государственными и местными органами местной власти о предоставлении налоговых льгот, субсидий и т.д.
При формировании инвестиционного замысла для выбора и предварительного обоснования проектного решения составляются принципиальные схемы организации строительства и схемы транспорта местных строительных материалов по каждому варианту транспортного обслуживания района, по каждому направлению развертывания строительства.
Исходными материалами для этого служат:
· схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства,
· схемы развития и размещения производительных сил экономического района;
· существующая транспортная сеть,
· линии связи и электропередачи,
· возможность их реконструкции и использования для нужд строительства;
· директивные указания о сроках ввода линий в постоянную эксплуатацию,
· инженерно- геологические и климатические условия строительства;
· проекты организации железных дорог уже эксплуатируемых или еще строящихся в аналогичных условиях,
· эталоны проектов организации строительства;
· сведения о возможных преградных сооружениях на трассе (больших и внеклассных мотах, тоннелях, сосредоточенных объемах земляных работ и т.д.);
· возможные места расположения опорных пунктов, подъезды к ним;
· наличие в примыкающем районе предприятий строительной индустрии, их мощность, возможность реконструкции и использования для нужд новостройки;
· населенные пункты, возможность использования их для дислокации строительных подразделений.
На этом этапе последовательно решают задачи выбора типа транспортного обслуживания развивающегося района и определения основного направления трассы.
В качестве конкурирующих вариантов могут быть рассмотрены:
Наиболее общим случаем является комбинация этих видов транспорта: автомобильного с железнодорожным, железнодорожного с водным (речным или морским), железнодорожного одновременно с трубопроводным или автомобильным и т.д.
На основе спутниковой съемки, крупномасштабного картирования, предварительных выборочных изысканий и проектирования по наиболее характерным местам определяют варианты трассы, комплексы основных сооружений, выполняется их размещение по линии строительства.
Для построения принципиальных схем организации строительства по каждому варианту (по укрупненным показателям) определяют:
— объемы основных строительно-монтажных работ,
— очередность и примерные сроки строительства;
— объемы капитальных вложений (в том числе для строительно-монтажных работ по промышленному и жилищно-гражданскому строительству) с учетом затрат в смежные отрасли народного хозяйства.
При этом выявляют ресурсы строительных организаций, необходимые для завершения работ по данному варианту вида транспорта или направления строительства железной дороги в соответствии с генеральным планом развития района.
Ресурсы строительных организаций:
— людские и материальные ресурсы — возможный генподрядчик (например, акционерное общество АО «Территориальный строительно-монтажный трест»),
— предполагаемая мощность генподрядчика,
— специализированные субподрядные организации (механизированные колонны по сооружению земляного полотна, мостоотряды и др.).
Определяют возможных поставщиков материалов и изделий. Лимит стоимости строительства определяется на основании предварительных сметных расчетов по укрупненной удельной стоимости 1 км длины главных путей. Эти данные корректируются с учетом местных условий по имеющимся аналогам и материалам предварительного проектирования на отдельных наиболее характерных местах. В соответствии со схемами организации строительства капитальные вложения распределяют по периодам строительства.
Важной задачей, решаемой на этом этапе, является поиск источников финансирования инвестиционной деятельности. Это могут быть федеральный или региональный бюджеты, амортизационные отчисления и прибыль предприятий, заемные средства и прочие источники.
На этом этапе выполняют инновационный, патентный и экологический анализы технического решения; проверяют необходимость выполнения сертификационных требований; проводят предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами; ведут предварительный отбор строительных организаций, способных реализовать проект; подготавливают информационный меморандум реципиентов (строительных организаций).
Обоснование инвестиций
Обоснованием принято считать процесс или действие, направленное на принятие и объяснение того или иного довода, либо аргумента.
, в свою очередь, является аргументация и доказательство необходимости, а также экономической, финансовой, социальной целесообразности вложений или инвестиций.
Обоснование инвестиций включает в себя целый ряд технических и экономических факторов, которые принимаются во внимания и, исходя из которых, делается вывод о необходимости инвестиций.
При принятии решения о необходимости инвестиций рассматривают следующие факторы
- цель инвестиций
- условия инвестиций
- анализ производства и оценка востребованности выпускаемой продукции
- обеспеченность производства ресурсами и материалами
- анализ стратегии и политики развития организации
- оценка производственных мощностей предприятия
- учет экологической составляющей проекта
- анализ квалифицированности рабочей силы на предприятии.
Затраты на проведение обоснования инвестиций составляют до 10 процентов от общего объема инвестиций.
Основные причины, подталкивающие к обоснованию инвестиций
- освоение предприятием новых видов деятельности и новых рынков сбыта готовой продукции
- рост производства
- обновление и ремонт уже имеющейся технической и материальной базы предприятия.
Обоснование инвестиций при росте и расширении производства достаточно легки и прозрачны. Менеджмент организации четко представляет необходимые затраты и издержки, которые связаны с этим.
Однако при выходе предприятия на новые рынки или освоения новых видов деятельности, обоснование инвестицийгораздо сложнее. Это происходит по целому ряду причин. При осуществлении нового вида деятельности компания не может гарантировать высокий уровень реализации продукции, также положение компании на рынке может измениться, могут потребоваться дополнительные финансовые средства и т.д.
Экономическое обоснование инвестиций
Экономическое обоснование инвестиций напрямую зависит от размера и объемов этих самых инвестиций. Чем крупнее вложения, тем глубже и щепетильней анализ и оценка предполагаемого объект инвестиций.
В ходе анализа происходит оценка финансового, технического и др. состояния предприятия. Проводится совместный анализ, и выявляются направления движения и пути достижения целей инвестиционной программы. Закладывается бюджет, определяются источники финансирования и структура инвестиций. На основании проделанной работы принимается решение о целесообразности инвестиций.
На основе политики и стратегии предприятия, а также на основе его финансового плана развития происходит экономическое обоснование инвестиций. Осуществляется расчет финансовой устойчивости предприятия, оценивается риск возврата инвестиций и подбираются наиболее возможные и выгодные источники финансирования исходя из существующих условий.
Технико-экономическое обоснование инвестиций
В современных реалиях крупные капиталовложения не могут быть успешно реализованы без технико-экономического обоснования инвестиций, а также без проведения параллельного анализа и изучения всех альтернативных вариантов инвестирования.
Перед осуществлением капиталовложений необходимо оценить все производственные аспекты потенциального объекта инвестиций. Оценить наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов. А также проанализировать использование в долгосрочной перспективе. Хватит ли организации материалов и сырья, денежных средств и трудовых ресурсов и т.д. для производства?
Технико-экономическое обоснование инвестиций в первую очередь направлено на анализ возможности достижения предприятием максимально возможных экономических результатов при минимальных издержках на производство и реализацию.
На сегодняшний день достаточно широко распространена практика привлечения специалистов на конкурсной основе для проведения технико-экономического обоснования инвестиций.
Технико-экономическое обоснование инвестиций должно отражать коммерческую состоятельность запланированных вложений, сроки, источники, а также их структуру и т.п.
В случае если вложения инвестора служат для реализации конкретного инвестиционного проекта, то технико-экономическое обоснование, как правило, состоит из следующих разделов:
- данные, отражающие наличия у предприятия необходимых средств для реализации проекта земельные участки, оборудование, транспорт, инфраструктура и т.п.)
- оценка объема и рынка сбыта продукции
- наличие материальных, финансовых и трудовых ресурсов
- анализ технических и технологических особенностей предприятия
- оценка состава и структуры управления предприятия
- составление перечня НИОКР, необходимого для реализации инвестиционного проекта.
Также любое технико-экономическое обоснование инвестиций помимо общих показателей включает в себя и основные параметры проекта:
- срок окупаемости инвестиций
- валовая и частая прибыль
- полная и производственная себестоимость продукции
- рентабельность инвестиций.
(Пока оценок нет)
Источники: http://studref.com/465942/ekonomika/ekonomicheskoe_obosnovanie_investitsiy, http://studopedia.su/10_66924_formirovanie-investitsionnogo-zamisla-ishodnie-dannie.html, http://investicii-v.ru/obosnovanie_investicij/
Источник: